Роль речи в развитии ребенка в норме
Развитие речи детей в норме.
Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Усвоение ребенком родного языка происходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. Для того, чтобы понять патологию речи, отличительные особенности речевого развития детей с различными аномалиями в развитии (умственной отсталости, ЗПР и т.д.) необходимо четко представлять весь путь последовательного развития речи ребенка в норме, знать закономерности этого процесса и условия его благоприятного протекания.
Кроме того, нужно четко представлять каждый этап речевого развития ребенка, каждый «качественный скачок», чтобы вовремя заметить те или иные отклонения в этом процессе. Исследователи выделяют разное количество этапов в становлении речи детей, по- разному их называют, указывают различные возрастные границы каждого. Остановимся на наиболее точной, четко отражающей особенности каждого возрастного этапа и удобной в пользовании классификации, предложенной Леонтьевым. Им устанавливаются 4 этапа в становлении речи детей. Разумеется, указанные ниже этапы не могут иметь строгих, четких границ. Каждый этап плавно переходит в последующий
1-ый этап — подготовительный — до одного года. Каждый месяц первого года жизни ребенка особенный в плане речевого развития. Несмотря на индивидуальный ход развития речи каждого ребенка, выделяют, если можно сказать, следующие подэтапы.
1,5-3 месяца — гуление (ааа,эээ, гу-гу-гу, эммм, меее, бууу и т.д.)
3 -5 месяцев — свирель (аль -лее, е-льыыы, агу-аы-агу и т.д.)
6 -7,5 месяцев — лепет (ба-ба-ба, ма-ма-ма, па-па-па и т.д.)
7,5 -9 месяцев — тот же лепет, но с большим распевом и мелодичностью, так называемый «модулированный лепет». С этого возраста ребенок начинает повторять за взрослым все более и более разнообразные сочетания звуков.
9 мес. — 1 год — реакции на самые слова (уже независимо от ситуации и интонации говорящего).
До года у ребенка идет активный процесс накопления информации о речи, состоящий из наблюдений за деятельностью речевого аппарата общающихся с ним людей, за звучанием их речи и развитие собственного речевого аппарата.
2-ой этап — преддошкольный (от1 года до 3-х лет).
1 год — 1 год 6 мес. Первые слова и звукоподражания: мама, дядя, дай, ав-ав и т.д.
В отличии от лепета, слова относятся ребенком четко к определенному предмету, который он этим словом обозначает и часто сопровождаются определенным действием, жестом, эмоциональным проявлением.
1 год 6мес.-1 год 8 мес. Первые предложения (предмет + действие): «мама, дай» и т.п. Такие предложения могут на первых порах представлять из себя последовательность слов (звукоподражаний), жестов, мимических проявлений. Причем, взрослые и старшие дети почта всегда точно понимают смысл «высказывания»
1 год 8 мес. — 2 года. Период быстрого развития речи. Расширение словарного запаса до 350-380 лексических единиц. Совершенствуются формы множественного числа. Активно используются существительные, прилагательные, глаголы, др. части речи.
Начало первого периода «почемучек»: периода вопросов.
От 2 до 3 лет. Важнейший период. В это время ребенок практически усваивает те основные правила языка, на основании которых он сам выстраивает и начинает употреблять в речи родную грамматику, словообразование Т.д. наращивается объем словаря. К 3 г. оказываются сформированными все основные грамматические категории.
3-й этап — дошкольный (от 3 до 7лет).
От 3 до 5 лет. В это время дети овладевают умением связно рассказывать. Могут без дополнительных вопросов составить пересказ сказки (рассказа) из 45 — 50 предложений. В речи используются уже и сложные предложения. Второй этап «почемучек». Ребенок активно вторгается в окружающий мир, стараясь познать его. Речь служит могучим инструментом познания.
Внимание! К 5-ти годам ребенок должен хорошо говорить! Если этого не наблюдается — то следует говорить об имеющихся нарушениях речи.
6-7 лет. Продолжается совершенствование всех сторон устной речи на основе собственных наблюдений.
4-й этап — школьный. Главная особенность периода — сознательное усвоение речи. Происходит целенаправленная перестройка речи ребенка — от восприятия различных звуков до осознанного использования всех языковых средств. Дети овладевают звуковым составом, усваивают грамматические правила, построение высказываний. Ведущая роль при этом принадлежит новому виду речи — письменной речи.
