Роль игры в умственном развитии ребенка

Содержание

 Введение………………………………………………………………..

1.Роль игры в 
развитии умственных способностей 
детей дошкольного возраста

1.1. Особенности 
умственного развития дошкольников……………..

1.2. Значение игры 
как средства умственного развития 
…………

2.Классификация 
основных видов игр для умственного 
развития детей дошкольного возраста

2.1. Дидактические 
игры………………………………………..

2.1.1. Игры для 
развития памяти……………………………………….

2.1.2. Игры для 
развития речи……………………………….

2.1.3. Игры для 
развития мышления……………………………

2.1.4.Игры для развития 
восприятия………..

2.1.5. Игры для 
развития воображения…………….

2.2 Сюжетно-ролевые 
игры…………………………………….

2.2.1. Строительные 
игры………………………………………..

Заключение…………………………………………………..

Список литературы…………………

Введение     

Один из самых 
замечательных педагогических деятелей
современности В.А.                                                                                                                                  

Сухомлинский доказывал,
что детство – это каждодневное
открытие той или иной стороны 
окружающего мира. Он считал, что 
детей необходимо знакомить с 
каждым предметом окружающего мира
в его связях с другими; «открыть
его так, чтобы кусочек жизни 
заиграл перед детьми всеми красками
радуги» [14,22] и давать эти знаки 
обязательно в игровой форме,
так как «без игры нет, и не может 
быть полноценного умственного развития.
«Игра – это огромное светлое 
окно, через которое в духовный
мир ребенка вливается живительный 
поток представлений, понятий об
окружающем мире. Игра – это искра,
зажигающая огонек пытливости и любознательности»
[14,33] .      

 Многие отечественные психологи 
занимались изучением проблемы  влияния игры
на умственное развитие ребенка-дошкольника.
Л.С. Выготский отмечал: «Особенностью
игровой деятельности детей является
способность действовать в познаваемой,
т.е. в мысленной, а не видимой ситуации.
В игре осуществляется постепенный переход
действий в умственный план. При этом у
младших дошкольников – игровые действия
с опорой на предметы-заместители выполняются
очень развернуто, у старших же дошкольников
они сокращены и обобщены, а игровой предмет
заменяется словом» [2,15].  В.И. Логиновой
показано, что игра – «важная деятельность
для умственного развития ребенка, так
как в ней формируется механизм возможной
смены позиций и координирование своей
точки зрения с другими. Это способствует
формированию интеллектуальных операций»
[5,138]. В экспериментальном исследовании
В. А. Недоспасовой игра предстала как
деятельность, в которой происходит, и
познавательная и эмоциональная «децентрация»
ребенка. Дело не только в том, что в игре
развиваются или заново формируются отдельные
интеллектуальные операции, а в том, что
коренным образом изменяется позиция
ребенка в отношении к окружающему миру
и формируется самый механизм возможной
смены позиции и координации своей точки
зрения с другими возможными точками зрения.
Именно это изменение и открывает возможность
и путь для перехода мышления на новый
уровень и формирования новых интеллектуальных
операций. Д.Б. Эльконин видел в игре неиссякаемый
источник интеллектуального развития
личности, определяющую «зону ближайшего
развития» [16,11].

  1. Роль игры в развитии умственных способностей у детей дошкольного возраста

1.1.Особенности умственного 
развития дошкольников.

