Роль песен в развитии ребенка

Екатерина Зеленина
Значение музыки в развитии детей

Значение музыки в развитии детей

Влияние музыки на детей благодатно, и чем раньше они начнут испытывать его на себе, «тем лучше для них.» В. Г. Белинский

Музыка – это голос жизни, она выражает тенденции времени, окуная в прошлое или будущее при желании. Музыка — это искусство, а любое искусство развивает, воспитывает личность ребенка, позволяет разбираться в жизни, найти и познать самого себя, формируя свою самооценку.

Специалистами уже доказано, что музыка стимулирует развитие ребенка, развитие его интеллекта. Интересно, что, по мнению ученых, стимулирующее действие музыки длится около пяти лет! Это вам не сиюминутное воздействие лекарств, с их побочными эффектами.

Музыка является еще и лечебной. Еще древние знали, что искусство обладает лечебным эффектом! Наиболее сильное же воздействие оказывает музыка.Уже в Древней Греции Пифагор в своем университете в Кротоне начинал и закачивал день пением: утром — чтобы очистить ум ото сна и возбудить активность, вечером — успокоиться и настроиться на отдых.

А современные нейрохирурги и психологи считают, что музыка оказывает магическое воздействие на развитие мозга человека. Конкретные типы нервных клеток реагируют на конкретные частоты звуковых колебаний, соответствующие музыкальным нотам. Отсюда вытекает, что музыка – это древняя и естественная форма коррекции эмоциональных состояний, чтобы снять накопленное психологическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться.

Список произведений классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния детей:

— Шопен, вальсы Штрауса, Рубинштейн — чтобы уменьшить чувство тревоги и неуверенности;

— Бетховен, Шуберт, Брамс — чтобы успокоиться;

— Бах от напряжения в отношениях;

— Моцарт, Лист, Хачатурян — для поднятия жизненного тонуса, активности;

— Чайковский, Бетховен — поднимает настроение;

— Бах, Гайдн — уменьшают злобность;

— Чайковский, Дебюсси, Мендельсон — концентрация внимания.

Появляется термин музыкотерапия, как дополнительный стимул развития детей. Сегодня существует практика музыкотерапии с целью коррекции проблемных детей.

Выбор музыки огромен и можно встать в тупик, выбирая какую музыку ставить ребенку. Так ли необходимо слушать только классическую музыку? Нет, конечно. Но подходить к этому вопросу нужно со всей серьезностью. Выбор огромен — классическая, инструментальная, различные мюзиклы… Ставя ребенку музыку, необходимо учитывать некоторые моменты. Ведь вы можете влиять посредством музыки на развитие ребенка. Те звуки, которые он слышит, откладываются в его подсознании и влияют на будущее. Определенная музыка воспитывает вкус, и круг общения.

Так когда же можно знакомить ребенка с миром музыки? Это никогда не поздно, но лучше ставить музыку до рождения ребенка. Музыка, услышанная до рождения, ускоряет развитие ребенка, помогает справиться с проблемами. При музыкальном воспитании ребенок будет с легкостью находить общий язык с другими детьми.

Развивая личность ребенка, мы подталкиваем к зарождению, развитию и становлению его творчества. Творчество же детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Слушая музыку, ребенок слышит не только звуки, но и мысли, желания композитора. Под ее влиянием создается собственно творческое воображение, а через него меняется восприятие разных сторон жизни!

Влияние музыки на развитие ребенка

Никто уже сегодня не оспаривает, что музыка вплывает на наши настроения и эмоции, утешает, поправляет настроение и снимает стресс, или злит, побуждет агрессию. Оказывается, что через музыку очень рано мы можем содействовать и стимулировать чувства детей, а через это развивать их врождённые таланты. Соразмерно подобранная музыка положительно воздействует на ребенка уже в лоне матери, ведь начиная двадцатой шестой недели он слышит ритм и мелодию!

