Роль рисования в развитии речи ребенка
Алла Мокрецова
Развитие речи детей в процессе рисования
Рисование очень тесно связано с работой по развитию речи детей. В процессе рисования, как и в процессе работы по развитию речи развиваются художественно-образные представления, мышление и речь, совершенствуются внимание и память.
Рисуя и экспериментируя, дети задают вопросы педагогу, друг другу, обогащается и активизируется их словарный запас.
Во время рисования решаются специальные задачи по развитию речи детей, обогащается словарь, совершенствуется разговорная речь, подготавливается появление связной речи.
Рисование способствует воспитанию правильного движения, расширяет графические возможности детей. В этом виде деятельности задействованы различные группы мышц кисти руки.
Всем известно, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ установили, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга.
Вспомним такие детские игры как «Ладушки», «Сорока — белобока», «Коза рогатая» и другие, ведь в них не только развлекательное, а и развивающее воздействие. Дети выполняют движения руками и запоминают потешку.
Основной задачей обучения изобразительному искусству является воспитание у детей чувства прекрасного, понимания красоты в окружающей жизни, потребности в изображении предметов и явлений окружающей действительности, развитии изобразительных навыков, основанных на использовании различных способов выразительности -цвета, линии, формы, композиции, разнообразных материалов. Рисование позволяет решать коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать такие положительные качества, как самостоятельность и целенаправленность в выполнении работы, усидчивость и настойчивость, умение довести работу до конца, аккуратность.
Первым шагом в развитии понимания речи в процессе рисования является усвоение номинативной (назывательной) функции слова: все, что находится вокруг ребенка, все, что он делает и, как делает, получает название.
Для того чтобы слово-название стало словом-понятием, на него надо выработать большое число различных условных связей, в том числе и двигательных. Ребенок приучается вслушиваться в короткую фразу взрослого, понимать смысл постепенно усложняемых высказываний, новых слов, уточняет их лексические, фонетические, грамматические оттенки. Слово помогает ребенку в осмыслении процессов изображения.
При подготовке любой деятельности педагог думает: как её организовать так, чтобы достичь поставленной цели и задач, пробудить в детях стремление к знаниям, активности, самостоятельности, воспитывать у них трудолюбие и при этом не утратить интереса на протяжении процесса и не утомить?
Игровые упражнения, используемые в процессе рисования и тесно связанные с развитием речи.
«Узнай и назови».
Перед рисованием овощей и фруктов дети учатся различать предметы по форме и по цвету; а с помощью операции сравнения однородных и разных по цвету предметов у детей формируется навык согласования прилагательных с существительными разных родов: «У меня огурец – зеленый, овальный. У меня капуста – зеленая, круглая».
«Слово на ладошке» — Я ладошку раскрываю, слова ваши принимаю.
Дети проходят лексическую тему «Осень». Перед тем, как рисовать дерево, дети могут «сложить на ладошку» красивые слова об осенних листьях: багряные, золотые, легкие, воздушные, разноцветные, листопадные.
«Цветные страницы».
Детям читается произведение, ведётся беседа по прочитанному, закрепляются цвета и оттенки, услышанные в тексте, а затем дети сами выбирают какую страничку какого цвета они будут рисовать.
«Зоопарк».
Дети рисуют различных зверей. При этом повторяются и уточняются названия животных, обсуждаются их повадки, внешний вид, среда обитания.
«Назови жанр».
Рассматривание жанровых картин и заучивание стихов с использованием схемы.
«Из чего состоит?».
Дети разбирают картины по жанрам и должны составить описательные рассказы из чего состоит натюрморт (портрет, пейзаж).
«Узнай и назови сказку».
Перед рисованием по сказкам детям сначала читают сказку, проводят беседу по содержанию, загадываю загадки.
«Художественный салон».
Дети рассматривают выставленные в «художественном салоне» репродукции картин. Картину можно «купить» в том случае, если сумели рассказать, как называется произведение, почему картина понравилась.
Как писала Н. К. Крупская «Ребёнок очень рано начинает стремится самыми разнообразными способами выразить полученные им впечатления: движениями, словами, мимикой. Надо только дать ему возможность расширить область выражения складывающихся у него образов».
Литература:С. А. Миронова. «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях». – М. ; Просвещение, 19991год.
Н. В. Шайдуровна «Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста». М. : – 2010.