Дошкольное детство 
– уникальный период в психическом 
развитии ребенка. Отличительная особенность 
этого периода сравнительно с 
последующими этапами становления 
личности заключается в том, что 
он обеспечивает именно общее развитие
ребенка, которое служит основой 
для приобретения им в дальнейшем
специальных знаний и навыков, усвоения
разных видов деятельности. Формируются
не только такие свойства психики, которые
определяют общий характер поведения,
отношения к окружающему, а и те, что проектируются
на будущее и проявляются в психических
новообразованиях, которые достигаются
к концу возрастного периода. Мировая
психолого-педагогическая наука и передовая
практика убедительно свидетельствуют
о том, что в настоящее время очень дорого
обходится пренебрежение возможностями
именно младшего дошкольного детства
расширять и углублять способность к образному
познанию, т.е. «обогащать и максимально
раскрывать те ценные качества, к которым
детская природа наиболее благоприятна»
[7,24]. При этом ведущую роль приобретает
нацеленность на умственное развитие
ребенка младшего преддошкольного возраста,
которое, как справедливо подчеркивал
А.Н. Леонтьев, «нельзя рассматривать в
отрыве от психического развития, от богатства
интересов, чувств и других черт, образующих
его духовных облик, ведь об умственном
развитии ребенка судят по объему, характеру
и содержанию знаний, по уровню сформированности
познавательных процессов, по способности
к самостоятельному творческому познанию»
[9,22]. Умственное развитие ребенка осуществляется
посредством умственного воспитания –
педагогической деятельности, направленной
на развитие интеллектуальной культуры
личности, познавательных мотивов, умственных
сил, мышления.  Интеллектуальная культура
включает в себя комплекс знаний и умений
в области умственного труда: умение определять
цели познавательной деятельности, планировать
ее, выполнять познавательные операции
различными способами, работать с источниками.
Формирование умственной культуры является
частью задач по умственному развитию
детей, которое понимается как процесс
созревания и изменения умственных сил
под воздействием биологических и социальных
факторов. Умственные силы (ум) – совокупность
индивидуальных способностей к накоплению
знаний, совершению мыслительных операций.
При этом свойствами ума выступают быстрота,
ясность, критичность, глубина, гибкость,
широта и креативность.

Читайте также:  Помощь в физическом развитии ребенка

В природе ума и его развитии 
много сложного и неясного. Педагогу-воспитателю 
необходимо знать, что имеется  две точки зрения на природу 
умственного развития ребенка.  Согласно
одной, интеллект, умственные способности
данные от рождения в особых психологических
структурах, обеспечивающих восприятие
и переработку информации. Ж. Пиаже, посвятивший
исследованию мышления ребенка  большое
количество экспериментальных исследований,
характеризует основное качество мышления
детей дошкольного  возраста, от которого
зависят все остальные, как «познавательный
эгоцентризм». Под этой особенностью Пиаже
понимает недостаточное отграничение
своей точки зрения от других возможных,
а отсюда и ее фактическое господство.
Проблеме «познавательного эгоцентризма»,
возможности его преодоления и перехода
мышления на более высокую ступень развития
посвящено довольно много разнообразных
исследований.  

 Согласно другой 
концепции, умственные силы на 
генетической основе различаются 
прижизненно под влиянием внешней 
среды. Для их развития требуется
специальная деятельность – обучение
(Л.С. Выготский). В соответствии с этим
в отечественной психологии педагогике
была разработана система умственного
воспитания, задачи которой сводились
к формированию знаний как условий умственного
роста, овладению мысленными операциями
и интеллектуальными умениями, формированию
научного мировоззрения. При этом основными
мыслительными операциями выступают анализ,
синтез, сравнение, классификация и обобщение.
К интеллектуальным умениям относят общие
умения – читать, писать, излагать свои
мысли, а также навыки самостоятельной
работы и культуру умственного труда. 
При осуществлении умственного воспитания
детей 3-7 лет необходимо в обязательном
порядке учитывать их возрастные психические
и физические особенности. В этом возрасте
дети стремятся к общению; имеют определенный
словарный запас, который быстро пополняется;
легко усваивают новые слова и действия;
полны желания познавать; быстро запоминают,
но могут также легко забыть; доверчивы
– верят всему, что им говорит взрослый.
Ребенок стремится  во всем подражать взрослому,
причем не только своим родителям, но и
посторонним людям. Дошкольный возраст
от 3 до 7 лет – это период взлета познавательной
активности (период от интереса к любознательности),
а также интенсивного развития основных
психических процессов – мышления, воображения,
памяти внимания, сенсорного восприятия,
которые являются неотъемлемой составляющей
умственного развития. Этот взлет не происходит
сам собою, а только при определенных условиях
жизнеобеспечения ребенка, что определяет необходимость выработки 
у ребенка общих способов познавательной
деятельности – умения анализировать,
сравнивать, обобщать, а также позаботиться
о том, чтобы у него сложилась потребность
получать новые знания, овладевать умением
мыслить.                   

