Роль общения со взрослыми в развитии ребенка до года
светлана тубасова
Роль общения со взрослыми в развитии ребенка
Развитие ребенка, в рамках теории культурно-исторического развития, понимается Л. С. Выготским как процесс присвоения детьми общественно-исторического опыта, накопленного предшествующими поколениями. Извлечение этого опыта возможно при общении со старшими. При этом общение играет решающую роль не только в обогащении содержания детского сознания, но и обуславливает его структуру.
Если обобщить влияние общения на общее психическое развитие ребенка, то можно сказать,что:
1) оно ускоряет ход развития детей (появление и последующее развитие как операционально-технических, так и перцептивных навыков);
2) оно позволяет преодолеть неблагоприятную ситуацию (так например, прослушивание детьми в интернатах магнитофонной речи, в случае включения в живое общение с окружающим, способствует нормализации речи при отставании ее развития);
3) оно же позволяет исправить дефекты, возникшие у детей при неправильном воспитании.
Это влияние, по мнению А. А. Бодалева, прослеживается во многих сферах психического развития: начиная от области любознательности детей и заканчивая развитием личности и осуществляется благодаря тому,что:
— для детей младшего возраста взрослый является богатейшим источником разнообразных воздействий (сенсомоторных, слуховых, тактильных и др.);
— при обогащении опыта ребенка взрослый сначала знакомит его с чем-то, а затем нередко ставят задачу перед ним овладеть каким-то новым навыком;
— взрослый осуществляет подкрепление усилий ребенка, их поддержку и коррекцию;
— ребенок в контактах со взрослыми наблюдает его деятельность и черпает в ней образцы для подражания.
Л. Н. Галигузова, Е. О. Смирнова выделяют несколько типов средств общения, с помощью которых дети взаимодействуют со взрослыми:
— экспрессивно-мимические: возникают в онтогенезе первыми (в течении первых двух месяцев жизни) и служат одновременно как проявлением эмоциональных состояний ребенка, так и активными жестами, которые адресованы окружающим; они также выражают содержание общения, которое не может быть передано с необходимой точностью через другие средства — внимание, интерес и т. п.
— предметно-действенные: возникают позднее (до 3-х лет) и имеют также знаковую функцию, без которой не возможно взаимопонимание между людьми; отличаются от экспрессивно-мимических большей произвольностью;
— речевые операции: позволяют выйти за пределы частной ситуации и наладить более широкое взаимодействие.
Поскольку общение ребенка со взрослыми на разных этапах его развития имеет свою специфику и служит разным целям, рассмотрим его последовательно.
Сразу после рождения у ребенка отсутствует общение со взрослыми: он не отвечает на их обращения и сам ни к кому не адресуется. Но уже после 2-го месяца жизни он вступают во взаимодействие которое можно считать общением: он начинает развивают особую активность, объектом которой является взрослый.Эта активности проявляется в форме:
— внимания и интереса ребенка ко взрослому;
— эмоциональных проявлений у ребенка ко взрослому;
— инициативных действий, направленных на привлечение внимания взрослого;
— чувствительности ребенка к отношению оценке взрослого.
Общение со взрослыми у младенцев играет как бы пусковую роль в развитии реагирования на важные раздражители. М. И. Лисина отмечает, что младенец начинает реагировать на голос взрослого раньше, чем на другие первосигнальные раздражители. Без такого контакта со взрослыми наблюдается замедление других реакций на слуховые и зрительные раздражители. Затем, по мере развития способности к сосредоточению (слуховому, зрительному и др.) у ребенка появляется комплекс оживления, сочетающий в себе зачатки эмоционального отношения ребенка с окружающими, речи о хватательной реакции. Мать (или другой близкий взрослый) не только удовлетворяет ребенка в кислороде, раздражителях и сосании (т. е. обеспечивает выживание ребенка и удовлетворение его первичных потребностей, но и влияет на развитие активной ответной деятельности. Говоря об ответной деятельности, следует упомянуть о схемах развития потребности в общении. Она (потребность) не является генетически обусловленной, а формируется на основе других потребностей (органических)по принципу:
— появление дискомфорта;
— крик;
— внимание взрослого;
— устранение дискомфорта этим взрослым.
