Роль нравственного воспитания в развитии личности ребенка
Заявка
на участие в межмуниципальной научно-практической конференции «Духовно-нравственное обучение и воспитание в современном образовании»
- Лобынцева Ольга Леонидовна – музыкальный руководитель.
- Голдинова Галина Викторовна – воспитатель.
- Богунова Татьяна Николаевна – воспитатель.
Место работы: МКДОУ детский сад №8 общеразвивающего вида г. Россоши Воронежской области (Россошанский район).
Секция: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности»
Тема выступления: «Роль духовно- нравственного воспитания в развитии личности ребёнка дошкольного возраста»
Контактные данные: тел: 8-920-4278-788
Эл. почта: olga.lobintseva@yandex.ru
Технические средства: компьютер, мультимедийный экран для показа презентации.
04 марта 2018г. Лобынцева О.Л.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8 общеразвивающего вида г. Россоши и Россошанского района Воронежской области.
Доклад на тему:
«Роль духовно-нравственного воспитания в развитии личности ребенка дошкольного возраста»
Секция: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности»
Подготовили:
Воспитатели: Голдинова Г.В., Богунова Т.Н.
Музыкальный руководитель: Лобынцева О.Л.
г. Россошь
2018г.
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Слайд 1-2
Сегодня общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты содержания образования. Наше общество переживает духовный кризис: мы живем в мире, где очень часто торжествует культ денег, беззакония, безнравственности, психология потребителя. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня — разрушение личности. У детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Слайд- 3
Материальные ценности доминируют над духовными, высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Без сомнения, существование любого народа на земле, основано на приоритете духовно-нравственных и культурных ценностей. Духовно- нравственное воспитание благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет исключительную важность.
Слайд -4
Сегодня перед системой образования стоит задача выстроить в четком соответствии с законодательной базой непрерывную систему духовно-нравственного воспитания на ступенях дошкольного, начального и основного общего образования, которую в перспективе можно было бы рассматривать в качестве определенного социокультурного стабилизатора жизнедеятельности общества в целом.
Слайд -5
Духовно-нравственное воспитание предполагается строить на базовых национальных ценностях (патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, личность, труд и творчество, наука, традиционные религии, искусство и литература, природа, человечество), передаваемых из поколения в поколение и обеспечивающих успешное развитие страны в современных условиях.
Отметим, что базовые ценности в первую очередь формируются в семье. Но только система образования способна обеспечить системное, последовательное и осознанное духовно-нравственное развитие и воспитание личности. Начало духовно-нравственным основам формирования личности должно быть положено как можно раньше, в дошкольном возрасте. Воспитание ребенка должно быть направлено на формирование гражданской ответственности, духовности и культуры, неравнодушия, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.
Возникает проблема: как сделать так, чтобы ребенок был внутренне свободным, а внешне воспитанным? Если мы хотим, чтобы в будущем дети любили свою страну и стремились сделать жизнь в ней лучше, необходимо заложить основу для этой любви. Ребенок, должен узнать то лучшее, чего достигли его соотечественники и понимать, что эти достижения – результат труда отдельных людей в разных сферах.
Одним из приоритетных направлений в нашем детском саду, является духовно- нравственное воспитание. Это направлению обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач и проходит через все формы работы с детьми.
Изучив много интересной литературы по данной теме, мы решили познакомить детей (в доступной и понятной для данного возраста форме) с православной культурой и историей, пробудить к ней интерес. Свою работу с детьми построили на нескольких циклах:
Слайд -6
- «Мир вокруг нас»
Цель: Помочь открыть детям путь к нравственно-религиозной стороне познания окружающего мира, обращать их внимание на его богатство, красоту и разнообразие; понимать необходимость бережного отношения ко всему живому, к природному богатству.
Тематика занятий по этому циклу: «Рукотворный и нерукотворный мир», «Мир — наш дом», «Разнообразие животного мира».
Слайд -7
Слайд – 8
- «Дерево добра»
Цель: Учить детей на основе литературных произведений (сказок, рассказов, стихотворений, театрализованных представлений) различать добро и зло; помочь увидеть красоту нравственных поступков, формировать христианское отношение к ближним.
