Роль интеграции в развитии личности ребенка

МДОУ Нагорьевский детский сад

Консультация

«Роль интегрированных занятий в развитии дошкольников»

  Ст. воспитатель:

2014г.

В наше время по-настоящему цельной личностью можно назвать лишь человека, у которой в полной мере развито и эмоциональное и интеллектуальное начало. Воспитать такую цельную личность – нелёгкая для педагога задача. Для этого необходимы два условия: наличие педагога-мастера, педагога-психолога и создание среды, вызывающий положительный эмоциональный отклик у ребёнка.

Большое значение в осуществлении нравственно-эстетического и интеллектуального воспитания детей и в развитии их творчества мы придаём интеграции всех видов искусства и художественно-творческих деятельностей.

Актуальность разработки проблемы интеграции применительно к эстетическому воспитанию определяется тем, что интеграция позволяет объединять впечатления детей, углублять и обогащать образное содержание детского творчества через взаимосвязь образного содержания искусства и детской художественной деятельности. Интеграция разных видов искусства и разнообразных художественных деятельностей позволяет детям более глубоко и разносторонне осмыслить, например, создаваемые ими образы, глубже осознавать искусство и явления жизни. К сожалению, интеграция в эстетическом воспитании и развитии детского художественного творчества недостаточно глубоко изучена.

Итак, интеграция имеет огромное значение для повышения эффективности воспитания и образования детей на всех уровнях обучения. Это значение выражается в следующем:

взаимосвязь разных видов искусства и разнообразных видов детской деятельности способствует образованию связей между различными содержаниями образования, что помогает развитию наглядно-образного и логического мышления, интеллектуально-эстетическому развитию; взаимосвязь различного материала и содержания повышает мотивацию усвоения, делает её личностно значимой для каждого ребёнка; интеграция формирует у детей более глубокие, разносторонние знания, более целостное представление о мире и о взаимосвязи всех его составляющих; включение в процесс эстетического воспитания разных видов искусства и соответствующей художественной деятельности, что предопределяет развитие разнообразных художественных способностей; интеграция способствует более эффективному формированию эстетических качеств личности ребёнка; интеграция позволяет сократить количество занятий и время их проведения, что имеет большое педагогическое значение, так как помогает избегать перегрузки детей, освобождает время для самостоятельной деятельности; интеграция способствует формированию обобщенных представлений, знаний, умений; повышает эффективность воспитания и развития детей.

Интеграция содержания эстетической, художественной деятельности и разных видов искусства обеспечивает их разностороннее воздействие на детей, способствует познанию предметов и явлений с разных сторон на основе восприятия действительности различными органами чувств и передачи образов воспринятого или созданных воображением детей в разных формах художественной деятельности с использованием средств выразительности, специфичных для той или иной деятельности (музыкальной, изобразительной, художественно-речевой, театрально-игровой), а также образованию ассоциативных связей.

Каковы же отличительные черты интегрированных занятий? Очень важно, что ребёнок не должен на занятиях просто сидеть, слушать и постоянно выполнять задания педагога. Радость творчества, активное взаимодействие педагога и ребёнка (педагогика сотрудничества) уводит детей с позиции пассивного усвоения знаний, умений, навыков на позицию творческой активности, инициативы и самостоятельности. Только такой принцип в педагогике поможет развить творческое начало в каждом ребёнке.

Интегрированные занятия способствуют успешному решению этой задачи. Механизмом интеграции является образ, создаваемый разными видами детской деятельности и искусства с помощью различных средств художественной выразительности. Именно такое занятие соответствует определению: использование данных разных областей знания для формирования целостного, единого взгляда на предмет, явление, процесс.

Интеграция предполагает также создание условий для двигательной активности детей, эмоционального, интеллектуального, социально-нравственного здоровья ребёнка.

