Роль потешек в развитии речи ребенка во второй младшей группе

Роль потешек в развитии речи ребенка во второй младшей группе thumbnail

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД №29 «Светлячок»

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА

ДОКЛАД НА ПЕДСОВЕТЕ

Тема: «Роль потешек в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»

Воспитатель:

                                                                          Ковалева Татьяна Владимировна

г. Дедовск

2019г.

РОЛЬ ПОТЕШЕК  В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Слово фольклор – английского происхождения, оно значит: народная мудрость, народное знание.
Историзм и народность – приоритет фольклорного жанра. Малые фольклорные формы: потешки, прибаутки, песенки, небылички, побасенки, загадки, сказки, заклички, хороводы – несут в себе этнические характеристики; приобщают нас к вечно юным категориям материнства и детства. Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, обогащает чувства и речь ребенка, формирует отношение к окружающему миру, т.е. играет полноценную роль во всестороннем развитии. Ласковый говорок прибауток, потешек, песенок вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, веры в ребенка. Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение. 

Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. Это и обуславливает актуальность данной темы. Речь является ведущим процессом психического развития ребенка. В связи с внедрением ФГОС в образовательный процесс ДО изменились формы, методы организации воспитательно -образовательной деятельности.  Особую роль в развитии детей младшего дошкольного возраста играют малые фольклорные формы, особенно потешки. Неповторимое своеобразие потешки особенно ценно для ребёнка.
В детских потешках заложен тонкий педагогический смысл. Они направлены на решение следующих задач:

 — воспитание звуковой культуры речи
 — обогащение словаря 
 — формирование грамматического строя речи
 — развитие монологической и диалогической речи
 — развитие мелкой моторики

Активизирующее воздействие оказывает звуковой речевой поток. Несмотря на то, что потешки представляют собой самую коротенькую форму стишка складного, они быстро запоминаются и оставляют свой отпечаток на восприятии малыша. Детскими психологами было уже давно доказано, что потешки способствуют быстрому развитию речи ребенка, в том числе развитию памяти, логики, мышления. Наравне с этим, развивается и творческая сторона малыша, он может давать волю своим детским фантазиям.
Регулярное использование потешек в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития младших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.
Потешки – песенки, приговорки, потешки, первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Произносимые взрослым короткие и ритмичные фразы, в которых ребенок улавливает повторяющиеся звуки («петушок», «ладушки», «киса», «водичка») вызывают у него реакцию на художественное произведение. Интонация голоса в одних случаях успокаивает его, в других – бодрит.
Знакомство с потешками надо начинать с рассказывания картинок, игрушек. Дав рассмотреть детям игрушку, рассказать о персонаже потешки, о его особенностях. Объяснить детям значение новых слов, услышанных в потешке; хорошо когда у детей уже сформировано представление о рассказываемом животном в потешке: «киска», «конь», «козлик», «курочка», «котик», «коровушка» и т.д. Использовать дидактические игры «Узнай потешку» (по содержанию картинки, надо вспомнить произведения народного творчества). «Угадай, из какой книжки (сказки, потешки) прочитан отрывок?» Словесные игры по мотивам народного творчества; например: «про сороку» (читать потешку и пусть дети отобрадают ее содержание в действиях). Потешка превращается в игру, увлекает детей. Словесная игра «в подарки» — дети дарят потешку друг другу. Дидактические упражнения «Узнай и назови» — достают из коробки игрушки или картинки по знакомым потешкам). Настольно-печатные игры по мотивам этих же произведений («парные картинки», «подбери такую же картинку», «лото», «разрезные картинки»). Можно проводить игры – инсценировки; например: «курочка – Рябушка на реку пошла». «Живые картинки» — при чтении потешки «сорока-белобока» — всех детей ставят друг за другом и раздавать им кашу; а самому последнему – нет! «А ты постой, вот тебе горшок пустой!», т.е. сопровождать потешки действием.
Использовать дидактические игры типа: «Заводные игрушки». Во время умывания, причесывания детей нужно обязательно использовать потешки: «Водичка», «Расти коса»; запомнив, полюбив потешку, дети переносят ее в игру. Подбирая потешку, воспитатель должен учитывать уровень развития ребенка. Для малышей простые по своему содержанию, для старших – с более сложным смыслом. Дети должны не только хорошо читать потешку, но и уметь ее обыгрывать, т.е. двигаться и говорить, как домашние и дикие животные  (подражать голосу и движениям лисы, зайца, медведя, котика, собачки), т.е. в зависимости от того, о ком потешка. Старшие дети могут обыгрывать потешку: «Тень-тень…», устраивать «театр», где бы все дети могли попробовать себя в роли любого персонажа. Больше использовать потешек, пословиц, поговорок во время прогулки, обращая внимание на время года и состояние погоды, чтобы прогулка проходила более эмоционально и интересно для детей; где дети могут подражать голосам и движениям животных и птиц.

