Роль контакта в развитии ребенка

Роль контакта в развитии ребенка thumbnail

Сразу после рождения новорожденный малыш нуждается в тесном контакте с мамой и папой. Эмоциональная близость сильно влияет на развитие малыша, поэтому нужно держать его на ручках как можно чаще и дольше. На сближение влияет не только контакт при грудном вскармливании, но и «кожа к коже». Рассмотрим в рамках данной публикации все о контакте новорожденного с родителями.

Больше интересного на сайте mommysjoy.ru

Как эмоциональная привязанность мамы и малыша влияет на развитие ребенка

Если между мамой и ребенком есть контакт, привязанность, это очень много значит. Даря малышу любовь, вы учите его относиться к самому себе с достоинством, он будет знать, что достоин любви.

Если есть контакт, то малыш станет с уважением относиться и к своей матери, в будущем возникнет меньше проблем с воспитанием. Чадо вырастет послушным и покладистым в отношении родителей.

Малыш, у которого установлен контакт с родителями, меньше капризничает и плачет. А это значит, что в подростковом возрасте будет меньше проблем: с переходным возрастом, психикой.

А еще такие детки имеют более высокий интеллект. Они проще и лучше учатся, реализуют себя в будущем, достигают большего.

Когда между мамой и младенцем зарождается эмоциональная связь

Мамочка ощущает связь со своим ребенком еще до его рождения. Она разговаривает с ней или с ним, подбирает имя, интересуясь, нравится ли оно малышу. Женщина понимает волшебство моментов, пока в ее чреве зарождается новая жизнь. Она читает ребенку сказки, ставит детские песни, рассказывает о чем-то.

Но, вопреки мнению многих людей, у малыша во время утробного развития еще нет эмоционального контакта и связи с мамой. Она зарождается с момента рождения — с первого прикосновения, улыбки и взгляда.

Рождение малыша создает связь, когда мамочка и ее кроха не могут друг без друга, ощущают друг друга, а при телесном прикосновении успокаиваются.

Общение с новорожденным сразу после рождения

В ряде стран проводили исследования, при которых выявляли необходимость контакта мамы и ее ребенка сразу же после родов. В ходе эксперимента одних малышей уносили сразу для проведения процедур, других же укладывали на мамин животик. И вот какой была реакция женщин и малышей:

  • Те, которых сразу приложили на живот, начинали активно двигаться, искать грудь, высовывать язычок. При прикладывании к груди они начинали сосать молоко. У мамочек же резко повышался уровень гормона окситоцина, который отвечает за удовольствие и привязанность. В свою очередь, данный гормон помогает выработке другого — пролактина, который отвечает за выработку молока.
  • Малыши, которых сразу после родов унесли, при прикладывании к маме вели себя настороженно. Они мало двигались, не хотели брать грудь, плохо сосали молоко. У женщин же окситоцина вырабатывалось в разы меньше, чем у тех, чьи ляльки после рождения оказались рядом сразу.

Зачем после родов нужен контакт мамы и новорожденного

  • Малыш становится более спокойным в последствии, не капризничает и меньше плачет.
  • Температура крохи устанавливается на нормальном уровне, так как идет обмен теплом с мамой.
  • Происходит первый зрительный контакт, он отвечает за эмоциональную привязанность.
  • Поисковый рефлекс зарождается быстрей, новорожденный ищет грудь самостоятельно, быстрее учится правильно сосать.
  • Недоношенные ляльки показывают улучшение всех показателей здоровья.
  • Повышается вероятность продолжительного вскармливания грудным молоком, так как больше вырабатывается гормона пролактина.
  • У ребенка сразу же возникает защитная микрофлора на коже, передаваемая от мамочки при контакте «кожа к коже».

