Роль народного танца в развитии ребенка
Методическая разработка
Роль народного танца в творческом развитии и социализации старших подростков
Автор – балетмейстер, педагог дополнительного
образования Воротникова М.А.
Роль народного танца в творческом развитии
и социализации старших подростков
Творчество является неотъемлемой частью человеческой жизни: оно формирует личность, влияет на развитие деятельности, развивает мышление, активизирует интеллектуальную деятельность, формирует общую духовную культуру личности, закладывает основы ценностных ориентаций человека.
Значимость приобщения подрастающего поколения к миру творчества подчеркивали Б.Г.Ананьев, Л.С.Ветлугина, Л.С.Выготский.
Существует необходимость более серьезного подхода к проблемам творческого развития в связи с глубоким влиянием, оказываемым творчеством на человека и ее взаимодействием со всеми психофизиологическими функциями организма.
Учитывая целостное влияние творчества на подростка, актуальным является комплексное изучение психофизиологических особенностей детей, занимающихся творчеством, обращение не только к их эмоциональной сфере, но и интеллектуальной, личностной сферам.
При развитии личности в процессе обучения важно учитывать не только формирование черт креативности, но и нравственные установки и ценностные ориентации. Известно, что когда целью образования становится единственная задача – высокая успеваемость детей, тогда часто нравственное развитие отстает от умственного. Это выражается в жестокости к сверстникам и взрослым, грубости и неуправляемости в поведении. В этом случае у учащихся не сформировано социально-ценностное отношение к человеку, к труду, к национальной культуре, к обществу в целом.
Под влиянием средств массовой информации, рекламы и западных субкультур подрастающее поколение ориентирует свои взгляды. Убеждения и образ жизни адекватны этому влиянию. Поэтому в данный период жизни необходимо продолжать процесс ознакомления, просвещения и приобщения в сферу национальной культуры средствами национального искусства. В данном случае может послужить, как инструмент культуры, искусство народного танца.
Историческое прошлое русского народа свидетельствует об его исключительно развитой творческой среде, в которой воспитывались многие поколения людей, складывалась национальная культура.
Народный танец – коллективное художественное творчество народа, вобравшее в себя его многовековой жизненный опыт и знания.
Народный танец многообразно отражает жизнь человека раскрывает его духовную красоту и богатство. Эстетические идеалы, заложенные в нем, оказали благотворное влияние на многие поколения людей.
Приобщать современных подростков к ценностям народного танца можно потому, что в танце воплощение не просто прошлого, но и древнейшие и всегда необходимые свойства и способности человеческой души, потому что без знания национальной культуры невозможно гармоничное развитие личности.
Народный танец, в частности русский, как наиболее востребованный в нашем регионе, прежде всего несет в себе черты русского характера. Русский народный танец является тем средством, с помощью которого происходит процесс национального и патриотического воспитания. Русский танец позволяет почувствовать и осознать свою национальную принадлежность.
Старшеклассники, отдавая приоритет таким ответам, как: в условиях творческой деятельности с пользой проводят свое свободное время, получают знания и умения для решения своих проблем, становятся более самостоятельными, повышают свой общекультурный уровень, приобретают новых друзей, учатся приносить радость близким и друзьям. Наиболее интересной является концертная деятельность, коллективные занятия, поездки на международные фестивали, творческие встречи с другими танцевальными ансамблями и т.д. Можно сказать следующее: общение детей в условиях коллективной, творческой деятельности позитивно влияет на их социальное становление.
Творческая деятельность является важным фактором интеллектуального и физического развития подростков.
Творчество поддерживает и развивает их эмоциональное здоровье, способствует выходу из стрессов и беспокойств, через механизмы эмоционального восприятия и переживания подростка максимально активно усваивают элементы творческой деятельности, которые закрепляются в их сознании и поведении.
Коллективное творчество активизирует общение, удовлетворяет потребности подростков в контактах. Здесь происходит вхождение подростка в социальную группу, отличную от семейной и школьной, знакомит с ее структурой и социальными ролями в ней, личностное переживание успеха и неуспеха в осуществляемой деятельности и во взаимоотношениях с другими, в итоге – личностное становление подростка. Таким образом можно обозначить социализирующую функцию коллектива.
Русский народный танец в настоящее время среди подростков не является доминирующим в области хореографии.
Важно отметить что личность человека не может полностью раскрыться и нравственно сформироваться без знания национальной культуры, где в свою очередь русский танец богат красотой, выразительностью, знанием национального быта и традиций, характера русского человека.
