Роль общения со сверстниками в развитии ребенка раннего возраста
Ирина Малышенкова
Общение детей раннего возраста со сверстниками
В возрасте до 1 года малышу достаточно общения с взрослыми, но когда он подрастает, ему необходимо общаться с другими детьми.
В первый год жизни ребенка все его окружение — это родители, бабушки и дедушки, если есть братья и сестры. Ребенку достаточно этого. С ним играют, его окружают вниманием и заботой. Но примерно с 1,5 лет ребенок тянется к другим детям. И чем старше он становится, тем больше потребность в общении с ровесниками.
Как общаются малыши?
Общение детей раннего возраста со сверстниками происходит с помощью различных действий, анализ которых позволил выделить 4 основные категории:
1. Отношение к сверстнику как к «интересному объекту». Ребенок рассматривает сверстника, его одежду, лицо, подходит близко к нему. Такие действия проявляются и по отношению к другим детям, и к взрослому, и даже к неодушевленным предметам.
2. Действия со сверстником как с игрушкой. Причем эти действия отличаются бесцеремонностью. При этом сопротивление «игрушки» вовсе не интересует малыша, ребенок может схватить ровесника за волосы, похлопать по лицу. Эта форма уже не встречается в общении с взрослыми.
3. Наблюдение за другими и подражание им. Здесь дети смотрят глаза в глаза, дарят улыбки, вербальные формы общения (характерна для общения как с детьми, так и с взрослыми).
4. Эмоционально окрашенные действия, характерные только для взаимодействия детей друг с другом. Малыши прыгают вместе, хохочут, подражая друг другу, падают на пол и кривляются. Причем к этой категории относятся и негативные действия: дети пугают друг друга, дерутся, ссорятся.
Совместные действия между детьми второго года жизни еще не носят постоянного характера, они возникают спонтанно и быстро затухают, так как дети еще не умеют договариваться друг с другом и учитывать обоюдные интересы. Очень часто конфликты возникают из-за игрушки.
К концу второго года жизни дети уже вступают в совместную игровую деятельность, которая доставляет им большое удовольствие.
На третьем году общение между детьми активизируется. Особенность этого общения – «яркая эмоциональная окрашенность», «особая раскованность и непосредственность». Большинство совместных игр основано на стремлении детей подражать друг другу.
Т. е. если для детей 1, 5 лет в большей степени характерно отношение к сверстнику как к объекту действий, то ближе к 3 годам все чаще можно наблюдать субъектный подход во взаимоотношениях с ровесником.
Несмотря на то, что дети раннего возраста нуждаются в контактах со сверстниками, им все еще нужна помощь взрослого в установлении и поддержании контактов и в разрешении возникающих конфликтов.
Наш опыт показывает, что если взрослый привлекает внимание детей друг к другу, обращаясь к ним по имени, хвалит детей в присутствии их сверстников, подчеркивает достоинства, то в этом случае дети с большим интересом относятся к совместному общению, они чаще улыбаются, доброжелательно относятся друг к другу, стремятся вызвать интерес и сочувствие. В результате между ними чаще возникают совместные игры.
Все общение детей друг с другом сводится к игре. Они находятся в тесном контакте. Главное отличие общения со сверстниками от общения с взрослыми – повышенная эмоциональность. Ребенок, играя с другими детьми, чаще смеется, громче разговаривает, больше бегает. Также общение детей отличает то, что у них нет строгих правил и норм поведения. Они прыгают, носятся, ищут новые занятия.
Что дают игры со сверстниками?
Общение со сверстниками более многогранно. В общении с взрослыми ребенок более зажат, он зависит от мнения родителей. А в играх с другими детьми проявляются все скрытые черты характера. Ребенок самоутверждается и выражает свою индивидуальность, он больше проявляет инициативу. Кстати, именно в играх со сверстниками ребенок получает новые умения и знания. Видя, что делают другие дети, он повторяет за ними. Дети, которые любят играть, всегда найдут контакт со сверстниками. Важно, чтобы всегда была возможность для такого общения, для этого многие психологи советуют водить детей туда, где есть его ровесники.
