Роль матери в эмоциональном развитии ребенка

Содержание: 

Введение…………………………………………………………………
2
 

I.
Материнство в исследованиях
отечественных и зарубежных
авторов.
 

    1. Материнство
      как психологический 
      феномен………………………… 4

II.
Роль матери в 
эмоциональном развитии 
ребенка раннего 
возраста.
 

2.1
Особенности эмоционального
развития ребенка раннего
возраста… 8

2.2
Влияние общения 
с близким взрослым 
на эмоциональное 
развитие 

в
раннем возрасте………………………………………………………………11

2.3
Функции матери……………………………………………………………15

2.4
Влияние матери 
на эмоциональное 
благополучие ребенка…………..20

2.5
Привязанность ребенка 
раннего возраста 
к матери…………………..28

2.7.
Влияние материнского 
отношения  и 
стиля семейного 
воспитания на 
эмоциональное развитие
ребенка раннего возраста………………………37
 

Заключение………………………………………………………………………43

Список
использованной литературы………………………………………..45
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

Актуальность 
изучения проблемы материнства состоит 
в первостепенной роли матери для 
полноценного эмоционального и психического
развития личности ребенка.

Успешность развития
ребенка как представителя вида и как
социального существа зависит от качества
материнского ухода, от способности и
желания матери удовлетворять потребности
ребенка.

В настоящее 
время внимание многих психологов во
всем мире привлечено к проблемам раннего
детства. Этот интерес далеко не случаен,
так как

обнаруживается,
что первые годы жизни являются периодом
наиболее

интенсивного 
и нравственного развития, когда 
закладывается фундамент

физического, психического
и нравственного здоровья. От того,
в каких

условиях оно 
будет протекать, во многом зависит
будущее ребенка. Еще не

родившийся ребенок
— это формирующееся человеческое
существо. Влияние

отношений матери
к еще не родившемуся ребенку 
уже исключительно важно для его развития.

Любовь, с которой
мать вынашивает ребенка, мысли, связанные
с его

Появлением, богатство
общения, которое мать делит с ним, оказывают
влияние на развивающуюся психику ребенка.

В отдельные 
периоды раннего детства возникают
повышенные, иногда чрезвычайные возможности
развития психики в тех или иных направлениях
(сенситивные периоды), а затем такие возможности
постепенно или резко ослабевают.

Многие исследователи
(Р. Спитц, Дж. Боулби) отмечали, что отрыв 
ребенка от матери в первые годы жизни
вызывает значительные нарушения в психическом
развитии ребенка, что накладывает неизгладимый
отпечаток на всю его жизнь. А. Джерсилд,
описывая эмоциональное развитие детей,
отмечал, что способность ребенка любить
окружающих тесно связана с тем, сколько
любви он получил сам и в какой форме она
выражалась.

Л. С. Выготский
считал, что отношение ребенка к миру —
зависимая и

производная величина
от самых непосредственных и конкретных
его отношений к матери.

Поэтому так 
важно заложить основу доверительных 
отношений между ребенком и матерью,
обеспечив эмоционально и психологически
благоприятные условия для гармоничного
развития ребенка. 

Целью данной работы
является изучение влияния матери на
психическое и эмоциональное 
развитие ребенка раннего возраста. 

Задачи работы:

  1. Изучить феномен
    «материнство»;
  2. Выделить
    черты психического и эмоционального
    развития, характерные для ребенка раннего
    возраста;
  3. Провести
    обзор библиографических источников,
    посвященных проблеме материнства и влиянию
    матери на эмоциональное развитие ребенка;
  4. Сделать выводы
    о влиянии матери на эмоциональное развитие
    ребенка в раннем возрасте.

Рассматриваемая
тема вызывала интерес с давних времен,
но и сейчас актуальность этой темы
велика. Вопросами о взаимоотношениях
матери и ребенка занимались как 
отечественные (Л.С.Выготский, Мещерякова,
М.И. Лысина и др.), так и зарубежные
(А.Маслоу, К.Хорни и др.) специалисты, результатом
этого стало появление большого количества
научных статей и литературы по изучению
особенностей развития отношений (и их
нарушение) между родителями и детьми. 
 
 

I.
Материнство в исследованиях
отечественных и зарубежных
авторов.
 

    1. Материнство
      как психологический 
      феномен.

