Роль общения в развитии ребенка ситуативно деловое общение

Общение со взрослыми влияет на ведущую деятельность: в ходе его ребенок усваивает новые и все более сложные дей­ствия. С помощью показа, поддержки, подсказки, участия взрослого он овладевает культурными способами обращения с предметами, усваивает смыслы и операционально-техниче­скую сторону предметно-орудийных действий. Сотрудниче­ство со взрослым является главным, решающим психологи­ческим условием формирования предметной деятельности ребенка.

В совместной деятельности со взрослым складываются > предпосылки сюжетной игры, развивается процессуальная игра. Взрослый открывает ребенку мир условного использо­вания предметов, показывает ему первые игровые действия, предлагает игровые сюжеты, учит пользоваться предмета­ми-заместителями. В процессе такого взаимодействия возни­кают зачатки ролевого поведения ребенка, закладываются основы будущей сюжетно-ролевой игры.

Общение со взрослыми оказывает решающее влияние на возникновение и развитие речи детей. Речь рождается из по­требности в общении, в целях общения и в условиях общения. Только в общении со взрослым перед ребенком встает особая коммуникативная задача — понять обращенную к нему речь и дать на нее вербальный ответ. Именно взрослый создает для ребенка практическую необходимость усвоить и актуализиро­вать связь между предметом и его словесным обозначением. В процессе ситуативно-делового общения у ребенка формиру­ется такое отношение к предметной среде, которое требует обозначения в речи. В сотрудничестве со взрослым развивает­ся речевое мышление ребенка, позволяющее ему выходить за пределы частной ситуации «на простор широкой познаватель­ной деятельности» *.

Общение со взрослыми является одним из решающих фак­торов развития личности и самосознания ребенка. Опыт си­туативно-делового общения влияет на развитие у ребенка представления о себе и своих возможностях. Под влиянием

1Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. Москва-Воронеж, 1997. С.282.

совместной и индивидуальной предметной деятельности про­исходит дифференциация общей и конкретной самооценки. Благоприятный опыт личностно-ориентированного сотруд­ничества со взрослыми стимулирует формирование таких личностных качеств, как любознательность, стремление к самостоятельности, настойчивость, целенаправленность в деятельности.

В рамках ситуативно-делового общения закладываются предпосылки перехода на новый, более высокий уровень обще­ния — внеситуативно-познавательное общение, которое за­рождается в период, когда ребенок овладевает активной ре­чью и начинает задавать старшим вопросы об окружающем его мире, обсуждать увиденное на картинках, прочитанное взрослым в книжках. Его уже не удовлетворяют одни лишь практические способы познания, поэтому он начинает ини­циировать чисто познавательное, «теоретическое» общение, в ходе которого взрослый выступает источником знаний о внеситуативных объектах, с которыми ребенок не может взаимодействовать непосредственно, изучать их с помощью исследовательских действий. Единственным реальным пу­тем проникновения ребенка в скрытый от непосредственного наблюдения и недоступный для практических действий мир является общение с окружающими взрослыми. Возникнове­ние новой формы общения отражает важные преобразования во внутреннем мире ребенка — появление у него потребности в уважительном отношении со стороны взрослых к его стрем­лению к познанию, в признании за ним права задавать вопро­сы и получать серьезные ответы, иметь свое мнение.

Наиболее яркие доказательства влияния общения на пси­хическое развитие ребенка психологи находят в домах ребен­ка. Практически по всем направлениям развития у воспитан­ников этих учреждений наблюдается та или иная степень отставания. И дело не только в том, что в дома ребенка часто поступают дети, отягощенные плохой наследственностью и болезнями. Опыт усыновления детей показывает, что как только малыши из дома ребенка попадают в семью, у них достаточно быстро происходит компенсация отставания в психическом развитии. В многочисленных исследованиях доказано, что основная причина задержек в развитии воспи­танников домов ребенка кроется в неадекватно построенном общении персонала с детьми. Особенно ярко отставание про-