Народный танец является тем средством с помощью которого подростки могут нравственно формировать свою личность, внутреннюю культуру, внутренний духовный мир. С помощью народного танца подростки могут успешно приобщаться к культуре общения и поведения, познавать национальные традиции.
В 2003 году в старшей группе ансамбля «Островок» была предпринята попытка разучить русский народный танец «Печка», постановка Копытина, и она увенчалась успехом. Ребята увлеклись работой и вполне справились с этой сложной задачей. Тема русского танца в хореографии продолжила свое развитие в коллективе уже в работе над следующим номером того же балетмейстера «Русским танцем с бубнами». И после этого возникла идея создания целой концертной программы по народному танцу, в подготовке которой участвуют дети старшей группы и выпускники ансамбля «Островок». В течение двух лет поставлено более 10 номеров. Это такие танцы, как «Калинка», «Перепляс», «Еврейский танец», «Утехи», «Ярмарка» и т.д.
Каждый народный танец – это история народа. В нем отражены радости и печали, мудрость и героизм, быт, нравы, глубокая вера в доброе начало. Издревле танцы сопровождали человека в течение всей его жизни. Менялся только характер этих сочиненных народом произведений.
Народный танец жил не изолированно. Он – равноправный член большой семьи, где были тесно связаны песня, музыка, сказка, былина. От них он воспринял методическую напевность и особую образность. Многие народы мира и сейчас танцую в сопровождении песни. Танец помогает раскрывать содержание песни в движениях, композициях, что особенно важно при исполнении бытовых сцен, свадебных обрядов и т.д.
Позже народный танец обрел самостоятельную жизнь: в своей пластике он без слов рассказывал о жизни народа, его истории, заботах. Но это не значило, что утрачены самобытность, отличительные особенности, имеющие прямое отношение к народу, его создавшему. Н.В.Гоголь предлагал своим читателям: «Посмотрите, народные танцы являются в разных углах мира: испанец пляшет не так как швейцарец, шотландец, как теньеровский немец, немец не так, как француз, как азиатец. Даже в провинциях одного и того же государства изменяется танец. Северный русс не так пляшет, как малороссиянен, как славянин южный, как поляк, как финн: у одного танец говорящий, у другого — бесчувственный; у одного — бешеный, разгульный, у другого — спокойный; у одного — напряженный, тяжелый, у другого — легкий, воздушный. Откуда родилось такое разнообразие танцев? Оно родилось из характера народа, его жизни и образа занятий. Народ, проведший горделивую и бранную жизнь, выражает ту же гордость в своем танце; у народа беспечного и больного также безграничная воля и поэтическое самозабвение отражают в танце так же негу, страсть и ревность».
Русские танцы в постановках Т.Устиновой, Н.Надеждиной, уральские танцы О.Князевой, волжские танцы М.Чернышова, сибирские танцы Коломийского и М.Горденко, воронежские танцы С.Руднева и Ю.Копытина – все они являются богатейшим арсеналом русской народной сценической хореографии.
Искусство является неотъемлемой часть человеческой деятельности. Личность человека может полностью раскрыться, сформироваться лишь при помощи и участия искусства. Оно помогает формированию его чувств, развивает его творческие способности. Воспитывая современного человека, очень важно заботиться о развитии его эстетической восприимчивости, о том, чтобы он умел использовать в своей жизни и деятельности переживания получаемые от общения с искусством. Поэтому эстетическое воспитание является неотъемлемой составной частью воспитания подрастающего поколения.
Каждый вид искусства связан с деятельностью человеческого сознания. Являясь особой формой сознания, он закрепляет свои познавательные результаты различными средствами: поэзия – словом скульптура – пластическими материалами, музыка – звуками, а танец – движениями.
Танец, в отличии от представленных искусств живописи, скульптуры и других, которые обладают средствами объективного изображения действительности представляет собой искусство выражения действительности представления чувств, эмоций, настроений, мыслей и идей. В связи с этим, содержанием танца прежде всего является эмоциональная сторона переживаний человека и только через эти переживания происходит отражение образов окружающей действительности.
Воздействуя на чувства и мысли человека, танец способствует эмоциональному познаванию окружающей действительности и помогает ее преобразованию, изменению. При помощи своего эмоционального языка танец воздействует на чувства, мышление, влияет на мировоззрение человека, направляет и изменяет его. По словам А.А.Борзова, «танец – прежде всего путь к познанию огромного и содержательного мира человеческих чувств. Лишенный своего эмоционального содержания танец перестает быть искусством».
