Роль конкурсов в развитии ребенка
Доклад на тему:
«Роль олимпиад и конкурсов в развитии
ребенка.»
Выполнила :Пивоварова И.В.
2018 г.
Роль олимпиад и конкурсов в развитии ребенка.
В докладе Правительства Российской Федерации о реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2010 году сказано: «Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одарённых ребят в каждой общеобразовательной школе. Требуется развивать систему олимпиад и конкурсов школьников…» Многие школы ориентируются на такую модель образования, когда в центре внимания стоит выполнение учебной программы или внедрение новых методов и технологий. Но в подобной ситуации ученик является лишь объектом процесса обучения и после окончания школы в реальной жизни готов играть только роль исполнителя.
Однако современное общество требует от человека, чтобы он был не просто исполнителем, а человеком, способным самостоятельно образовываться в течение всей жизни, готового к принятию решений, способного нормально «функционировать в сложном и требовательном обществе». Чем выше уровень образованности, тем выше профессиональная и социальная мобильность.
Выявление, поддержка, развитие и социализация одарённых детей становятся одной из приоритетных задач современного образования.
Понятия «детская одарённость» и «одарённые дети» определяют неоднозначные подходы к организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребёнок «одарён», и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребёнка. С другой стороны, существует категория детей с более высоким творческим и интеллектуальным потенциалом, требующих особой организации обучения, развития и воспитания. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.
Одной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого потенциала учебного материала с целью овладения новым знанием. Основная задача учителя — повышение удельного веса внутренней мотивации учения. Формирование познавательной активности возможно при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна.
Работу с одарёнными детьми важно начинать уже в начальной школе. Все маленькие дети наделены с рождения определёнными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одарённых детей (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в девятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к 14 годам- 30-40%, а к 17 годам- 15-20%.
Поэтому учителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребёнка, а учителя среднего и старшего звена дальше продолжать начатую работу по сохранению и развитию творческого потенциала учащихся.
Одним из направлений по созданию оптимальных условий для развития одарённых детей является участие детей в различного рода дистанционных конкурсах, олимпиадах и викторинах.
Олимпиада — одна из общепризнанных форм работы с одарёнными детьми. Участие в олимпиадном движении играет большую роль в формировании личности ребенка, воспитывая ответственность за начатое дело, целеустремлённость, трудолюбие. Предметные олимпиады не только поддерживают и развивают интерес к предмету, но и стимулируют активность, самостоятельность учащихся при подготовке вопросов по темам, в работе с дополнительной литературой; они помогают школьникам формировать свой творческий мир. С помощью олимпиады ученики могут проверить знания, умения, навыки по предмету не только у себя, но и сравнить свой уровень с другими.
Современное образовательное пространство сети Интернет предоставляет возможность организовать работу по развитию творческих и интеллектуальных способностей детей посредством участия в дистанционных олимпиадах, конкурсах и викторинах по разным предметам. Дистанционная олимпиада – эффективный способ выявления и развития потенциала одаренных детей. Данный вид деятельности помогает проявить себя детям застенчивым, робким, неуверенным в себе, медлительным, несобранным, которым трудно заставить себя сидеть в классе. Преимуществами дистанционных форм являются: возможность участия независимо от места проживания, проведение в удобное для ребёнка время, возможность совмещения с учебным процессом, отсутствие ограничений количества участников.
Роль олимпиад в развитии ребенка
В первую очередь, стоит отметить огромную роль интеллектуальных конкурсов в становлении личности ребенка, развитии целеустремленности, трудолюбия и ответственности. Участие в олимпиадах, зачастую, предполагает дополнительную подготовку по определенному предмету. Таким образом, совершенствуются знания школьника, пробуждается его интерес к дисциплине, стимулируется желание изучать дополнительную тематическую литературу. К тому же, олимпиады — это отличная возможность сравнить свой уровень и выявить пробелы в знаниях, чтобы в следующий раз не допустить таких же ошибок.