Ученые, которые изучали влияние музыки на человека констатировали, что музыка стимулирует развитие мозга и нервной системы. Музыка, которую ребенок слышит в детстве, влияет на отбор звуковых импульсов в течении всей жизни, помогая строить нейронную дорожку, которая в свою очередь влияет на восприятие иностранных языков и развитие памяти. Соответствующая музыка помогает в концентрации, вызывает рост креативности и запоминания, повышает мотивацию, понижает усталость.

Оказалось, что лучше всего стимулируют мозг произведения Моцарта. отсюда и возник термин “Эффект Моцарта”. Хоровая музыка влияет на память и концентрацию. Музыка барокко — Вивальди и Баха — содействует процессу усваивания знаний. Произведения Бетховена и Штрауса гармонизируют ритм работы сердца и мозга.

Те. кому не очень нравится классическая музыка, для релаксации могут слушать записи звуков природы — пение птиц, шум водопада или горного ручья, морских волн.

Дети могут слушать соответствующую музыку во время игры или решения домашних заданий. Малыши охотно засыпают под колыбельные песни.

Источник

Значение музыки в развитии вашего ребенка

Уважаемые родители, мне как музыкальному руководителю Детского сада №69 хочется вместе с вами ответить на такие важные вопросы как: Зачем нужна музыка Вашему ребенку? Почему музыка необходима детям в раннем возрасте? Зачем надо заниматься всем детям дошкольного возраста музыкой? Что это дает!

Исследования психологов и педагогов показывают, что занятия музыкой в самом раннем возрасте очень эффективны для общего развития ребенка.

Речь, координация движений, концентрация внимания, способность к обучению, способность слушать и слышать, видеть, чувствовать — вот далеко не полный список того, что могут развить занятия музыкой. 

Занятия музыкой способствуют гармоничной работе обоих полушарий мозга, что повышает общий уровень интеллекта ребенка. В дальнейшем ему легче учиться в школе, проще воспринимать и запоминать новую информацию. Исследование, проведенное психологами, доказало, что в основе развития творческих и музыкальных способностей лежит высокий уровень развития всех видов памяти, пластичность сенсорных систем, скорость обработки информации.

В свете выше сказанного мне хочется познакомить вас со статьей кандидата искусствоведения, учителя музыки, автора программы «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т. Э. Тютюнниковой. Надеюсь, она будет вам полезна и интересна[1].

«Зачем нужна ребенку музыка? Странный, на первый взгляд вопрос, ответ на который с готовностью дадут не только педагоги, но и родители. Сегодня в изнурительной гонке по школьной дороге они устало отмахнутся: «А зачем она вообще нужна, эта музыка? Бесполезный предмет!». Результат: музыка постепенно уходит из школы, не только из средней, но даже из начальной. Ее часы занимают математика, языки, компьютер и вообще все что угодно. Сегодня мы стоим перед почти свершившимся фактом: музыки в школе нет, даже если она там формально есть. Она тихо и смиренно покидает классы, в школе все реже слышны хоть какие-нибудь музыкальные звуки, уходят и не возвращаются учителя, найти нового учителя музыки в школу практически невозможно. Волнуются только те мудрые школьные педагоги, которые сердцем чувствуют, что музыка — это не просто один урок в неделю, которого нет. Они понимают, что дети, выросшие без музыки, какие-то не такие, и их «недочеловеченность» щемит сердца.

Не намного лучше дело обстоит и в детском саду. Скоро должность музыкального руководителя можно будет заносить в «красную книгу». Но и оставшиеся профессионалы часто вынуждены не учить детей, а развлекать взрослых: круговороту утренников, фестивалей и конкурсов, в которых выступают малыши 3-6 лет, нет конца  — «День земли, города, светофора, матери, хлеба, прилета птиц» и т. д.! Просто вакханалия мероприятий для удовлетворения амбиций взрослых.

В современном мире обучение музыке как образовательная идея опирается на гуманистическую психологию и гуманистическую философию. Это значит, что оно должно быть оправдано с точки зрения человека и его потребностей, должно быть нужно лично ему. Это также значит, что любые благие намерения и амбиции взрослых отметаются, если ребенку плохо, неинтересно, особенно маленькому. Приобщение к искусству, музыкальное обучение — очень индивидуальное и даже интимное занятие, связанное с неповторимым самоопределением личности.

