Роль народного искусства в развитии ребенка

                                                       СТАТЬЯ

«Роль народного творчества в воспитании ребёнка дошкольного возраста»

                   Соломина Татьяна Игоревна,                                                                МБДОУ Краснозоренский  детский сад, воспитатель                                                                                       п. Красная Заря.

Если ребенок родился и рос
На родной стороне, среди русских берез,
Слышал русские песни, колядки справлял,
С светлым праздником Пасхи родных поздравлял,
Был воспитан в труде, милосердье, добре,
В уважении к старшим, родным и Земле,
Эту заповедь предков в душе сбережет,
Только радость и счастье с собой принесет.

Важным средством нравственно-эстетического воспитания и формирования активной творческой личности является народное искусство, в котором объединены устный фольклор, музыкальное и изобразительное искусство. В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы, мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Через народное искусство ребёнок познаёт традиции, обычаи, особенности жизни своего народа. Приобщаются к его культуре. Ценность народного искусства определяется тем, что оно воздействует на чувства ребёнка благодаря средствам выразительности. И это воздействие носит естественный, а не насильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития. И каждый ребёнок получает от общения с ним удовлетворение и эмоциональный заряд.                                                     Отрадно, что за последние годы значительно усилился интерес к этому виду искусства. Неисчерпаемы его воспитательные возможности. В процессе знакомства с народным искусством. Кроме решения эстетических задач, таких как развитие умения видеть красоту, создавать и беречь её, проявлять творческую активность. Важно развивать и психологические процессы, необходимые для успешной творческой деятельности и для общего развития детей (память, мышление, воображение, познавательную и эмоционально -волевую сферы), а также решать задачи нравственно-патриотического воспитания: уважение к своему народу. К труду народных мастеров. Любовь к своему краю, Родине, Отчизне.                                                                                            Наша задача – зажечь искорку любви и интереса к жизни народа в разное историческое время, к его истории и культуре, к природе России, помочь нам, взрослым, воспитать патриотов. А ведь именно сейчас. Когда подвергается глумлению и извращению всё народное, чистое, доброе. Ознакомление с народным творчеством, народными промыслами – дело чести любого здравомыслящего гражданина страны. Ведь именно сейчас людям. А особенно детям. Нужна информация об её истории. Её богатой духовной жизни. О народных традициях и быте, ремёслах.                      Каждый стремится познать окружающий мир. А знакомство с ним начинается с самого близкого – со своего дома, улицы. Нам, прежде всего, открывается дверь в большой и светлый мир, который называется Родиной. Но чтобы по- настоящему глубоко любить свою Родину. Надо знать не только настоящее, но и прошлое.                                                                               Как жили русские люди? Как работали и отдыхали? Что их радовало и что тревожило? Какие они соблюдали обычаи и традиции? Чем украшали свой быт? О чем мечтали? Как одевались? Ответить на эти вопросы – значит восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности. Нам нужно стремиться к тому,  чтобы привить любовь и уважение к предметам народного творчества.                                                                                                  Наш детский сад знакомит детей с календарно-земледельческими праздниками, связанными с проводами зимы, перелётом птиц и таянием снега, расцветов земли, началом лета, с посевом и уборкой хлеба. В своих утренниках, праздниках и развлечениях мы используем обрядовые песни, танцы, хороводы, заклички и т. д.,.                                                                  Создали мини-музей «Изба» с экспонатами народного быта: сундук, самовар, утварь, лавки, русская печь, плетёные корзины, вышитые полотенца и т.п.  Для праздников подбираем народные костюмы, в чём активно помогает районный дом культуры. Дети с радостью и волнением ждут праздников, которые объединяют и взрослых и детей общими переживаниями, ожиданиями, играми- забавами. Радостная атмосфера детских праздников и развлечений создаёт благоприятный климат. Способствует развитию эмоционально-волевой сферы детей, вызывает у них чувство удовлетворения и побуждает к общению с прекрасным, формируя культурные интересы и потребности. Такие праздники являются ненавязчивой формой приобщения детей к народному творчеству.                                                                                  Человек во все времена старался украсить свой быт. Любое ремесло. Дойдя до вершины, становится искусством. Так вот и возникли народные промыслы. Славилась земля наша русская своими мастерами и умельцами.      « Не то дорого, что красного золота, а то,  что народного мастерства» — гласит народная пословица.                                                                                                     С помощью родителей организовываются выставки рушников, половиков,  накидушек. Дети, не видя это в повседневном обиходе, неподдельно радуются, рассматривают, затем отражают увиденное в рисунках и играх.  Перед уходом в школу наши воспитанники имеют представление о ремёслах народных мастеров земли русской, уважение к народным промыслам, фольклору, используют элементы ручного труда. Родители отдали  в наш музей прялки,  кудель, убранство кровати, предметы быта, вышитые образцы одежды.                                                                                                                 Яркие впечатления на детей всегда производит народная игрушка, дымковская, филимоновская,  ливенская, или яркие иллюстрации, фотографии с крупными изображениями подлинных игрушек . Всем нравятся живые, праздничные, пышные по лепному оформлению и росписи куклы, козлы, кони, петухи с расписными хвостами. Дети лепят по подобию, радуются полученному результату. Навыки, полученные детьми в процессе занятий, используются ими при создании других видов лепных работ, отчего изделия становятся более выразительными и по замыслу и по оформлению.     Под влиянием предметов народного творчества дети глубже и с большим интересом воспринимают иллюстрации к русским народным сказкам таких художников, как И. Билибин и Ю. Васнеснецов, творчество которых основано на национальных традициях. Воспитывать в детях потребность к созданию красивых вещей – дело важное. Если их приучать к этому с раннего возраста, то впоследствии, став взрослым, они всегда будут стремиться к красоте.                                                                                        Помогая детям овладевать некоторыми навыками и приёмами, используемыми народными мастерами, воспитатель должен сам владеть ими, знать последовательность изготовления того или иного изделия. А также уметь рисовать узоры по мотивам росписей.                                             Проводим мастер-классы, круглые столы, приглашаем учителей рисования и черчения Краснозоренской СОШ. В процессе обучения детей декоративному рисованию, лепке, аппликации используем следующие приёмы:                                       — создание игровой ситуации в начале образовательной деятельности и во время проведения анализа детских работ;                                                                                                                                     — сравнение элементов узора и различных вариантов композиций;                               — использование очерчивающего жеста (для выделения элементов. Определения их расположения и последовательности выполнения узора);                         — показ последовательности рисования и упражнение в изображении новых или сложных элементов узора;                                                                                                  — сочетание различных видов изобразительной деятельности (лепка с последующей росписью).                                                                                            Умение видеть на предметах каждого вида народного искусства вариативность элементов, колорита и композиции, замечать. Как мастер. Не выходя за пределы традиций промысла. Создаёт каждый раз новое, неповторимое произведение. Поможет детям самостоятельно выбирать сочетания элементов и композицию в зависимости от назначения и формы предмета, который они украшают. С детьми старшего дошкольного возраста проводим занятия творческого характера, на которых они придумывают узоры в стиле какой-либо росписи. Например, по готовому эскизу предлагаем нарисовать эскиз ткани для платья Снежной королевы, используя мотивы Гжели; украсить кокошники в стиле дымковской росписи; изобразить букет, составленный из городецких цветов; нарисовать сказочный лес, используя элементы и колорит хохломской росписи. Сделать занятия по знакомству с декоративно-прикладным искусством интереснее, разнообразнее помогает использование музыки. Элементы театрализованной деятельности. Ведь от того, настолько мы будем эмоциональны. Как организуем эту работу, во многом зависит, сможем ли мы воспитать у детей любовь к народному искусству, сформировать умение воспринимать и ценить мастерство народных умельцев.                                                        Ребёнок узнаёт, что замечательные красочные предметы создают народные мастера, люди, одарённые фантазией, талантом и добротой. Дети постепенно начинают уважать и любить это искусство, разбираться в его пластике, орнаменте, цветовых сочетаниях, в разнообразии форм и образов. В старшей и подготовительной группе у детей, под влиянием обучения, появляется желание самим сделать игрушки по образцу тех,  с которыми их знакомили. Знания, полученные детьми, расширяют возможности самостоятельной деятельности. Чем больше у детей впечатлений, тем интереснее и разнообразнее становятся их замыслы, а наличие умений ведёт к тому. Что ребята довольно легко берутся за их воплощение.                                                                                                              

