Роль педагога в речевом развитии ребенка

Роль педагога в речевом развитии ребенка thumbnail

Муниципальное казенное дошкольное учреждение

детский сад №13 «Искорка»

Сообщение

к педагогическому совету

на тему: «Роль воспитателя в развитии речи детей».

подготовил:

воспитатель детского сада

№13 «Искорка»

Москвина Н.В.

г. Людиново 2014 год

Характерной особенностью детей дошкольного возраста является подражательная речь, которая обусловлена своеобразием их восприятия и мышления. Дети этого возраста подражают всему, что они видят и слышат в окружающей обстановке, но более всего тем людям, которые непосредственно с ними связаны, к которым у детей сложилось положительное отношение. Таким близким человеком в саду является воспитатель. Поведение, речь воспитателя, его внешний облик – все является образцом для детей.

Речь воспитателя, который постоянно находится в поле зрения детей, в общении с ним, является основным источником, из которого дети получают образец родного языка, культурной речи, поэтому она должна быть не только красивой, с ясным и отчетливым произношением, но и выдержана в определенном темпе, громкости, должна быть интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания, с правильным и  точным использованием словесных обозначений.

Педагог должен разговаривать понятно и доступно, короткими фразами, а громоздкими и витиеватыми, правильно и точно подбирать слова; не допускать многословия; не употреблять слова – сорняки («это самое», «ну», «вот так», «так сказать», «значит»), исключить всякого рода огрубленные выражения, избегать просторечий.

Воспитатель должен помнить: чем богаче его лексический запас, разнообразнее выбор нужных слов, тем точнее и выразительнее речь. Тогда он не будет испытывать особых затруднений в установлении речевых контактов с окружающими. Быть чутким к слову, постоянно обогащать свой лексический запас – одно из требований современности.

Расширение словарного запаса обогащает человека, положительно сказывается на его деятельности, в частности, педагогической.

Общение с детьми обязывает воспитателя вдумчиво использовать новые слова. Важно учитывать возрастные особенности дошкольников и употреблять в речи такие слова, которые им доступны и понятны.

Вводя новое слово, воспитатель объясняет его значение, побуждает детей употреблять его в своей речи. В результате у дошкольников накапливается соответствующий словарь, расширяет круг представлений, что создает возможность свободно общаться со взрослыми и сверстниками, понимать литературные произведения.

Звуковая культура речи, хорошая дикция, правильное литературное произношение – это то, чем должен владеть воспитатель. Ребенку необходимо слышать каждое слово, обращенное к нему, иначе он не поймет, о чем ему говорят, а не правильное произношение может взять за эталон.

Нередко недостатки речи ребенка – следствие не только небрежного речевого воспитания, но и отрицательного речевого воспитания взрослых. Дефекты произношения, подкрепляемые повседневной критикой, могут закрепиться, стать привычкой в более взрослом возрасте.

Интонационная выразительность речи – важный фактор воздействия на ребенка. Воспитатель должен стараться разговаривать с детьми, используя интонационные средства выразительности: силу голоса, темп, логическое ударение, паузы, ритм, тембр. Стихи, сказки, рассказы, прочитанные или рассказанные воспитателем с использованием этих средств, помогают детям лучше понять содержание, почувствовать силу и красоту родного языка.

Монотонная речь утомляет маленьких слушателей, снижает интерес к содержанию текста,  дети быстро начинают отвлекаться, смотреть по сторонам, а затем снова перестают слушать.

Убыстренная речь детьми воспринимается затрудненно: они не успевают вслушиваться в слова, вникнуть в смысл того, о чем они говорят. Поэтому с детьми лучше всего разговаривать в умеренном темпе, замедляя или убыстряя его в зависимости от смыслового содержания сказанного. Речь лучше воспринимается детьми, если она состоит из коротких фраз, так как при употреблении длинных, в грамматическом отношении сложно построенных фраз детям трудно понять содержание сказанного.

