Роль педагога в развитии ребенка по монтессори

РОЛЬ ПЕДАГОГА В МОНТЕССОРИ-СИСТЕМЕ
«Это искусство духовного служения; искусство, которое может быть развито в совершенстве только в работе с детьми»
М. Монтессори
Представьте, что рядом с Вашим любимым ребенком тот человек, для которого в первую очередь важен сам малыш, его интересы, особенности, стремления, внутреннее состояние. И только с учетом всего этого выстраиваются образовательный и воспитательный процессы.
Представьте педагога, который путём наблюдения за вашим малышом, выявляет его интересы и потребности, чтобы в полной мере обеспечить их удовлетворение, учесть все индивидуальные особенности ребёнка.
Основная цель педагога сводится к пробуждению у ребёнка интереса к окружающему миру, желания и умения его исследовать, задавать вопросы и самостоятельно находить ответы; к стремлению сделать ребёнка активным участником обучения.
В задачи работы Монтессори – педагога входят развитие в ребёнке инициативности, самостоятельности, уверенности; формирование умения делать выбор и нести за него ответственность, чего, безусловно, невозможно достичь без психологических знаний и умений.
Этим живет и работает Монтессори-педагог.
Дети сами выбирают себе деятельность, следуя своим внутренним побуждениям, педагог при необходимости только помогает самостоятельно сделать выбор (помогает ребенку организовать свою деятельность в Монтессори-среде, пойти своим собственным, уникальным путем, реализовать свой потенциал).
Монтессори-педагог вмешивается в работу ребенка очень тактично и лишь при острой необходимости. Только в таких условиях у ребенка есть возможность самостоятельной деятельности, развития пытливости ума, терпения, уверенности в себе, удовлетворения от самой деятельности.
Одной из задач Монтессори-педагога является расширение Монтессори-среды. Суть расширения среды – дополнить её всем тем, что в полной мере реализовало бы потребности и потенциал каждого ребёнка, работающего в среде.
Монтессори-педагог сделает все возможное, чтобы разбудить мысль ребенка, научить его думать, рассуждать, анализировать, делать выводы. Любая мысль малыша имеет право на существование! Задача учителя – помочь ребёнку путем его собственных размышлений найти верный ответ. Только в этом случае этот ответ будет по – настоящему ему понятен.
Монтессори-педагог должен добиться того, чтобы ребенок отошел от работы с материалом с чувством успеха и уверенности в том, что он решил задачу самостоятельно, что, безусловно, формирует в ребенке инициативность и уверенность в своих силах.
Монтессори-педагог прошёл специальное обучение и владеет презентациями материалов (которые точны и выверены), именно эти алгоритмы показа обуславливают высокую степень усвоения ребёнком различных задач, заложенных в материале.
В Монтессори-системе социальное воспитание считается важной составляющей общего развития ребенка. Монтессори-педагог помогает детям находить оптимальные решения в конфликтных ситуациях, учит уважительному общению друг с другом, способам взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми.
Педагог так выстраивает взаимодействие детей друг с другом, чтобы у старших развивалось чувство ответственности за младших, наряду с этим реализовывались потребности в чувстве собственной значимости, уверенности в собственных силах.
Активными участниками процесса обучения являются сами дети, готовя так называемые сообщения и рассказывая их другим детям. В этот момент они совсем как педагоги ведут весь процесс. Монтессори-педагог всегда рядом, при необходимости помогая детям, готовящим сообщение. Такой вид работы учит детей ораторскому искусству, умению передать информацию для других, умению слушать, задавать вопросы и отвечать на них, что, несомненно, формирует уверенность в себе, самостоятельность, чувство значимости и любовь к обучению.
Монтессори-педагог в ребенке видит равноправного партнера, уважает его стремления и индивидуальность.
Источник
«Это искусство духовного служения; искусство, которое может быть развито в совершенстве только в работе с детьми»
М. Монтессори
Представьте, что рядом с Вашим любимым ребенком тот человек, для которого в первую очередь важен сам малыш, его интересы, особенности, стремления, внутреннее состояние. И только с учетом всего этого выстраиваются образовательный и воспитательный процессы.
Представьте педагога, который путём наблюдения за вашим малышом, выявляет его интересы и потребности, чтобы в полной мере обеспечить их удовлетворение, учесть все индивидуальные особенности ребёнка.
Основная цель педагога сводится к пробуждению у ребёнка интереса к окружающему миру, желания и умения его исследовать, задавать вопросы и самостоятельно находить ответы; к стремлению сделать ребёнка активным участником обучения.
