Роль игры в нравственном развитии ребенка
Инфоурок
›
Другое
›Презентации›Роль игры в нравственном воспитании дошкольников
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ Роль игры в нравственном воспитании дошкольников.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Роль игры в нравственном воспитании дошкольников Якутск 2017 Выполнила: воспитатель старшей группы, МБДОУ ЦРРДС «Радуга», Леонтьева А.В. “ ”
2 слайд
Описание слайда:
Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста актуализируется сложившейся ситуацией в современном обществе. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к изменению понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации. Требует переосмысления сама система нравственного воспитания дошкольника.
3 слайд
Описание слайда:
Ребёнок не рождается злым или добрым, нравственные качества ему предстоит приобрести. В возрасте от 3 до 7 лет у ребёнка начинают формироваться первые понятия и представления о том, «что такое хорошо» и «что такое плохо». У него возникают первые нравственные чувства – симпатия и сочувствие к окружающим людям: матери и отцу. На протяжении дошкольного возраста в него закладываются основы самых глубоких, сложных и важных человеческих чувств: чести, правдивости, чувства дома, любви. .
4 слайд
Описание слайда:
Дошкольный возраст является самой лучшей почвой для формирования нравственных качеств, так как в этот период в ребёнке те значимые изменения, на которые можно повлиять с положительной позиции. Именно в этом возрасте у ребёнка начинают закладываться: нравственное поведение, нравственное сознание и нравственное переживание, которые могут повлиять на характер человека и на его дальнейшую жизнь. Малыши играют, развиваются, осваивают представления о нравственном поведении, получают определенные эмоции.
5 слайд
Описание слайда:
Влияние педагога-воспитателя на нравственное воспитание дошкольника. Воспитатель учит терпеливо относиться к недостаткам других, прощать неразумные действия, нанесенные обиды, сотрудничеству и кооперации, быть толерантен .Даже самые наилучшие отношения воспитателя с детьми остаются неравноправными: взрослый — воспитывает, учит, ребенок — подчиняется, учится. Для обеспечения организованной, интересной и содержательной жизни детей в детском саду воспитатели используют в возрастных группах разнообразные игры. Внутренний, скрытый характер правил творческих игр предоставляет ребенку большую свободу в действиях; его обязательства перед играющим коллективом менее определенны, чем в играх с готовым содержанием и готовыми правилами. Это позволяет играющим легко менять сюжет, вводить дополнительные роли.
6 слайд
Описание слайда:
Различные стороны игры постоянно являлись предметом внимательного и детального изучения. Игры в нравственном воспитании детей рассмотрены в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Дж. Леви, Р. Кайца, Ж. Пиаже, К.Д. Ушинского, Й. Хейзинги и др.
7 слайд
Описание слайда:
Творческие игры: Творческие игры вызывают у детей большой интерес и оказывают огромное воздействие на них, но было бы ошибочным использовать только эти игры в организации жизни детей. Овладение детьми играми с правилами имеет большое организующее значение. Правила определяют известные нормы действия, а затем и нормы отношений детей друг с другом, позволяют ребенку контролировать себя и играющих с ним. Самостоятельность выполнения правил формируется в процессе целенаправленного воспитания детей в игре. Играя, ребенок находится в определенных взаимоотношениях с коллективом детей. Общественное влияние игры, вызываемые, игрой чувства заключены в тех отношениях, которые складываются в процессе игры между детьми.