Изучение материнства
как психологического феномена началось
в отечественной психологии сравнительно
недавно, хотя детско-родительские отношения
всегда представляли сбой актуальную
проблему для отечественной психологии
развития (Варга А.Я., Хоментаускас Г.Т.,
Эйдемиллер Э.Г. и др.). К проблеме материнства
обращаются многие исследователи: В.И.
Брутман, Г.Г. Филиппова, В.А. Рамих, Н.В. Самоукина, М.С.
Радионова, О.Р. Ворошнина, С. Ю. Мещерякова
и др. В последнее время появился ряд работ,
связанных с феноменологией и психологией
материнства (О.В.Баженова, Л.Л.Баз, В.И.
Брутман, О.Ю.Дубовик, О.А. Копыл, Г.В.Скобло,
Г.Г.Филиппова). Культурно-исторические
аспекты материнства рассматриваются
в работах Э.Бадинтер, М.Мид, Н.Пушкаревой,
В.А.Рамих, М.С.Радионовой, Л.П.Репиной,
исследование концепта «материнства»,
как одного из ключевых феноменов русской
этнической культуры принадлежит Т.Б.Щепанской.
Институт материнства как исторически
обусловленный и изменяющий свое содержание
в зависимости от эпохи был проанализирован
в работах Г.Каплана, И.Кона, М.Мид, М.С.Радионовой,
А.Рич, Э.Эриксона. Появляются исследования,
посвященные изучению материнства как
самостоятельного феномена. Предпринимаются
попытки создания фундаментальной психологической
теории материнства (Филиппова Г.Г.). Поскольку
работа в этом направлении началась сравнительно
недавно, ощущается некоторый дефицит
теоретических знаний в этой области, то несомненный
интерес представляет опыт, накопленный
зарубежными исследователями материнства. 

Изучение материнства 
на современном этапе развития российского 
общества несомненно является одним 
из приоритетных направлений отечественной 
науки о человеке. Изучение материнства
в настоящее время становится все более
популярным как в теоретическом, так и
в прикладном аспектах. Оно изучается
в русле различных наук: истории, культурологии,
медицины, физиологии, биологии поведения,
социологии, психологии.  

Под материнством
традиционно понимается феномен, который
связывается с физиологическим появлением
ребенка и всем спектром взаимоотношений
в диаде «мать — дитя» в последующий период
его развития. Материнство — достаточно
сложный феномен, имеющий свои физиологические
механизмы, эволюционную историю, культурные
и индивидуальные особенности. Последние
исследования материнства позволили отечественным
и зарубежным психологам говорить о формировании
материнства, как о сложном процессе, который
проходит онтогенетический путь развития
на протяжении всей жизни женщины.

Наиболее комплексно
проблема материнства в отечественной
науке поднимается в работах С. Ю. Мещеряковой
и Г. Г. Филипповой. С. Ю. Г.Г.Филлипова в
своих исследованиях, проводимых с позиции
материнско-детского взаимодействия,
выделяет несколько направлений:

  • Культурно-исторические
    аспекты материнства;
  • Биологические
    аспекты;
  • Психологические
    аспекты.
Читайте также:  Центр раннего развития ребенка в омске

Она же в содержании
материнской сферы выделяет три 
блока:

  • потребностно-эмоциональный
    блок представлен поэтапным развити-

ем потребности 
в эмоциональном контакте с ребенком,
потребности в его ох-

ране и заботе
о нем и потребности в материнстве,
возникающей на основе

рефлексии матерью 
своих переживаний;

  • операциональный
    блок, состоящий из операций по уходу и
    операцио-

нального состава 
общения с ребенком, имеющий специфическую
эмоцио-

нальную окраску,
которая придает операциям стилевые
характеристики: ос-

торожность, мягкость,
бережность и т.п., специфику вокализации 
и мимики;

  • ценностно-смысловой
    блок, включающий отношение к ребенку
    как

самостоятельной
ценности, а также ценность материнства
как состояния

«быть матерью».
Одной из основных особенностей материнской
сферы человека, по мнению Г.Г. Филипповой,
является не фиксированное эволюционно,
а прижизненно формирующееся наполнение
ценностно-смыслового блока, потребностей
и способов их удовлетворения. В этом отношении
можно говорить о конкретно- культурной
модели материнства – как содержании
всех блоков материнской сферы женщины,
которая ориентирована на развитие соответствующего
конкретно-культурного варианта личности
ребенка. 

