Роль народного творчества в развитии личности ребенка по ушинскому

Константин Дмитриевич Ушинский основоположник научной педагогики в России, ознакомиться с его работами весьма ценно для специалиста в сфере дошкольного образования. Одной из ведущих идей, положенных в основу педагогической системы Ушинского, явилась выдвинутая им концепция народности воспитания. Под народностью Ушинский понимает такое воспитание, которое создано самим народом и основано на народных началах. Каждый народ создает свою собственную систему обучения и воспитания со своими национальными чертами и творческими проявлениями. Ушинский доказал, что система воспитания, построенная соответственно интересам народа, развивает и укрепляет в детях ценнейшие психологические черты и моральные качества. Он требовал, чтобы дети ,начиная с раннего возраста, усваивали элементы народной культуры, овладевали родным языком, знакомились с произведениями устного народного творчества. Ушинский доказал, что развитие речи у детей тесно связано с развитием мышления, и указывал, что мысль и язык находятся в неразрывном единстве: язык — выражение мысли в слове.

Слово «фольклор», которым часто обозначают понятие «устное народное творчество», произошло от соединения двух английских слов: folk — «народ» и lore — «мудрость». История фольклора уходит в глубокую древность. Начало ее связано с потребностью людей осознать окружающий их мир природы и свое место в нем.  Древнему народному искусству был присущ синкретизм, нерасчлененность разных видов творчества. Формирование сюжетов, образов, мотивов происходило постепенно и с течением времени обогащалось, совершенствовалось исполнителями.  Иными словами, народное творчество таит в себе мудрость поколений. Изучение народной культуры- ключ к культурному генофонду и раскрытие огромного потенциала личности.

  Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, т.к., расширяя представления ребенка об окружающей действительности, он развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Многие жанры народного творчества вполне доступны пониманию маленьких детей. Благодаря фольклору ребенок легче входит в окружающий мир, полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, обрядами — словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что принято называть духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности просто невозможно.

Игровая форма совместной деятельности с детьми создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих в качестве средства побуждения и стимулирования ребёнка к деятельности. Игровые занятия проходят очень живо, в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, свободы, равенства, при отсутствии изоляции пассивных детей. Игровые технологии помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой сложности.

Русская народная культура чрезвычайно богата играми: самовыражения скоморохов, гусляров, петушиные бои, кукольный Петрушка, медвежья травля, лошадиные бега, хороводы, кулачные бои, состязания на кнутах, подвижные забавы и прочее. Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.

В народных играх много юмора, соревновательного задора, а движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными моментами, любимыми детьми считалками и зазывалками. В игровой деятельности мы не только прививаем любовь к русскому творчеству, но и развиваем детскую память, а так же внимание. К сожалению, внимание у дошкольников, как правило, развито слабо, в том время, как это необходимое условие любой деятельности: учебной, игровой и познавательной. Справиться с этой проблемой помогают народные игры, так как в играх присутствует стихотворный текст, который направляет внимание детей, напоминает правила. В подвижных же  народных играх воспитываются еще и  психофизические качества: ловкость, быстрота, выносливость, сила, координация движений, равновесие, умение ориентироваться в пространстве.

Хороводные игры в детском саду просто необходимы. Несмотря на внешнюю простоту и основной игровой момент, значение хороводов сложно переоценить, ведь они:

  • Развивают чувство ритма и музыкального слуха.
  • Способствуют совершенствованию двигательных навыков (от медленного шага до бега).
  • Облегчают процесс адаптации: располагают детей друг к другу, раскрепощают их.
  • Учат детей действовать вместе, сотрудничать.
  • Знакомят детей с древними традициями и обычаями.