Тематика занятий этого цикла: «Семья, дом», «Послушание и непослушание», «Благодарность», «О дружбе и друзьях», «Вера», «Трудолюбие», «Правда и ложь», «Добро и зло», «Справедливость».
Слайд -9
Слайд -10
- «Край, в котором мы живём»
Цель: Воспитывать чувство любви к своему городу, своей стране.
Тематика занятий этого цикла: «История возникновения родного города», «Герб города», «Улицы и здания города», «Парки города».
Слайд — 11
- «Православная культура»
Цель: Познакомить детей с историей православных праздников, прививать детям уважение и любовь к православным традициям своего народа.
На занятиях этого цикла мы знакомим детей с историей храмов, беседуем о правилах поведения в православном храме, рассказываем об Иисусе Христе, Богородице и святых. Читаем художественную литературу по духовно-нравственной тематике, объясняем некоторые заповеди Библии, слушаем духовную музыку, колокольные звоны; встречаемся с семьями, регулярно посещающими храмы.
Основные положения по духовно-нравственному воспитанию детей, успешно интегрируются с образовательными областями образовательной программы ДОУ: обеспечивающие развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях:
-социально-коммуникативное развитие;
-познавательное развитие;
-речевое развитие;
-художественно-эстетическое развитие;
-физическое развитие.
Слайд – 12
Слайд — 13
Особое место отводится работе с родителями.
Проведённые анкетирования и беседы с родителями, показали, что основная часть родителей наших воспитанников считают себя православными людьми, однако, они плохо представляют себе православное учение, нечасто бывают в Храме.
Целесообразно помочь родителям осознать, что в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Практика работы по духовно – нравственному воспитанию показывает, что работе с семьей необходимо уделять основное внимание. Семья играет огромную роль в сознании ребёнка.
Использование разнообразных форм работы с родителями:
— Проведение родительских собраний на духовно-нравственные темы; открытые показы воспитательно-образовательного процесса «Дни открытых дверей», проведение совместных выставок, конкурсов, родительских семинаров на диалоговой основе, анкетирование и тестирование родителей, информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы, совместные с родителями праздники.
Основные формы работы с детьми.
В деятельности дошкольного учреждения прослеживаются несколько направлений работы с детьми.
1. Духовно-образовательное направление
Здесь педагоги строят образовательный процесс с учетом уровня нравственного, духовного и социального развития детей.
(Тематические занятия, проектная деятельность, исследовательская работа, беседы, чтение литературы, рассматривание иллюстраций, прослушивание аудиозаписей). Для формирования нравственных качеств личности ребёнка дошкольного возраста в детском саду, мы используем следующие методы:
1. Беседа. Беседуя с детьми, воспитатели побуждают их думать и говорить. Задавая им два — три вопроса, дают ребятам высказаться. Это позволяет педагогам понять, о чём дети думают, что знают из личного опыта.
В старших группах проводятся этические беседы — это плановые, подготовленные занятия с детьми. Например «Из какой я сказки?», где на примере героев сказок у детей закрепляются представления о таких качествах человека, как доброта, скромность, смелость, показывая их в сравнении с отрицательными качествами: жестокостью, злом, трусостью, ленью.
С помощью воспитателя ребята учатся справедливо оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых, учатся понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо.
Примерные темы бесед: «Будь всегда вежливым», «Что хорошо, что плохо и почему», «Ваши добрые поступки», «Чем можно порадовать маму», «Что такое дружба?», «Что такое подвиг?», « Добро и зло» и т. д.
2. Чтение и анализ художественных произведений
Л.Н.Толстой « Два товарища», « Отец и сыновья» « Дед и внук», А. Кузнецовой «Мы поссорились», К.Д.Ушинского «Умей обождать», А.Барто» Помощница». Эстетический фон нашим занятиям создают стихи, загадки, песни, включённые как в основную часть, так и в дополнительную работу с детьми. Литературный материал незаменим в духовно-нравственном воспитании ребёнка, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные. Для всестороннего развития личности мы включаем детей в различную деятельность, связанную с художественной литературой. Например, ребята создают свои рисунки по мотивам сказок, рассказов, организуем выставки работ.