Другая схема — это стремление к новым впечатлениям. В совокупности они способствуют выделению взрослого в окружающем ребенка мире. Решающее же значение в развитии этой потребности приобретает позиция взрослого в отношении к ребенку — опережение достигнутого ребенком уровня и истолкование его поведения как деятельности разумного субъекта.
А. П. Воронова, О. В. Защиринская отмечают, что в случае лишения ребенка возможности общения с близким взрослым в этом периоде происходит следующее. Основным «симптомом» здесь будет резкое замедление всех сторон развития ребенка.Это проявляется в:
— отсутствии сформированной речи;
— отставании в умственном развитии;
— трудностях в установления прочных взаимоотношений со взрослыми;
— недостатке инициативности, замедлении развития эмоциональной деятельности, а также упрощении эмоциональной сферы;
— двигательной вялости и компенсационных движения.
— сниженном общем коэффициенте развития.
Три вида деприваций — сенсорная, двигательная и социальная — присутствуют в разном соотношении при лишении общения с близким взрослым в этом возрасте. Таким взрослым чаще всего является мать, лишение общения с которой вызывает отдельный тип депривации названный — материнской. Влияние ранних эмоциональных связей матери и ребенка на дальнейшее развитие последнего было доказано во многих экспериментах. Так, дети из детских учреждений интернатского типа, в 7 раз чаще испытывают страх при помещении их в новую, непривычную обстановку (здесь и далее данные в сравнении с детьми из обычных семей). Это можно объяснить тем, что для успешного освоения нового пространства, новых игр ребенку нужна мать, которая позволяет ему испытывать не страх и тревогу при столкновении с новых (неизвестным, а интерес и любопытство. Это же объясняет и отсутствие базового доверия к миру у этих детей. Для его возникновения необходимы два условия,которых лишены дети из интернатов: теплота материнской заботы и ее постоянство.
Одно из последствий материнской депривации — это формирование названного Дж. Боулби «безэмоционального характера»: интеллектуальное отставание, неумение вступать в значимые отношения с окружающими, вялость эмоциональных реакций, агрессивность, неуверенность в себе.
В результате анализа литературы, найдены подтверждения доминирующей роли общения со взрослыми в развитии ребенка.
Источник
Роль общения ребенка первых лет жизни
Роль общения ребенка первых лет жизни с взрослым, пожалуй, трудно переоценить. Оно необходимо малышу так же как воздух, вода и пища. Если с первых дней своей жизни маленький человечек не будет постоянно взаимодействовать с людьми, то вряд ли когда-нибудь он станет человеком вообще. Да, многие исторические факты свидетельствуют об этом. Например, дети, которых воспитывали не люди, а животные, после того, как попадали в общество людей, уже никогда не могли усвоить элементарных правил человеческого общества. Они не могли обучиться прямохождению, речи и многому другому. Значительно отстают в развитии и дети, которые в первые годы своей жизни воспитываются в детских домах или приютах и при этом имеют ограниченные контакты с взрослыми.
Американский психолог Р. Спитц описал состояние детей-сирот, которые с трехмесячного возраста были воспитанниками одного из детских домов. Дети в 2-3 года плохо говорили, были замкнутыми, заторможенными, страдали плохим аппетитом и бессонницей. Эти и другие примеры приводятся в книге М. И. Лисиной «Проблемы онтогенеза общения» (1986).
Так, М. И. Лисина отмечает, что недостаточность контактов малышей с взрослыми может способствовать снижению уровня сопротивляемости болезням и темпу психического развития.Что же получает ребенок раннего возраста от общения с взрослым и как он общается вообще? Примерно с шести месяцев и до трех лет общение ребенка с взрослым носит ситуативно-деловой характер. Это значит, что ребенок не просто радуется присутствию взрослого, а нуждается в постоянном сотрудничестве с ним. Окружающий мир наполнен для малыша множеством новых и незнакомых предметов. Чтобы быстрее узнать их назначение, маленький человечек постоянно наблюдает за взрослыми, пытаясь понять, что делает мама или папа с этими незнакомыми вещами. Взрослый для малыша — это человек, умеющий творить чудеса с различными предметами, а значит, и пример для подражания. При этом малышу очень важно, чтобы близкий человек был не только наставником, но и помощником, и участником совместных дел, связанных с овладением окружающими предметами. Ребенок раннего возраста «нуждается в том, чтобы взрослый сотрудничал с ним в деле, организуя его, помогая в трудную минуту, подбадривая при неуспехе, хваля за достижения» (М. И. Лисина, 1986, с. 86).