Для интегрированных занятий характерен выход на творчески продуктивную деятельность детей. Это может быть рисование разными материалами (при этом дошкольники опираются на полученные ими ранее впечатления), ручной труд (изготовление игрушек, плетение, работа с тестом), посев семян (цветочных, злаковых), сочинение песен, маленьких историй, рассказов на заданную тему, танцевальные, музыкально-игровые, инструментальные импровизации, творческое экспериментирование. Без механического заучивания, стимулируя самостоятельность и инициативность детей, педагог уточняет знания каждого ребёнка, дополняет знания детей новой информацией, знакомит со средствами художественной выразительности в музыке, живописи, изыскивает приёмы, выводящие детей к творческой позиции в практической деятельности. Таким образом интегрированные занятия способствуют развитию творческого мышления, обогащают знания детей об окружающем мире, формируют у них яркие положительные эмоции в процессе их творческого взаимодействия и деятельного общения со взрослыми.

Читайте также:  Восприятие у ребенка с отклонениями в развитии

Интегрированные занятия могут иметь широкий тематический диапазон. Так, тема природы может включает не только знакомство с временами года, но и с конкретными природными явлениями. Тематика интегрированных занятий может носить и социальный характер. Оно может быть приурочено к какой-то знаменательной дате (например, ко Дню космонавтики). В основе интегрированных занятий – не только синтез искусств, но и различные виды деятельности: игровая, трудовая, познавательная (развитие речи, ознакомление с окружающим, формирование элементарных математических представлений, экспериментирование), могут решаться задачи и по физической культуре. Приоритеты каждый раз могут быть разные.

Интеграция может быть и внутри одного вида деятельности. Например, пять видов музыкальной деятельности (восприятие, пение, музыкально-ритмическое движение, элементарное музицирование, детское музыкальное творчество) помогут ребёнку осознать такие средства музыкальной выразительности, как ритм, мелодия. Такой подход может быть осуществлён и в других видах детской деятельности: изобразительной, театрализованной.

Таким образом, интеграция и интегрированные занятия – действенное средство духовного развития ребёнка. На таких занятиях успешно решаются задачи и воспитания, и

образования; определяются духовные ценности, отношение к самому себе, к людям, к обществу, в котором развивается дошкольник, к природе, формируются особенности поведения и сознания. У детей расширяются и углубляются знания об окружающем мире, формируется опыт нравственного поведения, опыт общения, развивается эмоционально-волевая сфера, создаются условия для творческих проявлений, для эмоционального и социального развития.

Источник

Галина Шелудякова
Интеграция как средство развития ребёнка

Слайд 1

Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодняшний семинар – практикум посвящен теме «Интеграция как средство развития ребёнка».

Слайд 2

Как помочь вам — педагогам в реализации принципа интеграции образовательных областей в соответствии с ФГТ? Как активизировать деятельность каждого педагога? Какими средствами и способами это можно сделать? Об этом я предлагаю поговорить сегодня на семинаре.

Слайд 3

А мы начинаем нашу работу.

Каждый ребенок – маленький исследователь, он с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Дети стремятся к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть.

Слайд 4

Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования, предложенный Федеральными государственными требованиями – принцип интеграции образовательных областей. Данный принцип является инновационным для дошкольного образования и обязывает дошкольные образовательные учреждения коренным образом перестроить образовательную деятельность в детском саду на основе объединения, взаимопроникновения образовательных областей.

Слайд 5

На слайде представлены слова. Подберите слова — синонимы к понятию «интеграция»,как вы понимаете это слово из предложенных слов на слайде: взаимодействие, соединение, совмещение, объединение, «два в одном». Синонимов понятия «интеграция» много, определений в различных источниках тоже.

Самое доступное,но отражающее наиболее точно суть данного понятия следующее: «Интеграция — это объединение в целое каких-нибудь частей или элементов в процессе развития».

Одна из форм осуществления интеграции в ДОУ — интегрированные занятия.

Слайд 6

Я думаю, что вы со мной согласитесь, что в последние годы возрос интерес к интегрированным занятиям. И «теоретики» и педагоги-практики понимают, что на таких занятиях дети используют знания из разных сфер деятельности, процесс обучения становится более экономным, у детей создается единая, целостная картина мира, не раздробленная на аппликацию, рисование, развитие речи, музыка, физкультуру. Интегрированныезанятия позволяют ребенку реализовать свои творческие возможности: он сочиняет, фантазирует, думает, познает законы и специфику родного языка; в интересной, игровой форме обогащает словарь, развиваются коммуникативные умения. Большой плюс интегрированных занятий состоит в том, что они проводятся в игровой форме, включают в себя много видов двигательной активности.