Воздействуя на чувства и мышление человека, танец вырывает в его представлении образы реальной жизни, способствует переживанию и осмыслению их.
Таким образом, можно говорить об огромных познавательных и воспитательных возможностях хореографии в воспитании подрастающего поколения.
Источник
Народный танец, как никакой другой, отражает особенности национального характера, показывает различные стороны жизни народа, а также выражает чувства, переживания, эмоции, эстетически воспевая красоту человеческого тела и духа.
Народ танцует для себя и выражает в танце себя. Как русский отличается от француза, белорус от еврея, украинец от испанца, цыган от латыша, так и их народные танцы различны между собой. Народный танец является старожилом и долгожителем, имеет свои генеалогические корни, свою вотчину, отчизну, свою географическую прописку, выражает образную фольклорно-этнографическую сущность, свои региональные особенности. Все это придает танцевальному искусству удивительную самобытность, индивидуальность, красочность.
Именно, благодаря этим качествам народный танец оказывает большое влияние на всестороннее, эстетическое и гармоническое развитие личности, формирует эстетическое воспитание детей и подростков средствами искусства, создает внутреннюю культуру и является одним из средств национального, патриотического воспитания подрастающего поколения.
Народный танец — это неиссякаемый живительный источник, питающий национальное культурное наследие. С помощью народного танца в душе ребенка сохраняются истоки национальной культуры, формируется причастность к народным традициям, прививается любовь к нашей истории. На занятиях народным танцем ребенок расширяет свой кругозор, получает представление о танцевальном искусстве народов мира, узнает об истории народа, музыки, костюма, приобретает нравственные корни своего эстетического воспитания и образования.
Народный танец — это основа художественного творчества, эстетического воспитания детей, который сочетает в себе средства музыкального, пластичного, духовного и физического развития.
Народный танец — является приоритетом национального танцевального искусства и составляет одно из главных направлений в воспитательной работе с детьми. В педагогике эстетическая воспитанность подразумевает единство эмоциональных, интеллектуальных и действенно практических проявлений личности, которые характеризуют ее эстетическую культуру.
Моей главной задачей эстетической воспитательной работы является — пробудить в детях интерес к занятиям народной хореографией, через общение с народным танцем и положительными психологическими эмоциями, разбудить в них творческую активность и фантазию, сформировать эмоционально — эстетическую и духовно богатую личность. Основными показателями в моей работе по воспитанию гармонически развитой личности являются: положительное эмоциональное реагирование ребенка на эстетические ценности окружающего мира. Я, как педагог, во время занятий развиваю у воспитанников способность подключать образное мышление, воображение, фантазию, придавать танцевальным движениям характер, связанный с музыкальным образом, обучаю правильно выражать свои эмоциональные состояния в исполнении народного танца.
Движения, связанные с народной музыкой вызывают у детей эмоциональный подъем, приносят чувство радости, удовлетворения, поднимают настроение, повышают эмоциональный тонус, благотворно влияют на духовное и физическое развитие.
Вместе с тем, во время занятий народным танцем ребенок учится логическому, целесообразному, организованному, грациозному движению, что также оказывает большое влияние на формирование эстетической и внутренней культуры.
От занятий к занятиям ребенок приобретает уверенность в себе, добиваясь красоты и выразительности танцевальных движений. Занятия хореографией помогают ребенку избавиться от стеснительности, зажатости, комплексов — тем самым, раскрывая в нем творческие способности и укрепляя его здоровье, ребенок с помощью занятий становится развитым гармонически и эстетически.
На занятиях народным танцем мои воспитанники начинают более осмысленно воспринимать музыку. Они способны во время занятий охарактеризовать прослушанное произведение, оценить исполнение песни или танца. С помощью музыкального сопровождения у ребенка развивается не только эмоциональность и образность восприятия музыки, чувство ритма, мелодический и гармонический слух, музыкальная память, но и дается возможность выразить свои чувства в движениях, сделать их более гармоничными, что также является основой эстетического воспитания.
В моей педагогической практике, я заметила, что наряду с хореографическими знаниями и умениями, народный танец воспитывает в детях доброту, честность, порядочность, чувство ответственности и самостоятельности, учит выдержке, вежливости, чувству меры, скромности и доброжелательности, что является основами эстетического воспитания.
Я думаю, что, именно, таким образом, в системе хореографического образования закладываются основы эстетического воспитания.