Во время взаимодействия ребенок внимательно прислушивается к комментариям взрослого и старается следовать им. Поэтому родителям необходимо как можно больше говорить со своими малышами и демонстрировать им назначение различных предметов. Например, моя руки годовалому ребенку, мама может полностью прокомментировать все свои действия: «Сейчас мы с тобой откроем кран, возьмем мыло, намылим руки. Вот так. Смоем мыло и вытрем руки полотенцем. Молодец!».Общение ребенка со взрослыми способствует не только развитию умений в области овладения различными предметами, но и развитию речи. Если с ребенком мало общаются, он может резко отставать от сверстников в развитии речи. А если взрослые, уделяя сыну или дочери много внимания, пытаются предвосхитить любое желание малыша, выполнить любую его просьбу, выраженную с помощью одного только жеста, ребенок также не будет стремиться к овладению навыками речевого взаимодействия.
Строя свои отношения с ребенком раннего возраста, родителям необходимо знать некоторые возрастные особенности детей. Так, ребенок второго года жизни лучше понимает инструкции, побуждающие его к действию, чем инструкции, содержащие запреты. Многие родители остаются в недоумении: «Почему мой Сынулька не хочет понимать меня, когда я даю ему очень важные указания? Я прошу его не трогать, не хватать, не ломать, а он продолжает делать все по-своему, как будто бы назло». Нет, ребенок не пытается досадить любимой маме, просто в этом возрасте слово «нельзя» часто остается без внимания и должного понимания. В таком случае ребенку лучше вместо «не трогай!», сказать: «положи на место!», вместо: «отойди от стола!» просто позвать его к себе. Ребенок хорошо понимает, что ему надо делать, но еще не всегда может понять, что значит «не делать чего-либо».
Другая картина наблюдается на третьем году жизни. Малыш начинает понимать указания взрослых и старается регулировать свое поведение в соответствии с ними. В этот период речь взрослого особенно привлекает внимание ребенка. Он не только начинает понимать инструкции родителей, но и с удовольствием слушает все, о чем говорят старшие между собой. В этот период дети с огромным удовольствием слушают сказки и стихи, которые читают им взрослые. И эту уникальную возможность в обучении с малышом не стоит упускать! Минуты совместного чтения несомненно принесут радость не только малышу и родителям, но и старшим сестренкам и братишкам.
Родителям, которые много читают своему чаду, много с ним разговаривают и играют в детские, пусть даже примитивные, на их взгляд, игры, в дальнейшем гораздо легче справляться с трудностями, подстерегающими каждого на пути воспитания, следует заметить, что среди людей, взаимодействующих с ребенком раннего возраста, наверное самые большие трудности испытывает мать или взрослый, который ухаживает за малышом. Многие мамы жалуются, что ребенок не отпускает их от себя ни на минуту: ходит по квартире «хвостиком»-, а если вдруг понимает, что мама куда-нибудь собралась, цепляется за нее, стараясь всеми силами удержать.
Почему ребенку важно общаться именно с мамой, а не с кем-нибудь другим? В этом случае мы сталкиваемся с проявлением так называемой «ранней детской привязанности», которая формируется у ребенка в том случае, если отношение с матерью носит эмоционально положительный характер.Ранняя детская привязанность является необходимым условием полноценного развития ребенка. Малыш ощущает потребность в безопасности и любви, а в лице матери он видит того человека, который может обеспечить ему удовлетворение этой потребности. Если мама рядом, значит, беспокоиться нечего.