Фольклор дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком.

В своей работе я использую русские народные песенки и потешки для детей младшей группы детского сада
— Пальчик-мальчик,
Где ты был?
— С этим братцем
В лес ходил.
С этим братцем
Щи варил.
С этим братцем
Кашу ел.
С этим братцем
Песни пел!
* * *
— Ладушки, ладушки
Где были?
— У бабушки!
— Что ели?
— Кашку!
— Что пили?
— Бражку!
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька.
Попили, поели,
Домой полетели,
На головку сели,
Ладушки запели.
* * *
— Сорока, сорока!
Где была?
— Далёко!
Печку топила,
Кашку варила,
На порог скакала –
Гостей созывала.
Гости прилетели,
На крылечко сели.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
Он по воду не ходил,
Дрова не рубил,
Печку не топил,
Кашку не варил…
* * *
Идёт коза рогатая,
Идёт коза бодатая,
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп.
Кто каши не ест,
Молока не пьёт,
Забодает,
забодает,
забодает.
* * *
Ночь пришла,
Темноту привела;
Задремал петушок,
Запел сверчок.
Уже поздно, сынок,
Ложись на бочок,
Баю-бай,
Засыпай…
* * *
Котя, котенька-коток,
Котя — серенький хвосток!
Приди, котик, ночевать,
Мою деточку качать,
Прибаюкивать.
* * *
Баю-баю, баиньки,
Купим сыну валенки,
Наденем на ноженьки,
Пустим по дороженьке.
Будет наш сынок ходить,
Новы валенки носить.
* * *
Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю.
Придёт серенький волчок,
Он ухватит за бочок.
Он ухватит за бочок
И потащит во лесок,
Под ракитовый кусток
 
К нам, волчок, не ходи,
Нашу детку не буди.
* * *
Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот.
 
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
 
Вот проснётся Васька-кот,
Разобьёт весь хоровод.
* * *
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Маслена головушка,
Шёлкова бородушка!
Что ты рано встаёшь,
Голосисто поёшь,
Ване спать не даёшь?
* * *
Травка-муравка
Со сна поднялась,
Птица-синица
За зерно взялась,
Зайка — за капустку,
Мышки — за корочку,
Ребятки — за молоко.
* * *
Дождик, дождик, пуще
Будет травка гуще,
Будут листья зеленей,
Будут ягодки красней.
* * *
Радуга-дуга,
Не давай дождя.
Давай солнышка,
Колоколнышка!
* * *
Наши уточки с утра —
Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!
 Наши гуси у пруда —
Га-га-га! Га-га-га!
 А индюк среди двора —
Бал-бал-бал! Балды-балда!
Наши гуленьки вверху —
Грру-угрру! Грру-угрру!
 Наши курочки в окно —
Ко-ко-ко! Ко-ко-ко-ко!
А как Петя-петушок
Ранним-рано поутру
Нам споёт ку-ка-ре-ку!
Перед прогулкой.

Читайте также:  Методика железнова раннее развитие ребенка

1. Раз, два, три, четыре, пять —Собираемся гулять.

Завязала Катеньке Шарфик полосатенький.

Наденем на ножкиВаленки-сапожки

И пойдем скорей гулять,

Прыгать, бегать и скакать.

Причесывание.

1. Расти коса до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, коса, не путайся,

Маму, дочка, слушайся.

2. Чешу, чешу волосоньки,

Расчесываю косоньки!