Источник
Инна Куликова
Опыт работы «Русский народный танец, как средство формирования нравственно-патриотических чувств дошкольника»
МАДОУ «Детский сад № 22-Центр развития ребенка»
Опыт работы по теме:
«Русский народный танец, как средство формирования нравственно-патриотических чувств дошкольника»
Подготовила: педагог дополнительного образования
по хореографии
Куликова Инна Александровна
Введение
«Трудно представить себе лучший метод воспитания,
чем тот, который открыт и проверен опытом веков
он может быть выражен в двух положениях:
это гимнастика для тела и музыка для души…»
Платон
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей в настоящее время стало чрезвычайно актуально, в связи с заметным ухудшением нравственного и духовного состояния подрастающего поколения, которое проявляется в искажениях нравственного сознания, эмоциональной, волевой и социальной незрелости детей, подростков и молодёжи.
Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьёзных проблем нашего времени. «Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живёт народная душа» — писал известный русский религиозный философ В. В. Зеньковский.
Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Именно в дошкольном возрасте формируются задатки нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо». То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте.
Большие потенциальные возможности нравственно — патриотического воздействия заключаются в познании фольклора, в русской народной музыке, играх, танцах, поскольку они способны воздействовать на чувства, настроения ребенка, способны преобразовывать его нравственный и духовный мир.
На сегодняшний день естественна значимость русского народного танца в духовной жизни подрастающего поколения, расширился диапазон его эмоционального воздействия на ребенка. Ребенок всеобъемлюще воспринимает искусство и окружающий мир, в этом и заключается значимость русского народного танца в духовной жизни дошкольника.
Актуальность выбранной мной темы очевидна: в сфере процветания страны, появлении новых современных технологий, постепенно начинают забываться, уходить в прошлое традиции и обычаи нашей Родины. Всё реже транслируются передачи, в которых показывают русские народные танцы, традиции, звучат народные песни. В связи с этим очень сложно полностью осмыслить, выразить словами и отобразить культуру России и это является существенной проблемой.
Решить данную проблему возможно, если ввести маленьких детей в прекрасный мир хореографии, познакомить с выразительной лексикой русского танца, народными традициями, приобщая детей к истокам народной культуры. Русский народ на протяжении веков свою культуру и опыт передавал «изустно и действенно» из поколения в поколение.
Сущность представленного мной опыта состоит в гибком сочетании традиционных, современных методик и новых интеграционных технологий.
Новизна обобщенного опыта состоит в организации художественно-эстетической деятельности — через организацию цикла занятий, в которых дошкольники знакомятся с народным костюмом, приобщаются к народной музыке, обогащают свой танцевальный опыт выразительными движениями и лексикой русского народного танца.
Качественно новой ступенью воспитания в детском саду является интеграция разнообразных видов детской деятельности способствующей обогащению духовного опыта, развитию личностных качеств и нравственно-патриотических чувств ребёнка.
В представленном опыте работыставлю перед собой цель: формировать у дошкольников нравственно – патриотические чувства посредством русского народного танца.
Дошкольный возраст – это фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал.Поэтому для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
— расширять и обогащать знания детей о традициях русского народа в системе образовательного процесса;
— формировать творческие проявления и танцевальные навыки в исполнении русского народного танца разнообразного по жанру и содержанию;
— развивать танцевально-игровое творчество: формирование навыков художественного исполнения различных образов при инсценировании песен, театральных постановок;
— поддерживать интерес к культуре России,используя фольклорные жанры: заклички, игровые и хороводные танцы, народные игры.
Таким образом, именно народные танцы обладают необходимым потенциалом для развития нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
1. Особенности работы по формированию нравственно-патриотических чувств в процессе знакомства с русским народным танцем
«Движение – это тоже речь,
выражающая сущность ребёнка»
Л. Генералова.
Содержание художественно-эстетического образования должно способствовать формированию национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию России. От родной песни, родного слова, картин родной природы к пониманию искусства своих предков — таким видится путь познания национальных культурных ценностей.
Участие детей в системе нравственно-патриотического воспитания в процессе освоения русского народного танца открывает перед ними возможность углубленно заниматься тем, что их влечет. Таким образом педагогу предоставляется возможность широко приобщать дошкольников к художественно-творческой деятельности, формировать самостоятельность и творческую активность. При этом необходимо помнить, что все виды эстетической деятельности в системе должны быть направлены на нравственное воспитание, формирование культуры детей. Широкое использование нравственно-патриотического воспитания детей в процессе освоения народного танца способствует пробуждению художественных интересов, развитию художественного воображения, художественно-творческих способностей дошкольников, воспитывает у них интерес к исполнительской деятельности.