Слайд -14
- Игра. Известно, что в дошкольном возрасте наиболее близкой и понятной для ребёнка деятельностью является игра. Значение игры в формировании духовно-нравственных качеств дошкольника очень велико. Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. В работе с детьми мы используем коллективные игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки, игры-сказки, сюжетно-ролевые игры. При помощи игры можно решать самые разные коррекционные задачи. Мы проводим такие игры и упражнения: «Поприветствуем друг друга»; «Подбери картинку к «хорошо» и «плохо»»; «Составь список своих обязанностей из сюжетных картинок для дома и сада; «Вспомни, какие поступки ты совершил за этот день, нарисуй и расскажи о них» и т.д.
Слайд — 15
Опыт работы в данном направлении по духовно-нравственному воспитанию детей обобщён и представлен на районный конкурс в виде дидактической игры «Путешествие с колокольчиком для детей 6-8 лет, в котором был признан победителем. Кроме того, данная игра опубликована в сборнике статей практических материалов «Духовные принципы отечественного воспитания, исторические основы и современная практика».
2.Культурно-познавательное направление
(Развлечения, праздники, художественно-продуктивная деятельность, экскурсии, целевые прогулки).
Слайд -16
Слайд — 17
В течение года в нашем детском саду проводится множество праздников. И православные праздники — это особые праздники. Предварительно детям разъясняются подробно некоторые традиции, обычаи, слова, связанные непосредственно с данным праздником. Детей знакомят с доступными их пониманию рассказами о земной жизни Христа, о жертвенной любви Божьей к людям и о пути человеческого спасения. К празднику дети мастерят подарки, украшения, учат стихи, песни, танцы. В совместной деятельности дети легче осознают правила доброй и благочестивой жизни.
Слайд — 18
Особое место занимает формирование бережного и уважительного отношения детей к женщинам. Возрождение традиции празднования православных праздников содействует пониманию роли женщины в мире, дает возможность проявить и закрепить достойное отношение к женщинам на более глубоком основании.
Слайд — 19
Слайд — 20
Традицией стало возложение цветов к « Вечному огню» и встречи с участниками праздника «Дня защитника Отечества».
Слайд — 21
Нравственно-трудовое направление (все виды труда, продуктивная деятельность). Труд ребёнка — дошкольника невелик и несложен. Однако он необходим для формирования его личности.
Включение труда в систему воспитания делает возможным целостное развитие личности ребенка. Формирование доброго разумного отношения к природе, умение глядеть на мир с любовью свидетельствует о позитивном развитии духовно-нравственной и социокультурной сферы ребенка.
Вывод:
Слайд – 22
Слайд — 23
Таким образом, трёхлетняя совместная деятельность родителей и воспитателей в процессе духовного становления детей даёт хорошие результаты. Конечно, результативность духовно-нравственного воспитания не оценишь баллами. Оценку даст сама жизнь. Но первые итоги всё же, определяются по участию дошкольников во всех детсадовских мероприятиях и районных конкурсах.
Слайд – 24
Слайд – 25
Слайд – 26
Слайд – 27
Дети знают православные праздники, активно принимают участие в праздничных мероприятиях, стали добрее друг к другу, правдивее, терпимее, умеют проявлять сострадание, стараются делать добрые дела. Хочется верить, что из них вырастут настоящие граждане, воспитанные на традиционных духовно-нравственных ценностях Русской культуры, настоящие патриоты своей Родины. В 7 главе Евангелие от Матвея написано: «…дерево доброе приносит и плоды добрые…».
Слайд — 28
Детство всегда с надеждой смотрит в будущее, как бы плохо ни было настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им правильную и достойную жизнь. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Это наша с вами главная задача, потому что мы ответственны за то, чтобы детство наших детей было счастливым.
Слайд — 29
Список используемой литературы
- М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой «Программа воспитания и обучения в детском саду».
- Л. Л. Шевченко «Добрый мир» -православная культура для малышей.
- М.Д. Маханёвой, О.Л. Князевой «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры».
- М.В.Захарченко «Православная культура».
- Н.В.Цилько, Н.Н. Султановой «Духовно-нравственное воспитание дошкольников».
- О.О.Осадчей «Православная культура».
- О.М.Потаповской «Подарок к празднику».
