Роль эгоцентрической речи в развитии речи ребенка

Роль эгоцентрической речи в развитии речи ребенка thumbnail

Автор Клинова М.Ю. На чтение 4 мин. Просмотров 655 Опубликовано 29.04.2019 Обновлено 12.01.2020

Эгоцентрическая речь – это форма речи, которая обычно наблюдается у маленьких детей и включает в себя использование речи, не обращаясь ни к кому конкретно. В следующих разделах статьи будет рассказано больше об этой речи и ее компонентах.

Эгоцентрическая речь – это уникальная и интересная концепция, которая встречается у маленьких детей. Включение слова «эго» в термин «эгоцентрик» предположительно имеет отношение к самому себе.

Эгоцентрическая речь – это разновидность речи, которая осуществляется с самим собой, не обязательно обращаясь к кому-либо конкретно.

Этот вид речи встречается у очень маленьких детей, как правило, в возрасте от 3 до 5 лет, и она используется в качестве средства обучения речи, так как дети не знают, как мыслить внутренне, а затем говорить.

Для примера – стоит понаблюдать за маленьким ребенком во время игры. Можно обнаружить, что ребенок имеет склонность говорить с самим собой и буквально комментировать то, что он делает.

Например, когда он кормит куклу или играет с машиной, он говорит что-то вроде: «Теперь я собираюсь покормить куклу» или «Теперь машина будет ехать по полу».

По мере того, как ребенок растет, этой речи становится все меньше и меньше, а через год или два она полностью исчезает. Это происходит потому, что ребенок учится усваивать свои мысли, думать о том, что он хочет сказать, а затем говорить.

Теории эгоцентрической речи

Эхолалия: этот тип речи включает в себя повторяющиеся слова, фразы или звуки. Обычно это слышно, когда дети болтают.

Монолог: эта форма речи является бегущим дискурсом. Это обычно наблюдается, когда играют дети, и можно услышать только фрагменты предложений.

Коллективный (двойной или социальный) монолог. Это происходит, когда два ребёнка используют речь, но эта речь не имеет связи друг с другом.

Например, когда двое детей сидят вместе и играют в разные игры, они могут комментировать свои собственные игры, но эта речь не связана друг с другом. Они просто говорят одновременно или говорят по очереди.

Имеется некоторое количество теорий, окружающие данную концепцию, и они подробно описаны в следующих разделах.

Хотя эгоцентрическая речь является неотъемлемой частью развития ребенка (точнее говоря, языкового развития у детей), также необходимо знать, что есть несколько теорий, которые окружают эту концепцию. Ниже приведены две из самых известных теорий, которые подчеркивают эту концепцию более подробно.

Теория Жана Пиаже

Жан Пиаже был известным психологом, который наблюдал за детьми и сформулировал концепцию эгоцентрической речи. Эта форма речи является частью этапов развития. Он сказал, что, когда ребенок рождается и начинает учиться, он говорит, и проявляет эту форму речи.

Так он разговаривает сам с собой, не обращаясь ни к кому конкретно. Он также заметил, что всякий раз, когда малыш разговаривает сам с собой, он почти всегда использует громкую речь.

Далее Пиаже объяснил, что эта громкая и «для себя» речь происходит потому, что ребенок еще не научился быть социальным. Быть социальным означает, что ему нужно принимать во внимание точки зрения других или понимать, что говорили другие.

Таким образом, он не знает, как эффективно общаться с другими, и прибегает к эгоцентрической речи.

Пиаже также сказал, что по мере роста ребенка он будет учиться быть частью социальной арены и, таким образом, развивать надлежащие средства общения. Это будет означать, что эгоцентрическая речь исчезнет и ее заменит социальная речь.

Теория Выготского

Выготский был еще одним психологом, который наблюдал за поведением детей, а затем вывел определенные теории на концепцию эгоцентрической речи. Его точка зрения отличалась от точки зрения Пиаже.

Выготский сказал, что дети использовали эту форму речи, потому что они еще не разработали концепцию усвоения своих мыслей. Ребенок, по его словам, еще не изучил концепцию способности продумывать свои мысли, выводить их и затем говорить.

Он находится в процессе обучения, и поэтому постоянные инструкции, которые ему передавались, были громко озвучены без их обработки.