Читайте также:  Центр развития ребенка чебоксары

Дети знакомятся с нашим национальным богатством, устным народным творчеством, сами сочиняют сказки, драматизируют их. Помогает богатый фольклорный материал – это сказки, загадки, пословицы, поговорки, народные игры, считалки.                                                                                                     Е.И. Тихеева, Е.А. Флёрина также считали, что фольклор даёт прекрасные образцы русского языка, подражая которым. Ребёнок успешно учится родному языку.  В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора. Движения часто сопровождаются весёлыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками,  жеребьёвками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший игровой фольклор. Народные игры образны, поэтому привлекают детей дошкольного возраста.  Фольклорные произведения доставляют ребёнку радость,  активизируют мышление, речь, память, воображение.  Разные виды устного народного творчества являются важным средством развития речи и всех сторон личности ребёнка.                                                           Влияние фольклора на творческое развитие, несомненно, велико. И наш опыт показывает, что такая деятельность с использованием элементов ручного труда, фольклора открывает перед детьми большие возможности для развития инициативы. Будят положительные эмоции, вдохновляют,  активизируют детскую мысль. Использование изделий народных промыслов, фольклора обогащают наш досуг, способствуют созданию доброжелательной атмосферы в группе.                                                                                                         Народное поэтическое слово, образец духовного служения людям. Оно как родник, бьющий из недр земли, к которому припадают поколения. И звучат из поколения в поколение материнские колыбельные песни, сказы, небылички, подговорки,  басенки. Народное поэтическое слово, предназначенное детям, необходимо не только им, но и взрослым, чтобы выразить детям свою любовь, нежность и заботу.

Читайте также:  3 недели ребенку развитие в утробе это

Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Родная речь, звучащая в сказках, выразительные интонации русской песни, яркая народная игрушка являются незаменимым средством воспитания любви к Родине, к окружающей природе, с которой встречается ребёнок с малых лет. Прекрасно выявлена роль народного творчества в становлении детской деятельности, и прежде всего в игре, в действиях с игрушками. Трудно найти более ценный материал для развития художественного восприятия, чем увлекательные русские сказки, выразительные песни, красочные предметы декоративно-прикладного творчества. Впечатления, полученные от их восприятия. Отражаются в самостоятельном словесном, песенном, изобразительном творчестве ребёнка. Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование  в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.

Источник

Юлия Фролова
Роль народного творчества в воспитании детей

Народное искусство испокон веков создается для человека и служит ему. Любая народная игрушка – дымковская, Богородская адресовалась ребенку, чтобы его позабавить, развлечь.

Исследователи народного искусства И. И. Василенко, В. С. Воронов, М. А. Некрасова, Т. Я. Шликалона, М. П. Саккулина, Е. А. Флорина и другие отмечают,что оно имеет ярко выраженные характерные черты: традиционность, коммуникативность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка, человечность, связь с окружающей жизнью.

Декоративно-прикладное искусство является едва ли не одним из самых древних. Его название происходит от лат. decoro — украшаю, а в определении «прикладное» содержится мысль о том, что оно обслуживает практические нужды человека, одновременно удовлетворяя его основные эстетические потребности.

Декоративно-прикладное искусство — это вид изобразительного искусства, отвечающий бытовым нуждам человека и одновременно удовлетворяющий его эстетические потребности, несущие его красоту в жизнь.

Человек издавна старался украсить своё жилище и делал это он с помощью материала который находился с ним рядом, т. е. под руками — это дерево, глина, кость и т. д.