Сегодня, благодаря развитию образовательного пространства во всемирной сети Интернет, даже самые застенчивые школьники смогут принять участие в интеллектуальных соревнованиях. Всевозможные дистанционные олимпиады, викторины, конкурсы — это отличная возможность для ребенка раскрыть свой потенциал и обрести уверенность. К тому же, в них можно принимать участие вне зависимости от места проживания, в удобное время, совмещая их с учебой.
Регулярно участвуя в таких состязаниях, школьник преодолевает страх перед экзаменами, что в будущем поможет ему справиться с волнением в ходе написания итоговых аттестаций. Кроме того, олимпиадные достижения станут отличным дополнением к портфолио при поступлении. А победа в некоторых олимпиадах даже может засчитываться вузами вместо вступительных экзаменов. В рамках участия в олимпиаде школьник может более детально изучить науку, по которой проходит конкурс. Таким образом, он сможет определиться с будущей специальностью еще до поступления. Ну и, наконец, участие в интеллектуальных соревнованиях — это повышение самооценки ребенка и, что немаловажно, новые знакомства с людьми, которые имеют такие же интересы.
Уже на этапе подготовки к олимпиадам и конкурсам создается особый микроклимат между преподавателями и учащимися, тесная связь, основанная на более доверительных отношениях. Это не только способствует укреплению авторитета учителя, но и в значительной мере формирует отношение ребят к учебному процессу в целом. Участие в олимпиадах стимулируют позитивное отношение к учебе не только на начальных этапах обучения, но и на протяжении всей последующей жизни.
Предметные конкурсы и олимпиады развивают интерес к изучаемым предметам, активизируют инициативность и самостоятельность ребят во время подготовки, в работе с дополнительной литературой. Они развивают активность во внеклассной деятельности, побуждают школьников формировать свой уникальный, особенный внутренний мир.
Олимпиада позволяет ее участникам значительно расширить свой кругозор, применить собственные знания, эрудицию и логическое мышление в нестандартной ситуации.
Среди дистанционных олимпиад и конкурсов можно выделить те, в которых на выполнение заданий отводится более длительное время (2-3 дня). Такой вид работы стимулирует совместную деятельность родителей с учащимися, тем самым способствует формированию позитивного отношения к учебному процессу.
В Интернет пространстве представлены материалы дистанционных конкурсов, олимпиад и викторин по различным предметным областям (математика, языкознание, литература, окружающий мир, информационные технологии, ОБЖ), а также межпредметные конкурсы. Это позволяет учащимся и учителю выбрать наиболее интересную для себя предметную область, а также даёт возможность ребёнку попробовать себя в других областях знаний.
Конкурсы и олимпиады – это еще и импульс к самосовершенствованию, саморазвитию, непрерывному творческому поиску. Нестандартные задания учат школьников преодолевать психологические нагрузки, свойственные работе в незнакомой обстановке, оперативно находить оптимальный выход в нестандартных ситуациях.
В то же время, подготовка и проведение предметных олимпиад и конкурсов требует от организаторов особого подхода. Нужно учитывать, что олимпиада, особенно для младших школьников, – это экстремальная ситуация. Непривычные условия работы, необходимость принятия самостоятельных решений, необычное содержание заданий, ограниченное время на их выполнение. И организаторам и преподавателям особенно важно учитывать психологические особенности каждой возрастной категории участников.
Помимо достижения широкого спектра воспитательных целей, конкурсы и олимпиады способствуют решению многих образовательных задач. Прежде всего, предметные олимпиады и конкурсы – это интеллектуальные соревнования школьников в определенной образовательной области. Они позволяют выявить не только знания фактического материала, но и умение эффективно применять их в новых условиях, требующих нестандартного подхода и творческого мышления. Для успешного решения олимпиадных заданий необходима мобилизация всего творческого потенциала, исследовательских навыков и смекалки.
Полученный опыт каждого участника олимпиады или предметного конкурса, безусловно, станет полезным дополнением к основной школьной программе, стимулом к углублению своих знаний по отдельным предметам. Он способствует расширению кругозора и интеллектуальному росту учащихся.
