Роль изобразительного творчества в развитии ребенка
Роль изобразительного творчества в становлении ребенка как личности
Одним из важнейших вопросов детской педагогики и психологии является вопрос о творчестве детей, развитии этого творчества и о значении творческой работы для общего развития и созревания ребенка.
Занимаясь творчеством, ребенок приобщается к красоте, синтезируя и интегрируя собственный эстетический опыт с общекультурным. Опыт, который накоплен предшествующими поколениями и передается как на генетическом уровне, так и предметами материальной культуры.
Практика показывает: детское творчество постоянно в движении. Оно меняется, так как меняется опыт ребенка, его отношение к окружающему миру и искусству. Каждая ступень в развитии творчества ребенка сопряжена с его предыдущими достижениями. Вычленив самое ценное в них, мы на этой основе выделим новообразования, которые будут способствовать дальнейшему творческому росту. Уже в раннем возрасте ребенок, не осознавая содержания образа, нанося цветовые пятна, получает интересные композиции, напоминающие те или иные предметы, объекты.
Говоря о детском творчестве как о процессе создания «нечто нового, ранее не существовавшего», важно указать, что «новое» для ребенка – все то, что он раньше не рисовал, не лепил, не конструировал. В этом случае неважно, имеются ли подобные образы в мировом искусстве или нет. Главное, что в опыте этого конкретного малыша их не было. И даже факт схожести не позволяет говорить об идентичности, поскольку в природе и в искусстве нет абсолютно одинаковых образов или объектов. [1].
Для реализации любого замысла ребенку необходим элементарный опыт отражения. Состоит он из умения применять определенные правила и закономерности искусства, выступающие неким художественно-изобразительным инструментарием. Процесс бессознательной творческой деятельности наблюдается у детей чаще всего в раннем и младшем дошкольном возрасте, когда интуитивно, а не осознанно создаются образы, выбираются краски, выразительные средства. Сознательность творчества начинает проявляться только к старшему дошкольному возрасту, когда накапливается необходимый художественно – изобразительный и эмоциональный опыт, когда дети начинают понимать зависимость между замыслом, своими возможностями, выразительными средствами и характером образа.
Л. С. Выготский придавал исключительно важное значение детскому рисованию, как способу самовыражения личности, её переживаний, называя его «графическим языком», то есть средством общения.
На занятиях по изобразительной деятельности расширяется познавательная сфера ребенка. Дети, знакомясь с видами и жанрами искусства, с выразительными средствами, изучают саму жизнь. Ведь в произведениях искусства отображаются явления природы, раскрываются простые и сложные отношения между людьми, обнажается внутренний мир человека. Благодаря искусству ребенок начинает глубже ориентироваться в мире. Занятия изобразительной деятельностью сопряжены с выполнением различных формообразующих движений, тех, что способствуют развитию мелкой моторики рук. А это, в свою очередь, обеспечивает усложнение мыслительной деятельности, переводит ее на более качественный уровень.
Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией, дети учатся воспринимать, наблюдать ,придумывать образы, размышлять об их структуре, продумывать этапы своей работы, фантазировать. Все эти психологические процессы — показатель умственного развития.
Связь детского изобразительного творчества и нравственности проявляется в том, что в ходе ознакомления с произведениями искусства ребенок учится вычленять не только элемент прекрасного, но и ценностный аспект. Он начинает понимать значимость красоты для человека, мира и тем самым, учась на собственных образах, доносить до окружающих в процессе созидания и преобразования своего художественно — эстетического опыта эту красоту. Многие качества личности (умение сопереживать , чувство взаимопомощи, порядочность, ответственность и д.р.),формирующиеся на занятиях по изобразительному творчеству, помогают ребенку разобраться в окружающем мире, в самом себе. В процессе интегрированных занятий (рисование, лепка, аппликация) у детей формируются такие важные качества личности, как целеустремлённость, самостоятельность, инициативность – основные компоненты творческой деятельности. [2].
Таким образом, говоря о значимости детского изобразительного творчества в становлении личности, важно отметить: это не только один из начальных способов познания ребенком окружающего мира, его свойств, законов, отношений, но и наиболее доступное средство отражения собственного отношения к этому миру, своих впечатлений, эмоционального состояния и переживаний с помощью художественно-выразительного образа.
Литература
1. Погодина С. Роль изобразительного творчества в становлении ребёнка как личности. Статья первая. // журнал «Дошкольное воспитание» № 9 -2009 г.
2. Т.Г. Казакова. Изобразительная деятельность: интеграция и взаимосвязь видов // Дошк. воспитание, 2006, № 4.
