Роль логоритмики в развитии ребенка
Консультация « Роль логоритмики в развитии речи».
«Занятия ритмикой, полные бодрости,
радости, чувства гармонии излучаемого
музыкой, наложат отпечаток на развитие
личности этих детей и возродят в них
чувства гармонического согласия
со всеми функциями организма».
Н. Г. Александрова
В последние годы становится очень актуальной проблема развития речи у детей дошкольного возраста, где основной задачей служит формирование навыков правильной устной речи.
Отмечается постоянное увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Повышенный интерес у логопедов, учителей, психологов к коррекции речевых нарушений учащихся в 1-4 классах общеобразовательных школ испытывающих затруднения при чтении и понимании текстов, которые не могут быть устранены без помощи специалистов.
Педагоги, работающие в детском дошкольном учреждении, должны иметь общее представление об особенностях формирования механизмов устной речи ребенка и владеть различными методиками развития речи дошкольников, чтобы дети, приходя в школу, не чувствовали «дискомфорта», ведь большую роль в обучении играет правильная речь. Логопедическая ритмика исходит из общих методологических основ логопедии и дефектологии и является одним из ее разделов. Она, изучает закономерности развития, воспитания, а также нарушения психомоторных функций в синдроме речевой патологии. Важнейшей задачей, определяющей особую значимость логопедической ритмики, как одного из звеньев логопедической коррекции, является формирование и развитие у детей с речевой патологией двигательных способностей, как основы воспитания речи, перевоспитания и устранения речевых нарушений.
В педагогическом аспекте логоритмика — это система физических упражнений, построенная на связи движений с музыкой. Она способствует воспитанию познавательной, волевой и эмоциональной сфер личности, гармоническому физическому и художественному развитию детей, развитию музыкального слуха, внимания и восприятия, комплексных видов памяти, выразительности движений, формирует эмоциональную отзывчивость и музыкально – ритмическое чувство, учит движениями выражать характер и темп музыкального произведения, развивает музыкально — речевые способности, расширяет певческий диапозон.
Далькроз, Александрова Н. Г., Збруева Н. П., Румер М. А., Ветлугина Н. А. и многие другие авторы говорили о большой значимости музыкальной ритмики для всестороннего развития ребенка, для формирования и коррекции нарушенных функций, речевых нарушений. Благодаря занятиям музыкальной ритмики дети развиваются как психически, так и физически, эмоционально, эстетически. Однако, сегодня не существует методики включения логоритмических занятий с детьми дошкольного возраста с общим нарушением речи в систему образования.
Во всех формах организации логоритмических занятий внимание воспитателя, логопеда и музыкального руководителя направляется на всестороннее развитие ребенка, на перевоспитание и устранение неречевых нарушений в двигательной и сенсорной сферах, на развитие или восстановление речи, на способность проявлять в своей деятельности стремление к творчеству.
Логопедическая ритмика развивается и обогащается все новыми знаниями, получаемыми путем исследования различных функциональных систем детей с речевой патологией, их развития при наличии того или иного нарушения. Следовательно, логопедическая ритмика, познавая закономерности развития и нарушения двигательных систем человека, их связей с развитием и нарушениями речеслуховой и речедвигательной систем, содействует совершенствованию всей коррекционно-воспитательной и восстановительной работы с детьми, имеющими дефекты речи.
Развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный воспитательно-коррекционный процесс.
Логоритмическое воспитание детей непосредственно связано с нравственным воспитанием, формированием моральных чувств и сознания, с развитием морально-волевых качеств: доброжелательности и взаимопомощи, целеустремленности, формирует у детей богатство эстетического чувства.
В логоритмическом воспитании можно выделить два основных звена. Первое — развитие, воспитание и коррекция неречевых процессов у детей с речевой патологией, а именно: слухового внимания, слуховой памяти, оптико-пространственных представлений, координации движений, чувств темпа и ритма в движении, воспитание и перевоспитание личности, характера. Второе — развитие речи и коррекцию речевых нарушений: воспитание темпа и ритма дыхания и коррекцию речевых нарушений в зависимости механизмов, симптоматики расстройства и методики его устранения.
Психологи и лингвисты считают, что в раннем детстве темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы жизни. Если к концу первого года жизни словарь ребенка составляет в норме 8-10 слов, то в три года – до 1 тысячи слов.
На третьем году жизни ребенка речь становится доминирующей линией развития. Быстро пополняется словарь, качественно улучшается умение строить предложения, совершенствуется звуковая сторона речи. Речь служит средством общения и саморегуляции поведения.
Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение, и от этого зависит адаптация ребенка к школе. Известно, что дети с нарушением устной речи при поступлении в школу испытывают определенные трудности в овладении письмом и чтением.
Логоритмические занятия – это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения и включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них.
На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы – последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.
