Роль педагога дополнительного образования в развитии ребенка

Роль педагога дополнительного образования в развитии ребенка thumbnail

04 Июня 2017

Содержание:

1.    Вступление

2.    Основная часть:

2.1  Значение дополнительного образования в творческом развитии личности;

2.2  Роль личности педагога дополнительного образования в творческом развитии личности ребёнка.

3. Заключительная часть

1.Вступление

Развитие творческой личности в процессе обучения и воспитания является одной из социально значимых задач современного российского общества. В качестве высшей цели образования определено становление саморазвивающейся и самоопределяющейся личности, способной к открытому творческому взаимодействию с окружающей средой и обществом.

Педагогическая наука рассматривает влияние образования на творческое развитие личности как одну из центральных проблем. Еще К.Д.Ушинский, С.Т.Шацкий, П.П.Блонский и другие педагоги отмечали важность единства обучения и воспитания в образовательном процессе с учетом интересов, способностей, возможностей и потребностей ребенка.

Одной из приоритетных задач педагогической науки в настоящее время является изучение качественно новых отношений между личностью и обществом, поиск наиболее оптимальных путей воспитания, обучения, творческого развития детей.

В системе непрерывного образования в последнее время особое место принадлежит дополнительному образованию, которое выступает как средство  мотивации развития личности к познанию и творчеству через широкое разнообразие видов деятельности. Развитие ребенка подкрепляется возможностями создания ситуации успеха и свободой смены вида деятельности. Именно дополнительное образование призвано удовлетворять постоянные запросы детей, помочь снизить негативные последствия незанятости детей во внеурочное время, рост преступности, бродяжничества, усилить внимание к социально обездоленным детям.

2.Основная часть.

2.1. Значение дополнительного образования в творческом развитии личности ребёнка   

Задача творческого развития личности не может быть выполнена усилиями одной только школьной системы, в ее реализации призвано участвовать имеющие богатый опыт работы в нашей стране дополнительное (внешкольное) образование, призванное удовлетворить постоянно изменяющиеся индивидуальные социо-культурные и образовательные потребности ребенка. Естественно, что сама история развития и становления этого образования дает очень много материала для его совершенствования. В работах современных исследователей (Е.В.Бондаревская, А.К.Бруднов, Б.З.Вульфов, О.С.Газман, М,Б.Коваль, С.В.Сальцева, А.И.Щетинская и др.) проведен глубокий анализ различных аспектов (внешкольного) дополнительного образования детей. Вместе с тем остался целый ряд нерешенных вопросов: место внешкольного дополнительного образования детей в общей системе непрерывного образования; основные направления дополнительного образования детей и их развитие в образовательных учреждениях всех типов и видов; влияние дополнительного образования на творческое развитие личности ребенка и его самоопределение.

Как показывает практика, реальные возможности большинства современных школ недостаточны для решения проблемы развития творческой активности личности ребенка, его самоопределения. Возникает ряд противоречий между: возрастающими требованиями жизни к формированию творческой, инициативной личности и отсутствием системы специальной педагогической работы, обеспечивающей этот процесс; массовой системой образования и индивидуальным характером процесса развития творческой активности ребенка; объективной необходимостью инновационных и интеграционных процессов в образовательной сфере и отсутствием подготовленных к этой деятельности педагогических кадров; имеющимся опытом многолетней работы в данном направлении и отсутствием научно-обоснованных механизмов использования его в массовой практической деятельности.

Разрешению этих противоречий может способствовать дополнительное образование детей. Имея основной целью создание педагогических условий для самовоспитания, самообразования и самореализации личности, дополнительное образование является для ребенка специфической средой, важной как для его творческого развития, социализации, становления жизненного опыта, так и для самоопределения (Е.В.Бондаревская, В.Г.Бочарова, Б.З.Вульфов, Л.С.Выготский, О.С.Газман, В.В.Давыдов, В.А.Караковский, М.Б.Коваль, Д.И.Латышина. А.В.Мудрик, Л.И.Новикова, А.В.Петровский, С.Д.Поляков и другие). Вместе с тем современное состояние образования порождает еще одно противоречие: между необходимостью интеграции основного и дополнительного образования в интересах развития личности ребенка и недооценкой роли педагога.

