Роль игры в развитии ребенка с зпр
ГБОУ «Белгородская общеобразовательная школа-инернат №23»
“Роль игровой деятельности в учебно-воспитательном процессе с детьми, имеющими ЗПР”.
Воспитатель: Белоконь Н.А.
Игра – наиболее доступный вид деятельности для детей, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающая потребность в общении.
А.С. Макаренко писал ”Игра имеет важное значение в жизни ребенка. Каков ребенок в игре, таким он будет в работе, когда вырастет”
Игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь актуальной проблемой является использование игры в целях всестороннего воспитания и в первую очередь формирования нравственной стороны личности. Игра, в которой дети воспроизводят в наглядно-образной, действенной форме труд и взаимоотношения людей, не только позволяет лучше понять и глубже пережить эту действительность, но и является мощным фактором развития мышления и творческого воображения, воспитания высоких человеческих качеств.
В процессе сюжетно-ролевой игры неслышащие учащиеся могут приобрести знания о многих профессиях, познать особенности каждой работы, научиться ориентироваться в сфере производства и обслуживания. Сюжетно-ролевая игра – это воспроизведение действительности. Ребенок переживает в игре действительность, обдумывает свои действия, как бы решая свои задачи.
Игровой процесс, важный в познавательном плане, приобретает особое значение для детей с отклонением в развитии. Становление игровой деятельности у детей с ЗПР подчиняется тем же общим закономерностям, что и у нормально развивающихся детей, но идет значительно медленнее и имеет ряд специфических значений. Дети с ЗПР испытывают большие трудности при переносе знаний, получаемых на занятиях, в самостоятельную деятельность у таких детей снижена потребность в игре. Игровая деятельность для детей с ЗПР способствует приобретению умений и навыков, необходимых в самообслуживании, поможет уточнить и закрепить знания, полученные на предыдущих уроках. Все это происходит в непринужденной обстановке, постепенно, с расчетом вызвать живой интерес у детей, увлечь их. В качестве основной задачи, перед педагогом стоит задача формулирования положительного эмоционального отношения к игровой деятельности.
Игровая деятельность имеет многопрофильный характер для детей с отклонениями в развитии: она может служить разрядкой, снимать напряжение после трудных уроков, организовать и направить деятельность ребенка в плане формирования моторных функций. Для детей с ЗПР в каждой игре необходимо активное участие педагога, объяснение правил игры, показ действий, совместные действия с ребенком, наблюдение за выполнением игровых заданий.
Продолжительность игры определяется активностью ребенка. При первых признаках утомления, следует переключить ребенка на другой вид деятельности.
Игровые задания должны быть посильными, понятными, но, в то же время содержать элементы трудности.
Педагог должен использовать игры в воспитательных целях: учить детей быть доброжелательными, оказывать помощь друг другу, приучать к бережному отношению с игровым материалом.
Значительное место в процессе обучения и воспитания детей с ЗПР имеют дидактические игры. Дидактические игры активизируют умственную деятельность, развивают ум, закрепляют полученные знания и умения. Основное назначение дидактических игр заключается в обеспечении упражняемости детей в различении, выделении, назывании множества предметов, чисел. Дидактические игры как своеобразное средство обучения, отвечающее особенностям ребенка, включается во все системы школьного воспитания. Как правило, дети с ЗПР не проявляют желания играть, неэмоциональны. Поэтому необходимы такие приемы, которые могли бы привлечь внимание детей.
Дидактическая игра имеет 2 цели: одна обучающая, которую преследует взрослый, а другая игровая, ради которой действует ребенок. Важно чтобы эти цели дополняли друг – друга.
Детям с ЗПР для понимания того или иного действия требуется гораздо больше повторений, чем нормально развивающемуся ребенку. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений при сохранении эмоционально-положительного отношения к заданию.
Игры и упражнения, в которых дети действуют путем проб и наблюдений, развивают у них внимание к свойствам и отношению предметов. Такие игры имеют больше значения для развития слухового восприятия, которое помогает ребенку ориентироваться в окружающем его пространстве, способствует развитию речи. Успешному проведению всех игр способствует умелое педагогическое руководство ими.
