Роль образования и культуры в развитии личности ребенка
вика чуева
Значение культуры и образования в дошкольном возрасте при становлении личности человека
ЗНАЧЕНИЕ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ПРИ СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Чуева В. И., воспитатель МАДОУ «Центр развития ребенка- детский сад№35 «Родничок» г. Губкин Белгородской области
В мире, в котором мы живем, где бок о бок с надеждами проживает тревога о судьбах человечества и планеты, наиболее прогрессивно мыслящие люди видят всю важность воспитания будущих поколений в духе гуманизма. Человек будущего – это человек созидатель, личность культурная, образованная, с развитым чувством красоты и активным творческим началом. Педагогика изучает и выявляет закономерности наиболее эффективного развития личности ребенка в специально организованных условиях. Система дошкольного образования является первоначальным звеном всего педагогического образования. Период от рождения до поступления в школу — возраст наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, формирования качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни. Особенностью этого периода является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых знаний и умений, и усвоения различных видов деятельности. На данном этапе формируются первичные навыки и знания в развитии речи, чтении, формировании математических представлений, конструировании, изобразительной деятельности, ознакомления с окружающим миром, музыкальном и физическом развитии, усваивает стандартные нормы культуры поведения. Обучение детей в детском саду – это совокупность методик физического, умственного, эстетического, трудового воспитания. Для этого требуется единство, согласованность всей системы воспитательно- образовательного воздействия взрослого на ребенка. Все эти направления педагогической работы осуществляются комплексно и планомерно. Воспитательно — образовательный процесс в детском саду «Родничок» осуществляется по основной образовательной программе ДОУ, которая основывается на примерной программе «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе на принципах интеграции образовательных областей. Работа проводится в различных видах деятельности по основным направлениям развития ребёнка (в соответствии с ФГОС ДО): социально – коммуникативному развитию, познавательному развитию, речевому
419
развитию, художественно – эстетическому развитию, физическому развитию. В своей педагогической деятельности педагоги используют информационно – коммуникативные технологии, а также электронно – образовательные ресурсы. При этом принцип интеграции позволяет в полной мере решать задачи для формирования положительной личности ребенка. Основной формой организации обучения в дошкольном образовательном учреждении является организованная образовательная деятельность (ООД). Организованная образовательная деятельность осуществляется педагогами в соответствии с основной общеобразовательной программой ДОУ. ООД проводятся с детьми всех возрастных групп детского сада. В режиме дня каждой группы определяется время проведения ООД, в соответствии с «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций«. Организованная образовательная деятельность организуется по всем направлениям воспитательно-образовательной работы с детьми в традиционной,так и в нетрадиционной форме: в форме экскурсий (значимых мест города, путешествий куда- то (в сказку, во времени, на другую планету, занятия-соревнования (выстраиваются на основе соревнования между детьми): конкурса (красоты, квн, почемучек, в виде исследовательской деятельности (опыты, эксперименты, театрализованные занятия (обыгрываются эпизоды из сказок, тематические викторины (закрепление пройденного материала, экстремальной прогулки с трудными заданиями, квест- игры. Возможность осуществлять обучение при использовании разнообразных форм организации детей,имеют место фронтальные формы обучения: прогулки; экскурсии;игры: сюжетно-ролевые, дидактические игры, игры-драматизации, спортивные игры; дежурство детей;труд: коллективный, хозяйственно-бытовой, труд в уголке природы, художественный труд; развлечения, праздники; экспериментирование; проектная деятельность; чтение художественной литературы; беседы; показ кукольного театра; вечера; досуги. В ДОУ выделено специальное время в процессе проведения режимных моментов, организована индивидуальная работа с детьми.Содержанием обучения в этом случае являются следующие виды деятельности: предметноигровая, трудовая, спортивная, продуктивная, общение, сюжетно-ролевые и другие игры, которые могут быть источником и средством обучения. В работе с детьми преобладают наглядные и игровые методы в сочетании со словесными методами. Процесс обучения детей в детском саду строится, опираясь на наглядность в обучении, а специальная организация среды способствует расширению и углублению представлений детей. В настоящее время педагогические работники ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации
