Роль мамы для ребенка в 1 год

Роль мамы для ребенка в 1 год thumbnail
Папа и мама для маленького ребенка творят весь мир. Они формируют для него систему ценностей и предубеждений. Родители — это также зеркало, в которое смотрит ребенок.

Ведь до определенного возраста ребенок создает мнение о себе исключительно со слов родителей. Дети нас любят, нам доверяют, нас копируют. И, вообще, до определенного возраста дети «боготворят» родителей.

Но мы, взрослые, полностью осознаем свою исключительную роль в жизни наших чад? И всегда чувствуем ответственность за создание мира для наших детей?

Многие родители пользуются своей безграничной властью над детьми. Дети вырастают, и тогда во взрослой жизни встречаем сотрудников, которые в свои 35 лет не могут принять ни одного самостоятельного решения, постоянно советуются с мамой по вопросам типа «Какого цвета рубашку или платье одеть сегодня».

Многие взрослые люди катастрофически боятся общения с людьми. Поскольку в родительской семье они в свой адрес слышали только критику и осуждение.

Я не говорю, что родители определяют нашу судьбу, но от опыта общения с ними очень и очень многое зависит в жизни.

Есть наглядная былина на эту тему. «У мамы было два сына. Она их воспитывала и часто бросала фразу: «Все равно будете в психбольнице» Когда ребята выросли, то и в самом деле попали в психушку. Один сын — в качестве пациента, а другой там работал врачом». Такой может быть сила родительских слов, которые мы ненароком раздаем нашим детям.

Часто родители не знают как себя вести, не могут найти свою роль в воспитании, потому что не понимают: что происходит в психике, в душе ребенка? Давайте попробуем по шагам проанализировать роль мамы и папы в жизни наших детей.

Как все устроено?

Роль отца в воспитании ребенкаИзвестно, что когда появляется на свет ребенок, то он наследует не только биологические показатели, но и психологические сценарии, установки и страхи от своих родителей. На этот процесс мы не очень можем повлиять. Но на процесс роста, воспитание ребенка — можем.

Мы знаем, что на физиологическом уровне нужно обеспечивать потребности младенца в пище, тепле. Так вот, на уровне психологическом — это потребности в любви, ласке, нежности, уважении.

Хочется уже забыть распространенный миф о младенцах: «Не берите ребенка часто на руки, потому что разбалуешь». Это ошибочное утверждение. Было проведено очень масштабное исследование под руководством психолога Рене Шпица, которое выяснило: отсутствие любви — является причиной болезненности и высокой смертности среди детей. (Наблюдение проводились за младенцами в детских домах и приютах, где они находились в благоприятных с точки зрения гигиены и питания условиях, но не получали достаточно эмоциональной заботы со стороны персонала).

На эмоциональном уровне родители должны безусловно любить свою кроху и оба должны помочь ребенку пережить свое психологическое рождение — отделение от них. Это происходит примерно в 2,5-3,5 года, когда ребенок сформировала свое «Я» и уже осознает себя отдельной личностью. Это сверхважно.

Среди родителей часто бытует мнение (особенно среди мужчин), что воспитание можно отложить на потом, где-то на школьный возраст. Но это ошибочное представление. До 3-х лет ребенок формирует стержень, фундамент своей личности. Много информации усваивается им на глубинном бессознательном уровне.

В старшем возрасте преобладает уже сознательное восприятие. Поэтому, лучше сразу помогать ребенку строить надежный дом личности, чем потом разрушать его и пытаться бесполезно перестроить, если вас что-то не устраивает.
 

Роль родителей в течение первых 3-х лет. Первый период — от рождения

В период от рождения до овладения хождением на первый план выходит роль мамы, которая, в идеале, дарит безусловную любовь и кормит грудью.

Каждому ребенку важно пережить симбиоз (единство) с мамой. Существует естественная потребность мамы и младенца в глубокой гармоничной связи. И чем сильнее эта связь (привязанность), тем больше вероятность, что ребенок успешно завершит стадию отделения от мамы и станет независимой отдельной личностью.

