Роль игры в развитии речи ребенка раннего возраста
Эльмира Хасанова
Роль дидактических игр в развитии речи детей раннего возраста
Из опыта работы.
Тема: «Роль дидактических игр в развитии речи детей раннего возраста»
Самое ценное в нашей жизни — дети. Проблема многих детей, пришедших из дома в детский сад, это недостаточно развитая речь. Сегодня вопросы развития речи у детей раннего возраста очень актуальны, т. к. являются одной из важнейших задач при воспитании дошкольников.
Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир. Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Именно в раннем возрасте нужно обогащать пассивный словарь ребёнка, приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы.
Эта проблема подвела меня к мысли о необходимости больше внимания уделить именно развитию речи детей самого раннего возраста. Не секрет, что в группах для таких маленьких в основном заботятся о создании комфортных условий и гигиене малышей. А ведь именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает.
Поэтому я перед собой поставила цель: развивать речь детей раннего возраста посредством дидактической игры.
Для достижения цели поставила перед собой
Задачи:
— целенаправленно обогащать словарь детей;
— развивать активную речь;
формировать:
— потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками посредством речи;
— побуждать пониманию речи окружающих без наглядного сопровождения;
— способствовать воспринимать произведения русского поэтического фольклора и произведения художественной литературы;
поддерживать у детей познавательное отношение к окружающей действительности
— побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленными на ознакомление с ними;
— формирование умения называть предметы ближайшего окружения в естественной среде и на картинках; узнавать и называть людей различного пола и возраста;
— приучать понимать речь окружающих без наглядного сопровождения.
Речь можно развитьразличными способами: устная форма, мелкая моторика, а главное с помощью игр.
Игра — основной вид деятельности ребенка, она оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. Она сопровождает ребёнка с рождения, остаётся с ним в детстве, отрочестве, вплоть до самого перехода в юность.
Игра отражает ход мыслей и чувств детей, ведёт их по стезе познания реальности. В игре дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями. Игра является и средством обучения.
Дидактическая игра является одним из видов игровой деятельности, представляет собой игру познавательную, расширяющую и систематизирующую представления об окружающем мире, влияющую на развитие любознательности, познавательных процессов и способностей дошкольника, является для маленького человека наиболее подходящей формой развития.
Основная особенность дидактических игр заключается в том, что в них, познавательная деятельность сочетается игровой.
Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют навыки действий с различными предметами, учатся общаться со своими сверстниками и с взрослыми.
Значит, дидактическая игра поможет ему чему-то научиться в легкой, непринужденной форме. Игра отвечает естественным потребностям ребёнка раннего возраста, способствует нормальному развитиюпсихических познавательных процессов: восприятия, мышления, речи, памяти, воображения.
Все дидактическиеигры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом, настольно-печатные и словесные игры.
В играх с предметами я использую народные игрушки: пирамидки, башенки, матрешки, неваляшки, разборные шары, яйца, логические кубы, мозаика и реальные предметы.
Детей привлекают их красочность, забавность действий с ними.Совершая основные игровые действия с ними: нанизывание, выкладывание, катание, собирание целого из частей и т. д., дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов.
Ценность этих игр в том,что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. И все это своеобразное обучение элементарным знаниям и умениям осуществляется в формах увлекательных, доступных ребенку.
Так дидактические игры с игрушками и предметами,такие как: «Кукла Катя проснулась», «Кукла Катя обедает», «Магазин игрушек» помогают закрепить знания детей о названии одежды куклы, столовой посуды, игрушек, активизирует речь.
Игра «Новая кукла» учит детей правильно называть предметы мебели в групповой комнате, закрепляет знания детей об их назначении, активизирует речь.
Игры с природным материалом организую во время прогулки,непосредственно соприкасаясь с природой: деревьями, кустарниками, цветами, семенами, листьями.
В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение.