8 слайд
Описание слайда:
Значение детского коллектива в воспитании нравственности дошкольника Детский коллектив – детская группа, в которой создается система высоконравственных и эстетически воспитывающих общественных отношений, деятельности и общения, способствующая формированию личности и развитию индивидуальности каждого ее члена
9 слайд
Описание слайда:
— удовлетворяет потребности личности в общении и самоутверждении; — является сферой ее жизнедеятельности (человек постоянно находится в каких-то объединениях, вступая в разнообразное взаимодействие и взаимоотношения с другими людьми); — передает богатый эмоциональный опыт; — передает поведенческий опыт, социальная ценность которого очень значима в последующей жизни человека; — создает условия через общение и взаимодействие с другими познать себя, свои достоинства и проблемы; — предоставляет возможность проявить свою индивидуальность, самовыразиться, избрав то, что интересно, соответствует силам и способностям. Коллектив дает личности следующее:
10 слайд
Описание слайда:
Функции коллектива, которые можно выделить: Регулятивная — носитель и пропагандист определенных мировоззренческих, нравственных и социальных установок. Организационная — основная форма организации детской жизнедеятельности. Консолидационная (объединяющая) — форма объединения, сплочения, кооперации. Стимулирующая — побуждение личности к нравственно ценной деятельности и торможение негативных намерений и поступков. Воспитательная — целенаправленное воздействие на каждую личность членами коллектива и воспитателем и формирующее взаимодействие.
11 слайд
Описание слайда:
ИГРА КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Игры детей отличаются большим разнообразием. Они различны по содержанию и организации, правилам, характеру проявления детей, по воздействию на ребенка, по видам используемых предметов, происхождению и т. д. Все это чрезвычайно затрудняет классификацию детских игр, однако для правильного руководства играми группировка их необходима. Наибольшее распространение в педагогике имеет деление игр на две большие группы: творческие игры и игры с правилами. Содержание творческих игр дети придумывают сами, отражая в них свои впечатления, свое понимание окружающего и отношение к нему.
12 слайд
Описание слайда:
Правила игр: В играх разного вида правила различны. В творческих ролевых играх правила заключаются в самом содержании игры — в роли, в сюжете. Приняв на себя роль взрослого, ребенок действует в соответствии с логикой его поведения в тех или иных обстоятельствах (например, врач осматривает заболевшую дочку, которую мама принесла на прием; шофер в машине отвозит их домой). Наиболее общим правилом для детей в коллективной творческой игре является признание всеми играющими условного значения предметов, принятых ролей и действий. Без этого игра не может состояться.
13 слайд
Описание слайда:
Дошкольный период как воспитание нравственности ребёнка Мораль — способ внешней регуляции поведения человека с помощью установленных в обществе норм; Нравственность — такой уровень развития личности, при котором усвоенные нравственные ценности общества становятся императивом ее жизнедеятельности.
14 слайд
Описание слайда:
Дети 5-7лет Дети в возрасте 5-7 лет усваивают правила, условно объединённые в несколько групп: культурно-гигиенические правила, правила поведения на занятиях, правила, связанные с отношением к своим обязанностям, вещам, правила взаимоотношений с взрослыми и детьми, правила поведения в общественных местах.
15 слайд
Описание слайда:
3-4 года нечеткость и «размытость» нравственных представлений, неопределенность нравственных чувств и эмоций, нестабильность отношений, «размытость» моральной мотивации — «диффузное» нравственное сознание
16 слайд
Описание слайда:
4-5 лет недостаточная четкость в дифференцировке нравственных категорий при четком выделении, поляризации и адекватной эмоциональной окрашенности категорий «добро» и «зло»; нестабильность нравственного выбора и отношений — «общая нравственная недифференцированность»;
17 слайд
Описание слайда:
5-7 лет способность давать определения нравственным понятиям на основе их структурирования, возможность достаточно тонкой их дифференцировки, способность совершения позитивного нравственного выбора – «структурированная целостность начал нравственного сознания».
18 слайд
Описание слайда:
Таким образом: формирование начал нравственного сознания детей отражает динамику такого рода изменений, которые способствуют переведению недостаточно оформленных, смутных несистематизированных представлений нравственного содержания, неосознаваемых и недостаточно развитых нравственных чувств и эмоций, недостаточно мотивированных нравственно-направленных действий, отдельных нравственно-ценных поступков, отношений на более высокий уровень.