В задачи работы Монтессори – педагога входят развитие в ребёнке инициативности, самостоятельности, уверенности; формирование умения делать выбор и нести за него ответственность, чего, безусловно, невозможно достичь без психологических знаний и умений.
Этим живет и работает Монтессори-педагог.
- Дети сами выбирают себе деятельность, следуя своим внутренним побуждениям, педагог при необходимости только помогает самостоятельно сделать выбор (помогает ребенку организовать свою деятельность в Монтессори-среде, пойти своим собственным, уникальным путем, реализовать свой потенциал).
Монтессори-педагог вмешивается в работу ребенка очень тактично и лишь при острой необходимости. Только в таких условиях у ребенка есть возможность самостоятельной деятельности, развития пытливости ума, терпения, уверенности в себе, удовлетворения от самой деятельности.
Одной из задач Монтессори-педагога является расширение Монтессори-среды. Суть расширения среды – дополнить её всем тем, что в полной мере реализовало бы потребности и потенциал каждого ребёнка, работающего в среде.
Монтессори-педагог сделает все возможное, чтобы разбудить мысль ребенка, научить его думать, рассуждать, анализировать, делать выводы. Любая мысль малыша имеет право на существование! Задача учителя – помочь ребёнку путем его собственных размышлений найти верный ответ. Только в этом случае этот ответ будет по – настоящему ему понятен.
Монтессори-педагог должен добиться того, чтобы ребенок отошел от работы с материалом с чувством успеха и уверенности в том, что он решил задачу самостоятельно, что, безусловно, формирует в ребенке инициативность и уверенность в своих силах.
Монтессори-педагог прошёл специальное обучение и владеет презентациями материалов (которые точны и выверены), именно эти алгоритмы показа обуславливают высокую степень усвоения ребёнком различных задач, заложенных в материале.
В Монтессори-системе социальное воспитание считается важной составляющей общего развития ребенка. Монтессори-педагог помогает детям находить оптимальные решения в конфликтных ситуациях, учит уважительному общению друг с другом, способам взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми.
Педагог так выстраивает взаимодействие детей друг с другом, чтобы у старших развивалось чувство ответственности за младших, наряду с этим реализовывались потребности в чувстве собственной значимости, уверенности в собственных силах.
Активными участниками процесса обучения являются сами дети, готовя так называемые сообщения и рассказывая их другим детям. В этот момент они совсем как педагоги ведут весь процесс. Монтессори-педагог всегда рядом, при необходимости помогая детям, готовящим сообщение. Такой вид работы учит детей ораторскому искусству, умению передать информацию для других, умению слушать, задавать вопросы и отвечать на них, что, несомненно, формирует уверенность в себе, самостоятельность, чувство значимости и любовь к обучению.
Монтессори-педагог в ребенке видит равноправного партнера, уважает его стремления и индивидуальность!
Источник
Это искусство духовного служения; искусство, которое может
быть развито в совершенстве только в работе с детьми»
М. Монтессори
Представьте, что рядом с Вашим любимым ребенком тот человек, для которого в первую очередь важен сам малыш, его интересы, особенности, стремления, внутреннее состояние. И только с учетом всего этого выстраиваются образовательный и воспитательный процессы.
Представьте педагога, который путём наблюдения за вашим малышом, выявляет его интересы и потребности, чтобы в полной мере обеспечить их удовлетворение, учесть все индивидуальные особенности ребёнка.
Основная цель педагога сводится к пробуждению у ребёнка интереса к окружающему миру, желания и умения его исследовать, задавать вопросы и самостоятельно находить ответы; к стремлению сделать ребёнка активным участником обучения.
В задачи работы Монтессори – педагога входят развитие в ребёнке инициативности, самостоятельности, уверенности; формирование умения делать выбор и нести за него ответственность, чего, безусловно, невозможно достичь без психологических знаний и умений.
Этим живет и работает Монтессори-педагог.
- Дети сами выбирают себе деятельность, следуя своим внутренним побуждениям, педагог при необходимости только помогает самостоятельно сделать выбор (помогает ребенку организовать свою деятельность в Монтессори-среде, пойти своим собственным, уникальным путем, реализовать свой потенциал).
Монтессори-педагог вмешивается в работу ребенка очень тактично и лишь при острой необходимости. Только в таких условиях у ребенка есть возможность самостоятельной деятельности, развития пытливости ума, терпения, уверенности в себе, удовлетворения от самой деятельности.
- Одной из задач Монтессори-педагога является расширение Монтессори-среды. Суть расширения среды – дополнить её всем тем, что в полной мере реализовало бы потребности и потенциал каждого ребёнка, работающего в среде.