Читайте также:  Ребенок с патологией речи и развития

Слайд 7

Обращаю ваше внимание на актуальность проведения интегрированных занятий

1. Мир, окружающий детей, познается ими на интегрированных занятиях в его многообразии и единстве

2. Интегрированные занятия побуждают к активному познанию окружающей действительности

3. Интегрированные занятия снимают утомляемость, перенапряжение воспитанников за счет переключения на разнообразные виды деятельности

4. Высвобождается время для дополнительных занятий практической направленности

5. Интеграция дает возможность для самореализации педагогов

Слайд 8

Строя образовательный процесс по принципу интеграции образовательных областей основными целями и задачами интегрированных занятий являются:

Цель данных занятий – объединить различные виды художественной деятельности детей в целостный педагогический процесс формирования у воспитанников представлений об окружающем мире, эстетической культуре и развития средствами искусства творческих способностей (музыкальных, сценических, литературных, к изобразительной деятельности).

Основными задачами занятий являются:

• формирование эстетического восприятия окружающего мира;

• приобщение к миру искусства;

• воспитание эмоционального и осознанного отношения к искусству,

• умения услышать, увидеть, почувствовать и переживать различные

• эмоциональные состояния, переданные в произведениях искусства;

развитие способности к освоению и преобразованию окружающего пространства;

• детского творчества в изобразительной, музыкальной, речевой и

• театрализованной деятельности.

Многие педагоги не всегда правильно различают интегрированные занятия от комплексных. С одной стороны очень похожи между собой в принципе, но есть между ними и отличия.

Слайд 9

Сейчас я предлагаю вашему вниманию технологическую матрицу сравнения и планирования интегрированных и комплексных занятий.

Интегрированные занятия имеют отличительные особенности, которые прослеживаются в матрице.

Во-первых, это четкость, компактность, большая информативность материала, благодаря чему реализуется один из основных принципов дошкольной дидактики – занятие должно быть небольшим по объему, но емким, что возможно при интегративном подходе, когда конкретный предмет или явление рассматривается с нескольких сторон в разных его аспектах.

Второй особенностью является логическая взаимообусловленность, взаимосвязь интегрированных предметов.

На таких занятиях обеспечивается взаимопроникновение материала из разных образовательных областей через разнообразные виды деятельности, например, рассматривание такого понятия, как «настроение», с помощью произведений музыки, литературы, живописи. Важно, чтобы образовательные области сочетались одна с другой, и между ними был связующий элемент – образ.

Учитывая особенности мышления детей дошкольного возраста, на занятии педагоги ДОУ используют большое количество разнообразного наглядного материала и атрибутов (выставки картин, репродукций, предметов быта, поделок, элементы костюмов, используя проектор и ноутбук, чтобы дети могли свободно подойти, рассмотреть и использовать.

Важной особенностью интегрированного занятия является смена динамических поз и видов детской деятельности. Во время занятия предполагается использование разнообразных видов детской деятельности, которые можно интегрировать между собой, например, драматизацию сказки с конструированием из строительного материала, изготовлением декораций, атрибутов к игре; слушание музыкального произведения с чтением стихов, рассматриванием произведений изобразительного искусства и рисованием.

Слайд 10

Если учесть, что интегрированное занятие проводят два педагога, при его планировании и проведении важно координировать деятельность воспитателя и специалистов.

Я остановлюсь подробнее на том, как наши педагоги готовятся к проведению интегрированного занятия, если его проводит воспитатель +специалист.

Во-первых, воспитатель и специалист согласовывают свои учебные планы для того, чтобы наметить время изучения общей для разных образовательных областей тем. При этом каждый педагог продумывает содержание материала для своей образовательной области, методы и средства обучения.

Во-вторых, в процессе подготовки к занятию проводят взаимные «консультации — встречи» педагогов по вопросам изучения темы. Это помогает выделить главную цель интегрированного занятия, определить знания из других областей, способствующих усвоению основного материала, исключить дублирование, определить оптимальную нагрузку различными видами деятельности детей на занятии.