Курс профессиональной переподготовки
Педагог-библиотекарь
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Специалист в области охраны труда
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Проверен экспертом
Общая информация
Номер материала:
ДБ-410738
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
Татьяна Тарасенко
Консультация для педагогов «Значение игры в нравственном развитии дошкольников»
Консультация для педагогов на тему
«Значение игры в нравственном развитии дошкольников»
Проблема этического развития, или формирования нравственных качеств личности дошкольников, стояла перед педагогами всегда. Как показывают социологические исследования, проведенные среди родителей и воспитателей, самыми ценными качествами детей, несмотря на увлечение ранним интеллектуальным развитием, и те и другие считают доброту и отзывчивость. Практически все образовательные программы для детей дошкольного возраста содержат раздел, который специально посвящен воспитанию нравственных качеств личности,хотя называться предмет такого воспитания может по-разному: «социально-эмоциональное» воспитание, или «нравственное» воспитание, или формирование гуманного отношения к другим людям и пр. Важность этой задачи очевидна. Именно в дошкольном возрасте складываются основные этические инстанции, оформляются и укрепляются основы личности и отношение к другим людям.
Игровая деятельность вносит огромный вклад в развитие личности дошкольника. Именно в игре наиболее полно активизируется общественная жизнь детей, то есть происходит формирование детского общества. В игре как в ведущем виде деятельности активно формируется или перестраиваются психические процессы. Игровая деятельность способствует развитию памяти и интеллекта (осуществляется переход от наглядно-действенного к элементам словесно-логического мышления, а также воображения как психологической основы творчества.
В игре ребенок всегда выше своего среднего повседневного поведения: он в игре как бы на голову выше самого себя. Игра в концентрированном виде содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития.
Процесс развития начал нравственного сознания в дошкольном детстве представляет собой поступательное движение от усвоения общих диффузных представлений и понятий («плохой» — «хороший», «добрый» — «злой», «можно» — «нельзя» и др.) к дифференцировке их составляющих («плохой» — «несправедливый», «нечестный», «себялюбивый», «грубый», «скупой» и др., «добрый» — «справедливый», «честный», «милосердный», «чуткий», «вежливый», «щедрый» и др.) и затем — к обобщенному, но структурированному понятию («плохо» — «хорошо», «должно» — «не должно», «добро» — «зло» и др., в основе усвоения которого лежит достаточно тонкая для этого возраста дифференцированность.
Таким образом, формирование начал нравственного сознания детей отражает динамику такого рода изменений, которые способствуют переведению недостаточно оформленных, смутных несистематизированных представлений нравственного содержания, неосознаваемых и недостаточно
Практическое исследование нравственной сферы дошкольников
Изучив теоретические аспекты взаимосвязи игры и нравственного развития детей дошкольного возраста, можно перейти к практической части.
Цель исследования: рассмотрение игры как средства нравственного развития дошкольников.
Задачи исследования:
1. Провести диагностику нравственной сферы у детей дошкольного возраста.
2. Практическим путем обосновать целесообразность применения игровых методик для формирования у дошкольника представлений о нравственном поведении.
3. Разработать психолого-педагогические рекомендации по формированию общих и специальных способностей в детском возрасте.
Методика «Закончи историю».
Методика предназначена для изучения осознания детьми нравственных норм. Исследование проводят индивидуально.
Инструкция. Я буду тебе рассказывать истории, а ты их закончи.
Примеры ситуаций
История I. Дети строили город. Оля стояла и смотрела, как играют другие.К ребятам подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробки. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила.
Что ответила Оля? Почему? Как она поступила? Почему?
История 2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть.Тут подошла к ней ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила.
Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему?
История 3. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. «Саша, — сказала Люба, — можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?» Саша ответил…
Что ответил Саша? Почему? Как поступил Саша? Почему?
История 4. Петя и Вова играли вместе и сломали дорогую красивую игрушку.Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Тогда Петя ответил…
Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему?
Все ответы ребенка, по возможности дословно, фиксируются в протоколе.
Обработка результатов:
0 баллов — ребенок не может оценить поступки детей;
1 балл — ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое, но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует;
2 балла — ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку;
3 балла — ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.
Методика «Сюжетные картинки».
Методика «Сюжетные картинки» предназначена для изучения эмоционального отношения к нравственным нормам. Ребенку предъявляют картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников.
Инструкция: Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой — плохие. Раскладывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему.
Исследование проводится индивидуально. В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения. Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам.Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т. п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т. п.) — на безнравственный.