420
работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых.Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель- содействовать становлению ребенка как личности. Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий. Каждый педагог – творческая личность, который освоил деятельность на технологическом уровне в соответствии с новыми требованиями и современными взглядами на развитие системы образования, при этом нее исключая классические образцы дошкольного воспитания, зарекомендовавшие себя ранее. Не вызывает сомнений тот факт, что искусство педагога заключается в создании такой познавательной ситуации, когда у ребенка высокие мотивационные позывы к постижению чего-то нового. Например, заслуживает внимания технология «Ситуация», суть которой заключается в проигрывании определенных ситуационных моментов, основанных на применении общекультурных знаний о законах эффективной деятельности с учетом возрастных особенностей детей. Такой прикладной характер погружения ребенка в ситуацию, в которой он может оказаться, формирует у ребенка умения принимать самостоятельные решения, делая определенные шаги в познании мира, приобретая практический опыт выполнения универсальных действий по фиксации затруднений, выявлению их причин, постановке цели, планированию своих действий, соотнесению поставленной цели с полученным результатом и другое. Несколько слов необходимо сказать о художественно-творческой деятельности дошкольников. Достаточно эффективной формой работы стоит отметить музыкально-театральную гостиную, в которой ребенок способен научиться воспринимать музыкальные и литературные произведения. В целом организация детского досуга как вида деятельности ориентирована на проведение взрослыми игр, развлечений и отдыха. От умения педагогами организовать детский досуг веселым и радостным, будет зависеть уровень комфортности и общего психологического состояния ребенка. Именно в игре осуществляется процесс перевода основных жизненных координат ребенка в систему координат коллектива, тем самым подтверждая их целесообразность использования в амплификации детского развития. Создание доверительной атмосферы и минимизация стрессовых факторов в образовательном процессе позволяет формировать в понимании детей любознательность, самостоятельность, инициативу, ощущение значимости каждого. Современные условия позволяют актуализировать вовлеченность детей
421
дошкольного возраста в процесс освоения культуры, которая обладает огромным потенциалом в решении многих проблем в воспитании. Таким образом, процесс обучения и воспитания в дошкольной образовательной организации направлен на всестороннее развитие личности ребенка, что подтверждается позицией гуманистической образовательной парадигмы, которая отмечает развитие человека (ребенка) как систему в которой находит отражение его культурные потребности и универсальные сущностные силы. Усваивая общие для людей ценности, ребенок получает основу для восприятия мира и понимания отношения к нему. Все это вместе взятое образует фундамент при становлении образованной, культурной, всесторонне развитой личности человека
Источник
ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА КАК ОСНОВЫ СОЗИДАНИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка. Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности. Семья структурирует возможности достижения безопасности, удовольствия и самореализации. Она указывает границы идентификации, способствует появлению у личности образа своего “Я”. Родители — первые воспитатели — имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.-Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньше влияния, чем предыдущий. Родители являются предыдущими по отношению ко всем остальным; воспитателю детского сада, учителю начальных классов и учителям-предметникам. Им самой природой отдано преимущество в воспитании детей. Обеспечение семейного воспитания, его содержательные и организационные аспекты являются вечной и очень ответственной задачей человечества.
В здоровых семьях родители и дети связаны естественными повседневными контактами. Это такое тесное общение между ними, в результате которого возникает душевное единение, согласованность основных жизненных устремлений и действий. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанности детей и родителей.
К сожалению, ускоренный темп современной жизни, с постоянно повышающейся ответственностью и жесткостью социально ролевых предписаний, неблагоприятными тенденциями в социально-психологической динамике развития семьи, недостаток нравственно-этических начал в отношениях взрослых, низкая социально-психологическая культура общения приводит к нарушению семейных отношений. Все это отрицательно влияет на воспитание детей и формирование их личности.