В общем, как мама так и папа помогают ребенку на первом году жизни установить базовое доверие или недоверие к миру. Это происходит из-за ежедневного ответа родителей на детские нужды. На этом этапе ребенку нужен эмоциональная и духовная связь с родителями. Малыш должен чувствовать, что его любят просто за то, что он есть.

Малыши нуждаются в много любящих прикосновений, контакта глазами, колыбельных песен и разговоров с любовью в голосе. Опыт показывает, что мужчинам, которые присутствовали на партнерских родах и принимали активное участие в заботе над младенцем, легче установить и поддерживать с ребенком близкие дружеские отношения.

Читайте также:  Ребенок 1 год потеет голова

После того, как малыш становится на ножки, он начинает физически удаляться от мамы. Однако, на эмоциональном уровне юный исследователь теперь очень нуждается в поддержке его первых достижений.

Папы можно назначить ответственным за создание безопасного развивающей среды для ребенка: убрать все ценные и опасные вещи, а вещи-игрушки — сделать интересными и доступными.

Важно, чтобы ребенка постоянно не останавливали словами «Это опасно! Не трогай! «Ребенок активно завоевывает, осваивает. Поэтому старайтесь чаще положительно оценивать старания ребенка. Не критикуйте малыша за чрезмерную активность. Запреты старайтесь сделать их очень конкретными (плита, утюг, огонь).

Второй год жизни малыша

Роль мамы в воспитании ребенкаВ период 1,5-2 года происходит ранний этап эмоционального отделения от мамы. В этом возрасте актуализируется фигура папы-друга и утешителя. Ребенок начинает себя осознавать отдельной личностью со своими желаниями.

Ему от этого и страшно, и радостно. Поэтому у малышей могут случаться истерики. Он ищет подтверждения у родителей, что с ним все хорошо. Ваша кровиночка требует понимания, теплых объятий и принятие своего взросления.

Ребенок продолжает движение вперед, если уже насытился безусловной любовью и создал позитивный внутренний образ мамы. Мамочка должна давать ребенку сигнал, что она ее так же любит и положительно воспринимает его взросления. (Не все мамы здесь дают зеленый свет. Некоторые впадают в гиперопеки и продолжают длительное время относиться к ребенку как к младенцу. Иногда это удобно маме, хотя редко из мам кто себе в этом признается).

В этом процессе очень важна роль отца. Если отец был физически и эмоционально присутствует в моменты, когда мамы не было рядом, то ребенку легче отделиться. Мама также должна посылать ребенку сигнал, что «папе можно доверять», что важны доверительные отношения между супругами.

Присутствие отца и его включенность в процесс воспитания особенно важна для мальчиков. Поскольку ребятам по своей природе нужно разрушить идентичность с мамой, и развить вместе здоровую мужскую самоидентификацию.

Кризис трех лет

В 2-3,5 ребенок пытается освоить самообслуживания (еда, одевание, гигиенические навыки), и это очень хорошо. Следует поддерживать ее стремления и стимулировать движение к автономии от родителей. Так формируется уверено здоровая личность вашего ребенка.

Как маме, так и папе следует начинать доверять ребенку заботу за себя. Не критиковать его, не ругать за «погрешности», а быть терпеливыми и выдержанными.

Здесь важна постепенность и вера в ребенка. Не ждите, что сразу все будет идеально не нагружайте ребенка много. Идите за ребенком.

Любимыми словами вашего чада в этом возрасте станут «Я сам!», «Нет», «Я хочу». Ребенку становится очень важным, чтобы мама и папа начали воспринимать его всерьез, чтобы его чувства уважали.

Это нормальные нарциссические потребности ребенка. Если они удовлетворяются, то ребенок это перерастет и сформирует здоровую самооценку.

Этот возраст — это самое тяжелое время для родителей. Кризис трех лет, как правило, сопровождается детскими истериками, протестами, гневом. Здесь нужна только спокойная реакция на любые агрессивные импульсы, разрешение на переживания конфликтных чувств вместо запугивания и угроз.