Обработка результатов:
0 баллов — ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением как положительных, так и отрицательных поступков, эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют;
1 балл — ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны;
2 балла — правильно раскладывая картинки, ребенок обосновывает свои действия; эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо;
3 балла — ребенок обосновывает свой выбор (возможно, называет моральную норму); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются к мимике, активной жестикуляции и т. д.
Методика «Правила дружной игры».
Цель: выявить представления детей экспериментальной группы о нравственных качествах.
Ход беседы:
Воспитатель:
1. У тебя есть друг? (5 детей из 12 ответили «Нет»,4 детей ответили «Не знаю», 3 детей ответили «Да»)
2. Вы играете вместе? (5 детей из 12 ответили «Нет», 4 детей –«Иногда», 3 детей ответили «Да»)
3. Помогаете ли друг другу? (4 детей ответили «Нет», 5 детей ответили «Иногда», 3 детей – ответили «Да»)
4. Когда друга нет рядом, вам скучно? (6 детей ответили- «Нет», 4 детей – «Редко», 2 ребенка ответили «Да»)
5. Ссоритесь ли вы с друзьями? (5 детей – «Да», 4 детей «Редко», 3 детей- «Никогда»)
Для итоговой диагностики можно использовать наглядные пособия о проблемных ситуациях, целью которых выявить гуманные отношения. Для этого использовались иллюстрации из методического пособия Р. С. Буре «Мы друг другу помогаем».
Дети должны были найти правильный выход из сложившейся ситуации и ответить на вопрос «Что было дальше?».Решение детьми проблемных ситуаций оценивалось по трем уровням: 1 уровень – высокий, 2 уровень- средний, 3 уровень- низкий. Данная диагностика позволила выявить наличие
Проведение игрового занятия.
При разработке практического занятия в игровой форме мы исходили из гипотезы нашего исследования.А именно: мы интегрируем игровую деятельность (актуальную для личности дошкольника) с педагогическим процессом, поэтому данное игровое занятие имеет цель, задачи и педагогический замысел. Нашей задачей является формирование нравственных представлений дошкольника в дидактической игре. Мы не оставили без внимания пути формирования нравственного поведения дошкольника и учли тот факт, что формирование — это длительный процесс, требующий постоянного влияния со стороны родителей и педагога.
Моя задача ознакомить дошкольника со способами нравственного поведения:
углублять представления детей о значении доброжелательного отношения в семье;
упражнять в определении настроения по выражению лица;
упражнять детей в установлении причинно-следственных связей при определении причин смены настроения близких людей;
упражнять в составлении фраз-комплиментов, коротких рассказов о добрых поступках по отношению к родным и близким людям;
учить проявлять внимание к родным и знакомым.
Игровое занятие проходило по следующим этапам:
1. Мы выясняли, что знают дети об этике отношений между людьми. Предложили им для решения проблемную ситуацию, из которой каждый ребёнок должен найти выход. Приходим к пониманию того,что бывают разные поступки: плохие и хорошие.
2. Беседа о настроении. Дети опытным путём получают знания о взаимосвязи настроения с поступками окружающих. Учатся определять настроение.
3. В игровой ситуации происходит закрепление представлений детей по средствам реализации игровых действий.
Реализация игровой методики происходила следующим образом:
Беседуем с ребятами:
«Представьте себе, что вы идёте из детского сада домой одни и видите, как мальчик толкает маленькую девочку в лужу. Туфли её намокли, бант на голове еле держится, а по лицу текут слёзы. Что бы вы сделали? Ребята, вы видите, что настроение человека зависит от поступков и поведения окружающих. Давайте поможем девочке.
Ребята, а какое у вас сегодня настроение? Давайте сейчас поиграем в игру «Определение настроения членов семьи».
Мы показываем детям рисунки с изображениями членов семьи в разном настроении. Какое настроение здесь у мамы и сына? Почему? В игре вы должны придумать по этим фотографиям определенную ситуацию. По настроению членов семьи вы придумаете их диалог.