Целью логоритмического воздействия является преодоление и профилактика речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Задачами логоритмического воздействия являются:
- развитие слухового внимания;
- развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха;
- развитие фонематического слуха;
- развитие пространственных организаций движений;
- развитие общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики;
- формирование и развитие кинестетических ощущений;
- воспитание выразительности и грации движений;
- воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое;
- формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации;
- развитие физиологического и фонационного дыхания;
- развитие певческого диапазона голоса;
- развитие чувства ритма;
- воспитание умения определять характер музыки, согласовывать ее с движениями;
- воспитание умения перевоплощаться;
- развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков;
- воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением;
- формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения.
Требования, предъявляемые к логоритмическим занятиям: занятия проводятся в группах детей не более 8 человек, 1 раз в неделю, продолжительность занятий у детей 2-3 лет 15-20 минут, 3-4 лет 20-25 минут, 4-6 лет 25-30 минут, занятия проводятся музыкальным руководителем и логопедом. Хороших результатов можно достигнуть только при совместной работе педагогов.
Практика показывает, что регулярное проведение логоритмических занятий способствует быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.
Логоритмические занятия основаны на тесной связи слова, движения и музыки.
Занятие по логоритмике включает следующие виды упражнений:
1. Ходьба и маршировка в различных направлениях. Как правило, эти упражнения являются вводными и заключительными. Они формируют чёткую координацию движений рук и ног, улучшают осанку, учат ориентироваться в пространстве, закрепляют понятие левостороннего и правостороннего движения, учат воспринимать словесную инструкцию, т.е. развивают слуховое внимание.
2. Упражнения на регуляцию мышечного тонуса направлены на развитие умения расслаблять и напрягать определённые группы мышц. Это необходимо для хорошей координации и ловкости движений. Благодаря специально подобранным упражнениям постепенно появляется умение регулировать мышечный тонус, а значит, осознанно управлять движениями своего тела.
3. Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции. Эти упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Работа над голосом позволяет сделать его более выразительным, воспитывать основные качества голоса – силу и высоту, а также оказывает профилактическое действие. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, способствует хорошей переключаемости артикуляционных движений.
4. Упражнения на активизацию внимания и памяти. На данных упражнениях воспитывается устойчивость и переключаемость внимания – способность переходить от одного действия к другому. Дети учатся распределять свое внимание между несколькими видами деятельности. Вместе с этим развиваются все виды памяти: моторная, зрительная, слуховая. Для детей, имеющих речевые нарушения, особенно важно развивать слуховое внимание и слуховую память.
5. Счетные упражнения. Эти упражнения позволяют задавать определенный темп и ритм выполнения движений, а также закрепляют счет в пределах 1-10. Чаще всего счетные упражнения – это разнообразные считалки.
6. Речевые упражнения без музыкального сопровождения. Их суть – ритмичное проговаривание стихотворного текста с одновременным выполнением действий. Стихотворный текст в этих упражнениях является ритмической основой для выполнения движений. Это позволяет совершенствовать общую и мелкую моторику, вырабатывает хорошую координацию действий.
7. Упражнения, формирующие чувство музыкального размера (метра). Эти упражнения направлены на различение сильной доли в музыке. Это прекрасно формирует и развивает слуховое внимание.
8. Ритмические упражнения. У детей с речевой патологией часто наблюдаются недостатки в восприятии ритма, проявляющиеся в затруднениях воспроизведения слов, состоящих из 3 и более слогов. Проговаривая многосложное слово, ребенок не ориентируется на его ритмическую основу, поскольку не чувствует её. Данные упражнения направлены на развитие чувства ритма. Так как наша речь организована ритмически, ребенка необходимо научить ориентироваться на ритмическую основу слогов, слов и фраз. Особенно это важно для детей, имеющих заикание. Но даже у здорового ребенка необходимо воспитать чувство ритма, а затем соединить речь с ритмическими движениями. Основная задача этих упражнений – сформировать у ребенка чувство музыкального ритма в движении.
9. Развитие чувства темпа. Эти упражнения необходимы, для того чтобы на основе музыкального темпа работать над темпом речи, что очень важно для детей, страдающих заиканием или нарушениями темпа речи. Умение чувствовать темп в музыкальном произведении помогает в дальнейшем восстановить и контролировать нормальный темп речи.
10. Пение. Пение прекрасно развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа, улучшает дикцию и координирует слух и голос.
11. Игра на музыкальных инструментах. Музыцирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, формирует чувство музыкального ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения.
12. Пальчиковые игры. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры проводятся с пением, с проговариванием текста, а также с мелкими предметами – карандашами, палочками, мячами.
13. Упражнения на развитие мимики. Очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная мимика. Мышцы лица могут быть вялыми и малоподвижными. Эти упражнения направлены на развитие мимической и артикуляционной моторики (подвижность губ и щек).