Зарубежные исследования
в области психологии материнства 
и смежных проблем, в противовес
отечественным, отличаются чрезвычайной
обширностью, разнонаправленностью концепций 
и подходов. Наиболее значимые исследования
различных аспектов материнства проводили: 
Д.Боулби, В.И.Брутман, Р.Миллер, М.Мид, К.Флейк-Хобсон,
Э.Эриксон, Д.Винникотт, Г.Клауд, Р.Спитц,
М.Раттер, Т.Филд.

 В последние 
годы появился интерес к комплексному,
междисциплинарному изучению материнства. 
Основным выводом, сделанным авторами
этих и других исследований, является,
во-первых, констатация необходимости
продолжения психологических исследований
материнства как целостного явления и,
во-вторых, отсутствие адекватного подхода
и теоретической концепции для осуществления
такого исследования. Необходимость изучения
психологии материнства и подготовки
специалистов в этой области обусловлена
также бурным развитием такой отрасли
психологической практики, как психологическая
помощь матери и ребенку (коррекция развития
ребенка и материнско-детского взаимодействия),
включая младенчество и пренатальный
период. Вторжение процессов осознания
в область интимных отношений матери с
ребенком, изначально регулируемых филогенетически
ранними неосознаваемыми механизмами,
требует тщательной научной рефлексии
как самих этих взаимоотношений, так и
способов вмешательства в них в целях
диагностики, психологической коррекции
и профилактики. Особенно это касается
нашей страны, где активно развивающийся
социальный запрос на такого рода психологические
услуги сталкивается с полным отсутствием
теоретического, методического и организационного
обеспечения.

Важность материнского
поведения для развития ребенка,
его сложная структура и путь
развития, множественность культурных
и индивидуальных вариантов, а также
огромное количество современных исследований
в этой области позволяют говорить о материнстве
как самостоятельной реальности, требующей
разработки целостного научного подхода
для его исследования. В психологической
литературе (преимущественно зарубежной)
много внимания уделяется биологическим
основам материнства, а также условиям
и факторам индивидуального развития
его у человека. В отечественной психологии
в последнее время также появился ряд
работ, связанных с феноменологией, психофизиологией,
психологией материнства, психотерапевтическими
и психолого-педагогическими аспектами
беременности и ранних этапов материнства,
девиантным материнством. 

II.
Роль матери в 
эмоциональном развитии 
ребенка раннего 
возраста.
 

2.1.
Особенности эмоционального 
развития ребенка раннего
возраста.
 

Развитие высших
психических функций неотделимо
связано с развитием эмоционально-потребностной 
сферы ребенка. Доминирующее в раннем
возрасте восприятие аффективно окрашено.
Аффективный характер восприятия приводит
к сенсомоторному единству. Ребенок
видит вещь, она его привлекает и благодаря
этому начинает разворачиваться импульсивное
поведение – достать ее, что-то с ней сделать.
Дети раннего возраста максимально связаны
наличной ситуацией. Их поведение является
импульсивным, ничто из того, что лежит
вне наглядной ситуации их не привлекает.
Примерно до 2х лет ребенок вообще не может
действовать без опоры на восприятие.
Например, его не может обрадовать игрушка,
которую подарят в будущем, но отданная
сейчас она же вызовет бурную реакцию.
Желания ребенка неустойчивы и быстро
преходящи, он не может их контролировать
и сдерживать; ограничивают их только
наказания и поощрения взрослых. Все желания
обладают одинаковой силой: в раннем детстве
отсутствует соподчинение мотивов. Это
легко наблюдать в ситуации выбора. Например,
если ребенок возьмет игрушку, но увидит
более привлекательную, то тут же бросит
старую и будет просить дать ему именно
ее. Заполучив же желаемое, но заметив
как кто-то катается на машинке сейчас
же побежит к ней, выбросив желаемую игрушку.
Выбрать, остановиться на чем-то одном
ребенок еще не может — он не в состоянии
принять решение.

Развитии эмоционально-потребностной 
сферы зависит от характера общения 
ребёнка со взрослыми и сверстниками.
И если в младенчестве преобладает
ситуативно-личностное общение, которое
было ограничено узкими рамками ситуации,
в которой удовлетворяются потребности
ребенка, то в раннем детстве эта ситуация
меняется. У него появляется потребность
в сотрудничестве, которая, вместе с потребностями
в новых впечатлениях и активности, может
быть реализована в совместных действиях
со взрослым. Подробнее о роли общения
в развитии ребенка раннего возраста мной
будет рассмотрено в следующей главе курсовой
работы.