Источник
- 18 декабря 2011
Конкурс «Моя педагогическая инициатива — 2011»
Номинация «Методическая работа в ДОУ»
Цель моей работы: показать, как воспитывать у детей старшего возраста нравственное отношение к окружающим.
Задачи работы:
1. Рассказать, какова роль нравственного воспитания в развитии личности ребенка.
2. Описать методы и приемы воспитания у детей нравственности.
Мы живем в XXI веке. Это время высоких технологий, информационной насыщенности, огромных темпов жизни. В этих условиях сегодняшней жизни люди перестают быть нравственными. А ведь быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке — право и обязанность каждого человека.
Я считаю, что с правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства. И главным условием успеха в этой работе является высокий культурный уровень всего педагогического коллектива детского сада. И прежде чем требовать от детей культуры поведения необходимо в значительной степени воспитывать их собственным примером, то есть владеть хорошими манерами, мягким, щадящим стилем общения. Только тогда процесс овладения материалом будет действительно эффективным.
Необходимо служить положительным примером для детей в поведении, общении и в облике. Быть разнообразно эмоциональным в течение всего рабочего дня, вызывать у детей желание подражать вам.
Создавать в группе психологический климат, способствующий комфортному пребыванию детей в детском саду.
Работая с детьми, я в доступной, увлекательной форме знакомлю их с простыми правилами поведения. Это дает ребенку возможность эмоционально переживать последствия соблюдения или нарушения норм общественного поведения, а также помогают воспитанию культурно-гигиенических навыков и формированию этических представлений у детей.
Культурный человек также скромный человек. Скромный ребенок никогда не стремится показать себя лучше, способнее, умнее других, не подчеркивает свое превосходство, свои качества, не требует для себя никаких привилегий, особых удобств, услуг. В нашей группе такими детьми можно назвать Ткаченко Влада и Ломакину Алину. Скромными и добрыми их считают сами дети, это я выяснила в беседе с каждым отдельно.
Вместе с тем скромность нельзя ассоциировать ни с робостью, ни с застенчивостью. Это совершенно, различные категории. Нередко приходится быть свидетелем, наблюдать за спорами детей. Конец этому спору можно положить дружелюбным, тактичным замечанием, сочувственным стремлением понять точку зрения обоих спорщиков. Я никогда не начинаю разговор с ребенком со слов «Ты не правильно делаешь… », «Ты поступаешь не так…», так как это может вызвать у него внутреннее сопротивление. Поэтому приходится быть сказочницей, артисткой, чтобы тонко и искусно исправить поведение детей.
Воспитание нравственности у дошкольника начинается в семье. Вот почему я считаю столь важным найти методы, позволяющие установить тесные контакты с семьей в целях обеспечения единства в воспитании нравственной культуры. С этой целью я использую нетрадиционные формы проведения родительских собраний (круглого стола, семинара-практикума).
Провела анкетирование, чтобы собрать сведения о поведении детей дома, после чего проанализировала содержание анкет и, исходя из этих данных, подготовила консультацию для родителей.
Кроме того, до начала учебного года посетила семьи своих воспитанников, чтобы пообщаться с детьми в привычной для них обстановке и выяснить навыки нравственного поведения. После этого наметила план работы с теми детьми, которые нуждаются в индивидуальной работе по усовершенствованию этих навыков.
Процесс нравственного воспитания родители могут видеть и непосредственно в детском саду. Для этого в нашей группе регулярно организуются «дни открытых дверей», проводятся утренники, спортивные развлечения. Где родители могут видеть, как воспитатели учат детей культуре общения, сдержанности в коллективе, умению подчиняться установленным нормам поведения.
Например, побывав на утреннике, мама Данила О. была приятно удивлена, когда увидела, как Данил приглашал девочку на танец и провожал ее до стульчика, не толкался во время танца, с выражением читал стихотворение. После утренника мама выразила воспитателям нашей группы благодарность, потому что считала своего ребенка не поддающимся воспитательному воздействию.
Детальное ознакомление родителей с условиями жизни их ребенка в детском саду играет немаловажную роль в создании у них доверия к детскому саду и воспитателям.