Что мы делаем расческой?Т

ане делаем прическу.

3. Хоть с тобой я ссорюсь часто,

Гребешок зубастый,Здравствуй!

Без тебя нельзя сестричке

Заплести свои косички.

Без тебя пришлось бы брату

Целый день ходить лохматым.

4. Уж я косу заплету,

Уж я русу заплёту,

Я плету, плету, плету,

Приговариваю:«Ты расти, расти, коса —Всему городу краса».

Мы кушаем.

1. А у нас есть ложки

Волшебные немножко.

Вот — тарелка, вот — еда.

Не осталось и следа.

2. На моей тарелочке

Рыженькая белочка,

Чтоб она была видна,

Все съедаю я до дна.

Пей, дружок, томатный сок,Б

удешь строен и высок.

3. Вот и полдник подошел,

Сели дети все за стол.

Чтобы не было беды,

Вспомним правила еды:

Наши ноги не стучат,

Наши язычки молчат.

За обедом не сори,

Насорил — так убери.

4. «Не хочу есть манную кашу!»

Кричала девочка Маша.

«Правильно» — думала каша,

Хорошая девочка Маша».

5. Глубоко и мелко,

Корабли в тарелке,

Вот кораблик плывет,

Заплывает прямо в рот.

6. Посадим на ложку

Капустку, картошку — и спрячем!

Попробуй найди!

Не видно на ложке

Капустки, картошки.

И нет на тарелке — гляди!

7. Сначала он в поле большом колосится,

Потом в амбаре крестьянском хранится.

Затем он в пекарне печется

И мягким, душистым на стол подается.

8. Час обеда подошел,

Сели деточки за стол.

9. Бери ложку, бери хлеб,

И скорее за обед.

Умываемся.

1. Чище умойся, воды не жалей.

Будут ладошки снега белей.

2. Я сегодня утром рано

Умывался из-под крана.

Я и сам теперь умею

Вымыть личико и шею.

3. Что такое чистым быть?

Руки чаще с мылом мыть,

Грязь убрать из-под ногтей,

Да постричь их поскорей.

Умываться по утрамИ еще по вечерам.

Чисто вымою я уши —Будут уши лучше слушать.

Отчего блестят глаза?

С мылом умывался я.

Мне еще нужна сноровка,

Чтобы зубы чистить ловко.

Дружат волосы с расческой,

Хороша моя прическа.

Ай, лады, ай, лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся, Маме улыбаемся.

4. Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки алели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

5. Теплою водою

Руки чисто мою.

Кусочек мыла я возьму

И ладошки им потру.

6. Теплая водичка

Умоет Тане личико,

Пальчики — Антошке,

Сашеньке — ладошки.

7. Нужно мыться непременно

Утром, вечером и днем,

Перед каждою едою,

После сна и перед сном.

8. Таня, Машенька и Женька,

Мойте руки хорошенько.

Не жалейте мыла.Я уж стол накрыла.

Источник

Богатейшим материалом, основой для игр, развивающих коммуникативные навыки, развивающих речь во всех её аспектах, является русский народный фольклор.

Потешки — малый жанр устного народного творчества

Особую роль в развитии детей младшего дошкольного возраста играют потешки. Неповторимое своеобразие потешки особенно ценно для ребёнка. Активизирующее воздействие оказывает звуковой речевой поток. Дети выделяют речь из всех других звуковых сигналов, оказывают ей предпочтение. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют малыша прислушаться, повторять слова. Повторяющиеся звукосочетания, слова, их напевность создают эффект музыкальности. С их помощью у ребёнка развивается речевой слух, произношение звуков.

В детских потешках заложен тонкий педагогический смысл. Они направлены на решение следующих задач: 
— воспитание звуковой культуры речи
Потешки всегда забавны и лаконичны. Они отлично развивают речевой слух ребенка: умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, ее интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение голоса.