Голос – профессиональный инструмент воспитателя. И им надо владеть, беречь его от перегрузок. Характерная ошибка многих педагогов – стараться перекричать общий говор детей. А «секрет» для установления тишины в помещении очень прост: разговаривать с детьми голосом умеренной силы. Важно, чтобы голос воспитателя не звучал без нужды. – это утомляет и взрослого, и детей.

Поза, мимика, жест служат дополнительными средствами выразительной речи.

Таким образом, воспитатель должен обратить внимание на следующее:

  1. Правильно произносить все звуки родного языка;
  2. Иметь ясную, отчетливую речь, то есть хорошую дикцию;
  3. Использовать в своей речи литературное произношение;
  4. Стремиться использовать в речи интонационные средства выразительности;
  5. В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса;
  6. Связно и доступно передавать содержание текстов в соответствии с возрастом ребенка;
  7. Не допускать в разговоре с детьми и окружающими повышенного тона, грубых выражений.

Источник

Наталия Телешева
Роль речи воспитателя в развитии речи детей

Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников.

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ними. Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его с воспитателем.

В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения — устной речью. Проводником и опорой этих знаний выступает воспитатель. Самые простые задания на построение связного высказывания (например, пересказ простой небольшой сказки) предъявляют к речидва важных требования:

1. связная речь должна строиться произвольно, преднамеренно в большей мере, чем, например, реплика в диалоге (ответ на вопрос и т. п.);

2. она должна планироваться, должны намечаться вехи, по которым будет развертываться рассказ. Формирование этих способностей в простых формах связной речи служит основой перехода к более сложным ее формам (например, к творческому рассказыванию).

Характерной особенностью детей дошкольного возраста является подражательная речь, которая обусловлена своеобразием их восприятия и мышления.

Не умея мыслить критически, дети этого возраста подражают всему, что они видят и слышат в окружающей обстановке, но более всего тем людям, которые непосредственно с ними связаны, к которым у детей сложилось положительное отношение.

Поведение, речь воспитателя, его внешний облик — всё является образцом для детей.

Какие же требования нужно предъявлять к речи воспитателя?

Зная, что дети дошкольного возраста овладевают язы ком на основе устной речи, через общение с окружающими людьми, следует учитывать следующее.

1. Речь воспитателя является образцом для детей в широком значении этого слова, прежде всего — в разговорной речи, на основе которой происходит повседневное общение ребёнка с воспитателем.

2. На занятиях дети, слушая речь воспитателя, упражняются в овладении русским языком.

Какие же требования надо предъявлять к речи воспитателя?

1. Смысловое содержание обращённой к ребёнку речи должно быть близким и понятным детям.

При разговоре с младшими детьми речь воспитателя должна быть более лаконична и проста.

2. Грамматическая правильность речи воспитателя обязательна. Но, к сожалению,очень часто встречаются такие ошибки: При речевом общении с детьми нужно использовать средства выразительности языка.

Монотонная, невыразительная речь воспитателя отрицательно влияет на поведение детей, не затрагивает их эмоций, а вместе с этим и не повышает их речевой культуры.

Речевой образец воспитателя как в повседневном общении,так и на занятиях должен применяться при осуществлении всех задач: расширение словаря, воспитание грамматической и звуковой правильности речи.

Воспитатель, обращаясь к детям, к сожалению, не ставит перед собой задачи сделать обращённое слово образцом для подражания, а говорит небрежно, не думая. Умение выражать свои мысли точно и убедительно — важнейшее качество воспитателя. Воспитывая у детей интерес к слову, необходимо использовать выразительные средства языка не только на занятиях, но и в повседневном общении.

При словарной работе, при обучении звукопроизношению образец речи воспитателя имеет — особенно большое значение, так как дети усваивают новые слова в правильном звучании.

Образец используется:

• при работе с картинкой;

• при пересказе;

• при рассказывании из личного опыта;

• для придумывания окончания к рассказу, начатому воспитательницей.