Воспитательное значение народных игр трудно переоценить, вот почему педагог должен уметь использовать их в воспитательно-образовательном процессе. При организации и выборе игр необходимо учитывать многие факторы:

  • Возраст играющих. Для детей (малышей) следует брать наиболее простые игры, постепенно усложняя их за счет введения новых элементов и более сложных правил. Начинать надо с игр с печенным и стихотворным сопровождением, хороводов, в которых участие воспитателя обязательно. Детям еще очень сложно контролировать свои движения и потому пример взрослого для них необходим.
  • Место для проведения игр. Игры могут проводиться в зале, комнате, просторном коридоре, на воздухе. Если они проводятся в помещении, то его необходимо предварительно проветрить и тщательно убрать.
  • Количество участников игры. Не обязательно проводить игры сразу со всей группой, особенно если помещение небольшое. Можно разделить детей: мальчиков и девочек, сильных и слабых, играющих и судей и так далее. Участие в игре должно быть интересным для каждого ребенка.

Педагог объясняет детям правила игры. Он должен встать так, чтобы все видели его, и он видел всех. Лучше всего, для этого встать в круг вместе с детьми (но не в центре круга, чтобы ни к кому не стоять спиной). Объяснение воспитателя должно быть кратким и понятным. Его следует сопровождать показом отдельных элементов или всего игрового действа. Оно должно быть повторено всеми или несколькими детьми, чтобы воспитатель был полностью уверен в том, что дети хорошо усвоили правила игры.

Таким образом, русские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе русских национальных традиций и развивает в детях культурные, социальные и духовные ценности .

Источник

Роль устного народного творчества в развитии детей

                                                                                  Подлинную историю народа нельзя знать не

                                                                                           зная устного народного творчества.

                                                                                                                          (М. Горький)

Роль устного народного творчества в воспитании и развитии ребенка трудно переоценить. Русский фольклор не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Он постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Родная речь, звучащая в сказках, выразительные интонации русской песни, яркая народная игрушка являются незаменимым средством воспитания любви к Родине, к окружающей природе, с которой встречается ребёнок с малых лет. Еще великий русский педагог К.Д. Ушинский охарактеризовал русское народное творчество как проявление педагогического гения народа. Он подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его «в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа». Такой литературой, приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа, прежде всего, являются произведения устного народного творчества во всем его жанровом многообразии.

Читайте также:  Методика развития внимательности у ребенка

В наши дни проблема народного творчества становится еще более актуальной. Речь — чудесный дар природы — не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Доказано, что речь ребенка развивается под влиянием взрослого и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которое начинаются с первых дней его жизни. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек.

Использование  в моей работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первое впечатление о ней. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность малых форм фольклора привлекают детей, вызывают желание повторить их и запомнить, что в свою очередь, помогает мне решить практически все задачи методики развития речи. Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало.

 Малый фольклор играет важную роль в воспитании детей. Деление его на жанры позволяет в определённом возрасте ребёнка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе. 

Каждый жанр детского фольклора учит определённым нравственным нормам. Особая ценность заключается в том, что с помощью фольклорных произведений я легко устанавливаю с ребёнком эмоциональный контакт. Так, например, сказка, путём уподобления животных людям, показывает ребёнку нормы поведения в обществе, а волшебные сказки развивают не только фантазию, но и смекалку. Пословицы, поговорки учат детей народной мудрости, испытанной веками и не потерявшей своей актуальности в наше время.

Познавая окружающий мир по средствам устного народного творчества, дети усваивают словесные, образные обозначения предметов и явлений, их связи и отношения. Наряду с этим идет важная составная часть занятий по развитию речи – работа над формированием словаря. 
Малый фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к речевой активности.

Таким образом, помогая детям овладеть языком произведений устного народного творчества, я, как педагог, выполняю и задачи воспитания, и задачи развития, и задачи образования каждого ребенка. 

Вывод — систематическое и планомерное ознакомление с фольклором  является предпосылкой полноценного овладения ребёнком родного языка, создает фундамент для формирования эстетического восприятия художественной литературы. Фольклор – это одно из действенных и ярких средств, таящих огромные дидактические и воспитательные возможности. Очень важно, чтобы начатая работа была продолжена в дальнейшем. Все это поможет ребенку не только освоить лучшие образцы устного народного творчества, но и обеспечить его личностное развитие уже с раннего возраста. Раннее и дошкольное детство – это только начало жизненного пути. И пусть уже в самом начале этот путь будет освещен солнцем народного творчества.