Особенно любимы детьми настольно-печатные игры,например: «Домино», «Лото», «Чьи детки?» формируют речь, закрепляют знания детей о растениях, животных и их детёнышах, овощах и фруктах. С накоплением существительных в словаре детей появляются обобщающие понятия (одежда, посуда, мебель, игрушки, животные, растения). Манипулируя игрушками в процессе игры,дети обозначают действия: кукла сидит, стоит, ест, пьёт, спит, упала, плачет, танцует с мишкой и т. п., т. е. употребляют глаголы.
Еще один вид – это словесно — дидактические игры, играющие значительную роль в развитии речи ребенка.
Их использование помогает развивать в детях способность слушать речь взрослого и прислушиваться к произносимым словам и подражать часто слышимым словам и звукосочетаниям, умение отвечать на вопросы доступными, ранее усвоенными словами, а не действиями.
В этом мне помогает использование фольклора во всех видах деятельности, т. к. ценность раннего обучающего воздействия фольклором давно подмечена народом. Я использую детские песенки, потешки, игрушки и игры, которые забавляют и учат маленького ребенка. Например, такая испытанная веками потешка, как «Ладушки, ладушки», заставляет малыша прислушиваться к тому, что говорит взрослый, следить за его действиями, подражать им (хлопать в ладоши, поднимать руки, опускать их на голову). Народ создал чудесные произведения — потешки, прибаутки, с тем, чтобы дети в игре словом учились тонкостям родного языка. Некоторые прибаутки побуждают подражать несложным звукосочетаниям, овладевать разными интонациями речи. Другие включают в себя незаменимый материал для упражнения детей в произнесении звуков.
Являясь воспитателем группы раннего возраста, я постоянно наблюдаю за тем, как развивается речь ребенка, как играют малыши. Например,широко применяю словесные приемы: речевой образец, доступный по содержанию и форме; повторное проговаривание — преднамеренное многократное повторение одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания; объяснение для раскрытия сущности некоторых явлений или способов действия; указания — разъяснению детям способы действия для достижения определённого результата; задаю вопрос — словесное обращение, требующее ответа.
Ребёнок может успешно овладеть речью тогда, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и дома, в семье. Пропаганду знаний среди родителей по вопросу речевого развития осуществляем в беседах и консультациях.
Систематически пополняется и обновляется информационная среда для родителей по речевому развитию детей раннего возраста, перечень фольклорной литературы для домашнего изучения.
Это и памятки, и специально подобранные гимнастики, упражнения, стихотворения и др.
Внимательно изучив и проанализировав методическую литературу по теме «Развитие речи у детей раннего возраста через дидактические игры» я пришла к выводу, что дидактические игры играют большую роль в формировании словарного запаса и активной речи у детей раннего возраста. Дидактическая игра служит закреплению знаний, полученных детьми в детском саду, и активизации словаря. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей.
Источник
Татьяна Лузгина
Значение дидактических игр в речевом развитии детей раннего возраста
«Игра — это огромное светлое пятно, через которое
в духовный мир ребенка вливается живительный
поток представлений и понятий об окружающем
мире. Игра — это искра, зажигающая огонёк
пытливости и любознательности».
В. А. Сухомлинский.
Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но речь ребёнка не является врождённой функцией. Она развивается постепенно, вместе с его ростом и развитием. Речь необходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребёнка. Гораздо успешнее это осуществлять, используя игры. Так как в дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей.
Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки; повышает речевую мотивацию; побуждает детей к общению друг с другом; процесс мышления протекает быстрее, новые навыки усваиваются прочнее. Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала. Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи. В игре ребенок получает возможность обогащать и закреплять словарь, формировать грамматические категории, развивать связную речь, расширять знания об окружающем мире, развивать словесное творчество, развивать коммуникативные навыки.
Учитывая актуальность данной проблемы,цель моего доклада:
Значение дидактических игр в речевом развитии детей раннего возраста.
Цель предопределила следующие задачи:
— Развитие понимания речи, накопление, обогащение и активизация словаря ребенка
— Активное включение ребенка в общение с взрослым всеми доступными (неречевыми и речевыми) средствами
— Способствование формированию грамматического строя речи и развитию звуковой культуры.
— Расширение активного и пассивного словаря
— создавать условия для речевого развития детей раннего возраста.