Большое значение в художественно-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста имеет народное декоративно-прикладное искусство. Воспитатель должен знакомить детей с изделиями народных мастеров, тем самым прививая ребенку любовь к Родине, к народному творчеству, уважение к труду.

Народное декоративно-прикладное искусство не только плод умения, ремесла его создателей, но и неотъемлемая часть их жизни, повседневного быта.

Знакомство ребенка с русским народным декоративно-прикладным искусством опирается на принцип общей дидактики — связи с жизнью, систематичности и последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, наглядности.

Художественно-эстетическое воспитание должно вызывать активную деятельность дошкольника. Важно не только чувствовать, но и создавать нечто красивое. Обучение, которое целенаправленно осуществляется в детском саду, направлено также и на развитие художественных и эстетических чувств, поэтому большое значение имеют такие систематические занятия, как музыкальные, ознакомление с художественной литературой, рисование, лепка и аппликация, особенно если воспитатель учит детей подбирать формы, цвета, составлять красивые орнаменты, узоры, устанавливать пропорции и т. д.

Народное искусство — достояние не только взрослых, но и детей, которые с увлечением играют как с деревянными матрёшками, так и с глиняными фигурками кировских мастеров. Детям нравятся Богородские игрушки-шкатулки и Каргопольские игрушки. Пользуются особым спросом деревянные ложки, плетёные корзины, половинки из лоскутов и другие предметы народных умельцев. Народное искусство образно, красочно, оригинально по своему замыслу. Оно доступно детскому восприятию, так как несёт в себе понятное содержание, которое конкретно, в простых, лаконичных формах раскрывает ребёнку красоту и прелесть окружающего мира.

Читайте также:  Дошкольный центр развития ребенка 276 г минска солнышко

Народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа, именно поэтому оно близко восприятию ребенка, понятно ему. В народном декоративно — прикладном искусстве, окружающий мир отражается условно, символами, здесь нет натуралистического воспроизведения, художник избегает излишней детализации, но сохраняет целостность, законченность образа.

Включение ребенка в различные виды художественной деятельности, полноценного эстетического воспитания ребенка и развития художественно-творческих способностей.

Подчеркивая значение искусства для разностороннего развития человека (а народное искусство является неотъемлемой частью, известный психолог Б. М.Теплов писал: «Искусство очень широко и глубоко захватывает различные стороны психики человека, не только воображение и чувство, что представляет само собой разумеющееся, но и мысли, и волю».

Нина Павловна Саккулина писала: «Народное декоративное искусство отвечает интересам детей дошкольного возраста, дает пищу их художественному восприятию, содействует развитию их суждений».

Ценность народного искусства в воспитании детей дошкольного возраста, отмечается его терапевтический эффект. В силу своих художественных особенностей народное искусство близко детям, доступно их пониманию, воспроизведению в самостоятельной деятельности. А это способствует проявлению чувства удовлетворения, радости, что создает эмоционально-благоприятную обстановку для детей.

Источник

Народное искусство в воспитании детей Развитие гармоничной самодостаточной творческой личности сложно представить без участия искусства. При этом роль декоративно-прикладного народного творчества переоценить невозможно. Оно не только оказывает благотворное влияние на личность ребенка, раскрывает его творческий потенциал, развивает его интеллект, но и рассказывает об истории народа и его традициях.

Народное искусство зародилось и развивалось в давние времена. Но, развиваясь, оно все же оставалось довольно консервативным. Узоры могли меняться, но основные их элементы и сюжеты, форма глиняной игрушки, посуды, фасон традиционной одежды повторялись из века в век, из поколения в поколение. Благодаря народному искусству, быт, обряды и традиции наших предков сохранились и дошли до нас через века, несмотря на исторические потрясения.

В былые времена, когда фабрик и, соответственно, заводских изделий еще не было, все предметы быта были самодельными – от чашки и ложки до одежды, обуви, игрушек, инструментов. Еще в недалеком прошлом народное искусство и ремесла служили способом хоть немного разнообразить и украсить тяжелый и небогатый крестьянский быт, скоротать долгие зимние вечера за интересным делом. Народное искусство служило носителем информации, сохраняло знания о былом, являлось отражением народной мудрости и воплощением красоты.