                            Воспитатель МБДОУ ДС общеразвивающего вида

                              с приоритетным осуществлением деятельности

                              по социально-личностному развитию детей №10

                              «Мишутка» Дударенкова Наталья Александровна

Источник

Марина Карпова
Роль устного народного творчества в воспитании и развитии дошкольников

Роль фольклора в воспитании и развитии ребенка трудно переоценить. Особенно это касается малышей. Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, Малыш играет в ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт потешек, неосознанно воспринимая их ритм. Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребенок. К малым жанрам фольклора исследователи относят пестушки, частушки, прибаутки, пословицы и поговорки. Это небольшие по объему произведения, некоторые исследователи дают им определение «детский фольклор», так как они входят в жизнь человека очень рано, задолго до овладения речью.

Пестушка происходит от русского слова «пестовать», то есть нянчить, холить, лелеять. Это очень короткий напев нянюшек и мамушек в стихотворной форме, какими они сопровождают действия ребенка, которые он совершает в самом начале жизни.

Прибаутка (от слова «баять», то есть рассказывать) – стихотворная короткая веселая история.Например:

Сова, совинька, сова – большая голова.

На колу сидела, в стороны глядела,

Головой вертела.

Все это не только забавляет, радует ребенка, но и организовывает его поведение. С помощью народных песенок, потешек и попевок можно воспитыватьу детей положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причесыванию, приему пищи, одеванию, укладыванию спать. Знакомство с потешкой расширяет кругозор детей, обогащает их речь, формирует отношение к окружающему миру.

Ддля воспитания детей среднего и старшего дошкольного возраста фольклор не утрачивает своего воспитательного воздействия. Именно в этом возрасте происходит интенсивное развитие личности, начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом. Корни этой связи находятся в языке народа, его песнях, музыке, играх, промыслах, во впечатлениях, получаемых ребенком от природы своего края, в деталях быта, нравах и обычаях людей, среди которых он живет. Народное творчество – это великий и неисчерпаемый источник педагогического материала, одна из основ речевого, нравственного, эстетического, патриотического воспитания.

Воспитательная возможность народной культуры, заключается в том,что она помогает уяснить общий смысл важнейших категорий и понятий нравственности: добро — зло, щедрость -жадность, честь, скромность, долг и т. д. Особую роль в нравственном воспитании ребенка дошкольного возраста играют сказки. Они показывают детям, как дружба помогает победить зло («Заюшкина избушка», как добрые и миролюбивые оказываются в выигрыше («Морозко», что зло наказуемо («Кот, петух и лиса», «Иван – коровий сын»). Моральные ценности в волшебных сказках представлены более четко, чем в сказках о животных. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, часто красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Для девочек – это красная девица (умница, красавица, рукодельница, скромница, а для мальчиков – добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит развитие ребенка, как личности. Это далекая цель, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. В русских народных сказках нет прямых наставлений («слушайся родителей», «уважай старших», «не уходи из дома без разрешения», но в содержании каждой сказки всегда заложена основная поучительная мысль, которую дети воспринимают, не однажды возвращаясь к тексту сказки. Моральное воспитание возможно через все виды народных сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжетах.

Сказки можно использовать и в коррекционной работе, как средство для развития общих речевых навыков. Для практикующих логопедов знакома ситуация, когда каждодневные повторения артикуляторной гимнастики вызывают у детей скуку и нежелание заниматься. А при рассказывании сказки или потешки можно выполнить упражнения из комплекса артикуляторной гимнастики и упражнения на развитие мимической мускулатуры. Например, наша любимая с детьми сказка «Репка»: дед- нахмурить лоб, сдвинуть брови; бабка – округлить губы «ох-ох», внучка – веселая улыбчивая девочка «улыбка» (артикуляторное упражнение); Жучка- высунуть язык вдох-выдох через рот; кошка- «лакаем молочко» (артикуляторное упражнение); мышка- «ой-ой и я пригодилась, мышка очень удивилась» поднять брови.