Выготский также считал, что ребенок изначально был социальным существом, а не со временем стал социальным индивидуумом. Он сказал, что все действия, где принимает участие ребенок, – будь то лепет или использование слов, которые ребенок начинает произносить, впервые научившись говорить и общаться, – достаточное тому доказательство. Поэтому ребенок всегда был общественным существом.

Таким образом, он выступил против теории Пиаже, которая гласила, что ребенок со временем учится быть социальным, а затем учится общаться с другими.

Выготский также сказал, что эгоцентрическая речь не заменяется социальной речью, а постепенно перерастает в нее.

В последующие годы была создана комбинация обеих этих теорий, и термин эгоцентрическая речь был заменен частной речью. Это считалось более приемлемым термином.

Источник

Эгоцентрическая речь – это разговор ребенка, который обращен к самому себе и сопровождает любую его деятельность. Она характерна для малышей в возрасте 5-7 лет. По мнению ученых, она считается нормальным явлением в развитии ребенка: разговаривая с собой, ребенок размышляет. Малыш не нуждается в слушателях, он просто обсуждает выполняемые действия сам с собой.

Пиаже

С точки зрения Жана Пиаже, эгоцентрическая речь связана с тем, что ребенок направлен на себя, а не на социум, поэтому он разговаривает сам с собой, а не с окружающими. Также он считал, что по тому, как формируется эгоцентрическая речь, можно судить о формировании детского мышления, после 5-6 лет она бесследно исчезает.

Эгоцентрическая речь, согласно культурно исторической концепции Л.С. Выготского, является одной из ступеней перехода ребенка от внешних действий к внутренней речи. Например, во внешнем плане малыш, собирая пирамидку, проговаривает, прикладывая одно колечко к другому для сравнения: «Это колечко больше – значит, его нужно надеть сначала».

Через время сам процесс сравнения и вывод о том, какое колечко нужно надеть сначала, а какое потом, уходит во внутренний план: ребенок сравнивает их мысленно и выполняет действие молча. Эгоцентрическая речь, по мнению отечественного психолога, переходит во внутреннюю и остается с человеком на всю жизнь.

Выводы Жана Пиаже

Выводы Жана Пиаже

Впервые эгоцентрическую речь выделил Жан Пиаже. Он предполагал, что по анализу детской эгоцентрической речи можно понять образ мыслей ребенка. Также он выявил, что взрослая и детская речь имеют несколько функций, при этом донесение своих мыслей до собеседника – лишь одна из них. В результате экспериментов Ж.Пиаже сделал вывод о том, что у ребенка есть два вида речи: эгоцентрическая – для себя и социализированная – для общения с окружающими.

Виды эгоцентрической речи

В результате психологических экспериментов с маленькими детьми Ж. Пиаже было выделено три категории эгоцентрической речи, каждая из которых является нормальной для ребенка среднего дошкольного возраста.

Эхолалия

Эхолалия

По мнению Пиаже, феномен такой эгоцентрической речи характерен для малышей 2-3,5 лет и тождественен игре. Ребенок просто повторяет услышанные где-то звуки и слоги, ни к кому не обращаясь, не вкладывая в них особого смысла, делает это ради собственного удовольствия.

Монолог

Ребенок произносит свои мысли вслух, не рассчитывая на то, что кто-то его слушает. При наблюдении за малышом можно увидеть прочную связь между речью и действием. Например, ребенок строит башню из кубиков, приговаривая: «Теперь возьму красный кубик и поставлю на зеленый».

Действия сопровождаются словами, иногда даже бывает так, что действие не производится, если для него нет подходящего слова. Например, малыш забыл слово «приклеить», не может сказать «приклею пластилин на бумагу», и совершить действие тоже не получается.

Коллективный монолог

Коллективный монолог

Этот вид эгоцентрической речи в психологии еще называется «монологом вдвоем». Когда детей двое или несколько, они выступают друг для друга как возбудители монолога. То есть, они видят сверстника, им хочется говорить, но делают они это по-прежнему для себя, не рассчитывая на то, что его слушают и ему ответят. Ж.Пиаже называл этот вид эгоцентрической речи наиболее социализированным.

Согласно теории Ж.Пиаже, в раннем и дошкольном детстве мышление ребенка эгоцентрично, поэтому он не стремится к тому, чтобы его речь поняли, и говорит сам для себя.

