Роль младшего воспитателя в развитии ребенка дошкольного возраста
Консультация для младших воспитателей ДОУ:
«Роль младшего воспитателя в воспитательно – образовательной работе с детьми»
Младший воспитатель, как первый помощник, очень сильно влияет на детей. Её речь поведение, поступки, манера держаться – всё является примером для детей.
Острая восприимчивость и наблюдательность малышей. Их стремление быть похожими на взрослых обязывает и педагога, и няню быть достойными подражания.
Вот почему является важным то, чтобы между младшим воспитателем и воспитателем установился тесный контакт, чтобы у них был единый подход к детям. Прежде всего, ее нужно ознакомить с воспитательной работой детского сада.
Естественно, что большая роль принадлежит в этом педагогам, с которыми работает младший воспитатель. Постоянно находясь в группе, наблюдая за работой воспитателей, на практике получает многие необходимые ей сведения. Она видит, что педагоги используют разный подход к детям: один ребёнок лучше откликается на ласку, а с другими нужно обойтись построже, робкий ребёнок или пришедший в группу новичок пользуются большим вниманием воспитателя.
Чтобы младший воспитатель могла быть настоящим помощником воспитателя, она обязана хорошо знать организацию всех режимных моментов. Когда дети заканчивают обед младший воспитатель заранее готовит им воду для полоскания рта. Когда дети собираются на прогулку, помогает им, но старается не делать за ребёнка то, что он может сделать сам. А зимнее время нельзя, чтобы одетые дети ожидали малышей в помещении. Маленькие дети одеваются медленнее, чем старшие, поэтому младший воспитатель или воспитатель должна выходит на участок. Перед обедом малыши, помыв руки, первыми садятся за накрытые столы, воспитательница находится вместе с ними. А в это время под наблюдение няни остальные дети моют руки.
По окончанию первого занятия малыши играют, а со старшими и средними проводится второе занятие. Няня присматривает за малышами, чтобы они не нарушали общей тишины. Она хорошо знает, какое занятие будет в этот день и соответственно с этим расставляет столы и делает влажную уборку. Всё это делается без лишней суеты и вопросов к воспитателю. А какое большое значение в воспитание у детей опрятности, аккуратности имеет внешний вид персонала, в том числе и няни, которая много времени находится в группе вместе с детьми.
Младший воспитатель и воспитатель должны с полуслова понимать друг друга. Утром пока воспитательница беседует с родителями, она приветливо встречает детей. Ребята делятся с ней новостями, а она внимательно выслушивает их.
Когда дети возвращаются с прогулки, няня заботливо проверяет у каждого, не мокрые ли варежки, а если надо, то высушит их. В группах всегда чисто и проветрено, Всё приготовлено к приходу детей.
Воспитывая организованность и правильное поведение у детей, воспитательница говорит няне, что она должна помогать в этом: требовать от детей порядок и тишины, следить, чтобы войдя в здание дети вытирали ноги, бесшумно закрывали за собой дверь, здоровались со всеми взрослыми и товарищами, при раздевании аккуратно вешали свою одежду в шкаф.
Вопрос о питании – это очень сложный и ответственный процесс. Если к нему не привлечено внимание воспитателей и нянь, он проходит плохо: дети едят без аппетита, съедают не всё, на тарелках остаётся много пищи, на столах куски хлеба с маслом. Маленькие дети часто не доедают потому, что устают или не привыкли к некоторым блюдам. Первый помощник воспитателя в правильной организации питания – няня. Она накрывает на стол, ставит еду каждому ребёнку, помогает детям.
Единство требований в подходе к детям со стороны воспитателя и няни содействует быстрому приобщению детей к коллективу. Прочному усвоению правил поведения.
А как хорошо и легко воспитателю, если младший воспитатель работает добросовестно, с душой, любит детей, ласково обращается с ними. Дружная, согласованная работа младшего воспитателя и педагога – залог успешного осуществления задач, стоящих перед работниками дошкольных учреждении.
Источник
Консультация для младших воспитателей
«Роль младшего воспитателя в воспитании детей своей группы»
Ссылки из типовой должностной инструкции младшего воспитателя.
3.1. Основным направлением деятельности младшего воспитателя является обеспечение санитарно-гигиенических условий для жизнедеятельности детей в закрепленном за ним групповом помещении.