УСЛОВИЯ НОРМАЛЬНОГО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
Для того, чтобы процесс речевого развития протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия. Так, ребенок должен: быть психически и соматически здоровым, иметь нормальные умственные способности, иметь нормальный слух и зрение, обладать достаточной психической активностью, обладать потребностью в речевом общении, иметь полноценное речевое окружение.
АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ РЕЧИ Речевой акт осуществляется сложной системой органов. Ведущая роль принадлежит головному мозгу. Павловым было доказано, что локализация речевых функций коры г. м. не только сложна, но и изменчива^ отсюда и название м динамическая локализация».
В настоящее время, благодаря исследованиям Лурия, Леонтьева, Анохина установлено, что основой всякой ВПФ являются сложные функциональные системы, которые расположены в различных областях ЦНС, на различных ее уровнях и объединены между собой единством рабочего действия.
Речь, как и другие проявления ВНД, развивается на основе рефлексов. Речевые рефлексы связаны с деятельностью различных участков мозга. Однако некоторые из них являются главенствующими в образовании речи.
Так, например, лобная доля с лобными извилинами является двигательной областью и участвует в образовании собственной устной речи (центр Брока).
Височная доля с височными извилинами является речеслуховой областью. В нее поступают звуковые раздражения (центр Вернике).
Затылочная доля является зрительной областью и обеспечивает зрительное восприятие артикуляции окружающих, позже — восприятие буквенных изображений при чтении и письме.
Кора Г.М. связана с периферическими органами. Первая часть речевого механизма следующая: из коры Г.М. импульсы идут на периферию двумя видами нервных путей: центробежными (двигательными) и центростремительными (регулирующими
деятельность речевых органов). Вторая часть заключается в обратной связи — от периферии к центру. Идет так называемая «контролирующая связь». Обратные импульсы поступают в соответствующие центры коры Г.М, в которых происходит анализ поступившей информации, сверка с необходимым эталоном. В случае несоответствия идет новый импульс на периферию и т.д. до тех пор, пока не наступит соответствие с необходимым эталоном. Можно сказать, что обратные связи функционируют как бы по кольцу. Обратная связь лежит в основе второй сигнальной системы. Важная роль при этом принадлежит системам временных связей — динамическим стереотипам, которые возникают благодаря многократному восприятию элементов языка (фонетических, лексический, грамматических) и произнесению. Система обратных связей обеспечивает автоматическое регулирование работы органов.
В данном случае мы имеем дело с установлением прочных временных динамических стереотипов. Для умственно отсталых детей это слишком высокая планка. Они испытывают большие трудности в силу «слабости замыкательной функции коры головного мозга».
Рассмотрим этот механизм на примере произнесения слова ребенком. Для того, чтобы осуществить произношение слова в соответствии с задуманной информацией, в коре Г.М. производится отбор команд для организации речевых движений. Эти команды носят название артикуляторной программы. Артикуляторная программа реализуется в исполнительной части речедвигательного анализатора (органы дыхания, резонатора, артикуляции). Обратная связь идет по двум направлениям: кинестетическому пути и слуховому. Кинестетический контроль сверяет кинестетические ощущения от произнесения звука, позволяет предупредить ошибку и внести поправку до того, как звук произнесен. Слуховой контроль действует лишь в момент произнесения звука. Обратные импульсы посылаются в центр до тех пор, пока не будут согласованы артикуляция и слуховой контроль.
ПРИЧИНЫ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ
У детей дошкольного возраста речь является ранимой функциональной системой и
легко подвергается неблагоприятным воздействиям. Постараюсь кратко
охарактеризовать основные причины патологии детской речи:
1. Различная внутриутробная патология, которая приводит к нарушению развития плода. Наиболее грубые дефекты речи возникают при нарушении развития плода в период от 4 недель до 4 месяцев. Возникновению речевой патологии способствует токсикоз, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резус-фактору и др.
2. Родовая травма и асфиксия во время родов, которые приводят к внутричерепным кровоизлияниям.
3. Различные заболевания в первые годы жизни ребенка.
В зависимости от времени воздействия и локализации повреждения мозга возникают речевые дефекты различного типа. Особенно пагубными для развития речи являются частые инфекционно-вирусные заболевания, менинго-энцифалиты, ранние желудочно-кишечные расстройства.
4. Травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга.
5. Наследственные факторы. В этих случаях нарушения речи могут составлять лишь часть общего нарушения нервной системы и сочетаться с интеллектуальной и двигательной недостаточностью.
6. Неблагоприятные социально-бытовые условия (семьи риска), приводящие к микросоциальной педагогической запущенности, вегетативной дисфункции, нарушениям эмоционально-волевой сферы и дефициту в развитии речи.
