Роль оригами в развитии ребенка
Роль оригами
в развитии ребёнка
Роль оригами в развитии ребенка многообразна:
- Этот вид искусства благотворительно воздействует на развитие внимания и формирование памяти, чтобы сделать поделку, ребёнок должен запомнить последовательность её изготовления, приёмы и способы складывания;
- Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания;
- У детей совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, развитие глазомера;
- Оригами знакомит с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами;
- Активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребёнка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приёмов складывания) со словесными (объяснение приёмов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий);
- Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги фигурки, дети включаются в игру – драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т.д.;
- Таким образом, занятия оригами дисциплинируют, воспитывают усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалу (бумаге);
- Оригами способствует формированию добрых чувств к близким и дают возможность выразить эти чувства, ведь дети делают подарок своими руками;
- Оригами позволяет детям испытывать свои возможности м проявить способности:
- Конструктивные – при создании фигурки из одного листа бумаги путем его неоднократного складывания, при изготовлении фигурки из нескольких деталей, сложенных в технике оригами и соединенных с помощью клея;
- Изобразительные – за счет частичной или полной дорисовки деталей, использования метода аппликации, применения цветовых сочетаний, чередования цвета;
- Оформительские – оформление открыток, выставок, помещений к празднику (шары, снежинки, бусы и т.д.).
Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка, в том числе и на развитие речи.
И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами. Систематические занятия с ребенком оригами – гарантия его всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению.
Направления
- Конструирование .
Формирование навыков изготовления объемных фигур из бумаги.
- Изобразительная деятельность:
Рисование — частичная или полная дорисовка деталей (глаза, нос, уши и т.д.)
на готовой поделке.
Аппликация — приклеивание мелких деталей (глаза, нос и т.д.) на готовой поделке, применение цветовых сочетаний, чередование цвета.
- Развитие тонкой моторики рук
- Развитие элементарных математических представлений (РЭМП)
Закрепление названий геометрических фигур – квадрат, треугольник, прямоугольник.
Ориентировка на листе – правый верхний угол, левый нижний угол и т.д.
Порядковый счет сторон, углов. Часть и целое.
- Развитие речи.
- Активизировать в речи детей слова: сторона, угол, диагональ, противоположные стороны, противоположные углы.
- Уметь описать геометрическую фигуру (это квадрат, он синего цвета, у него четыре стороны и четыре угла)
- Согласование существительного с прилагательным ( красный треугольник, зеленый квадрат и т.д. )
- Согласование существительного с числительным (один угол, два угла, три угла и т.д.), аналогично со всеми геометрическими фигурами.
- Правильное употребление предлогов (положи красный квадрат НА стол, ПОД книгу, ЗА книгу и т.д.)
- Согласование притяжательных местоимений (ЧЕЙ квадрат — МОЙ, ЧЬЯ поделка — МОЯ)
- Образование существительных множественного числа именительного и родительных падежей (треугольник, треугольники, треугольников)
- Совершенствование умения составлять рассказы – описания, загадки-описаня по изготовленным поделкам.
- Экология.
- Закрепление знаний о диких, домашних животных, перелетных, зимующих, домашних птицах, насекомых, рыбах и т.д.
- Игры.
- Игра-драматизация – участие поделок в инсценировках
- Сюжетно-ролевая игра – использование в играх атрибутов: самолетики, пилотки гоночные машинки и т.д.
- Работа с родителями (наглядная информация (папка-передвижка), анкетирование, консультация, альбом поделок для совместной деятельности родителей с детьми)
Источник
Консультация для родителей.
Подготовила воспитатель МБДОУ
«Детский сад №34 «Крепыш»
Артемьева Альбина Олеговна
Значение оригами в развитии детей
Дорогие взрослые! Вспомните свое детство.
Каждый из вас, наверняка, хоть раз в жизни создавал самое простенькое изделие из листа бумаги — кораблик или самолетик. А в те времена, когда в магазинах не было такого выбора соломенных шляп и панам, люди летом нередко сооружали себе «пилотку» из газеты. И бумажные кораблики, и пилотка сделаны по принципу «оригами».
Оригами («ори» — сгибать, «гами» — бумага) японское искусство складывания из бумаги, пользуется большой популярностью, благодаря своим занимательным и развивающим возможностям. Оригами — волшебство, чудо и конечно, игра.
Сегодня, искусство оригами, уже давно перешагнуло границы своей родины, получив широкое распространение во многих странах. Изготовление красочных поделок из бумаги приемами многократного складывания и сгибания – увлекательное и полезное занятие для детей – дошкольников. Игрушки самоделки имеют большие педагогические возможности.
Практически всю работу ребенок сможет сделать сам при минимальной помощи и поддержке взрослого. Однако результат деятельности будет эстетически и эмоционально привлекателен для ребенка, ведь эту игрушку он сделает сам. Ребенок радуется тому, что сделанная собственными руками игрушка действует: вертушка вертится на ветру, кораблик плывет в ручейке. Такая деятельность имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремится к получению положительного результата, содержать в порядке рабочее место. Особенно привлекает дошкольников возможность самим создать такие поделки из бумаги, которые затем будут использоваться в играх, инсценировках, оформлении уголка, участка детского сада или подарены на день рождения, к празднику своим родителям, друзьям.