Читайте также:  Школа развития ребенка воронеж

В круг детского чтения должен входить не только русский фольклор, а также фольклор народов мира. Подобные произведения несут в себе большой потенциал национальных, народных культур, делают ребенка обладателем общечеловеческих духовных ценностей.

Знакомство с произведениями народного творчества дает детям возможность понять «этнопсихологические особенности людей», узнать традиции и обычаи народов, познакомиться с бытом и укладом их жизни. Так, на примере известной сказки «Колобок» можно познакомить детей не только с традиционными блюдами русского народа (колоб — толстая, круглая лепешка, изготавливаемая в виде хлебного кома, но и расширить их представления о быте русского народа,пояснить понятия: «амбар», «сусек», «пряжить». Знания, приобретенные детьми путем знакомства с этимологией слов, назначением предметов, помогают им делать обобщения и умозаключения, расширить свой кругозор и пополнить словарный запас. С помощью фольклорных произведений детей можно познакомить с одним из ведущих признаков народа, отличающим его от всех других народов, – с языком.

Произведения устного народного творчества раскрывают перед ребенком красоту и меткость русского языка и, по словам К. Д. Ушинского, «пробуждают к жизни семена родного слова, всегда коренящиеся, хотя и бессознательно, в душе ребенка», обогащая тем самым детскую речь.

Источник

Он указывал на большое значение
произведений народного творчества в
деле воспитания и обучения детей. На первое
место ставил он русские народные сказки,
подчеркивая, что в силу особенностей
развития своего воображения дети очень любят сказки.
В народных сказках им нравится динамичность
действия, повторение одних и тех же оборотов,
простота и образность народных выражений.

Большое значение в первоначальном
обучении родному языку К.Д. Ушинский придавал
и другим произведениям русского народного
творчества — пословицам, прибауткам и
загадкам. Русские пословицы он считал
простыми по форме и выражению и глубокими
по содержанию произведениями, отразившими
взгляды и представления народа — народную
мудрость. Загадки доставляют, по его мнению,
уму ребенка полезное упражнение, дают
повод к интересной, живой беседе. Поговорки,
прибаутки и скороговорки помогают развить
у детей чутье к звуковым краскам родного
языка.

2.2 Воспитательная
роль сказок

Сказки русского народа К.Д.Ушинский назвал первыми блестящими
попытками народной педагогики. Восторгаясь
сказками как памятниками народной педагогики,
он писал, что никто не в состоянии состязаться
с педагогическим гением народа. То же
самое следует сказать о сказках и других
народов.

Сказки, являясь художественно-литературными
произведениями, одновременно были для
трудящихся и областью теоретических
обобщений по многим отраслям знаний.
Они — сокровищница народной педагогики,
более того, многие сказки суть сочинения
педагогические, т.е. в них содержатся педагогические
идеи.

К.Д.Ушинский был о сказках настолько
высокого мнения, что включил их в свою
педагогическую систему. Причину успеха
сказок у детей Ушинский видел в том, что
простота и непосредственность народного
творчества соответствуют таким же свойствам детской
психологии. «В народной сказке, — писал
он, — великое и исполненное поэзии дитя-народ
рассказывает детям свои детские грезы
и, по крайней мере, наполовину сам верит
в эти грезы». Попутно следует отметить
весьма показательный факт. Мысли Ушинского
о сказках по своему характеру очень близки
к высказыванию о них К.Маркса. Во введении
«К критике политической экономии» К.Маркс
писал, что причина популярности сказок
среди детей состоит в соответствии между
наивностью ребенка и безыскусственной
правдой народной поэзии, в которой нашло
свое отражение детство человеческого
общества. По мнению Ушинского, природные
русские педагоги — бабушка, мать, дед,
не слезающий с печи, понимали инстинктивно
и знали по опыту, какую огромную воспитательную
и образовательную силу таит в себе народная
сказка. Как известно, педагогическим
идеалом Ушинского являлось гармоническое
сочетание умственного и нравственно-эстетического
развития. По твердому убеждению великого
русского педагога, эта задача может быть
успешно выполнена при том условии, если
в воспитании будет широко использован
материал народных сказок. Благодаря сказкам,
в душе дитяти с логической мыслью срастается
прекрасный поэтический образ, развитие
ума идет дружно с развитием фантазии
и чувства. Ушинский детально разработал
вопрос о педагогическом значении сказок
и их психологическом воздействии на ребенка;
он решительно ставил народную сказку
выше рассказов, опубликованных в образовательной
литературе специально для детей, ибо
последние, как считал великий педагог,
все-таки подделка: детская гримаса на
старческом лице.