Для детей с ЗПР эмоциональная сторона организации игры – важное условие. Взрослый своим поведением, эмоциональным настроением, должен вызывать у ребенка положительное отношение к игре. Эмоциональное общение взрослого и ребенка возникает на основе совместных действий, которые должны сопровождаться приветливой улыбкой и ласковым голосом, прикосновениям к ребенку.
Необходима также доброжелательность взрослого, благодаря которой и проявляется сотрудничество, обеспечивающее желание ребенка действовать вместе со взрослым.
Любые игровые взаимоотношения помогают установить контакт, сближают, открывают педагогу доступ к самым глубинным тайнам детской души.
“Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества”.
В.А. Сухомлинский.
Используемая литература:
- Е.С. Слепович “Игровая деятельность детей с ЗПР”.
- А.А. Катаева и Е.А. Стребелева “Дидактические игры и упражнения в обучении умственно-отсталых детей”.
- Д.В. Менджерицкая “Воспитателю о детской игре”.
- Е.Т. Речицкая “Развитие глухих школьников в процессе внеклассной работы”.
Источник
РОЛЬ ПОДВИЖНЫХ ИГР В КОРРЕКЦИИ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Аннотация. Статья посвящена изучению специфики коррекции психомоторного развития дошкольников с задержкой психического развития. В ходе исследования освещены основные составляющие процесса коррекции психомоторного развития дошкольников с задержкой психического развития, а также охарактеризована роль подвижных игр в данном процессе.
Ключевые слова: психомоторика, задержка психического развития, дошкольники, подвижные игры, коррекционных процесс.
Annotation. The article is devoted to the study of the specifics of correction of psychomotor development of preschool children with mental retardation. The study highlights the main components of the process of correction of psychomotor development of preschool children with mental retardation, and also describes the role of mobile games in this process.
Keywords: psychomotorics, mental retardation, preschoolers, outdoor games, correctional process.
Известно, что правильно организованная и осуществлённая двигательная активность – важнейший фактор формирования здорового образа жизни, укрепления и восстановления здоровья любого человека несмотря на его возраст. По нашему мнению, это утверждение особенно важно для детей дошкольного возраста, которые имеют нарушения интеллектуальной сферы. Для них процессы развития – это еще и поиск путей компенсации пороков, а влияние двигательной активности, которая по содержанию и интенсивности соответствует данной категории детей, является тем средством, которое помогает их найти.
Формирование двигательной функции – одно из важнейших звеньев в общем развитии ребенка. На это указывали такие ученые как А.Р. Лурия, Е.В. Новикова, М.М. Кольцова и другие. Реализация двигательной функции невозможна без проявления активности [1; 2; 3].
Одним из главных компонентов, который характеризует физическое совершенство организма является уровень развития двигательной функции, которая реализуется в разнообразной моторной деятельности. С ней связаны все движения. Патология двигательного аппарата или недостатки в развитии
моторики ограничивают возможности человека в повседневной жизни, выборе профессии, негативно влияют на его здоровье и психофизическое развитие.
В настоящее время в системе специального коррекционного образования большое внимание уделяется коррекции двигательной сферы ребенка с особенностями психофизического развития. Поскольку характерными признаками врожденных или рано приобретенных форм стойкого органического нарушения познавательной деятельности, как известно являются нарушения движения.
Подвижная игра имеет целью закрепить движения, которыми овладели дети во время занятий по физкультуре. Подвижная игру не рационально использовать на этапе начального разучивания. Это объясняется тем, что для ребенка основной задачей в игре является не верное выполнение движения, а главное – не быть пойманной ведущим. Но особое значение, подвижная игра приобретает в период накопления двигательного опыта детьми, то есть в подвижных играх достаточно эффективно закреплять и совершенствовать двигательные навыки основных движений [3].
Целенаправленная эмоциональная игровая нагрузка оказывает стимулирующего влияния на организм умственно отсталого ребенка и более, чем другие средства, соответствует удовлетворению естественной потребности в движении. Подвижная игра не только противодействует гипотензии, но и способствует восстановлению утраченного здоровья, укреплению всех функций организма, развитию физических способностей.
В подвижных играх используются знакомые и доступные виды естественных движений: ходьба, бег, лазание, перелазание, прыжки, упражнения с мячом. Во время игр дети охотно и с интересом выполняют то, что вне игры кажется неинтересным и трудным, поэтому в игре легче преодолеваются психические и эмоциональные проблемы [4].