Читайте также:  Дневник развития ребенка по месяцам до года

Современная наука сумела уже кое-что объяснить вполне понятно нашему материалистическому сознанию о способах воздействия музыки на человека и преимуществах, которые она дает развивающемуся ребенку.

Позволим себе привести на эту тему цитату из статьи Н. Вейнбергера американского нейробиолога и профессора психобиологии: «Исследования о музыке переживают сегодня невиданный подъем. Почти каждую неделю в прессе появляются публикации о новых открытиях, связанных с влиянием музыки на интеллект, мышление, познавательные способности и функции мозга. Исследования в области музыки и ее воздействия стали такой же серьезной областью науки, как и любая другая ее ветвь. Школьные учителя и администраторы нуждаются в новой информации о роли музыки в развитии детей, они должны быть готовы и открыты к более широкому взгляду на роль музыки в жизни» (Weinberger 1998, р. 36).

Научные исследования музыки и ее влияния на человека существуют сегодня в мире как взаимосвязанные изыскания психологии, биологии, медицины, образования, музыкальной терапии с использованием новейших компьютерных техник. Это междисциплинарное изучение музыки, которое дает плодоносные результаты.

В Японии, некоторых штатах США музыку вводят как ежедневный урок, начиная с детского сада. Широта педагогических исследований в этой области музыкальной педагогики впечатляет. Очевидно, что все происходящее имеет под собой слишком серьезные основания, чтобы те, от кого зависит воплощение научных идей в жизнь, могли их игнорировать. Знания о выгодах и уникальных шансах, которые дает музыка развивающемуся ребенку, побуждает прогрессивных педагогов думать о ней не только духовно, но и прагматически, точнее, духовно-биологически, измерять музыку также мерой утилитарности, а не только высокой духовности.

Так, занятия музыкой вовлекают в комплексную работу все отделы мозга, обеспечивая развитие сенсорных, познавательных, мотивационных систем, ответственных за движение, мышление, память. Музыкальные занятия повышают успехи в обучении чтению, развивают фонематический слух, улучшают пространственно-временные представления, координацию движений. Кратковременное прослушивание фрагментов музыки перед решением различного рода задач активизирует аналитические отделы мозга.

Нейропсихологи считают, что музыкальную активность следует признать самой широкой и всеохватной тренировкой для клеток мозга и развития связей между ними, потому что вся кора головного мозга активна во время исполнения музыки а значит, активен весь человек. Именно поэтому творческое обучение посредством музыки кажется нам сегодня такой же актуальной задачей, как и обучение музыке как таковой.

Сегодня человечество начинает понимать, а точнее сказать — «вспоминать», что музыка является не только духовным наследием человечества, но и биологическим наследством каждого человека. Она дана ему не для украшательских целей, а как составляющая часть для полноценной и счастливой жизни.

Важнейший, уже сейчас имеющийся результат нейропсихологических исследований заключается в том, что человеческий мозг имеет специальные отделы, ответственные за музыкальное восприятие. Из этого следует, что музыкальные способности — часть биологического наследия человека, и именно поэтому нет необходимости дальше эксплуатировать идею об украшательских функциях музыкальности. «Начать использовать, пока ребенок не успел забыть то, что ему даровано природой, поскольку неиспользуемое, невостребованное извне атрофируется» — эта мысль лежит в основе всех известных в мире методик музыкальных занятий с младенцами и малышами, в том числе таких, как «Эффект Моцарта» Д. Кэмпбела, «Развитие врожденных способностей» Ш. Сузуки.

Лучше всего мысль о биологической обусловленности музыкальности демонстрирует способность грудных детей схватывать эмоциональный смысл речи, опираясь на целостную интонацию в единстве многих ее параметров (тембра, ритма, звуковысотности, артикуляции, громкости и т. д.), что и свидетельствует о глубоких биологических корнях музыки. Способность воспринимать основные эмоции, отраженные в музыке, дана человеку от рождения.