Кроме того, с помощью подобных конкурсов и олимпиад ребята могут самостоятельно проверить знания, сравнить свой уровень со сверстниками.
Каждый ребёнок, принимающий участие в конкурсах и олимпиадах, преследует свои определенные цели. Тем не менее, важно помнить о том, что все олимпиадники, как правило, получают свидетельства и дипломы. Это не только способствует формированию правильной самооценки, но и помогает профессиональному самоопределению, является прекрасным дополнением к аттестату или характеристике, что особенно актуально для старшеклассников при переходе на очередную ступень образования.
Современное общество требует от человека умения не просто выполнять поставленные задачи, а эффективно действовать в нестандартных ситуациях, самообучаться на протяжении всей жизни. Уровень образованности человека напрямую влияет на его профессиональную и социальную мобильность, открывает новые возможности для роста и совершенствования. Поэтому педагоги советуют развивать способности детей, начиная с самого раннего возраста.
Источник
Одаренные, талантливые дети и молодежь — это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи.
Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одаренных детей. Одной из приоритетных задач становится формирование творчески, смело и свободно мыслящего человека, обладающего высокой культурой, широкими и глубокими, постоянно обновляющимися и развивающимися знаниями.
Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одаренных детей. Одной из приоритетных задач становится формирование творчески, смело и свободно мыслящего человека, обладающего высокой культурой, широкими и глубокими, постоянно обновляющимися и развивающимися знаниями.
Современное общество испытывает большую потребность в творческой, самостоятельной, активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личностные запросы, решать и проблемы общества. Обществу необходим Человек – Творец, интеллектуальная личность, человек одарённый, объектом пристального внимания является развивающаяся личность с её внутренним миром, интересами, потребностями, творческими возможностями.
Одаренные, талантливые дети и молодежь — это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. И именно данный социальный заказ усиливает внимание к проблеме развития творческой активности учащихся, которая способствует становлению индивидуальности человека, его самовыражению, самореализации и успешной социализации.
Необходимыми параметрами развития признаются мышление, творческие способности, личностные качества. Вместе с тем креативный потенциал личности не формируется сам по себе, спонтанно. Его нужно развивать.
На развитие креативности оказывают влияние следующие факторы:
- наследственность;
- специально организованное обучение;
- собственная активность ребенка, его удовольствие и радость от творческой деятельности;
- окружающий социум (родители, педагоги, дети).
Выделяют несколько направлений работы, сопутствующих развитию одаренности ребенка:
- развитие любознательности как основы познавательной активности;
- развитие познавательных процессов;
- развитие творческого воображения;
- обогащение представлений об окружающем мире.
- развитие креативности;
- развитие коммуникативности;
- развитие эмпатии, воспитание доброжелательности, умения договариваться и уступать, преодоление эгоцентризма.
Таким образом, возникает необходимость создания оптимальной среды для ребенка, которая будет:
1. Способствовать обогащению ребенка широким спектром эстетических впечатлений.
2. Направлять их творческую активность.
3. Вызывать желание экспериментировать.
4. Создавать основу для разнообразных видов детской деятельности в едином культурном пространстве.
5. Создавать для детей ситуацию успеха — участие в фестивалях, конкурсах, городских мероприятиях, детских конференциях, семинарах, олимпиадах.
В основе работы с учащимися по развитию творческих способностей лежит постулат Сократа: «В каждом ребенке есть солнце, только дайте ему светить».
Для начала необходимо определить, что такое творчество и творческая личность:
Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано или сделать по-новому, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке — это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству, а творчество — это целенаправленная деятельность человека, создающая новые ценности, обладающие общественным значением.
В чем проявляет себя творческая личность?
✓ Чувствительна к проблемам: распознает проблемы как таковые, ставит привычное под сомнение, разведывает новые возможности
✓ Мыслит гибко. Ориентируется в различных областях, широкий кругозор.
✓ Оригинальна, комбинирует различные находки.
✓ Работа приносит ей удовольствие.
✓ Вынослива, упорна, энергична, не останавливается на достигнутом.