Обеспечивает благоприятный эмоционально-психологический климат в детском и взрослом коллективе, выполняя правила этических и педагогических норм.
4.8. Следит за своим внешним видом, является образцом для детей, их родителей.
Младший воспитатель несет ответственность:
6.1. за сохранность жизни и здоровья каждого ребенка своей группы; осуществляет гигиенический уход за детьми
1. Квалификационные требования.
2.1. Младший воспитатель должен знать:
— основы педагогики, психологии, возрастной физиологии, гигиены, врачебной медицинской помощи, прав ребенка, теории и методики воспитательной работы;
Мы с вами должны понимать, что в силу своей занятости из-за нехватки младшего персонала, приходят на эту должность женщины без специального образования и зачастую не задерживаются.
Требовать от них выполнения всего ранее зачитываемого мы не можем.
Но элементарные функции по взаимодействию с детьми, руководствуясь нормами и правилами культурного общения и поведения, которые привиты человеку семьёй и обществом, выполняться должны. Итак, младший воспитатель, является правой рукой и опорой для воспитателя, непосредственно помогает в организации всех режимных моментов в детском саду.
Связь и взаимодействие с детьми на практике, в разных возрастных группах.
1. В группе младшего дошкольного возраста, совместно с воспитателем младший воспитатель учит детей элементарным правилам вежливости, сказать спасибо, выразить свою просьбу: «дайте, пожалуйста», «здравствуйте», «до свидания».
Также принимает участие в одевании и раздевании детей, терпеливо учит самостоятельности, объясняет последовательность одевания одежды, хвалит.
В группе с младшими дошкольниками младший воспитатель в основном учит детей последовательности выполнения действий самообслуживания, короткими и чёткими указаниями. Даже как сходить на горшок необходимо ребёнку рассказать, что он с начало должен взять горшок, потом уже снять штанишки и сесть на горшок, так же и в других режимных процессах, укладывание спать, приём пищи.
Так же зачастую младший воспитатель находиться с подгруппой детей в раздевалке, пока воспитатель проводит занятие с другими детьми, поэтому ему необходимо уметь общаться с детьми, удерживая их внимание и интерес.
В любых режимных моментах младший воспитатель принимает участие, и поэтому специфика общения в младших группах это краткость, вежливость, спокойный тон.
2. В садовой группе, где детям уже привит навык самообслуживания, функция младшего воспитателя заключается в закреплении и контроле уже освоенных навыков и привитию новых, например: сервировка стола, пользование столовыми приборами, более сложных действиях в одевании (завязывание, застёгивание).
Дети старших и подготовительных групп выполняют посильную помощь младшему воспитателю, напр.: вытирание пыли, полив цветов, мытьё стульчиков, разливание компота по чашкам с помощью половника, и этому всему терпеливо учит детей младший воспитатель, тем самым осуществляя процесс трудового воспитания дошкольников.
В группах, старшего дошкольного возраста, нашего детского сада, непосредственная образовательная деятельность (НОД), проводятся со всей группой сразу, но и здесь младший воспитатель не остаётся безучастным, на НОД по художественной деятельности оказывает помощь детям в выполнении творческих работ, поэтому он должен обладать и элементарными знаниями о методах обучения художественной деятельностью, например: объяснить, показывая на отдельном листке, или показать, как лепиться и дать возможность ребёнку самостоятельно слепить то, что было показано, а не выполнять работу за него; взять руку ребёнка и проводить линию вместе с его рукой, чтобы он запомнил движение, и т.д.
На самом деле работа младшего воспитателя многообразна и сложна, и требует особого уважения и благодарности от детей, родителей и сотрудников детского сада.
Что младший воспитатель должен делать от души, с желанием, для группы, для всего детского сада, для коллектива, для детей.
1. Учить детей элементарным правилам гигиены и поведению за столом
2. Следить за идеальной чистотой в группе
3. Сопровождать группу детей вместе с воспитателем на прогулки
4. Иногда, организовать совместную деятельность с детьми вечером до ужина (например, лепка).
5. Печатать информационный материал для родителей
6. Участвовать в проведении утренников, играет роли
7. Украшать групповую комнату и раздевалку к праздникам.
8. Оказывать помощь в индивидуальном подходе к детям во время проведения художественно творческой деятельности
Источник
Роль младшего воспитателя в воспитательной работе с детьми в рамках введения ФГОС ДО
Подготовила и провела: старший воспитатель Демьяненко Л.И.