Особая ценность подвижных игр для детей с задержкой психического развития заключается в возможности одновременного воздействия на моторную и психическую сферы. Быстрая смена игровых ситуаций предъявляет повышенные требования к подвижности нервных процессов, быстроте реакции и нестандартности действий. Игра заставляет мыслить наиболее экономно, реагировать на действия партнеров, приспосабливаться к обстоятельствам. Играющему ребенку приходится выбирать из множества операций одну, которая может принести успех. Чем разнообразнее информация поступает в мозг, тем интенсивнее включаются психические процессы. Именно поэтому с помощью игры у ребенка с умственной отсталостью развивают восприятие, мышление, внимание, воображение, память, моторику, речь, повышая умственную активность, а, следовательно, познавательную деятельность в целом [1].
Проведение подвижных игр в специальных дошкольных учреждениях для детей с задержкой психического развития является одной из важных составляющих общей системы коррекционно-воспитательной работы.
Движение, по данным М.М. Кольцевой, рассматривается, как важный фактор в развитии обобщающей функции мозга. Под воздействием движений
меняется динамика и происходит активация психических процессов: восприятия, памяти, мышления, речи [1].
Игра занимает важное место в жизни ребенка-дошкольника, поэтому нужно использовать все ее качества, которые могут помочь обучить детей с психофизическими недостатками движения, действия, деятельности.
Постепенное повышение двигательных возможностей в игре и коррекция двигательной деятельности детей-олигофренов дошкольного возраста, с учетом их физических и психических особенностей как в рамках отдельно взятых занятий по физической культуре, так и в системе физического воспитания в целом, возможны за счет расширения арсенала доступных им подвижных игр, что в конечном итоге позволяет решать все более сложные образовательные задачи [2].
В процессе дошкольного обучения и воспитания, совершенствования нервно-психических функций ребенка и его способности управлять собственными психическими процессами, движение влияет на степень созревания определенных мозговых структур. В осуществлении социальной адаптации как цели воспитания детей с задержкой психического развития подвижные игры выступают не только как источник здоровья, трудоспособности и трудовой активности, но и как фактор развития психомоторики, восприятия, внимания, мышления и памяти.
Дети с задержкой психического развития очень отличаются по уровню двигательной активности: одни – очень подвижные, другие слишком спокойные. В целом, дети с высокой двигательной активностью значительно лучше развиты. В процессе подвижных игр и активной двигательной деятельности дети познают себя, свое тело, изучают способы передвижения в пространстве и времени. Наиболее важной особенностью двигательной активности детей является их зависимость от времени года. Наблюдается тенденция к повышению двигательной активности в весенне-летний период и снижению ее в осенне-зимний [4].
Практика показывает, что большое значение в коррекции недостатков психомоторного развития, интеллектуальных возможностей детей с особенностями психофизического развития занимают подвижные игры. В играх содержатся все основные виды движений – ходьба, бег, прыжки, преодоление препятствий, перенос грузов. Оздоровительное значение имеют игры, которые проводят на свежем воздухе.
Чтобы подвижная игра прошла организованно, интересно и имела определенные воспитательные и коррекционные последствия, воспитатель должен выявить не только педагогическое мастерство в подборе игры, но и хорошо продумать методику ее проведения.
Перед тем как выбрать игру, необходимо установить конкретное коррекционное задание, учитывать возрастные особенности детей, физическую подготовку; следует учитывать место подвижной игры в режиме дня, последовательность в деятельности ребенка, внешние условия (сезонность, состояние погоды, температуру воздуха, площадь площадки и его оборудования) [3].
При подборе и проведении игр не следует забывать об основном принципе – постепенно переходить от простых игр с несложными задачами и понятными движениями к более сложным.
Во время объяснения содержания игры, детей размещают так, чтобы каждый хорошо видел и слышал воспитателя (коррекционного педагога). Лучше расставить их в те положения, с которого они начинают игру. В играх с построением в круг воспитатель становится вместе с детьми в круг. Если игра начинается с движения врассыпную, детей удобнее строить в шеренгу или собрать их у себя в полукруг, чтобы всем было хорошо видно и слышно.