Составила: Учитель-логопед
Карчевцева Е.С.
Источник
Речь является средством общения людей и формой человеческого мышления. Различают внешнюю внутреннюю речь. Для общения друг с другом люди пользуются внешней речью. Разновидностями внутренней и внешней речи являются устная и письменная речь. Из внешней речи развивается речь внутренняя (речь-«думание»), которая позволяет человеку мыслить на базе языкового материала.
«Программа воспитания и обучения в детском саду» предусматривает развитие всех компонентов устной речи: словаря, грамматического строя речи, звукопроизношения.
Словарь, грамматический строй речи развиваются и совершенствуются постоянно не только в дошкольном возрасте, но и в процессе обучения в школе. Правильное звукопроизношение формируется у ребенка в основном к 5 годам.
Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка.
Для нормального становления речи ребенка необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости, а органы чувств — слух, зрение, обоняние, осязание – были достаточно развиты.
Все вышеперечисленные факторы в значительной степени и зависят от окружающей среды. Если ребенок не получает новых впечатлений, не создана обстановка , способствующая развитию движений и речи, задерживается и его физическое и психическое развитие.
Большое значение для развития речи является психофизическое развитие ребенка – состояние его высшей нервной деятельности, высших психических процессов, а также его физическое состояние.
А.Н. Леонтьев устанавливает 4 этапа в становлении речи детей:
1-подготовительный – до 1 года;
2-преддошкольный этап первоначального овладения языком- до 3 лет;
3-дошкольный- от 3 до 7 лет;
4-школьный.
1 этап-подготовительный.
Особенности речевого развития до 1 года
Развитие речи начинается у ребенка с 2 месяцев. У ребенка появляется гуление, а в 3 месяца – лепет. Лепет – это сочетание звуков.
С 5 месяцев ребенок слышит звуки, видит у окружающих артикуляционные движения губ и пытается подражать. Многократное повторение какого-то определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка.
С 6 месяцев ребенок путем подражания произносит определенные слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба, па-па-па).
В дальнейшем путем подражания ребенок перенимает постепенно все элементы звучащей речи: не только фонемы, но и тон, темп, ритм, мелодию, интонацию.
Во втором полугодии малыш воспринимает определенные звукосочетания и связывает их с предметами или действиями (дай, тук, тик).
В возрасте 7-8 месяцев ребенок начинает повторять за взрослым все более и более разнообразные сочетания звуков.
С 10-11 месяцев появляются реакции на слова.
2 этап-преддошкольный
Особенности речевого развития до 3 лет.
В этот период ребенок охотно повторяет за говорящим и сам произносит слова. При этом малыш путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает.
Первые слова ребенка носят обобщенно-смысловой характер. Одним и тем же словом или звукосочетанием он может обозначать и предмет и просьбу , и чувства. Например, слово каша может обозначать разные моменты вот каша, дай кашу, горячая каша.
С 1.5 года слово приобретает обобщенный характер. Идет накопление новых слов.
На протяжении 2-3 года жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря.
Приведем наиболее распространенные данные о бурном развитии словарного запаса детей в преддошкольном периоде:
К 1г. 6 мес.-10-15 слов;
К концу 2 г.-300 слов;
К 3 г.- около 1000 слов.
К концу 3 года жизни у ребенка начинает формироваться грамматический строй речи. Сначала ребенок выражает свои желания, просьбы одним словом. Потом –примитивными фразами без согласования («Мама, пить мамуле Тата»- Мама, дай Тате попить молока). Далее постепенно появляются элементы согласования и соподчинения слов в предложении. К 2 годам дети овладевают навыками употребления форм единственного и множественного числа имен существительных, времени и лица глаголов, используют некоторые падежные окончания.
3 этап дошкольный от 3-7 лет
Особенности речевого развития от 3-4 лет
1.Словарь.
На четвертом году жизни у детей непрерывно идет процесс увеличения словаря- как активного так и пассивного. Активный словарь ребенка достигает 800-1000 слов. Малыш много говорит сам, любит слушать короткие стихи, рассказы, сказки, запоминает и рассказывает их сам.
У детей этого возраста наблюдаются недостатки в произношении некоторых слов, особенно длинных и малознакомых слов: сокращения слов («сипед»-велосипед, «атобиль»-автомобиль); перестановки звуков в слове («певрый»-первый); пропуски согласных звуков при их стечении («босой мальчик»-большой мальчик); Иногда дети в случаях стечения согласных звуков вставляют между ними дополнительные гласные («корабель»-корабль).
