Роль игры в развитии речи и личности ребенка с алалией

Роль игры в развитии речи и личности ребенка с алалией thumbnail

1. Роль игры в процессе обучения детей с моторной алалией.Игра в процессе обучения играет огромную роль. Широко используется в работе с детьми, страдающими алалией, игровой прием. Игра является ярким моментом, способствующим активизации речи. Она возбуждает интерес ребенка, вызывает потребность в общении, способствует развитию речевого подражания, вырабатывается навык в употреблении слов и грамматических форм, моторики, обеспечивает эмоциональность воздействия, однако игре детей с моторной алалией часто приходится обучать, т.к игровые действия у них могут быть несформированы. Детям с моторной алалией трудно выполнять серии движений, включаться в какую-либо деятельность, в т.ч. в игровую.Особенности лексики: дети с трудом усваивают слова, недостаточно пользуются словом даже в возможных пределах, выражено нарушена актуализация слов в речи. У детей с моторной алалией выражено страдает использование в речи глаголов, прилагательных, наречий, числительных, служебных слов, предлогов и союзов. В процессе употребления слов отмечается сужение и расширение их значений. Игры помогают развить/преодолеть все недостатки речи, расширить словарный запас.У дети с мот.алалией отмеч.недоразвитие многих ВПФ,в т.ч.внимание,память мышление, поэтому предлагаются игры на развитие этих ф-ций.

2. Основные формы афазии и их характеристика.А.Р. Лурия разработал классификацию афазии. выделил 3 формы нарушения экспрессивной речи (моторной афазии): афферентную (кинестетическую), эфферентную (кинетическую) и динамическую, а также 2 формы нарушения импрессивной речи: сенсорную и семантическую афазии; кроме того, он признавал существование амнестической афазии.Афферентная моторная афазия возникает при повреждении постцентральных отделов доминантного полушария (нижняя часть корковых полей I, 2, 5, 7, частично 40), получающих информацию от проприорецепторов речедвигательного аппарата и обеспечивающих кинестетическую основу артикуляции. Возникает нарушение координации работы мышц, участвующих в формировании речи, и появляются ошибки при произнесении отдельных речевых звуков. В связи с этим экспрессивная речь оказывается невнятной, в ней возникают многочисленные замены звуков, что делает ее непонятной для окружающих, сам же больной не в состоянии ее контролировать ввиду своеобразной сенситивной атаксии в структурах, обеспечивающих формирование речиЭфферентная моторная афазия — следствие повреждения нижних отделов премоторной зоны в задней части нижней лобной извилины (зона Брока: корковые поля 44 и 45). Артикуляция отдельных звуков возможна, однако затруднено переключение с одной речевой единицы на другую. Речь больного замедленная, он немногословен, отмечается плохая артикуляция, требующая от него значительных усилий, речь изобилует многочисленными литеральными и вербальными персеверациями (повторениями), что проявляется, например, расстройством способности к чередованию отдельных слогов (ма-па-ма-па). Номинативная функция речи (называние предметов), активное чтение и письмо нарушены. Вместе с тем относительно сохранно понимание устной и письменной речи. Возможна сохранность фрагментарной автоматизированной речи, пения (больной может напеть мелодию). Больные, как правило, осознают наличие расстройства речи и подчас тяжело переживают наличие этого дефекта, проявляя склонность к депрессии.Динамическая моторная афазия возникает при поражении префронтальной области кпереди от зон Брока (поля 9, 10, 11, 46), характеризуется снижением речевой активности, инициативы. Значительно меньше страдают репродуктивная (повторение вслед за обследующим слова, фразы) и автоматизированная речь. Больной в состоянии артикулировать все звуки, произносить слова, но у него снижена мотивация к речи. Больные неохотно вступают в речевой контакт, речь у них упрощенная, истощающаяся в связи с затруднением поддержания в процессе речевого общения достаточного уровня психической активности.Сенсорная афазия или акустико-гностическая афазия, возникает при повреждении зоны Вернике, расположенной рядом с корковым концом слухового анализатора в задней части верхней височной извилины (поле 22). В основе сенсорной афазии — расстройство распознания речи в общем звуковом потоке вследствие нарушения фонематического слуха (фонемы — единицы языка, с помощью которых дифференцируются и отождествляются его составляющие; в русской речи к ним, в частности, относятся звонкость и глухость, ударность и безударность), при этом возникает и нарушение звуко — буквенного анализа и отчуждение смысла слов.Больной говорит бегло, многословен, при этом речь его изобилует аграмматизмами. При сенсорной афазии утеряна и способность к повторению слов. Больной не может правильно называть знакомые предметы. Нарушена возможность к пониманию письменной речи, к чтению.Семантическая афазия возникает при повреждении нижней теменной дольки (поля 39 и 40). Она проявляется трудностями понимания сколько-нибудь сложных по построению фраз, сравнений, возвратных и атрибутивных логико-грамматических оборотов, выражающих пространственные отношения. Больной не ориентируется в смысловом значении предлогов, наречий, окончаний: под, над, перед, за, сверху, снизу, светлее, темнее и т.п. Ему трудно понять, чем различаются фразы: <Брат отца> и <Отец брата>, дать правильный ответ на вопрос: «Если Ваня идет за Петей, то кто идет впереди?», нарисовать по заданию треугольник в круге, крест над квадратом и т.п.Амнестическая (аномическая) афазия наблюдается при повреждении задних отделов теменной и височной долей левого полушария, главным образом угловой извилины (поля 37 и 40), и проявляется невозможностью называть предметы; при этом больной может правильно высказаться об их назначении (например, когда обследующий просит назвать демонстрируемый карандаш, больной заявляет: <Ну, это то, чем пишут>, и обычно стремится показать, как это делается). Подсказка помогает ему вспомнить нужное слово, обозначающее название предмета, при этом он может повторить это слово. В речи больного с амнестической афазией мало существительных и много глаголов, при этом активная речь беглая, сохранено понимание как устной, так и письменной речи.Тотальная афазия — сочетание моторной и сенсорной афазии: больной не понимает обращенной к нему речи и сам в то же время оказывается неспособным к активному произнесению слов и фраз. Развивается чаще при обширных инфарктах мозга в бассейне левой средней мозговой артерии и обычно сочетается с выраженным гемипарезом на стороне субдоминантного полушария.