Сегодня наш разговор будет о совместной работе воспитателя и младшего воспитателя. Современные цели и задачи дошкольного воспитания не могут быть реализованы каждым участником педагогического процесса в отдельности. Все специалисты должны стремиться к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию каждого ребенка и единый стиль работы в целом. Чтобы обеспечить такое единство в работе, необходимо их тесное взаимодействие.
В. А. Сухомлинский говорил, что «от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его ум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
Немного из истории.
История профессии воспитателя зародилась в Древней Греции. В те времена воспитанием ребёнка занимался раб, который отводил его в школу и нёс все необходимые принадлежности для его учёбы. В остальное время раб следил за развитием ребёнка, оберегал его от опасностей и невольно формировал поступки ребёнка и его поведение в целом. Некоторое время спустя дело раба продолжил домашний воспитатель.Впоследствии после популяризации общественного образования появилась профессия воспитателя — в начале прошлого века.
С 1 января 2014 года вступил в силу приказ Минобразования и науки РФ «Об утверждении ФГОС дошкольного образования».
ФГОС ДО – это совокупность обязательных требований к структуре Программы и ее объему, условиям реализации и результатам освоения Программы. На основе стандарта разрабатывается и сама Программа. Это делают сами дошкольные учреждения. Её содержание должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. Постоянное общение с ребёнком – важнейшая служебная функция воспитателя. Главный метод в обучении, развитии и воспитании детей – это игра. Работая с детьми, воспитатель занимается непосредственной организацией их жизни в условиях определённого дошкольного учреждения, выполняя все предусмотренные мероприятия.
Чтобы все виды деятельности осуществлялись на хорошем педагогическом уровне, большое значение имеет согласованность в работе воспитателя и младшего воспитателя. В процессе этой связи взрослые передают ребёнку способы использования предметов, организуют соответствующим образом его действия, осуществляют контроль и коррекцию психического развития. Вот почему характер взаимодействия детей со взрослыми имеет особое значение.
Первая ступень развития детского сада в рамках ФГОС – это изменение отношения к своей должности и к детям. Говоря о роли взрослых в дошкольной жизни детей, чаще всего имеют в виду родителей и воспитателей. И забывают про няню – сегодня «младшего воспитателя». Младший воспитатель также непосредственно или косвенно воздействует на развитие личности ребёнка. Сегодня название профессии младшего воспитателя предполагает определенную педагогическую направленность. В связи с этим изменились и требования при приёме работника на должность младшего воспитателя, т.е. наличие педагогического образования приветствуется. Младший воспитатель – это зачастую любимый старший друг детей. Сегодня младший воспитатель должен понимать основы педагогики, участвовать в проектировании и реализации воспитательных мероприятий в дошкольном учреждении. В целом главная миссия младшего воспитателя – всесторонняя поддержка дошкольников и помощь старшему коллеге — воспитателю в реализации воспитательного процесса в ДОО в соответствии ФГОС ДО.
Предлагаю вспомнить основные положения должностной инструкции младшего воспитателя:
• 3.1. Основным направлением деятельности младшего воспитателя является обеспечение санитарно-гигиенических условий для жизнедеятельности детей в закрепленном за ним групповом помещении.
• Обеспечивает благоприятный эмоционально-психологический климат в детском и взрослом коллективе, выполняя правила этических и педагогических норм.
• Обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников во время воспитательно-образовательного процесса.
• Участвует в работе по профилактике отклоняющегося поведения, вредных привычек у воспитанников.
• Следит за своим внешним видом, является образцом для детей, их родителей.
3.2. Младший воспитатель работает под руководством и в тесном контакте с воспитателем группы.
Младший воспитатель:
3.3. Под руководством воспитателя участвует в организации воспитательно – образовательной работы с детьми в режимных процессах:
· понимает, признаёт и принимает личность ребёнка, это значит, умеет становиться на позицию ребёнка, считаться с его точкой зрения и не игнорировать его чувства и эмоции;
· поддерживает натуральную эмоционально – стабильную обстановку в группе в течение дня;
· наблюдает за самостоятельной деятельностью дошкольников, по мере необходимости участвует в руководстве их игровой, трудовой, самостоятельной деятельностью;
· участвует в подготовке и организации занятий;
· формирует у детей культурно – гигиенические навыки, самостоятельность;
· сопровождает детей на целевых прогулках, экскурсиях, в пеших походах; провожает на прогулку на участок и провожает с прогулки в группу;
· помогает раздевать и одевать детей, укладывать спать.