Если нейропсихология исследует процессы мозга, на которые влияет музыка, педагогика интересуется выгодами использования музыки в преподавании других предметов, то гуманистическая психология изучает воздействие музыки на области психики, обеспечивающие гармоничное существование человека. «В каждом человеке заключены поэт и инженер, рациональное и нерациональное, ребенок и взрослый, психический мир и мир природы. Но лишь теперь мы приобретаем полную уверенность в том, что цельная, вполне зрелая личность должна открываться себе на обоих этих уровнях» (А. Маслоу).

В нашем телевизионно-компьютеризированном рациональном мире потребность людей в творческом выражении огромна, но условий и возможностей для этого практически нет. Стоит ли критиковать и стремиться искоренить массовую молодежно-дискотечную субкультуру, если ей нет адекватной замены? Она, по сути, является единственно возможным и доступным способом эмоционально-двигательного самовыражения для подростков, у дискотечного вулканического действа почти биологическая функция — разрядка колоссальной энергии юности с помощью музыки и импровизированного движения. Дети, которые каждый день нажимают кнопку компьютера, нуждаются также и в ежедневных творческих упражнениях для чувств, воображения, образного мышления и творческого действования. Взрослые обязаны дать ему возможность осознать, что основой любого творчества является ИДЕЯ и она может быть выражена не только с помощью слов.

Занятия музыкой в ряду других уроков искусств имеют уникальный шанс помочь решению проблемы гармонизации телесного и духовного, интеллектуального и эмоционального, приблизиться к которой возможно, лишь расставшись с методами логической науки: она ничего не знает о восхищении и жалости, любви и сочувствии и многом другом, что делает жизнь человека подлинной и настоящей. Общеизвестно, что во все времена музыка была надежным убежищем уязвимой человеческой психики. Она была, есть и будет прежде всего средством общения человека с самим с собой, волшебным и ничем не заменимым средством познания собственного внутреннего мира.

Возможно, такой урок музыки, на который ребенок будет идти за каким-то странным, с нашей нынешней точки зрения, знанием, выглядит экстравагантным чудачеством. Это знание о том, кто он есть сам, что сегодня он чувствует и почему так, с кем предпочитает дружить и чего хочет, кого любит и зачем ему музыка. Очевидно, что главной целью такого урока должно стать стремление педагога раскрепостить глубинные слои внутреннего «Я», создать условия для высвобождения первичной креативности, спонтанных импровизационных проявлений посредством музыки и движения.

Первичная креативность, способность и готовность к творчеству важна не только для музицирования или занятий живописью, она необходима человеку для полноценной одухотворенной жизни. И именно ее развитию, пристальному культивированию могут и, наверное, должны быть посвящены уроки музыки в школе. Обучение через творчество непосредственным образом способствует проявлению универсальной креативности, которая есть в каждом ребенке и развитие которой становится все более очевидной задачей образования.

Подобное обучение — это не элитарный изыск, а ставшая сейчас общемировой образовательная необходимость, в нем заложены возможности, о которых мы можем пока только догадываться. Оно может способствовать не только обучению музыке, но и формированию здоровой психики ребенка, его эмоциональному развитию, социализации, способности к сопереживанию.

Психологи считают, что прогрессивные педагоги по художественному воспитанию давно уже движутся в том направлении, к которому хочет повернуться и все современное образование. Вместо того, чтобы относиться к соответствующим творческим урокам как к роскоши, их можно попытаться сделать основой обучения.

Сегодня в разных странах возникают идеи использования возможности творческого обучения (прежде всего музыки и танца) для разработки нового типа образования, который бы содействовал личностному становлению человека — творческого, импровизирующего, самостоятельного, умеющего делать свой выбор, принимать решения и радоваться жизни. «Обучение творчеству, или, вернее, обучение через творчество может быть чрезвычайно полезно не столько для подготовки людей к творческим профессиям или производству продуктов искусства, сколько для создания хорошего человека» (А. Маслоу).

Сегодня мы все хотим научить детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умеющими импровизировать, быть отважными, чтобы смело входить в современную ситуацию, уметь решать проблему творчески, без предварительной подготовки, если это будет нужно. Во времена быстрых перемен, подобные нашему времени, дети нуждаются в гибкости и независимости мышления, вере в свои силы и идеи, мужестве пробовать и ошибаться, приспосабливать и менять, пока удовлетворительное решение не будет найдено.