Оригами это не только интересно для ребенка, но и крайне полезное для его общего развития занятие. Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, ручных умений, или как принято говорить мелкой моторики. Сегодня ученые и педагоги единодушно признают, что между развитием кистей рук и общим развитием ребенка, его успехами в учебе и творчестве существует прямая связь.
Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.
Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.
Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.
Оригами стимулирует и развитие памяти, так, как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.
Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).
Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда. И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе искусство оригами. Действуя автоматически, без контроля сознания, заниматься оригами невозможно. Оригами повышает активность, как левого, так и правого полушарий мозга, поскольку требует одновременного контроля над движениями обеих рук, что, в свою очередь, ведёт к позитивному изменению целого ряда показателей, и дети начинают лучше учиться. Таким образом, занятие оригами оказывает положительное влияние на развитие детей. Занятия оригами в условиях дошкольного образовательного учреждения расширяют круг интересов и общения детей. Такие занятия не только сближают детей, но и воспитывают у них коммуникативные качества, позволяют детям удовлетворять познавательные интересы.
Систематические занятия с детьми оригами влияют на всестороннее развитие ребёнка и способствуют успешной подготовке к школьному обучению.
Но все-таки оригами, прежде всего – искусство, призванное дарить людям радость.
Литература:
1. Тарабарина Т.И. «Оригами и развитие ребенка»
2. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. «Игрушки из бумаги»
3. Коротеев И.А. «Оригами для малышей»
4. Соколова С.В. «Сказки из бумаги»
5. Сержантова Т.Б. «365 моделей оригами»
Источник
Автор: Бокарева Елена Николаевна
Влияние оригами на развитие детей дошкольного возраста
Оригами — этот искусство бумажной пластики, родившееся в Японии. Несмотря на то, что сама бумага появилась в Китае, именно в Японии научились складывать из нее удивительные по своей красоте фигурки. Много должен знать и уметь ребенок, вступая в незнакомую, но такую притягательную жизнь. Подготовить ребенка к этому важному моменту жизни поможет оригами – искусство близкое ему и доступное.
Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они легко овладевают различными приемами и способами действия с бумагой, таким как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Оригами развивают у детей способность работать руками под контролем сознания. Прежде всего, он учится общаться с бумагой, угадывать ее качества, развивается мелкая моторика пальцев. Психологи считают, что это очень важно для нормального формирования речи. Оригами имеет огромное значение в развитие конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса. Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и. т. д), происходит развитие глазомера, одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соединения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значений в практическую деятельность, т. е. самостоятельное выполнение действий. И, конечно, развивает привычку сосредоточенно, кропотливо работать. Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Изготовление различных поделок из цветной бумаги — увлекательное занятие для детей дошкольного возраста, имеющее большое значение в развитии их художественного вкуса, творческого воображения, конструктивного мышления и т.д. Можно соединить занятия оригами с игрой. Сложив из бумаги поделки животных, дети могут рассказывать с их помощью знакомые сказки, сами становятся сказочными героями, совершают путешествия в мир цветов и т. д. И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами. Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка. Оригами помогает:
— сделать рывок в развитии речи;
— улучшить произношение и обогатить лексику;
— подготовить руку к письму, что особенно важно для ребят, которые скоро пойдут в школу, ведь там им придется много писать;
— предотвратить появление так называемого писчего спазма — частой беды начинающих школьников;
— развить внимание, терпение, так называемый внутренний тормоз — умение сдерживаться именно тогда, когда это необходимо;
— стимулировать фантазию, проявить творческие способности;
— играя, освоить начало геометрии, как на плоскости, так и в пространстве;
— научиться управлять своим телом, чувствовать себя уверенно в системе «телесных координат», что предотвратит возможность возникновения неврозов;
— ощутить радость взаимопонимания без слов, понять возможности несловесного общения.
Оригами совершенствует трудовые умения ребенка. Систематические занятия с ребенком оригами — гарантирует его всестороннее развитие и успешную подготовку к обучению. В исследованиях целого ряда выдающихся отечественных педагогов (Д.В. Куцакова, 3.В. Лиштван, Л.В. Пантелеевой и других), посвященных детскому конструктивному творчеству, складыванию из бумаги отводится большая роль. По мнению этих исследователей, складывание из бумаги активно способствует развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста, а так же совершенствованию глазомера и сенсорной моторики в целом.
В настоящее время доказано (Ю.В. Шумаков, Е.Р. Шумакова), что занятия оригами способствуют повышению активности работы мозга и уравновешиванию работы обоих полушарий у детей дошкольного возраста, что способствует повышению уровня интеллекта, развитию таких психических процессов, как внимательность, восприятие, воображение, смышленость, логичность. Активизируется творческое мышление, растет его скорость, гибкость, оригинальность.