2. Грамматический строй.
Трехлетние дети говорят короткими фразами, состоящими из нескольких слов(3,4). Постепенно фраза увеличивается. У ребенка этого возраста можно отметить ряд несовершенств фразовой речи: неправильный порядок слов в предложении («я хочу нет»), ошибки в согласовании слов («один колесо», «у меня много подругов»).
3.Звукопроизношение.
1. Согласные звуки произносятся смягченно («лезецька»-ложечка).
2.Свистящие звуки с,з,ц произносятся недостаточно четко, пропускаются («абака»-собака, «амок»-замок); заменяются: с-ф («фобака»-собака), з-в («вамок»-замок), с-т (тобака»-собака), з-д («дамок»-замок), ц-т («тветок»-цветок).
3. Шипящие звуки ш,ж,ч,щ произносятся недостаточно четко, пропускаются («апка»-шапка, «ук»-жук); заменяются: ш-с,ф («сапка», «фапка»-шапка), ж-з,в («зук», «вук»-жук), ч-ц,ть («оцки», «отьки»-очки), щ-сь,ть («сетка», « тетка»-щетка).
4. Звуки л-р пропускаются («ампа»-лампа, «ука»-рука); заменяются звуками ль («лямпа»-лампа, «люка»-рука), й («ямпа»-лампа, «юка»-рука).
Особенности речевого развития от 4-5 лет
1.Словарь.
К четырем годам активный словарь достигает 1900-2000 слов. В речи детей уменьшается количество сокращений, перестановок, пропусков, появляются слова, образованные по аналогии («скобланул»-царапнул). Воспитатель учит детей активно пользоваться запасом имеющих у них слов, усвоенных в быту и на занятиях, учит правильно называть окружающие предметы, их качества, явления природы, употреблять слова, обозначающие временные и пространственные понятия.
2.Грамматический строй речи.
Дети четырех лет пользуются более усложненной и распространенной фразой. Речь становится более связной и последовательной. Воспитатель учит детей отвечать на вопросы, пересказывать хорошо известные сказки, рассказы, употреблять грамматически правильные формы слов.
3. Звукопроизношение.
У ребенка пятого года жизни совершенствуется способность к восприятию и произношению звуков:
-исчезает смягченное произношение согласных звуков;
-многие звуки произносятся более правильно и четко;
-исчезает замена шипящих и свистящих звуков звуками ;
-исчезает замена шипящих звуков ш, ж, ч, щ свистящими с, з, цю
Произношение отдельных звуков у некоторых детей может быть еще не сформированным: шипящие звуки произносятся недостаточно четко; не все дети умеют произносить звуки л и р. Воспитатель продолжает работу по улучшению звукопроизношения у детей, начатую в младших группах.
Особенности речевого развития от 5-6 лет
1.Словарь.
К пяти годам запас слов у ребенка увеличивается до 2500-3000. В активном словаре появляются обобщающие слова, дети правильно называют широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В процессе употребления слов совершенствуется их произношение. В речи ребенка шестого года жизни, как правило, не встречаются пропуски, перестановки слогов и звуков. Исключение составляют только некоторые трудный малознакомые слова ( экскаватор).
2. Грамматический строй речи.
У детей пяти-шести лет возрастает количество простых распространенных , а также сложных предложений. При формирование фразы ребенок использует все основные части речи.
3. Звукопроизношение.
На шестом году жизни ребенок способен замечать особенности произношения у других детей и некоторые недостатки в своей речи. На данном этапе дети обычно готовы к правильному восприятию и произношению всех звуков родного языка. Однако еще встречаются отдельные недостатки произношения: шипящие не всегда произносятся четко; р заменяется л или й; л заменяется ль. Наряду с заменами звуков в речи детей наблюдается неустойчивое употребление сформированных звуков в слогах со сложной фонетической структурой.
Обычно в возрасте пяти-шести лет дети уже правильно произносят свистящие (с,з,ц), шипящие (ш,ж,ч,щ), звонкие (в,б,г,д) и глухие (ф, п,к,т) звуки, но в речи они могут смешивать , т.е. вместо одного звука употребляют другой.
На шестом году жизни детей учат четко произносить все звуки родного языка, различать на слух и в произношении такие группы звуков: с-з, с-ц, ж-ш, ч-щ, з-ж, ц-ч, с(сь)-щ, л-р, продолжать совершенствовать фонематический слух, развивать голосовой аппарат, ведут работу по воспитанию звуковой культуры речи. Для различения звуков в собственном произношении ребенку предлагают называть изображенные на картинках предметы в названии которых есть оба дифференцируемых звука, близкие по звучанию. При этом ребенок должен произносить слова так, чтобы в них ясно слышались отрабатываемые звуки ( т.е. произносить звуки протяжно, например, при дифференциации звуков с и з воспроизводить слова так: ссслон-зззаяц).
