Роль общего состояния беременной и ребенка в развитии кариесогенной ситуации
Актуальность темы:
Роль питания, как составной части здорового образа жизни в профилактике основных стоматологических заболеваний, проявляется в нескольких аспектах: формировании резистентных органов и тканей полости рта к действию неблагоприятных факторов, «культуре потребления углеводов», факторе повышения самоочищения полости рта.
Цель занятия: сформировать у студентов в рамках профессиональной компетенции 17 и общекультурной 1 .
ОК-1 — способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности
ПК-17 — способность и готовность к формированию мотивации отдельных лиц, семей и общества в целом по поддержанию стоматологического и общего здоровья.
ПК-19 — способность и готовность к сбору и записи полного медицинского анамнеза пациента, включая данные состояния полости рта
Вопросы, изучаемые ранее и необходимые для усвоения темы:
1. сроки закладки зачатков и прорезывания временных и постоянных зубов;
2. сроки минерализации зачатков временных и постоянных зубов;
3. средства и методы повышения резистентности зубов к кариесу.
4. последствия влияния неблагоприятных факторов на формирование зубов ребенка в антенатальном периоде;
Вопросы для подготовки к занятию.
1. Здоровый образ жизни
2. Аспекты рационального питания
3. Кариесогенная ситуация и кариесогенные факторы
Перечень практических навыков, осваиваемых на занятии,
1. Уметь назначить рациональное питание беременным женщинам.
2. Уметь назначить ребенку рациональную диету в различные возрастные периоды.
Логико-дидактическое содержание темы
Роль питания как составной части здорового образа жизни в профилактике стоматологических заболеваний проявляется в нескольких аспектах:
1. Питание как фактор формирование резистентных органов и тканей полости рта к действию неблагоприятных факторов.
2. Рационализация питания как путь снижения кариесогенного действия легкоусвояемых углеводов.
Первый аспект связан с важнейшим направлением профилактики кариеса зубов — антенатальной профилактикой. В основе ее лежит создание оптимальных условий закладки и развития зубов для формирования резистентных зубных тканей. Одним из главных условий этого является полноценное по качественному и количественному составу питание при хорошем уровне усвоения компонентов организмом беременной.
В процессе наблюдения за беременными, в случае необходимости, нужно своевременно вносить коррективы в пищевой рацион. Показаниями к коррекции питания служат: высокий прирост кариеса зубов, активное его течение, клинические признаки гиповитаминозов в полости рта, остеопороза альвеолярной кости. При ряде состояний — повторной беременности через короткий промежуток времени, наличии серьезных сопутствующих заболеваний, трудном течении предыдущих беременностей, плохом состоянии временных зубов у других детей — коррективы в пищевой рацион, а также дополнительное назначение витаминов и минеральных компонентов надо вводить заблаговременно, до наступления клинических признаков вышеперечисленных нарушений.
Во втором триместре беременности следует снизить количество легкоусвояемых углеводов, так как они, наряду с предрасположенностью к кариесу, способствуют аллергизации организма и нарушению обменных процессов.
Потребности беременных составляют: — Р — 1,5 г; фтор — 3,0 мг; витамины группы В — 2,5 мг; витамин Д – 5 — 10 тыс. ЕД.
Наилучшая доставка этих веществ, необходимых для формирования зубных тканей, осуществляется с молоком — источником легкоусвояемых солей кальция и фосфора, белков. Беременные должны потреблять не менее 200 г. молока в сутки. На 18 — 22 и 28 — 32 неделях беременности, которые являются критическими периодами гисто- и морфогенеза, дополнительно назначаются по 0,5 г глицерофосфата кальция утром и вечером ежедневно. В местностях с пониженным содержанием фтора в воде необходимо беременным давать фтор в виде 1% раствора по 10 капель ежедневно в эти же сроки. При токсикозах, сопровождающихся рвотой — дозу фтора нужно увеличить до 15 капель. Лучше для этих целей использовать препарат «Витафтор», который наряду с фторидом натрия содержит дополнительный комплекс витаминов.