При всех изменениях, произошедших в жизни нашего общества, повлекших нарушения воспитательных взаимосвязей в системе «школа-семья-общественность — производство», следует максимально использовать те небольшие возможности, которые сохранились от разрушившейся системы. В ряде случаев бывшие Дома пионеров и школьников, детские и юношеские спортивные школы, станции юных техников и юннатов преобразованы в различные центры. Центр технического творчества, Центр художественного творчества и другие. Эти учреждения дополнительного образования в большинстве своем подчиняются органам управления образования и все еще работают на государственном бюджете, а, следовательно, остаются бесплатными и доступными для посещения детей. Они не только способствуют развитию личности детей, развивают их творческие способности, помогают содержательно организовать досуг, но и оказывают помощь родителям в семейном воспитании, организуя для них лекции, семинары, совместные с детьми занятия по типу «посиделки».
Неоценимую помощь оказывают учреждения дополнительного образования в семейном воспитании, организуя совместные с родителями посещения детьми музеев, картинных галерей, концертных залов, театров. После таких совместных поездок и походов проводится обсуждение виданного и слышанного. В обмен мнениями включаются впечатления, полученные в пути. Значительно видоизменили свою работу музыкальные школы и школы изобразительного искусства. Они нередко территориально объединились с общеобразовательными школами и составили как бы единый комплекс художественно-эстетического образования. На базе такого комплекса для детей и родителей проводятся концерты, выставки, музыкально-художественные вечера, читаются лекции о жизни и творчестве художников, композиторов, музыкантов-исполнителей.
Очень большая роль в семейном воспитании школьников принадлежит детским и юношеским библиотекам. Общая тенденция к снижению читательского интереса может быть преодолена совместными усилиями библиотечных работников и родителей. Важно, чтобы родители не упустили время, когда следует ребенка познакомить с библиотекой, ее сотрудниками и содержанием книг. Вместе с библиотечными работниками рекомендуется определить круг развивающего и интересного чтения, доступного по возрасту, соответствующего запросам ребенка. Многие библиотеки практикуют обсуждение прочитанных книг, проводят читательские конференции, встречи с писателями. Наиболее интересно проходят музыкально-литературные вечера. Хорошо, если дети и их родители станут постоянными их посетителями и участниками. В помощь семейному воспитанию многое предпринимают отделы социальной зашиты при местной администрации: бесплатные или с льготной оплатой путевки в дома отдыха, санатории, летние лагери, единовременная материальная помощь.
Большая надежда возлагается на попечительские советы, которые занимаются одновременно образовательными учреждениями и семьей, оказывая и другим содержательную и материальную помощь. Однако создание этих советов находится более в области теоретической, в области разработки, чем в практической деятельности образовательных учреждений.
Таким образом, сложившаяся в прежние годы система взаимосвязанных учреждений и общественных организаций претерпевает значительные изменения. Приходящую ей на смену систему нельзя считать уже сформировавшейся. В этом сложность семейного воспитания в наши дни, и школа остается наиглавнейшим помощником и советчиком родителей.
Роль школы в современных условиях — стать центром духовного развития личности каждого учащегося, координатором усилий родителей и педагогов в деле воспитания социально адаптированного к условиям современной действительности ребенка. Эффективность такой работы во многом зависит от взаимодействия педагога и родителей: от их взаимопонимания в постановке целей и задач воспитания, установления приоритетов личностного и деятельностного компонентов в развитии детей, умелой организации сотрудничества детей взрослых, создания благоприятных условий для развития детской самодеятельности.
Латинский термин «культура» означает взращивание, совершенствование чего-либо. Соответственно, и применительно к человеку это взращивание, совершенствование, формирование его образа.
Принимая во внимание данную трактовку, культура выступает предпосылкой и результатом образования человека.