78 II- Особенности развития ребенка раннего возраста

5. Развитие речи 79

является в развитии тех видов деятельности и таких качеств личности, которые требуют для своего формирования инди­видуального, личностного подхода к ребенку. Известно, что дети из домов ребенка опережают своих сверстников по уров­ню овладения бытовыми навыками: они лучше пользуются ложкой, быстрее одеваются, приучаются к туалету и пр. Подобные действия нетрудно сформировать путем «натаски­вания» ребенка. Что же касается таких фундаментальных для детского развития видов активности, как общение со взрослым, познавательная деятельность, творческая игра, то по уровню их развития воспитанники домов ребенка значи­тельно отстают от своих сверстников из семьи.

Особенно заметно отставание в личностном развитии детей в домах ребенка. Малыш, растущий в благоприятных услови­ях семейного воспитания, любознателен, открыт и доброжела­телен по отношению к окружающему миру, инициативен и в предметной деятельности, и в общении. Он упорно ищет вни­мания взрослых, охотно откликается на их инициативу, на­стойчиво добивается своей цели, активно заявляет о своем Я. Его сверстник, воспитывающийся в доме ребенка, как прави­ло, апатичен, безынициативен, часто равнодушен к окружаю­щим, у него не сформированы привязанности ни к взрослым, ни к сверстникам, он мало чувствителен к оценке взрослого, плохо дифференцирует положительную и отрицательную оценки, что отражается на качестве его предметной деятельно­сти и на развитии речи, приводя к их задержкам.

Читайте также:  Как гимнастика влияет на развитие ребенка

В то же время практика коррекционной работы с такими детьми показывает, что отклонения в их психическом и лич­ностном развитии, возникшие на ранних ступенях онтогене­за, не являются фатальными и преодолеваются при условии организации такой педагогической работы, в центре которой стоит формирование адекватного возрасту ребенка общения со взрослым и расширение его опыта взаимодействия с окру­жающим предметным и социальным миром.

Итоги

В раннем возрасте основной формой общения ребенка со взрослым является ситуативно-деловое общение. Для него характерна потребность в сотрудничестве со взрослым. Веду­щими являются «деловые» мотивы. Взрослый выступает для

ребенка как партнер по игре, образец для подражания, экс­перт по оценке умений и знаний. Основными коммуникатив­ными средствами здесь являются предметно-практические действия и речь.

Наряду с ситуативно-деловым общением сохраняет важ­ное значение и продолжает развиваться сложившееся ранее ситуативно-личностное общение. На основе их к концу ран­него возраста начинает складываться внеситуативно-позна­вательная форма общения.

Источник

Ситуативно-деловое общение со взрослыми начинает скла­дываться уже во втором полугодии жизни ребенка, приходит на смену ситуативно-личностному общению и составляет ос­новное содержание коммуникативной деятельности на про­тяжении всего раннего возраста.

Чтобы лучше понять специфику второй в онтогенезе фор­мы, перечислим главные особенности ситуативно-личностно­го общения ребенка со взрослыми.

Ситуативно-личностное общение — ведущая деятельность в первом полугодии жизни ребенка. Содержанием коммуни­кативной потребности в этом возрасте является удовлетворе­ние потребности ребенка в доброжелательном внимании взрослых. Ведущим мотивом общения является личностный мотив. Взрослый выступает для ребенка источником внима­ния и ласки. Он же является первым объектом познания, на который направлено внимание и действия ребенка. Средства­ми общения служат экспрессивно-мимические операции (взгляды, улыбки, двигательное оживление, вокализация). В процессе ситуативно-личностного общения начинает фор­мироваться привязанность ребенка к близким, закладывают­ся основы личности и самосознания. Под влиянием общения развивается познавательная активность младенца по отно-

шению к предметному миру. Появление целенаправленных движений к предметам и действий с игрушками знаменует его переход к новой ведущей деятельности — предметно-ма-нипулятивной. Умеющий действовать с предметами ребенок становится в новую позицию по отношению ко взрослому, что приводит к появлению новой формы общения — ситуа­тивно-деловой .