Источник

проявляющаяся
как устойчивая потребность в 
получении положительных эмоций
от взрослого, потребность обрести чувство
уравновешенности и безопасности, достигаемая
в контакте со взрослым.

Удовлетворение 
этих потребностей является условием
нормального

психического 
развития ребенка.

Эти исследования
также позволяют заключить, что 
чувство эмоционального комфорта служит
показателем оптимального состояния ребенка
в системе “Я-Мир”, и является необходимым
условием его развития. Оно

продуцируется
положительным эмоциональным отношением
матери, активно проявляемым в процессе
взаимодействия с ребенком. Нарушение
такого поведения матери (разные формы
эмоциональной депривации) ведет к искажению
психического развития ребенка во всех
сферах.

В исследованиях 
эмоционального состояния детей 
раннего возраста

устойчиво положительное,
комфортное эмоциональное состояние ребенка

рассматривается
как базовое, являющееся основой всего
отношения ребенка к миру и влияющее на
особенности переживания семейной ситуации,

Читайте также:  Развитие для ребенка 5 лет с машинками

познавательную,
эмоционально-волевую сферы, стиль переживания
стрессовых ситуаций, отношение со сверстниками.
Обобщенно такое базовое эмоциональное
состояние характеризуется как чувство
эмоционального благополучия.

Выделяются три 
основных уровня эмоционального благополучия:
высокий,

средний и низкий,
коррелирующие с типом материнско-детского
взаимодействия и его выраженностью. Высокий
уровень эмоционального благополучия 
формируется при эмоционально-принимающем
и поддерживающем типе взаимодействия.
Разные формы эмоционально-зависимых
и эмоционально-отвергающих типов взаимодействия
и степень их выраженности продуцируют
средний или низкий уровень эмоционального
благополучия ребенка.

Разработаны методы
диагностики уровня эмоционального благополучия
и типов материнско-детского взаимодействия.

Исследования 
эмоционального благополучия ребенка 
в разных

возрастах и 
его связи с отношением и поведением
матери показали, что оно

проявляется не
только в преимущественном положительном 
фоне настроения, но и в стиле переживания
результатов действий, успехов и неудач,
развитии познавательной мотивации, включении
взрослого в совместную деятельность,
отношении к оценке взрослого, развитии
самоконтроля, стиле переживания ситуации
разлуки с близким взрослым, переживании
семейной ситуации.

В младенчестве
состояние эмоционального благополучия
определяется как базовое чувство эмоционального
комфорта, обеспечивающее доверительное
и активное отношение к миру. В более старшем
возрасте эмоциональное благополучие
обеспечивает высокую самооценку, сформированный
самоконтроль, ориентацию на успех в достижении
целей, эмоциональный комфорт в семье
и вне семьи.

Таким образом 
именно эмоциональное благополучие является
наиболее

емким понятием
для определения успешности его 
развития. Оно не зависит от культурных
и индивидуальных особенностей ребенка,
а только от оптимальности системы “мать-дитя”
и поэтому может рассматриваться как критерий
успешности материнства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.5.
Привязанность ребенка 
раннего возраста 
к матери.
 

Ранний возраст 
– период, когда закладываются 
фундаментальные качества личности,
обеспечивающие психологическую устойчивость,
позитивные нравственные ориентации на
людей, жизнеспособность и целеустремленность.
Эти духовные качества личности не развиваются
спонтанно, а формируются в условиях выраженной
родительской любви, когда семья создает
у ребенка потребность быть признанным.
Но в стране ежегодно выявляется около
100 тыс. детей, нуждающихся в опеке взрослых,
которые могли бы заменить их семью. Дети-сироты
или дети, лишенные родительского попечительства,
попадают в детские дома или школы-интернаты.
Ребенок, лишенный родительского попечительства
и помещенный в условия сложившихся стереотипов
системы воспитания, страдает от того,
что воспитатели и другие сотрудники учреждения
находятся с ним строго в определенное
время. Кроме того, в подавляющем большинстве
случаев воспитатели – люди профессионально
некомпетентные, и поэтому их опыт как
воспитателей формируется, прежде всего,
на формальном дисциплинировании детей.
А это таит в себе опасность отчуждения
во взаимоотношениях взрослого и ребенка.
В результате воспитания детей-сирот в
условиях детского дома наблюдается также
специфическое развитие интеллектуальной
и аффективно-потребностной сфер, особенностей
поведения, которые они рассматривают
как качественно иной характер формирования
личности. Эта специфика проявляется и
в несформированности внутреннего, психического
плана действий, собственной мотивации,
в преобладании ориентации на внешнюю
ситуацию. Качественно иную форму имеет
и развитие всех аспектов «Я» (представления
о себе, отношения к себе, образа «Я», самооценки).
Следствием депривации потребности ребенка
в материнской любви является отсутствие
у него чувства уверенности в себе, которое,
возникнув на ранних стадиях возрастного
развития, впоследствии становится устойчивой
характеристикой личности воспитанников
детского дома.