14. Артикуляционные упражнения направлены на развитие подвижности языка, губ, челюстей, переключаемости артикуляционных движений. Они могут выполняться как под музыку, так и без нее, под счет.
15. Упражнения на развитие фонематического восприятия. Фонематическое восприятие – это различение на слух всех звуковых единиц языка. Без развитого фонематического слуха невозможно правильное звукопроизношение, т.к. прежде, чем произнести звук, нужно научиться различать его на слух. Работа по формированию фонематического восприятия строится на развитии слухового внимания. Эти упражнения направлены на различение слов, близких по звуковому составу, на различение слогов, выделение различных слоговых сочетаний, отдельных звуков, дифференциации на слух похожих по звучанию звуков, определение местоположения заданного звука в словах, воспроизведение слоговой структуры слов.
16. Коррекция звукопроизношения. На логоритмических занятиях проводится работа по исправлению неправильного звукопроизношения. На подготовительном этапе даются упражнения на формирование слухового внимания, фонематического восприятия, артикуляционной и мимической моторики, затем звук автоматизируется и дифференцируется. Детям предлагаются игры на основе звукоподражания. Все перечисленные упражнения делятся на две большие группы: 1) упражнения, развивающие неречевые процессы (общая и мелкая моторика, координация движений, ориентировка в пространстве, регуляция мышечного тонуса, развитие чувства музыкального метра, темпа, ритма, развитие психических процессов); 2) речевые упражнения (развитие дыхания, голоса, темпа и интонации речи, развитие артикуляции и мимики, работа над правильным звукопроизношением и формированием фонематического слуха. Те или иные задания подбираются в зависимости от речевого дефекта.
На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы: последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей. При проведении уроков учитывается самочувствие детей, их эмоциональное состояние.
Кроме огромной пользы ребёнку — занятия по логоритмике весёлые и увлекательные!
Заключение
Анализ литературы и собственные наблюдения свидетельствуют о необходимости заниматься с детьми логоритмическои деятельностью, поскольку она имеет большое значение для музыкального развития ребенка дошкольного возраста с речевой патологией.
Организация специальных логоритмических и музыкально-двигательных занятий способствует развитию и коррекции двигательной сферы, музыкально-сенсорных способностей детей с расстройствами речи, содействует устранению речевого нарушения и, в конечном счете, адаптации к условиям внешней и внутренней среды.
Логоритмические занятия развивают психические процессы — восприятие, внимание, память и мышление, развивают эмоциональную сферу.
Большое значение эти занятия имеют и для нравственного воспитания дошкольника, что очень важно в наше время — воспитание умения вести себя во время занятий, формируют чувство такта и культурных привычек в процессе общения с детьми и взрослыми, сопереживать и сочувствовать друг другу.
Подбирая возможные средства и методы проведения коррекционной работы и диагностики по логоритмической и музыкально-ритмической деятельности следует помнить, что ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является игра, следовательно все мероприятия должны проводиться в игровой форме, только тогда они будут интересны детям, а следовательно заинтересуют их и будут давать ощутимый результат и отдачу.
Включение элементов логоритмики в музыкальные занятия и занятия по развитию речи, в повседневные игры детей способствует как собственно музыкальному развитию, так и преодолению речевых и двигательных нарушений.
Литература:
- Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие. -М.: ТЦ Сфера, 2006. — 64 с. (Логопед в ДОУ).
- Волкова Г.А. Логопедическая ритмика- М.:Просвещение,1985.- 191с.
- Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-З лет- М.: ТЦ Сфера, 2008. -128 с. — (Логопед в ДОУ).
- Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 144 с. (Программа развития.)
Источник
Авторы: Коваль Ирина
Среди разнообразия развивающих кружков и занятий для детей, часто можно встретить «Занятия по логоритмике» или «Логопедическая ритмика». Многие родители даже не представляют, что скрывается за этими словами. Что это за занятия? Какую пользу они приносят детям?
Логоритмика — это система музыкально-ритмических упражнений. Они включают в себя слово, движения и музыку.
Занятия по логоритмике помогают ребенку в развитии речи. Также это эффективная методика по предупреждению речевых нарушений: тахилалии (слишком ускоренный темп речи) и брадилалии (замедленная речь).
Логоритмические занятия часто называют терапевтическими. Ведь цель данных уроков — предупреждение и преодоление речевых нарушений, что достигается путем воспитания и коррекции двигательной сферы ребенка при помощи слов и музыки.
Логоритмика помогает малышам научиться красиво и плавно говорить, а в некоторых случаях — уменьшить проявления или даже избавиться от такой проблемы, как заикание.