Народный танец таит в себе огромное богатство для успешного художественного и нравственно-патриотического воспитания, он сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусства, приносит радость как исполнителю, так и зрителю — танец раскрывает и растит нравственные качества, воспитывает художественный вкус и поддерживает интерес к культуре России.
При помощи народного танца детям предоставляется возможность почувствовать целостность культуры народа, в котором невозможно разъединить на части отдельные понятия и явления.
Ребенок имеет право на творчество, на получение дополнительного образования, право на знакомство с другими видами искусства, развивающими его личность. Он имеет право выбора конкретного направления в развитии своих способностей при личной заинтересованности, поэтому моя работа — обеспечить ему высокий уровень освоения образовательного стандарта.
Творчество дошкольника в танце — это своеобразная сфера самовыражения, самоутверждения, ярко раскрывающее индивидуальную самобытность каждого и как следствие, становится естественным стремление детей танцевать.
2. Русский народный танец — как средство воспитания патриотизма у дошкольников
«Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в прошлом красоту находим,
Хоть новому принадлежим».
В. Шефнер
Известные деятели искусства все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями и обычаями.
Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. В детском саду закладывается фундамент, происходит накопление первых, решающих музыкальных и танцевальных впечатлений. Ребёнок никогда не забудет то, чему он здесь научился, что он здесь услышал, оно входит в его плоть и кровь.
Различные виды народного творчества – музыка, танец, пение, подвижные народные игры – все это благотворно влияет на психофизический статус ребенка, поэтому нельзя не отметить благотворное влияние фольклора на здоровье дошкольников.
Исполнение народных танцев способствует формированию правильной осанки, развитию мышечного чувства и координации движений. Разнообразные народные игры способствуют развитию волевых качеств, активизируют память, внимание, снимают страхи, агрессию, замкнутость.
В настоящее время современные городские дети, не знают народные танцы, песни, музыку и мало знакомы с русским фольклором. Данная проблема очень актуальна, так как дети обязательно должны знать культуру своей родины и все, что с ней непосредственно связано.
Решить данную проблему мне помогает цикл занятий по теме: «Русский народный танец». Для того, чтобы воспитание и обучение носило творческий, развивающий характер я использую три основных метода работы с детьми – наглядный, словесный,практический и каждый из них применяю с нарастанием проблемности: от прямого воздействия (объяснительно-иллюстративный метод) через закрепление упражнений (воспроизводящие и творческие, создание поисковых ситуаций). Педагогические методы тесно связаны между собой и взаимодополняют друг друга.
В своей деятельности, на протяжении уже нескольких лет, я использую фольклорный материал как часть занятия, что способствует развитию творческой деятельности, раскрывает личность, воспитывает духовность.
Основная форма работы с детьми: тематические занятия и занятия интегрированного типа.
Структура построения и освоения детьми материала заключается в следующем: в течение обучения дети усваивают материал от простого к сложному, через освоение простых музыкально-ритмических движений к более сложным комбинациям русского народного танца и исполнению различных образов при инсценировании песен, театральных постановок.
И как итог, закрепления пройденного материала – являются календарные праздники, развлечения, театрализованные представления для детей и взрослых, с участием родителей. Народные праздники помогают детям почувствовать себя частичкой своего народа, приобщиться к его обычаям и традициям.
Через организацию праздника осуществляется интеграция различных видов детской деятельности — сочетание музыки, живописи, движений, драматического искусства, фольклора. При проведении праздников дети одеты в национальные костюмы, обязательными элементами которых является русский сарафан, кокошник, рубашка-косоворотка, кушак, сапожки.
Мы стараемся, чтобы народные праздники прочно вошли в жизнь нашего детского сада. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время.
Многообразны формы и методы деятельности детей, взаимно дополняя друг друга, они обогащают процесс нравственно-патриотического воспитания, способствуют разнообразию впечатлений, развитию танцевальных способностей, вкуса, творческого потенциала.
Работая с дошкольниками над музыкально — ритмическими движениями я постоянно обращаюсь к русским народным мелодиям, использую разнообразие подвижных народных игр, игр-хороводов.Использую предметы быта в танцах: платки, ложки, матрешки, ввожу различные музыкальные инструменты (ложки, треугольники, трещотки, бубны, колокольчики). Они вызывают у ребенка большой интерес.