Методика применения образца в обучении детей рассказыванию разнообразна. Наряду с требованиями к образцу воспитателя необходимо сказать и о требованиях воспитателя к детям.

1. Воспитателю надо не только дать речевой образец детям, но и проверить, как овладели им дети (для этого используются упражнения, повторения).

2. Необходимо воспитывать у детей интерес к умению правильно говорить (применяя поощрения, пример хорошо говорящих детей).

3. Нужно систематически контролировать речь детей прислушиваться, как говорят дети, вовремя исправлять ошибки.

Серьёзное внимание нужно уделять речи детей и в по вседневной жизни и на занятиях.

В заключение следует сказать, что речевой образец воспитателя при обучении детей может быть использован только тогда, когда речевая культура самого воспитателя безупречна

Вопросы, наводящие, т. е. направляющие, мысли ребёнка в нужном направлении, используются в работе с до школьниками; не следует только торопиться помогать ребёнку, а нужно приучать его к самостоятельной умствен ной работе. Каждый вопрос предлагается всей группе, а вызывается для ответа один ребёнок. Такой порядок необходим, чтобы приучить всех детей быть внимательными к вопросам воспитателя и думать над ответом, так как каждый может быть вызван. «

Один и тот же вопрос не должен повторяться несколько раз, тем более в различных формулировках. Добиваясь полного ответа, необходимо следить за грамматической правильностью его построения. Собственно, каждое слово, произносимое человеком, является живым словом, но мы в ряду занятий по раз витию речи под названием “занятия по живому слову” подразумеваем такие занятия, которые не требуют иллюстративного материала, а черпают содержание из готовых запасов представлений детей.

К ним мы относим:

1. разговор с детьми

2. поручения и задания

3. беседы

4. рассказывание

5. чтение

6. письма

7. заучивание стихотворений.

Речь воспитателя является примером для детей. Именно на нее они ориентируются при произношении тех слов которые они знают. Дети стараются копировать интонации преподавателя в зависимости от свойств описываемого события, так как это делает воспитатель в своих рассказах о таких же событиях.

Чем правильнее будет звучать речь воспитателя, тем правильнее будет развиваться речь его подопечных. Воспитатель должен совершенствовать и развивать свою речь, произношение, так как его ошибки повлекут за собой сотни ошибок его воспитанников, которые легче исправить в раннем возрасте, чем в более взрослом.

Применяя различные методики преподавания развития речи и обогащения словаря можно добиться более ощутимых результатов, чем если пользоваться шаблонными приемами. Детям интересна смена деятельности и поэтому процесс освоения знаний будет протекать более интересно, живо и без утомления дошкольников. Обладая развитой речью ребенок будет более готов к школе. Легче будут восприниматься знания передаваемые ему преподавателями, меньше будет проблем при общении со сверстниками, ответами у доски.

Список использованной литературы

1. Новоторцева Н. В. Развитие речи детей. – М.: Лайнер, 2005.

2. Сохин Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004.

3. Столяр А. А. Давайте поиграем. — М.: Наука, 2008.

4. Тихеева. Е. И. Развитие речи детей. – М.: Просвещение, 2005.

Источник

Children painting with teacher.Неоспоримо важная роль в речевом развитии детей отводится воспитателю дошкольной организации. Учитель-логопед занимается развитием и совершенствованием речевого общения, а воспитатель закрепляет полученные детьми навыки. Воспитатель выполняет коррекционные и общеобразовательные задачи.

Работа воспитателя должна носить многоаспектный характер и направлена на развитие как речевых, так и вне речевых процессов. Особую роль в коррекционно-развивающей работе воспитатель должен отводить развитию мыслительных операций и высших психических функций. Такой подход создает необходимую почву для формирования речи.

Немаловажно создать доброжелательную обстановку в детском коллективе, сформировать правильное отношение дошкольников друг к другу и к окружающим, развить этические и нравственные представления.