Основой формирования резистентных зубных тканей является сбалансированное полноценное питание, которое зачастую резко нарушается при беременности. Поэтому стоматолог при диспансерном наблюдении обязан отметить эти нарушения и совместно с акушером откорректировать пищевой рацион.
Не меньшее значение в формировании зубных тканей имеет первый год жизни ребенка и питание его в этот период. После рождения ребенка продолжается закладка, формирование и минерализации большинства постоянных зубов, тогда как во внутриутробном периоде закладываются и минерализуются в основном временные зубы. Идеальным питательным продуктом, обеспечивающим новорожденного всем необходимым, является молоко матери. При искусственном вскармливании или недостатке материнского молока необходимо максимально компенсировать его недостатки. Контроль над этой стороной питание осуществляет педиатр, но стоматолог должен информировать мать о недостатках искусственного питания и необходимости введения дополнительно в рацион фруктовых, овощных соков, пюре и т.д. Однако полноценной замены молоку матери нет, в связи, с чем дети, бывшие на искусственном вскармливании чаще болеют, их зубы в большей степени подвержены кариесу.
В период лактации у женщин наблюдается повышенная поражаемость зубов кариесом. Поэтому стоматологу необходимо предусмотреть и рекомендовать кормящим матерям дополнительное введение в организм с пищей солей кальция и фосфатов, фтора и витаминов в виде молочных продуктов, овощей, фруктов.
Таким образом, в диететике кариеса как фактора формирования резистентных зубных тканей, особая роль отводится снабжению организма матери и ребенка кальцием, фосфором, фтором и витаминами. Именно они могут быть дефицитными при различных нарушениях. Выраженных особенностей в питании относительно белков, жиров и углеводов с точки зрения формирующего зубочелюстного аппарата не выявлено.
Задания на уяснение темы занятия, методики вида деятельности:
— Тесты, ситуационные задачи с эталонами решений.
Рекомендуемая литература
а) Основная литература:
3. Хоменко Л.А. Терапевтическая стоматология детского возраста / Л. А. Хоменко. — Книга плюс, 2010. — С. 52-74.
4. Леус П.А. Профилактическая коммунальная стоматология. – М.,2008.- 445 с.
б) Дополнительная литература:
6. Алексенцев В.Г. Витамины и человек. – М.: Дрофа, 2006. – 453с.
7. Кузьмина Э.М. Основы индивидуальной гигиены полости рта / Э.М. Кузьмина и [др.] — М., 2008, — 116с.
8. Патофизиология. Учебник в 2 томах, под редакцией В.В. Новицкого, Е.Д. Гольдберга, О.Е. Уразовой. — Москва, издательская группа ГЭОТАР – Медиа. — 2009 год – том 1. — 848с.
9. Кухаренко Ю. В. Первичная профилактика стоматологических заболеваний у детей : учебное пособие. — Чита: ИИЦ ЧГМА, 2010. — 152 с.
10. Попова Е.С. Первичная профилактика стоматологических заболеваний у детей : учебное пособие / Е.С. Попова, Ю.В. Кухаренко, Н.В. Астафьева Н.В. // Чита : ИИЦ ЧГМА, 2011. — 100 с.
в) Периодические издания (журналы):
— журнал «Клиническая стоматология».
г) Электронное информационное обеспечение и интернет-ресурсы:
— Электронная библиотека медицинского вуза «Консультант студента» www.studmedlib.ru
— компьютерные презентации
Практическое занятие №8
Групповая профилактика кариеса зубов и заболеваний пародонта у детей дошкольного возраста. Организация и проведение групповой профилактики в детском саду.