1.2 Значение игры 
как средства умственного  развития 

 Дошкольный возраст характеризуется 
тем, что «ведущей деятельностью 
на данном этапе развития является 
игра, благодаря которой совершаются 
наиболее важные изменения в 
психике ребенка и происходит 
подготовка к переходу на новую 
ступень развития» [15,45]. В каждой 
игре перед ребенком стоит 
какая-либо интеллектуальная задача.
Решение задач происходит благодаря 
тому, что соблюдаются различные 
возрастные особенности детского 
развития.      

 Игра – это важнейший вид  детской деятельности,
в которой  происходит формирование личности 
ребенка, его морально-волевых  качеств, реализуется потребность 
воздействовать на мир. Для  ребят дошкольного возраста
игровые умения и навыки приобретают исключительное
значение: игра для них – учеба, игра для
них – труд, игра для них – серьезная форма
воспитания.      

 В игре своеобразными путями  осуществляется поэтапное формирование 
интеллектуальной культуры ребенка, формирование,
идущие от внешних, материальных (или материализованных)
действий к действиям в уме, в плане представлений.
Поэтапная обработка умственных действий
и понятий посредством игровых умений
и навыков обычно происходит стихийно,
неорганизованно; одни этапы опускаются,
другие совмещаются между собой, и общая
эффективность процесса оказывается не
во всех случаях одинаково высокой. Но,
как показывают исследования, при соответствующих
методах

педагогического руководства игрой в дидактических 
целях этот процесс может быть упорядочен
и его эффективность значительно повышена.
      

 П.Я. Гальперин выделял следующие  этапы формирования умственных 
действий и понятий в игре:      

— этап формирования действия  на материальных предметах или 
их материальных моделях-заместителях;
      

— этап формирования того же  действия в плане громкой речи;
      

— этап формирования собственно  умственного действия.
      

 Эти этапы могут быть названы  этапами функционального развития 
умственных действий [4,127]. В связи с обсуждением
вопроса о роли игры в интеллектуальном
развитии ребенка большой интерес представляют
взгляды Дж. Брунера который также высоко
оценивает значение игровых умений и навыков
для интеллектуального развития, так как
«в ходе игры могут возникать такие комбинации
материала и такая ориентация в его свойствах,
которая может приводить к последующему
использованию этого материала в качестве
орудий при решении задач» [1,22]. Здесь идет
речь о свободном, не связанном решением
какой-либо определенной задачи, экспериментировании
материалом, своего рода свободной деятельности.
В игре же развиваются более общие механизмы
интеллектуальной деятельности. Можно,
правда чисто гипотетически, представить
себе функциональное развитие всякого
нового умственного действия как сжатое
повторение этапов онтогенетического
развития мышления и вместе с тем и как
формирование зоны его ближайшего развития.
Если принять установленные в советской
психологии этапы развития мышления (практически-действенное,
наглядно-образное, словесно-логическое)
и сравнить с этапами, установленными
при функциональном формировании, то такое
предположение имеет некоторые основания.
Рассматривая действия ребенка в игре,
легко заметить, что ребенок уже действует
со значениями предметов, но еще опирается
при этом на их материальные заместители
— игрушки.      