На различных 
этапах развития нашего общества представления
о семье как факторе воспитания претерпевали
существенные изменения. К настоящему
времени накоплено немало убедительных
свидетельств принципиальной значимости
и в известных пределах незаменимости
семьи для формирования личности ребенка.
Анализ поведения и психики детей, разлученных
с матерью в раннем детстве (в результате
ранней госпитализации, смерти родителей
или развода), говорит о возможности необратимых
искажений личности ребенка из-за воспитания
его без матери.

Наиболее чувствительными
к воздействию семейного неблагополучия
оказываются стержневые образования личности
ребенка – его представления о себе, самоотношение,
самооценка, образ себя. Поскольку полнота
удовлетворения потребностей ребенка
зависит от родителей, то его представления
о себе и образ себя в значительной мере
связаны с отношением родителей к ребенку,
их восприятием и пониманием ребенка,
с характером родительских установок
и качества привязанности как матери к
ребенку, так и ребенка к матери. В настоящее
время изучение формирования и развития
привязанностей в онтогенезе является
одним из наиболее актуальных направлений
исследований в современной психологии
развития, где привязанность к матери
понимается как базисное образование,
оказывающее влияние на психическое развитие
ребенка, его жизненный путь.

Изучение привязанности 
ребенка к матери одно из ведущих 
направлений зарубежной экспериментальной 
психологии на протяжении последних 
десятилетий. В русле этологического
подхода связь «мать-дитя» трактовалась
как форма запечатления, были получены
доказательства того, что взаимодействие
матери и новорожденного в первые часы
после рождения оказывают влияние на последующее
общение. В частности, было показано, что
эмоциональные связи ребенка с матерью
усиливаются, благодаря наличию взаимодействия
в первые часы жизни ребенка, а разлука
матери и ребенка в этот период может привести
к негативным эффектам. Однако другие
исследования не подтвердили установления
специфических эмоциональных связей между
матерью и новорожденным сразу после рождения.
Х.Р. Шеффер обратил внимание на то, что
новорожденный имеет определенные биологические
механизмы, лежащие в основе потребности
ребенка устанавливать эмоциональную
связь с кем-либо. Большой вклад в решение
этой проблемы внес английский психиатр
Дж. Боулби своей теорией привязанностей,
согласно которой привязанности к матери,
отцу или кому-нибудь другому не являются
врожденными или  результатом раннего
научения (запечатлением). По его мнению,
врожденными являются некоторые формы
поведения младенца, способные заставить
окружающих находиться рядом с ним и заботиться
о нем. Это – гуление, улыбка и ползание
по направлению к взрослому. С точки зрения
эволюции, эти формы носят адаптивный
характер, так как обеспечивают младенцу
заботу, необходимую для выживания.

Читайте также:  Развитие ребенка девочки по месяцам таблица

Основным результатом 
взаимодействия матери и младенца Дж.
Боулби считает появление у младенца
эмоциональной привязанности, заставляющей
ребенка жаждать присутствия 
матери, ее ласки, особенно если он встревожен
или испуган. В первые 6 месяцев привязанности
младенцев носят диффузный характер, после
начинает явно проявляться привязанность
к определенным людям, обычно первым объектом
привязанности является мать.3

В отечественной 
психологии изучение привязанностей ребенка 
к взрослому велось в рамках психологии
общения, в русле концепции М.И. Лисиной.
Избирательные привязанности ребенка
к взрослому рассматривались как продукт
общения, зависящий от его содержания.
В работе С.Ю. Мещеряковой изучалось развитие
системы аффективно-личностных связей
ребенка со взрослым на первом году жизни.
Было показано, что эти связи возникают
в первом полугодии жизни ребенка в ситуативно-личностном
общении и являются основным психологическим
новообразованием этого возраста.