Таким образом, ребенок одновременно упражняется в четкости произнесения трудных в артикуляционном отношении звуков, укрепляет свой артикуляционный аппарат.
Игры и упражнения для детей шестого года жизни направлены не только на закрепление и дифференциацию определенных пар звуков, но и на совершенствование фонематического восприятия: умение слышать и различать определенные звуки, подбирать слова т.д. ( т.е. различать на слух и в произношении те звуки, которые чаще всего смешиваются детьми этого возраста). Для выработки четкой дикции и закрепления правильного произношения определенных групп звуков даны чистоговорки, скороговорки, насыщенные звуками, требующими очень тонкой дифференциации. Несколько усложняются задания по отгадыванию загадок. Ребенку предлагают отгадать их, определить, какой из дифференцируемых звуков содержится в словах-отгадках. Некоторые загадки, а также стихи, потешки, считалки рассчитаны на то, чтобы поупражнять ребенка не только в правильном произношении звуков, но и в четком произнесении слов, фраз, служат для развития голосового аппарата ( умение правильно пользоваться различной громкостью голоса, темпом речи, интонационными средствами выразительности).
В этом возрасте ребенку предлагают и более сложные задания, например выделение из фраз, небольших стихотворений лишь тех слов, в которых есть дифференцируемые звуки.
Для различения звуков з и ж взрослый произносит такие фразы: «У нашего забора коза ест траву»; «Жук живет в дупле большого дерева»-и предлагает ребенку назвать слова, в которых есть звуки з и ж. Рекомендуя такие задания для работы в условиях семьи, логопед раскрывает родителям цели, методы выполнения упражнений.
В работе с детьми шестого года жизни важно продолжать развивать умение внимательно слушать речь окружающих. Для этого в качестве упражнения можно давать детям задания, которые помогли бы устанавливать смысловые неточности.
Иллюстрации в книге окажут помощь в организации речевой работы с ребенком как в дошкольном учреждении; так и в семье. Особенно целесообразно их использовать для совершенствования некоторых элементов фонематического анализа, когда ребенку предлагают найти на картинках среди разных предметов только те, в названии которых есть заданные звуки, например только ч и щ. При подборе таких слов ребенок учится различать звуки на слух, четко, ясно произносить их в словах, выделяя голосом.
Логопед обращает внимание родителей на то, чтобы при чтении стихотворений дошкольник воспроизводил их, учитывая интонационные средства выразительности: в зависимости от содержания читал стихи весело или грустно, торжественно, возвышенно или спокойно, быстро или медленно, громко или тихо. Интонационная выразительность речи взрослых при чтении ребенку художественных произведений будет способствовать не только глубокому и правильному пониманию их содержания, но и воспитывать у ребенка потребность самому передавать текст выразительно. громко, не торопясь.
Логопед обследует детей, выявляет тех, кто нуждается в логопедических занятиях по коррекции произношения. Организует тесный контакт с теми родителями, дети, которых посещают занятия. Привлекает родителей к совместной работе по устранению недостатков звукопроизношения. Объясняет , что если исправить дефект в условиях дошкольного учреждения не удается , ребенок направляется на ПМПК и по результатам переводится в логопедический детский сад.
4 этап- школьный
Особенности речевого развития от 7-17 лет
Главной особенностью развития речи у детей на данном этапе по сравнению с предыдущим — это ее сознательное усвоение. Дети овладевают звуковым анализом , усваивают грамматические правила построения высказываний.
Ведущая роль принадлежит новому виду речи – письменной речи.
Итак, в школьном возрасте происходит целенаправленная перестройка речи ребенка- от восприятия и различения звуков до осознанного использования всех языковых средств.
ВЫВОД:
Для того чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия. Так, ребенок должен:
-психически и соматически здоровым;
-иметь нормальные умственные способности;
-иметь нормальный слух и зрение;
-обладать достаточной психической активностью;
-обладать потребностью в речевом общении;
-иметь полноценное речевое окружение.
Нормальное речевое развитие ребенка позволяет ему постоянно усваивать новые понятия, расширять запас знаний и представлений об окружающем. Таким образом, речь, ее развитие самым тесным образом связаны с развитием мышления.
Источник