Место ситуативно-делового общения в системе общей жизнедеятельности ребенка. В раннем возрасте общение ут­рачивает свое ведущее значение, уступая место предметной деятельности. У него появляется другая функция — оно вплетается в новую ведущую деятельность, помогая ей и об­служивая ее. Главными поводами для контактов со взрослы­ми становятся действия с предметами.

Содержание потребности в общении. На протяжении ран­него возраста основным содержанием коммуникативной потребности является потребность в сотрудничестве со взрослым. Понятие «сотрудничество» объединяет в себе два компонента: деловое общение, объектом которого для ребен­ка является взрослый, и собственно предметное взаимодейст­вие, в котором внимание ребенка направлено на предмет.

В этом возрасте ему нужно от взрослого прежде всего со­участие и помощь в делах. Потребность в доброжелатель-нот внимании, сформированная на предыдущей возрастной ступени, сохраняется, но видоизменяется по своему характе­ру. Если в младенческом возрасте она выражалась в стремле­нии ребенка получить ласку взрослого, установить с ним физический контакт, то теперь ему нужна его поддержка и поощрение в действиях с предметами. Удовлетворение этой потребности очень важно как для благополучного самоощу­щения, так и для развития его познавательной активности и предметной деятельности.

Это означает, что при организации предметного взаимо­действия с детьми воспитателю необходимо не только давать ребенку образцы правильных действий, но и выражать ему личностную адресованность, оказывать эмоциональную под­держку.

Мотивами, побуждающими ребенка к общению, являют­ся те качества взрослого, ради которых он вступает во взаи­модействие с ним. Главным поводом для таких контактов являются действия с предметами, поэтому,на центральное

74 И. Особенности развития ребенка раннего возраста

4. Развитие общения ребенка со взрослыми

место среди всех мотивов общения выдвигается деловой мо­тив. Ребенок проявляет огромный интерес к тому, что и как делает с вещами взрослый, стремится подражать его действи­ям и вовлечь в свои занятия. Деловые качества взрослых выступают для ребенка на первый план. На этапе раннего возраста взрослый нужен ребенку как:

• партнер по игре;

• образец для подражания;

• эксперт по оценке умений и знаний.

В совместной деятельности со взрослым указанные каче­ства проявляются в их совокупности.

Иллюстрацией сказанного может служить ситуация, опи­санная Д.Б. Элькониным в статье о развитии предметных действий.

Читайте также:  Внутриутробное развитие ребенка и курение

«Андрею купили маленький заводной автомобильчик. Сна­чала автомобиль заводил кто-то из взрослых. Андрейка ставил его на пол и отпускал. Затем я сделал попытку научить его за­водить машинку ключиком. Андрей держал автомобильчик в одной руке, а ключик в другой. Мы вместе направляли руку с ключом в отверстие, и так как поворачивать ключ ему было трудно, то заводил я. Потом Андрей пытался делать это само­стоятельно. Он брал в одну руку автомобильчик, а в другую ключ и направлял его в отверстие, все время поглядывая на меня. Вставив ключ, он не мог его повернуть и тогда обращал­ся ко мне: «Дедик, сам!» Я заводил пружину, а Андрей ставил автомобиль на пол и пускал его. Долгое время это действие про­изводилось так, что Андрей выполнял все до завода пружины, а затем бежал к кому-нибудь из взрослых и, подавая автомо­биль со вставленным ключом, просил завести его. Лишь через 2—3 месяца он научился заводить автомобиль, производя все операции самостоятельно и лишь поглядывая на взрослого как бы в поисках оценки правильности производимого действия»1.

Средства общения представляют собой операции, с помо­щью которых каждый участник взаимодействия строит сов­местные действия. Можно выделить три основные категории средств общения ребенка с окружающими: экспрессивно-ми­мические, предметно-действенные и речевые.

Экспрессивно-мимические средства передают отноше­ние ребенка к ситуации общения: взгляды, улыбки, мимика,

Элъконин Д.Б. Психология игры. М., 1989. С. 137.