— обогащение словаря 
Фольклорные произведения содержат много красочных и ярких словесных картинок, что позволяет обогащать детский словарный запас. Частое прослушивание их помогают усвоить новые формы слов, обозначающих предметы. Накопление подобных речевых образцов в дальнейшем способствуют переходу к языковым обобщениям. Чтение потешек происходит со множеством повторов, где неоднократно произносятся отдельные слова, словосочетания, предложения и даже четверостишия. Всё это способствует запоминанию слов, а затем активному их употреблению. Еще ценность потешек в том, что слово можно соединить с действием ребенка. Содержание многих потешек богато глаголами. С их использованием демонстрируются действия, обозначенные словами, тем самым, связывая само слово с действием.
— формирование грамматического строя речи
— развитие монологической и диалогической речи
— развитие мелкой моторики

Важную роль в чтении потешки играет ритм. Речь детей сопровождается движением рук. Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует ее темп и формирует правильное произношение. Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность малыша.
Регулярное использование потешек в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.

Большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.

Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни малыша в детском саду в период привыкания к новой обстановке. Правильно подобранная потешка помогает погасить в малыше отрицательные эмоции, пробудить чувство симпатии к пока еще чужому человеку – в общем, отвлечься и успокоиться. Учитывая, что многие народные произведения позволяют подставлять любое имя, не изменяя содержание. Использую такие потешки:       Вот проснулся петушок, встала курочка.

            Подымайся, мой дружок, встань, мой Юрочка.

Или:         Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий?

                 Ванечка – хороший! Ванечка – пригожий!

Чтобы обеспечить положительное отношение к режимным моментам подбираются также соответствующие потешки. Удачно подобранная потешка может помочь во время кормления:

           Умница Катенька, ешь кашку сладеньку,

           Вкусную, пушистую, мягкую, душистую.

При подготовке ко сну:

          Вот и люди спят, вот и звери спят,

          Птицы спят на веточках, лисы спят на горочках,

          Зайцы спят на травушке, утки на муравушке,

          Детки спят по люлечкам,

          Спят, поспят, всему миру спать велят.

Во время одевания на прогулку:

         Вот они сапожки,

         Этот с левой ножки,

         Этот с правой ножки.

 Словарный запас этого возраста невелик, поэтому потешки подбираю в соответствии с уровнем развития.  Подбирается интонация, понятная детям: колыбельную произносится  нараспев, ласково, не громко; веселую – задорно, с юмором, с улыбкой.

Очень большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. Если в группе кто-то плачет из детей, то остальные стараются успокоить, приговаривая:  

                 Не плачь, не плачь, детка,

                 Прискачет к тебе белка,

                 Принесёт орешки –

                 Для маминой потешки.

                 Если будешь плакать –

                 Дадим худой лапоть. 

Ранний период жизни ребенка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. Известно, что наибольший эмоциональный отклик у ребёнка вызывает общение с родителями. Поэтому надо  рассказывать  родителям о значении эмоционального общения с ребёнком. Важно, чтобы у растущего человека накапливался опыт общения, основанный на положительных чувствах: в этом  есть залог нравственного формирования личности.  Подчеркнуть значение благоприятной эмоциональной семейной атмосферы для нормального психического развития ребёнка. Нужно проводить консультации, как использовать произведения русского народного творчества дома, оформлять папки- ширмы и папки- передвижки.

Читайте также:  Общение ребенка со взрослыми и детское развитие

Источник

«Роль потешки в речевом развитии младших дошкольников»

hello_html_m5ca480b8.jpg

Богатейшим материалом, основой для игр, развивающих коммуникативные навыки, развивающих речь во всех её аспектах, является русский народный фольклор.

Потешки — малый жанр устного народного творчества

Особую роль в развитии детей младшего дошкольного возраста играют потешки. Неповторимое своеобразие потешки особенно ценно для ребёнка. Активизирующее воздействие оказывает звуковой речевой поток. Дети выделяют речь из всех других звуковых сигналов, оказывают ей предпочтение. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют малыша прислушаться, повторять слова. Повторяющиеся звукосочетания, слова, их напевность создают эффект музыкальности. С их помощью у ребёнка развивается речевой слух, произношение звуков.

В детских потешках заложен тонкий педагогический смысл. Они направлены на решение следующих задач:

— воспитание звуковой культуры речи

Потешки всегда забавны и лаконичны. Они отлично развивают речевой слух ребенка: умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, ее интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение голоса.

