Роль игры в развитии мышления ребенка

Серебренникова Т.Г., учитель — логопед

ГБДОУ детский сад № 79 Красносельского района

г. Санкт-Петербурга

Семинар ИГРА

Роль развивающих игр в развитии мышления дошкольников.

Еще Фридрих Шиллер когда-то писал о том, что человек является таковым, только когда играет, и наоборот – только играющий человек может называться им в полном смысле слова. Жан-Жак Руссо также в свое время делал акцент на том, что понаблюдав, как маленький ребенок играет, можно узнать о нем если не все, то очень многое. А вот знаменитый психоаналитик Зигмунд Фрейд был уверен, что через игровую деятельность дети пытаются найти способ поскорее стать взрослыми.

В дошкольном возрасте игра – ведущий вид деятельности ребенка. Психическое развитие дошкольника происходит в игре и в продуктивных видах деятельности, в которых формируются элементы учебной и трудовой деятельности. Как верно заметил Рубинштейн: «Игра – практика развития». Так, ей принадлежит существенная роль в умственном воспитании детей. В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи – тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о воспитании гармоничной личности.

Игра способствует когнитивному развитию во многих направлениях: символической функции сознания, умственных действий, децентрации. Игру связывали с развитием мышления в своих работах начала XX в. еще Дж. Дьюи за рубежом и А. И. Сикорский в России. Они видели в игре результат развития мышления ребенка, который позволяет использовать новый способ освоения реальности.

        Мышление – это процесс познания человеком  действительности с помощью мыслительных процессов анализа, синтеза, рассуждений.

К основным мыслительным операциям учёные относят:
1. Анализ. При анализе происходит мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений.

2. Синтез. Это обратный анализу процесс. При синтезе происходит мысленное объединение частей, свойств, действий в единое целое. Синтезу всегда предшествует 
анализ. В мыслительной деятельности синтез и анализ тесно взаимосвязаны. 

Игры для развития анализа и синтеза

— игра «Найди картинку»

— игра «Парные картинки»

— игра «Что здесь лишнее?»
3. Сравнение – это установление сходства или различия между предметами и явлениями или их отдельными признаками. 

Игры на развитие сравнения

— игра «Чем они похожи?»

-игра «Найди отличия»
4. Абстракция. Заключается в выделении каких-либо свойств, признаков изучаемого объекта и представление этих признаков, свойств в виде самостоятельного объекта мышления.

5. Конкретизация. При конкретизации происходит возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрытия содержания

Игры на развитие абстракции, конкретизации

— игра «Отвечай быстро»

— интеллектуальное упражнение «На качелях абстракции-конкретизации»

6. Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. 

Игры на развитие обобщения

— игра «Назови одним словом»

— игра «Найди лишнюю картинку»

— игра «Выделение закономерностей». (Б. И. Пинский)

Выделяют три вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.

Мышление ребенка развивается по мере его роста от наглядно- действенного (связанного с практическими действиями над предметами) к наглядно- образному (характеризующемуся опорой на представления  и образы ситуаций и изменений в них), а  затем к словесно- логическому или абстрактному.

1. Игры на развитие наглядно-действенного мышления (опора на реальные действия с объектами).

 — игра «Покорми зайку»

 — игра «Покатай мишку»

2. Игры на развитие словесно-логического мышления (использование понятий, логических конструкций и схем).

— игра «Кто самый большой»

— игра «Разложи предметы»

— игра «Летает – не летает»

По выражению С. Л. Рубинштейна, «в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности».
Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способами и средствами общения.

Развивающие игры —  это те игры, которые способствуют развитию ребенка.

Суть развивающей игры — необходимо выполнить какое-то задание, а для того чтобы его выполнить, — необходимо  подумать. Такие игры развивают у ребенка речь, мышление, логику, моторику, творческие способности.  Отличительная особенность развивающих игр — обучение от простого к сложному с очень важным принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям ребенка.

Концепция развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, педагогические эксперименты психологов и педагогов убедительно продемонстрировали огромный потенциал детских способностей и доказали, что основным условием развития мышления детей является их целенаправленное воспитание и обучение посредством игровой деятельности.

Специально подобранные игры помогают развивать различные виды мышления и мыслительные операции.

