Роль личности педагога в творческом развитии ребенка
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Ласточка» общеразвивающего вида городского поселения – г.Семилуки Воронежской области
«Роль педагога в художественно – творческом развитии детей»
Воспитатель:
Оберемко Е.А
«Чтобы воспитать человека думающим и чувствующим,
его следует, прежде всего, воспитать эстетически».
Фридрих Шиллер
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической науки и практики на современном этапе. Решение её должно начаться уже в дошкольном детстве. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность. Еще Аристотель отмечал: занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребенка
Дошкольное детство — короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Творческие способности или творческие потенциалы заложены и существуют в каждом ребенке. Творчество — естественная природная функция, которая проявляется и реализуется в деятельности в меру наличия специальных способностей к той или иной конкретной деятельности. Поэтому для воспитателя все дети должны быть потенциально творческими. Взрослому важно заметить индивидуальное творчество ребенка и стремиться развивать его. Таким образом, детей необходимо включать и наблюдать как можно в большем количестве деятельностей.
Художественно-творческая деятельность дошкольника может быть организованна как с помощью педагога, так и самостоятельно.
Она дает ребенку богатые зрительные образы. Именно в художественной деятельности ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности — рисунки, поделки, реализовать себя как творческую личность, то есть проявить творческие замыслы, задатки. Основой процесса художественно – творческого воспитания является совместная деятельность педагога и ребенка, направленная на развитие у него способностей к восприятию прекрасного, художественных ценностей и продуктивной деятельности.
Важную роль в художественно – творческом воспитании дошкольника играет роль педагога. Педагог должен являться примером нравственного поведения быть разносторонне-развитой личностью, так как ребёнок опирается на собственные чувства и эмоции.
Для полноценного воспитания художественно-творческой развитой личности необходимо соблюдать основные условия, средства, учитывать роль педагога в данном образовательном процессе и грамотно отбирать содержание предлагаемого материала в соответствии с возрастными, индивидуальными возможностями и интересами ребенка дошкольного возраста.
Личность воспитателя, работающего с детьми, является ведущим фактором развития их творческих способностей. Именно воспитатель создает атмосферу, которая может вдохновлять ребенка или подавлять интересы, развивать или игнорировать способности. Не подлежит сомнению, что для развития творческих способностей наиболее желателен и благоприятен демократичный стиль взаимодействия воспитателя с детьми. Демократический стиль — это стиль творческий, деловой, с учетом научных рекомендаций, конкретных задач и конкретных условий, с учетом творческих способностей каждой личности.
В связи с этим воспитателю должны быть присущи определённые качества: чуткость, настойчивость и целеустремленность, профессиональная и эмоциональная зрелость, широкий круг интересов и умений, чувство юмора.
Владение воспитателем эффективными методами воспитания также может способствовать развитию детских творческих способностей, например, уважение желания ребенка работать самостоятельно, создание условий для конкретного воплощения творческих идей, поощрение работы над предложениями самих детей, создание раскрепощенной обстановки, уважение потенциальных возможностей всех, оказание помощи детям, высказывающим отличное от других мнение и, в связи с этим, испытывающим давление со стороны своих сверстников, вовлечение детей в совместную деятельность и др.
Именно в изобразительном творчестве складываются наиболее благоприятные предпосылки для самовыражения ребенка. Здесь он пробует свои первые силы и совершенствует свои способности. Педагоги должны быть готовы к тому, чтобы помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать Личностью. В творческой деятельности задача не столько в обучении детей изобразительным техникам, сколько в обеспечении основ развития каждого ребенка в компетентную личность, способную адекватно мыслить, чувствовать и действовать в культурном обществе.
Воспитатели должны предлагать детям, а не навязывать, помогать детям, а не заставлять их. А чтобы помочь ребенку найти себя, необходимо предлагать ему как можно больше разных способов самовыражения. Рано или поздно, но он обязательно выберет свой путь, который позволит ему в полной мере показать себя.