Приобщаю родителей к изготовлению костюмов, бутафории, реквизита к праздникам и развлечениям, в которых они принимают активное участие. В уголках для родителей размещаются материалы рекомендательного характера по организации и проведению народных праздников в семейном кругу.
Одной из эффективных форм моей работы с детьми — является метод проектов. Использование в работетехнологии проектной деятельности помогает мне организовать совместную деятельность всех участников образовательного процесса: детей, родителей и педагогов.
Используя новые интеграционные технологии, совместно с музыкальным руководителем Москаленко И. П. разработали и реализовали творческий долгосрочный проект «Русские чудо — инструменты». Он нацелен на создание условий для расширения и обогащения знаний у детей об истории происхождения музыкальных инструментов, развитие танцевально-игрового творчества и воспитание нравственно-патриотических чувств.
Основополагающим принципом развития современного дошкольного образования является принцип интеграции образовательных областей и детских видов деятельности. Прослушивание музыкального материала, разучивание элементов танца и исполнение самого танца является средством обогащения образовательного процесса в таких образовательных областях,как: «Физическое развитие», «Социально — коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно — эстетическое развитие».
Адекватность интегративного подхода в дошкольном образовании способствует формированию нравственно-патриотического, гендерного воспитания, социального, личностного, художественно-творческого, познавательно-речевого развития. Благоприятно влияет на формирование у детей таких качеств, как активность, любознательность, эмоциональная отзывчивость, креативность.
Во время реализации проекта мы использовали ряд современных педагогических технологий: обучение в сотрудничестве, игровые, здоровьесберегающие, исследовательские.
Участники проекта получили не только новые знания, но и продемонстрировали танцевальные умения в исполнении русского танца на краевом конкурсе «Маленькая страна».
Заключение
Результаты, полученные в ходе мониторинга, свидетельствуют о динамике развития достаточно высокого уровня сформированности нравственно-патриотических чувств у дошкольников. Дети стали более доброжелательные, отзывчивые, научились уважать друг друга, взаимодействовать в коллективе.
В процессе освоения народного танца, дети достигли хороших результатов,по таким показателям как:
— восприятие азбуки основных видов движений музыкально-ритмической деятельности: основных, сюжетно-образных и танцевальных;
— восприятие ориентировки в пространстве;
— выразительность исполнения музыкально-ритмического репертуара: передача характера, сюжета игры, композиции танца;
— наличие развитого чувства ансамбля;
— самостоятельность исполнения упражнений и танцевальных композиций;
— творческая импровизация в передачи игрового образа.
Таким образом, ребёнок дошкольного возраста живет больше чувствами,чем разумом: явления общественной жизни, традиции, праздники, танцы и предметы быта, с которыми он соприкасается, воспринимаются им, прежде всего, эмоционально. Этот факт является мощным стимулом для развития нравственных и патриотических чувств ребенка.
Народный танец есть душа народа,
И создаёт его сама природа.
На свете существует много танцев,
Но русский танец ближе нам всего
Он прославляет лишь свою страну,
Любимую Россию, лишь её одну!
Список использованной литературы
1. Зайфферт Д. Педагогика и психология танца.Заметки хореографа:Уч. пособие. — СПб.: Планета музыки, 2012.- 125с.
2. Бачинская Н. Русскиехороводы и хороводные песни:Уч. пособие. -М.: Музгиз,1998.-100с.
3. Голейзовский К. Образы русской народной хореографии:Уч. пособие. — М.: Искусство, 1964.-224с.
4. Терещенко А. И. Быт русского народа:Уч. пособие. — СПб.: Дрофа 1998.-300с.
5. Устинова Т. А. Русский народный танец:Уч. пособие. — М.: Искусство, 1996.-593с.
6. Климов А. А. Основы русского народного танца:Уч. пособие. — М.:Искусство,2008.-270с.
7. Боголюбская М. С. Музыкально-хореографическое искусство в системе эстетического и нравственного воспитания. Уч. пособие. — М.: ВНМЦНТИКПР, 2003.-453с.
8. Ветлугина Н. А. Основные проблемы художественного творчества детей — в книге.Художественное творчество и ребенок:Уч. пособие. — М.:Знание, 200.-568с.
9. Уральская В. И.Рождение танца:Уч. пособие. — М.:Просвешение, Советская Россия, 2001.-242с.
10. Сухомлинский В. А.Сердце отдаю детям:Уч. пособие. — Киев, Радянська школа, 2006.-321с.
Источник