Актуальность занятия:
Первичная профилактика стоматологических заболеваний должна базироваться на возрастных особенностях развития организма ребенка. В зависимости от возраста изменяются резервные (защитные) возможности организма ребенка, а также интенсивность и механизм действия факторовриска при возникновении заболеваний.
Цель занятия: сформировать у студентов в рамках профессиональных компетенций 19, 24.
1. ПК-19 — способность и готовность к сбору и записи полного медицинского анамнеза пациента, включая данные состояния полости рта
2. ПК-24 — способность и готовность к проведению диагностики типичных стоматологических заболеваний твердых и мягких тканей полости рта, зубочелюстно-лицевых аномалий у пациентов всех возрастов.
Вопросы, изученные ранее и необходимые для усвоения темы:
1. Обследование детей различного возраста в кабинете ПСЗ.
2. Факторы риска развития кариеса зубров и болезней пародонта у детей
дошкольного возраста.
3. Гигиенические и пародонтальные индексы.
4. Профессиональная гигиена полости рта.
Вопросы для подготовки к занятию:
1. Понятие и содержание индивидуальной профилактики кариеса и болезней
пародонта.
2. Понятие и содержание групповой профилактики кариеса и болезней
пародонта.
3. Принцип формирования групп детей для организации профилактики
болезней пародонта у детей в детском саду.
4. Объем и содержание врачебных мероприятий по профилактика кариеса и
болезней пародонта в группах детей дошкольного возраста.
5. Организация индивидуальной и групповой профилактики болезней
пародонта у детей дошкольного периода.
Источник
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РФ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЧИТИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
ГБОУ ВПО ЧГМА, д.м.н., доцент
________________ О.В.Ходакова
« » апреля 2014 г.
Методические разработки практических занятий
По стоматологии детского возраста
для студентов 3 курса стоматологического факультета (6 семестр)
специальность «Стоматология»
Модуль «Профилактика и коммунальная стоматология»
ЧИТА 2014.
Авторский коллектив: Петрова А.М, Е.С. Попова, М.Ю. Пронин, И.В. Дежкина.
Методические рекомендации для практической работы студентов по модулю «Профилактика и коммунальная стоматология» составлены на основе Федерального государственного образовательного стандарта (3 выпуск) и разработанной на его основе рабочей программы производственной практики.
Данные рекомендации являются основным документом для выполнения практической работы студентами III курса по дисциплине «Профилактика и коммунальная стоматология»
Методические рекомендации обсуждены на заседании кафедры, протокол № от
Заведующая кафедрой к.м.н., доцент Е.Н.Калинина.
На ЦПМК факультета протокол № от
Председатель ЦПМК д.м.н., проф. Ю.Л. Писаревский
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
1. Способы устранения кариесогенной ситуации в полости рта.
Профилактика кариеса реминерализующими средствами (задачи, показания к применению, методы реминерализуюшей терапии). Освоение методики применения препаратов в виде аппликаций и полосканий, гелей.
2-3. Экзогенная профилактика кариеса препаратами фтора. Освоение методики применения фторлака.
4-5. Герметизация фиссур интактных зубов. Практическое освоение метода «запечатывания фиссур» интактных зубов.
6. Эндогенная безлекарственная профилактика кариеса. Роль питания в развитии кариесогенной ситуации. Принципы устранения кариесогенных факторов, касающихся вопросов питания.
7. Эндогенная лекарственная профилактика кариеса. Роль общего состояния беременной женщины и ребенка в развитии кариесогенной ситуации. Назначение противокариозных препаратов внутрь.
8. Групповая профилактика кариеса зубов и заболеваний паро-донта у детей дошкольного возраста. Организация и проведение групповой профилактики в детском саду.
9 Групповая профилактика кариеса зубов и заболеваний паро-донта у школьников. Организация и проведение групповой профилактики в школе.
10. Санитарное просвещение в организованных коллективах (организация, формы, методы, средства), гигиеническое обучение и воспитание различных групп населения (практические занятия в женских консультациях, в детских садах, школах).