Источник
Роль изобразительной деятельности в развитии личности дошкольника
Изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего воспитания и развития ребенка. Она позволяет детям передавать то, что они видят в окружающей жизни. Многие специалисты педагогического профиля, психологи используют потенциал изобразительной деятельности ребенка в развитии познавательных процессов, свойств и особенностей личности в целом. Изобразительная деятельность – один из путей воспитания у детей чувства прекрасного; умения замечать красивое в явлениях природы, жизни общества, в произведениях искусства, создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия искусства, эмоциональной сензитивности, которые способствуют формированию эстетического отношения к действительности. Для изобразительной деятельности характерно художественно-образное начало. Художественный образ максимально субъективен и несет в себе печать личности автора. Есть три вида изобразительной деятельности: рисование, лепка, аппликация. Их взаимосвязь прослеживается в средствах выразительности, используемых для создания продукта. К ним относятся форма, ритм линий и форм на плоскости, объем. Декоративное рисование, аппликация и лепка предполагают использование цветового строя и гармонии, а сюжетное – композиции. След на бумаге, вмятины на пластических материалах приобретают для ребенка зрительное значение, а это положительно влияет на дальнейшее развитие в изобразительной деятельности. Ребенок способен в рисунке, лепке, аппликации создавать образы, отражающие его отношение к окружающей действительности. Рисуя, то, что его интересует и волнует, ребенок получает уникальную возможность перенести на бумагу свои впечатления и переживания, а не хранить их в себе. Занятия проводимые в саду дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил. Изобразительная деятельность ребенка, которой он только начинает овладевать, нуждается в квалификационном руководстве со стороны взрослого. Но чтобы развить у каждого ребенка творческие способности, заложенные природой, педагог должен сам разбираться в изобразительной деятельности, владеть необходимыми способами художественной деятельности. Изобразительная деятельность дошкольников как вид художественной деятельности должна носить эмоциональный, творческий характер. Педагог должен создавать для этого все условия: он, прежде всего, должен обеспечить эмоциональное, образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и воображение, учить детей способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения. Процесс обучения должен быть направлен на развитие детского изобразительного творчества, на творческое отражение впечатлений от окружающего мира, произведений литературы и искусства. Рисование, лепка, аппликация – виды изобразительной деятельности, основное назначение которой – образное отражение действительности. Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. Как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей. Овладение умением изображать невозможно без целенаправленного зрительного восприятия – наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, надо предварительно хорошо с ним ознакомиться, запомнить его форму, величину, цвет, конструкцию расположение частей. Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний на основе представлений о разнообразии форм пространственного расположения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. При организации восприятия при организации восприятия предметов и явлений важно обращать внимание детей на изменчивость форм, величин (ребенок и взрослый), цветов (растения в разные времена года), разное пространственное расположение предметов и частей (птица сидит, летает, клюет зерна, рыбка плавает в разных направлениях и т.д.); детали конструкций также могут быть расположены по-разному. Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией дети знакомятся с материалами (бумага, краски, глина, мел и др.), с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы. Обучение изобразительной деятельности без формирования таких мыслительных операций, как анализ, сравнение, синтез, обобщение. На основе сходства предметов по форме возникает общность способов изображения в рисунке, лепке. Например, чтобы слепить ягоду, орешек, неваляшку, яблоко или цыпленка (предметы имеющие круглую форму или части круглой формы), необходимо раскатать кусочки пластилина или глины кругообразными движениями. Способность анализа развивается от более общего и грубого различения до более тонкого. Познание предметов и их свойств, приобретаемое действенным путем, закрепляется в сознании. Изобразительная деятельность тесно связана с сенсорным воспитанием. Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходства и различия, то есть производят умственные действия. Общественная направленность детского изобразительного творчества проявляется и в том, что в своей работе дети передают явления общественной жизни. Значение занятий изобразительной деятельностью для нравственного воспитания заключается также в том, что в процессе этих занятий у детей воспитываются нравственно-волевые качества: потребность и умение доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п.Изобразительная деятельность должна быть использована для воспитания у детей доброты, справедливости, для углубления тех благородных чувств, которые возникают у них. Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам оставляемыми ими на бумаге; постепенно появляются новые мотивы творчества – желание получить результат, создать определенное изображение.