2.3 Основы теории
дошкольного воспитания

К. Д. Ушинский, обосновав идею
народности, отвечал: «Воспитание, созданное
самим народом, основанное на народных
началах, имеет ту воспитательную силу,
которой нет в самых лучших системах, основанных
на абстрактных идеях»

Зная народные обычай, обряды,
традиции, ученый выступал за народное
воспитание, так как оно, по его мнению,
является живым образцом в процессе народного
развития. Использование народной педагогики
в общественном и семейном воспитании
укрепляет и развивает в человеке, по словам
К.Д. Ушинского, народность, народное самосознание
и народный характер.

Огромное воспитательно-образовательное
значение Ушинский придавал играм детей. Он создал оригинальную теорию
детской игры, подтвердив ее научно-психологическими
данными.

Он отмечал, что в психической
жизни ребенка дошкольного возраста большую
роль играет воображение. Это объясняется
тем, что у него недостаточны опыт и знания,
не развито логическое мышление.
Но Ушинский правильно указывал что воображение
ребенка и беднее и слабее, и однообразнее,
чем у взрослого человека. Характерной
чертой детства является разорванность
верениц представлений, быстрота перехода
от одного порядка мысли к другому. «Движение
детского воображения напоминает прихотливое
порхание бабочки, а уже никак не могучий
полет орла».

Живость детского воображения
и вера детей в реальность собственных
представлений и созданных образов является
психологической основой детской игры. «В игре ребенок
живет, и следы этой жизни глубже остаются
в нем, чем следы действительной жизни,
в которую он не мог еще войти по сложности
ее явлений и интересов… В игре дитя, уже
зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно
распоряжается своими же созданиями».

К.Д. Ушинский подчеркивал влияние
на содержание детской игры: она дает материал
для игровой деятельности детей. Игры
изменяются с возрастом детей в зависимости
от детского опыта, умственного развития,
руководства взрослых. Переживание детей в игре не пропадают
бесследно, а находят свое проявление
в будущем в общественном поведении человека.

Большое значение в формировании
поведения детей имеют общественные игры
и их направленность, указывал Ушинский:
«В играх общественных, в которых принимают участие многие
дети, завязываются первые ассоциации
общественных отношений».

К.Д. Ушинский, в отличии от Фребеля
и его последователей, возражал против
излишнего вмешательства воспитательницы
в детскую игру. Он считал игру самостоятельной,
свободной детской деятельностью,
имеющей важное значение в развитии личности:
«Игра есть свободная деятельность
дитяти… В ней формируются все стороны
души человеческой, его ум, его сердце,
его воля». Воспитательница должна доставлять
материал для игры, заботиться о том, чтобы
этот материал содействовал выполнению
поставленных задач воспитания. Время
для детских игр в детском саду должно
отводиться сообразно возрасту: чем меньше
ребенок, тем больше времени должен он
проводить в игре. И в дошкольном возрасте
надо стремиться к тому, чтобы ребенок
никогда не пресыщался в игре и мог легко
прервать ее для работы. Дошкольники тоже
должны трудиться.