Во время объяснения игры не рекомендуется ставить детей лицом к солнцу или к другому источнику света, потому что это негативно влияет на зрение и распыляет внимание. Объяснять содержание игры надо внятно, доступно, понятно, коротко, чтобы не утомлять детей. Во время объяснения игры нужно использовать жесты [2].
При планировании подвижных игр для детей с задержкой психического развития следует помнить, что ни одна система методов не может быть постоянной и исчерпывающей. Чтобы обеспечить ребенку правильное развитие, важно позаботиться о совершенствовании общей моторики.
Выводы. Таким образом, от двигательной активности детей с задержкой психического развития во многом зависят развитие психомоторики, физических качеств, состояние здоровья, работоспособность, успешное усвоение материала по различным предметам, наконец, настроение и эмоциональное состояние. Под влиянием двигательной активности в дошкольников улучшается деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, аппарата кровообращения, повышаются функциональные возможности организма.
Список литературы:
1. Кольцова, М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка / М.М. Кольцова и Е.В. Новикова. – М.: Педагогика, 2013. – 143 с.
2. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / А.Р. Лурия. – М.: «Академия», 2013. – 384 с.
3. Новикова, Е.Л. Дыхательные игровые упражнения с использованием полифункционального оборудования: методическое пособие
/ Е.Л. Новикова – Челябинск: Образование, 2018. – 49 с.
4. Роговик, Л.С. Психомоторика: практикум / Л.С. Роговик. – К.: Главник, 2015. – 72 с.
Источник
Ирина Принцева
Роль дидактической игры для детей с задержкой психического развития
Игра – это специфический вид деятельности, который отличается по целям, мотивам и результатам от других видов деятельности. Игра относиться к символико-моделирующему типу деятельности, в котором сокращены операции и условны предметы. Игру называют «гигантской кладовой настоящей творческой мысли будущего человека».
Для дошкольников игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них — серьезная форма воспитания, необходимые для всесторонней подготовки к жизни.
Особенность дидактической игры заключается в том, что цель её проведения скрыта от ребёнка. Ребёнок не понимает, что он не просто играет, а участвует в процессе непроизвольного, неосознанного, обучения. При этом активное влияние на ребёнка обучающее воздействие взрослого осуществляется косвенно, с помощью подбора дидактических игр, через их правила и действия.
Такая форма обучения опирается и на развитие, и на опыт дошкольников, обеспечивает активность познания и не вступает в противоречие с требованием системного усвоения знаний, которое выполняется с помощью постепенного усвоения содержания игры.
В дидактической игре развиваются и перестраиваются все познавательные процессы, поскольку именно этот вид игры прямо направлен на развитие умственной сферы.
Сущность и своеобразие дидактической игры, заключается в единстве игровой и дидактической задачи.
Одним из эффективных средств пробуждения живого интереса к обучающему процессу является дидактическая игра. Дидактическая игра – это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов.
Дидактическая игра – это одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка. В тоже время игра является ведущей деятельностью ребёнка дошкольного возраста. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребёнок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоения учебного материала.
В игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности.
У детей с ЗПР в развитии потребность в игре возникает гораздо позже, чем у нормально развивающихся детей. Дети с ЗПР играют на занятиях, используя дидактический материал и учебные пособия в качестве игрушек, не понимая их учебное значение.
Желание играть, потребность в игре необходимо использовать и направлять в целях решения определённых учебных и воспитательных задачах. В игре удаётся приковать внимание детей к таким предметам, которые в обычных неигровых условиях не интересуют их и на которых сосредоточить внимание не удаётся. Дидактическая игра даёт возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной.
Ценность дидактических игр в процессе обучения заключается в том, что они создаются в обучающих целях, служат обучению, воспитанию и развитию детей. В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребёнок получает возможности самостоятельно действовать в определённой ситуации или с определёнными предметами, приобретая собственные действенный и чувственный опыт. Это особо важно для детей с отклонениями в развитии.
Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале, решая учебные задачи и цели, при сохранении положительного отношения к заданию.
Особая роль дидактической игры в обучающем процессе определяется тем что, игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребёнку получить собственный опыт.
Источник