Дошкольники овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разнообразных работ, приобретают ручную умелость, которая позволит им чувствовать себя самостоятельными. Освоение трудовых умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитываются умения трудиться, добиваться желаемого результата. Формированию трудолюбия, навыков самообслуживания способствует участие ребят в подготовке к занятиям и уборке рабочих мест. Основное значение изобразительной деятельности заключается в том, что она является средством эстетического воспитания. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности. Непосредственное эстетическое чувство, которое возникает при восприятии красивого предмета, включает различные составляющие элементы: чувство цвета, чувство пропорции, чувство формы, чувство ритма. Для эстетического воспитания детей и для развития их изобразительных способностей большое значение имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства. Яркость, выразительность образов в картинках, скульптуре, архитектуре и произведениях прикладного искусства вызывают эстетические переживания, помогают глубже и полнее воспринимать явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений в рисунке, лепке, аппликации. Постепенно у детей развивается художественный вкус. Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. Известный русский художник – педагог П.П. Чистяков писал: « Рисование как изучение живой формы есть одна из сторон знания вообще: оно требует такой же деятельности ума, как науки, признанные необходимыми для элементарного образования».Занятия изобразительной деятельностью имеют большое значение для умственного воспитания детей. Они основываются на сенсорным опыте, не посредственном восприятии и выделении свойств и качеств воспринимаемых объектов действительности. Возможность интеллектуального развития детей в процессе изобразительной деятельности определяется и тем, что в изобразительном творчестве они передают впечатления, полученные из окружающей жизни или прочитанных им книг. Без отчетливых представлений создать изображение невозможно. Вместе с тем в процессе создания образа действительности или литературного персонажа, картины уточняются, углубляются, закрепляются знания и представления у детей, являющиеся своеобразным материалам для работы мышления, воображения.Для умственного развития детей большое значение имеет постепенно образующиеся запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. При организации восприятия предметов и явлений важно обращать внимание детей на изменчивость форм, величин, цветов, разное пространственное положение предметов и их частей. На занятиях изобразительной деятельности у детей развивается речь, происходит усвоение названий, форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений, изодеятельность способствует обогащению словаря, развивается мелкая мускулатура рук, пальцев; дети приобретают опыт использования простейших орудий: карандаша, кисти, усваивают их специфику; узнают свойства различных материалов: краски, гуаши и др.; возможности и особенности работы с ними.
Изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового, умственного развития детей. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. О том, что рисование, лепка и занятия с другими материалами очень важны для развития у детей их чувств, мышления, навыков и умений, писали ещё многие педагоги прошлого (Я.А. Коменский, Ф. Фребель). Самым ценным в процессе изо деятельности является не конечный продукт – рисунок, слепленная фигурка, работа по аппликации, а развитие личности, свойств, качеств и психических процессов ребенка.
Источник
Лариса Гурок
Значение изобразительной деятельности для всестороннего развития детей дошкольного возраста
«Художественное творчество характеризует непрерывное единство познания и воображения, практической деятельности и психических процессов. Оно является специфической духовно-практической деятельностью, в результате которой возникает особый материальный продукт произведение искусства».
В. Г. Злотников
Изобразительная деятельность дошкольников играет ключевую роль в развитии детской личности, поскольку для ребенка это радость познания и творчества. Изобразительная деятельность дошкольников – это развитие мысли, анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Она способствует овладению связной речью, обогащению словарного запаса и развитию сенсорики, креативного и когнитивного мышления в восприятии окружающего мира. Расширение запасов познания, наблюдения и сравнения положительно сказывается на общем интеллектуальном и ассоциативном развитии ребенка.
В процессе занятий изобразительной деятельностью у дошкольников формируются нравственно-волевые качества. Дети учатся сосредотачиваться, доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности и поддерживать товарищей.
Эстетическое воспитание дошкольников происходит посредством развития у них чувства красоты, формы, цвета, яркости и насыщенности красок. Движущей силой такого многостороннего развития является детский интерес.
Первые изобразительные занятия с ребенком начинаются с рисования цветными карандашами. Ребенку недостаточно просто дать чистый лист бумаги. Ему нужна ваша помощь в поисках замыслов и их развитию. Чтобы ребенок обращал внимание на красоту окружающей природы, на прогулках следует обращать внимание на красоту неба, деревьев, цветов в соответствии со временем года (презентация «На дворе гуляет осень»).
Занятия по изобразительной деятельности, кроме выполнения учебных задач, являются важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации и оригами, конструированию способствует умственному, нравственному, художественно-эстетическому и физическому воспитанию дошкольников.
О значении рисования для умственного развития писал М. И.Калинин: «Человек, который научился и привык рисовать, особо подойдет к каждому новому предмету. Он прикинет с разных сторон, нарисует такой предмет, и у него будет уже образ в голове. А это значит, что он глубже проникнет в самую суть предмета».