— обогащение словаря

Фольклорные произведения содержат много красочных и ярких словесных картинок, что позволяет обогащать детский словарный запас. Частое прослушивание их помогают усвоить новые формы слов, обозначающих предметы. Накопление подобных речевых образцов в дальнейшем способствуют переходу к языковым обобщениям. Чтение потешек происходит со множеством повторов, где неоднократно произносятся отдельные слова, словосочетания, предложения и даже четверостишия. Всё это способствует запоминанию слов, а затем активному их употреблению. Еще ценность потешек в том, что слово можно соединить с действием ребенка. Содержание многих потешек богато глаголами. С их использованием демонстрируются действия, обозначенные словами, тем самым, связывая само слово с действием.

— формирование грамматического строя речи

— развитие монологической и диалогической речи

— развитие мелкой моторики

Важную роль в чтении потешки играет ритм. Речь детей сопровождается движением рук. Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует ее темп и формирует правильное произношение. Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность малыша.

Регулярное использование потешек в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.

Большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.

Потешкиутренние(Просыпаемся,умываемся):

***

Нужно мыться непременно 
Утром, вечером и днем, 
Перед каждою едою, 
После сна и перед сном.

Щечки мыли?

Глазки мыли?

Ручки мыли?

ДА!!!

И теперь мы чистые-

Зайчики пушистые!

***
Руки мой перед едой, 
Грязные — грозят бедой.
***
Теплою водою 
Руки чисто мою. 
Кусочек мыла я возьму
И ладошки им потру.
Будет мыло пениться ,
Грязь куда-то денется 

***
Теплая водичка 
Умоет Тане личико, 
Пальчики — Антошке, 
Сашеньке — ладошки.
***

Что такое чистым быть? 
Руки чаще с мылом мыть, 
Грязь убрать из-под ногтей, 
Да постричь их поскорей. 
Умываться по утрам 
И еще по вечерам. 
Чисто вымою я уши — 
Будут уши лучше слушать. 
Отчего блестят глаза? 
С мылом умывался я.
Мне еще нужна сноровка, 
Чтобы зубы чистить ловко. hello_html_39c6fac5.jpg

***
Я сегодня утром рано 
Умывался из-под крана. 
Я и сам теперь умею 
Вымыть личико и шею.hello_html_m42befd0e.png

***

 Знаем, знаем да, да, да

 Где тут прячется вода!

 Выходи, водица,

 Мы пришли умыться!

Моем руки дружно,

Нам обедать нужно,

***

Кран, откройся! 
Нос,  умойся! 
Мойтесь сразу, 
Оба глаза! 
Мойтесь, уши, 
Мойся, шейка! 
Шейка, мойся 
Хорошенько! 
Мойся, мойся, 
Обливайся! 
Грязь, смывайся! 
Грязь, смывайся!!!hello_html_m75660a68.jpg

***

Лапки?
Мыли.
Ушки?
Мыли.
Хвостик?
Мыли.
Всё помыли.
И теперь мы чистые
Зайчики пушистые.
***

Зайка начал умываться
Видно в гости он собрался
Вымыл ротик
Вымыл носик
Вымыл ухо
Вот и сухо
***

Эх, водичка хороша, 
Хороша водичка!
Пусть умоет малыша,
Чтоб сияло личико!hello_html_m396a87ac.jpg

***

Ой, люшеньки-люшки!

Нашему Илюшке-

Доброе утро.

Доброе утро!

Утро с шутками, Прибаутками!

***

— Мы проснулись, мы проснулись.

— Сладко, сладко потянулись.

— Маме с папой улыбнулись.

***

Вот проснулись,

Потянулись,

С боку на бок

Повернулись!

Потягушечки!

Потягушечки!

Где игрушечки,

Погремушечки?

Ты, игрушка, погреми,

Нашу детку подними!

***

Солнышко, солнышко,

загляни в окошко.

Загляни в окошко,

разбуди Сережку.

Чтоб денек чуть- чуть был дольше,

чтобы мы узнали больше,hello_html_m3ae9a61.jpg

чтоб игрушки не скучали,

а с Сереженькой играли.