Читайте также:  Таблица уровней развития ребенка до года

Источник

Поскольку у детей с моторной алалией страдает не только речь, но и основные психические процессы: память, внимание, мышление, сенсорные представления о величине и форме, очень важно развивать эти функции в различных играх.

Как правильно развивать внимание и память у деток с ЗРР и алалией?

Для игр с не говорящими детьми используют игрушки, при более высоком уровне развития речи можно брать картинки. Это нужно для создания соответствующего эмоционального настроя ребенка, поддержания интереса.

  • На столе стоят 4-6 игрушек. Ребенок отворачивается, а в это время 1-2 игрушки убирают. Нужно повернуться и узнать, что убрали со стола.
  • Можно не убирать, а добавлять игрушки. Задача ребенка – сказать, что появилось на столе.
  • На столе стоит от 2 до 4 игрушек, которые нужно внимательно рассмотреть вместе с малышом. Ребенок отворачивается, все игрушки «прячутся». Надо вспомнить, что стояло на столе.
  • С ребенком рассматривают 2-4-6 картинок из детского лото, потом их убирают, смешивают с остальными. Задача ребенка – найти те картинки, которые рассматривали в начале игры. Усложнение игры – расположить картинки в том порядке, в котором их рассматривали.
  • Выполнить последовательные действия: сначала надо налить воду в чашку, потом положить ложку в стакан, а карандаши – в коробку. Усложнение – предложить ребенку рассказать о том, что он сделал.
  • Дорисовать незаконченные рисунки, выложить из счетных палочек фигуру по образцу.

Игры на развитие мышления

Эти игры предлагаются малышу по принципу «от простого — к сложному».

Сначала ему предлагается сравнение предметов по цвету и размеру, а затем — по более существенным признакам.