Многочисленные исследования психологов показали, что дети, имеющие привязанность в возрасте 1—1,5 лет, позднее более умело обращаются с игрушками и более свободно общаются со сверстниками в отличие от ребят, которые не были так сильно привязаны к матери. В период обучения в начальной школе дети с высокой степенью привязанности проявляют больше упорство в учебе и более эффективно взаимодействуют с одноклассниками. У этих детей лучше развиты память, внимание мышление, и они проявляют больший интерес к самостоятельной исследовательской деятельности.Ранняя детская привязанность может сформироваться у ребенка не только по отношению к одному человеку, но и по отношению к нескольким людям (в том случае, если за ребенком ухаживает сразу несколько человек). Однако в любом случае тесные эмоциональные контакты ребенка с родственниками будут способствовать лучшей адаптации маленького человека в мире взрослых и сверстников. Поэтому мы рекомендуем всем родителям как можно больше общаться со своим малышом. Время, потраченное на совместные занятия с ребенком, не пройдет даром и обязательно принесет свои плоды, стоит только немного подождать!
О развивающей силе общения ребенка не только с родителями
Ребенок может развиваться психически и психологически только в том случае, если у него имеется возможность все лучше и лучше познавать самого себя. Это значит, что ты должен позволить своему ребенку «таскать каштаны из огня» самому, то есть не монополизировать общение с ним.
Очень важно, чтобы ребенок с младенческой поры соприкасался с людьми кроме своей семьи. Нельзя держать его под стеклянным колпаком. Понятно, что от них будут идти некие влияния, которые ему в этом возрасте трудно «переварить». И нужно внимательно следить за этим процессом и в нужный момент ограничить его.
Он должен общаться с себе подобными (я имею в виду подобными по возрасту) и другими взрослыми. Если же ребенок все время находится под строгим наблюдением родителей, не общаясь с детьми или же другими взрослыми людьми, то он может казаться развитым не по возрасту, но при этом будет оставаться дитем.
Если ребенок скован в общении с родителями, то вполне возможно, что ему будет плохо и в общении с друзьями.
Но это общение научит его легко и свободно держаться с людьми, у него появятся хорошие возможности избежать страха в общении с посторонними людьми, когда настанет это время. В этом плане очень хорошую роль может сыграть воспитательница в детском садике.
Но ребенка ни в коем случае нельзя отдавать в ясли! И только после двух лет его можно отдать в детский садик. Но все-таки лучше будет, если он будет жить в непосредственном и постоянном контакте с мамой до 3 лет. Только после этого мать может выйти на работу. У ребенка до 2 лет по теории объектных отношений диагностируется шизоидные реакции. Мама рядом – она хорошая, мамы нет – она плохая.
Доказано, что для ребенка до 2-3 лет уход матери куда-либо (пусть только на полчаса) воспринимается как ее смерть! Представь себе: каково ему, когда он каждый день переживает смерть матери и ее воскрешение? Какие уродства характера, какие страхи это может посеять в душе?
Источник
Консультация для родителей
Роль общения со взрослыми в развитии ребенка
Развитие коммуникативных умений относится к числу важнейших проблем педагогики и психологии. Ее актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит «живого» общения, речевой культуры во взаимоотношениях людей. В последнее время, вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т.д.), высокой занятости родителей, наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым.
Родители часто не замечают, что дети испытывают серьезные трудности в общении с окружающими. Замыкаясь на компьютере и телевизоре, дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.
Взаимоотношения с другими людьми зарождается и наиболее интенсивно развивается в детстве. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. Именно поэтому нам, родителям и педагогам, нужно всячески поддерживать изначально заложенную в маленьком ребенке потребность в общении, формировать у детей умение вести диалог друг с другом. Ведь именно в диалоге со сверстниками дети получают опыт равенства в общении, учатся контролировать друг друга и себя, говорить понятно, связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать, аргументировать, высказывать предложения и пожелания. Важным фактором развития коммуникативных умений ребенка-дошкольника является совместная партнерская деятельность дошкольного учреждения и семьи
Общение – это особая потребность человека во взаимодействии друг с другом. Под педагогическим общением мы будем понимать систему взаимодействия взрослых с детьми с целью познания их, оказания воспитательных воздействий, организации педагогически целесообразных взаимоотношений, формирование благоприятного для психического развития ребенка микроклимата в группе дошкольного учреждения. Какие факторы способствует успешному общению не только между взрослыми людьми (коллегами, педагогами и родителями, членами одной семьи), но и между взрослыми и детьми? Данные рекомендации помогут родителям найти решение любой проблемы, а также сохранить психическое здоровье всех членов своей семьи.