Погружение в тему требует не только слаженной работы всех педагогов детского сада, но и организации эффективного взаимодействия с родителями воспитанников. О готовящемся интегрированном занятии, его теме и содержании им сообщается. Педагоги дают родителям рекомендации, чем они могут заняться с ребенком в домашних условиях в целях подготовки к занятию. По желанию родители принимают участие в подготовке к проведению интегрированного занятия (принимают участие в организации экскурсий с детьми в музей и выставочные залы картинной галереи, подбор книг, иллюстраций, фотоальбомов, вместе с детьми изготавливают различные поделки для выставок, атрибуты для игр и пр.).

Читайте также:  Интранатальный период развития ребенка это

Слайд 11

Важно заметить, что методика проведения занятия с использованием интегрированного подхода существенно отличается от методики проведения обычного занятия. В процессе обучения на таких занятиях используются различные методы и приемы.

Наиболее эффективны из них следующие:

• сюрпризный, игровой моменты;

• рассматривание, наблюдение, сравнение, обследование;

• сравнительный анализ, сопоставление, эвристическая деятельность (частично-поисковый);

• проблемные вопросы, стимулирующие проявление своего рода совместных с педагогом «открытий», помогающих ребенку найти ответ;

• разнообразные речевые дидактические игры для активизации словаря, расширения представления о многообразии граней родного языка, воспитания чувства уверенности в своих силах.

Слайд 12

Мы заметили, что интегрированные занятия более результативны, так как у детей отмечается повышенный интерес к содержанию тех задач, которые решаются на этих занятиях; у детей проявляется особая широта интересов – что в последующем может стать основой многообразного опыта.

Стремление заниматься разными и не похожими друг на друга видами деятельности, желание попробовать свои силы в разных её сферах (рисовании, пении, театрализованной и художественно-речевой) – это и есть широта интересов ребёнка, которую формирует педагог средствами интегрированных занятий.

Слайд 13

«Как осуществить интеграцию образовательных областей? Что для этого нужно сделать?»

Предлагаю поучаствовать в ситуативном мозговом штурме, который позволит решить сначала проблему «Как пробудить желание в человеке есть салат». Наша задача – найти решение проблемы, используя средства, формы и методы. (Идёт обсуждение)

Слайд 14

Я попрошу Анну Юрьевну записывать все варианты ответов. Итак, мы составили некий алгоритм действий по решению нашей проблемы. Получилось где – то так. И я думаю, что убедили есть человека салат. Посмотрите на экран.

Тщательно очистить его

Украсить его

Подать в необычной сервировке

Придумать салат с любимым вкусом

Придумать интригующее название

Убедить в простоте приготовления в домашних условиях

Убедить в полезности состава ингредиентов

А теперь давайте попробуем разобрать похожую ситуацию, но помещенную в другой контекст, а затем применим найденные решения к реальным обстоятельствам — найдем средства, необходимые для осуществления интеграции образовательных областей по аналогии, т. е. решить наш главный поисковый вопрос.

Тщательно очистить его Тщательнее подготовиться к осуществлению образовательной деятельности в режимные моменты

Украсить его Использовать наглядность, средства мультимедиа и др.

Подать в необычной сервировке Проводить в нестандартной форме

Придумать салат с любимым вкусом Интегрировать с другой деятельностью

Придумать красивое (необычное) название Превратить «скучные» темы организованной деятельности во «вкусные»

Убедить в простоте приготовления в домашних условиях Давать интересные и увлекательные самостоятельные задания

Убедить в полезности состава ингредиентов Сделать приобретаемые знания актуальными и полезными в жизни

Слайд 15

Технология интеграции организованной образовательной деятельности может быть различной, однако в любом случае необходимо проявление творческой активности педагога. Это одно из важных условий при ее проведении для развития детских способностей.

Упражнение «Ладошка».

Педагоги берут нарисованную ладошку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение.

Большой – для меня это важно и интересно потому что…

Указательный – я получил конкретные рекомендации (указать какие)

Средний – мне было трудно (указать трудности) или не понравилось…

Безымянный – моя оценка психологической атмосферы…

Мизинец – для меня было недостаточно…

Источник