Игры и упражнения, способствующие развитию мышления:

  • «Разложи картинки» (учить учитывать последовательность событий).
  • «Доскажи словечко» (учить заканчивать слово по начальному слогу).
  • «Найди лишний предмет», «Найди в ряду лишнюю фигуру» (учить классифицировать предметы по признакам и назначению).
  • «Творческий подход» (ребенку показывают предметы, не имеющие определенного назначения; ребенок должен придумать, как можно использовать данный предмет).
  • «Антонимы» (ребенку называется слово, а он должен назвать противоположное по смыслу слово, например: «тяжелый – легкий», «сильный – слабый», «легкий – тяжелый» и др.).
  • «Уникуб», «Лото».
  • «Домино», пазлы, конструкторы.
  • Загадки.
Читайте также:  Законы развития ребенка в дошкольном возрасте

        Дошкольный возраст является крайне благоприятным для развития логического мышления, при условии, что этот процесс построен на использовании возможностей наглядно-образного мышления, присущего ребенку в данном возрасте.
       Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. 

        Развивающие игры очень разнообразны по своему содержанию, они создают атмосферу свободного и радостного творчества, приучают ребенка размышлять и принимать решения.

Список литературы

1. Алексеева М.М. Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников.»– М.: Академия, 2000. – 159 с.

2. Выготский Л.С. Педагогическая психология — М.: Педагогика, 1991.

3. Мухина В.С. Детская психология. – М.: Апрель-пресс, 2004. – 315 с.

4. Основные этапы нормального речевого развития ребенка// Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ.ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. – 2-е изд., исп. – М.: АРКТИ, 2003. – 240 с.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии — СПб: Издательство «Питер», 2000 — 712 с.

6. Эльконин Д.Б. Психологические вопросы дошкольной игры // Психологическая наука и образование. – 2000. — №3. – С. 5-19.

7. Светлова И.Е. Большая книга заданий и упражнений на развитие логики малыша. М.: Изд-во Эксмо, 2006.

Источник

Проблема развития, коррекции и совершенствования мышления — одна из сложнейших в психолого-педагогической практике. Справедливо считается, что главный способ се решения заключается в рациональной организации всего учебного процесса (включая логико-содержательное построение курсов, создание проблемных ситуаций в обучении, соблюдение принципа диалогичности при проведении занятий и др.). В качестве же дополнительного, вспомогательного пути может рассматриваться специально организуемый игровой тренинг мышления.

Такой тренинг полезен всем дошкольникам, а также младшим школьникам независимо от их успеваемости. Особенно он необходим тем, кто испытывает заметные трудности в выполнении различных видов учебной работы, таких как: понимание и осмысление нового материала, его запоминание и усвоение, установление связей между различными явлениями, решение теоретических и практических задач, формулирование и выражение своих мыслей как в устной, так и в письменной речи.

Есть основания полагать, что общим базисом, или «стартовой площадкой», для полноценного протекания любого мыслительного процесса, направленного как на понимание усваиваемого материала, так и на порождение принципиально нового, является наличие как минимум трех универсальных (т.е. общих, не зависящих от предметного содержания) «составляющих» мышления, а именно:

1) высокий уровень сформированности элементарных мыслительных операций – анализа, синтеза, сравнения, выделения существенного и др., — выступающих в качестве наиболее «дробных» элементов мышления, образующих его «ткань»;

2) активность, раскованность и плюралистичность мышления, проявляющиеся в продуцировании большого количества различных гипотез, установке на множественность вариантов решения, свободе выдвижения нестандартных идей и гибкости переходов от одной к другой:

3) организованность и целенаправленность мышления, выражающиеся в четкой ориентации на выделение существенного в явлениях, использовании обобщенных схем анализа явления, обозначении собственных способов мышления и контроля за ними.

Высокое качество развития этих трех «составляющих» мышления и значительная степень их автоматизации совершенно очевидно создают более благоприятные условия для эффективного протекания мыслительного процесса в целом. Недостаточная же степень их сформированности приведет к общему негативному влиянию на мышление.