✓ Уверена в своих оценках. Фильтрует перспективные идеи, распознает удачные решения.
Положительный опыт, приобретенный во время участия в соревнованиях, может впоследствии найти отражение в активном образе жизни на протяжении многих лет.
Таким образом, создавая условия для формирования у подрастающего поколения активной жизненной позиции, конкурсы и фестивали выполняют важнейшую функцию развития и социализации детей.
Социализация — это процесс вхождения индивида в общество, активного усвоения им социального опыта, социальных ролей, норм, ценностей, необходимых для успешной жизнедеятельности в данном обществе. Если творчество не станет ценностной ориентацией в юношеский период, то существует вероятность, что оно не будет сформировано и в будущем. Следовательно, не поддержав в этом возрасте развитие личностного творческого потенциала, мы обрекаем личность на большие трудности. Поэтому большая роль отводится творческому развитию личности. Это растянутый на всю жизнь процесс обучения своему социальному месту.
Итак, конкурс и фестиваль – действенный способ побудить творческую активность ребёнка. Одной из главных целей в проведении конкурсов и фестивалей является поиск одаренных, творческих, талантливых детей, для организаторов важно открыть новые имена и поддержать их творчество.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день в педагогике искусства и психологии существует две крайние точки зрения:
∙ «все дети являются одаренными»
∙ «одаренные дети встречаются крайне редко».
Сторонники одной из них полагают, что одаренность — уникальное явление, другие считают до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий.
Аргументы «за и против» есть и у той и другой стороны. Критериев, по которым дифференцируют одаренность много: ранняя и поздняя, актуальная и потенциальная, общая и специальная и т.д. Ряд исследователей признает, что «детская одаренность» понятие не жесткое, а динамичное. Уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой).
Выделяют несколько категорий детей, которых обычно и называют одаренными:
— дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта (интеллектуальная одаренность);
— дети с высоким уровнем творческих способностей — юные музыканты, художники и др. (творческая одаренность);
— дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность).
На мой взгляд, абсолютное большинство детей имеет предпосылки для развития того или иного вида одаренности. Одаренность — это совокупность различных способностей. При этом «творческая одаренность» как понятие — это характеристика не просто высшего уровня выполнения деятельности, но ее преобразования и развития.
Творческая деятельность, которая осуществляется по инициативе самого ребенка, постоянно совершенствуется, реализуя все новые замыслы, рожденные в процессе самой работы. Именно эту точку зрения, как педагог, я разделяю, поэтому в работе с детьми особое значение для меня имеет собственная активность ребенка.
Соревнование является важной характеристикой роста и развития детей. Организованные на должном уровне соревнования могут быть полезны как для общего развития ребенка, так и сыграть активную роль в формировании необходимых для него волевых качеств, укрепления, закалки характера.
Через соревнование ребенок формирует собственное представление о своих возможностях, самоутверждается, приобретает уверенность в своих силах, учится рисковать, приобретает первый опыт «разумного авантюризма».
Положительный опыт, приобретенный во время участия в соревнованиях, может впоследствии найти отражение в активном образе жизни на протяжении многих лет.
Творчески одаренные подростки общительны и склонны к широким социальным контактам, их следует включать в активную общественную и творческую деятельность, тем более что они обычно показывают большую эмоциональную стабильность и достаточно спокойно относятся к критике и собственным ошибкам.
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что участие в творческих фестивалях и конкурсах наиболее благоприятное воздействие может оказать на развитие отдельной личности и коллектива именно в школьном возрасте.
В целом можно выделить личностные качества, позитивно и негативно влияющие на развитие одаренности:
∙ позитивно влияют на становление одарённости — познавательная мотивация, развитый мотив достижения успеха, общая адекватная самооценка, низкий уровень тревожности, уверенность в себе, эмоциональная устойчивость;
∙ негативно воздействуют на возможности реализации творческого потенциала детей и подростков — несформированность мотивационной сферы, развитый мотив избегания неудач, заниженная или чрезмерно завышенная самооценка, повышенная чувствительность, высокий уровень тревожности, неуверенность в себе и своих способностях.