Как наладить контакт мамочки и младенца после рождения

Чтобы установить контакт, и знакомство мамочки с малышом прошло успешно, нужно придерживаться следующих правил:

  • Выбирайте роддом, где практикую совместное нахождение в единой палате мамы и новорожденного.
  • Попросите акушера, чтобы после окончания родов он приложил малыша к животу.
  • Когда ляльку уложили на животик, погладьте ее, посмотрите в глазки, дайте рассмотреть себя.
  • Не давайте грудь самостоятельно, пусть малыш ее найдет сам.
  • Находиться рядом с новорожденным нужно до выписки. Даже если по состоянию здоровья его перевели в ПИТ, постарайтесь быть с крохой как можно дольше (пока врачи не выгонят).
  • С самого момента рождения учитесь ухаживать за своим ребенком самостоятельно, не отдавая его на попечение нянечек. Пеленайте, кормите, убаюкивайте, подмывайте.

Последствия разлуки новорожденного малыша с мамочкой после родов следующие:

  • короткий сон, частый плач;
  • плохое сосание груди;
  • отсутствие лактации у мамочки;
  • стресс у новорожденного и матери;
  • в крови пониженное содержание глюкозы;
  • пониженная температура новорожденного;
  • сильные потери веса малыша.

Как при искусственном вскармливании установить контакт

Во время кормления грудью мама и ее сыночек или дочка проводят в тесном контакте не менее получаса. Малыш и женщина ощущают сердцебиение друг друга, обмениваются теплом и улыбками, взглядами. Грудное вскармливание — это больше, чем обычное удовлетворение физиологических нужд ребенка, это установка связи между мамой и чадом на долгие годы.

Но как быть тем мамочкам, которые не могут кормить своим молочком? Ведь из бутылочки кроха потребляет смесь в течение 10 минут, а для контакта это мало. Более того, женщина может покормить младенца в кроватке, доверить процедуру папе или няне, бабушке.

Чтобы при искусственном вскармливании устанавливать контакт между мамой и новорожденным, следуйте рекомендациям:

  • Кормите ребенка только на руках, тесно прижав к своей коже голым животиком.
  • Не пеленайте, пусть ручки будут свободными, так малыш сможет дотрагиваться до вас.
  • Смотрите при кормлении в глаза, улыбайтесь и поглаживайте его.
  • После кормления не спешите укладывать кроху, посидите с ним, носите на руках по комнате. В это время тихо говорите с ребенком, спойте песню.

Привязанность между мамой и ребенком очень важна. В будущем она поможет улаживать конфликты, понимать друг друга.

Как папе установить контакт с новорожденным

Привязанность между отцом и ребенком не менее важна. Папа дарит совершенно иную любовь, чем мама, он защитник, кормилец, глава семьи, и малыш это должен воспринимать. Осуществить контакт между новорожденным и папой проще, если муж присутствовал при рождении, поддерживал супругу, видел первый вздох малыша, и малыш сразу видел его. Но не каждый мужчина решится пойти на такой шаг, да и не в каждом роддоме имеется таковая возможность.

Как установить связь и тесный контакт между папой и новорожденным:

  • Папа должен заботиться о малыше так же, как имама. Пусть он кормит ребенка из бутылочки, переодевает, купает, убаюкивает, читает сказки, выводит на прогулку.
  • Нужно поддерживать тактильный контакт. папа должен держать малыша на руках, поглаживать его своей большой рукой, давать поспать у себя на руках или животе.
  • Оставляйте малыша с папой наедине, когда никто не будет мешать их общению.

Почему отсутствует материнский инстинкт

Не каждая женщина после родов буквально влюбляется в свое творение. Бывает так, что мамочка даже подойти к крохе не может, не хочет оставаться с ним наедине, не то, чтобы взять на ручки и покормить грудью. Причины этому могут быть в послеродовой депрессии, когда гормоны устраивают в организме настоящую войну. Нельзя перебарывать себя, давить эмоционально. Материнский инстинкт со временем проснется, а пока не делайте хуже себе, через силу направляясь к кроватке. Что делать?

Пусть в это время, пока мамочка отходит от родов и переживает внутреннюю войну, за ребенком ухаживает папа и бабушки. Скорее всего лактация пропадет, потому что женщина будет находиться в депрессии, пролактин не вырабатывается в данном случае. Можно стимулировать выработку молока, используя молокоотсос, организм поймет, что нужно кормить ребенка, и начнет производить молочко.