Дидактическиеигры классифицируются на три основные группы: словесные, настольно-печатные и игры с предметами.
Словесные игры.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. Развитие речи непосредственно связано с развитием мелкой моторики, так как речевые области мозга формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Большое значение уделяю работе по развитию мелкой моторики, используя пальчиковые игры. Для этого я ежедневно провожу игры с пением, стихами или дидактические игры со звукоподражанием, которые дают возможность ненавязчиво, а в интересной для ребёнка форме тренировать речевой аппарат. В таких играх участвует вся группа («Каравай», «Два весёлых гуся», «У медведя во бору»). Данные дидактические игры, по моему мнению, очень полезны для развития слухового внимания малышей.
Большое значение для развития речи имеют игры, которые содержат диалоги («Далеко-далеко», «Гуси-гуси»). Положительные эмоции надёжно защищают малышей от умственных перегрузок, ведь то, что развлекает, никогда не утомляет.
С целью формирования диалогической речи я применяю такой методический прием, связанный с разговором, как приём словесных поручений. Особенно велико значение этого приёма в освоении речевого этикета.
Настольно-печатные игры.
Настольно-печатные игры разнообразные по видам: лото, домино, парные картинки, разрезанные картинки. При использовании настольно-печатных игр большое влияние на развитие речи детей оказывает отгадывание и загадывание загадок. Загадки помогают детям проникнуть в образный строй русской речи, овладеть выразительными средствами русского языка.малыши играя в разные настольно-печатные игры: лото, домино, парные картинки, закрепляют знания о предметах, их названии, классификации, устанавливают взаимосвязь между предметами и составлением целого из частей
Игры с предметами.
При использовании дидактических игр с предметами, по большей части, используются игрушки. Играя с ними, ребёнок производит разнообразные изменения места, положения, действия, называет качество, цвет, форму. В процессе этих изменений ребенку приходится соответствующим образом изменять слова, усваивая морфологические элементы языка.
Помимо перечисленных игр,в своей работе я применяю игры на звукоподражания и слова с определенным звуком: «Наши уточки с утра» «Мчится поезд» и др.
Имитационные и речевые упражнения, связанные с прослушиванием стихотворений, потешек, коротких рассказов. Слово в сочетании с жестом чрезвычайно важно в становлении речевой и умственной деятельности. Кроме того использую народные, дидактические, хороводные игры с действиями. Особой популярностью пользуется у малышей игра «Зайка серенький сидит».
Игры- инсценировки. Для этих игр использую дидактические игрушки. С помощью игрушки создаются модели положительного и негативного поведения, познаются действия с этой игрушкой, приобретаются практические навыки. Все это сопровождается речью. Благодаря особому эмоциональному состоянию, ребенок становится разговорчивее, с ним легче вступить в беседу.
Активно применяю в соей работе упражнения на развитие речевого дыхания: «Подуй на чай, султанчик, бабочку», «Произнеси протяжно, длительно».
Для развития артикуляционного аппарата мною широко используются звукоподражательные слова, голоса животных. Например, детям даются музыкальные инструменты — дудочка и колокольчик; дудочка дудит “ду-ду”, колокольчик звенит “динь-динь”, тем самым закрепляется произношение твердых и мягких звуков.
Большое значение для развития понимания речи, расширения словарного запаса, усложнения грамматического и интонационного строя речи имеет чтение детям книг, рассказывание сказок. Приобщение детей к художественной литературе имеет большое значение для личностного и общекультурного развития детей
Активно применяю пальчиковые игры: развитие у детей мелкой моторики – движений кистей и пальцев рук. Эти упражнения стимулируют процесс речевого развития ребенка, способствуют развитию двигательного центра мозга, отвечающего в том числе и за развитие мелкой моторики.
Свою работу по речевому развитию провожу также и с родителями в виде консультаций, индивидуальных бесед, папок-передвижек, анкетирования, выступлений на родительских собраниях.
Родители в свою очередь активно оказывают помощь в изготовлении поделок для центра речевого развития.
В ходе систематической, планомерной и целенаправленной работы, произошли существенные положительные изменения в развитии речи детей.
