Роль игры в развитии ребенка с онр
Шолупова Т.А., логопед
СПб ГКУЗ Центр восстановительного лечения
«Детская психиатрия» имени С.С. Мнухина,
Петроградского района Санкт-Петербурга
РОЛЬ ИГРЫ В ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОНР
Необходимость организации специальных логопедических занятий в группах для детей с ОНР приводит к увеличению общей нагрузки, что может негативно сказываться на физическом и психическом состоянии детей. В связи этим особенно важным является применение в работе с дошкольниками игровых технологий. Являясь по определению ведущей, игровая деятельность, организованная на логопедическом занятии, не только способствует решению коррекционных и общедидактических задач, но и создает ситуацию, когда этот процесс протекает в условиях, наиболее естественных и благоприятных для дошкольников. Поэтому игровые технологии можно отнести к разновидности здоровьесберегающих педагогических технологий.
Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
Выдающиеся исследователи в области психологии ( Л.С.Выготский, А.В. Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.А.Люблинская, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин) подчеркивали неповторимую специфику дошкольной игры. Она заключается в том, что свобода и самостоятельность играющих сочетается со строгим, безоговорочным подчинением правилам игры. Такое добровольное подчинение правилам происходит в том случае, когда они не навязываются извне, а вытекают из содержания игры, ее задач, когда их выполнение составляет главную ее прелесть.
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Именно в игре наиболее активно происходит развитие ребенка — его речи, мышления, произвольной памяти, самостоятельности, активности, моторики, формируется умение управлять своим поведением. В игре дети осваивают социальный опыт человеческих отношений. Любая игра есть деятельность. При таком ее понимании открываются широкие возможности применения игры в коррекционных целях. И здесь важную роль приобретает дидактическая игра. Она, как игровой метод обучения, рассматривается в двух видах: игры – занятия и собственно дидактические игры. В первом случае ведущая роль принадлежит логопеду, который для повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом. С помощью игр – занятий логопед не только передает определенные знания, формирует представления, но и учит детей играть. Игры – занятия поэтому относятся к прямому обучению детей с использованием разнообразных игровых приемов.
Дидактическая (обучающая) игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Логопед одновременно является и учителем и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Таким образом, у дидактической игры две цели: одна из них – обучающая, которую преследует логопед, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Необходимо, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала и речевых навыков ребенка.
Использование дидактических игр в коррекционной работе с детьми с ОНР основано на следующих принципах: деятельности, системности, последовательности, учета возраста, индивидуальных особенностей ребенка и структуры его речевого дефекта.
Содержание логопедических занятий с детьми с ОНР в зависимости от уровня речевого развития имеют свои особенности.
Логопедические занятия с детьми I уровня развития речи включают несколько направлений работы:
— развитие понимания речи;
— развитие активной подражательной речевой деятельности;
— развитие внимания, памяти, мышления детей
На логопедических занятиях с детьми II уровня развития речи проводится работа по:
— развитию понимания речи;
— активизации речевой деятельности и развитию лесико-грамматических средств языка;
— развитию произносительной стороны речи;
— развитию самостоятельной фразовой речи.
Основными задачами логопедических занятий с детьми III уровня развития речи является продолжение работы по развитию:
— понимания речи и лексико-грамматических средств языка;
— произносительной стороны речи;
— самостоятельной развернутой фразовой речи;
— подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения.
Дидактическая игра должна:
— опираться на программный материал;
— способствовать вовлечению в коррекционный процесс в первую очередь более сохранных анализаторов (зрительного и тактильного);
— назначения предметов, картинок, пособий, смысл вопросов, условия игр должны быть ясны и понятны детям;
-условия игры и количество пособий, используемых в ней должны обеспечить вовлечение всех детей в коррекционный процесс.
Необходимо помнить, что игры проводятся в спокойной и доброжелательной атмосфере. Количество предлагаемых ребенку заданий должно соответствовать его индивидуальным возможностям. Ни в коем случае не нужно форсировать выполнение работы, упрекать детей в том, что они чего-либо не умеют. Ведь важно не только научить ребенка, но и вселить в него уверенность в себе.