- Монтессори-педагог сделает все возможное, чтобы разбудить мысль ребенка, научить его думать, рассуждать, анализировать, делать выводы. Любая мысль малыша имеет право на существование! Задача учителя – помочь ребёнку путем его собственных размышлений найти верный ответ. Только в этом случае этот ответ будет по – настоящему ему понятен.
- Монтессори-педагог должен добиться того, чтобы ребенок отошел от работы с материалом с чувством успеха и уверенности в том, что он решил задачу самостоятельно, что, безусловно, формирует в ребенке инициативность и уверенность в своих силах.
- Монтессори-педагог прошёл специальное обучение и владеет презентациями материалов (которые точны и выверены), именно эти алгоритмы показа обуславливают высокую степень усвоения ребёнком различных задач, заложенных в материале.
- В Монтессори-системе социальное воспитание считается важной составляющей общего развития ребенка. Монтессори-педагог помогает детям находить оптимальные решения в конфликтных ситуациях, учит уважительному общению друг с другом, способам взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми.
- Педагог так выстраивает взаимодействие детей друг с другом, чтобы у старших развивалось чувство ответственности за младших, наряду с этим реализовывались потребности в чувстве собственной значимости, уверенности в собственных силах.
- Активными участниками процесса обучения являются сами дети, готовя так называемые сообщения и рассказывая их другим детям. В этот момент они совсем как педагоги ведут весь процесс. Монтессори-педагог всегда рядом, при необходимости помогая детям, готовящим сообщение. Такой вид работы учит детей ораторскому искусству, умению передать информацию для других, умению слушать, задавать вопросы и отвечать на них, что, несомненно, формирует уверенность в себе, самостоятельность, чувство значимости и любовь к обучению.
Монтессори-педагог в ребенке видит равноправного партнера, уважает его стремления и индивидуальность!
вернуться на главную
Источник
«Роль педагогических идей МарииМонтессори в моей профессиональнойдеятельности»
Умственное развитие начинается не с университетской скамьи, а с момента рождения ребенка, и наиболее интенсивно оно протекает в первые три года жизни. (М. Монтессори)
О Марии Монтессори я знала давно, но ее идеи воспитания и развития детей заинтересовали меня недавно. Мария Монтессори – итальянский педагог, она разработала свои принципы воспитания детей. Раннее развитие детей становится популярным, и одной из самых популярных систем раннего развития является методика Монтессори. Уникальная авторская методика в первые была применена начале хх века в Италии. Мария Монтессори, педагог и врач, совершила переворот в воспитании детей: она разработала и обосновала методику самостоятельного развития ребенка, была одним из лучших педагогов того времени, посвятившим себя детям. Ее система востребована по сей день и широко используется в коррекционном и развивающем образовании малышей.
Философия Монтессори – педагогики.
Кратко философии методики укладывается во фразу: «Направлять детей на самостоятельное воспитание, обучение и развитие».
Это обосновывается такими тезисами:
1. Ребенок от рождения уникальная личность.
2. Всем детям от природы дано желание самосовершенствоваться и любить труд.
3. Родители и педагоги должны быть просто помощниками в раскрытии потенциала ребенка, а не скульптурами характера и способностей.
4. Педагоги и родители должны лишь правильно направлять самостоятельную деятельность детей, а не обучать их чему – либо.
В основе педагоги Монтессори лежит очень простое условие, состоящее из трех таких же простых принципов: самовоспитание, самообучение и саморазвитие. Задача взрослого – помочь ребенку реализовать свою индивидуальность, дать ему возможность приобщиться к вещам, пощупать их, попробовать на вкус, все прочувствовать, т.е научиться контактировать с предметами. Отсюда девиз Монтессори: «Помоги мне сделать самому».
Система Монтессори основана на максимальной свободе и индивидуальном подходе к детям.
Ее цель – это умелое направление саморазвития ребят, не ломая их, а принимая такими, какими они есть на самом деле, которое позволяет детям достичь максимального результата во всем самостоятельно, без корректировки этого процесса взрослыми.
Поэтому педагогам нужно только:
— Развивать самостоятельность всеми доступными способами.
— Всегда уважать выбор ребенка.
-Развивать чувственное восприятие особенно осязание.
— Создавать комфортную окружающую среду.
— Позволять детям изменять обстановку по потребности( выбирать место, переставлять мебель, перекладывать материал).
— Быть лишь нейтральными воспитателями и наблюдателями.
— Не создавать себе подобных личностей.
— Не корректировать процесс обретания самостоятельности.
Как построена система развития по Монтессори
«В каждом ребенке я пытаюсь разглядеть человека, мне не надо ничему его учить. Сами дети открывают мне свою природу, но только будучи помещенными в соответственно подготовленную среду». (Мария Монтессори)
Существует 3 основных принципа система Монтессори:
1. Центр – ребенок самостоятельно принимающий решения.