В процессе образования человек осваивает культурные ценности (историческое наследие искусства, архитектуры). Поскольку достижения познавательного характера представляют собой совокупность материального и духовного достояния человечества, постольку освоение исходных научных положений также является обретением культурных ценностей. В итоге было сформулировано дидактическое понятие культуры — обучение и воспитание молодого поколения средствами культуры.
«Теперь «образование» теснейшим образом связано с понятием культуры и обозначает в конечном итоге специфический человеческий способ преобразования природных задатков и возможностей». Х.-Г. Гадамер. «Истина и метод»
Процесс взаимодействия, как присвоение и создание человеком новых культурных ценностей, в рамках образовательной системы является созиданием. То есть связан с культурой в ее динамическом аспекте.
Процесс общения педагога с представителями разных наций и народностей, обучающимися в многонациональной России, выступает как опыт межкультурного общения и межнациональной коммуникации. В современном образовательном учреждении реализуется принцип диалога культур (русской, европейской, американской, западной и восточной). Данный принцип осуществляется в рамках новых учебных курсов: «Мировая художественная культура», «Этика и эстетика», «История науки».
Как известно, язык является способом познания окружающего мира и средством коммуникации. Одновременно он выступает в качестве хранителя и выразителя духовной культуры, которая передается как от поколения к поколению, так и в условиях образовательных учреждений. Не случайно уровень культуры эпохи (и отдельного человека) определяется отношением к языку как отдельной представляющей целостной культуры. Поэтому миссия образования состоит в том, чтобы сформировать у молодого поколения ответственное отношение к родному и иностранному языку, к сохранению и обогащению исторических, научных и культурных ценностей.
Таким образом, соотношение образования и культуры можно рассматривать в разных аспектах:
— в рамках культурологической парадигмы педагогической системы;
— в через формирование поликультурного образования;
— в условиях культурно-исторического типа образовательной системы (вуза, школы);
— как систему культурно-образовательных центров в рамках одной или разных стран;
— через анализ учебных дисциплин культурологической направленности;
— путей и способов развития культуры субъектов образования (педагогической культуры и умственной культуры учащихся);
— описания и прогнозирования образа культурного и образованного человека конкретной исторической эпохи; через раскрытие специфики культурно-образовательной среды растущего человека;
– обобщения, сохранения и возрождения культурно-образовательных традиций народа, этноса, нации и моральных принципов.
Источник
Ирина Владимировна Егорова
Эссе «Роль культуры и искусства в социально-личностном развитии дошкольника»
Дошкольный возраст — яркая неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации,устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природой, предметным миром. Происходит приобщение к культуре и общечеловеческим ценностям.
А. М. Щетинина отмечает взаимосвязанность процессов социализации и индивидуализации в социальном развитии ребенка. То есть, с одной стороны, ребенок, развиваясь, усваивает социокультурный опыт в форме правил, норм, способов поведения, эталонов действия и взаимодействия людей в социуме, а с другой — идет процесс развития сущностного Я ребенка, его индивидуальности и неповторимости, определенной независимости от социума, но способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и сохраняющего важным предметом своей потребности другого человека.
По А. В. Мудрику, социализация — это развитие человека в процессе взаимодействия с обществом, усвоения и воспроизводства культуры данного общества.
Культура создается людьми, культуре обучаются, поскольку она не передается генетически, каждое поколение воспроизводит ее и передает следующему поколению. Этот процесс является основой социализации. В результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходят формирование личности ребенка и регулирование его поведения.
Культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение, влияя на отношения, ценности, знания и идеалы.
Человек – субъект культуры: в своей деятельности, поступках, мыслях, переживаниях он опирается на общечеловеческие духовные и нравственные ценности; культура, как онтологические корни, которые питают и взращивают личность, обеспечивает человека образцами и средствами решения личностных задач. Сознание человека развивается внутри культурного целого, в котором кристаллизован опыт деятельности, общения и мировосприятия. Человеку необходимо не только усвоить этот опыт, но и преобразовать на его основе свои естественные возможности и способности так, чтобы состоялось «второе рождение» – рождение своего собственного жизненного пути.