жесты, экспрессивные вокализации. Они появляются уже в первые месяцы жизни малыша и продолжают использовать­ся на протяжении всей жизни человека. Они выражают вни­мание, интерес к другому человеку, расположение к нему, или, наоборот, недовольство, нежелание общаться.

По мере развития ребенок осваивает новый класс комму­никативных средств: предметно-действенные, которые возникают в его совместной деятельности со взрослым. Их основное назначение — выразить готовность ребенка к взаимодействию, приглашение к совместным занятиям. Такой способ общения наиболее часто встречается на втором году жизни, когда малыш еще не умеет говорить.

Наиболее распространенными способами вовлечения в совместную деятельность являются указательные жесты на предметы, протягивание их взрослому, вкладывание в руку. Иногда ребенок выражает свое расположение взрослому: приносит ему свои игрушки, складывает их рядом или кла­дет на колени.

К предметно-действенным средствам относятся также ло-комоции и позы детей, с помощью которых малыш выражает готовность к взаимодействию, показывает, к какому его виду он приглашает взрослого. Например, тянется к взрослому, чтобы тот взял его на руки, воспроизводит какое-то движе­ние, чтобы напомнить взрослому о той игре, элементом кото­рой является это движение (это может быть игра-забава, танец, гимнастическое движение); демонстрирует какое-то действие с предметом, или «рисунок» действия, используя его как инициативный акт в общении (совершает движения рукой, как будто заводит юлу, разбирает матрешку и т.п.).

Подобные действия не просто выражают готовность к об­щению, а говорят о том, какого рода общение для него предпочтительнее. Это действия уже достаточно высокого класса, так как они строятся на произвольной основе, изо­бражают элементы той деятельности, в которую ребенок стремится вступить. Это своеобразные пиктограммы актов общения.

И, наконец, появляются речевые средства общения: сна­чала в виде лепета, затем в виде автономной детской речи, затем практически полноценной активной речи, использова­ние которой расширяет возможности общения и его влияние на другие виды деятельности ребенка.

76 И. Особенности развития ребенка раннего возраста

4. Развитие общения ребенка со взрослыми jj

Источник

Роль общения в психическом развитии ребёнка

Общение — один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества.

Л. С. Выготский* считал, что отношение ребенка к миру — зависимая и производная величина от самых непосредственных и конкретных его отношений к взрослому человеку.

Общение- основа доверительных отношений между ребенком и взрослым, которые ведут, в последствии к гармоничному развитию ребенка.

Такими как:

-Эмоциональное развитие

-психологическое развитие

-физическое развитие

-Развитие личности 

-Когнитивное развитие.

С одной стороны полноценное общение, будь то с взрослым или со сверстниками, ведет к правильному всестороннему развитию.

С другой стороны само развитие, или взросление ведет к потребности в общении, на новые более сложные уровни.

 Мать — это первая земная вселенная ребенка. Эмоции матери, оказывая либо положительное, либо отрицательное влияние на его психику.  

В течение первого года жизни: потребность в другом человеке, в общении с ним, в его внимании и поддержке трудно переоценить.. Эти потребности в дальнейшем становятся важнейшими для нравственного формирования ребенка.

Читайте также:  Создание индивидуального маршрута развития ребенка

Вывод очевиден: чем больше взрослые общаются с ребенком, тем интенсивнее идет его физическое и психическое развитие.

 Развитие потребности в общении 

Различают несколько этапов развития потребности в общении ребенка со взрослым:

-Потребность во внимании и доброжелательности взрослого. Это достаточное условие благополучия ребенка в первом полугодии жизни.

-Нужда в сотрудничестве или в соучастии взрослого. Такое содержание потребности в общении появляется у ребенка после овладения им произвольным хватанием (с 6 месяцев).

-Нужда в уважительном отношении взрослого. Она возникает на фоне познавательной деятельности детей, направленной на установление чувственно не воспринимаемых взаимосвязей в физическом мире. Дети стремятся к своеобразному «теоретическому» сотрудничеству со взрослым, выражающемуся в совместном обсуждении явлений и событий предметного мира. Только понимание взрослым важности для ребенка этих вопросов обеспечивает такое сотрудничество.

-Потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого. Эта потребность возникает в связи с интересом детей к миру человеческих взаимоотношений и обусловлена овладением детьми правилами и нормами их отношений. Ребенок стремится добиться общности взглядов со взрослым. Это позволит малышу использовать их как руководство в своих поступках.

В раннем возрасте у детей выделяются четыре формы общения со взрослым:

— ситуативно-личностное,

— ситуативно-деловое,

— внеситуативно — познавательное  

— внеситуативно — личностное.

Развитие форм общения со взрослыми у детей от рождения до 7 лет

^ Значение ситуативно–личностного общения состоит в том, что оно стимулирует формирование у младенцев перцептивных действий в разных анализаторных системах. Вначале эти действия обслуживают общение, но, усвоенные в социальной сфере, начинают затем использоваться и для знакомства с предметным миром, что приводит к общему значительному прогрессу когнитивных процессов у детей. Важнейшее достижение первого полугодия жизни – овладение хватанием – тоже связано с деятельностью общения, так как вскидывание ручек составляет один из элементов комплекса оживления, а происходящие при этом столкновения с предметами кладут начало формированию целенаправленного действия хватания.

    Возникновение хватания – первого собственно приспособительного поведенческого акта младенца – приводит к тому, что дети начинают манипулировать с предметами, и со второго полугодия жизни предметные действия–манипуляции занимают положение ведущей деятельности. Умеющий действовать с предметами ребенок становится в новую позицию по отношению ко взрослому. Место ситуативно–личностного общения, ничем не опосредствованного, занимает новая, более сложная форма, которую мы назвали ситуативно–деловым общением.

^ Значение ситуативно–делового общения мы видим главным образом в том, что оно приводит к дальнейшему развитию и качественному преобразованию предметной деятельности детей (к переходу от отдельных действий к процессуальным играм) и возникновению и развитию речи. Но овладение речью позволяет детям преодолеть ограниченность ситуативного общения и перейти от чисто практического сотрудничества со взрослым к сотрудничеству, так сказать, «теоретическому». Рамки прежней формы общения через некоторое время становятся тесными, разламываются, и дети переходят к более высокой форме коммуникативной деятельности, которую мы называем внеситуативно–познавательным общением.^ Значение внеситуативно–познавательного общения детей со взрослыми состоит, на наш взгляд, в том, что оно помогает детям неизмеримо расширить рамки мира, доступного для их познания, позволяет им приоткрыть взаимосвязь явлений, узнать о существовании причинно–следственных и иных отношений между предметами и явлениями. Поддержка взрослого, его постоянная помощь становятся важным условием развития мышления детей. Вместе с тем познание мира предметов и физических явлений вскоре перестает исчерпывать интересы детей. Их все больше привлекают события, происходящие в социальной сфере, тем более что большинство предметов, окружающих детей, также являются продуктами деятельности ума и рук человека. Развитие мышления и познавательных интересов дошкольников выходит за рамки третьей генетической формы общения, где оно получало опору и стимул, и преобразует общую жизнедеятельность детей, в соответствии с которой преобразуется и деятельность их общения со взрослым.^ Значение внеситуативно–личностного общения в общем психическом развитии ребенка мы видим в том, что оно вводит ребенка в сложный по своей структуре мир людей и позволяет ему занять в этом мире адекватное место. Ребенок научается ориентироваться в социальной сфере и устанавливает многообразные сложные отношения с окружающими людьми. Он усваивает правила общежития, понятие о своих правах и обязанностях. Наконец, ребенок приобщается к моральным и нравственным ценностям общества, в котором живет. Усвоенный опыт и знания дошкольники моделируют в сюжетно–ролевых играх и применяют в своей реальной жизненной практике под контролем и руководством взрослого. Благодаря достижениям детей во внеситуативно–личностном общении они приходят в состояние готовности к школьному обучению, важной частью которого является умение ребенка воспринять взрослого в роли учителя и занять по отношению к нему позицию ученика со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Источник