Именно поэтому ребенка необходимо познакомить с самыми разнообразными изобразительными технологиями. . Есть три вида изобразительной деятельности: рисование, лепка, аппликация. Их взаимосвязь прослеживается в средствах выразительности, используемых для создания продукта. Практика показывает: детское творчество постоянно в движении. Оно меняется, так как меняется опыт ребенка, его отношение к окружающему миру и искусству. Не всем дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии, кто-то не понимает и не принимает разнообразие цветовой гаммы. Пусть каждый выберет технологию, близкую ему по духу, не заставляющую испытывать страдания при сравнении своих работ с работами более способных детей. Не нравится ни одна из предложенных педагогом технологий? Придумай свою, поиграй с красками, карандашом, любыми подручными предметами – никто тебя не осудит!
Самостоятельная художественная деятельность возникает по инициативе детей для удовлетворения их индивидуальных потребностей: сделать подарок маме, смастерить игрушку для игры и др. Задача педагога – не нарушая замысла ребенка, помочь ему, если возникнет такая необходимость. Воспитатель развивает самостоятельность детей, используя подсказку, привлечения внимания к предмету, объекту, вопросы, предложения, оценку результатов и уровня самостоятельности, выдумки, фантазии.
Дети должны быть обеспечены необходимым материалом для работы вне занятий. В групповых комнатах в уголках или на полочках в шкафу должны храниться принадлежности для рисования, лепки, которыми дети могут свободно пользоваться.
. Всеми этими материалами дети пользуются в свободное от занятий время и берут его с разрешения воспитателя. В процессе работы воспитатель наблюдает за детьми, дает им советы, следит за тем, чтобы начатая работа была доведена до конца.
Несмотря на то, что деятельность вне занятия самостоятельная, ею надо руководить, но тонко, не навязчиво. Так, необходимо убедиться в том, знает ли ребенок, что он будет изображать, что ему для этого понадобится. Часто бывает, что ребенок принимается за работу без отчетливого представления о том, что будет делать. В результате, не успев начать, он бросает, снова берется и снова бросает. Это воспитывает дурную привычку.
Если в процессе изображения встретятся затруднения, надо посоветовать, как их преодолеть. Ребенок нуждается и в оценке своего результата. Работы, выполненные в свободное от занятий время, следует подписывать и хранить в специальной папке.
В результате всей работы у детей развиваются способности к изобразительной деятельности. Они приобретают умения изображать самые разнообразные предметы и явления действительности, у них развивается эстетическое восприятие, эстетические чувства: цвета, композиции, пропорций. Дети становятся самостоятельными, способными проявить творчество, создать интересное, выразительное изображение. Все это свидетельствует о том, что в процессе обучения изобразительной деятельности осуществляюсь их эстетическое воспитание.
Каждый ребенок заслуживает внимательного, тактичного отношения, уважения к его творчеству и к результатам деятельности. Поэтому следует создавать творческую доброжелательную атмосферу на каждом занятии и в самостоятельной деятельности и формировать такой же подход к детскому творчеству и его результатам у родителей. Воспитатель должен демонстрировать доверие к ребенку, исключить излишнюю опеку. Все это будет способствовать максимальной активизации опыта, навыков и умений детей.
Литература
1. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. М., 1995.
2. Комарова Т.С. «Дети в мире творчества», М., 1995.
3. Комарова Т.С., Савенкова А.И. «Коллективное творчество детей», М., 2000.
4. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007. – 144 с.
5. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников под ред.Ветлугиной Н.А.. М.,1980.
6. https://slovopedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=4050
7. https://infourok.ru/scenariy-pedsoveta-tema-rol-pedagoga-v-hudozhestvennotvorcheskom-razvitii-detey-3048585.html
Источник
мотошкова юлия
Признаки творческой личности педагога
В настоящее время активно дискутируется вопрос о том, каким должен быть современный учитель, какими знаниями, навыками, качествами, компетенциями он должен обладать. Среди разных характеристик, которые называются в качестве необходимых составляющих профессиональной деятельности современного педагога, часто называют творческий подход к педагогической деятельности.