Источник
Речь для человека – важнейший фактор его развития, социализации. С помощью речи мы обмениваемся информацией, взаимодействуем друг с другом. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.
Воспитание звуковой культуры речи детей является составной частью системы работы по развитию речи. Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно вместе с развитием ребенка. Речь (особенно детская) – это сложная психо-физиологическая функция и развитие ее зависит от многих моментов.
Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Значительную часть коры больших полушарий мозга человека занимают клетки, связанные с деятельностью кисти рук, в особенности её большого пальца, который у человека противопоставлен всем остальным пальцам, а также клетки, связанные с функциями мышц органов речи – губ и языка. Развитие мелкой моторики рук является одним из главных средств эффективного развития речи ребёнка.
Поскольку учеными (М.М. Кольцовой, Е.И. Исениной, А.В. Антаковой-Фоминой и др.) установлена взаимосвязь развития мозга и мелкой моторики, можно отметить большую роль развития мелкой моторики в развитии психических процессов детей, которые влияют на развитие личности в целом. М.М. Кольцова отмечала, что движение руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию.
В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума, а чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее.
Большое значение в развитии мелкой моторики рук имеет художественное творчество: лепка, аппликация, рисование, оригами, пальчиковый театр в процессе которых ребёнок осуществляет действия с различными материалами и инструментами позволяющими овладеть сложными, дифференцированными навыками и умениями, развивающими силу мышечных усилий, ручную умелость, что влияет на речь ребенка. Чем раньше начать работу по развитию мелкой моторики рук, тем более вероятен успех в развитии речи ребенка.
Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных, таких, как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.А. Лурия. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи.
Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Моторные центры речи находятся рядом с моторными центрами пальцев рук, поэтому, стимулируя моторику, мы развиваем речь.
Художественное творчество (рисование, лепка, аппликация, конструирования, оригами) являются одним из способов, позволяющих развивать мелкую моторику пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга.
Деятельность с бумагой, красками, карандашами, пластилином – отражает и углубляет представления детей об окружающих предметах, способствует проявлению умственной и речевой активности. Занятия с разными видами художественного творчества активизируют сенсорное развитие ребенка, его моторику, пространственное восприятие, положительно воздействуют на формирование речи.
Роль рисования в развитии речи
Рисование развиваетмышление, восприятие, воображение, мелкую моторику, что теснейшим образом связано с развитием активной речи ребенка.
Маленьким художникам очень нравится рисование пальчиками и ладошками. Пальчиковые манипуляции способствуют развитию речи и психики. Работа с красками положительно влияет на цветовосприятие и память малыша. Данный вид рисования хорошо развивает мелкую моторику, что влияет не только на умение малыша использовать свои ручки, но и способствует развитию речи. Центр, отвечающий за движения, расположен в коре головного мозга совсем рядом с речевым центром, и когда начинает работать первый, он заставляет трудиться и второй.
Доказано, что движения пальцев рук стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка.
Рисование пальчиками – это хороший рефлекторный массаж. На ладонях находятся определенные точки, которые связаны со всеми органами тела. Массажируя эти точки, можно добиться улучшения состояния организма в целом. Рисуя, малыш учиться строить «причинно — следственные» связи, учится логически мыслить.
Роль аппликация в развитии речи
Первые впечатления о величине предметов, их форм и расположения в пространстве у ребенка складываются при помощи тактильно – двигательного восприятия. Аппликация в развитии моторики позволяет ребенку научиться выполнять тонкие и точные движения пальцев рук, а от этого напрямую зависит работа мыслительных и речевых центров головного мозга. Очень важно уже в раннем возрасте развивать у ребенка навыки ручной умелости, формировать механизмы, которые необходимы для накопления практического опыта малыша, а также для овладения письмом в будущем. При хорошей организации занятий по аппликации у человека мелкая моторика будет развиваться гораздо быстрее.
Занятия аппликацией одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий ведется непрерывный разговор с детьми, взрослый эмоционально комментирует происходящее на занятии. Игровая организация деятельности детей повышает их речевую активность, вызывает речевое подражание. Можно говорить о том, что занятия аппликацией стимулируют развитие коммуникативной функции речи, способствуют расширению активного и пассивного словаря детей.