Если молока так и не появилось, придется кормить ребенка смесями. Но это не так страшно, как могут наговорить бабушки. В современных питательных смесях для новорожденных имеется все необходимое для жизнедеятельности, здоровья и развития ребенка. По статистике, более 30% малышей вскармливаю именно искусственно, и они не отличаются от тех, что кушают грудное молоко матери.

Читайте также по теме: Как наладить грудное вскармливание и повысить лактацию

Источник

Раньше я думала, что тактильный контакт с ребенком просто напросто связан с невербальным выражением любви, укреплением отношений. Но оказалось, что все не так просто. Сегодня я расскажу о пяти удивительных ролях прикосновений в развитии детей, две из которых относятся к воспитательным приемам. Даже не знаю, что бы я делала без этой информации! Уверена, она пригодится и вам.

1. Стимул для развития нервной системы

Вылизывание детенышей у млекопитающих влияет на последующую жизнеспособность особей — это научно доказанный факт, о котором я недавно узнала из замечательной книги «Как дети добиваются успеха». Причем, под жизнеспособностью подразумеваются как физические факторы, такие как рост и масса тела, так и психические — способность решать нестандартные задачи, уверенность в себе.

У человека вместо вылизывания — прикосновения. В период новорожденности и до года — это ношение малыша на руках, контакт кожа к коже, пестование, поглаживания, поцелуи. После года — это больше объятия, подвижные игры, в которых малыша можно подбросить и поймать, защекотать или потискать (только если ваши действия вызывают положительный отклик у ребенка).

Все это не просто является выражением любви. Любовь, выраженная таким способом, буквально питает малыша на гормональном уровне. Важно понимать, что это фундаментальное условие развития ребенка, необходимое ему куда больше, чем, к примеру, развивающие игрушки.

2. Укрепление кровеносной системы и массаж мышечных тканей

Здесь речь идет больше об интенсивных прикосновениях, как при массаже, когда за счет надавливания разминаются мышцы и разгоняется кровь, так как происходит воздействие на капиллярную сеть.

Пока ребенок не начал ползать, хорошим решением этой задачи будет пестование — альтернатива профессиональному массажу от сторонников естественного родительства. При пестовании мама малыша проглаживает его, разминает  все части тела, сгибает и разгибает конечности, все свои действия сопровождая потешками.

Пять неочевидных ролей прикосновений в развитии малышей | Дочки-Матери

В отличие от профессионального массажа, выполненного посторонним человеком, пестование решает не только задачу укрепления тела, но и некоторые другие, о которых идет речь в этой статье. Плюс потешки, которые дают дополнительный стимул к развитию речи, развлекают малыша и укрепляют его отношения с мамой.

После того как ребенок начал ползать, роль укрепления переходит к подвижным играм. Вспомните об этом в следующий раз, когда будете играть в догонялки ) Моя Евочка очень любит догонялки, и всякий раз, когда я ее догоняю, подбрасываю, щекочу и переворачиваю, визжит от восторга!

3. Помочь малышу осознать свое тело

Когда ребенок рождается, он осознает свое тело как шар со «щупом» в области носогубного треугольника. Это ощущение достается ему в наследство от внутриутробной жизни, когда его тело было компактно сложено в шарообразном животе матери. Носогубный труегольник же связан с самым важным процессом, которым ребенок может в некоторой степени управлять, — сосанием груди.

Остальные части тела, его «инструменты» и функции открываются ребенку позже в процессе взросления. К году ребенок уже хорошо знаком с передней частью своего тела, однако,  все еще не знает, что у него выше бровей. Я сейчас хорошо вижу это по своей дочери: она научилась одевать бусы и думает, что в любой предмет с отверстием можно продеть голову, например, в колечко от пирамидки.  Наверняка вы также могли наблюдать, как малыш задевает макушкой стол, пытаясь пройти под него.

Пять неочевидных ролей прикосновений в развитии малышей | Дочки-Матери

Осознание тела у ребенка развивается во взаимоотношениях с матерью с первых мгновений жизни. Эти взаимоотношения в здоровом варианте максимально телесны, что особенно важно в первые пол года, когда ребенок еще не овладел руками и не может ощупать себя сам. Но и после этого, имейте в виду, что до осознания своей спины малышу еще год, полтора.