Поэтому при работе с детьми важно учитывать, что необходимым условием развития творческой одаренности школьников является соблюдение принципов гуманистической психологии — безоценочности, принятия, безопасности, поддержки.
Одна из важнейших задач на этом этапе — формирование у детей уверенности в себе и своих силах, а также позитивного отношения к себе и к окружающему миру.
Конкурс и фестиваль — действенный способ побудить творческую активность ребенка
Одним из самых действенных способов побудить творческую активность — это предложить участие в творческом мероприятии: концерте или спектакле, а также в фестивале или конкурсе. Детям хочется себя показать и на других посмотреть, им важно и само участие в творческом состязании, но не менее важно получить признание своей творческой деятельности, т.е. победить. Задача меня, как педагога, помочь в самореализации и так организовать свою работу, чтобы эта часть его творческого пути была успешной.
Конкурсная практика характеризуется целым комплексом целей. Одна из них — развитие учащихся, в процессе которого выступление на конкурсе становится итогом определенного этапа совместной работы ученика и преподавателя, весьма ценным показателем ее качества. От школьной системы контроля успеваемости детей — зачетов, экзаменов, контрольных уроков, открытых концертов — конкурсы отличаются наличием соревновательного компонента, требующего особенно высокой степени мобилизации способностей и усилий как детей, так и педагогов.
Открывается возможность выйти за пределы рутинного учебного процесса, постоянного круга общения: получать новые впечатления от общения с коллегами, расширять во многих отношениях профессиональный кругозор, сравнивать собственные достижения с успехами коллег, видеть и оценивать общий уровень детской исполнительской культуры и т. п.
Существуют разного типа конкурсы. В первую очередь нужно четко понимать, в чем особенности и различия конкурса и фестиваля, а также выстраивать постепенный, последовательный график участия в них. При этом нужно учитывать многие факторы: реальные способности, степень подготовленности, степень конкурентоспособности своего ученика, понимать и адекватно оценивать каковы его шансы на успех.
Конкурс — (от латинского concursus, буквально — стечение, столкновение, встреча). Соревнование, имеющее целью выявить лучших из числа участников.
А значит — борьба. И чем выше уровень конкурса или фестиваля, выше и уровень конкурсной конкуренции, она достаточно жесткая, и участники должны обладать не только профессиональными навыками, но иметь большой опыт публичных выступлений.
Фестиваль — широкая общественная праздничная встреча, сопровождающаяся смотром достижений каких-нибудь видов искусства.
Участие в фестивале дает возможность получить опыт творческого общения, которое возникает в пространстве праздника, ощутить радость творческого процесса, пообщаться в неформальной обстановке со своими ровесниками.
Конкурсы-фестивали, ставшие популярными в последнее время и значительно обновившие современную конкурсную практику, больше отвечают культурно образовательным потребностям общества. Объединяя в себе задачи фестиваля и конкурса, такой творческий проект дает больше свободы и вариативности в организации, возможность представить несколько детское творчество более широко, организовать мастер-классы для наших учащихся с участием профессионалов высокого уровня.
Это — отличные стартовые площадки для школьников и студентов, они вовлекают в конкурсный процесс большее количество участников и педагогов, чем традиционные, «академические», конкурсы, служат хорошим дополнением к учебному процессу.
Главная направленность такой программы — развитие творческой личности учащихся. Не менее важно вовлечение в этот процесс родителей, которые не всегда верно понимают цели и смысл соревнования юных исполнителей, а в русле конкурса-фестиваля естественно вовлекаются в дело художественного воспитания ребенка.
В конкурсах-фестивалях создается ситуация, не травмирующая детскую психику, что, к сожалению, часто происходит в ходе традиционных конкурсов.
Главное для конкурсанта, тем более маленького, почувствовать сцену, себя на этой сцене, посмотреть на других, услышать мнение и советы. Выход на большую сцену даёт почувствовать уверенность в своих силах, при этом требует более широких знаний, навыков, мастерства, что является дополнительным стимулом над собой.