Очень важна единомыслие обоих родителей. Это нелегко, но попробуйте в своем маленьком разбушевавшемся ребенке видеть букашку, пробивающуюся к своему месту под солнцем это, заслуживает уважения.

Родителям, что в свое время сами не прожили эти периоды в своем детстве, будет сложнее справиться со своими ролями.

Возраст ребенка от 3-х до 6-ти лет

В течение 3-6 лет у ребенка наступает период поло-ролевой идентификации. Для детей становятся важным вопрос: кто я? девочка? мальчик?

Ребенок под влиянием своих собственных наблюдений и замечаний взрослых начинает понимать, каким должно быть поведение девочек, мальчиков. Какова их роль? Это — половое становления маленькой личности. В этот период часто мальчики говорят мамам, когда вырастут и женятся на них. А девочки мечтают о папе-принце. Это нормально. Роли родителей очень интересные в этом периоде.

Папа в это время для своей дочери формирует образ будущего мужа и помогает ребенку выработать модели взаимодействия с мужчинами. В этот период ребенок разрабатывает, по сути, основы сценария своей будущей жизни и супружеской, в частности.

Тоже самое и у мальчика. На маму проектируется роль будущей жены. Обоим родителям стоит положительно включиться в эту «игру». Папам стоит замечать красоту своих дочерей, подмечать заботливые черты их характера, отсекать манипулирования и негативные проявления.

Надо сказать, что девочка в семье бессознательно будет стремиться быть похожей на свою маму (присутствует идентичность с мамой). Поэтому девочке нужно иметь перед собой живой положительный пример. Модели поведения детей, ценности черпаются из семьи.

Читайте также:  Количество приемов пищи в день у ребенка в 1 год

У мальчиков первичное уподобление мамы должно заменить идентификация с папой. Ему через общение с папой и другими мужчинами нужно сформировать мужество. Жена должна поддерживать положительное и уважительное отношение к своему мужу, отцу и способствовать этому процессу.

В противном случае у мальчика может сформироваться обесценивание родительской и мужской роли. Ему труднее стать Настоящим мужчиной. Мама должна верить в своего маленького мужчину (сына) и давать ему пространство для самостоятельных поступков.

Школьный возраст ребенка

В старшем возрасте воспитание продолжается, но фокус внимания детей существенно перемещается на социум. Стержневые основы формируются вокруг этих вопросов.

Если коротко подытожить, то можно сказать словами народной поговорки: «воспитывай сына так, будто он должен жениться на твоей дочери, а дочь — так, чтобы она была замечательной женой твоему сыну».

Эти слова, конечно, не об инцесте, а о сути истинного воспитания, где есть место ролям мамы и папы. Главное, не путать родительский эгоизм (воспитание ребенка для себя и своих амбиций) с искренним желанием ребенку счастье.

Это будет проявляться со временем в способности ребенка самостоятельно и мудро вершить свою судьбу и в будущем создать свою гармоничную семью.

Источник

Роль матери в жизни ребенка до четырех лет и её основные задачи в этот период | Дочки-Матери

Все материнские помыслы, если уж получается преодолеть притяжение самых приземленных вопросов про подгузники, упираются в то, в каком возрасте должен уметь ребенок то или это, когда нам станет легче, и как нам его развивать. И так мы и ходим в этих трех соснах со смутным ощущением, что что-то тут не так…

А все дело в том, что мы не задаем себе правильных вопросов. Вернее, мы слишком мелко плаваем, задавая вопросы. Сегодня я предлагаю вам взять повыше и копнуть поглубже ) Какова роль матери в жизни ребенка? Какие ее задачи в первые годы его жизни? Что самое важное?