***

Ты мне ручки подай,

Да с кровати вставай,

Умываться пойдем,

Где водичка найдем!

***

От водички, от водицы

Всё улыбками искрится!

От водички, от водицы

Веселей цветы и птицы!

Катя умывается,

Солнцу улыбается!

***

Глазки открываются,

Глазки просыпаются,

Потягушки-ножки,

Потягушки-пяточки,

Ручки и ладошки,

Сладкие ребяточки!

Дай-ка локоточек

Мама поцелует!

Просыпайся, доча! ( Славный мой сыночек!)

Как тебя люблю я!

***

Водичка, водичка,hello_html_78a962a.jpg

Умой Лешино личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

***

Котик серенький присел

На печурочке

И тихонечко запел

Песенку дочурочке (сынулечке):

Вот проснулся петушок,

Встала курочка,

Поднимайся мой дружок,

Встань, моя дочурочка.

(Вставай мой сынулечка).

***

Солнышко встало,

Утро настало.

Давай, сынок,

Буди друзей!

Вставай, Большак!

Вставай, Указка!

Вставай, Середка!

Вставай, Сиротка!

И Крошка-Митрошка!

Привет, Ладошка!

***

Ай, лады, лады, лады

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.

Знаем, знаем, да-да-даhello_html_m6baa2788.jpg

Где ты прячешься, вода!

Выходи, водица,

Мы пришли умыться!

Лейся на ладошку

По-нем-ножку.

Лейся, лейся, лейся

По-сме-лей —

Катя умывайся веселей

Потешки при приеме пищи:

***

Жили — были сто ребят,

Все ходили в детский сад.

Все садились за обед,

Все съедали сто котлет.

Все потом ложились спать,

Начинай считать опять.hello_html_1b520a27.jpg

***

Гойда, гойда, маленьки,

Прилетели гуленьки.

Стали гули говорить,

Чем Ванюшу накормить.

Один скажет – кашкой,

Другой — простоквашкою.

Третий скажет молоком

И румяным пирогом.

***

Травка – муравка со сна поднялась,

Птица – синица за зерна взялась,

Зайка – за капусту, мышка – за корку,

Детки – за молоко.

***

Умница, Катенька, ешь кашку сладеньку,

Вкусную, пушистую, мягкую душистую.

***

Дубы, дубочки,

Пеку блиночки.

Блиночки горячи,

Не хотят сидеть в печи.

Блтночки румяны,hello_html_3a08ac3c.jpg

С маслицем, сметаною.

***

Каша вкусная дымится,

Леша кашу есть садится,

Очень каша хороша,

Ели кашу неспеша.

Ложка за ложкой,

Ели по немножку.

***

Это — ложка,

Это — чашка.

В чашке — гречневая кашка.

Ложка в чашке побывала —

Кашки гречневой не стало!

***

Утка утенка,

Кошка котенка,

Мышка мышонка

Зовет на обед.

Утки поели,

Кошки поели,

Мышки поели.

А ты еще нет?

Где твоя ложечка?

Скушай, хоть немножечко!

Читайте также:  Методики развития способностей ребенка

***

Пышка, лепёшка

В печи сидела,

На нас глядела,

В рот захотела.

***

Наш Сережа непосед,

Не доест никак обед.hello_html_m734cf960.png

Сели, встали, снова сели,

А потом всю кашу съели.

***

Ой, люли, люли, люли,

В море плыли корабли,

Насте кашку привезли.

Кашенькамолочненька

Для любимой доченьки.

Настя, ротик открывай,

Кашку сладкую глотай.

А кто кашку кушает,

Маму с папой слушает,

Вырастает сильным,

Здоровым и красивым.

***

Я обед съедаю сам.

Открываю рот – и АМ!

Чтобы силы были

Супчик мы сварили.

Мой хороший аппетит

В животе один сидит.

Ножками топочет,

Он обедать хочет!

Вот несёт мне ложка

Супчик из горошка.

И котлету прямо в рот

Вилка шустрая несёт.

Шепчет тихо аппетит:

Сыт-сыт-сыт-сыт.