Читайте также:  Раннее выявление нарушений в развитии ребенка

 Таким образом, игра – один  из тех видов детской деятельности,
которая используется взрослыми  в целях воспитания дошкольников,
обучая их различным действиям  с предметами,
способам и средствам  общения. В игре ребенок
развивается как личность, у него формируется
те стороны психики, от которых в последствии
будет зависеть успешность его учебной
и трудовой деятельности, его отношения
с людьми. Например, в игре формируется
такое качество личности ребенка, как
саморегуляция действий с учетом задач
количественной деятельности. Важнейшим
достижением является приобретением чувства
коллективизма. Оно не только характеризует
нравственный облик ребенка, но и перестраивает
существенным образом его интеллектуальную
сферу, так как в коллективной игре происходит
взаимодействие различных смыслов, развитие
событийного содержания и достижение
общей игровой цели.  Доказано, что в игре
дошкольники получают первый опыт коллективного
мышления. Ученые считают, что детские
игры стихийно, но закономерно возникли
как отражение трудовой и общественной
деятельности взрослых людей. Однако известно,
что умение играть возникает не путем
автоматического переноса в игру умственного
в повседневной жизни. Нужно приобщать
детей к игре. И от того, какое содержание
будет вкладываться взрослыми в предлагаемые
детям игры, зависит успех передачи обществом
своей интеллектуальной культуры подрастающему
поколению.

В игре происходит формирование восприятия,
мышления, памяти, речи – тех фундаментальных
психических процессов, без достаточного
развития которых нельзя говорить о воспитании
интеллектуальной личности. Уровень развития
мышления ребенка определяет характер
его деятельности, интеллектуальный уровень
ее осуществления. Воспитатель должен
помнить, что любая деятельность детей
направлена на решение определенной задачи.
Основная задача имеет множество промежуточных,
решение которых позволит преобразовать
условия и тем самым облегчить достижение
поставленной цели. Практические задачи,
которые должен решить ребенок, отличаются
от учебных. Содержание игровых задач
продиктовано самой жизнью, окружением
ребенка, его опытом, знаниями.      

 Ребенок приобретает опыт в  собственной
деятельности, многое узнает от воспитателей,
родителей. Разнообразные знания, впечатления
обогащают его духовный мир, и все это
находит отражение в игре. Решение игровых
задач с помощью предметных действий приобретает
форму применения все более обобщенных
игровых способов познания действительности.
Ребенок поит куклу из чашки, затем заменяет
ее кубиком и после просто подносит руку
ко рту куклы. Это означает, что игровые
задачи ребенок решает на более высоком
интеллектуальном уровне.  Бывает в практике
и так, воспитатель не понимая значения
обобщенных игровых действий мышления
детей, требует от них действий коллективных,
максимально сходных с практическими.
      

 Во-первых, если все, что происходит 
с ребенком в повседневной  жизни, перенести
в игру, то она попросту исчезнет, ибо исчезнет
ее главная особенность – воображаемая
ситуация.      

 Во-вторых, игра, отображая хорошо 
знакомую, но мало обобщенную  жизненную ситуацию,
невольно заходит  в тупик. Вместе с тем известно,
что в повседневной жизни дети  получают
не только четкие, конкретные знания, но
и не ясные, гипотетические. Например,
ребенок знает кто такой моряк, но ему
не понятно, чем он занимается. Чтобы уточнить
свои представления в ходе игры он задает
вопросы и, получив ответ, приобретает
вполне ясные знания.

С точки зрения отмеченных выше теоретических 
соображений, важна роль игры в умственном
развитии объясняется тем, что она 
вооружает дошкольника доступными
для него мотивами и способами 
активного воссоздания, моделирования 
с помощью внешних, предметных, действий
таких содержаний, которые при 
других условиях были бы недосягаемыми 
и, следовательно, не могли быть по-настоящему
освоены.

  1. Классификация  основных видов игр для умственного развития детей дошкольного возраста
    1. Дидактические игры.