Младший воспитатель должен знать.
1. Инструкцию об охране жизни и здоровья детей.
2. Правила внутреннего трудового распорядка.
3. Возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста, педагогические методы и приёмы организации их деятельности, руководство детьми и приемы воздействия на них.
4. Правила присмотра детей.
5. Режим дня.
6. Санитарно – гигиенические нормы поддержания помещений, оборудования, инвентаря.
7. Правила санитарии и гигиены.
В образовательном процессе детского сада большое внимание уделяется организации быта детей. Основная особенность бытовой деятельности заключается в том, что она – постоянная сфера воспитательного влияния. Быт создаёт самые разнообразные условия для систематического упражнения детей в нравственных поступках, воспитания у них культурно-гигиенических навыков, пробуждения их интересов, выявления способностей и их совершенствования.
Важнейшие условия для организации быта детей:
· точное соблюдение режима дня;
· рациональное взаимодействие и распределение обязанностей воспитателя и младшего воспитателя.
Чтобы младший воспитатель мог быть настоящим помощником воспитателя, он обязан хорошо знать организацию всех режимных моментов.
Младший воспитатель присматривает за детьми, которые не заняты в образовательной деятельности. Организует с ними игры , может почитать книги, рассмотреть картинки, иллюстрации к книгам.
Поговорим о взаимодействии младшего воспитателя с детьми на практике в разных возрастных группах:
В группе младшего дошкольного возраста:
• совместно с воспитателем младший воспитатель формирует у детей элементарные правила вежливости, сказать спасибо, выразить свою просьбу: «дайте, пожалуйста», «здравствуйте», «до свидания».
• принимает участие в одевании и раздевании детей, терпеливо развивает стремление к самостоятельности, объясняет последовательность одевания одежды, хвалит.
• формирует умение детей последовательно выполнять действия самообслуживания короткими и чёткими указаниями.
В средней группе:
Детям уже привит навык самообслуживания. Функция младшего воспитателя заключается в закреплении и контроле уже освоенных навыков и привитию новых. Например: сервировка стола, пользование столовыми приборами, более сложные действия в одевании (завязывание, застёгивание).
Дети старших и подготовительных групп
• выполняют посильную помощь младшему воспитателю, например: вытирание пыли, полив цветов и т.д. – это умение терпеливо развивает детей младший воспитатель, тем самым осуществляя процесс трудового воспитания дошкольников.
Единство требований в подходе к детям со стороны воспитателя и младшего воспитателя содействует быстрому приобщению детей к коллективу. Прочному усвоению правил поведения.
А как хорошо и легко воспитателю, если младший воспитатель работает добросовестно, с душой, любит детей, ласково обращается с ними. Дружная, согласованная работа младшего воспитателя и педагога – залог успешного осуществления задач, стоящих перед работниками дошкольных учреждений.
Источник
Валентина Бабошкина
Консультация для младших воспитателей «Роль младшего воспитателя в создании и организации праздника»
Консультация на тему:
«Роль младшего воспитателя в создании и организации праздника».
Первая ступень развития детского сада в рамках ФГОС – это изменение отношения к своей должности и к детям. Говоря о роли взрослых в дошкольной жизни детей, чаще всего имеют в виду родителей и воспитателей. И забывают про няню — сегодня «младшего воспитателя». Младший воспитатель также непосредственно или косвенно воздействует на развитие личности ребёнка.
Сегодня название профессии младшего воспитателя предполагает определенную педагогическую направленность. В связи с этим изменились и требования при приёме работника на должность младшего воспитателя. Младший воспитатель – это зачастую любимый старший друг детей. Сегодня младший воспитатель должен понимать основы педагогики, участвовать в проектировании и реализации воспитательных мероприятий в дошкольном учреждении.
В целом главная миссия младшего воспитателя – всесторонняя поддержка дошкольников и помощь старшему коллеге — воспитателю в реализации воспитательного процесса в ДОУ в соответствии ФГОС ДО.
Каким же должен быть младший воспитатель?
— Младший воспитатель один из основных помощников воспитателя. Это человек, который всегда находится в постоянном общении с детьми.