Читайте также:  Задержка развития экспрессивной речи у ребенка

Урок музыки в свете вышесказанного должен стать предметом преподавания, который в обучении через творчество способствует эмоциональному самовыражению, высвобождению первичной креативности детей, создает условия для спонтанных импровизационных проявлений посредством музыки и движения. Творческому музицированию как методу обучения присуща высокая гуманистическая эффективность, оно открывает каждому человеку возможность найти свой путь к музыке и продолжить его соразмерно собственным желаниям и возможностям.

Дети преображаются на уроке музыки: распахивают свои сердца, превращаясь в эльфов, понимающих язык ветра и цветов, умеющих видеть музыку и танцевать стихи — это и есть ответ на вопрос, зачем детям нужна музыка».

Литература:

Т.Э. Тютюнникова, Учебно-методическое пособие для начального музыкального обучения, «Под солнечным парусом или полет в другое измерение», Санкт-Петербург 2008, 68 стр.

[1] Статья представлена не полностью.

Источник

Конспект заседания  Совета педагогов на тему

«Роль музыки в развитии личности ребенка».

Цель. Систематизировать знания педагогов о методике проведения музыкальных занятий, проанализировать эффективность используемых форм организации музыкальной деятельности в  режиме дня ДОУ.

Форма проведения – «Путешествие в музыкальном трамвайчике».

Вступительное слово старшего воспитателя.                                                                   Эпиграф.

Как гимнастика выпрямляет

 тело, так музыка выпрямляет

 душу человека.

 В.Сухомлинский

Воздействие музыки на глубочайшие слои эмоций, на душу несравненно сложнее и сильнее, чем других видов искусств. По словам известного психолога-музыковеда Б.М.Теплова, музыка является особым видом познания — эмоциональным познанием, она превращает все внешние воздействия в переживание и эмоциональный опыт, без которого личность не может состояться.

Особенно велико значение музыки для детского периода развития человека, когда эмоции являются генетическими формами регуляции поведения. По предположению Л.С.Выготского, эмоциям принадлежит и роль регуляторов общего развития личности: «Главный импульс для деятельности коры полушарий головного мозга идет из подкорки в виде эмоций. Если исключить эти эмоции, то кора лишается главного источника силы».

Современная концепция музыкального обучения и воспитания рассматривает музыку как источник и способ развития ребенка, как метод освоения содержания других предметов, как «почву», на которой могут произрастать духовные, нравственно-эстетические и творческие потенции ребенка.

Можно выделить эстетическую, познавательную, воспитывающую и развивающую роли музыки в формировании личности.

Эстетическая роль музыки заключается в воспитании эстетической и этической восприимчивости и отзывчивости. Чувства(эмоции) радости и горя, наслаждения и боли, возвышенно-героического и низменного, красивого и безобразного как бы вызываются и упражняются музыкой. Под влиянием музыки происходит формирование эстетического вкуса как ядра ценностных ориентации в художественной картине мира, развивается способность эстетического созерцания и самоуглубления.

Музыка несет в себе не только эмоции; в процессе музыкальной деятельности ребенок знакомится с историческими эпохами, личностями, усваивает лучшие образцы поэзии, литературы, даже некоторые математические и физические понятия, связанные со звуком, при этом формируется направленность на познание мира и самого себя. В этом познавательная роль музыки.

Вообще роль музыки в познании действительности, постижении человеком целостной картины мира несомненна. По Канту, «искусство есть путь к науке».

Воспитывающая роль музыки состоит в формировании гуманного отношения к миру, в присвоении личностью эмоционального начала извечных человеческих ценностей — любви, красоты, добра, человеческого достоинства, жизнелюбия. Музыка является предметом и источником духовного общения, совершенствования. Огромна роль ее в передаче народных, национальных ценностей и традиций.