2. Вокруг — среда, дающее возможность развития ребенка.
3. Рядом — воспитатель, помогающий по просьбе ребенка.
Развивающая среда- ключевой элемент в системе, без нее методика не может существовать. Она помогает ребенку развиваться самостоятельно, подталкивает к познанию, задействуя все органы чувств. А через нее лежит путь к интеллекту.
Правильная среда соответствует потребностям ребенка и выстраивается по определенной логике.
Она делиться на определенные функциональные зоны.
1. Практическая жизнь — домоводство: приспособления для мытья, стирки, глажки, приготовление еды и т.д.—развитие крупной и мелкой моторики.
2. Сенсорное развитие – предметы для изучения вкуса, запаха, цвета, формы – подготовка к чтению.
3. Математическая – предметы, связывающие количество с символами-цифрами, обучающие простейшим вычислениям,— обучение счету и вычислениям.
4. Языковая – предметы для обучения счету и письму.
5. Космос – предметы, помогающие познать окружающий мир, историю, культуру, узнать о связи поколений, — умственное развитие.
6. Гимнастика – коврики, линии на полу для выполнения двигательных упражнений на равновесие, внимание, координацию—физическое развитие.
Монтессори разработаны дидактические игры и различные пособия для совершенствования зрительного, слухового и тактильного восприятия детей. За основу были взяты идеи и пособия, предложенные известными французскими учеными. Это упражнения для развития мелкой моторики рук – нанизывание бусин, переливание воды, пересыпание круп, сортировка бобовых и еще много интересных заданий, игр.
Также нельзя не упомянуть о знаменитых рамках и вкладышах Монтессори, оставшихся неизменными до наших дней.
Изучив материал о системе Монтессори, мне стало интересно, а как же я могу применить ее идеи в своей практике. Решила взять за основу в своей работе принципы педагогической системы Монтессори
1. «Помоги это сделать самому!» Для этого используется так называемая «подготовленная среда»; специальные материалы и их особое расположение побуждает ребенка самостоятельно раскрывать свои возможности. Развивающая среда, сконструированная Монтессори, делает ребенка по – настоящему независимым. Уже не надо просить маму застегнуть рубашку, потому что я умею делать это сам. В нашем ДОУ, как и, наверное, в любом другом предметно развивающая среда имеет огромное значение. Именно через окружающую среду ребенок начинает свое развитие.
2. Свобода и дисциплина. Дисциплина в свободе- вот великий принцип. Как добиться дисциплины в коллективе свободных детей? Разумеется в системе Монтессори понятие дисциплина весьма отличается от других. Мы должны подавлять в ребенке все, что оскорбляет или неприятно действует на других или что носит характер грубого или невежливого поступка. Но все остальное, что делает ребенок для своей пользы, не только должно быть дозволено, но и должно стать объектом наблюдения для воспитателя. Наверное, этот принцип трудно применять на практике, но я думаю, что если с раннего детства прививать детям нормы поведения, объяснять им необходимые правила, то в дальнейшем трудностей не возникает.
3. Самостоятельность—то есть минимальное вмешательство в деятельность детей. Человек не может быть свободен, если он не самостоятелен. По этому первые активные проявления индивидуальной свободы ребенка должны быть направлены так, чтобы в этой активности вырабатывалась его самостоятельность. В детях необходимо развивать умение достигать своих индивидуальных целей и желаний. В моей профессиональной деятельности этот принцип, наверное, является одним из основных. Я считаю, что детей к самостоятельности нужно приучать как можно раньше, потому что самостоятельному ребенку будет легче войти во взрослую жизнь.
О педагогических идеях Марии Монтессори можно говорить еще достаточно много, я рассмотрела несколько из них и сделала вывод:
Мария Монтессори, являясь представителем реформаторской педагогики, относиться к тем немногочисленным ученым, реальные школы которых сохранились и после их смерти. Тема « Педагогическая деятельность и педагогические взгляды Марии Монтессори», является актуальной, так как Монтессори, используя гуманистический подход к ребенку и ставя его в центре своей педагогической системы, подчиняет все свои педагогические принципы потребностям ребенка. Педагог выступает как помощник ребенка, а не как регламентатор его развития. Таким образом, Монтессори – педагогика ориентирована на личность ребенка, и признается уникальной, а также гуманистически направленной и очень продуктивной многими педагогами по всему миру. Оказывается, я, не зная о педагогических идеях Марии Монтессори, применяла многие из них в своей практике.
Источник