Роль лепки в развитии речи
Во время работы с пластилином у ребенка развиваются тонкая моторика рук, сила и подвижность пальчиков, он учится координировать движения обеих рук, соответственно приобретает сенсорный опыт. При создании своей поделки малыш использует сразу обе руки, в этот момент задействованы все пальцы и внутренняя поверхность ладоней. Удивительно, но лепка из пластилина дает тот же эффект, что и массаж рук.
Можно проводить занятия лепкой так, чтобы они одновременно были и занятиями по развитию речи. Для этого в процессе работы надо попросить малыша рассказать о своих действиях. Предварительно можно побеседовать с ребенком о том, что он собирается вылепить, какой формы и величины должно быть его изделие, где его надо расположить, как потом раскрасить – все это стимулирует речевую деятельность малыша.
Кроме того, в беседе ребенок усваивает много новых слов. Следовательно, лепка положительно влияет на расширение пассивного и активного словаря дошкольника. Поставить и разыграть спектакль. При совместном выполнении какой-нибудь модели дети учатся общаться и взаимодействовать друг с другом, правильно выражать свои мысли, объяснять задуманное. Помимо этого, такая работа благотворно скажется на их развитии, ведь умение трудиться в коллективе очень важно для будущего школьника.
Роль оригами в развитии речи
Оригами – искусство складывания из бумаги («ори» – складывать, «гамии» – бумага) – является одним из вариантов развивающих мелкую моторику. Известно, что речь без чувственного опыта не возможна. Оригами же позволяет ребёнку всё «прочувствовать» и «прощупать» пальчиками. Кроме того, доступность бумаги как материала, лёгкость её обработки (способность сохранять придаваемую ей форму) – всё это привлекает детей, а возможность «преобразить» простой листок бумаги вызывает большой интерес.
Исходя из вышесказанного, есть все основания рассмотреть технику оригами как технологию речевого развития ребёнка.
Материал по оригами можно использовать в соответствии с лексическими темами занятий по развитию речи. Что может быть интереснее, как создать что-то своими руками и рассказать об этом? Яркие образы персонажей дают возможность использовать их для пересказов и рассказов знакомых детьми произведений и сказок, для собственного сочинительства, развивают диалогическую и монологическую речь детей.
Таким образом, развивая моторику рук, с помощью элементов художественного творчества можно значительно улучшить речевое развитие детей дошкольного возраста, что способствует в будущем успешную подготовку к школе. Выполняя руками творческую работу любого направления, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка.
Консультацию подготовила
воспитатель Рысюкова А.В.
Список использованных источников
1.Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М., 1973.
2.Ращупкина С.Ю. Лепка из глины для детей. Развиваем пальцы и голову Издательство: Рипол Классик ,2010.
3.Скоцкая Л.А. Организация педагогического процесса в развитии речевой деятельности дошкольников https://festival.1september.ru
4.Шилова Л.В. статья Оригами как технология речевого развития дошкольников https://nsportal.ru/
5.Янушко Е.А. «Аппликация с детьми раннего возраста https://www.razumniki.ru
Источник
Здравствуйте, уважаемые читатели!
Хотите узнать как заинтересовать ребенка (Р), устроить креативный досуг, используя рисование как средство развития речи? Сегодня поговорим о том, как детское творчество может помочь малышам с проблемами дикции. Влияние изобразительной деятельности на овладение навыками родного языка неоспоримо.
Дети расширяют словарный запас, тренируют мелкую моторику рук, выражают свои мысли и эмоции на бумаге, совершенствуют память и внимание. Но как быть, если у сына или дочки нет таланта художника? Не нужно быть вторым Пикассо, достаточно получать удовольствие от творческого процесса, а нетрадиционные техники помогут вашим отпрыскам преодолеть страх неудачи и создать свои первые творческие шедевры.
Развитие речи через нетрадиционные техники рисования
Во время творческих занятий:
- запоминаются новые слова;
- развивается мелкая моторика рук;
- задействуется речевой центр;
- расширяется кругозор;
- приобретаются навыки работы с новыми материалами;
- снимаются детские страхи и неудачи;
- развивается фантазия и воображение;
- проходит обучение чувству ритма, композиции, цветокоррекции;
- появляется уверенность в собственных силах;
- тренируется внимание и усидчивость.