Лично о себе могу сказать вот что. Я никогда не ставила перед собой вопросы так. И даже никогда не видела ничего подобного в литературе. По счастью, я слушаю много лекций и последними наработками опытных инструкторов по материнскому искусству, психологов, акушерок и прочих товарищей, которым впору университет открывать.  А что? Неужели кто-то из вас изучал в университетах вопросы поважнее этих???

Итак, начнем ) Роль и основные задачи матери в первые 4 года жизни ребенка:

Задача №1. Дать возможность ребенку побыть ребенком.

За очевидностью этого изречения скрывается два очень глубоких смысла. Далее я расскажу вам о них, как я их понимаю.

  1. Не торопить (но и не задерживать) биологическую программу ребенка. В первый год жизни развитие идет очень интенсивно. Грудное вскармливание, ношение на руках, совместный сон и отлучки — на каждом этапе развития свои правила, которые очень важно знать.

Роль матери в жизни ребенка до четырех лет и её основные задачи в этот период | Дочки-Матери

Примеры такого «поторапливания»:

  • отложить ребенка спать в отдельную кроватку до того, как он будет готов переместиться туда сам;
  • выйти на работу через шесть месяцев после родов;
  • обучение навыкам, которые в норме осваиваются ребенком в более позднем возрасте (плавание, чтение).

Такие меры, к сожалению, могут привести к нарушению развития и ухудшению здоровья малыша. Иногда они являются следствием необразованности молодой матери, иногда вынужденными мерами от тяжелой жизни, а и иногда и чрезмерным стремлением дать ребенку успешный «ранний старт».

Примеры задерживания естественного развития:

  • сглаживание «острых углов» при помощи приспособлений (соска, манеж, чашка-непроливайка);
  • лишение ребенка возможности принять ту нагрузку, на которую он рассчитан, в том числе удары и падения, естественный температурный режим со сквозняками и прохладными напитками, отлучки мамы из дома;
  • жалость (вместо сочувствия) — это программа на беспомощность и болезненность.

Роль матери в жизни ребенка до четырех лет и её основные задачи в этот период | Дочки-Матери

2. Нарушение семейных ролей. Быть ребенком — это вам не какая-то ерунда. Его роль не в том, чтобы мусолить погремушку, хотя и это дело серьезное ))

Роль ребенка — продолжить род. Его задача — вырасти благополучным, найти себя и стать самостоятельным. Но в первые годы его жизни с этой ролью он справляется тем, что просто является самим собой.

Семья вкладывает ресурсы в то, чтобы ребенок исполнил свое предназначение и не грузит его теми задачами, которые не имеют отношения к его роли.

Но в реальной жизни есть такие штуки, которые идут в разрез с этим законом жизни, например, когда:

  • ребенок родился для того, чтобы осчастливить маму, и теперь она закрывает им дыру в своей душе, прячет в него голову, когда надо решать вопросы своего развития и своей жизни.
  • ребенку уготован путь, избранный родителями: «ты будешь юристом». Или же ребенок должен воплощать нереализованные мечты родителей: «будешь фигуристкой».
  • родители сбрасывают в ребенка те эмоции, которые не могут выразить в другом месте — на работе или в отношениях. Ведь там могут и ответить, а малыш все с готовностью примет на свой счет.
  • родители подсознательно ожидают, что ребенок отдаст должок за вложенные в него ресурсы, не понимая, что этот долг мы отдаем будущим поколениям, а не прошлым.
Читайте также:  Средство от соплей ребенку 1 год

Задача родителей номер один — это вскрыть все эти штуки, если они имеют место быть. Проанализировать, «как мы дошли до жизни такой» и добиться, на сколько это возможно, устранения всего этого из жизни семьи.

Задача №2. Научить ребёнка проявлять чувства.

Собственно, в этом хлеб армий психотерапевтов — мы не умеем проявлять свои чувства. Мы даже не всегда знаем о том, что это нормально и необходимо. Непроявленные чувства превращаются в болезни ума и тела, разрушают отношения и препятствуют  здоровому развитию во всех сферах жизни.