11. Диспансеризация детей у стоматолога. Санация полости рта. Принципы организации диспансеризации детей грудного, дошкольного и школьного возраста. Проведение занятий в детском саду, школе.
12. Роль общего состояния беременной женщины и ребенка в развитии кариесогенной ситуации. Назначение противокариоз-ных препаратов внутрь (занятие проводится в «Школе матерей» женских консультаций).
13. Комплексная программа профилактики стоматологических заболеваний. Принципы планирования. Анализ ситуации. Контингент. Цель, задачи, методы и средства. Организационные мероприятия. Оценка эффективности программы.
14. Тератогенез врожденных пороков лица и их профилактика.
15. Профилактика травм лица и органов полости рта.
16. Основы профилактики гнойно-воспалительных заболеваний челюстно-лицевой области.
Практическое занятие №1
Способы устранения кариесогенной ситуации в полости рта.
Профилактика кариеса реминерализующими средствами (задачи, показания к применению, методы реминерализующей терапии). Освоение методики применения препаратов в виде аппликаций и полосканий, гелей.
Актуальность темы:
Пораженность зубов кариесом связывают с характером питания населения, уровнем солнечной радиации, содержанием фтора в окружающей среде, возрастом, полом, различными климато-географическими условиями и т.д. В немалой степени пораженность зубов кариесом зависит от ухода за полостью рта и ее гигиенического состояния.
Цель занятия: сформировать у студентов в рамках профессиональной компетенции 5, 17, 51 и общекультурной 1 .
ОК-1 — способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности
ПК-5 «Способность и готовность проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований, написать медицинскую карту амбулаторного и стационарного больного»
ПК-17 — способность и готовность к формированию мотивации отдельных лиц, семей и общества в целом по поддержанию стоматологического и общего здоровья
ПК-51 — способность и готовность к освоению современных теоретических и экспериментальных методов исследования в медицине
Вопросы, изучаемые ранее и необходимые для освоения темы:
1. Морфофункциональные особенности периодов развития ребенка.
2. Сроки закладки, прорезывания и минерализации временных и
постоянных зубов.
3. Минерализация, реминерализация и деминерализация эмали зубов.
4. Определение интенсивности и активности кариозного процесса.
Вопросы для подготовки к занятию:
1. Местные и общие факторы риска в развитии кариесогенной ситуации полости рта.
2. Влияние кариесогенных факторов в антенатальный период
развития зубочелюстной системы.
3. Эндогенные факторы в развитии кариесогенной ситуации
полости рте
4. Экзогенные факторы в развитии кариесогенной ситуации
полости рта
5. Реминерализующая терапия, показания.
6. Препараты, применяемые для реминерализующей терапии.
7. Методы, используемые для применения реминерализующей
терапии.
8. Выбор средств и методов реминерализующей терапии в
возрастном aспекте.
Перечень практических навыков, осваиваемых на занятии:
1. Знать механизм действия основных реминерализующих средств.
2. Уметь приготовить материалы и препараты для реминерализующей
терапии.
3. Уметь применять местно реминерализующие средства.
4. Уметь выписывать рецепты основных реминерализующих
средств.
Логико-дидактическое изложение темы:
Кариесогенная ситуация, по определению профессора В.К.Леонтьева,создается тогда, когда любой кариесогенный фактор или группа их, действуя на зуб, делают его восприимчивым к воздействию кислот. Конечно, пусковым механизмом является микрофлора полости рта при обязательном наличии углеводов и контакте этих двух факторов с тканями зуба.
Кариесогенные факторы подразделяются на общие и местные.
Общие факторы:
1. Неполноценная диета и питьевая вода.
2. Соматические заболевания, сдвиги в функциональном состоянии органов и систем в период формирования и созревания тканей зуба.
3. Экстремальные воздействия на организм.
4. Наследственность, обуславливающая полноценность структуры и химический состав тканей зуба. Неблагоприятный генетический код.