Логопедическая коррекция становится более эффективной при использовании дидактических игр с привлечением различного наглядного материала. Учитывая структуру речевого дефекта у детей с ОНР, на коррекционных занятиях используются настольно – печатные игры, игры с дидактическими игрушками, с предметами, с мячом, сюжетно – дидактические игры и игры – инсценировки, словесные игры. Эти игры способствуют развитию логического мышления, сосредоточенности, наблюдательности, внимания, усидчивости, расширению запаса общих сведений и представлений, развитию общей, пальчиковой и артикуляционной моторики. У детей при целом ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук. А так как движение пальцев рук тесно связано с речевой функцией, то, в связи с этим, в системе по их обучению и воспитанию предусматриваются коррекционно – развивающие мероприятия. Они помогают детям в освоении нового материала и в его закреплении.
С помощью игр, у детей с ОНР разного уровня речевого развития, развиваются общие речевые навыки, происходит:
— расширение объем понимания обращенной речи,
— активизируется подражательная моторная и речевая деятельность,
— расширяется пассивный и активный словарь,
— формируются обобщающие понятия,
— развиваются навыки словоизменения и словообразования,
-формируется слоговая структура слов,
— грамматические категории рода и числа,
— грамматическое оформление речевого высказывания,
— проводится развитие звуковой стороны речи,
— развиваются фонематические процессы,
— проводится обучение начальным навыкам чтения,
— развивается связная речь.
Все это необходимо как для общего психического развития ребенка, так и для его последующего обучения в школе.
На логопедических занятиях логопед создает различные игровые ситуации таким образом, чтобы реализовать поставленные цели каждого этапа коррекционной работы.
Литература
1.Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Вопросы психологии. -1996. — № 6.
2.Газман О.С. О понятии детской игры. Игра в педагогическом процессе. – Новосибирск. 1989.
3.Уварова Т.Б. Наглядно – игровые средства в логопедической работе с дошкольниками. – М., 2009.
Источник
Нина Хорунжина
Развитие речи детей с ОНР посредством использования игр и игровых технологий
Среди широкого круга проблем, связанных с подготовкой детей с общим недоразвитием речи (ОНР) к школе, особое внимание принадлежит формированию у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чистой речи.
В последние годы речевая запущенность ярко проявляется при поступлении детей в школу. К сожалению, в силу ряда причин нам приходиться часто сталкиваться с серьезными речевыми проблемами, которые тормозят процесс обучения.
Изучением особенностей речи детейс ОНР и созданием инструмента коррекционной работы занимались ученые: Р. Е. Левина, О. Н. Громова, Н. С. Жукова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова, Л. П. Ефименкова, Т,А Ткаченко, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и др. Они доказали положительную роль игры в развитии и обучении детей с ОНР.
Такой выбор не случаен, поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Игровая деятельность сохраняет свое значение как необходимое условие для развития интеллекта, психических процессов, личности в целом.
Игры и игровые упражнения повышают умственную и эмоциональную активность, совершенствуют речевые навыки. Использование игровых технологий оптимизирует коррекционное воздействие, делает процесс обучения более интересным и занимательным для детей и, следовательно, более эффективным.
Одним из основных методических средств нашей работы стала игра и игровые упражнения, задача которых – овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты.
В методике дошкольного воспитания накоплен богатый арсенал игр и игровых упражнений с детьми с ОНР. Нами были систематизированы игры и упражнения по развитию речи у детей, которые легко использовались на прогулке или в свободное время в группе. Составлен комплексно-тематический план по использованию игр и упражнений в течение года в соответствии с лексическими темами. Данное планирование является примерным и изменяется, дополняется педагогами. Для развития связной речи у старших дошкольников с ОНР были разработаны конспекты занятий с использованием игр. В планировании использовали не только современные игры и игровые упражнения различных авторов, но и разработали и адаптировали к условиям и особенностям детей группы авторские игры «Волшебные кольца», «Если…», «Подарок»,тесно связанные с развитием речи у дошкольников.
Существует много игр. В качестве основных средств обучения развитию речи используем следующие игры: сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные, дидактические. Преодолевать речевые нарушения у детей дошкольного возраста помогают игровые упражнения на произношение звуков, игровые приемы для заучивания стихотворений и т. д.
Наиболее эффективным можно считать словесные дидактические игры, направленные на обогащение словаря и развитие словообразования. Используемв работе с детьми с ОНР игры: «Живое-неживое», «Твердое-мягкое», «Зверь-птица»» и т. д. Одним из наиболее продуктивных способов развития речевых навыков являются театрализованные игры «На полянке теремок», «Веселый старичок-лесовичок», «Плачет киска…». Распределяя роли в игре-драматизации, учитываем, какая речевая нагрузка возможна для детей в определенный период логопедической работы (обязательная согласованность с логопедом).