Кроме того, познакомившись со сверстниками своего ребенка, родители не остаются безразличными к тому, как проявляется культура общения их ребенка с другими детьми. Так, во время спортивного праздника родители Маши С. ,которая жаловалась на других детей, увидели, как дружно ребята общались между собой, участвовали в соревнованиях. Родители девочки стали относиться с доверием к другим детям, поняли, что их дочка возможно преувеличивала. Таким образом, родители могут видеть работу педагога по воспитанию культуры поведения у детей.
Опираясь на ранее усвоенные детьми навыки нравственного воспитания (в виде проявлений вежливости, внимания и симпатии к сверстникам и взрослым, элементарных навыков оказания им помощи, приветливых форм общения), учу понимать смысл и значение тех или иных правил этического поведения человека и в доступной форме (с помощью сюжетно-ролевых игр, дидактических игр, игровых ситуаций, бесед, чтении сказок, рассказов и т. д.) раскрывать их.
Например, играя в сюжетно-ролевую игру «Военные», мальчики стали всерьез бить друг друга. Я постаралась переключить игру, придав ей положительное содержание, сказав: «Наши военные не дерутся, используют оружие только в крайних случаях, защищая мирных людей». После этого Сережа предложил: «Давайте охранять границу и построим заставу».
Когда девочки играли в сюжетно-ролевую игру «Больница», я услышала ссору. Катя, которая была врачом, обидела Аню (пациента) грубо сказав, что после укола нечего ныть. Услышав это, я поспешила утешить Аню и объяснила: «И взрослому бывает больно, а врачи должны быть чуткими, терпеливыми, милосердными». Катя тут же подошла, пожалела Аню, и девочки стали играть дружно.
Нравственность воспитывается не только с помощью сюжетно-ролевых игр, но и в других видах игр. Организуя дидактические игры, я учу детей дисциплинированности, соблюдению правил в игре, умению считаться с интересами других детей.
Например, Даша и Наташа играли в настольно-печатную игру «Собери урожай». Наташа хотела сделать лишний ход, но я сумела предотвратить назревающий конфликт между детьми, сказав, что: «Я не сомневаюсь, что такая честная девочка, как Наташа уступит право хода Даше».
Также продолжаю воспитывать нравственность в других видах деятельности. Например, с помощью этических бесед, цель которых сформировать нравственные мотивы поведения, которыми ребенок мог бы руководствоваться в своих поступках.
Такие беседы в нашей группе опираются на подлинные события и явления. Ребята всей группой совместно обсуждают факты поведения и различные ситуации, что вызывает их сопереживание, эмоционально влияет друг на друга.
Кроме выше перечисленных форм воспитания нравственного поведения мною также используется коллективное чтение. Сказки учат понимать добро и зло, любить мир и ненавидеть насилие в любом его проявлении. Беречь то, что любишь и бороться с тем, что мешает жить в мире и согласии. Так, читая с детьми сказку «Заяц-хвастун», я связала содержание сказки с ситуацией, которая произошла в группе.
Дети слушали с интересом и рассматривали иллюстрации, на которых изображен хвастающийся заяц. Некоторые ребята с улыбкой поглядывали на Диму К., который сидел с пристыженным видом, потому что 30 минут назад хвастался новой игрушкой. После обсуждения детьми этого произведения Дима высказал свое мнение: «Хвастаться не хорошо, я так делать не буду».
В группе я создаю предметно-развивающую среду, которая помогает формированию нравственного поведения. Например, ухаживая за комнатными растениями в уголке природы, дети учатся любить живую природу, проявлять заботу о цветах, проявлять желание трудиться вместе, не ссорясь.
В центре развития патриотизма совместно с детьми изготовили альбом с фотографиями достопримечательностей г. Москвы, г. Саратова и г. Энгельса. Дети с удовольствием рассматривают и узнают знакомые места. Это воспитывает у них любовь к родному краю, гражданственность.
Кроме этого изготовила пособие «Национальности России». Дети интересуются разнообразными видами национальных костюмов, их орнаментом, рисунком. В личных беседах рассказываю о том, что и в нашей группе есть дети разных национальностей. Тем самым воспитываю в них уважение к людям других национальностей. На одной из таких бесед я рассказала об украинских национальных традициях, показала национальный костюм, прочла украинскую народную сказку «Колосок». На следующий день Дима К. принес салфетку с вышитым национальным орнаментом и с гордостью объяснил, что он украинец. Дети рассматривали салфетку, говорили, что узор красивый.