  • Разложить картинки по какому-то признаку: что едим, что надеваем и т.д.
  • Сложить одну картинку из разрезанных частей, сначала из двух, затем из 3-4. Усложнение – предложить картинки, на которых изображение есть с обеих сторон.
  • Угадать, что нарисовано на картинке по ее части.
  • «Почтовый ящик» — опустить фигуры в коробку, подобрав нужное отверстие, подходящее по форме.
  • «Кому что нужно» — подобрать орудия действия к действиям, изображенных на разных карточках (сачок – девочке, ловящей бабочку, расческу – лохматой девочке, иголку – мальчику с дыркой на рубашке).

Игры на сенсорное развитие (цвет, величина, форма)

Дети с моторной алалией испытывают трудности с ориентировкой в пространстве, а также в определении цвета, формы и величины предметов.

Не очень выражен у них и познавательный интерес.

Игры помогут решить эти проблемы:

  • Нужно выбрать из одинаковых по величине шариков только красные, только белые ит.д.
  • Предложите ребенку принести столько же кубиков, сколько матрешек;
  • «Подбери цветок» — разложить по вазам цветы одного цвета (все фигурки выполнены из бумаги);
  • «Спрячь шарик в ладошках» — предложить спрятать в ладони сначала маленький, затем большой шарик, получится или нет;
  • «Наоборот» — на одних картинках большие предметы, а на других те же предметы, только маленького размера. Ведущий говорит, поднимая картинку: «У меня пирамидка большая…». Ребенок ищет такую же, и отвечает: «А у меня маленькая», и т.д.
  • Лото на закрепление цвета с изображением кругов разного цвета.

Эти игры приведены для примера, чтобы понять принцип подбора, на самом деле их существует огромное количество.

ЕсСамые эффективные игры на развитие мелкой моторики

Дошкольники с моторной алалией обычно имеют плохую координацию движений, движения выполняют неточно и неловко. У них трудно добиться грациозности движений.

Особенно страдает мелкая моторика пальцев.

Для коррекции этих недостатков можно выполнять такие упражнения:

  • Подниматься и опускаться со ступенек, стоять на одной ноге, подпрыгивать на обеих ногах и на каждой поочередно.
  • Завязывать узел, бант, застегивать пуговицы.
  • Сгибать и разгибать поочередно пальчики на каждой руке.
  • Соединять по очереди большой палец с остальными пальчиками.
  • Выполнять движения по показу и без него: «кулак-ребро-ладонь».
  • Строить башенки из кубиков, собирать пирамидки.
  • Протягивать шнурок через отверстия в различных вариантах, нанизывать бусы на веревочку.
  • Сжимать и разжимать грушу пульверизатора.
  • Выкладывать узоры из мозаики.

Регулярно проводимые игры-занятия, тщательное выполнение заданий логопеда, корректное психологическое сопровождение обязательно помогут ребенку подняться на следующую ступень на пути к освоению правильной грамотной речи.

ли ребенок еще маленький, нужно тщательно подбирать мотивацию, зачем ему нужно выбирать шарики, картинки, и т.д.

Предложите помочь зайке, кукле или мишке, выручить их — так малышу будет гораздо интереснее играть и заниматься.

Источник

Людмила Моисеева
Консультация для педагогов «Игры на развитие понимания речи у детей-алаликов»

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал» Сухомлинский В. А.