Особенно сложным является становление диалогического общения детей с ОНР. Для развития личностных отношений между собеседниками используем сюжетно-ролевые игры с правилами. Они наиболее результативно содействуют развитию умения грамотно строить диалог. В своей практике используем игры «В нашем детском саду», «Школа», «На приеме у врача», «Магазин игрушек».
Решая задачи, связанные с развитием речи ребенка дошкольного возраста с ОНР, ориентируемся на то, что сможет сделать семья, а что коллектив детского сада. Совместная игра родителей и ребенка – дошкольника помогает ускорить процесс развития всех компонентов речи ребенка. Через реализацию совместного проекта «Играем месте» родители получили консультации по созданию предметно-развивающей среды в семье; познакомились с современными видами игровых средств обучения и их ролью в развитии ребенка; упражнялись в умении играть и активно взаимодействовать в совместных играх.
Использование игр и игровых технологий положительно повлияло на развитие когнитивных функций речи: у детей появилось умение создавать собственную игровую программу и программу для игрушки. Дети активнее стали использовать диалоги, больше контактируют с партнером по игре. Существенные сдвиги произошли и в развитии произвольности. Это наблюдается не только не только, когда правило определяется содержанием роли, но и когда роль строилась в соответствии с заранее определенным правилом. Таким образом, была достигнута главная цель нашей работы – развитие речи и обеспечение безболезненного и плавного перехода к школьному обучению.
Литература
1. Васильева Е. В. развиваем речь ребенка с помощью стихов. — М.:ТЦ Сфера, 2013.
2. Парфенова Е. В. Развитие речи детей с ОНР в театрализованной деятельности. – М.: ТЦ Сфера, 2013.
3. Фадеева Ю. А. ,Жилина И. И. Образовательные проекты в группе для детей с ОНР. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
4 Шадрина Л. Г., Семенова Н. В. Развитие речи –рассуждения у детей 5-7 лет. Методические рекомендации. — М.: ТЦ Сфера, 2012.
Источник
Наталья Логунова
Роль игр-драматизаций в развитии речи у дошкольников с ОНР
Роль игр — драматизаций в развитии речи у дошкольников с ОНР
Возможность говорить, общаться — это удивительный дар природы. И с этим даром нужно обращаться не только бережно, но и умело. На формирование способности говорить, природа отвела не так уж много времени — это период с 1 года до 8-9 лет. После 9 лет природа отбирает эту возможность, закрывая речевую зону коры головного мозга. И если ребенок не заговорил в этот период, то в дальнейшем это умение ему не будет дано.
Известно, что речь — это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Другими словами, речь — это полиморфная (многообразная) деятельность.
Связная речь предполагает овладение богатейшим словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, т. е. овладение грамматическим строем, а также практическое их применение, практическое умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно умение полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный текст. Иными словами связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.
Современные дети живут в мощном потоке информации, живое общение заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет, поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Снижающийся уровень бытовой культуры, широкое распространение низкопробной бульварной
литературы, бедное, безграмотное «говорение» с экранов телевизоров, агрессивно-примитивная речь, насаждаемая телевизионной рекламой, западными боевиками и мультфильмами — все это создает предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы не менее опасной, чем экологическая.
Интерес к речи, ее значимость можно проследить через пословицы и поговорки русского народа. Например, взгляд на красоту речи, ее складность, выразительность,содержательность выражен в следующих пословицах и поговорках:
*Слово толковое стоит целкового *Хорошая речь слаще меда
*Говорит, как река льется
Много пословиц и поговорок отражает взаимосвязь речи и ума человека:
• Умный рад изучать, а дурак — поучать. • Когда ешь — жуй; говоря — думай.
• Каков разум, таковы и речи. • Умные речи и слушать приятно
•Язык повинен голове: пустой язык — пуста и голова.
О фразовой речи,о ее трудностях тоже есть пословицы и поговорки:
• Говорит, как на мука • Слов много, да складу нет
• У него слово слову костыль подает • Говорит, как борона бороздит (нескладно)
Овладение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи — лексической, грамматической, фонетической.