— Младший воспитатель должен знать: основы педагогики, психологии, возрастной физиологии, гигиены, доврачебной медицинской помощи, прав ребёнка, теории и методики воспитательной работы.
— Младший воспитатель – не только хранитель чистоты и уюта, но и большой затейник, и друг для каждого ребёнка.
Какая же роль отводится младшему воспитателю в создании и организации праздника?
Каждая минута жизни ребёнка, проведённая в детском саду, должна быть обучающей, развивающей и воспитывающей. Поэтому профессионализм каждого сотрудника детского сада измеряется тем, насколько точно и правильно осуществляется технология любого процесса работы.
Работая музыкальным руководителем в детском саду, знаю, что праздники занимают особое и значимое место для детей дошкольного возраста. Любой ребенок любит играть, веселиться, любит петь и танцевать. И праздники в детском саду в первую очередь должны быть направлены на то, чтобы ребенок получал удовольствие от процесса, чтобы праздник действительно был праздником. -1522351069.jpg[/IMG]
точки зрения общей педагогики праздники нужны детям, чтобы отдохнуть и повеселиться, снять эмоциональное и психологическое напряжение.
Подготовка и проведение детского праздника – дело сложное, как для музыкальных руководителей, так и для всего коллектива. Признаемся, что некоторые младшие воспитатели игнорируют свое участие, считают праздник — это дополнительной нагрузкой к своей «основной» работе, не проявляют интереса, стараются свести свое участие в празднике к минимуму.
Предпраздничная работа взрослых должна быть четко организованна и спланирована.
-Между всеми членами коллектива распределяются обязанности — каждому поручается роль, определенный участок работы, за который тот отвечает перед праздником и во время проведения его. (Например, вовремя раздать детям атрибуты, помочь надеть костюмы, проведение игр и хороводов, вынос — раздачу-уборку атрибутов и др).
-На репетиции определяется, что и куда положить из атрибутов, кто и что будет раздавать, кто и где будет стоять, как перемещаться, где разложить «подсказки» в зале.
Утренник, не только долгожданный праздник, но и стресс для детей. Особенно это касается детей, которые долго не посещали детский сад и пришли сразу на праздник: им свойственны растерянность, непонимание происходящего и того, что им надо делать. Оставлять таких детей без доброго и внимательного взрослого помощника и наставника — младшего воспитателя, недопустимо.
А сейчас я хотела бы показать вам, что младший воспитатель в нашем ДОУ делает от души, с желанием, для группы, для всего детского сада, для коллектива, для детей.
(Показ презентации- «Наши — младшие воспитатели»).
частвуют в проведении утренников, играют роли, украшают музыкальный зал к праздникам, шьют костюмы, оформляют полисадники. Относятся к своему делу с любовью и творчеством! А самое приятное, что наш педагогический коллектив, состоит из воспитателей, которые в своё время так полюбили эту профессию, что работая младшими воспитателями, учились и учатся, профессии – воспитатель.
2 часть.
Чем же занять детей, в свободное время? Как привлечь детей? Каждому младшему воспитателю не раз приходилось сталкиваться с таким вопросом, проблемой, в своей воспитательной деятельности. Конечно, на помощь к вам придет подвижная игра. У каждого музыкального руководителя есть такие игры, но я пользуюсь играми по методике Железновых. Дети любят в них играть, потому что, выполняют движения согласно тексу песни.
1.игра: «У жирафа пятна, пятна»
2.игра: «Мы в ладошки хлопнем, раз, два, три».
А ещё на помощь придёт музыкальная сказка, но играть в неё дети будут, не только на музыкальных инструментах, а то, что есть под рукой – бросовый материал, различные предметы.
Музыкальная сказка: «Осень».
Наступила Осень, Часто капает дождик. (Треугольник).
Листочку было скучно одному на веточке, и он решил отправиться в путешествие. Налетел ветер, сорвал Листочек и закружил его над городом. (Бубен).
Пролетал он над детским садом, где дети весело качались на качелях. (Металлофон).
Пролетал и над лесом, где дятел делал дупло. (Ложки).
Летел и над рекой, которая текла неспешно и красиво. (Шуршат бумагой).
Летел и приземлился на ладошку мальчику.Он воскликнул: «Это осень прощается со мной!» и звонко рассмеялся. (Колокольчик).
Спасибо за внимание!
Источник