Творчество составляет сущность разных видов деятельности человека, оно присуще человеку как сознание, мышление, воображение и т. д. Его предпосылкой является пластичность человеческого мышления, которая проявляется в способности личности к многостороннему, вариативному видению мира.
Проблема педагогического творчества и новаторства находится в центре внимания на протяжении последних ста лет далека от окончательного решения.
Цель работы: изучить признаки творческой личности педагога в современной литературе.
Задачи работы:
Рассмотреть сущность творчества в педагогической деятельности.
Определить черты творческой личности педагога.
1. Творчество в педагогической деятельности
Педагогическая деятельность, как и любая другая, имеет не только количественную меру, но и качественные характеристики. Содержание и организацию педагогического труда можно правильно оценить, лишь определив уровень творческого отношения педагога к свое деятельности, который отражает степень реализации им своих возможностей при достижении поставленных целей. Творческий характер педагогической деятельности поэтому является важнейшей ее объективной характеристикой. Она обусловлена тем, что многообразие педагогических ситуаций, их неоднозначность требуют вариативных подходов к анализу я решению вытекающих из них задач [2].
Известно, что развитие сознания и творческих параметров человека шло по пути от простого созерцания к глубокому познанию действительности и лишь затем к ее творческому преобразованию. В равной мере это относится и к эволюции сознания и деятельности педагога. В настоящее время утверждение о том, что педагогическая деятельность является по своей природе творческой, стало тривиальным. Однако не менее известно, что как в неквалифицированный, традиционно нетворческий труд работник может внести элемент творчества, так и, наоборот, педагогическую деятельность можно строить по шаблону, лишив ее присущего си творческого начала.
Творчество — это деятельность, порождающая нечто новое, ранее не бывшее, на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов. Творчество имеет разные уровни. Для одного уровня творчества характерно использование уже существующих знаний и расширение области их применения; на другом уровне создается совершенно новый подход, изменяющий привычный взгляд на объект или область знаний.
Педагогическая деятельность является одной из самых творческих областей. В ней очень много общего с другими творческими областями человеческой деятельности, но имеются и своеобразные черты, присуще только ей. Педагогическая деятельность учителя отражает единство репродуктивного и творческого, общего и различного, объективных и субъективных сторон. В ней фиксируются общие закономерности педагогической деятельности и индивидуальные особенности конкретных участников этой деятельности [3].
В. И. Андреев (1988, определяя творчество как вид человеческой деятельности, отмечает ряд признаков,характеризующих ее как целостный процесс:
наличие противоречия проблемной ситуации или творческой задачи;
социальная и личная значимость и прогрессивность, которая вносит вклад в развитие общества и личности (антисоциальная деятельность, даже в ее самой изобретательной форме, — это не творчество, а варварство);
наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок, условий для творчества;
наличие субъективных (личностных качеств — знании, умений, особенно положительной мотивации, творческих способностей личности) предпосылок для творчества;
новизна и оригинальность процесса или результата [2].
Если из названных признаков осмысленно исключить хотя бы один, то творческая деятельность либо не состоится, либо деятельность не может быть названа творческой.
Таким образом, педагогическое творчество – это процесс самореализации индивидуальных, психологических, интеллектуальных сил и способностей личности педагога.
2. Черты творческой личности педагога
Осмысляя ряд признаков, характеризующих творчество как вид человеческой деятельности можно выделить основные признаки творчества педагога.