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей.
Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, связную речь, мышление, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.
Игры –драматизации оказывают большое влияние на речевое развитие ребёнка. Стимулируют активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствуют артикуляционный аппарат. Театрализация сказок очень увлекает детей. Ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить чётко, чтобы его все поняли. Дети быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют. Речь становиться более выразительной, грамотной. Дети начинают использовать новые слова, пословицы, поговорки из сценария.
Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребёнка от наблюдения театральной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трёх – пяти сверстников, исполняющих роли; к созданию типичного образа в игре –драматизации.
Среди условий, благоприятных для развития речи через театрализованные игры,нужно назвать следующие:
1. Уделять серьёзное внимание подбору литературных произведений. Предпочтение нужно отдавать произведениям с понятной для ребёнка моральной идеей, с динамичными событиями, с персонажами, наделёнными выразительными характерис- тиками. В наибольшей степени таким требованиям отвечают сказки. Cказки легко обыгрывать, так как они построены на коротких диалогах персонажей, содержат повторы ситуаций. герои сказок вступают в определённые взаимоотношения, в которых проявляются особенности характера, мысли и чувства.
2. С раннего возраста учит детей вслушиваться в художественное слово, эмоциональ-
но откликаться на него.
3. Речь взрослого должна быть интонационно выразительной.
4. Создавать специальные ситуации, которые бы поддерживали у детей интерес к драматизациям.
Вопросы, поставленные детям при подготовке к игре, побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи.
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно звуковой диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который в свою очередь тоже пополняется. В создании игрового образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку выразить свои эмоции, мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовывать с ними свои действия.
Подготовка детей к театрализации сказок осуществляется постепенно.
1. Дети 2 – 4 лет еще достаточно плохо владеют речью, а поэтому их интерес и внимание направлены на яркие костюмы, фигурки героев сказок, шапочки, маски. Малышам необходимо организовывать просмотры небольших кукольных спектаклей, взяв за основу содержание знакомых потешек, стихов и сказок. С 3 лет можно использовать инсценировки с игрушками, в которых главные герои выполняют ряд действий (мишка и зайчик качаются на качелях; кукла Маша и ежик строят
дом, лисенок катается на лошадке). После этого предлагаются готовые игровые ситуации, созданные с помощью игрушек и фигурок на фланелеграфе.
Игровые действия повышают умственную активность, так как дети высказывают свое отношение и мнение к той или иной ситуации. Повторность игровых действий способствовала многократному проговариванию слов, фраз, предложений, фрагментов рассказа и их перенос в самостоятельное высказывание.
В театрализованной деятельности используются приемы подбора синонимов к характеристикам героев сказок (зайчик в сказке «Заюшкина избушка» — трусишка, маленький, жалкий, косой, серенький, слабый; лиса – хитрая, обманщица, плутовка, злая; петух – храбрый, голосистый, удалой, отдельных предметов (избушка лубяная – деревянная, из досок, бревен, теплая, прочная, не растает; ледяная – холодная, не прочная, снежная, весной растает. Параллельно обогащается детский словарь. Проводятся дидактические игры типа «Чего не стало», «Что игрушка рассказывает о себе», «Угадай игрушку» в которых привлекается внимание детей к отдельным признакам объектов, описываются игрушки, дети ищут, что описано. Так, в
играх «Чего не стало», «Угадай игрушку» дети учатся подбирать существительные
соответствующие предмету,объекту: заяц, медведь, колобок… В игре «Что игрушка рассказывает о себе?» дети подбирают прилагательные,характеризующие соответ ственную игрушку: медведь – неуклюжий, косолапый, добрый, большой, мохнатый; колобок – круглый, румяный, душистый, веселый, свежий; существительные соответствующие месту нахождения игрушек –персонажей: заяц в норке, в избушке, в теремке, в лесу; колобок – в печи, на окне, в домике.
2. В средней группе рекомендуется знакомство и освоение разных видов кукол. Сначала пальчиковые, затем рукавичные, перчаточные, а так же умение водить куклу за настольной ширмой. К началу года в средней группе речь детей еще не достаточно сформирована, поэтому нужно стимулировать желание детей включать ся в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах, устойчивые обороты зачина и концовки сказки.