Что делать взрослым?
Должны ли взрослые вмешиваться в игры детей?
Именно родители или воспитатели делают все, чтобы детям было комфортно друг с другом. Если назревает ссора, то вмешательство просто необходимо. А вот, если дети спокойно играют в песочнице, делятся игрушками, то можно просто наблюдать за происходящим. В то же время именно взрослые учат детей совместной игре, особенно важно играть в сюжетно-ролевые игры. Нужно помочь детям придумать сюжет, чтобы им было интересно. Например, мы катаем кукол в колясках, играем в магазин. Понятно, что для всестороннего развития ребенка ему просто необходимо общение со сверстниками. Именно в таких играх дети выражают свою индивидуальность, лучше узнаю себя и окружающий мир. Разумеется, хорошо, когда ребенок ходит в садик. Но если так получилось, что ему приходится сидеть дома, то нужно чаще гулять во дворе или ходить в различные игровые комнаты. Тогда жизнь ребенка будет более насыщенной и эмоциональной.
Организация общения между детьми в течение дня в группе
Мы стараемся организовать общение между детьми в течение всего дня. Хорошее настроение малышей, расположение их друг к другу нужно поддерживать с момента прихода в группу. С этой целью предлагаем малышам поздороваться друг с другом, называя каждого ребенка по имени, обращаем внимание детей на то, как они красиво одеты, как умеют снимать курточку и сапожки и пр. Если в групповой комнате уже есть дети, мы привлекаем их внимание к вновь пришедшему малышу, предлагаем им поздороваться с ним.
У нас в группе соблюдается ритуал прощания детей перед уходом домой, предлагая ребенку сказать сверстникам «до свидания», помахать ручкой.
Во время режимных моментов обращаем внимание малышей на то, как каждый из них хорошо кушает, умывается и т. д. Укладывая детей спать, побуждаем их желать друг другу спокойного сна.
Для поддержания интереса детей друг к другу используем различные игровые приемы, чтение потешек, пение песенок, упоминая в них имя каждого малыша.
Хорошим приемом, сближающим детей, является совместный просмотр детских работ: рисунков, фигурок из пластилина, построек из кубиков и пр. При этом мы стараемся обязательно похвалить каждого ребенка, побуждая других малышей похвалить сверстника.
Созданию доброжелательных отношений между детьми способствуют также совместное рассматривание детских фотографий, празднование детских дней рождений.
Необходимым условием поддержания добрых отношений между детьми является привлечение их внимания к эмоциональному состоянию друг друга. Поэтому мы стараемся побуждать детей радоваться вместе со сверстником, проявлять сочувствие, жалость. При этом нельзя принуждать малышей, заставлять их делать что-то против воли, отрывать от занятий.
Сближению детей способствует совместное наблюдение за различными событиями и явлениями, естественно возникающими в течение дня (наблюдение за тем, как умывается кошка на дорожке за окном, как птичка вьет гнездо на дереве, как едет машина, идет дождик, гуляют дети и пр.). Иногда мы предлагаем нескольким детям вместе понаблюдать за тем или иным явлением, задать вопросы, ответить на вопросы малышей. Если дети уже умеют говорить, просим их рассказать сверстнику об увиденном.
Первые контакты между детьми иногда осложняются тем, что малыши не умеют учитывать интересы и состояния друг друга, порой воспринимают сверстника как неодушевленный объект, ссорятся из-за игрушек, «борются» за внимание к себе взрослого.
Чаще всего, когда дети ссорятся из-за игрушки, мы стараемся мягко разрешать конфликты между детьми, без насилия и окриков, путем перевода их в позитивные формы взаимодействия, переключения внимания малышей на другие виды деятельности или предметы. В данной ситуации взрослый может :
• отвлечь внимание ребенка другой игрушкой, интересным занятием или предложить ему такую же игрушку;
• организовать совместную игру с игрушкой, вызвавшей конфликт;
• помочь детям установить очередность в игре с игрушкой.