Осознание своего тела ребенком связано с развитием его опорно-двигательного аппарата, освоением ползания и ходьбы, ловкостью, безопасностью в движении, уверенным ощущением себя в пространстве, в том числе, на высоте. Благополучное развитие в этом направлении даст базу для активного, спортивного образа жизни.

4. Научить малыша следованию

Следование — это безопасная модель поведения ребенка на «чужой» территории — то есть, вне дома. Для ребенка такое поведение является естественным, это подтверждают наблюдения за жизнью народов, живущих природной жизнью, где дети воспитываются «сами по себе». Например, Жан Ледлофф в своей знаменитой книге «Как вырастить ребенка счастливым» пишет о том, что дети индейцев Екуана следуют за матерями по джунглям так, что последним нет нужды оглядываться. Детей специально не обучают следованию, но в отличие о того, что мы видим на детских площадках, индейским малышам не приходит в голову убегать от мам.

Пять неочевидных ролей прикосновений в развитии малышей | Дочки-Матери

В чем секрет? Есть мнение, подтвержденное опытом многих матерей, практикующих естественное родительство, что следование начинает осваиваться ребенком у груди. Вообще, поведение у груди — это широкое поле для воспитания и очень большая тема для обсуждения. Подпишитесь на обновления блога, если не хотите пропустить )

Так вот. Секрет в правильном захвате ребенком груди, что является одним из необходимых условий успешного грудного вскармливания. При таком захвате носик малыша оказывается прижатым к груди. Замечали, что все младенцы курносы? Да, даже те, которые во взрослой жизни будут иметь нос крючком. Это предусмотрено природой специально для того, чтобы было удобно дышать, пока носик прижат к материнской груди.

Это казалось бы незначительное прикосновение на самом деле учит ребенка следовать за грудью, то есть за матерью. Помните, для новорожденного понятие груди и матери тождественны, это потом он поймет, что мать — это гораздо больше, чем просто грудь ) Плюс из всего своего тела он осознает только носогубный треугольник, так как его главный процесс жизнедеятельности — сосание молока. Именно поэтому все, что «происходит» на территории этого крошечного треугольника, так важно для малыша.

5. Помочь ребенку занять правильное место в семейной иерархии

Большинство млекопитающих животных живет в иерархических группах, и человек не исключение. Маленький малыш гораздо ближе к миру животных, чем мы с вами, так как он еще не научился быть человеком. Он развивается согласно своей биологической, естественной программе. Часть этой программы заключается в том, чтобы определить свое место в семейной иерархии, ответить на вопрос «Кто здесь главный»?

Пять неочевидных ролей прикосновений в развитии малышей | Дочки-Матери

Прикосновение — это один из способов невербального общения. На этом языке ребенок и задает свой вопрос «Кто здесь главный?»  Когда ребенок дотрагивается до вас, он ждет, что вы ему ответите тем же. Тот, кто коснулся последним, тот и «главный». Если вы этого не делаете, может последовать череда более интенсивных воздействий по нарастающей. В крайней степени запущенности ребенок может лупить маму, кусаться, скакать по ней, самостоятельно вынимать ее грудь на людях.

Почему так происходит — это очень важный вопрос и он стоит размышлений. Но в рамках этой статьи мы поговорим лишь о том, как это «лечится» именно прикосновениями:

  • Возьмите в привычку дотрагиваться до ребенка при каждом удобном случае, делайте это, преследуя цели о которых говорилось выше в этой статье, вкладывайте в них любовь.
  • Придайте вашим прикосновениям покровительственный характер — погладить по голове, потрепать по плечу или по щеке.
  • Следите, чтобы ваше касание всегда было последним и чтобы оно было сверху. Например, если ребенок играючи ползает по вам, пока вы лежите на диване — так же играючи схватите его, переверните на спинку, так чтобы вы сами оказались сверху малыша, пощекочите или поцелуйте его животик.
  • Пресекайте неприятные действия в отношении вас, показывайте, что вы чувствуете при этом. В крайнем случае, можно остановить действие, уверенно перехватив руку малыша, и глядя в глаза, простыми словами твердо сказать, что вы не одобряете это действие. При этом дождитесь, пока малыш не отведет глаза первым. В этих действиях должна быть любовь и твердость, но никак не агрессия. Чтобы правильно рассчитать «силы», имеет смысл настроиться на любовь прежде чем начать действовать.