Мотивировать ребенка на дальнейшее занятие помогает фиксация на успехах, поэтому воспитатель должен крайне внимательно относиться к психическому состоянию ребенка, обозначать все положительные изменения на каждом занятии. Такое поведение помогает стать ребенку более уверенным в своих силах, перестраивает отношение дошкольника к своему дефекту, к самому себе и к окружающим.

Не менее важной задачей воспитателя становится ежедневное наблюдение за речевой деятельности дошкольников, контроль, направленный на правильное использование поставленных и исправленных учителем-логопедом звуков и усвоенных грамматических форм. Если имеется необходимость, воспитатель исправляет неправильные моменты в речи ребенка. В связи с этим, речь самого воспитателя должна служить неоспоримым примером для дошкольников с общим недоразвитием речи, она должна быть четкой, хорошо интонированной, внятной и выразительной.

В обязанности воспитателя входит наблюдение за тем, на каком уровне закрепления звуков находится дошкольник и как он ими пользуется в повседневной жизни.

Процессы развития речи и развития мелкой моторики взаимосвязаны, поэтому воспитатель в течение дня должен предлагать детям различные игры, развивающие тонкие движения пальцев – складывание мозаики, застегивание и расстёгивание пуговиц, занятие с сенсорными ковриками, рисование пальчиковыми красками.

Пополнение, уточнение и активизация словаря детей является важной задачей в коррекционной работе воспитателя. Воспитатель находится с детьми в разнообразной обстановке: в раздевалке, спальне, игровой, в умывальной комнате, поэтому, работая с дошкольниками в течение дня, в отличие от учителя-логопеда, он имеет возможность постоянно активизировать и закреплять новые слова, вводить их, тем самым, в самостоятельную речь.

Еще одна важная задача – это систематический контроль за поставленными звуками и за грамматической правильной речи детей.

Воспитатель обязан исправлять ошибки дошкольников не только в процессе занятия, но и в течение всего дня. Исправления должны быть доброжелательными и корректными.

Воспитатель должен знать несколько правил, касающихся исправления ошибок во время занятия.

1.Занятие имеет ограничение по времени, поэтому долгие объяснения в процессе НОД неуместны.
2.Ошибки нужно исправлять, привлекая внимание всех детей.

Развитие высших психических функций, а именно памяти и внимания, тесно связано с развитие речи и является важной коррекционной задачей для воспитателя. Развитие внимания и памяти является важной коррекционной задачей.

Неоспоримо важно совершенствовать словесно-логическое, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, т.к. развитие мышления влечет за собою развитие речевых навыков.

Коррекционная работа воспитателя должна включать в себя развитие артикуляционной моторики. Артикуляционную гимнастику следует проводить утром и после дневного сна в течение 3-5 минут.

Решая коррекционные задачи, воспитатель не должен забывать об общеобразовательных: обучение по всем разделам Программы, воспитание по всем разделам Программы, работу с родителями.

Автор: Денисова Надежда Михайловна,
воспитатель,
МБДОУ детский сад общеразвивающего вида №12 «Дюймовочка», г. Луховицы, Московская обл., Россия

Статья размещена в авторской редакции

ПЛАН
проведения конкурсов для педагогов
на 2015 год

План конкурсов
для детей на 2015 год

Как разместить статью на сайте
и получить сертификат к аттестации?

Источник

Роль педагога как фактор развития речи детей в младшем возрасте.

Характерной особенностью детей дошкольного возраста является подражательная речь, которая обусловлена своеобразием их восприятия и мышления. Дети этого возраста подражают всему, что они видят и слышат, но более всего тем людям. Которые непосредственно с ними связаны, к которым у детей сложилось положительное отношение.

Таким близким и для многих родным человеком ребенку дошкольного возраста является воспитатель. Поведение воспитателя, его речь, внешний вид – все является образцом для подражания воспитанников.

Многие трудности возникают из-за неумения пользоваться словом как инструментом, воздействующим на ребенка, помогающим установить с ним контакт.