К ним относим следующие:
– владение приемами научного анализа и синтеза;
– умение внедрять науку в практику;
– видение основополагающих идей внедрения;
– способность разрабатывать научно-практические методики (инструментарий) внедрения;
– способность видеть в опыте других педагогов идеи, руководствуясь которыми они успешно продвигаются к вершинам профессионализма;
– умение использовать опыт других педагогов применительно к условиям собственной деятельности;
– способность прогнозировать и экстраполировать продуктивную педагогическую деятельность, создавать педагогические инновации, технологии;
– прогнозирование оптимальных в деятельности результатов средствами прозорливого движения в «неизвестное» («скачок в неизвестное»);
– умение корректировать, реконструировать собственную деятельность в связи с изменяющимися социальными и региональными условиями;
– способность создавать в своем сознании оптимистический образ результата и достигать максимально адекватный ему на практике;
– проявление гибкости в педагогическом труде: умение принимать оптимальные решения в конкретных ситуациях;
– выход за пределы образовавшейся системы знаний (рассмотрение явления с новых сторон, умение восстановить связи между явлениями, умение видеть общие признаки между отдельными фактами и т. д.);
– умение сопротивляться педагогическому консерватизму, преодолевать неоправданные или вредные стереотипы в образовании;
– умение переносить знания в различные педагогические ситуации и условия;
– способность развивать в ученике стремление к инновационной продуктивности в деятельности [1].
Критерии педагогического творчества по Г. М. Коджаспировой
наличие глубоких и всесторонних знаний и их критическая переработка и осмысление;
умение перевести теоретические и методические положения в педагогические действия;
способность к самосовершенствованию и самообразованию;
разработка новых методик, форм, приемов и их оригинальное сочетание;
вариативность, диалектичность, изменчивость системы деятельности;
эффективное применение имеющегося опыта в новых условиях;
способность к рефлексивной оценке собственной деятельности и ее результатов;
формирование индивидуального стиля педагогической деятельности на основе сочетания и выработки эталонных и индивидуально неповторимых черт личности педагога;
способность к импровизации, основанной на знании и интуиции;
умение видеть «веер вариантов» [4].
Творческий потенциал любого человека, в том числе и педагога, характеризуется рядом особенностей личности, которые называют признаками творческой личности.
Для любого вида творчества существенным является воображение, в основе которого лежат процессы диссоциации, ассоциации, комбинирующей активности мозга (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн). Деятельность воображения проявляется в преобразовании отражений реальной действительности, в создании нового из элементов прежнего опыта.
Непременным качеством творческой личности является высокая степень концентрации внимания на решении какой — либо проблемы, когда для человека смысл решения проблемы заключен преимущественно в самой проблеме, а не во внешних стимулах: награждении, поощрении и т. д.
Творческая личность также обладает способностью оригинально мыслить, смотреть на хорошо знакомые вещи и явления нетрадиционным взглядом, видеть их с другой, закрытой ото всех стороны, и, как следствие — умение открывать в этих предметах и явлениях что — то новое, необычное.
Творческий педагог постоянно повышает свой профессиональный уровень через такие процессы,как: самоорганизация, творческая самореализация, профессиональное развитие, самообразование, в ходе которых он овладевает новыми знаниями, методами деятельности и т. д. [4]
Представляет интерес типология творческой личности, предложенная В. И. Андреевым, которая может быть распространена и на педагогов [2].
Теоретик-логик – это тип творческой личности, для которого характерна способность к логическим широким обобщениям, к классификации и систематике информации. Люди этого типа четко планируют свою творческую работу, широко используют уже известные методы научных исследований. Для этого типа творческой личности характерна большая осведомленность и эрудиция. Опираясь на уже известные теоретические концепции, они развивают их дальше. Все, что они начинают, доводят до логического конца, подкрепляя свои обоснования ссылками на многочисленные первоисточники.
Теоретик-интуитивист характеризуется высокоразвитой способностью к генерированию новых, оригинальных идей, люди такого типа творческих способностей — это крупные изобретатели, создатели новых научных концепций, школ и направлений. Они не боятся противопоставить свои идеи общепринятым, обладают исключительной фантазией и воображением.
Практик (экспериментатор) всегда стремится свои новые оригинальные гипотезы проверить экспериментально. Люди этого типа любят и умеют работать с аппаратурой, у них всегда большой интерес и способности к практическим делам.