Эти советы «выдернуты» из разных областей знаний о психологии и физиологии ребенка. Они любопытны сами по себе, но для того, чтобы их правильно понимать и применять, нужна целостная картина в голове. Моя позиция в том, что материнству сегодня нужно учиться. Статьи этого блога вам в помощь, подпишитесь на обновления блога, чтобы не пропустить. Так, я рекомендую курсы  врача Ирины Жгаревой:

 «Подготовка к беременности и родам» 

 «Естественное родительство: мифы и рифы» 

«Секреты счастливого материнства»

Была ли вам полезна эта статья? Знали ли вы раньше об этих удивительных ролях прикосновений в развитии малышей? Уверена, многое из этого вы используете по наитию… расскажите об этом в комментариях!

Источник

Светлана Сурнина
Консультация «Роль правила общения в развитии ребенка»

Особенно велика роль общения в детстве. Для маленького ребенка его общение с другими людьми – это не только источник разнообразных переживаний, но и главное условие формирования его личности, его человеческого развития.

Жизнь иногда устраивает жестокие эксперименты, лишая маленьких детей необходимого общения с близкими людьми, когда они по тем или иным причинам лишаются родительской заботы.Последствия подобных случаев бывают трагическими: в 3–5 лет дети не владеют простейшими навыками самообслуживания, не говорят, не ходят, проявляют поразительную пассивность. Даже если дети не лишаются человеческого общения совсем, но не имеют должной его полноты и качества, последствия бывают весьма печальными – дети существенно отстают в своем психическом развитии и имеют серьезные проблемы в развитии личности.

Отсутствие необходимого общения возможно и в благополучных условиях, когда дети обделены вниманием родителей, отделены от них эмоционально. В результате такого отделения, особенно если оно имеет место впервые годы жизни ребенка, часто возникают более или менее тяжелые проблемы в психическом развитии детей. Давно было замечено, что дети, растущие в дефиците общения с взрослым (например, в домах ребенка, как правило, отстают в своем психическом и личностном развитии. Почему же так получается? Ведь, казалось бы, медицинское обслуживание, питание и физический уход при этом ничуть не хуже, чем в обычных детских садах.

Порою нам, взрослым, кажется, что психическое развитие ребенкапроисходит как бы само собой: дети растут, становятся сильнее, умнее, а роль взрослых сводится к тому,чтобы создавать необходимые условия для их защиты и безопасности: охранять от вредных воздействий, кормить, одевать, согревать их, обеспечивать одеждой и игрушками и пр. Но это не так.

Общение с близкими взрослыми – это не только условие, помогающее детям нормально жить, и расти, это главный источник, двигатель психического развития. Опыт первых отношений с другими людьми является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, поведение среди людей и самочувствие. Ребенок не может стать нормальным человеком, если он не овладеет теми способностями, знаниями, умениями, отношениями, которые существуют в обществе людей. Сам по себе ребенок никогда не научится говорить, пользоваться предметами, думать, чувствовать, рассуждать, как бы хорошо его ни одевали и ни кормили. Все это он может освоить только вместе с другими людьми и только через общение с ними.

Многочисленные психологические исследования показывают, что общение ребенка с взрослым является главным и решающим условием становления всех психических способностей и качеств ребенка: мышления, речи, самооценки, эмоциональной сферы, воображения и пр. От количества и качества общения зависит уровень будущих способностей ребенка, его характер, его будущее.

Но главное даже не в этом. Личность ребенка, его интересы, понимание себя, его сознание и самосознание могут возникнуть только в отношениях с взрослыми. Без любви, внимания и понимания близких взрослых ребенок не может стать полноценным человеком. Понятно, что такое внимание и понимание он может получить, прежде всего, в семье.