Таким образом можно сделать вывод :систематическая работа в данном направлении позволила достичь положительных результатов: речь детей стала лучше, расширился и обогатился словарный запас, произношение слов и звуков стало чище. Постараюсь столь же плодотворно трудиться в заданном направлении.
Спасибо за внимание!
Источник
Татьяна Терехова
Игровая деятельность как средство развития речи детей раннего возраста
Ранний возраст — это период наиболее интенсивного развития организма, это период, когда у ребенка происходит активное усвоение разговорного языка, что является одним из основных новообразований периода раннего детства, происходит становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. В период раннего детства ребенок осваивает общественно — выработанные способы восприятия окружающих его предметов. Первоначально это происходит в непосредственном общении и взаимодействии с взрослым, а затем самостоятельно. В отношениях с взрослыми, ребенок проявляет выраженную подражательность, что является простейшей формой идентификации. Идентификационные отношения ребенка с взрослым и взрослого с ребенком готовят малыша к эмоциональной причастности к другому, к людям. Ранний возраст считается периодом зарождения сюжетно — ролевой игры. Главной задачей взрослого человека, будет являться то, что он должен сформировать предпосылки игры у ребенка и развить у него умение взаимодействовать со сверстниками.
В Федеральном образовательном стандарте дошкольного образования заложен чёткий принцип организации образовательного процесса, в основе которого лежит игра. Советские психологи (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. А. Люблинская, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин) считают игру ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребёнка происходят значительные изменения, формируются качества, подготовляющие переход к новой, высшей стадии развития. В игре все стороны личности ребёнка формируются в единстве и взаимодействии.
Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой – сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребёнок словом обозначает свои действия, таким образом, осмысливает их; словом он пользуется и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства.
Учитывая современные подходы и требования к образовательному процессу, необходимо создавать условия для игры, таким образом, чтобы она способствовала формированию у ребёнка любознательности, инициативности, воображения, мышления, стимулировала к развитию речевой активности. Именно в раннем возрастеребенок получает от взрослого сведения словесным путем: ему много рассказывают, объясняют, читают.
В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей раннего возраста, что обусловлено рядом негативных факторов,влияющих на речевую функцию: ухудшение состояния здоровья детей; существенное сужение объёма «живого» общения родителей и детей; глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе; недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребёнка. Эмоциональная холодность неблагоприятным образом сказывается на психическом развитии ребёнка, общении.
В тех случаях, когда окружающие мало говорят с ребенком, не вызывают его на активное использование слов, речь может отставать в своем развитии. Имеются случаи задержки развития речи ребенка на стадии ситуативной речи. В психолого-педагогической литературе приводятся описания длительных задержек развития речи на переходном этапе. Причин для этого много. Нередко отставание речи связано с тем, что взрослые, хорошо зная значение ситуативных слов ребенка и угадывая малейшие его желания, не стимулируют у него обращения к более дифференцированной активной речи. Более часты случаи, когда задержка в развитии речи вызвана недостаточным общением взрослых с ребенком. Бывает так, что взрослые не только сами мало обращаются к ребенку, но и — это главное — не поддерживают его обращений к ним, предоставляя самому ребенку справляться с возникающими в его действиях затруднениями, или не удовлетворяя желаний ребенка. Естественно, в таких случаях заглушается сама потребность ребенка в общении с взрослыми, он перестает обращаться к ним — в результате задерживается развитие его активной речи.
Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно игровая деятельность помогает создать такие ситуации, в которых развивается речь детей.
Игра сопровождает ребёнка с рождения, остаётся с ним в детстве, отрочестве, вплоть до самого перехода в юность. Игра отражает ход мыслей и чувств детей, ведёт их по стезе познания реальности.
Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно игровая деятельность помогает создать такие ситуации, в которых развивается речь детей.
Игра – ведущий в раннем возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребёнка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, чего ещё не умеет.
Игра отвечает естественным потребностям ребёнка, способствует нормальному развитиюпознавательных процессов: восприятия, мышления, речи, памяти, воображения.