Читайте также:  Вопросы беседы с воспитателем о развитии ребенка

К.Д. Ушинский рекомендовал
широко использовать в воспитательной
работе с детьми дошкольного возраста
народные игры; «Обратить внимание на эти народные
игры, разработать этот богатый источник,
организовать их и создать из них превосходное
и могущественное воспитательное средство
— задача будущей педагогики», — писал
он. Этот завет Ушинского стремились выполнить
русские передовые деятели дошкольного
воспитания.

Большое воспитательное значение,
указывал Ушинский, имеют игрушки. «Дети
не любят игрушек неподвижных… хорошо
отделанных, которых они не могут изменить
по своей фантазии…- писал он. — Лучшая
игрушка для дитяти та, которую он может заставить
изменяться самым разнообразным образом».
«Дитя искренно привязывается к своим
игрушкам, — замечал Ушинский, — любит их
нежно и горячо, и любит в них не красоту
их, а те картины воображения, которые
само же к ним привязало. Новая кукла, как
бы она ни была хороша, никогда не сделается
сразу любимицей девочки, и она будет продолжать
любить старую, хотя у той давно нет носа
и лицо все вытерлось».(1, стр. 2)

Ушинский обосновал с точки
зрения психологии важнейшие дидактические
принципы воспитывающего обучения: наглядность,
систематичность и последовательность,
основательность и прочность усвоения
учащимися учебного материала, разнообразие
методов обучения.

Он изложил в соответствии с
научными достижениями того времени психологические
основы дидактики — теории обучения.
Он дал ценнейшие указания, как надо в
процессе обучения путем упражнения развивать
активное внимание детей, как надо воспитывать
сознательную память, закреплять в памяти
учащихся учебный материал путем повторения,
которое является органической частью
процесса обучения. Повторение, считал
Ушинский, нужно не для того, чтобы «возобновить
забытое (это же плохо, если что-нибудь
забыто), но для того, чтобы предупредить
возможность забвения»; всякий шаг вперед
в деле обучения должен опираться на знания
пройденного.

Целью воспитания, считал Ушинский,
должно быть воспитание нравственного
человека, полезного члена общества. Нравственное
воспитание занимает главное место в педагогике
Ушинского, оно, по его мнению, должно быть
неразрывно связано с умственным и трудовым
воспитанием детей.

Важнейшим средством нравственного
воспитания Ушинский считал обучение.
Он утверждал необходимость теснейших
связей между воспитанием и обучением,
доказывал важнейшее значение воспитывающего
обучения. Все учебные предметы обладают,
утверждал он, богатейшими воспитательными
возможностями, и все, кто причастен к
делу воспитания, должны помнить об этом
при всех своих действиях, во всех непосредственных
отношениях с учащимися, воспитанниками.

Одни из средств нравственного воспитания Ушинский
считал убеждение, при этом он предостерегал
от назойливых наставлений и уговариваний,
которые часто не доходят до сознания
детей.

К.Д. Ушинский придавал важное
значение формированию у детей привычек.
Он установил важную закономерность в деле воспитания
привычек: чем моложе человек, тем скорее
в нем укоренятся привычка и тем скорее
искореняется, и чем старее привычки, тем
труднее их искоренить. Ушинский выдвинул
ряд ценных советов по воспитанию полезных
привычек у детей. Он говорил, что привычки
укореняются повторением какого-нибудь
действия; что нельзя торопиться при укоренении
привычек, ибо закреплять сразу много
привычек — значит заглушать один навык
другим; что следует как можно чаще использовать
приобретенные ценные привычки. Ушинский
доказывал, что при формировании привычек
ничто так сильно не действует, как пример
взрослых, и что при этом вредна частая
перемена воспитателей.

Чтобы искоренить какую-нибудь
привычку, надо употреблять одновременно
два средства:

1) по возможности удалять всякий повод к
действиям, происходящим от вредной привычки;

2) в то же время направлять 
деятельность детей в другую 
сторону.

При искоренении дурной привычки
надо вникнуть, отчего она появилась, и
действовать против причины, а не против
ее последствий.