Однако присвоение культурного опыта – от орудийных действий до нравственных норм – не происходит автоматически и не является спонтанным.
Известные другим знания человек не может просто «взять» – он должен переоткрыть их для себя, должна состояться предельно личная встреча с ними.
Эту проблему остро чувствовал и ставил М. М.Бахтин: «Культурные ценности суть самоценности, и живому сознанию должно приспособиться к ним, утверждать их для себя. Этим путем живое сознание становится культурным, а культурное воплощается в живом. Всякая общезначимая ценность становится действительно значимой только в индивидуальном контексте».
Приобщение к культурным ценностям невозможно без освоения «языка эмоций». А освоение языка эмоций наиболее полно происходит средствами искусства.
«Искусство – форма культуры, связанная со способностью субъекта к эстетическому освоению жизненного мира, его воспроизведению в образно-символическом ключе при опоре на ресурсы творческого воображения»
Воспитательная сила искусства «дает возможность войти внутрь жизни, пережив кусок жизни, отраженный в свете определенного мировоззрения, — говорил видный советский психолог Б. М. Теплов – И самое важное то, что в процессе этого переживания создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки просто сообщаемые или усвояемые». Вначале эти оценки выражаются в предпочтении того, что просто нравится, затем они приобретают характер суждений с точки зрения определенного идеала.
Природа ребенка и природа искусства во многом родственны. В первую очередь чувственным аспектом познания. Искусство, эмоционально-образное по своей природе, является уникальным средством развития эмоциональной сферы дошкольников, формирования ценностного отношения к окружающему их миру.
Через эмоционально — психологическое воздействие на ребенка средствами искусства возможно успешное воспитание эмпатии и эмпатийного поведения — сопереживания и содействия другим при сочетании детских видов деятельностей (восприятие художественной литературы, игры, рисования и т. д.,опосредующих общение и взаимодействие взрослого и ребенка: сопереживание персонажам художественного произведения представляет собой комплекс чувств, в состав которого входят такие эмоции, как сострадание, осуждение, гнев, удивление. Эти социально ценные эмоции должны еще закрепиться, актуализироваться, найти выход и привести к результату (помогающее поведение, содействие, в соответствующем контексте, который может и должен создавать взрослый.
Упущения периода детства в этом плане невосполнимы. Трудно не согласиться со словами В.Астафьева: «Детство и юность всякого человека – это слышимый лишь ему одному камертон, по которому он потом всю жизнь настраивает свою душу».
Известные психологи и педагоги также говорили о роли культуры в социально-личностном развитии ребенка дошкольного возраста, его вхождении в мир социальных отношений.
Л. С. Выготский рассматривал процесс социализации ребенка как “врастание в человеческую культуру«.
Л. Ф. Блинова Л. Ф. понимает социальное развитие (социализацию) ребенка как «процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений»
По словам Н. Н. Шатунова, содержание социального развития определяется, с одной стороны, всей совокупностью социальных влияний мирового уровня культуры, общечеловеческих ценностей, с другой — отношением к этому самого индивида, актуализацией собственного “Я”, раскрытием творческих потенциалов личности
Социальное развитие является результатом процесса «врастания» ребенка в культуру (Л. С. Выготский, подлинного культуроосвоения и культуротворчества (В. Т. Кудрявцев).
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о первостепенной роли культуры и искусства в социально-личностном развитии дошкольника.
Знакомясь с Федеральными Государственными требованиями трудно не заметить, какое большое значение уделяет государство именно социально — личностному развитию детей. Социализация детей сегодня — это процесс, направленный на вхождение ребёнка в социокультурную среду современного общества, которое требует инициативных молодых людей, способных найти своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру и традиции, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и постоянному самосовершенствованию.
В связи с этим проблема социально-личностного развития — развитие ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром — становится не просто актуальной, но одной из самых важных.