В современном мире народное искусство потеряло свое прикладное значение. Свободный доступ к любой информации, широкое распространение и дешевизна предметов быта, фабричной одежды, обуви, бытовой техники и прочих необходимых для современного человека вещей практически уничтожили традиционные ремесла. Однако носители народного искусства, народные мастера, работают и поныне, но их произведения в современном мире больше не выполняют исконных функций, превратившись в «сувенирную продукцию». Но все не так грустно. Народное искусство не ушло из нашей жизни и не уйдет еще долго – оно нашло свою нишу в педагогике.

Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Именно традиционные ремесла, к которым приобщается подрастающее поколение, рассказывают о жизни наших предков, об их нравах и обычаях, не дают народу забыть свою историю. Актуальная задача патриотического воспитания во многом реализуется через приобщение дошколят и школьников к традиционному искусству.

Как и другие направления изобразительного искусства, народное творчество учит ребенка видеть мир во всей его полноте и красоте, любить свой край и беречь родную природу, прививает нравственные ориентиры. Вместе с тем ребенок овладевает такими понятиями, как форма, размер и цвет, а также специфическими художественными навыками. Приобщение к народному искусству на всю жизнь оставляет отпечаток прекрасного в душе человека, учит видеть красоту в окружающих предметах и явлениях.

Декоративно-прикладное народное творчество возникло и развивалось одновременно с появлением и развитием материального производства. Чтобы украсить свой быт, привнести праздничное настроение в суровые будни, люди украшали предметы повседневного обихода. Материалом и объектом для творчества могло служить что угодно: посуда и разнообразная утварь, предметы мебели и одежда становились произведениями искусства.

В России существует огромное разнообразие народных промыслов, причем в каждой области существуют и передаются из поколения в поколение свои традиции изобразительного искусства и прикладных ремесел. Роспись по дереву и глине, плетение из коры, бересты, бисера, а также кружево, вышивка, традиционная игрушка – это лишь неполный перечень русских народных ремесел, которые можно взять на вооружение педагогу.

Народное искусство является воплощенным представлением народа о красоте и добре, о богатстве родной земли. Отличительной особенность декоративно-прикладного народного творчества является яркость красок, контрастность рисунка, пристрастие к растительным, животным или геометрическим

10.02.14

орнаментам. Традиционно народные мастера происходили из крестьянской среды и были тесно связаны с природой. Обрабатывая землю и добывая дары леса, наши предки были чрезвычайно наблюдательны, и все свои наблюдения за животными, растениями и неживой природой воплощали в своих произведениях.

Занятие традиционными промыслами развивает у детей наблюдательность, образное и пространственное мышление, способствует формированию эстетического восприятия, развивает навыки рисования, лепки, вырезания, плетения. Поскольку большинство народных ремесел предполагают кропотливый труд, изготовление традиционных предметов способствует развитию мелкой моторики, а следовательно, и когнитивных способностей.

Благодаря народному искусству, у детей улучшается память и мыслительная деятельность, развивается усидчивость, тренируется внимание. В результате занятие народными ремеслами способствует общему повышению успеваемости в школе и помогает достигнуть успеха во взрослой жизни.

Осваивая традиционные промыслы, дети в первую очередь научаются самовыражению. Они ведут диалог с миром, рассказывая в творчестве о своих впечатлениях и переживаниях. В развитии личности это играет огромную роль, обучая человека правильному общению с окружающим миром, направляя его психическую энергию в созидательное русло. Помимо психологического аспекта, народные промыслы обучают многим чисто прикладным навыкам.

Дети учатся работать с деревом, глиной, тканью, красками. Народное искусство помогает овладеть разными техниками шитья и вышивки, росписи, лепки, плетения, резьбы по дереву и так далее. Кроме того, дети узнают о свойствах различных материалов и правилах работы с ними, о методах заготовки, хранения и обработки природного материала (который является основой для народных ремесел). Кроме того, юные мастера знакомятся с изобразительными традициями различных регионов.

Источник