Организатор как тип творческой личности обладает высоким уровнем развития способностей к организации других, коллектива для разработки и выполнения новых идей. Под руководством таких людей создаются оригинальные научные школы и творческие коллективы. Людей этою типа отличает высокая энергия, коммуникабельность, способность подчинять своей воле других и направляв их на решение больших творческих задач.
Инициатор характеризуется инициативностью, энергичностью, особенно на начальных стадиях решения новых творческих задач. Но, как правило, они быстро остывают или переключаются на решение других творческих задач.
Отметим, что творчество в педагогическойдеятельности учителя приобретает двусторонний характер: творчество учителя пробуждает творческую деятельность учащихся. Важную роль в этом процессе играет искусство общения учителя со школьниками, основу которого составляет обмен информацией с помощью коммуникативных средств и воспитательного воздействия личности педагога, его собственного примера. Кроме того, педагогическое руководство творческой деятельностью учащихся требует постановки задач проблемного типа, которые стимулируют мышление школьников, их интерес и потребность в реализации своего творческого потенциала (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин, Т. Рибо и др.) [4].
Формирование творческой составляющей личности педагога осуществляется в как процессе самообразования, так и в образовательном процессе в вузе. В педагогическом университете должен формироваться специалист, для которого культура, искусство, творчество становятся насущной потребностью, составляют основу успешного овладения профессиональной деятельностью. Говоря о процессе развития педагогического творчества (в том числе при подготовке будущего педагога в вузе) можно отметить, что он является сложным и многофакторным, зависит от многих условий.
В литературе определены следующие условия развития творчества педагога:
уровень педагогической компетентности учителя, его педагогического мышления;
стремление к творческому поиску;
владение педагогической техникой, педагогический опыт;
достаточный уровень развития интеллектуальных умений, воображения и интуиции;
видение проблем, гибкость, самостоятельность и критичность мышления;
психологическая безопасность, атмосфера открытости и т. д.
Педагогическое творчество – это всегда поиск и нахождение нового. Каждый педагог так или иначе преобразует педагогическую действительность, но только педагог-творец активно борется за кардинальные преобразования и сам в этом деле является наглядным примером.
Заключение
Педагогическая деятельность — процесс постоянного творчества. Но в отличие от творчества в других сферах (наука, техника, искусство) творчество педагога не имеет своей целью создание социально ценного нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остается развитие личности. Конечно, творчески работающий педагог, а тем более педагог новатор, создает свою педагогическую систему, но она является лишь средством для получения наилучшего в данных условиях результата.
Творческий потенциал любого человека, в том числе и педагога, характеризуется рядом особенностей личности, которые называют признаками творческой личности.
При этом авторы приводят разные перечни таких признаков. Они выделяют способность личности замечать и формулировать альтернативы, подвергать сомнению на первый взгляд очевидное, избегать поверхностных формулировок; умение вникнуть в проблему и в то же время оторваться от реальности, увидеть перспективу; способность отказаться от ориентации на авторитеты; умение увидеть знакомый объект с совершенно новой стороны, в новом контексте; готовность отказаться от теоретических суждений, деления на черное и белое, отойти от привычного жизненного равновесия и устойчивости ради неопределенности и поиска.
Другие авторы относят к признакам творческой личности легкость ассоциирования (способность к быстрому и свободному переключению мыслей, способность вызывать в сознании образы и создавать из них новые комбинации); способность к оценочным суждениям и критичность мышления (умение выбрать одну из многих альтернатив до ее проверки, способность к переносу решений); готовность памяти (овладение достаточно большим объемом систематизированных знаний, упорядоченность и динамичность знаний) и способность к свертыванию операции, обобщению и отбрасыванию несущественного.
Третьи авторы считают творческой ту личность, значимой характеристикой которой является креативность как способность превращать совершаемую деятельность в творческий процесс.
В сфере личности педагогическое творчество проявляется бак самореализация педагога на основе осознания себя творческой индивидуальностью, как определение индивидуальных путей своего профессионального роста и построение программы самосовершенствования.
Источник