А знаете ли вы, что плохое настроение бывает и у ваших близких людей в семье? Почему? От чего зависит настроение вашей мамы или бабушки?
Я узнаю, как вы понимаете причину настроения ваших близких в игре
Игра «Закончи предложение»:
Папа расстроен из-за…
Мама огорчилась потому что…
Дедушка посмотрел на меня строго, потому что….
Младший брат расплакался из-за….
Что надо сделать, чтобы улучшить настроение близкому человеку? Это не просто. Но если вам удастся порадовать близких людей, вы будете настоящим волшебником,как в этом стихотворении:
Попробуй волшебником стать.
Стать добрым волшебником ну-ка попробуй!
Тут хитрости вовсе не нужно особой:
понять и исполнить желанье другого —
одно удовольствие, честное слово!
А что же сестренка скучает в сторонке?
Волшебник, что-нибудь сделай сестренке!
И ты обернулся ретивым конем —
галопом сестренка помчалась на нем!
Хоть мама еще не вернулась с работы,
не трудно узнать ее думы-заботы.
«Вернусь — хорошо бы пошить, почитать.
Да надо с уборкой возиться опять».
И ты совершаешь веселое чудо —
ковер засверкал, засияла посуда!
И ахнула мама,вернувшись домой:
Да это как в сказке, волшебник ты мой!
Бываете ли вы внимательными к настроению, самочувствию своих родных? Жизнь в семье без уважения и внимания очень грустная и серая, как сухое дерево!
Поиграем в игру «Чудо-дерево».
Придумайте, чем вы можете порадовать кого-то из членов семьи! На каждое предложение можете взять по одному зеленому листочку из корзины Добрых дел. Эти листочки будут символизировать ваши добрые дела. Прикрепим их к нашему Чудо-дереву!
Дети по одному подходят к корзине, коротко рассказывают о каком-либо деле для близкого человека, берут листочек и прикрепляют его к веточкам дерева.
Посмотрите, как зазеленело наше дерево! Так и в семье жизнь будет радостнее, если все близкие станут внимательнее друг к другу.
Обсуждение результатов исследования
Для повышения уровня нравственного развития были поставлены задачи по подбору и проведению серии сюжетно-ролевых игр с нравственным содержанием, проведение беседы с родителями по проблеме нравственного воспитания ребенка в условиях семьи.
Проводя наблюдения за общением дошкольников в учебной и свободной деятельности, мы пришли к выводу, что проведение специальной работы с детьми по нравственному воспитанию способствует повышению общего нравственного воспитания у детей.
Проведение игрового занятия.
Теоретический блок работы был подкреплен практическим занятием по методике «Чудо-дерево».
Игровой комплекс был нацелен на развитие эмпатии у дошкольников, умения понимать эмоции и настроение окружающих, а также определять взаимосвязь настроения с поступками. Мы стремились в игровой форме донести до ребенка понимание того, что у окружающих бывает разное настроение и он посредством добрых поступков может повлиять на него. Умение прочувствовать эмоции других людей и нести за них ответственность при совершении поступков является, на наш взгляд, прочной предпосылкой усвоения норм нравственного поведения (т. е. поведение, которое не должно усугублять состояние других людей, приводить к разочарованию). Умение повысить настроение, оценив положительные качества другого человека, было отработано в игре «Сделай комплимент».
Через восприятие «сухого дерева» детям показали безрадостность жизни человека в плохом настроении. Дети украшали дерево листочками из добрых поступков, проецируя тем самым нравственное поведение на реальную жизнь.
Несмотря на некоторую трудность в понимании определенных моментов игрового комплекса, дети охотно выполняли задания. Думается, что именно игровые элементы вносили ясность и пробуждали у детей интерес к выполнению методики.
Игровое занятие было направлено на формирование этических представлений ребенка (в частности: умения сочувствовать, видеть взаимосвязь своего поведения с реакцией окружающих и нести за него ответственность).
Таким образом, по результатам проведенного исследования считаем, что гипотеза полностью подтверждена.
Вывод: видим, что в результате проделанной работы у испытуемых детей проявились хорошие показатели эмоционального отношения к нравственным нормам.
Источник