Влияние рисования на развитие речи доказано научно. Дело в том, что моторное развитие тесно связано с уровнем интеллектуального и речевого развития. Мозговые центры, отвечающие за движения рук находятся совсем рядом с центром речи и стимулируют его работу. Получается, развитие мелкой моторики нужно не только для того, чтобы держать ложку или кисть, но в первую очередь, для формирования важных речевых навыков.
Процесс создания рисунков у детей с речевой патологией заменяет мощную тренировку моторики, поэтому изобразительные упражнения необходимо включить в план коррекционных занятий. Задача родителей и педагогов — помочь малышу вступить во взрослую жизнь, адаптироваться в обществе ровесников, наладить коммуникацию. Пальчиковые игры и творческие задания помогут подрастающему поколению преодолеть языковые нарушения.
Каждое изобразительное упражнение сопровождается разговором — вопросами, объяснениями, описаниями: ребенок не только развивает мелкую моторику, но и пополняет словарный запас. Предложения становятся более грамотными и осмысленными, ребята сами стремятся к общению. Также полезно проводить тематические занятия, например, чередовать тему времен года с животными, птицами и растениями: так ребенок узнает больше информации об окружающем мире.
Как наладить контакт с ребенком?
Вы уже поняли, что рисунок помогает ребенку расширить общие знания, получить новые навыки и умения. Но как же заинтересовать маленького исследователя и превратить скучное занятие в настоящее приключение? Деткам с особенностями развития, например с аутистическими чертами, необходимо почувствовать эмоционально-комфортную обстановку, которая будет способствовать интересу, самовыражению и творческим порывам ребенка. Следует определить уровень подготовки будущего творца и узнать о его собственных интересах.
Темы для творческих упражнений нужно подбирать так, чтобы дети сами хотели вникнуть в задание и высказаться на бумаге. Во время занятия необходимо общаться с юным художником, показывать новые приемы и материалы, предлагать ребенку выбрать нетрадиционную технику самостоятельно. Однотипные занятия быстро наскучивают, а вот интересные креативные решения подарят яркие эмоции и стимул к изобразительной деятельности.
А это именно это и нужно для успешного развития моторики и речи! Часто чередующиеся упражнения помогут быстрее усвоить понятия формы, цвета, интенсивнее задействовать центры речи. Спрашивайте, что он хочет нарисовать и почему, а в конце занятия разузнайте о том, что получилось.
Самые необычные и наиболее креативные техники
Итак, давайте рассмотрим самые популярные техники нетрадиционной изобразительной деятельности, которые понравятся малышам с разным уровнем художественных способностей.
Рисование пальчиками
Попробуйте развивать речь на занятиях, макая пальчиками в краски, и вы поймете, что это не только эффективно, но и весело! Такой вариант отлично подойдет для дошкольников, которые еще не могут виртуозно держать кисточку или карандаш. Упражнения будут полезны не только для речевого развития, но и для повышения тактильной чувствительности крохи, знакомства с цветом. Итак, что делать?
Начать занятие можно с яркого отпечатка детской ладошки, которая легко превратится в птицу или зверька, например в ежика или бабочку, а отпечатки пальцев — в ягоды или листья. Рисовать можно на большом листе бумаги (ватмане), на кафельных стенах в ванной комнате и даже на обоях — пальчиковые краски быстро смываются с любой поверхности и оставляют после себя лишь радость и положительные эмоции.
Не стоит ограничивать детское творчество, позвольте художнику раскрыться и получить удовольствие от креативного занятия. В наборы пальчиковых красок также входят трафареты и печати, которые разнообразят досуг.
Штампование
Простая и интересная техника. Вместо обычных магазинных штампов предлагаем вам использовать подручные средства: листья деревьев, цветы, разрезанные половинки фруктов и овощей, дно бутылки или стакана и все то, что попадется под руку. Предмет необходимо покрыть краской и смело отпечатывать на листе. Получаются интересные и творческие работы-композиции, которые помогут детям понять форму разных предметов и попробовать себя в роли декоратора. Во время упражнения можно выучить новые слова, например, названия цветов или деревьев.
Паспорту
Техника, которая превратит любые «каляки-маляки» в настоящее искусство. Задача родителя или педагога — подготовить плотный лист однотонной бумаги, вырезав в середине форму, например, круг, звезду или бабочку. На втором листе Р проявляет все свои творческие таланты и рисует все, что он хочет — ограничений быть не должно. В итоге, полученные узоры подкладываются под заранее вырезанную форму, и получается интересная и креативная композиция, которую можно повесить на стену.