Источник

РОЛЬ ИГРЫ В УМСТВЕННОМ РАЗВИТИИ РЕБЁНКА

     Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Детские игры проходят путь развития от предметно-манипуляционных (собрать пирамиду, дом из кубиков и т. д.) до сюжетно-ролевых игр с правилами (например в «магазин», «дочки-матери» и др.) Младшие дошкольники играют чаще в одиночку, но в своих предметных, конструкторских играх они уже совершенствуют восприятие, память, воображение, мышление, двигательные способности. К среднему дошкольному периоду Игры становятся совместными. Главное в этих играх — имитация определенных отношений взрослых. Дети выделяют роли и правила, сами стараются им следовать. В особый класс выделяются игры-соревнования, в которых формируется и закрепляется мотивация достижения успеха. В старшем дошкольном возрасте конструкторская игра начинает превращаться в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок строит что-то полезное, нужное в быту. В таких играх дети усваивают элементарные трудовые умения, познают свойства предметов. В игре ребенок учится пользоваться предметами  домашнего  обихода,   инструментами,  учится планировать свои действия. Именно в игре совершенствуются ручные движения и умственные операции.

Читайте также:  Упражнения развития творческой активности ребенка

Особо следует рассказать о развитии восприятия, памяти,   внимания   и   мышления   дошкольника.

     В период времени от 3 до 7 лет под влиянием конструкторской продуктивной, художественной деятельности у ребенка складываются способности мысленно расчленять видимый предмет на части, а затем объединять их в единое целое. Дети учатся выделять структуру предметов, их пространственные особенности, соотношения частей. Развитие восприятия происходит поэтапно. На первом этапе перцептивные действия формируются непосредственно в результате игры с различными предметами. Лучше, если при этом для сравнения ребенку будут даваться эталоны (шар, пирамида, куб, другие геометрические фигуры или эталоны цвета). На втором этапе дети знакомятся с пространственными свойствами предметов с помощью ориентировочно-исследовательских движений руки и глаза. На третьем этапе дети получают возможность довольно быстро узнать интересующие свойства объектов, при этом внешнее действие восприятия превращается   в   умственное.

     Характерной особенностью внимания ребенка раннего дошкольного возраста является его непроизвольность, т. е. то, что оно вызывается внешними привлекательными предметами, событиями. Такое внимание поддерживается, пока сохраняется интерес к воспринимаемым объектам. Активное владение речью, рассуждения вслух, внутренне регулируемое восприятие позволяют ‘формировать произвольное внимание, т. е. внимание, возникающее под влиянием внутренне поставленной задачи или размышлений. Младшие дошкольники обычно рассматривают привлекательные для них картинки не более 6—8 секунд, а старшие дошкольники способны   сосредоточивать   внимание   уже   от   12   до 20 секунд. К старшему дошкольному возрасту в 2—2,5 раза возрастает продолжительность занятий одной и той же деятельностью. Но детям необходима помощь родителей, т. к. уже и в дошкольном возрасте наблюдаются значительные индивидуальные различия в степени устойчивости внимания, что зависит от типа нервной деятельности,   состояния   здоровья,   условий  жизни  ребенка.

     Что касается развития памяти, то в младшем и среднем дошкольном возрасте (у детей 3—4 лет) запоминание и воспроизведение являются непроизвольными, а в старшем дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного к произвольному запоминанию материала. Учеными отмечено, что продуктивность запоминания в игре значительно выше. Даже дети 3—4 летнего возраста в играх могут произвольно запоминать, помнить и припоминать различный материал. Большинство нормально развивающихся детей младшего и среднего дошкольного возраста имеют неплохо развитую механическую память. Но они легко запоминают и без особых усилий воспроизводят виденное и слышанное, при том условии, что оно вызвало у них интерес. Развитие памяти тесно связано с развитием мышления у детей. Старшие дошкольники легче запоминают материал тогда, когда они видят связи между предметами, явлениями, понятиями.

     Сюжетно-ролевые игры, особенно игры с правилами, стимулируют, в первую очередь, наглядно-образное мышление. Играя с предметами, ребенок учится замещать их образами. Таким образом, необходимость практического действования с предметами постепенно отпадает. К концу дошкольного периода начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. И здесь обязательно потребуется помощь родителей, воспитателей,   так   как   известна   нелогичность   детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов. В дошкольном возрасте начинается развитие понятий. Трех — четырехлетний ребенок может использовать слова, которые взрослые называют понятиями. Полностью словесно-логическое, понятийное, или абстрактное, мышление   формируется   к   подростковому   возрасту.

Источник