Условия для успешного общения детей и взрослых
- Искренний интерес к человеку, умение преодолеть свой эгоцентризм в общении с ним.
- Умение слушать других как конкретное проявление интереса к людям. Признаком интересного собеседника является умение не столько говорить, сколько умение слушать. Простые житейские наблюдения показывают, что многие люди больше испытывают потребность говорить, нежели слушать. К сожалению, имеется явный дефицит благодарных слушателей, и если вам удастся стать хорошим слушателем, симпатии людей потянутся к вам, поскольку им нравятся те, с кем они могут удовлетворить свои потребности, а сильная потребность выговориться есть у многих.
- Обращение к человеку (ребенку, коллеге, родителям своих воспитанников) по имени. Помните, что имя человека – самый важный для него звук на любом языке. Человека больше интересует его имя, чем любые другие имена во всем мире, вместе взятые. Запомнив это имя, и непринужденно употребляя его, вы делаете такому человеку тонкий комплимент.
- Доброжелательность в отношении к людям. Если хотите, чтобы люди к вам хорошо относились, старайтесь доброжелательно относиться к ним, поскольку в сфере общения неумолимо работает закон взаимного отклика.
- Улыбайтесь в общении с людьми. Очень много для взаимных симпатий дает улыбка. Она греет и создает аванс положительного отношения.
- Удовлетворение потребности человека в общении. Для завоевания симпатии людей полезно уметь удовлетворять их потребности. Потребностей у любого человека много, и их надо изучать, проявлять интерес к интересам другого человека. Самый верный путь к сердцу человека – это беседа с ним о том, что он ценит превыше всего. Поэтому надо говорить о том, что интересует вашего собеседника. Умение дать почувствовать людям их значительность, уважение к их мнению исключительно важно для завоевания авторитета в педагогическом общении.
В каждой группе детского сада всегда найдутся дети с особенностями поведения. Причем эти особенности далеко не позитивные. К сожалению, агрессивность, тревожность, замкнутость, излишняя импульсивность – вот основные личностные характеристики некоторых дошкольников. Отрицательные поведенческие проявления детей, безусловно, поддаются коррекции, но только при правильном психолого-педагогическом воздействии воспитателя и родителей.
Наблюдая за процессом образовательной деятельности в группах, занимаясь с детьми, было замечено, что чем больше у ребенка выражены отклонения в поведении, тем больше он ищет внимания со стороны взрослого человека, в частности воспитателя, причем внимания дошкольник добивается любыми способами, далеко не самыми приемлемыми, такими как: ударить сверстника, демонстративно уединиться в спальной комнате или в приемной или напротив же, во время прогулки убежать за территорию участка, а то и вовсе за калитку детского сада. Неудовлетворенная потребность в признании порождает трудности в общении со сверстниками, и как следствие негативные эмоциональные состояния. Испытывая отрицательные эмоции, ребенок не может полноценно развиваться интеллектуально. Такие дошкольники, в большинстве своем, плохо усваивают программный материал.
Причину такого асоциального поведения, конечно, нужно искать в семье. Родители могут проанализировать сложившуюся ситуацию, ответить для себя на следующие вопросы:
– Всегда ли у меня находится время, чтобы поговорить с ребенком?
– Считаю ли я, что у ребенка может быть право на собственное мнение?
– Существуют ли в нашей семье традиции?
– Соблюдается ли единство требований к ребенку со стороны всех членов семьи?
– Применяется ли наказание к ребенку? В адекватной ли форме для данного возраста?
– Допускается ли ребенок к просмотру фильмов агрессивного характера?
– Как проходят выходные дни вместе с ребенком?