Монотипия
Простейшая творческая техника, позволяющая создавать симметричные рисунки. Наносить изображения можно гуашью или акварелью — в любом случае работы получаются яркими и уникальными. В начале необходимо сложить альбомный лист пополам, чтобы получилась четкая линия посередине, а затем распрямить обратно. На одной половине нарисовать любой предмет, например, красивый цветок.
Складываем лист, для получения зеркального отпечатка немного придавливаем и открываем. Рисунок готов! Также можно выполнить задание посложнее. На сгибе бумаги нарисовать только половину предмета, например, половину бабочки. Сложить лист, а потом наслаждаться яркой летней бабочкой с абсолютно симметричными крыльями.
Кроме листа бумаги, можно отпечатывать рисунок с целлофана или стекла. Техника та же — сначала наносим краску на поверхность и, пока она не высохла, прикладываем чистый лист бумаги. Затем аккуратно снимаем. Что может быть проще? Дети обожают монотипию — она похожа на фокус или волшебство.
Раздувание
Очень веселое занятие, которое заставляет работать воображение и раскрывает творческий потенциал. Техника пригодится для создания красивых узоров, растительных мотивов или любых линейных изображений. Надо поставить кляксу на бумаге и с помощью обычной коктейльной трубочки раздуть ее в разные направления, пытаясь создать желаемый образ.
Используем губки
Отличный вариант для тех, кто не любит скучных и однообразных занятий. Все что потребуется для создания шедевра — поролоновые губки, ножницы, краски, лист бумаги и хорошее настроение! Из губок вырезаем причудливые формы, проявляем свою фантазию. Заранее можно продумать сюжет картины и вырезать персонажей или фигуры орнамента. Далее губки нужно намочить яркой краской и отпечатать на бумаге. Такой способ можно смело сочетать с техникой «паспарту», оформив узор в интересную рамку.
Разбрызгивание
Что может быть проще? С помощью обычной зубной щетки или кисти с жестким ворсом можно создать удивительный и, самое главное, уникальный фон для дальнейшей работы. Детям предлагается макнуть щетину щетки в краску и с помощью пальцев разбрызгать цвет по листу. Получаются яркие кляксы, которые потом превращаются в необычную композицию. Привычные краски можно заменить на зубную пасту или фруктовый сок — так будет еще веселее.
Креативный песок
Надоели обычные краски? Тогда будет полезны занятия по развитию речи через рисование песком. Песочная анимация — это не просто детский досуг, а настоящее творчество, создание новых форм и сюжетов, мощный инструмент развития мелкой моторики рук и, как следствие, речевого аппарата. Заниматься таким хобби можно дома, на пляже и в песочнице — фантазия безгранична.
Для профессиональных уроков используется специальный песок, который в домашних условиях можно заменить на обычную манку. Рисуем на ровной поверхности — пальцами создаем узоры, изображаем персонажей и житейские ситуации. Плюс в том, что здесь разрешено ошибаться — в любом случае можно начать заново.
Пуантилизм
Пуантилизм или рисование ватными палочками, не только развивает мелкую моторику рук, но также прививает усидчивость и внимательность.Создается эскиз карандашом (или используют готовые шаблоны), схематично отмечая расположение предметов, а затем, с помощью обычных ватных палочек, точечно раскрашивают композицию.
Пластлинография
Мало кто знает, что пластилином можно не только лепить, но и рисовать. Такое занятие положительно влияет на Р, помогает его всестороннему развитию. Тактильная активность запускает работу речевых центров мозга, а непринужденное общение, обсуждение форм и предметов расширяют словарный запас, помогают крохе проявить свои знания и умения на практике. Все что потребуется для упражнения — лист бумаги, пластилин и карандаш. Сначала намечаем композицию, а затем с помощью пластилина заполняем пустоты.
Все вышеперечисленные техники доказывают эффективное влияние рисования на развитие речи: каждая из них активирует моторику и задействует речевые центры мозга. Интересные творческие задачи помогут юным художникам раскрыть свои таланты, узнать о новых изобразительных материалах и получить яркие эмоции! Попробуйте разнообразить детский досуг и сразу увидите результат — кроха будет в восторге.
Это все на сегодня, не забудьте подписаться на обновления и показать статью друзьям — полезной информацией нужно делиться. Желаем вам творческих успехов
Источник