В процессе изобразительной деятельности уточняются и углубляются зрительные представления детей об окружающих предметах. Детский рисунок иногда говорит о неверном представлении ребенка о предмете, но по рисунку, лепке не всегда можно судить о правильности детских представлений. Замысел ребенка шире и богаче его изобразительных возможностей, так как развитие представлений опережает развитие изобразительных умений и навыков. Кроме того, иногда дошкольники сознательно нарушают размеры и цвет изображения, стремясь передать свое эмоциональное отношение к объекту. Так, ребенок увеличивает размеры командира, идущего впереди войска, чтобы показать его значительность; любимые предметы раскрашивает в яркие цвета и т. п. Изобразительная деятельность тесно связана с решением задач нравственного воспитания. Окружающая жизнь дает детям богатые впечатления, которые потом отражаются в их рисунках, аппликациях и т. п. В процессе изображения закрепляется отношение к изображаемому, так как ребенок вновь переживает те чувства, которые испытывал при восприятии этого явления. Поэтому большое влияние на формирование личности ребенка оказывает содержание работы.
В процессе рисования, лепки, конструирования формируются такие важные качества личности, как активность, самостоятельность, инициатива, креативность, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. Не менее важно воспитание целеустремленности в работе, умении довести ее до конца.
В процессе изобразительной деятельности воспитывается у дошкольников чувство товарищества, взаимопомощи. Работая над изображением, дети нередко обращаются друг к другу за советом, помощью. В конце занятия проводится коллективный анализ детских работ, который способствует формированию объективных оценок своих рисунков и рисунков товарищей (приложение-презентация).
В некоторых случаях работа дошкольников организуется как коллективное выполнение задания, в процессе которого у них воспитывается умение дружно, согласованно работать, приходить на помощь друг другу. Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью.
Важно у детей воспитывать эстетическое отношение к окружающему, умение видеть и чувствовать прекрасное, развивать художественный вкус и творческие способности, креативно-ассоциативное восприятие мира.
Изобразительная деятельность содействует развитию творческих способностей детей, которое возможно лишь в процессе усвоения и практического применения знаний, умений и навыков. Заботясь о развитии у ребят художественных способностей, педагог должен знать моменты, являющиеся первыми побудительными факторами привлечения внимания, интереса детей к рисованию, лепке и т. п. Одним из таких факторов нередко служит глубокое эмоциональное переживание ребенка при восприятии предмета или явления — яркой картинки, книжки, игрушки, праздничного пейзажа. Создавая рисунок, ребенок еще раз переживает тот эмоциональный подъем, который присутствовал во время наблюдения. Он испытывает огромное удовольствие от процесса рисования. У ребенка возникает желание рисовать каждый день и изображать в рисунке все то, что видит вокруг.
Нередко толчком к проявлению интереса к изобразительной деятельности служит наблюдение за рисующими или занимающимися лепкой, конструированием, оригами. Процесс создания взрослыми ярких образов в рисунке, лепке, живописи производит неизгладимое впечатление на детей, вызывает у них желание попробовать свои силы.
И как указывает Б. В.Иогансон:
«Способности человека ждут только толчка, чтобы человек ясно почувствовал свое призвание».
Огромное влияние на развитие художественных способностей ребенка оказывает личный пример, помощь, показ, объяснение педагога (Приложение 16. Работы педагога).
Организация и оборудование занятий также должны способствовать эстетическому и креативно-ассоциативному воспитанию детей.
Прежде всего, должны быть соблюдены чистота, порядок,аккуратное расположение материалов: карандаши аккуратно отточены, бумага нарезана ровными листами. Принадлежности должны быть разложены на столах так, чтобы было удобно и легко ими пользоваться. Подносы для красок или обрезков бумаги, стаканы с карандашами или кистями необходимо красиво оформить. Такая обстановка вызовет у дошкольников желание заниматься, они будут стараться сохранить и поддержать красоту и порядок (приложение-презентация).
Наглядные пособия выполняются на высоком художественном уровне. В процессе изобразительной деятельности активно формируется зрительная память ребенка. Как известно, развитая память служит необходимым условием успешного познания действительности, поскольку благодаря процессам памяти происходит запоминание, узнавание, воспроизведение познаваемых предметов и явлений, закрепление прошлого опыта. Занятия рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием способствуют развитию руки ребенка, особенно мускулатуры кисти и пальцев, что так важно для дальнейшего обучения письму в школе.
Трудовые навыки, приобретаемые детьми в процессе изобразительной деятельности, также развивают руку и глаз ребенка и могут быть использованы в разных видах труда. Во время занятий вырабатывается правильная учебная посадка, так как изобразительная деятельность почти всегда связана со статическим положением и определенной позой.
Таким образом, занятия изобразительным искусством являются важным средством всестороннего развития детей, а также способствуют креативно –ассоциативному восприятию дошкольником окружающего мира по законам красоты
Источник