Логоритмика способствует развитию:
- памяти — зрительной, слуховой и двигательной. Необходимо запомнить положение пальцев, последовательность движений, а также стихи;
- внимания — ребенок учится концентрировать внимание и правильно его распределять;
- восприятия — развивается слуховое восприятие, так как движения должны совпадать с музыкой и словесными инструкциями, которые получает малыш;
- крупной и мелкой моторики — пальчиковые игры как нельзя лучше помогают в развитии мелкой моторики крохи. А это способствует развитию мышления ребенка. Чем более ловкие пальчики — тем более гибкий ум. И в конце концов после всех этих упражнений кисти и пальцы рук станут сильными, подвижными, гибкими. А это поможет в дальнейшем в освоении навыка письма;
- ориентации в пространстве — все предметы в пространстве ребенок воспринимает с учетом положения своего тела. Это и служит исходной точкой для создания и контроля разнообразных пространственных образов. Упражнения воспитывают быстроту и точную реакцию на зрительные и слуховые раздражители.
Логопедическая ритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речи, в том числе задержку речевого развития, нарушение звукопроизношения, заикание и др.
Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и т.д. В результате использования логоритмики к концу учебного года у детей прослеживается положительная динамика речевого развития.
Практика показала, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, а также учат общению со сверстниками.
В последнее время логопеды и психологи рекомендуют детям среднего дошкольного возраста посещать занятия по логоритмике. Потому что логоритмические занятия очень хорошо влияют на психоэмоциональное состояние. Неугомонные, непоседливые, легко возбудимые малыши становятся более спокойными. У медлительных, задумчивых, мечтательных детей ускоряется реакция. Так для кого же будут полезны занятия по логоритмике?
Логоритмические занятия в первую очередь будут полезны детям, у которых:
- заикание или наследственная предрасположенностью к нему;
- чересчур быстрый или медленный темп речи, а так же речь прерывиста;
- недостаточно развита моторика и координация движений;
- дизартрия, задержка развития речи, нарушения произношения отдельных звуков;
- речевой негативизм;
- из-за частых болезней сильно ослаблен мышечный тонус.
Полезными занятия логоритмикой будут и детям, которые находятся в периоде интенсивного формирования речи. Это возраст от 2,5 до 4 лет.
Как проходят занятия?
Ритмика, в том числе и логопедическая, обладает необычными свойствами. В ее основе лежит абсолютная простота. Все задания, которые даются, без проблем может выполнить любой карапуз, не имеющий специальной подготовки.
Упражнения основаны на подражании. Специалист показывает, а ребенок повторяет. Речевой материал специально заучивать не нужно. Главное — все делать без спешки. Все происходит постепенно. По мере возрастания возможностей и способностей крохи. Вначале текст произносит только специалист. Таким образом он побуждает малыша к повторению. Постепенно к проговариванию подключается и ребенок. Когда карапуз будет готов повторить все фразы в правильном ритме и без ошибок, можно отдать бразды правления в его руки.
Таким способом проходит и работа над развитием крупной и мелкой моторики ребенка, дыхания и его мимики.
Как часто необходимо заниматься?
Занятия логоритмикой рекомендуется посещать два раза в неделю. Детям, которые заикаются, необходимо заниматься 3-4 раза в неделю. Быстрого эффекта ожидать не стоит. Говорить о результатах можно будет как минимум через полгода (а то и год).
С какого возраста рекомендуется начинать занятия?
Каждый родитель может заниматься логоритмикой со своим ребенком самостоятельно — начиная с 3-месячного возраста малыша. Только такие занятия будут носить пассивный характер. Читайте малышу стишки или потешки. Во время чтения отхлопывайте ритм ладонями. Когда ребенок станет постарше, помогайте ему ритмично хлопать ладошками или отстукивать ритм кулачками по столу, поднимать и опускать руки, когда малыш услышит необходимые слова.
В возрасте от 2,5 лет рекомендуется продолжить логоритмические занятия в группах, потому что в родных стенах малыш может запросто отказаться выполнять задания. Большинство детей не воспринимает маму как «учителя»! В группе ситуация заметно меняется.
Во-первых, есть авторитет взрослого, который не поддается на детские манипуляции.
Во-вторых, в коллективе сверстников весело и интересно. Именно в этом возрасте детям необходимо совершенствовать свои двигательные навыки, учиться говорить и общаться. Поэтому данным навыкам обучают детей на уроках логоритмики в возрасте от 2,5 до 4 лет.
Но если у малыша есть нарушения двигательной сферы или задержка в развитии, в этом случае рекомендуется индивидуальные занятия.
Подводя итоги всего выше сказанного, можно утверждать, что музыка и движения являются средствами, которые благотворно влияют на здоровье детей. Музыкально-ритмические движения выполняют расслабляющую функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление.
Терпения вам, заботливые и любящие родители!
опубликовано 17/10/2019 16:55
обновлено 26/10/2019
— Педагогика и психология, Рост и развитие, Нервные, психические и психологические болезни, Особенные дети и их семьи, Развитие речи
Источник