В деле воспитания детей дошкольного
возраста К.Д. Ушинский видное место отводил
природе – «одному из могущественных
агентов в воспитании человека». Природные
явления и предметы рано начинают занимать
ум ребенка. Общение детей с природой помогает развивать их умственные способности.
Наблюдение и изучение родной природы
способствует и развитию чувства патриотизма,
эстетическому воспитанию. С ранних лет
необходимо воспитывать у детей бережное
отношение к сохранению природной среды.

Эстетическое воспитание Ушинский ставил в прямую
связь с нравственным воспитанием детей
дошкольного возраста. Детскими чувствами
надо руководить, не насилуя их, указывал
он, надо заботиться о создании окружающей
обстановки, удовлетворяющей эстетическим
и педагогическим требованиям. «Украшайте,
— говорил Ушинский, — комнату дитяти красивыми
вещами, но только красота которых доступна
ребенку».

Ушинский высоко оценивал значение
хорошего пения как одного из средств
эстетического воспитания детей, в то
же время освежающего их жизнь, помогающего объединить
их в дружный коллектив.

Ценным занятием с точки зрения
эстетического воспитания и общего умственного
развития детей считал он и рисование.

Эстетически воспитывают детей,
прививают им любовь к родине также произведения
народного и литературного творчества.
Простые по изложению, доступные для понимания,
художественные рассказы, стихи, статьи,
данные К.Д.Ушинским в «Родном слове»,
служили для миллионов русских детей ценным
средством умственного, нравственного
и эстетического воспитания.

2.4 О семейном воспитании

Для большинства населения
страны Ушинский наиболее естественной
средой воспитания и обучения дошкольников
все же считал семью. В ней дети получают
первые впечатления, приобретают элементарные
знания, навыки и привычки, развивают свои задатки. Огромную
роль в развитии и воспитании личности
ребенка играют родители и воспитатели,
пример их жизни и поведения. «Одна из
первейших обязанностей всякого гражданина
и отца семейства, — писал Ушинский, — приготовить
из своих детей полезных для общества
граждан; одно из священных прав человека,
рождающегося в мире, — право на правильное
и доброе воспитание».

Чтобы выполнить эту ответственную
обязанность и гражданский долг перед
обществом, родители должны проникнуться
стремлением сочетать свое частное благополучие
с общественной пользой. Они должны иметь
педагогические знания, для чего изучать
педагогическую литературу; сознательно
подходить к воспитательному делу, к выбору
воспитателей и учителей, определению
будущих путей жизни для своих детей.

Исключительно важную роль
в семейном воспитании и обучении дошкольного
и раннего школьного возраста Ушинский
отводил матери. Мать ближе стоит к детям,
проявляет непрестанные заботы о них со
дня рождения, лучше понимает их индивидуальные
особенности; если она не занята на работе
вне дома, то имеет больше возможностей
в процессе повседневной жизни влиять
на детей в желательном направлении.

Воспитательной деятельности
матери Ушинский придавал общественное
значение. Являясь воспитательницей своих
детей, она тем самым становится воспитательницей
народа. Из этого, говорил Ушинский, «вытекает
уже сама собой необходимость полного
всестороннего образования для женщины
уже, так сказать, не для одного семейного
обихода, но имея в виду высокую цель —
провести в жизнь народа результаты науки,
искусства и поэзии».

Ушинский хотел видеть в лице
матери не только воспитательницу, но
и учительницу своих детей. Учебное пособие
«Родное слово» (год I) и «Руководство
к преподаванию по «Родному слову»
он считал возможным использовать в семейном воспитании
и обучении детей до 8- 10-летнего возраста.

Заключение

Народное художественное творчество
— составная и неотъемлемая часть общей
духовной культуры народа. Выдающиеся
педагоги прошлого много внимания уделяли
изучению педагогических воззрений
народа и его педагогического опыта. Педагоги-классики
полагали, что народная педагогика обогащает
науку о воспитании, служит ее опорой и
основой.

Л. Н. Толстой первые в истории педагогики
уделил особое внимание проблеме воспитания
детей дошкольного возраста.

Источник