В настоящий период изменений социально – политических и социально – экономических условий жизни всё острее проявляется дефицит культуры общения, доброты и внимания друг к другу, сострадания и сопереживания.
Дошкольный возраст является сензитивным периодом в социальном развитии человека. Это время активной социализации ребёнка, вхождения в культуру, развития общения со взрослыми и сверстниками, пробуждения нравственных и эстетических чувств. Детский сад призван обеспечить ребёнку гармоничное взаимодействие с миром, правильное направление его эмоционального развития, пробудить добрые чувства, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению. Итак, социально – эмоциональное развитие ребёнка проявляется в гуманистической направленности его активности, в стремлении выражать своё отношение к миру в соответствии с культурными традициями, принятыми в обществе.
Социальное развитие не менее необходимо личности, чем развитие интеллектуальных, творческих, физических способностей. Современный мир так устроен, что одним из условий успеха является способность плодотворно работать в команде, находить способы взаимодействия, взаимопонимания с людьми, с которыми ты работаешь. И, безусловно, душевный комфорт, эмоциональная удовлетворённость вашего ребёнка будет напрямую зависеть от того, как будут складываться его взаимоотношения с другими людьми, какую роль он будет играть в том коллективе, в котором будет находиться, и кем себя ощущать. И наша задача – правильно и умело помочь ему приобрести социальные навыки.
Однако вопросы организации социально-личностного воспитания дошкольников в изменившихся социокультурных условиях вызывают затруднения как у начинающих воспитателей, так и у воспитателей с большим педагогическим стажем.
Современную педагогическую ситуацию можно охарактеризовать как «прерывность образовательного процесса по трансляции культуры«, что обусловлено разрушением в России системы прежних нравственных ценностей. Нарушение преемственности поколений («расколотые поколения» по А. В. Мудрику) поставило перед отечественной педагогикой проблему осмысления проблем как межпоколенной трансмиссии культуры, так и осмысления общественно — педагогической ценности саморазвития как ребенка, так и самого педагога. С позиции культуры и искусства образование — это изменение самого человека, раскрытие его сущностных сил, изменение взгляда на восприятие мира. Этот наметившийся переход характерен для зарождающейся сегодня в России природосообразной социальной педагогики, идеалом которой становиться «человек культуры«. Как отмечает Б. М. Бим-Бад, образование начинает пониматься как процесс становления и совершенствования творца, и притом творца добра.
Я думаю, что в становлении ребенка как творца добра на современном этапе возрастает роль этнокультурного образования, актуализирующего ценности традиционной культуры как жизненно-необходимого опыта предков, передающегося по каналам общения. Это духовные устои, обычаи, воспитательные принципы, местные традиции народной культуры и искусства. Их значение в системе отечественного образования неуклонно возрастает, в связи с высокоценностной сущностью для социально-личностного воспитания. Этнопедагогическая формула Г. Н. Волкова гласит, что без традиций нет культуры, без культуры нет воспитания, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, а без личности нет народа.
Но надо не просто, как говорил японский религиозный деятель Кобо-Дайси идти по следам древних, а искать то, что искали они.
То есть, в моем понимании, традиционная культура — это сфера и пропедевтика творчества, особый стилистический мир формы, наполненный богатейшими импульсами художественной национальной традиции. Уникальность традиционной культуры в том, что здесь сняты противоречия интеллекта и духовного постижения. Фактически — это готовая модель, удобная для образовательной системы, для мероприятий в сфере культуры и искусства, так как она содержит исходные положения творчества, присущие любому народу.
Коллектив нашего сада широко использует возможности традиционной культуры в области социально-личностного развития детей. На культурно-исторических традициях выстроены как формы, так и технологии и методы работы с детьми.