Выбирая тот или иной способ улаживания конфликта, взрослый должен учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей (умение играть, пользоваться речью, принимать правила очередности, а также степень эмоциональной напряженности ситуации. В достаточно спокойной ситуации мы предлагаем детям совместную игру или установить очередность действий. При этом объясняем детям, что нельзя обижать друг друга, а нужно уметь договариваться. Если же конфликт перешел в драку, дети вряд ли услышат увещевания взрослого, и тогда его действия должны быть более решительными. Он может встать между детьми, протянуть между ними руку и спокойно и твердо сказать, что запрещает им драться. Если драку прекратить не удается, взрослый может взять игрушку, ставшую причиной раздора, и предупредить, что не отдаст ее, пока дети не договорятся между собой.
В рамках личностно-ориентированного взаимодействия мы придерживаемся следующих правил при разрешении детских конфликтов:
• избегать директивных высказываний, требующих от ребенка действий по прямому указанию (например, «Отдай куклу», «Не обижай Катю», «Играйте вместе»);
• не унижать ребенка («жадина», «злюка» и пр.);
• применять тактичные приемы поддержки слабого и обиженного ребенка и способы воздействия на более сильного и агрессивного;
• использовать косвенные способы, побуждающие ребенка высказать свои переживания и желания (например: «Ты хочешь сказать… Очень важно сказать…»);
• тактично интерпретировать переживания обиженного ребенка, помогая детям лучше понять состояние друг друга и договориться (например: «Я думаю, Катя расстроена. Правда, Катя? Вы обе хотите играть с одной куклой. Как же теперь быть?»);
• использовать запреты лишь после исчерпания других способов разрешения конфликта;
• запрет должен быть сформулирован в такой форме, которая позволяет детям договориться между собой (например: «Я не разрешаю играть с этой машинкой, пока вы не договоритесь»).
Специальные игры и занятия, направленные на развитие общения между детьми, которые мы используем в группе.
Для сближения детей, организации их совместной деятельности, поддержки положительных взаимоотношений используем разнообразные игры. При этом учитываем возраст ребенка, его умение и желание общаться со сверстниками.
Совместные игры нескольких детей требуют от них собранности и самостоятельности. Они помогают малышам пережить чувство общности, воспитывают у них умение вступать в эмоционально-практическое взаимодействие с группой сверстников.
Совместные игры должны строиться на простых, хорошо знакомых детям движениях. Такие игры приучают ребенка внимательно наблюдать за действиями других детей, повторять их, прислушиваться к сверстникам и взрослому, согласовывать свои действия с действиями ровесника.
В ходе игры мы предлагаем малышам вместе выполнить какое-нибудь действие (попрыгать, поднять ручки, присесть, похлопать в ладоши, покружиться и др., побуждаем их подражать действиям друг друга. В дальнейшем игру усложняем, предлагая малышам по очереди выходить в центр круга и самостоятельно придумывать новые движения, которые будут повторять другие дети. Иногда просим малышей передать по цепочке какое-нибудь действие (погладить, обнять, назвать по имени стоящего или сидящего рядом сверстника и т. п.).
Поддерживаем инициативу ребенка, если он сам пытается затеять игру со сверстниками, предоставляем детям больше свободы в организуемых играх. Но очень часто дети настолько увлекаются беготней, что перестают видеть друг друга. Не допуская перевозбуждения малышей, мы предлагаем им более спокойное занятие.
Таким образом, следует соблюдаем баланс между подвижными, эмоционально насыщенными и более спокойными играми, в которые удобно играть сидя на ковре или за столиком. К таким играм относятся пальчиковые игры, в которых дети также могут подражать друг другу. Их организуем в любое время дня, чередуем с подвижными играми. Пальчиковые игры помогают нам занять всю группу детей, сидящих на стульчиках в ожидании обеда или полдника. Эти игры нравятся детям и очень хорошо успокаивают их.