Необходимо развивать у детей речь как основное средство общения с окружающими. Речевому общению ребёнка с взрослыми предшествует эмоциональное общение. Именно в эмоциональном общении закладываются основы будущей речи, будущего общения с помощью осмысленно произносимых и понимаемых слов.
Большое значение для развития речи имеет жизненная обстановка, в которой воспитывается ребёнок, отношение к нему взрослого.
В развитии речи ведущая роль принадлежит взрослым. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребёнком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи ребенка в усвоении языка.
Для обучения через игру и созданы дидактические игры.
Дидактические игры – широко распространённый метод работы. Дидактические игры проводятся с игрушками, предметами, картинками и на вербальной основе (словесные). Игровые действия дают возможность, главным образом, активизировать имеющийся запас слов. В дидактических играх ребёнок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретённые ранее знания и словарь в новых условиях.
С помощью дидактических игр активизируется словарь детей. Каждая дидактическая игра имеет своё программное содержание. В связи с этим в программное содержание игры входит и определённая группа слов, которую должен освоить ребёнок.
Дидактические игры – это обучающие игры. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Для играющих детей воспитательно – образовательное значение реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.
Дидактические игры и занятия очень важны для умственного воспитания маленьких детей.
В процессе занятий с детьми игра приобретает особое значение: она служит средством для привития детям новых положительных речевых навыков.
Так играя с малышами в дидактические игры с игрушками и предметами,такие как: «Кукла Маша проснулась», «Магазин игрушек» мы помогаем детям закрепить знания о названии одежды, столовой посуды, активизируем речь.
Нет ни одной игры, которая выдвигала бы столько поводов для проявления речи детей, как игра в куклы. Кукла — человек, член коллектива маленьких людей, живущих своей жизнью и отражающих эту жизнь — игру в слове. Кукла становится партнером по общению для ребенка.
Настольно –печатные игры: «Парные картинки», «Лото» и т. д. формируют речь, закрепляют знания детей о растениях, животных и их детёнышах, овощах и фруктах.
С накоплением существительных в словаре детей появляются обобщающие понятия (одежда, посуда, мебель, игрушки, животные). Манипулируя с игрушками, в процессе игры,обозначают действия: идёт, спит, кушает т. п., т. е. употребляет глаголы.В играх: «Больше – меньше», «Чудесный мешочек» дети учатся видеть особенности предметов и выделять характерные признаки и качества.
В работе с детьми раннего возраста считается эффективным сочетание наглядности и слова. Яркие предметы и картинки вызывают у малыша желание их рассмотреть. Познавая окружающий мир, ребёнок усваивает словесные обозначения предметов и явлений действительности, их свойств, связей и отношений. Для расширения,обогащения и активизации словаря используются дидактические упражнения: «Чудесный мешочек», «Угадай, что звучит». Эти упражнения разнообразны и предполагают употребление слов, относящихся к разным частям речи.
Для обогащения словаря детей играем в: «Отгадай и назови», «Отгадай, кто к нам пришёл», «Кто что делает», «Назови животных и скажи, кто как кричит».
Итак, дидактические игры – это обучающие игры, которые влияют на уточнение и обогащение словаря, развитие активной речи детей раннего возраста.
Ценность этих игр в том,что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач.
Создание эмоционально – благоприятной ситуации способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в диалог и раскрываются.
Театр для ребёнка – это всегда праздник, яркие незабываемые впечатления. Ведь театрализованная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества.
Почему именно театрализованная деятельность? Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов воздействия на детей,в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребёнка: стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить чётко, чтобы его все поняли.
В театрализованной игре формируется дидактическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).
В работе по развитию речи детей в театрализованной деятельности используют следующие методы и приёмы:
— игровые:
— использование элементов подвижной игры
— сюрпризные моменты
— имитационные движения с элементами звукоподражания
— обыгрывание текста
— словесные:
— повторение речевого материала
— вопросы
— использование текстов с повторяющимися элементами
— чтение произведений со звукоподражаниями
— договаривание слов, фраз
— похвала
— наглядные:
— использование иллюстраций к текстам
— использование игрушек, персонажей кукольного театра.