Исследования Выготского

Лев Семенович Выготский

Отечественный психолог Лев Семенович Выготский с Ж. Пиаже был не согласен. По его теории о природе эгоцентрической речи, это – часть процесса интериоризации действий, то есть – перемещения их из внешней среды в умственную речь. На примере процесс интериоризации происходит следующим образом:

  1. Ребенок слышит от взрослого: нельзя трогать розетку – там тебя дядя Ток укусит.
  2. Увидев розетку, малыш проговаривает себе сам, без необходимости быть услышанным: трогать нельзя, там дядя Ток.
  3. При виде розетки, кроха уже во внутренней речи говорит себе, что розетку трогать нельзя.

Так, эгоцентрическая детская речь является переходным этапом от внешних действий к внутренней речи. Внешняя деятельность сворачивается до мыслей, это видно даже по детской сюжетно-ролевой игре в разном возрасте. В 4-5 лет малыши подробно проговаривают и выполняют действия, которые необходимы в процессе, например, берут воображаемую крупу, засыпают в кастрюлю, ставят на игрушечную плиту, раскладывают по тарелкам и предлагают «угоститься». При этом каждое действие проговаривают.

Ближе к школе, в подготовительной группе игра становится не такой подробной, дети просто ставят тарелочку на стол и говорят: «Это я как будто кашу сварила. Ешь». Произошел переход к внутренним действиям, и эгоцентрическая, внешняя речь с самим собой стала внутренней и остается с человеком до конца жизни.

Мое мнение об эгоцентрической речи

На самом деле, эгоцентрическая речь в несколько видоизмененном виде даже иногда встречается у взрослых людей, которые начинают выполнять новую для себя деятельность, с которой никогда не сталкивались. Например, женщина учится вязать крючком и проговаривает: «Зацепляем нить, заводим крючок под петлю…». Со временем, когда действия дойдут до автоматизма, словесное сопровождение пропадает и происходит уже в уме. У взрослых это происходит значительно быстрее, чем у детей.

Иногда эгоцентрическая речь у ребенка вызывает вопросы у родителей о нормальности его развития. Но она не должна вызывать беспокойства, так как для детей это просто период развития. Мозг еще развивается и не может удержать слишком много информации одновременно, а внешняя речь помогает выстроить структуру необходимых действий. Со временем эгоцентрическая речь сворачивается и становится внутренней, тогда ребенок начинает мыслить и рассуждать сам с собой не вслух, а про себя.

Заключение

Эгоцентрическая речь – это нормальное явление в развитии ребенка. В дошкольном возрасте она не должна вызывать беспокойства у родителей. Проговаривая мысли вслух, малыш думает, и со временем эти размышления становятся его внутренней речью, оставаясь с ним на всю жизнь.

Источник

Феномен эгоцентрической речи ребенка обстоятельно и довольно часто обсуждался в психологии. Если говорить о речи вообще, то в ней заложены внешний, внутренний и чувственный аспекты сознания человека. Поэтому, чтобы понять, о чем мыслит ребенок, каков он внутри, стоит обратить внимание на его речь.

Некоторые родители начинают тревожиться, когда их малыш произносит не связанные по смыслу слова, словно бездумно повторяя все то, что от кого-то услышал. Может быть не по себе, когда пытаешься выяснить, для чего он сказал то или иное слово, а ребенок просто не способен этого объяснить. Или когда чадо говорит с собеседником, словно со стенкой, другими словами, практически в никуда и не ожидая ни ответа, ни тем более понимания. У родителей могут возникать мысли о развитии у их малыша психического расстройства и об опасностях, которые скрывает под собой такая форма речи.

эгоцентрическая речь

Что же представляет собой эгоцентрическая речь на самом деле? И стоит ли переживать, если вы заметили ее признаки у своего ребенка?

Что такое эгоцентрическая речь?

Одним из первых ученых, который посвятил немало времени исследованию детской эгоцентрической речи, а также открыл само это понятие, стал Жан Пиаже – психолог из Швейцарии. Он разработал собственную теорию в данной области и провел ряд экспериментов с участием маленьких детей.

Согласно его выводам, одним из явных внешних проявлений эгоцентрических позиций в мышлении ребенка является именно эгоцентрическая речь. Возраст, в котором она чаще всего наблюдается, – от трех до пяти лет. Позднее, как утверждает Пиаже, данное явление практически полностью исчезает.