Игра ребенка за ширмой позволяет ему спрятаться и раскрыться одновременно. Если ребенок боится говорить, стесняется, то за ширмой он начинает говорить уверенно – это же не он говорит, а его герой. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который в свою очередь тоже пополняется. Не все дети
могут участвовать в спектаклях, так как это игра для зрителей, а многие дети застенчивы. С такими детьми проводятся игры – драматизации, где дети играют для собственного удовольствия, не задумываясь о том, интересно ли это другим.
Игровые ситуации позволяют детям овладевать навыкам и необходимыми для построения связного монологического высказывания. Для этого предварительно отбирается лексический материал в соответствии с темой и ситуацией высказывания, используются разнообразные синтаксические конструкции. Это вызывает большую заинтересованность и переносится детьми в самостоятельные игры, сопровождающиеся высокой речевой активностью.
Вместе с тем, некоторые дети по-прежнему затрудняются самостоятельно составить
предложение по ситуации, они лишь договаривают отдельные фразы или слова.
С целью создания интереса и желания участвовать в последующей театрализации, в совместной деятельности проводятся игровые ситуации, в которые вводится персонаж, не знающий, как появляются или получаются сказки. Задача детей рассказать, как сказка может начинаться и заканчиваться. В ходе беседы обращается внимание на то, что в сказке есть последовательность, которую нельзя нарушать.С целью побуждения детей к созданию самостоятельных высказываний используются готовые ситуации: я буду рассказывать свою сказку, а ты показывай ее. Ребенок внимательно слушает и расставляет фигурки героев на фланелеграфе или столе. На втором этапе рассказывания этой сказки, ребенок участвует в рассказывании, дополняя «забытые или пропущенные» слова и фразы воспитателя. На третьем этапе можно обыграть какую либо ситуацию, предварительно обсудив ее. В качестве усложнения каждому ребенку предлагается набор игрушек или фигурок для фланелеграфа, с помощью которых можно придумать свою сказку. Если ребенок затрудняется, привлекаются к помощи дети группы. Постепенно дети переносят игровые ситуации из совместной в самостоятельную деятельность, расширяется сюжет, вводятся новые герои. Дети придумывают и обыгрывают ситуации друг перед другом. Получается импровизированный театр.
В средней группе у детей еще недостаточно сформирован и расширен словарь. Поэтому дети скачкообразно переходят в рассказе от одной части к другой, используют короткие предложения, обедненные определениями. В этом возрасте формируется активная речь, игровые умения,некоторые средства выразительности: мимика, жесты, сила и тембр голоса, темп речи. Постепенно дети включаются в процесс игрового общения с театральными куклами.
3. В старшей группе начинают осваиваться игры – драматизации, которые отличаются более сложным содержанием, интересными образами героев, оригинальными языковыми средствами. В этом возрасте рекомендуется использовать многоперсонажные игры – драматизации. За счет освоения централизованной игры у детей расширяется игровой опыт, связная речь, улучшается интонационная выразительность, появляются умения направленные на позитивное воздействие с
другими участниками игры. Формируется умение договариваться, разрешать конфликтные ситуации самостоятельно.
4. В подготовительной группе рекомендуется расширить и углубить знания о видах театрализованных игр, повысить интерес к театральной культуре. Продолжать формировать способности к самовыражению, к умению самостоятельно в логической последовательности составлять план задуманного им театрального действия, умение свободно владеть связной речью.
Яркой особенностью детей подготовительной группы становится их частичный переход в речевой план. Это объясняется тенденцией к объединению разных видов сюжетной игры, в том числе игры – фантазирования. Она становится основной или важной частью театрализованной игры, в которой реальный, литературный или фантазийный планы дополняют друг друга. У детей развивается способность выражать свое отношение к идее спектакля, герою и самовыражаться с помощью комплекса средств невербальной, интонационной и языковой выразительности.
Общение со сверстниками в процессе планирования игры, ее ходу становится более позитивным благодаря умению пользоваться связной речью и богатому активному словарю. Дети более ярко и разнообразно проявляют самостоятельность в театрализованной игре.
Детям нравится возвращаться к одним и тем же текстам, особенно если появляются новые элементы костюма, декорации, игрушки. Это способствует хорошему запоминанию текста. В подготовительной группе необходимо обучать детей правильному построению фразы. Эта работа осуществляется в процессе разнообразной практической деятельности.
учитель –логопед МБДОУ № 87
Логунова Наталья Павловна
Источник