Читайте также:  Ребенок 7 месяцев развитие и питание и режим дня таблица

Безусловно, в современном образовании происходят значительные преобразования, меняются не только отдельные его стороны, но и общие концептуальные подходы. Одним из эффективных путей решения проблемы творческого развития личности ребенка выступает интеграция основного и дополнительного образования, реализация личностно-ориентированного, личностно-деятельностного подходов, способных сыграть в жизни ребенка значительную роль в достижении им вершин своего творческого развития, определении жизненного пути (Ш.А.Амонашвили, В.В.Давыдов, Л.В.Занков,

И.А.Зимняя, В.А.Караковский, В.М.Коротов, А.В.Мудрик, Л.И.Новикова, А.В.Петровский, В.А. Петровский, И.С.Якиманская, Е.А.Ямбург и другие).

Необходимо подчеркнуть, что эта взаимосвязь способна решать стратегические задачи современного образования:

— обеспечивать непрерывность образования;

— развивать в полной мере технологии и идеи личностно-ориентированного образования;

— осуществлять программы социально-психологической адаптации;

— проводить профориентацию;

— развивать творческие способности личности и создавать условия для формирования опыта творческой самодеятельности и творческой активности ребенка.

Изучение философской и психолого-педагогической литературы показывает, что вопросам развития творческого потенциала личности наука уделяла и уделяет самое пристальное внимание. Однако, проблема формирования творческой активности детей в учреждениях дополнительного образования еще не являлась предметом специального научного изыскания. Между тем, дополнительное образование призвано решить эту проблему.

Во-первых, как показывают статистические данные, предоставленные МО РФ, в учреждениях дополнительного образования России занимается значительное число детей и подростков (до 60% от общего числа школьников).

Во-вторых, материалы исследования свидетельствуют о том, что потребность детей в реализации своих интересов не удовлетворяется в полной мере семьей и школой. Учреждения дополнительного образования, предоставляя ребенку возможность активного участия в различных видах деятельности, открывая ему простор для выполнения различных социальных ролей, включая его в многообразные отношения с окружающим миром, могут и должны стать полноценными факторами реализации детских интересов.

В-третьих, учреждения дополнительного образования, располагая квалифицированными кадрами и материальной базой, способны не только удовлетворять, но и развивать потребности и интересы ребенка.

Вместе с тем, анализ психолого-педагогической литературы показывает, что до настоящего времени не проводилось специальных исследований по развитию творческой активности детей в процессе дополнительного образования. Малоисследованными остаются проблемы специальных педагогических условий и особенностей развития творческой активности детей в процессе дополнительного образования.

Исходя из сказанного, можно утверждать, что  существует объективная необходимость развития творческой активности детей в условиях дополнительного образования. А решать эти вопросы в дополнительном образовании должен педагог, обладающий огромным педагогическим потенциалом.

2.2 Роль личности педагога дополнительного образования в творческом развитии личности ребёнка.

Педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Сущность педагогической профессии состоит во взаимодействии с людьми, направленное на улучшение, преобразование, формирование личностных качеств человека. Будучи связана с человеком, эта профессия требует особой ответственности и чувства долга. Педагог должен обладать определенным типом мышления, что объясняется характером его деятельности. Особенностью педагогической профессии является ее двойственность: с одной стороны педагог должен обладать знаниями о человеке, его возрастных психологических особенностях, закономерностях развития и т. д., с другой стороны, он должен в полной мере владеть предметом своей предметной специализации. Первоначальной задачей педагога является налаживание контакта с обучающими, далее – передача знаний, формирование умений и навыков, соответствующих конкретной предметной области, выявление общественных целей и концентрация усилий других людей на их достижение. Так, в профессии педагога дополнительного образования детей умение общаться становится профессионально необходимым качеством.                Основными сложностями на пути достижения необходимого для полноценной учебно-воспитательной деятельности контакта педагога с обучающимися является традиционное следование авторитарной системе обучения или недостаток опыта, сопровождающийся отсутствием определенной линии поведения сопряженное с постоянным поиском правильной педагогической позиции. Своеобразие педагогической профессии состоит и в том, что она по своей природе имеет гуманистический, коллективный и творческий характер. В процессе развития педагогической профессии, у нее обозначились две социальные функции: адаптивная и гуманистическая. Адаптивная функция связана с приспособлением человеческой личности к полноценному функционированию в сложившемся социуме. Содержание адаптивного воспитания человека зависит от времени и различных политических и общественных состояний. Гуманистическая направлена на гармоничное, полноценное развитие человека с учетом его индивидуальных особенностей, с позиции гуманистической направленности, педагог является хранителем человеческой личности, как величайшей ценности, остающейся неизменной при любых условиях. Обе эти функции должны реализовываться в комплексе, каждая из них играет важную роль в формировании личности.

Читайте также:  Домашняя система развития и образования ребенка

Коллективный характер педагогической профессии имеет свои особенности. В отличие от других профессий, подразумевающих работу с людьми, педагог должен не только руководить и управлять, но так же сотрудничать. То есть конечный результат работы педагога зависит не только от его действий, но и от воздействий на ученика или ученический коллектив других педагогов, родителей, товарищей и множества окружающих факторов. Для организации активного и целенаправленного функционирования ученического коллектива требуется много усилий и педагогический опыт.

Творческий характер педагогической деятельности является важнейшей ее особенностью. Доля творчества в работе педагога определяет его вклад собственных возможностей, способностей и усилий в свою деятельность.         

Педагогическое творчество имеет обширную область применения и охватывает такие стороны педагогической деятельности, как планирование, организацию, реализацию и анализ результатов. Опыт исследований в этой области показывает, что наибольшее творчество проявляют педагоги опытные, имеющие большое количество накопленной информации для исследований, анализа и выработки на основе этого нестандартных решений. Существуют некоторые наиболее общие правила эвристического поиска: анализ педагогической ситуации; проектирование результата в соответствии с исходными данными; анализ имеющихся средств, необходимых для проверки предположения и достижения искомого результата; оценка полученных данных; формулировка новых задач. Творчество педагога может проявляться не только в процессе реализации учебно-воспитательного процесса, но так же в собственном развитии и улучшении личных и профессиональных качеств. Только у педагога, относящегося к работе творчески, обучающиеся будут творческими саморазвивающимися личностями.

Деятельность педагога направлена на проектирование, конструирование учебного процесса и его осуществление. Исходя из того, что общепедагогические умения являются основой частных, специальных умений, а специальные, специфические умения являются особенным отражением интегральных, опираясь на структуру деятельности учителя, определены следующие умения (Н.В.Кузьмина, В.А.Сластенин, Л.Ф.Спирин, М.Л.Фрумкин, А.И.Щербаков и др.):

— гностические (умения расширять свои знания, изучать опыт коллег, анализировать собственный опыт или исследование учащихся, учебного процесса и результатов педагогической деятельности);

— конструктивно-проектировочные (умения, связанные с анализом собственной деятельности и проектированием учебно-воспитательного процесса);

— организаторские (умения организовывать свою деятельность и деятельность учащихся в соответствии с поставленными целями);

— коммуникативные (умения, необходимые для взаимодействия и воздействия в динамике педагогического процесса и являющиеся условием обеспечения передачи информации в процессе педагогического общения);

— прикладные (умения, определяемые художественными, спортивными и иными способностями учителя, а также требованиями педагогической работы (пение, хореография, спорт и т.д.)).

Нетрудно заметить, что представленные компоненты не только взаимосвязаны, но иногда и достаточно сильно пересекаются. Все компоненты педагогической деятельности образуют целостную динамическую структуру, в которой «одни компоненты, являясь стержневыми, играют ведущую роль, другие – второстепенную, подчиненную. Н.В.Кузьмина и А.И.Щербаков установили, что в деятельности учителя-мастера при ведущей роли одного или нескольких компонентов гармонически сочетаются все ее компоненты.