Конструирование из бумаги и других материалов является сложным видом конструирования в детском саду. Впервые дети знакомятся с ним в средней группе. Эта работа позволяет детям проявлять свои творческие способности, приобрести новые изобретательные навыки. Для конструктивных работ, как правило, используются готовые формы, соединяя которые дети получают нужное изображение.
Работа с бумагой способствует дифференцированному восприятию простейших трудовых процессов по созданию и преобразованию предметов, развитию логического мышления, эмоциональной отзывчивости, мелкой моторики и пространственного воображения.
Оригами — это вид творчества, который успокаивает нервную систему, улучшает работу мозга и синхронизирует работу обоих полушарий головного мозга. Помимо этого оригами воспитывает любовь к природе, эстетический вкус, доброту и чуткость, удовлетворяет потребности человека в самооценке, самоуважении и саморазвитии. Занятия оригами помогают человеку в самовыражении. В частности, создание оригамического спектакля приводит к тому, что даже самые замкнутые и стеснительные ребята полностью раскрепощаются.
Оригами – это одно из уникальных занятий для всех и каждого, независимо от физического и психического состояния, на любом этапе жизни, с раннего детства до старости.
Оригами – это освобождение от тревожного состояния и гнева, проявление творческого потенциала личности. Оригами привносит радость в жизнь человека и его окружения, увеличивает жизненные силы, помогает найти новое призвание в жизни. Оригами в качестве уникального средства воздействия на эмоциональную сферу ребенка начали применять еще в начале 19 века.
Существует специальное направление арт-терапия, которое использует оригами. Оригами в состоянии воздействовать на эмоциональную сферу человека. Это особенно важно для тех, у кого есть различные проблемы общения, кто застенчив или, напротив, излишне агрессивен. При помощи оригами можно отрабатывать различные поведенческие модели. Например, выполнение традиционных японских бумажных шаров — кусудам- требует участия нескольких человек, коллектива. Каждый из участников складывания должен выполнить один или несколько элементов будущего шара. При этом его изделия должны абсолютно точно повторять те элементы, которые выполнены другими членами группы. Если один из участников группы не смог найти общего языка с другими, договориться с партнерами, шар выполнен быть не может. Маленькая проблема поиска общего языка в группе сказывается на следующих уровнях общения в группе. Таким образом, складывание красивого бумажного шара становится обычной психологической задачей, для решения которой следует выбрать лидера, распределить роли, договориться об условиях участия в работе, взаимодействия или правилах. Ведь кому-то в этой группе придется выступить в роли художника, подбирая цвета для выполнения модели, кто-то станет руководить сборкой элементов. А кому-то придется выполнять роль статистов.
Помимо решения вопросов коммуникабельности, такая деятельность способствует развитию эстетического чувства, что не менее важно в работе с самыми различными группами. Любовь детей к складыванию фигурок разных животных можно использовать для борьбы с различными фобиями. Например, малыш боится волка. Можно предложить ему сложить фигурку волка методом оригами. Ребенок видит, что волк, по сравнению с ним, совсем маленький, не страшный. К тому же этого волка в любой момент можно просто смять и выбросить. Или поступить еще проще. Развернуть фигурку. И вместо волка перед ребенком появится слегка помятый квадратик бумаги. И окажется, что волк может появиться и исчезнуть по желанию ребенка. Страх постепенно исчезает.
Одной из интереснейших форм работы может стать и новогодний маскарад. Работа с бумажными масками позволяет решать некоторые психологические проблемы. Оценка состояния ребенка начинается с наблюдением за тем, как он выбирает цвет и размер листа для работы. Или он выберет белый лист, чтобы раскрасить его по своему выбору. Основным моментом является выбор ребенком персонажа для изготовления маски. И его собственная оценка характера героя его выбора. Веселый, грустный, злой, робкий, трусливый. Можно предложить ребенку сделать маску того, кем бы он хотел себя видеть, или, каким, как ему кажется, его видят окружающие, или, каким он не хочет быть. Необходимо дать ребенку возможность «отыграть» свою роль, почувствовать себя в том или ином качестве. Выбрал малыш маску агрессии, значит необходимо поставить его в соответствующие внешние условия. Пусть он в полной мере ощутит на себе все грани такого поведения, поймет, в чем его проблема. Здесь очень важно и роль группы, которая подыгрывает ребенку. Пусть он чувствует тот страх или презрение, которые вызывает у окружающих его маска (читай — «роль»). Маска выступает в роль концентрата эмоций, характера, личности. Эмоциональная разрядка, происходящая в результате игры с масками, способствует некоторой психологической коррекции поведения ребенка. Таким способом можно нейтрализовать страхи и агрессию, зло и зависть.
Не перечислить всех достоинств оригами. Вы поймете это, когда откроете для себя и своих детей волшебное искусство – оригами.
Таким образом, ведущими педагогами и психологами доказано, что оригами имеет большое значение в развитии пространственного воображения у детей старшего дошкольного возраста, их подготовки к обучению в школе, а также для решения психологических проблем личности дошкольника.
comments powered by HyperComments
Источник