Когда мы письменно оформляем свою мысль, то хотим, чтобы она звучала оргументированно, доходчиво, и потому сознательно подбираем слова для построения фраз.

Что касается устной речи, в быту, в разговоре с коллегами, воспитанниками или их родителями, то подобная работа над словом почти исключена.

Здесь можно слышать различные ошибки: педагог, давая поручение ребенку говорит: «Пойди, пожалуйста, к Вере Петровне и скажи ей, что я велела дать книжку». Правильно ли это? Конечно, нет. Ведь говорить «велела» невежливо, т. к велеть —  значит приказывать.

Одна из первостепенных задач – это подмечать собственные речевые ошибки исправлять их и вслушиваться в речь детей и вовремя подмечать недостатки.

Как можно чаще задавать себе вопрос, как звучит моя речь?

Может ли служит моя речь образцом для подражания?

Голос профессиональный инструмент педагога, и им надо умело владеть. Характерная ошибка многих педагогов – стараться перекричать общий говор детей. В результате никто из них не слышит друг друга. А на самом деле секрет для установления тишины прост – разговаривать с ребенком голосом умеренной силы, а еще умело пользоваться интонацией переходя с тихого на повышение голоса.

Основными требованиями для голоса педагога является:

Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации;

Логичность – выражение в смысловых связях речи и отношений между частями и компонентами мысли.

Чистота – отсутствие в речи элементов чуждых литературному языку. Белинский писал: «Употреблять иностранные слова, когда есть равносильные им русские, значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус».

Выразительность – особенность речи, захватывать внимание и создавать эмоциональное сопереживание. Так же не мало важными являются и такие компоненты речи как, богатство, уместность, правильность. Л.Н Толстой писал: «Язык должен быть живой» Без слов паразитов.

Жил был этот, как его

Ну, значит и того,

Жило это самое

Со своею мамою.

Был еще один чудак –

Этот вообщем значит так,

И его любимый зять.

Звали зятя,

Так сказать.

А жену звали Ну….

А соседа звали Это…

А его родители

Видишь ли

И видите ли…

А еще какой-то ЭЭЭЭ

Жил на верхнем этаже…

И дружили они все…

Ну, и значит и вообще.

Важную роль в развитии речи ребенка играет развитие мелкой моторики, так как рецепторы и нервные окончания, находящиеся на кончиках пальцев взаимосвязаны между собой. Сейчас уже каждый знает, чем сильнее развита мелкая моторика ребенка, тем быстрее и правильнее он будет говорить.

Так же не маловажную роль в развитии речи может сыграть чтение педагогом художественной литературы. Но любой педагог, читая ребенку литературу или заучивая с ним стихи должен четко понимать цели и задачи данного занятия. В настоящее время как никогда нужно тщательно подбирать литературу для чтения детям дошкольного и младшего школьного возраста.

В современном мире, к сожалению, часто встречаются случаи долгого молчания ребенка. На первый взгляд причин для этого нет, за исключением врожденных дефектов развития и генетических нарушений. Но, быстрое развитие прогресса и информационных технологий приводит к регрессу в развитие речи у детей. Родители чаще общаются не с новорожденным малышом, а с компьютером и виртуальными людьми. Дети разучились общаться. Слышать и слушать. И именно мы воспитатели, являясь основными соратниками в помощи развития речи ребенка должны приложить все усилия, чтобы повернуть развитие речи в нужное русло.

Итак, чтобы добиться от детей красивой и правильной речи, воспитателю следует не только подавать речевой образец, но и проверять, как овладели им дети.

Так же необходимо прививать детям речевой этикет: учить говорить спокойно и без крика, отвечать по одному и не перебивать, уметь терпеливо выслушать других. Ведь дошкольное детство особенно восприимчиво к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь не может уже успешно быть пройден. Поэтому, повышение общей культуры речи педагога является высоким залогом культуры народа в целом!   

Источник