Развивающая роль занятий музыкой определяется художественно-творческим характером музыкальной деятельности, направленностью на самовыражение, самосозидание. Освоение музыки помогает развить мышление — образное и логическое, абстрактное и конкретное; музыка формирует чувство ритма и гармонии, наблюдательность, память, воображение, голосовой аппарат, мелкую моторику пальцев.

Музыка способна волшебным образом помочь в развитии, разбудить чувства, обеспечить интеллектуальный рост. Как показывает опыт, под влиянием музыкальных занятий начинают делать успехи даже дети с задержкой и отставанием психического развития.

Музыка является средством всестороннего развития ребенка

Великий советский композитор Д.Д.Шостакович отмечал «В горе и радости, в труде и на отдыхе – музыка всегда с человеком. Она так полно вошла в жизнь, что её принимают как нечто должное, как воздух, которым дышат не задумываясь, не замечая… На сколько беднее стал бы мир, лишившись прекрасного своеобразного языка помогающего людям лучше понимать друг друга». Любителями и знатоками музыки не рождаются, подчеркивал композитор, а становиться. Эти слова Д. Шостаковича об огромном значении воспитания в человеке любви к музыки, умении её воспринимать. И чем раньше музыка войдет в жизнь человека, тем глубже и точнее это искусство займет место в его душе. Все то, что получает ребенок в период дошкольного детства, во многом определяет, что приносит он обществу в будущем. Именно в эту раннюю пору жизни закладываются основы разнообразных качеств и свойств личности ребенка, её интересы и способности. Психологи отмечают, что большая часть приобретенного в этот период, усваивается исключительно быстро, и запоминается на долгие годы, порой до конца жизни.

СВЯЗИ МУЗЫКИ. Музыка связывает, «роднит» человека с окружающим миром, всей природой кратчайшим путем — через впечатление, через чувство, на глубинном, еще не познанном, иррациональном уровне. Именно в процессе постижения этого «родства» к ребенку приходит ощущение гармонии его отношений с миром, мировосприятие «себя во всем и всего в себе». Происходит, согласно учению о становлении человека, «выход за пределы» (Гегель, Энгельс, Вернадский).

«Выход за пределы» означает связь музыкального содержания с естественной природой, с нравственными представлениями и отношениями детей, с их восприятием научной картины окружающего мира, выход в другие общеобразовательные предметы, в сферу других искусств, во все «внемузыкальные» проявления и интересы ребенка. Музыка может работать на человека в целом, обеспечивать перспективы его эффективной созидательной деятельности на всех ее направлениях.

«Влияние музыки на детей благотворно,

и чем раньше они начнут его испытывать на себе,

тем лучше для них». В.Г. Белинский

Музыка – это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия, которое представляет ни с чем несравнимые возможности для развития творчества человека, в особенности в дошкольном возрасте.

Музыка один из видов искусства. Подобно живописи, театру, поэзии, она является художественным отражением жизни. Музыка служит взаимопониманию людей, пробуждает и поддерживает в них чувства родства, воплощает общественные идеалы, прежде всего, её удивительной возможностью отображать переживания людей в разные моменты жизни. Люди радуются — это выливается в торжественные радостные звуки музыки; человек горюет – печальные звуки помогают выразить горе. Музыка сопровождает и формирует личность ребенка всю жизнь.

Насколько беднее стал бы мир, лишившись прекрасного свободного языка, помогающего людям лучше понимать друг друга. В этом другая особенность влияние музыки – объединить людей в едином переживании, стать средством общения между ними. Воспринимается как чудо, что музыкальное произведение, созданное одним человеком, вызывает определенный отклик в душе другого.

Яркие художественные произведения, выражающие мир больших мыслей и глубоких чувств человека, способные вызвать эмоциональный отклик, воздействуя на эстетическую сторону души, становятся источником и средством воспитания.

Не менее важная особенность влияние музыки, по выражению Д.Шостаковича, — «прекрасный своеобразный язык», сочетая выразительную, яркую мелодию, гармонии, своеобразный ритм, композитор выражает свое мироощущение, свое отношение к окружающему. Такими произведениями и обогащаются все те, кто воспринимает их.