Местные факторы:
1. Зубная бляшка и зубной налет, изобилующие микроорганизмами.
2. Нарушение состава и свойств ротовой жидкости, являющейся индикатором состояния организма в целом. 3. Углеводистые липкие пищевые остатки в полости рта.
4. Резистентность зубных тканей, обусловленная полноценной структурой и химическим составом твердых тканей зуба.
5. Отклонения в биохимическом составе твердых тканей зуба и неполноценная структура тканей зуба.
6. Состояние пульпы зуба.
7. Состояние зубочелюстной системы в период закладки, развития и прорезывания зубов.
Ионы минеральных элементов, проникающие в эмаль, оседают на
органической основе, образуя кристаллическое вещество, или включаются в структуру неразрушившихся кристаллов апатита эмали.
Состояние зубных тканей определяется динамическим равновесием процессов де- и реминерализации. При равновесии этих процессов эмаль сохраняется в состоянии оптимального функционирования. В результате действия неблагоприятных факторов (нарушение процессов де — и минерализации), а также в период внутриутробного развития эмаль прорезывающихся зубов уже может иметь неоптимальный состав и свойства и быть подвержена кариозному процессу. Одним из основных и перспективных направлений патогенетической профилактики является реминерализующая профилактика.
В настоящее время общепризнанным является положение, что состояние зубных тканей определяется динамическим равновесием процессов де — и реминерализации. Эти процессы постоянно протекают в полости рта, причем процесс деминерализации идет за счет постоянного растворения эмали, взаимодействия ее с органическими кислотами слюны, полости рта, пищи, питьевой воды.
Процессы реминерализации поверхности эмали осуществляются, в основном, минеральными компонентами слюны, зависят от ее состава и свойств, водородного показателя (рН) и многих других причин. При равновесии этих процессов эмаль сохраняется в неизменном виде, однако, повышение интенсивности процессов деминерализации или снижение реминерализации влечет за собой потерю эмалью минеральных компонентов, что является основой начальных проявлений кариеса зубов.
В результате несовершенного генеза твердых тканей зубов, происходящего, в основном, во внутриутробном периоде за счет действия неблагоприятных факторов на организм матери и ребенка, эмаль прорезающихся зубов уже имеет не оптимальный состав и свойства, и нуждается в усиленной реминерализации, чтобы предотвратить кариес.
Эти фундаментальные положения легли в основу разработки методов патогенетической профилактики кариеса зубов, целью которой является повышение резистентности (устойчивости) организма и зубов к действию неблагоприятных факторов.
Одним из основных и перспективных направлений патогенетической профилактики является реминерализующая профилактика. Процессы реминерализации эмали определяются двумя ее свойствами: проницаемостью и способностью к восстановлению своего состава или изменению его в заданном направлении.
Проницаемость эмали была хорошо изучена отечественными учеными Е.В. Боровскиим и П.А. Леусом. Их работы показали, что ионы кальция, фосфора, фтора, а также некоторые органические соединения могут поступать в эмаль из слюны и проникать на значительную глубину. Причем в измененную эмаль, например, при начальных стадиях кариеса, эти вещества поступают быстрее и в больших количествах. Таким образом, создавая различные реминерализующие смеси, можно целенаправленно регулировать состав и свойства эмали зубов, повышая ее устойчивость к кислотным воздействиям и благоприятно изменяя характер физико-химического обмена со слюной.
Проблема состава и свойств реминерализующих смесей является очень важной для практики. В настоящее время применяется ряд средств и методов реминерализующей профилактики кариеса зубов.
Реминерализующая терапия — это комплекс мероприятий по созданию условий для полноценного формирования и минерализации твердых тканей зубов для предотвращения или устранения кариесогенной ситуации.
Реминерализующая терапия применяется как в профилактических, так и в лечебных целях.