Важно подчеркнуть, что одним из основных факторов успешности игрового тренинга мышления является использование на занятиях хорошо знакомого, привычного для ребят материала. Связано это с тем, что на обычных учебных занятиях дошкольники и младшие школьник зачастую испытывают одновременные трудности двоякого рода: с одной стороны, для них сложен сам изучаемый материал (незнаком, непривычен), а с другой — для ребенка оказываются тяжелыми или даже непосильными те способы переработки и усвоения материала, которые он пытается применить в процессе его изучения (они протекают медленно, неустойчиво, не автоматизированы, несовершенны). В результате материал не усваивается, из-за того, что способы его усвоения слишком несовершенны, а способы его усвоения, в свою очередь, не могут усовершенствоваться, поскольку изучаемый материал продолжает оставаться недоступным и, следовательно, этим способам негде и не на чем упражняться, совершенствоваться. Так формируется лежащий в основе, хронической неуспеваемости многих детей замкнутый круг, из которого ребенок самостоятельно выбраться уже не может.

Читайте также:  Роль семьи в развитии внимания ребенка

Источник

Оксана Петровна Кащеева
Роль игры в развитии логического мышления дошкольников

Актуальность.

Ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы (счету, вычислениям и т. п.). Не случайно в последние годы во многих школах, работающих по развивающим программам, проводится собеседование с детьми, поступающими в первый класс, основным содержанием которого являются вопросы и задания логического, а не только арифметического, характера. Закономерен ли такой подход к отбору детей для обучения? Да, закономерен, поскольку учебники математики этих систем построены таким образом, что уже на первых уроках ребенок должен использовать умения сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать результаты своей деятельности.

Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба — решение задач, выполнение упражнений потребуют больших за-трат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению. Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.

Однако не следует думать, что развитое логическое мышление — это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны). При организации специальной развивающей работы над формированием и развитием логических приемов мышления наблюдается значительное повышение результативности этого процесса независимо от исходного уровня развития ребенка.

Обучение и развитие ребёнка должны быть непринужденными, осуществляться через свойственные конкретному возрасту виды деятельности и педагогические средства. Таким развивающим средством для дошкольников выступает игра. Несмотря на то, что игра постепенно перестаёт выступать в качестве ведущего вида деятельности в старшем дошкольном возрасте, но она не теряет развивающих функций. Очень важно, что игра — это не только способ и средство обучения, это ещё и радость, и удовольствие для ребёнка. Все дети любят играть, и от взрослого зависит, насколько эти игры будут содержательными и полезными.

В процессе игры, развитие мышления и речи находится в непрерывной связи; при общении детей в игре речь активизируется, развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы.

Играя, ребёнок может не только закрепить ранее полученные знания, но и приобретать новые навыки, умения, развивать умственные способности. В этих целях используются специальные, ориентированные на умственное развитие ребёнка игры, насыщенные логическим содержанием. В процессе игры, развитие мышления и речи решается в непрерывной связи; при общении детей в игре речь активизируется, развивается способность аргументировать свои утверждения, до-воды. Развивающие способности игры велики. Посредством игры можно развивать и совершенствовать все стороны личности ребёнка. В дальнейшем я буду изучать игры, развивающие интеллектуальную сторону. Игры, которые способствуют развитию логического мышления дошкольников.

Источник

   Развивающие игры: роль в развитии мышления дошкольников

Дошкольное детство — короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. 

Дошкольное детство — это пора жизни, когда перед ребёнком открывается окружающий его мир человеческой действительности. В своей деятельности, прежде всего в своих играх, ребёнок овладевает предметным миром. Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном детстве. Именно в игре у дошкольников совершенствуются и развиваются такой психический процесс как мышление.

Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Игра является одной из основных форм организации процесса воспитания, обучения и развития в детском саду.

Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит игра.

Ребёнок и игра – неотделимы друг от друга. Если ребёнок не играет, значит, он спит или занят чем-то другим, что мешает ему играть. В остальное время ребёнок играет. Дети постоянно создают вокруг себя искусственный мир. Их окружают пираты, чудовища, принцессы, и это не потому, что ребёнок хочет побаловаться, а потому, что он изучает окружающий мир. Малышу не понятны некоторые образы, и он их для себя создаёт, тем самым, разрушая страх перед непознанным.

В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают

Читайте также:  Развитие ребенка 1 год 11месяцев

Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны его личности: ребёнок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления.

Игра незаменима  как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми. В ней ребенок проявляет чуткое отношение к товарищу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т. д. Поэтому игра является прекрасным средством воспитания коллективизма.

Одной из разновидностей игр являются развивающие игры. Развивающие игры – это те игры, которые способствуют развитию ребенка. Неважно, идет ли речь о развитии мелкой моторики, речи, мышлении, творческих способностей и т. д.