Я предложила детям расспросить родителей о том, представителями каких национальностей являются они. И предложила создать в группе выставку предметов декоративно-прикладного искусства этих национальностей. К этой работе подключились родители нашей группы, они с удивлением расспрашивали, для чего нужны эти вещи. И когда узнали, что дети изучают обычаи и традиции русских, азербайджанцев, украинцев, армян, также посетили нашу выставку в группе.
Мы решили устроить конкурс «Кто больше назовет национальных пословиц, поговорок и сказок». И в этом конкурсе победили дети! Как гордились они своими знаниями! А родители были приятно удивлены и несколько пристыжены, ведь они, азербайджанцы, армяне, украинцы, знали свои обычаи хуже своих детей.
Воспитываю любовь и уважение к Российской Армии, читая книги о солдатах, рассматривая с детьми альбом «Наша Армия», играя в игру «Военные».
Режимные моменты в детском саду (умывание, одевание, сон, питание) я использую в целях закрепления культуры поведения. Повторяясь многократно, они сильно влияют на формирование у детей чувства времени, необходимой активности, самостоятельности в поведении.
Так, собираясь на прогулку, мы повторяем последовательность одевания, вспоминаем слова благодарности за оказанную помощь. Я объяснила мальчикам, что они должны: помогать девочкам одеваться, уступать место, пропускать вперед. Мальчики осознанно стали это делать после беседы «Рыцарские поступки», в которой рассказала, что мальчики сильнее девочек, они будущие мужчины, попросила понаблюдать за поведением их пап по отношению к мамам.
И если раньше приходилось подсказывать мальчикам, как проявлять внимание к девочкам, то теперь они делают это по собственной инициативе.
Важным средством в воспитании у детей уважения к окружающим, вежливости считаю проигрывание ситуаций. Например, в группе мы проигрывали следующую ситуацию «Встреча двух знакомых», участвовали Сережа и Данил.
Мальчики стояли друг против друга и улыбались, я спросила:
– Сережа, что ты делаешь, когда встречаешь знакомого?
– Здороваюсь, – ответил Сережа.
– Покажи, как?
Мальчики поздоровались, но невнятно, будто стесняясь. Я спросила:
– Какие еще слова приветствия вы знаете?
Мальчики перечислили: «Добрый день», «Добрый вечер». Они хотели уже садиться, но я продолжила, что надо обязательно улыбнуться, смотреть друг другу в глазки, говорить приветливо. После этого мальчики поздоровались, как следует. Кроме того, мы проигрывали ситуации: телефонный разговор детей с взрослыми, поведение в транспорте и т.п.
В течение всего учебного года планирую продолжать воспитывать дружеские отношения между детьми, уважительное отношение к окружающим, формировать умение оценивать свои поступки и поступки других людей. Я с гордостью могу сказать, что после проведенной мною работы у детей сформированы навыки культуры поведения в общественных местах, культура взаимоотношений между мальчиками и девочками, вежливое отношение к взрослым.
Анализируя свою работу по воспитанию нравственности у детей, сделала следующие выводы:
1) Чтобы вырастить ребенка добрым, чутким, вежливым, умелым, словом, прививать ему лучшие качества, необходима общая работа воспитателей детского сада и семьи. Только единство требований детского сада и семьи может обеспечить ребенку условия для полноценного развития.
2) Важно, чтобы нравственно-направленные занятия, беседы содержали не только правила, но и интересные практические упражнения, тогда можно эффективнее воздействовать на внутренний мир ребенка.
3) Продумывать и отбирать методы и приемы для наиболее удачного их сочетания, чтобы вести воспитание культуры поведения через все процессы: обучение на занятиях, игры, ИЗО-деятельность, труд и другие виды деятельности детей.
Нравственность не образуется сама по себе – это результат долгой и упорной работы, результат воспитания.
Приложение: Презентация.
Автор: Родионова Ирина Юрьевна, воспитатель высшей категории МБДОУ «Детский сад №1», г. Энгельс, Саратовская область. Стаж работы: 29 лет.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Источник