Читайте также:  Личность ребенка с отклонениями в развитии и особенности ее формирования

Влияние музыки не способно воздействовать на всех слушателей с одной силой. Каждый ребенок по – своему проявляет интерес и увлечение музыкой, отдает предпочтение, какому – либо музыкальному жанру, любимым произведениям, имея определенный опыт слушания. Как учатся читать, писать, рисовать, так надо учиться узнавать, оценивать музыку, внимательно слушать, отмечать динамическое развитие образов, столкновение и борьбу контрольных тем и их завершение. Восприятия слушателя должно следовать за всем ходом развития музыки. Надо учиться постигать этот «прекрасный своеобразный язык». Постепенно вырабатывается музыкальный вкус, возникает потребность постоянного общения с музыкой, художественные переживания становиться более тонкими и разнообразными.

В наш век расцвета технических средств, компьютеров, буквально сказочных чудес техники музыка получила невероятное звучание. Музыка звучит по радио, телевидению, на концертах – слушатели бывают разных возрастов: молодежь, дети, школьники, старики, взрослые, и на всех их музыка влияет, не одинаково, формируя личность человека.

Дети, они весьма восприимчивы. Ребенок воспринимает материнскую песню вместе с её существом, её образом. И голосом матери, напев колыбельной песни остается в памяти навсегда. Музыка для ребенка – мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и, прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыкальное влияние не выполняет свои воспитательные функции.

В самом раннем детстве малыш выделяет музыку из окружающих его звуков, шумов. Он сосредотачивает свое внимание на услышанной мелодии, замирает на какое — то время, прислушивается, реагирует улыбкой, гулением, отдельные движения, проявляет «комплекс оживления».

Дети постарше способны осмысливать некоторые связи между явлениями, сделать простейшие обобщения – определить, например, характер музыки, назвать признаки, по которым сыгранную пьесу можно считать веселой, радостной, спокойной или грустной. Им понятны и требования: как надо спеть различные по характеру песни, как двигаться в спокойном хороводе или в подвижной пляске.

Складываются музыкальные интересы: оказывается предпочтение тому или другому виду деятельности, жанром музыки. К шести семи годам наблюдаются первоначальные появления художественного вкуса – способность дать оценку произведениям и их исполнению.

И для того, что бы научиться понимать прекрасное в искусстве и жизни, необходимо пройти длинный путь накопления элементарных эстетических впечатлений, зрительных и слуховых ощущений, необходимо определенное  развитие эмоциональных и познавательных процессов.

Каким образом Вы , уважаемые педагоги, развиваете познавательные и эмоциональные процессы у детей сегодня Вы нам продемонстрируете в ходе нашего путешествия на «Музыкальном трамвайчике» отправляясь в путь мы с вами разделимся на две команды и вашими капитанами будут музыкальные руководители Дмитриева А.В. и Большакова Н.Н.

Команда Большаковой Н.Н. Команда Дмитриевой А.В.

Киселева Н.В.                             Губаева Н.Ю.

Салдаева Л.А.                            Воронкова В.А.

Матвеева Н.А.                            Шугурова О.Н.

Лазарева О.В.                             Глебычева Н.Н.

Троян  Е.Г.                                 Маркова С.Н.

Андрюшина М.М.                     Поздеева И.Л.

Кларькова О.А.                          Кириллова Е.И.

Аринчева И.И.                           Ларькина В.А.

Щукина Е.М.                              Родионова В.Н.

 Отправляемся в путь и первая наша остановка  — станция «Музыкально-ритмическая».

 1.Музыкальным руководителям – капитанам команд нужно выбрать из предложенных карточек возрастную группу и продемонстрировать со своими воспитателями набор музыкально –ритмических движений, характерных для этой возрастной группы.

2. Следующая станция «Песенно-распевочная». Музыкальные руководители расскажут, для чего нужны распевки и, выбрав любую, на ваше усмотрение возрастную группу проведут часть музыкального занятия, в которой будет распевка и исполнение или разучивание песни.

3. Следующая станция «Танцевальная». Командам предлагается, выбрав ведущего воспитателя, провести и пояснить часть музыкального занятия по обучению детей танцу.