Игра, которая способствует развитию какого-либо интеллектуального или физического навыка, является развивающей.

Термин «развивающие игры» был впервые использован замечательным педагогом, отцом развивающих игр Борисом Павловичем Никитиным.

Таким образом, суть развивающей игры – необходимо выполнить какое-то задание, а для того чтобы его выполнить, – необходимо подумать. Такие игры и игрушки развивают в детях речь, мышление, логику, мелкую моторику, упорство, творческие способности.

— Игры на плоскостное и объемное моделирование. К таким играм можно соотнести: «Сложи квадрат», «Танграм», «Колумбово яйцо», игры – головоломки. Эти игры не только развивают образное мышление, но и умение создавать воображаемый образ, выбирая для этого правильный путь решения, ориентироваться в пространстве, проявлять настойчивость и смекалку.

— Игры на трансформацию (трансфигурацию, преобразование) . К ним относятся геометрические головоломки (из спичек, счетных палочек) на по-строение, изменение фигур, преобразование одной в другую с сохранением количества спичек. Игрушки – трансформеры, квадрат В. В. Воскобовича. Такие игры развивают вариативное мышление, пространственные представления, умения осуществлять целесообразные действия.

— Игры на комбинаторику, передвижение, замену мест. «Четыре по четыре», «Паркеты», «Цветное панно» (автор Ковалев С. В.) . Эти игры увлекательны, действенны, способствуют выбору рационального пути решения, вырабатывают у играющего умение принимать правильное решение.

— Логические игры с пересечением, выстраиванием алгоритмов, изменением свойств фигур по определенным правилам.

В этих играх, как правило, используется дидактическое пособие «логические блоки Дьенеша» или наборы логических геометрических фигур. Игры легко конструируются при условии соблюдения основных логических правил, последовательности действий.

Наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для подготовки мышления у детей к усвоению математики.

— Художественнот- развивающие игры подбери палитру к картине, подбери схему к картине).и т.д.

Учитывая обучающую, наставляющую роль развивающей  игры, игра должна тщательно планироваться, моделироваться, и по окончании игры должны подводиться итоги. Весь процесс игры должен проходить под чутким контролем педагога.

Наглядно-действенное мышление формируется в дошкольном возрасте в процессе овладения игровой деятельностью, которая должна быть определенным образом организована и протекать под контролем и при специальном участии взрослого. Только полноценное развитие дошкольника обеспечивает формирование необходимого уровня наглядно-действенного мышления.

Развитию этого этапа мышления способствуют задания и упражнения со спичками (выложить фигуру из определенного числа спичек, перенести одну из них так, чтобы получить другую фигуру), а также задания с ножницами и бумагой.

Развитию наглядно-образного мышления способствуют следующие виды заданий: рисование, прохождение лабиринтов,  работа с конструкторами по словесной инструкции, а также по собственному замыслу ребенка, когда он прежде должен придумать объект конструирования, а затем самостоятельно его реализовать.

Неоценимую помощь в развитии логического мышления окажут такие упражнения:

— «Четвертый лишний»: задание предполагает исключение одного предмета, не имеющего некоторого признака, общего для остальных трех;

— придумывание недостающих частей рассказа, когда одна из них пропущена (начало события, середина или конец). Наряду с развитием логического мышления составление рассказов имеет чрезвычайно важное значение и для развития речи, обогащения словарного запаса, стимулирует воображение и фантазию;

— загадки и логические задачи, головоломки, которые широко представлены в развивающих играх.

Практика показывает, что  разделение мышления на отдельные виды является искусственным и используется только в целях специальной диагностики уровня психического развития, поскольку в решении любой задачи участвуют все виды мышления, развести которые зачастую невозможно. Поэтому можно предложить целый ряд развивающих игр, которые всегда очень хорошо принимаются детьми и способствуют развитию мышления в целом, в том числе его творческой стороны.

Игра в руках грамотного педагога – это сильный инструмент, помогающих управлять поведением ребёнка. В игре происходит формирование произвольного поведения ребенка, его социализация, воображение, мышление. Педагог должен уметь включиться в процесс игры, и только так он может войти в мир ребёнка и управлять им. Правильно организованная игра, поможет не только в развитии мышления, но и в воспитании других сторон личности ребёнка.

Источник