***

Кастрюля-хитруля

Славе кашку сварила

Платочком накрыла.hello_html_m1b69af9b.jpg

И ждет, пождет,

Слава первым придет?

***

Тили-час, тили-час

вот обед у нас сейчас

Скушаем за маму ложку,

Скушаем за папу ложку,

За собачку и за кошку,

воробей стучит в окошко,

дайте ложечку и мне…

вот и кончился обед.

***

Люли, люли, люленьки,

Прилетели гуленьки,

Стали гули говорить:

«Чем нам Машеньку кормить?»

Один скажет: «кашкою»,

Другой – «простоквашкою»,

Третий скажет – «молочком,

И румяным пирожком».

***

Ай, ту-ту, ай, ту-ту,

Вари кашку круту,

Подливай молочка,

Накорми казачка.

***

Ванечка, Ванюша,

Кашку всю ты скушай.

Стукни ложкой,hello_html_7bc77c7a.jpg

Топни ножкой.

Хлопни ты в ладоши,

И погладь ты кошку.

***

У котенка в чашке

Было много кашки.

Две тетери прилетели,

Две тетери кашку съели.

И кричат они котенку:

— Ротозей ты, ротозей!

Если дали тебе кашку,

нужно съесть её скорей!

***

В печи калачи,

Как огонь горячи.

Для кого печены?

Для Ванечки калачи,

Для Ванечки горячи.

***

На столе витушки,

А в печи ватрушки.

Витушки, ватрушки

Нашему Андрюшке.

***

Кто у нас любимый самый?

— Ложку первую за маму,

А вторую за кого?

— Да за папу твоего,

За кого же третью ложку?

— За веселую матрешку,

Сьешь за бабу,

Съешь за деду,

За мальчишку — за соседа,

За подружек и друзей,

Съешь побольше не жалей!

Съешь за праздник, шумный, яркий,

За гостей и за подарки,

За котёнка, за Тимошку

Эту маленькую ложку

И за рыжего кота,

Вот тарелка и пуста!

***

Глубоко — не мелко,

Корабли в тарелках.

Луку головка,

Красная морковка,hello_html_mc0397b9.jpg

Петрушка, картошка,

Крупки немножко.

Вот кораблик плывет,

Заплывает прямо в рот!

***

Пошёл котик по дорожке,

Купил Машеньке сапожки,

Пошёл котик на торжок,

Купил котик пирожок,

Пошёл котик на улочку,

Купил котик булочку.

Самому ли есть

Или Машеньке снесть?

Я и сам укушу,

Да и Машеньке снесу.

Потешки от слез.

***

Не плачь, не плачь,

Куплю калач. hello_html_2ad9bd57.jpg

Не хныч, не ной,

Куплю другой.

Слезы утри,

Дам тебе три.

***

У киски боли,

У собачки боли,

А у моего малыша

Заживи-заживи-заживи.

***

У лисы боли,

У волка боли,

А у Ванечки

Боль на веточку

В лес улети

***

Придет киска неспеша

И погладит малыша

Мяу-мяу – скажет киска

Наша детка хороша.

***

Раз зубок, два зубок —

Скоро Дашеньке годок!

Хнычет доченька опять,

Будем Дашу утешать:

Уж вы зубки вырастайте

Потихонечку, полегонечку —

Не мешайте доче спать!

Не мешайте ей играть!

Будем прыгать и скакать,

Маму нежно обнимать!

***

Ах, кокля-мокля,

Глазоньки промокли.

Кто будет детку обижать,

Того коза будет бодать.

***

Го-ро-шин-ки,

Не-про-шен-ки,

Откуда вы взялись?

Трамваем или поездом

До (имя) добрались?

Нет, портить настроение никто вас не просил!

А может, мы не плакали,

А дождик моросил?

Потешки про животных:

***

Дай молочка, Буренушка, хоть капельку – на донышко!

Ждут меня котята, малые ребята.

Дай им сливок ложечку, творогу немножечко,

Всем дает здоровье молоко коровье.

***

Курочка татарочка по двору ходит

Цыплят водит, хохолок раздувает,

Своих деток подзывает.

Куд – куда, куд – куда!

***

Как у нашего котаhello_html_34f010f6.jpg

Шубка очень хороша.