4. Станция «Послушай».  Командам предлагается ответить  по очереди на вопросы:

4.1. Из каких произведений состоит репертуар для слушания музыки в детском саду? (из произведений классиков, современных композиторов, народных произведений разных жанров и направлений).

4.2. Каким должно быть слово педагога о музыкальном произведении? (оно должно быть ярким, кратким,  образным и направленным на характеристику содержания произведения и средств музыкальной выразительности)

4.3. Есть ли различия в работе с детьми среднего и  старшего дошкольного возраста и малышами по  пояснению музыкального произведения?

(Да, есть. С малышами  пояснения педагога коротки, предельно ясны, обращены на основной образ. Например: музыка веселая, плясовая, и наши куклы весело пляшут. А с детьми среднего и  старшего возраста пояснения наиболее развернуты, внимание обращается на развитие художественного образа, поясняется выразительное назначение музыкальных средств.)

4.4. Для чего используют наглядность при восприятии музыкального произведения? (для более полного художественного образа)

4.5. Чем достигается эффективность результатов организации слушания музыки? (она достигается выразительным исполнением музыкальных произведений, взаимодействием словесных, наглядных методов, последовательной постановкой разнообразных заданий, активизирующих детское восприятие.)

4.6. Перечислите формы работы по развитию навыков слушания музыки. (это организованные музыкальные занятия, развлечения, самостоятельная деятельность ребенка, концерты, праздники. Рекомендуется иметь в группе музыкальную библиотеку.)

Затем капитанам команд дается задание провести слушание музыкального произведения в старшей и средней группе.

5. Станция «Игровая» задания капитанам команд.

А)Провести часть занятия или свободной деятельности по обучению детей игре на музыкальных инструментах.

Б) Провести музыкальную хороводную игру. (возрастная группа по выбору)

В) Провести музыкально-дидактическую игру. (возрастная группа по выбору)

6. Станция «Теоретическая» учитывая то, что музыкальные занятия являются ведущей формой  организации музыкальной деятельности детей, прошу педагогов ответить на следующие вопросы:

6.1. Каково значение занятий как форы организации музыкальной деятельности детей.

6.2. Расскажите о требованиях к построению занятий в зависимости от воспитательно-образовательных задач и возрастных особенностей детей

6.3. Как вы осуществляете планирование и учет музыкальной деятельности детей?

6.4. Составьте перспективный план обучения на занятиях музыкально-ритмическим движениям детей любой возрастной группы.

6.5. Раскройте варианты построения занятий в какой-либо возрастной группе.

6.6.Как вы осуществляете проверку детских знаний?

6.7. Для чего воспитателю необходимо знать ход предстоящего музыкального занятия?

6.8. В чем вы видите роль воспитателя при обучении детей музыкально-ритмическим движениям?

7. Станция «Сказочно-творческая». Педагоги представляют домашнее задание – музыкальную сказку для детей на свободную тему. На этой станции команды соревнуются друг с другом в умении подобрать декорации и атрибуты и умело их использовать,  интонационную выразительность и артистизм  исполнения ролей, музыкальные способности участников. Оценивает жюри: заведующая ДОУ, медицинская сестра, старший воспитатель.

Проект решений:

  1. Музыкальным руководителям регулярно проводить педагогический час с воспитателями по знакомству с репертуаром и методикой проведения музыкально-ритмических занятий

Срок: еженедельно, начиная с сентября 2014г. (Большакова Н.Н. – среда, Дмитриева А.В. – четверг)

Ответственные: старший воспитатель, музыкальные руководители.

  1. Воспитателям  составить картотеку музыкальных произведений для слушания детям в каждой возрастной группе.

Срок: сентябрь 2014г.

Ответственные: воспитатели возрастных групп.

  1. Музыкальным руководителям изготовить  музыкально-дидактические игры для каждой возрастной группы и составить их картотеку, которая будет храниться в методическом кабинете.

Срок: сентябрь 2014г.

Ответственные: музыкальные руководители Большакова Н.Н., Дмитриева А.В.

Источник