Речевая функция ребёнка формируется постепенно, как и другие высшие психические функции, и поэтапно. К группе не говорящих детей относятся дети с первичными речевыми нарушениями (алалией, имеющие эмоционально-личностные нарушения (аутизм, нарушения слуха, интеллекта, комплексные нарушения развития и т. д. Не говорящие дети – это не термин, а, скорее, общепринятое в последнее время выражение. Один из наиболее сложных дефектов в развитии речи дошкольников, это алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. Спектр нарушений развития при алалии широкий, поэтому важно провести своевременную квалификационную дифференцированную диагностику: обязательно нужно проверить уровень развития слуха ребенка, а также получить консультацию невролога, психиатра, логопеда. В современной логопедии алалию подразделяют на 2 основных формы – экспрессивная (моторная) алалия и импрессивная (сенсорная) алалия, в зависимости от локализации очага поражения в головном мозге. Работа с ребенком по запуску речи с сенсорной и моторной алалией различаются. При сенсорной алалии – «Слышу, но не понимаю», а при моторной – «Театр мимики и жестов». Алалия у детей поддается коррекции с помощью проведения занятий в игровой форме. Данный подход позволяет удержать внимание и сохранить заинтересованность, крайне редко возникает негативизм, неприятие и другие ненужные реакции со стороны ребёнка. Игры имеют большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании детей. Вспомните, как загораются глаза у малышей, какое нетерпеливое ожидание чего-то приятного, радостного светится в них, когда вы говорите: «А сейчас мы с вами, ребята, поиграем в одну интересную игру!».

Читайте также:  Развитие лейкоцитоза у ребенка

Как правильно играть с ребенком-алаликом:

1. Учтите уровень развития речи и других функций ребёнка. Не настаивайте на проведении слишком сложных для его понимания игр. Отдавайте предпочтение той форме взаимодействия, которую определяет ребенок, но в процессе немного корректируйте ее под свои цели.

2. Обязательно эмоционально подпитывайте игру красочными комментариями, действиями, презентациями. Работа с детьми с алалией не должна проводиться сухим голосом в монотонном режиме. При любом поведении ребенка вам важно оставаться спокойным и невозмутимым. Ваша задача при его уходе в дискомфортное состояние – помочь справиться с этим.

3. Для начала понаблюдать за поведением и игрой ребёнка, чтобы со-ставить примерную картину его предпочтений, поведенческих особенностей, реакций, уровня речевой активности. Наблюдать надо внимательно, причем тактично и ненавязчиво. Не надо много двигаться, говорить, перетягивать внимание ребенка на себя, достаточно в нужный момент предложить сначала одну игру, затем вторую, третью и т. д. Во-первых, вы сможете осознать степень его готовности работать в определенном ритме. Во-вторых, завоюете его доверие и положительный настрой контактировать в дальнейшем.

4. Если удалось выявить интересный сюжет в игре, на котором внимание ребенка задержалось, не затягивайте процесс. Дело в том, что дети с алалией имеют слабое и неустойчивое произвольное внимание. Вам необходимо сохранить логическую структуру игры в его памяти, пусть и посредством простейшего сюжета (варка супа для куклы, катание маши-нок, стройка домика должны занимать не более 2-3 минут).

5. Игра у детей-алаликов часто носит стереотипный характер и со-провождается в лучшем случае звукоподражанием или несколькими за-ученными фразами. Старайтесь очень аккуратно увести его в другую сторону, ненавязчиво предложив чуть иное развитие сюжета. При этом обязательно опирайтесь на интересы ребенка, ведь ваша задача – организация ситуации обучения и закрепление ее в игровой деятельности.

6. Если ребенок заинтересован в игре, но сам остается пассивен, не прекращайте развивать события самостоятельно. Обязательно комментируйте все происходящее. Многие дети-алалики сначала наблюдают, усваивают, осмысливают, а затем применяют игровые навыки на практике, если полученные впечатления им понравились.

Одно из важнейших требований к игре на запуск речи, да и в целом к любой игре, — она должна вызвать интерес.

Примеры игр для запуска речи на начальном этапе:

Игра «Фруктовый боулинг» (тема «Фрукты, овощи»)

Цель: Знакомство с названиями фруктов, развитие понимания речи, снятие агрессивности, тревожности.

Оборудование: кегли, корзина с фруктами (настоящими или муляжами).

Ход игры: расставляем перед ребенком кегли. Показываем и называем фрукты, а потом сбиваем кегли, кидая в них фрукты.

Варианты инструкций: «Кидай грушу; кидай апельсин; кидай яблоко. Бух! Попала. Опа! Мимо».

Игра «Овощной грузовичок»

Цель: Знакомство с названиями овощей, развитие понимания речи, расширение активного словаря.

Оборудование: корзина с овощами.