В театрализованных играх знакомят детей с окружающим миром через образы, краски, звуки; обогащают новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивают интерес к литературе. У детей активизируется речь, они активно вступают в диалог со сверстниками и взрослыми.
Чтобы не угасал интерес детей к театрализованным играм, необходимо придерживаться определённых требований:
— содержание и разнообразие тематики
— постоянное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса
— максимальная активность детей на этапах подготовки и проведения игр
— сотрудничество детей друг с другом и взрослыми на всех этапах театрализованной деятельности.
Особый характер носит игра, которую дети создают сами, воспроизводя в ней то, что им близко и интересно (действия людей с предметами быта, трудовые процессы, отношение людей друг к другу, их отдых, развлечения и т. д.). В таких играх тема, содержание, последовательность отображаемых явлений не заданы заранее взрослым, они основываются на жизненном опыте детей, правила как бы скрыты в содержании отображаемых событий. Такие игры называются творческими, сюжетно – ролевыми играми.
В игре формируется способность к замещению предметов, действий, что обеспечивает постепенное развитие элементов более отвлечённого мышления и речи.
Благоприятные предпосылки для развития отвлечённого мышления, речи создаются уже в игре детей раннего возраста в связи с обобщением и усложнением игрового действия.
Первые совместные игры воспитывают в детях чувства коллективизма, дружбы. Малыши учатся общаться, обращаться с просьбой, предложением к товарищам.
При своевременном формировании сюжетной игры дети третьего года жизни начинают играть вдвоём, иногда втроём, вступают в ролевое взаимодействие.
Игр очень много, они могут быть самыми разными, но особое место среди них занимают подвижные. Всестороннее влияние подвижных игр на развитие ребёнка трудно переоценить. При умелом руководстве со стороны взрослых эти игры способны творить чудеса.
Игры нередко сопровождаются стихами, песенками. Стихотворный текст определяет ход игры, регулирует двигательную деятельность детей, их поведение. Малыши вслушиваются в слова текста, сосредотачивают внимание на содержании. Стихотворные слоги задают ритм движения.
Движения с речевым сопровождением воспитывают чувство красоты, умение прислушиваться к каждому слову педагога, активизируют внимание. При повторении игры малыши запоминают слова и начинают подпевать.
Движения с проговариванием отдельных слов, звукоподражанием являются одним из эффективных методов развития моторики, стимулятором развития слухового восприятия.
Эти игры обусловлены определенными правилами, соблюдать которые маленьким 2-3 летним детям трудно. Толковое, обстоятельное, повторное разъяснение детям правил игры, совместное с ними обсуждение условий её проведения — уже путь к развитию их языка.
При проведении подвижных игр с текстом используются соответствующие атрибуты (картинки с персонажами игр, побуждают к повтору текста.
В подвижных играх для принятия сюжета малышами, необходимо дать характеристику изображаемому образу, игрушки должны заговорить. Таким образом, создается правдивая игровая ситуация.
Развивающая предметно – пространственная среда обеспечивает творческое и речевое развитие детей на основе игровой деятельности. Она не только обеспечивает игровую деятельность, но и призвана помочь в установлении эффективного общения детей с воспитателем и друг с другом.
Оборудование должно быть расположено так, чтобы малыши могли свободно пользоваться им, не прибегая к помощи взрослого, в любое время, чтобы с его помощью ребёнок мог легко включиться в игровую ситуацию.
Решая задачи развития речи детей раннего возраста, нужно учитываю их возрастные особенности. Поэтому организуемая деятельность должна быть:
во – первых, событийна (связана с каким – либо событием из личного опыта);
во – вторых, ритмична (двигательная и умственная деятельность должна чередоваться);
в – третьих, процессуальна (дети раннего возраста испытывают большую потребность в развитии навыков в бытовых процессах).
Игровая деятельность служит закреплению знаний, полученных на занятиях, и активизации словаря. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей. Игровая деятельность создаёт тот положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Она выявляет индивидуальные способности, личностные качества ребёнка, позволяет определить уровень его знаний и представлений, что необходимо для дальнейшей эффективной работы воспитателя с каждым ребёнком.
Источник