Как у котика усы,

Удивительной красы.

Глаза смелые,

Зубки белые.

***

Свинка Ненилка, сыночка хвалила,

То – то хорошенький, то – то пригоженький.

Ходит боком, ушки торчком,

Хвостик крючком, нос пяточком!

***

Идет петушок,

Красный гребешок.

Хвост – узорами,

Сапоги со шпорами.

Двойная бородка,

Частая походка.

Рано утром встает,

Красны песенки поет.

Потешки вовремя прогулки.

        ***

Вот они сапожки

Этот – с левой ножки,hello_html_1c55e7b6.jpg

Этот с правой ножки.

Если дождик пойдет,

Наденем сапожки.

Этот – с левой ножки,

Этот с правой ножки.

Вот так хорошо.

        ***

Валенки, валенки,hello_html_74d1b67b.jpg

Невелички, маленьки.

Опушка бобровая,

Маша чернобровая.

       ***

Завяжу потуже шарф,

Буду делать снежный шар.

Я шар покачу,

Гулять хочу.

          ***

Большие ноги шли по дороге,

Топ, топ, топ, топ, топ, топ.

Маленькие ножки бежали по дорожке,

Топ, топ, топ, топ, топ, топ,

Топ, топ, топ, топ, топ, топ.

Топ – топ по земле –

Ведь земля  — то наша.

И для нас на ней растут,

Пироги и каша.

Потешки для роста и силы:

***

Потянись дружок,

Повернись на бочок,

На животик повернись,

Нежно маме улыбнись.

Я по спинке пройду,

Хворобушку отведу,

Расти ладненький

Да здоровенький.

***

Расти, Маша, выше,

До хором, до крыши.

Расти, не балуй,

Маму с папой жалуй.

Расти с брус толщины

Да с дом вышины.

***

Расти, коса, до пояса,

Не вырани ни волоса.

Расти, косонька, до пят —hello_html_m2be57a94.jpg

Все волосоньки в ряд.

Расти, коса, не путайся —

Маму, дочка, слушайся.

Потешки перед сном:

***

Спи – усни, детка Андрюшенька,

Все ласточки спят,

Все касаточки спят.

Нашему Андрюшеньке спать велят.

        ***

Баю, баю, байки, прилетели чайки,hello_html_5746b0e3.jpg

Стали крыльями махать,

Наших уток усыплять.

         ***

Вот и люди спят,

Вот и звери спят.

Птицы спят на веточках,

Лисы спят на горочках,

Зайцы спят на травушке,

Утки – на муравушке,

Детки все по люлечкам….

Спят – поспят, всему миру спать велят.

          ***

Баю, баю, баюшок, в огороде петушок

Песни громко поет, Ване спать не дает.

А ты, Ванечка, усни, крепкий сон к тебе приди.

Тебе спать – не гулять,

Только глазки закрывать.

          ***

Ай, качи, качи, качи,

Улетели в лес грачи.

Не летают гули –

Все давно уснули;

Не скребутся пауки –

Влезли в норки у печки,

Только наша Оленька

Спать ложится поздненько

***

Баю, баю, баю, бай

Ты собачка не лай.hello_html_5f53b68a.jpg

Белолапа не скули,

Нашу дочку не буди.

Темна ноченька, не спится,

Наша доченька боится.

***

Баю-баю-байки

Прилетели чайки.

Стали крыльями махать

Нашу Катю усыплять.

***

Вот лежат в кроватке

Розовые пятки.

Чьи это пятки –

Мягки да сладки?

Прибегут гусятки,

Ущипнут за пятки.

Прячь скорей, не зевай,

Одеяльцем накрывай!

***

Ай, люленьки да люленьки,

По горам идет олень.

На рогах он дрему носит,

В каждый дом ее заносит.

В люльку дрему он кладет,hello_html_m9164b21.jpg

Тихо песенку поет:

(повторяем потешку)

***

Паучок-паучок

Паутиновый жучок

Семь ночей не спал,

Для Катюши соткал

Сон про солнышко-колоколнышко

И про дождик грибной,

И про нас с тобой.

Хочешь по лесу во сне побродить?

Глазки попробуй