Показания к применению:
1. Профилактика кариеса зубов
2. Консервативное лечение кариеса зубов (начального, поверхностного, острого кариеса)
3. Консервативное лечение некариозных поражений зубов (гипоплазия, флюороз, кислотный некроз эмали, повышенная стираемость эмали , травмы зубов).
Для реминерализующей терапии используют следующие препараты, содержащие кальций, фосфаты, другие микроэлементы:
1. 10% раствор кальция глюконата,
2. 5 — 10% раствор подкисленного фосфата кальция,
3. 2,5 — 10% раствор глицерофосфата кальция,
4. 5 — 10% раствор лактата кальция,
5. 3% раствор ремодента (водный),
6. кальций-фосфат содержащие гели.
Е.В.Боровский и П.А.Леус (1972) предложили метод профилактики и лечения начальных проявлений кариеса зубов путем использования глюконата кальция и фторида натрия. Перед сеансом профилактики пациенты чистят зубы 2 — 3 минуты гигиенической пастой. Далее зубы обкладываются ватными тампонами, смоченными 10% раствором глюконата кальция. Аппликация длится 3 — 5 минут. По завершению аппликации глюконата проводится второй этап процедуры: зубы на 1 — 2 минуты обкладываются валиками, смоченными 2% раствором фтористого натрия. На курс рекомендуется три процедуры через день. Через 5 — 6 месяцев повторная серия.
Через 2 года применение этого метода авторы получили снижение кариеса зубов на 24%, далее эффективность растет, достигая 52%.
Методика Т.Ф.Виноградовой:
а) аппликация 10% раствором глюконата кальция 2 — 4 минуты;
б) ротовая ванночка или полоскание 0,05 — 0,2% раствором фторида натрия 1 — 2 минуты или покрытие зубов фторлаком.
Методика Леуса П.А. (1997):
а) электрофорез с 10% раствором глюконата кальция 3 — 5 мин;
б) аппликация с 2% раствором натрия фторида 1 — 2 мин. Курс: 3 раза через неделю.
Фториды — как средство профилактики кариеса.
Основной составной частью фтористых соединений является фторид натрия.
При местном применении фторид натрия действует подобно импрегнирующим веществам, вступая в химическое соединение с неорганической субстанцией твердых тканей зуба, способствует реминерализации, а также оказывает обезболивающее действие при гиперстезии эмали и дентина.
Препараты фтора местно применяются путем втирания, полоскания, ротовых ванночек, аппликаций, в качестве герметиков.
Саморегуляция возможна:
— у соматически здоровых детей (не нарушен гомеостаз в полости рта);
— при достаточной концентрации СА/Р в слюне (норма 1/1,67) и крови;
— наличие достаточной внутриклеточной воды, чтобы микроэлементы могли диффундировать в эмаль (в прорезавшихся зубах до 4% воды, минерализованных до 3%)
У детей с соматической патологией и суб и декомпенсированной формой кариеса саморегуляция не возможна.
Реминерализующая терапия — направлена на восстановление кристаллов аппатитоподобных структур.
Задачи:
1. восстановить или укрепить кристаллическую решетку эмали зуба;
2. сформировать резистентный к кариесу наружный слой эмали;
3. устранить кариесогенную ситуацию в полости рта.
Свойства рем. препаратов:
1. должны хорошо проникать в гидратный слой и удерживаться там
— проникновение рем. препаратов (доставка микроэлементов к поверхность эмали), проникновение м/элементов с поверхности эмали в гидратный слой и проникновение м/элементов с гидратного слоя в кристаллическ) решетку)
2. рем. препараты должны длительно контактировать с поверхностью эмали
3. концентрация их должна быть больше на поверхности зуба, чем в гидратном слое
4. реминерализующие вещества должны содержать микро и макроэлементы в ионизированном виде.
Реминерализующую терапию необходимо назначать с антенатального периода и заканчивать после полной реминерализации зубов.
Источник