Разъясняя родителям секреты правильного общения с ребенком, необходимо особо заострить внимание на том, как ребенок нуждается в поддержке, одобрении и похвале, даже если у него что — то и не получилось с первого раза. Такие фразы типа: «Я уверен, что у тебя получится!», «А давай, сделаем вместе», «Я так рад за тебя», «Я был уверен, что ты справишься!» — повысят у ребенка уверенность в своих силах, дадут ему понять, что неудача может быть поправима.
Но также следует поговорить о другой стороне медали. Конфликтное состояние между ребенком и родителем, воспитанником и воспитателем возникает не так уж редко. Оно порой бывает обостренным, натянутым, иногда протекает, скрыто и длится долго или сразу же гаснет. Как будет преодолен конфликт — зависит, прежде всего, от взрослого.
В условиях конфликтных состояний дети могут вести себя аффективно, вызывающе, а взрослые терять самообладание. На фоне накаленных отрицательных эмоций воспитательный процесс становится неуправляемым и не достигает своих целей. Следовательно, преодоление «основной проблемы» воспитания зависит от того, как взрослые (родители и педагоги) общаются с каждым отдельным ребенком, какие отношения с ним устанавливаются в педагогическом процессе и непосредственно в семье.
Известно, что люди, работающие с детьми, смотрят на них по-разному: некоторым нравится их общество, других возмущает детская неуправляемость, у кого-то есть предпочитаемые дети, кто-то любит заниматься с одним, а играть с другими. Но по – настоящему понять для себя мир ребенка может только тот, кому дети интересны и кто их знает.
Общение, какими бы педагогическими приемами оно ни осуществлялось, должно протекать в форме равноправного доброжелательного сотрудничества взрослого с детьми. Оно должно направлять детей на самостоятельное воспроизведение знаний, умений, способов действия с предметами, полученное на занятиях и в совместной деятельности со взрослым. Взрослым следует поощрять проявление активности, инициативы и выдумки детей.
Каждый взрослый (родитель и педагог) должен уметь:
- Хвалить, поощрять, ободрять, создавая положительную эмоциональную атмосферу дома и в группе;
- Замечать не недостатки ребенка, а динамику его развития;
- Разговаривать с ребенком заботливым, ободряющим тоном;
- Поощрять стремление ребенка задавать вопросы;
- Уважать в каждом ребенке личность.
Взрослым не следует:
- Выставлять проступки детей на всеобщее обозрение;
- Приходить к детям с плохим настроением;
- Оставлять детей одних с их проблемами;
- Унижать ребенка.
Факторы, влияющие на успешность общения детей дошкольного возраста:
В развитии навыка общения средний возраст играет значимую роль, именно в этом возрасте появляется желание интенсивно общаться со сверстниками. Потребность в общении с другими детьми появляется у ребёнка на 3–м году жизни. Дефицит общения в данном возрасте способствует формированию агрессивности. Одной из причин нежелания посещать д/с являются проблемы во взаимоотношении со сверстниками. Важно понять, какие причины мешают успешно взаимодействовать со сверстниками. Предлагаем основные группы трудностей в общении, которые создают барьеры, для адекватного взаимодействия в группе:
- Ребёнок не знает, как общаться, игровые навыки и навыки взаимодействия находятся на низком уровне.
- Ребёнок не хочет общаться по той причине, что при любом общении необходимо управлять собой, что даётся ему с большим трудом. Такие трудности характерны для импульсивных и гиперактивных детей.
- Нежелание общаться со сверстниками в связи с индивидуальными особенностями детей. Для таких детей характерны переживания внутреннего плана, как правило, такие же проблемы могли быть и у их родителей.
- Трудности в общении со сверстниками могут быть связаны у ребёнка с преобладанием эгоистических мотивов в поведении. В этом случае от окружающих ребёнка сверстников он требует беспрекословного подчинения.
Уважаемые родители! Следует помнить, что дошкольники только учатся успешно взаимодействовать в коллективе сверстников, в своей семье, получают свой первый практический опыт, от того каким он будет, зависит его дальнейшая взрослая жизнь. Поэтому нам, взрослым, следует помочь ему в решении данной проблемы, что поможет сохранить психическое здоровье ребёнка и обеспечить его эмоциональный комфорт.
Источник