Развитию совместной деятельности способствуют и хороводные игры, созданные по образцу народных игр и построенные на основе сочетания простых повторяющихся движений со словом. Они предполагают синхронность движений и физический контакт участников. Одновременное многократное повторение действий объединяет детей, удовлетворяя их потребность в подражании. В хороводных играх создаются оптимальные условия для развития у ребенка умения согласовывать свои действия с действиями партнера. Хороводные игры исключают конкуренцию между детьми. По своему характеру они близки к играм-забавам. Хороводные игры приобщают малышей к образцам народного поэтического творчества. Сочетание движений со словом помогает ребенку осознать и осмыслить содержание игры, что, в свою очередь, облегчает выполнение действий. Нам эти игры помогают завоевать симпатию детей, их доверие и разумное послушание. В хороводные игры мы включаем мелодичные стихи и песни детских поэтов и композиторов.
Подобные игры обогащают коммуникативный опыт детей. Общаясь друг с другом в такой форме, они учатся выражать свои эмоции, сопрягать действия, «договариваться» на языке действий, чувствовать состояние сверстника.
Организуем и игры с правилами, в которых у малышей развивается умение управлять своим поведением, внимательно слушать взрослого и действовать в соответствии с предложенной ролью, вовремя выполнять игровые действия, которые определяются ролью, а также согласовывать свои действия с действиями сверстника. Во многих играх этого типа игровая ситуация предусматривает чередование действий двух видов – активных движений и их торможения, что требует от детей определенных усилий. Образный характер игр способствует развитию воображения, а совместная деятельность – сближению и объединению детей.
Для развития игрового взаимодействия детей организуем, такие игры с правилами, в которых малыши по очереди берут на себя центральную роль. Ведущий должен действовать перед другими детьми, чувствуя на себе их внимание. В ходе таких игр дети не только овладевают элементами ролевого поведения, но и учатся преодолевать робость, внутреннее напряжение, возникающее у некоторых малышей, когда они оказываются в центре внимания.
Особую группу игр, способствующих развитию общения между детьми, составляют совместные игры с различными предметами и игрушками. Часто дети раннего возраста бывают так поглощены игрой с предметами, что совершенно не замечают сверстника. Малыши еще не умеют играть друг с другом, ссорятся из-за игрушек, отнимают их друг у друга. Но тот факт, что игрушки часто служат помехой к взаимодействию детей, не означает, что предметы должны быть исключены из сферы их общения. Очень важно создавать ситуации, сочетающие предметные игры и общение сверстников.
Для того чтобы избежать ссор, в совместных предметных играх детей раннего возраста должен участвовать взрослый, задачей которого является обучение детей и помощь им в распределении игрушек, координации и согласовании действий. При этом в группе мы следим не только за последовательностью выполнения игровых действий, но и организуем общение детей по ходу их выполнения: называем малышей по именам, привлекаем их внимание к действиям партнера, его желаниям, предлагаем помощь, хвалим, вместе радуемся полученному результату. Совместные со взрослым и интересные детям занятия помогают малышам видеть в сверстнике не соперника по борьбе за право обладания игрушкой, а партнера по игре.
В ходе совместных предметных игр мы играем в мяч, собираем и разбираем пирамидки, делаем различные постройки из кубиков (домики, дорожки, поезда и др., песка, выкладываем фигурки из деталей мозаики и колец пирамидок, изготавливаем бусы для кукол т. п. Мы организуем совместные игры с куклами и другими игрушками. Для того чтобы детям было интересно играть в такие игры, действия с предметами лучше всего включать в сюжет.
В ходе игры следует как можно чаще ласково обращаться к детям, делая акцент на том, как хорошо они играют вместе. Это способствует привлечению внимания детей друг к другу.
Рекомендуемая литература:
Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова «Развитие общения детей со сверстниками» «Мозаика-синтез», М. 2008
«Психология общения в детском возрасте», 3 – издание, Волков Б. С., Волкова Н. В., из серии «Детскому психологу» Питер, 2008 г. — 272 с.
Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг общения с ребенком. Период раннего детства. СПб. : Речь, 2006. — 176 с.
Источник
В раннем возрасте зарождается и интенсивно развивается общение детей
со сверстниками. Опыт первых отношений со сверстниками во многом определяет
особенности самосознания ребенка, его отношение к миру и другим людям. Общение
со сверстниками обогащает жизнь малышей новыми впечатлениями, является
источником ярких положительных эмоций, создает условия для проявления
творческого, самобытного начала, облегчает вхождение ребенка в детский
коллектив, служит основой развития качественно новых форм общения между
детьми..
Взаимодействие малышей друг с другом существенно отличается от
общения более старших детей и от общения ребенка со взрослыми. Контакты детей
раннего возраста строятся преимущественно на подражании действиям друг друга,
которые сопровождаются бурными эмоциональными проявлениями – криками, визгом,
смехом, веселыми гримасами и др. Такое взаимодействие детей получило название
эмоционально-практического общения. Оно позволяет ребенку ощутить сходство с
равным ему сверстником, создает оптимальные условия для самовыражения,
осознания и познания самого себя.
На первых порах (на втором году жизни) ребенок воспринимает
сверстника как интересный объект для исследования: дети рассматривают друг
друга, ощупывают одежду, трогают волосы, лицо, руки. Постепенно ребенок
начинает открывать в сверстнике его субъектные качества, что выражается в
появлении совместных «эмоциональных игр». На этом этапе у малышей еще
отсутствует совместная игра с предметами.
Даже играя с одной игрушкой, дети не
вступают во взаимодействие, каждый играет сам по себе. Игра с предметом для
малыша гораздо важнее, чем контакты с ровесниками. Игрушка заслоняет
человеческие качества другого ребенка. Открыть их малышу помогает взрослый.
Именно он помогает ребенку увидеть в сверстнике партнера не только по
эмоционально-практическому взаимодействию, но и по совместной предметной
деятельности.
Для поддержания интереса детей друг к другу можно использовать
различные игровые приемы, чтение потешек, пение песенок, упоминание в них имя
каждого малыша.
Для того чтобы дети учились лучше понимать друг друга, для
возникновения чувства общности со сверстниками,
важно обращать внимание ребенка на других малышей, объясняя, что у них
тоже ест глазки, ручки, что они также умеют говорить, бегать, играть.
Наиболее эффективным средством развития общения детей со
сверстниками является организация субъектного взаимодействия между ними.
Сначала взрослый организует взаимодействие малышей при отсутствии каких-либо
предметов, привлекая их внимание к субъектным качествам друг друга, побуждая
вступать в эмоциональные контакты. После того как у детей появится потребность
в эмоционально-практическом общении, взрослый может постепенно включать их в
новый вид взаимодействия – совместную предметную деятельность.
Постепенно контакты между малышами становятся все более устойчивыми,
длительными, разнообразными по содержанию. Возрастает инициативность детей и
чувствительность к воздействиям друг друга. К концу раннего возраста дети уже
способны к совместным играм с предметами и сюжетными игрушками. Эти игры
являются важной предпосылкой к переходу ребенка на следующий этап развития, на
котором ведущей деятельностью становится совместная сюжетно-ролевая игра.
Для сближения детей, организации им совместной деятельности,
поддержки положительных взаимоотношений следует использовать разнообразные
игры. При этом воспитатель должен учитывать возраст ребенка, его умение и желание
общаться со сверстниками. Можно выделить 4 этапа в развитии общения детей, в
соответствии с которыми воспитатель организует те или иные виды совместных игр.
— на первом этапе происходит становление субъектного отношения
ребенка к сверстнику. Ключевая роль здесь принадлежит взрослому, который должен
выделить и показать субъективность другого ребенка, его привлекательность,
сходство между детьми, их общие возможности.
— на втором этапе развивается эмоционально-практическое
взаимодействие, наиболее типичное для детей раннего возраста. Такое
взаимодействие, помогает малышу пережить чувство общности и сходства с равным
ему сверстником.