Ход игры: «Превращаем ребёнка в грузовичок». Ребёнок становится на четвереньки, а взрослый ему на спину кладет овощ. Ребёнок должен перевести его от «склада» к «магазину». В «магазине» разгружаем ребенка. Взрослый при этом произносит название привезенного овоща. Таким об-разом, ребёнок знакомится с названием овоща.

Варианты инструкций: «Ты – грузовичок. Вези лук. Что ты делаешь? Везу. Опа! Привез. Что ты привез в магазин? Лук.

Игра «Тактильные пеньки» (тема «Осень, дары осени»)

Цель: развитие понимания речи, расширение активного словаря, обогащение сенсорного опыта.

Оборудование: спилы дерева (небольшого диаметра); на спилы парами приклеены кусочки материала различной фактуры: шершавый, глад-кий, мягкий, пушистый и т. д.

Ход игры: Взрослый предлагает ощупать, потрогать кусочки различной фактуры, наклеенные на пеньки. После этого надо найти пару.

Варианты инструкций: «Это пень. Он гладкий. Трогай. А теперь ищи такой же пень. Ищи этот. Какой это пень? Гладкий». И так далее.

Ирга «Осенние подарки»

Цель: развитие понимания речи, расширение активного словаря, развитие слухового внимания.

Оборудование: корзина с подарочными коробочками, в которых спрятаны: орехи, грибы, ягоды, семена деревьев, листочки и др., дикие животные.

Ход игры: В коробочках спрятаны разные предметы. Это подарки осени. Ребёнок по очереди открывает коробочки, называет то, что лежит внутри. Если ребёнок не может назвать самостоятельно, то название про-износит взрослый. Просим ребёнка подарить осенние подарки диким животным по инструкции: «Подари шишку волку» и т. д.

Варианты инструкций: «Осень принесла подарки. Ищи, что там. Это лист, это орех и т. д. Подари лист зайцу, подари орех белке. Кому ты подарил лист? Кому ты подарил орех?

Читайте также:  Советы родителям по раннему развитию ребенка

Если игры-занятия будут систематическими, а родители будут помощниками и соблюдать ваши рекомендации, то можно максимально скорректировать речевое развитие ребенка. Для этого необходимо вести целенаправленные беседы, консультации, проводить мастер-классы, предлагать родителям буклеты-памятки и т. д.

Литература:

1. Решетко М. 100 игр для запуска речи /Марина Решетко. – Библиотека логопеда — Изд. 2-е, испр. – Ростов н/Д: Феникс. — 2020. – С. – 127.

Консультация для педагогов «Игры на развитие понимания речи у детей-алаликов»Роль игры в развитии речи и личности ребенка с алалиейРоль игры в развитии речи и личности ребенка с алалиейРоль игры в развитии речи и личности ребенка с алалиейРоль игры в развитии речи и личности ребенка с алалиейРоль игры в развитии речи и личности ребенка с алалией

Источник

Татьяна Юдина
Игры для детей с алалией

Алалия — одна из тяжелых и стойких форм патологии речевой деятельности. Многие дети с алалией не овладевают языком и остаются неговорящими или почти неговорящими даже по времени поступления в школу.

Мы, как воспитатели группы детей с общим недоразвитием речи, должны помочь, поступившим деткам с подобным диагнозом на начальном и последующих этапах пребывания в детском саду.

Для дошкольников, имеющих различные речевые расстройства, игровая деятельность сохраняет своё значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта. Однако, недостатки звукопроизношения, ограниченность словарного запаса, нарушения грамматического строя речи, а также изменения темпа речи, её плавность – всё это, выраженное в разной степени у детей с речевыми нарушениями, влияет на их игровую деятельность, порождает определенные особенности поведения в игре. Игры детей с алалией носят однообразный, подражательный характер. Чаще они производят манипулятивные, а не игровые действия с игрушкой. Ребёнок, лишённый речи, воспринимает окружающую действительность поверхностно, поэтому его игра не имеет замысла и целенаправленных действий. В коллективе говорящих сверстников дети – алалики держатся в стороне или, играя вместе с другими детьми, выполняют только подчинительные роли, не вступают в словесные взаимоотношения.