Жан Пиаже

Чем отличается такое поведение от обычного детского лепета? Эгоцентрическая речь – это в психологии разговор, направленный к самому себе. У детей она проявляется, когда те говорят вслух, не обращаясь при этом ни к кому, задают себе вопросы и нисколько не беспокоятся о том, что не получают ответа на них.

Сам эгоцентризм определяется в психологии как сосредоточенность на личных стремлениях, целях, переживаниях, отсутствие ориентированности на переживания других людей и любые внешние воздействия. Однако если у вашего малыша наблюдается данный феномен, впадать в панику не стоит. Многое прояснится и окажется совсем не страшным при более глубоком рассмотрении исследований психологов в данной области.

Разработки и выводы Жана Пиаже

Жан Пиаже в книге «Речь и мышление ребенка» старался раскрыть ответ на вопрос о том, какие потребности пытается удовлетворить ребенок, беседуя с самим собой. В ходе исследований он пришел к нескольким интересным выводам, однако одной из его ошибок стало утверждение, что для полного понимания образа мыслей ребенка достаточно анализа одной лишь его речи, поскольку слова непосредственно отражают действия. Позднее другие психологи опровергли такой неверный догмат, а явление эгоцентрического языка в детском общении стало понятно глубже.

эгоцентрическое мышление

Когда же Пиаже исследовал данный вопрос, то утверждал, что речь у детей, как, впрочем, и у взрослых, существует не только для сообщения мысли, но имеет и другие функции. В ходе исследований и экспериментов, проведенных в «Доме малюток», Ж.-Ж. Руссо и Ж. Пиаже удалось определить функциональные категории детской речи. На протяжении месяца велись тщательные и подробные записи того, о чем говорил каждый ребенок. После внимательной обработки собранного материала психологи выделили две основные группы детской речи: эгоцентрическая речь и социализированная.

О чем может рассказать данное явление?

Эгоцентрическая речь проявляется в том, что, говоря, ребенок совсем не интересуется, кто его слушает и слушает ли его кто-то вообще. Эгоцентрической эту форму языка делает, прежде всего, разговор только о себе, когда ребенок даже не пытается понять точку зрения своего собеседника. Ему достаточно лишь видимого интереса, хотя иллюзия того, что его понимают и слышат, у ребенка, скорее всего, присутствует. Он также не пытается своей речью оказать какое-либо воздействие на собеседника, разговор ведется исключительно для себя.

Пиаже эгоцентрическая речь

Типы эгоцентрической речи

Интересно еще и то, что, как определил Пиаже, эгоцентрическая речь тоже подразделяется на несколько категорий, у каждой из которых различные особенности:

  1. Повторение слов.
  2. Монолог.
  3. «Монолог вдвоем».

Выделенные типы эгоцентрического детского языка применяются малышами в соответствии с определенной ситуацией и их сиюминутными потребностями.

Что такое повторение?

Повторение (эхолалия) заключает в себе практически бездумное повторение слов или слогов. Ребенок делает это ради удовольствия, получаемого от речи, он не совсем осмысливает слова и не обращается к кому-либо с чем-то конкретным. Этот феномен является остатками младенческого лепета и не содержит ни малейшей общественной направленности. В первые несколько лет жизни ребенку нравится повторять услышанные слова, имитировать звуки и слоги, часто не вкладывая в это никакого особого смысла. Пиаже считает, что подобный вид речи имеет определенное сходство с игрой, ведь ребенок повторяет звуки или слова ради развлечения.

Что такое монолог?

Монолог как эгоцентрическая речь представляет собой разговор ребенка с самим собой, подобный громким мыслям вслух. Данный вид речи не направлен к собеседнику. В такой ситуации слово для ребенка сопряжено с действием. Автор выделяет следующие следствия из этого, важные, чтобы правильно понять монологи ребенка:

  • действуя, ребенок (даже наедине с собой) должен говорить и сопровождать игры и различные движения словами и криками;
  • сопровождая словами определенное действие, малыш может видоизменить отношение к самому действию или произнести то, без чего бы оно осуществиться не могло.

Что такое «монолог вдвоем»?