-Третий этап подготавливает ребенка к принятию роли и ролевому
общению со сверстниками. Дети раннего возраста еще не умеют самостоятельно
брать на себя ту или иную роль, придумывать воображаемые ситуации,
предполагающие ролевое взаимодействие друг с другом.
— На четвертом этапе начинает развиваться совместная предметная и
продуктивная деятельность детей, в ходе которой они изготавливают различные
поделки.
Хорошим приемом, сближения детей, является совместный просмотр
детских работ: рисунков, фигурок из пластилина, построек из кубиков и пр. При
этом воспитатель должен обязательно похвалить каждого ребенка, побуждая других
малышей похвалить сверстника.
Первые контакты между детьми часто осложняются тем, что малыши не
умеют учитывать интересы и состояния друг друга, порой воспринимают сверстника
как неодушевленный объект, ссорятся из-за игрушек, «борются» за внимание к себе
взрослого. Воспитатель должен стараться мягко разрешать конфликты между детьми,
без насилия и окриков, путем перевода их в позитивные формы взаимодействия,
переключения внимания малышей на другие виды деятельности или предметы.
С самого раннего возраста необходимо воспитывать у малышей
уважительное отношение к другим детям, независимо от национальности,
особенностей личности и поведения. Этому способствует чтение сказок разных
народов и рассматривание иллюстраций к ним.
Если в группе есть дети разных национальностей, нужно следить, что
бы дети не дразнили их, терпимо относились к недостаткам их речи. Следует
воспитывать тактическое отношение к детям с недостатками развития, поощрять
проявление сочувствия, стремления помочь.
Работа воспитателя, направленная на развитие общения детей со
сверстниками, предполагает решение следующих задач:
• создание условий для возникновения и поддержания у детей интереса
к сверстникам;
• стимулирование эмоциональных контактов между детьми;
• организация разных форм взаимодействия малышей.
Для побуждения детей к общению со сверстниками следует использовать
самые разные ситуации их жизнедеятельности: режимные моменты, свободную игру,
групповые занятия, специально организованные игры.
Для сближения детей, организации их совместной деятельности,
поддержки положительных взаимоотношений следует использовать разнообразные
игры.
Основываясь на выделенных закономерностях, игры и занятия,
направленные на развитие общения между детьми, можно разделить на шесть групп.
Каждая из них вносит специфический вклад в становление положительных
взаимоотношений между детьми.
Игры в парах способствуют становлению субъектного
эмоционально-положительного отношения к сверстнику, формированию потребности в
общении. Эти игры особенно важны для детей второго года жизни и тех малышей,
которые впервые пришли в ясли и не имеют опыта взаимодействия со сверстниками.
Целью игр в парах являются привлечение внимания ребенка к сверстнику,
формирование чувства общности.
Все это чрезвычайно важно для возникновения субъектных отношений
между детьми. Эти игры основаны на непосредственном взаимодействии детей без
использования предметов. Они содержат ярко выраженный эмоциональный компонент,
побуждают ребенка подражать действиям партнера. В центре их находится взрослый,
который предлагает малышам повторять за ним те или иные движения и звуки,
поочередно обмениваться ими или воспроизводить их синхронно. Находясь между детьми,
взрослый является центром ситуации, как бы дирижирует совместной игрой и
одновременно является ее участником.
Игры, в которых дети находятся в непосредственной близости и
располагаются лицом друг к другу, создают оптимальные условия для контакта
взглядов, физического контакта, обмена эмоциями. Эти игры могут начинаться с
рассматривания детьми друг друга и взрослого, обмена улыбками, ласковых
поглаживаний.
В такие игры любят играть не только те дети, у которых нет опыта
взаимодействия со сверстниками, но и те малыши, у которых уже сформирована
потребность в общении со сверстниками.
Совместные игры нескольких детей требуют от них большей
собранности и самостоятельности. Они помогают малышам пережить чувство
общности, воспитывают у них умение вступать в эмоционально-практическое
взаимодействие с группой сверстников.