Таким образом, мы хотим представить ряд игр с детьми – алаликами, которые развивают все психические процессы во время игры.

Игры на развитие внимания и памяти у деток с алалией.

Для создания соответствующего эмоционального настроя ребенка, поддержания интереса можно использовать игрушки, либо картинки.

• На столе стоят 4-6 игрушек. Ребенок отворачивается, а в это время 1-2 игрушки убирают. Нужно повернуться и узнать, что убрали со стола.

• Можно не убирать, а добавлять игрушки. Задача ребенка – сказать, что появилось на столе.

• На столе стоит от 2 до 4 игрушек, которые нужно внимательно рассмотреть вместе с ребёнком. Ребенок отворачивается, все игрушки «прячутся». Надо вспомнить, что стояло на столе.

• С ребенком рассматривают 2-4-6 картинок из детского лото, потом их убирают, смешивают с остальными. Задача ребенка – найти те картинки, которые рассматривали в начале игры. Усложнение игры – расположить картинки в том порядке, в котором их рассматривали.

•Выполнить последовательные действия: сначала надо налить воду в чашку, потом положить ложку в стакан, а карандаши – в коробку. Усложнение – предложить ребенку рассказать о том, что он сделал.

• Дорисовать незаконченные рисунки, выложить из счетных палочек фигуру по образцу.

Игры на развитие мышления.

Эти игры предлагаются по принципу «от простого — к сложному».

• Сложить одну картинку из разрезанных частей, сначала из двух, затем из 3-4. Усложнение – предложить картинки, на которых изображение есть с обеих сторон.

• Угадать, что нарисовано на картинке по ее части.

«Почтовый ящик» — опустить фигуры в коробку, подобрав нужное отверстие, подходящее по форме.

«Кому что нужно» — подобрать орудия действия к действиям, изображенных на разных карточках (сачок – девочке, ловящей бабочку, расческу – лохматой девочке, иголку – мальчику с дыркой на рубашке).

Игры на сенсорное развитие (цвет, величина, форма)

Дети с алалией испытывают трудности с ориентировкой в пространстве, а также в определении цвета, формы и величины предметов. Не очень выражен у них и познавательный интерес.Итак:

• Нужно выбрать из одинаковых по величине шариков только красные, только белые ит. д. (возможно использование блоков Дьёныша);

• Предложите ребенку принести столько же кубиков, сколько матрешек;

«Подбери цветок» — разложить по вазам цветы одного цвета (все фигурки выполнены из бумаги);

«Спрячь шарик в ладошках» — предложить спрятать в ладони сначала маленький, затем большой шарик, получится или нет;

«Наоборот» — на одних картинках большие предметы, а на других те же предметы, только маленького размера. Ведущий говорит,поднимая картинку: «У меня пирамидка большая…». Ребенок ищет такую же,и отвечает: «А у меня маленькая», и т. д.

• Лото на закрепление цвета с изображением кругов разного цвета.

Самые эффективные игры на развитие мелкой моторики

Дошкольники с алалией обычно имеют плохую координацию движений, движения выполняют неточно и неловко. У них трудно добиться грациозности движений.

Для коррекции этих недостатков можно выполнять такие упражнения:

• Подниматься и опускаться со ступенек, стоять на одной ноге, подпрыгивать на обеих ногах и на каждой поочередно.

• Завязывать узел, бант, застегивать пуговицы. (здесь пригодится игра – шнуровка);

• Сгибать и разгибать поочередно пальчики на каждой руке.

• Соединять по очереди большой палец с остальными пальчиками.

•Выполнять движения по показу и без него: «кулак-ребро-ладонь» (кинезиологические упражнения).

• Строить башенки из кубиков, собирать пирамидки.

• Протягивать шнурок через отверстия в различных вариантах, нанизывать бусы на веревочку.

• Сжимать и разжимать грушу пульверизатора.

• Выкладывать узоры из мозаики.

Регулярно проводимые игры-занятия обязательно помогут ребёнку развиваться и облегчить дальнейший путь становления как личности.

Источник