Роль матери в жизни ребенка до четырех лет и её основные задачи в этот период | Дочки-Матери

Запрет на чувства — норма в нашей культуре благодаря неблагополучному прошлому, связанному с войнами, голодом и нуждой. Когда жизнь сводится к выживанию, эмоции не в чести. Поэтому наше поколение является активным носителем запрета на чувства, как нормы и даже ценности.

Мы говорим нашим младенцам «ну-ну-ну, не плачь, маленький», полагая, что это утешение, но это не так. Так как же будет правильно:

  • Сначала позволить ребенку выплеснуть чувства, проплакаться (плач — лучше средство избавиться от стресса). В это время следует быть рядом с малышом и сочувствовать ему, гладить, обнимать.
  • Ребенка до года можно приложить к груди, когда он будет готов к этому (не затыкать плачущий рот грудью). Чем старше малыш, тем реже мы пользуемся этой возможностью утешить, к полутора годам это уже единичные случаи.
  • С малышом старше года проговорить, что случилось, объяснить, почему это происходит. Даже если ребенок не понимает слов, он поймет суть. Двухлетний ребенок уже вполне может понять смысл ваших объяснений. Такое проговаривание помогает ребенку выйти из негативного состояния, например, обиды или злости.

В процессе выполнения этой задачи хорошо бы задать вопрос и себе — а умею ли я проявлять чувства? Дело не только в том, что сложно научить тому, чего не умеешь сам… Но и в том, что маленький ребенок может проявлять негативные эмоции, которые блокируют родители, прежде всего мама.

Задача №3. Научить ребенка любить себя.

Любовь к себе — это базовое условие счастливой жизни человека. Человек не может полноценно развиваться, найти себя, построить гармоничные отношения, преодолевать сложности и добиваться успеха, если его любовь к себе и чувство собственного достоинства поражено с раннего детства.

Роль матери в жизни ребенка до четырех лет и её основные задачи в этот период | Дочки-Матери

Любовь к себе вырастает из зрелой отцовской и прежде всего материнской любви. Почему именно материнской? Не только потому, что в первые годы жизни ребенок в силу биологических причин больше связан с матерью.

Дело в том, что в здоровом варианте материнская любовь безусловна, то есть подразумевает принятие ребенка без условий. Зрелая материнская любовь:

  • не зависит от достижений или промахов ребенка;
  • не сравнивает его с другими детьми и с таблицами нормативов;
  • не ждет от него взаимности и возвращения долгов «я на тебя всю жизнь положила, а ты!»;
  • готова отпустить ребенка, когда придет его время.

Если, положа руку на сердце, это не про вас — имеет смысл поразмыслить над этим. О безусловной любви часто говорят, что ее не могут дать те матери, которые сами не получили ее в детстве. Это не так.

Многие из нас действительно недополучили материнской любви, потому что наши матери нам больше были за отцов. Такое поколение…  Радует только то, что эти штуки успешно поддаются психотерапии, было бы желание и понимание важности такой работы над собой.

Роль матери в жизни ребенка до четырех лет и её основные задачи в этот период | Дочки-Матери

Если все, о чем я пишу сейчас, вы читаете впервые, то лучше бы мне остановиться, пока у вас не вскипел мозг. Мы прошли только три пункта, а впереди еще четыре:

  • дать стимулы для развития органов и систем ребенка;
  • помочь ребёнку освоить социальное поведение;
  • дать возможность развивать интеллект;
  • к 3-4 годам отделить себя от ребенка.

Что скрывается за этими простыми заголовками, я расскажу вам во второй, а может даже и третьей части статьи. Не переключайтесь. А лучше напишите в комментариях, что думаете по этому поводу и задайте ваши вопросы.

Статья написана на основе конспекта лекции Галины Елтонской — психолога, инструктора по материнскому искусству и грудному вскармливанию, научного руководителя центра «Мамин Дом» , Новосибирск.

Искренне ваша, Елена Калашникова

(голосов: 17, в среднем 4,41 из 5)

Загрузка…

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:

Оставьте ваш комментарий:

Источник