Читайте также:  Пиаже развитие ребенка 2 года

3.    Заключительная часть

В нашем учреждении работают только творческие люди, способные решать нестандартно различные педагогические ситуации, использующие различные методы и приемы в образовательном процессе, направленные на развитие творческих способностей детей.

Проблему педагогического творчества и совершенствования профессионального мастерства педагогам следует решать комплексно, в процессе творческого саморазвития педагога. Каждый педагог может стать творческим педагогом «…при большом стремлении, ясной цели, при упорстве и трудолюбии, при непрекращающейся работе по самообразованию, развитию общей культуры личности…». Постоянное творческое профессионально-личностное самовоспитание поможет педагогу развить в себе необходимые качества и умения для того, чтобы овладеть педагогическим мастерством и стать мастером педагогического труда, создать собственную творческую лабораторию.

Подготовила педагог дополнительного образования С.В.Никифорова

Источник

«Роль педагога дополнительного образования в развитии одаренного/талантливого ребенка»

В настоящее время обучающиеся имеют возможность свободного выбора дополнительного образования в соответствии со своими интересами, способностями и склонностями.

В группах, секциях, кружках, сообществах формируются учащиеся примерно одного возраста ,из различных школ города. Учреждения дополнительного образования детей ведут разработку и внедрение образовательных программ формирования готовности подростков к профессиональному самоопределению (включая диагностику интересов, склонностей и способностей подростков), умело сочетая в себе элементы традиционного обучения и методы активного психологического обучения, активизируют познавательную и творческую деятельность.

Происходит выявление одаренных, талантливых учащихся, используя комплекс методов как наблюдение, общение с родителями, классным руководителем, учителями школ, психологом, ( при анализе тестирований, анкетировании, бесед), заключение экспертов в определенной деятельности, анализирование результатов олимпиад, конкурсов, соревнований, научно – практических конференций и др. Наиболее общими признаками, отличающими одаренных учеников, является то, что они , как правило, более активны и всегда чем-либо заняты. Они имеют отличную память, повышенное внимание, имеют большой словарный запас, используют в речи сложные синтаксические конструкции. Одаренные дети умеют пользоваться накопленными знаниями, придумывают новые слова, предпочитают чтение словарей и интеллектуальные игры, они упорны в достижении результата в сфере, которая им интересна, сильно развито чувство справедливости. Хотят знать все более подробно и требуют дополнительную информацию.

Педагогическое сопровождение одаренных учащихся — это движение вместе с изменяющейся личностью, своевременное оказание возможных путей, помощь и поддержка. Педагогам дополнительного образования необходимо помочь одаренным, талантливым воспитанникам осуществить выбор деятельности в учреждении в соответствии с их интересами, психофизиологическими и личными свойствами и особенностями.

Основной смысл развивающей работы с одаренными детьми – это раскрытие потенциальных возможностей ребенка. Основные цели работы с одаренными детьми должны быть направлены на то, чтоб сформировать у детей уверенность в успехе, совершить то или иное действие, осуществить намеченное, почувствовать свою значимость, иметь адекватную самооценку Владеть эмоциональным состоянием, навыками общения с группой сверстников. Педагоги должны проводить своевременную диагностику для оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка; анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной степени соответствуют его склонностям и интересам; оценка признаков одаренности ребенка с учетом зоны развития, профессионального самоопределения.

Важную роль следует отнести к взаимодействию с родителями, их вовлечению в учебно – воспитательный процесс, повышая педагогическую психологическую культуру при реализации задач развития одаренного ребенка .Специалисты должны оказать консультативную помощь учащимся к проектированию индивидуального маршрута обучения , к проектированию собственного жизненного пути, имея шанс воспитать гармоничного, реализованного и потому счастливого ребенка.

Источник