В западной литературе
взаимодействие ребенка со взрослыми
обычно обозначается термином «привязанность».
В рамках этого подхода привязанность
к взрослым рассматривается как основной
фактор развития ребенка в первые годы
его жизни.

Привязанность
– это инстинктивное поведение 
ребенка, а также любая форма поведения,
результатом которой является приобретение
или сохранение близости с «объектом привязанности»,
которым обычно является человек, оказывающий
помощь. Этот феномен можно проследить
на протяжении всей жизни любого человека,
и особенно в критические моменты. Таким
образом, отношения можно назвать собственно
привязанностью в том случае, если они
обладают специфическими свойствами привязанности,
к которым относится стремление к близости,
возникающее при наличии угрозы. Привязанность
в данном случае используется как основа
безопасности.

Привязанность
к родителям – это форма 
эмоциональной коммуникации, взаимодействия,
общения с родителями, прежде всего 
с матерью как наиболее близким 
лицом.

Чувство привязанности 
формируется у человека в определенный
период индивидуального развития. Для
формирования этого чувства у ребенка
раннего возраста необходимы взрослые
люди, которые могут вызвать чувство привязанности.
Его формирование связано с общим эмоциональным
развитием, которое осуществляется в семейных
условиях с помощью взрослых людей, занимающих
в отношении ребенка положительные позиции.

О начальных 
проявлениях привязанности можно 
говорить уже к середине первого 
года жизни, когда возникает беспокойство
при временном отсутствии матери
(отчетливо выражается в семь месяцев)
и появлении посторонних (в восемь месяцев).
Уже в самом раннем возрасте дети проявляют
избирательное отношение к знакомым и
незнакомым взрослым. Формирование расположения
ребенка к окружающим зависит от того,
как они удовлетворяют некоторые важные
потребности детей.

К проявлениям 
привязанности (М. Эйнцворт) можно отнести
следующие характеристики: реакции при
появлении матери, реакции в ответ на попытку
матери завязать контакт, поведение, направленное
на избегание разлучения, поведение, рассматриваемое
как исследовательская активность в ситуации,
когда ребенок находится на коленях у
матери, реакции типа избегания (например,
при контакте ребенка с незнакомым человеком).

Показателем привязанности 
можно считать стремление ребенка 
к определенному человеку, его желание
общаться с ним, а также протестовать против
разлуки с ним. Для образования связей
имеет значение не удовлетворение физиологических
потребностей ребенка, а частота контактов
с ним, эмоциональное отношение к нему.
Очень важным надо считать также степень
чуткости и реакцию на плач ребенка.

Для развития чувства 
привязанности к матери у ребенка 
очень существенны первые 2-3 года
жизни. Этот период может определить
как критический в формировании
привязанности.

Отношения привязанности 
формируют сущность психологической
жизни с рождения и до смерти. Обретение
полной независимости (автономии) в психологической
сфере является не более возможным, чем
в биологической сфере – движение от жизненной
зависимости от кислорода к независимости
от него. Потребность в близости, безопасности,
комфорте и заботе – это выражение нужды
взрослого человека в привязанности, а
не возврат к инфантильным способам поведения.
Сохранение отношений привязанности на
протяжении всей жизни и открытое выражения
потребности в связи с другим человеческим
существом – это, скорее, признак психологического
здоровья, чем проявление патологической
зависимости.

Противоположностью 
привязанности является одиночество
(или переживание утраты). Парадокс
привязанности в том, что мы должны
привязываться к тем, кого неизбежно потеряем.
Поэтому страхи утраты и оставления — это
всегда присутствующая тень привязанности.

Уход, отсутствие
того, к кому мы привязаны, запускает 
болезненное чувство угрозы потери,
поэтому зачастую даже негативная реакция 
более желательна, чем ее отсутствие. Вследствие
этого люди могут быть очень привязаны
к тем, кто их обижает и даже причиняет
эмоциональный или физический вред. Рассерженный
родитель, по крайней мере, присутствует.
Власть привязанности может превзойти
любые другие потребности и даже голос
разума. В жизни мы может найти множество
примеров этому. Женщина может возвращаться
к мужу, который ее избивает. Мужчина может
ожидать, что еще немного и его жена-алкоголичка
сможет бросить пить.

Источник