Совместные игры должны строиться на простых, хорошо знакомых детям
движениях. Такие игры приучают ребенка внимательно наблюдать за действиями
других детей, повторять их, прислушиваться к сверстникам и взрослому,
согласовывать свои действия с действиями ровесника.
В ходе игры взрослый предлагает малышам вместе выполнить
какое-нибудь действие (попрыгать, поднять ручки, присесть, похлопать в ладоши,
покружиться и др.), побуждает их подражать действиям друг друга. В дальнейшем
игру можно усложнить, предлагая малышам по очереди выходить в центр круга и
самостоятельно придумывать новые движения, которые будут повторять другие дети.
Можно попросить малышей передать по цепочке какое-нибудь действие (погладить,
обнять, назвать по имени стоящего или сидящего рядом сверстника и т. п.).
Необходимо поддерживать инициативу ребенка, если он сам пытается
затеять игру со сверстниками, предоставлять детям больше свободы в организуемых
играх. Но очень часто дети настолько увлекаются беготней, что перестают видеть
друг друга. Не допуская перевозбуждения малышей, воспитатель должен мягко
предложить им более спокойное занятие.
Таким образом, следует соблюдать баланс между подвижными,
эмоционально насыщенными и более спокойными играми, в которые удобно играть
сидя на ковре или за столиком. К таким играм относятся пальчиковые
игры , в которых дети также могут подражать друг другу. Их можно
организовывать в любое время дня, чередовать с подвижными играми. Пальчиковые
игры помогут воспитателю занять всю группу детей, сидящих за столом в ожидании
обеда или полдника. Эти игры нравятся детям и очень хорошо успокаивают их.
Развитию совместной деятельности способствуют и хороводные
игры , созданные по образцу народных игр и построенные на основе сочетания
простых повторяющихся движений со словом. Они предполагают синхронность
движений и физический контакт участников.. В хороводных играх создаются
оптимальные условия для развития у ребенка умения согласовывать свои действия с
действиями партнера. Хороводные игры исключают конкуренцию между детьми. По
своему характеру они близки к играм-забавам. Хороводные игры приобщают малышей
к образцам народного поэтического творчества. В хороводные игры можно включать
мелодичные стихи и песни детских поэтов и композиторов.
Подобные игры обогащают коммуникативный опыт детей. Общаясь
друг с другом в такой форме, они учатся выражать свои эмоции, сопрягать
действия, «договариваться» на языке действий, чувствовать состояние сверстника.
Потребность детей в общении друг с
другом складывается постепенно, на протяжения раннего возраста. Ее
окончательное оформление происходит на третьей году жизни. Первоначальные формы
интереса и эмоционального отношения детей друг к другу не следует рассматривать
как общение. Они являются линь предпосылками, на основе которых в дальнейшем
строится субъектное, собственно коммуникативное взаимодействия детей.
Основанием для утверждения о сформированности деятельности общения может
служить лишь устойчивое наличие в их поведении всех четырех компонентов
потребности в общении. Вместе с тем уже самые маленькие дети
эпизодически адресуют сверстнику действия, которые сложились в практике их
общения со взрослым и которые можно характеризовать как субъектные.
Таким образом, на первоначальном этапе становления общения между
детьми их отношение к сверстнику двойственно; последней воспринимается и как
объект, и как субъект, причем преобладает объектное отношение. Инициативные
действия и чувствительность к отношению ровесника, характеризующие субъектное
взаимодействие детей, возникает последним среди компонентов коммуникативной
потребности, и именно они становятся основными и везущими в общении
сверстников.
Рисунок 2 – подвижные игры.
Рисунок 3 – игры с помощью предметов.
(кукла)
1) Е.О. Смирнова. В. М. Холмогорова — «Развитие общения детей со сверстниками»
2) Л. Н. ГАЛИГУЗОВА- «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
3) Павелко Р.О. Особенности общения в раннем возрасте.
Источник