«Монолог вдвоем», также известный как коллективный монолог, тоже довольно подробно описан в трудах Пиаже. Автор пишет, что название данной формы, которую принимает эгоцентрическая детская речь, может показаться несколько противоречивым, ведь как монолог может вестись в диалоге с собеседником? Однако этот феномен часто прослеживается в разговорах детей. Он проявляется в том, что во время беседы каждый ребенок приобщает другого к своему действию или мысли, не стремясь при этом быть по-настоящему услышанным и понятым. Мнение собеседника такой ребенок никогда не берет в расчет, для него оппонент является своего рода возбудителем монолога.

Пиаже называет коллективный монолог самой социальной формой эгоцентрических разновидностей речи. Ведь используя этот вид языка, ребенок говорит уже не только для одного себя, но и для окружающих. Но в то же время дети таких монологов не слушают, ведь они обращены, в конечном счете, к себе – малыш вслух размышляет о своих поступках и не ставит перед собой цель донести какие-либо мысли до собеседника.

Противоречивое мнение психолога

феномен эгоцентрической речи

Как считает Ж. Пиаже, речь для маленького ребенка, в отличие от взрослого человека, является не столько орудием общения, сколько вспомогательным и подражательным действием. С его точки зрения, ребенок в первые годы жизни представляет собой обращенное на себя замкнутое создание. Пиаже, основываясь на самом факте того, что эгоцентрическая речь ребенка имеет место, а также на ряде экспериментов, приходит к такому выводу: мышление малыша эгоцентрично, а значит, он думает только для себя самого, не желая, чтобы его поняли, и не стремясь понимать образ мышления собеседника.

Исследования и выводы Льва Выготского

Позже, проводя подобные эксперименты, многие исследователи опровергали представленный выше вывод Пиаже. Например, Лев Выготский — советский ученый и психолог — подверг критике мнение швейцарца о функциональной бессмысленности эгоцентрической речи ребенка. В ходе собственных экспериментов, подобных тем, что производил Жан Пиаже, он пришел к выводам, в определенной степени противоречащим первоначальным утверждениям швейцарского психолога.

Новый взгляд на феномен эгоцентрической речи

эгоцентрическая речь ребенка

Среди выведенных Выготским фактов о феномене детского эгоцентризма можно принять во внимание следующие:

  1. Факторы, затрудняющие определенную деятельность ребенка (например, у него во время рисования забрали карандаши определенного цвета), провоцируют эгоцентрическую речь. Ее объем в подобных ситуациях возрастает почти в два раза.
  2. Помимо функции разряда, чисто экспрессивной функции и того, что эгоцентрическая речь ребенка часто просто сопровождает игры или другие виды детской активности, она еще и может играть другую важную роль. Такая форма речи заключает в себе функцию образования некоего плана разрешения проблемы или задачи, становясь, таким образом, своеобразным средством мышления.
  3. Эгоцентрическая речь малыша очень похожа на внутреннюю мысленную речь взрослого. Они имеют немало схожего: образное мышление, сокращенный ход мысли, невозможность понимания собеседником без использования дополнительного контекста. Таким образом, одной из главных функций этого феномена является переход речи в процессе своего формирования от внутренней к внешней.
  4. В более поздние годы подобная речь не исчезает, а переходит в эгоцентрическое мышление — внутреннюю речь.
  5. Интеллектуальную функцию данного феномена нельзя считать прямым следствием эгоцентризма детской мысли, ведь между этими понятиями нет абсолютно никакой связи. На самом деле эгоцентрическая речь довольно рано становится своего рода средством словесного оформления реалистического мышления малыша.

Как реагировать?

эгоцентрическая речь возраст

Эти выводы кажутся гораздо более логичными и помогают не волноваться чрезмерно, если у ребенка проявляются признаки эгоцентрической формы общения. Ведь данный вид мышления не говорит о сосредоточенности исключительно на себе или о социальной неприспособленности, и тем более не является каким-либо тяжелым психическим расстройством, например, как некоторые совершенно ошибочно путают его с проявлениями шизофрении. Эгоцентрическая речь является лишь переходным этапом в развитии логического мышления ребенка и со временем превращается во внутреннюю. Поэтому многие современные психологи говорят о том, что эгоцентрическую форму речи не нужно пытаться исправить или вылечить — она абсолютно нормальна.

Источник