Но, к сожалению, дефицит необходимого общения дети нередко испытывают и в семье, и в детском саду. Достаточно часто ребенок не имеет содержательных связей с родителями, или ему недостает положительных эмоциональных контактов со сверстниками, или его недолюбливает воспитатель. Такое неполноценное, деформированное общение, конечно же, отрицательно сказывается на формировании личности ребенка и на его психическом развитии. Чтобы взрослым, несущим ответственность за судьбу и развитие детей, вовремя предупредить пагубные последствия дефицита общения, надо хорошо понимать, что такое общение и какую роль оно играет в разные периоды детства.

Наблюдая, как люди общаются друг с другом, мы можем видеть только внешнюю, поверхностную картину их взаимодействия – кто что говорит, кто, как смотрит и т. д. Но за этой внешней картиной всегда лежит внутренний, невидимый, но очень важный слой общения – межличностные отношения. Первое, что появляется в жизни каждого человека, – это другой. Каждый приходит к пониманию и осознанию самого себя, уже имея опыт существования других и сосуществования с ними. Более того, самосознание становится возможным только благодаря тому, что другие люди, так или иначе, относятся ко мне, а я – к ним. Человек видит себя другом и строит образ себя через отношение других людей.

Воспринимая другого человека, я не могу игнорировать тот факт, что этот другой тоже воспринимает меня, что я для него существую. При этом я знаю и вижу, как он меня воспринимает и как он ко мне относится. Человек имеет острую потребность быть отраженным в другом, получить подтверждение и утверждение своего «я», стремится быть увиденным и услышанным. В этом принципиальное отличие межличностных отношений от любых других. Ни камни, ни деревья, ни насекомые не знают обо мне ничего и никак ко мне не относятся. В случае другого человека отношение всегда взаимно – я неизбежно воспринимаю (или приписываю) ему какое либо отношение ко мне, а значит, узнаю себя в другом.

Взаимный характер отношения и действия (взаимоотношения и взаимодействия) становится возможным благодаря тому, что другой человек подобен мне, т. е. у него, как и у меня, есть свое, хотя и другое «я». Причастность к этому другому «я» порождает ощущение единства с другим и феномены сопереживания (сочувствие, сорадование, сострадание и пр.). Открытость другому, способность проникать в него, учитывать его и считаться с ним – важнейшая способность и необходимое свойство человека, побуждающая людей тянуться друг к другу, переживать потребность в общении.

За каждым высказыванием или действием, обращенным к другому, стоит особая потребность в общении. Одно и то же действие или высказывание может отвечать разным потребностям в общении. Например, ребенокзадает взрослому вопрос: «Кто быстрее бегает: волк или заяц?» Что побуждает ребенка обратиться к взрослому с этим вопросом? За этим простым обращением могут стоять самые разные потребности. Может, ребенком движет познавательная потребность и его действительно интересует, кто быстрее бегает; может, ему хочется обратить на себя внимание взрослого и главное для него – потребность во внимании; может, ему важно продемонстрировать свои познания перед друзьями и удовлетворить потребность в признании сверстников.Или: один ребенок жалуется на другого. Как должен относиться к этому воспитатель? Опять же на этот вопрос нельзя ответить однозначно, пока мы не выясним, что стоит за этой жалобой и какая внутренняя потребность побуждает ребенкаобратиться к воспитателю: потребность поговорить с взрослым и привлечь его внимание, потребность утвердиться в своей правоте («Я знаю, как нужно правильно себя вести, или ребенку хочется, чтобы его товарищ был наказан и он на его фоне выглядел хорошим.

Если воспитатель не будет знать, понимать или чувствовать эту внутреннюю потребность, побуждающую ребенка вступить в общение, он не сможет понять самого ребенка, а значит – и правильно ответить ему. Но чтобы правильно ответить ребенку и понять его, нужно хорошо знать не только его индивидуальные особенности, но и общие закономерности развития общения в детском возрасте.

Потребность в общении и характер отношений во многом зависят от партнера по общению, от того, с кем общается ребенок. В дошкольном возрасте существуют две относительно самостоятельные сферы общения – с взрослым и со сверстником. Общение в обеих сферах необходимо для нормального развития личности ребенка. Но роли взрослого и сверстника в жизни ребенка, конечно, различны. Общение с взрослым и со сверстником развивается тоже по-разному. Начнем с главного, с того, что делает ребенка Человеком, – с его общения с взрослым.

Источник