Наше дошкольное учреждение МБДОУ д/с № 3 «Незабудка» работает по художественно-эстетическому направлению, но использует в работе и этнокультурный компонент.В учреждении созданы все условия для этого: организован и работает мини-музей «Русская изба» с постоянно обновляющейся экспозицией, функционирует выставка предметов народно-прикладного искусства. В каждой группе есть альбомы для рассматривания детьми по художественному творчеству, мини-выставки народной игрушки. Имеется изостудия, в которой проводится в том числе и кружковая работа по ознакомлению с традиционными народными ремеслами. В непосредственной образовательной деятельности с детьми также широко используется этнокультурный компонент как воспитателями, так и специалистами, работающими с детьми. Так, инструктор по физкультуре Гирева Е. В проводит такие праздники и развлечения, как «Фестивали народных игр», «Зимние народные забавы», фестивали «Живая старина». Воспитатель Филиппова Н. Н. в этом году провела такие развлечения для детей, как «Старину мы любим, старину мы чтим» и «История льна».
Широко взаимодействует наш детский сад и с социумом: организовано проведение общих мероприятий по социально-личностному развитию детей с МБДОУ №2, посещения детьми краеведческого музея и выставочного зала. Опыт работы с детьми транслируется и на межрегиональном уровне.За последнее время проведены два межрегиональных семинара: «Развитие творческих способностей детей на основе синтеза трех основных направлений эстетического развития детей: музыки, изобразительной и художественно-речевой деятельности» (2013 г.) и «Духовно-нравственное воспитание через приобщение к русской народной культуре» (2012 г.) Последний из вышеназванных семинаров был очень интересным в плане показанных на нем форм работы с детьми. Было показано культурно-досуговые развлечение «Волшебные ведра», «Калачи из печи», открытая образовательная деятельность «Русская береза — символ родины моей», «Где тепло, там и добро», «Мама, так тебя люблю», интерактивная игра социальной направленности «Приглашение на чай», фестиваль подвижных игр «Народные игры», мастер-класс «Рыба — золотые перья», где воспитатель по изодеятельности транслировала свой опыт как на взрослых, так и на старших дошкольников, которые выполняли совместную со взрослыми работу.
И конечно же нельзя решать задачи социального личностного воспитания, не приобщая к их решению родителей. В этом направлении одной из интересных форм работы с семьей нашим коллективом выбрана такая как детско-родительский клуб «Школа молодой семьи», где в неформальной обстановке родители могут получать информацию по интересующим их вопросам и происходит обмен как семейным опытом, так и опытом работы на уровне учреждения. Так, в 2013 г. состоялось заседание клуба, посвященное народной игрушке и ее роли в развитии детей. я как педагог-психолог рассказала о важности правильного выбора игр и игрушек для детей, подчеркнула важную роль народной игрушки и воспитания детей на традициях народной игры. Воспитатель Филиппова Н. Н. провела для родителей и детей мастер-класс «Изготовление народной куклы».
Я считаю, что работа с детьми по социально-личностному развитиюосуществляется эффективно: используются все имеющиеся ресурсы, наблюдается слаженность в работе всего педагогического коллектива и тесное сотрудничество с родителями, что позволяет повысить уровень развития воспитанников, качество образовательных услуг и рейтинг учреждения.
Результативность работы отражается и в результатах творческих конкурсов, в которых участвуют дети. Так, во Всероссийском конкурсе «Природа и мы» приняли участие 12 детей в возрасте 6-7 лет. По его результатам на международной выставке детского рисунка «Природа и мы» в 2013 году Лиза Киселева получила диплом III степени.
Из вышеизложенного анонса работы нашего учреждения по социально-личностному развитию детей видно, какое важное значение наш коллектив ему придает. Приятно осознавать, что здесь мы идем в ногу со временем Ведь и основная задача разработанного образовательного стандарта дошкольного образования — позитивная социализация и индивидуализация личности.
Александр Асмолов директор ФИРО, руководитель рабочей группы по разработке стандарта дошкольного образования, подчеркивает, что стандарт образования же как раз и есть основа для передачи культурного кода времен. Отсюда стандарт выступает как культурный ген образовательного поведения.
Воспитание,