Только если все это доставляет ему удовольствие, а не сплошной стресс, этим имеет смысл заниматься.
Вообще не участвовать в конкурсах и фестивалях? Мне такая позиция представляется неверной, потому что конкурсы и фестивали – это большая школа мастерства, только сжатая временными рамками 3-5 дней. И опыт показывает, что, принимая участие в конкурсах и фестивалях, и ученика и педагога происходит качественный профессиональный рост, каждый получает максимум впечатлений, информации, практического опыта.
Для детей это возможность показать свои достижения, быть услышанным зрителем, а также в ситуации творческого состязания получить путевку на конкурсы городские, окружные, всероссийские и международные. Участие в нем дает возможность нашим воспитанникам оценить свои возможности, увидеть и услышать, уровень других, расширить рамки своего репертуара понравившимися произведениями. Следующая ступень в приобретении творческой смелости, опыта конкурсантов и дополнительный стимул для активной самореализации — выход на большую сцену, на большую зрительскую аудиторию и это фестиваль.
Так постепенно повышается уровень нашей фестивальной и конкурсной жизни. «Талант ученика в скорости его обучаемости»,- говорил учитель С. В. Клубков.
Победа на творческом конкурсе — это признание творческой состоятельности, она дает большие возможности в реализации творческого потенциала победителям, а также имеет не только моральное удовлетворение.
Педагог несет ответственность за то, в какой форме выходит ученик на тот или иной конкурс. Ведь «рука учителя», конечно же, будет ощущаться в творчестве ученика, но его мастерство заключается в том, чтобы ее не заметили, чтобы конкурсный материал раскрывал дарование ребенка, а не амбиции взрослого.
Но запоминаются фестивали и конкурсы не только одержанными победами, а теми встречами, знакомствами, впечатлениями, которые мы на них получаем. И от того, какая атмосфера царит на фестивале, зависят и конкурсные результаты, и то, что вынесет в плане творческого роста каждый участник.
Вывод. Участие в конкурсах важная составляющая творческой жизни ребенка, в ней заложены огромные образовательные возможности, главное ими правильно воспользоваться. Потому что каждому, а тем более ребенку важно знать, что его творчество востребовано и оценено по достоинству. Ему важен успех, и от нас взрослых зависит — будет ли эта конкурсная и фестивальная жизнь интересной, полезной и ведущей к успеху.
Выбор конкурса, выбор программы, организация и содержание подготовки к конкурсу – это ежедневная, сложная и не всегда победная работа преподавателя. Главное не опускать рук и не терять веры в свое преподавательское предназначение — быть проводником в мир искусства для своих учеников. От нас с вами зависит, что собой будут представлять конкурсы и фестивали сегодня – образовательное пространство и территорию творческого роста или выставку достижений и амбиций. В одном я убеждена точно, что запоминаются фестивали и конкурсы не столько победами, сколько впечатлениями, которые после них остаются. Теми открытиями, которые там произошли. Теми встречами, которые там состоялись, контактами которые завязались.
Когда ты осознаешь себя как часть творческого сообщества, ты чувствуешь свою включенность в большой созидательный процесс духовной, культурной жизни.
Таким образом, создавая условия для формирования у подрастающего поколения активной жизненной позиции, конкурсы, фестивали и праздники выполняют важнейшую функцию развития и социализации детей. Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что участие в творческих фестивалях, праздниках и конкурсах наиболее благоприятное воздействие может оказать на развитие отдельной личности и коллектива в целом именно в подростковом возрасте.
Решение:
— Активно внедрять в воспитательную деятельность новые формы и методы работы с детьми и подростками в соответствии с возрастными особенностями и их темпераментом, что способствует социальному и профессиональному самоопределению учащихся.
— Педагогам при планировании воспитательной работы учитывать особенности учащихся в целях определения потребностей и интересов участников образовательного и воспитательного процесса.
— Создавать условия для формирования у подрастающего поколения активной жизненной позиции.
— Использовать новые и интересные формы работы с родителями.
— Использовать в работе Интернет-ресурс для информатизации родителей о работе педагогов.
Источник