Роль двигательной активности в развитии ребенка консультация для родителей
Консультация для родителей «Двигательная активность, здоровье и развитие ребенка».
Цель: Постараться убедить родителей в том, что движение ребенка – это прежде всего их здоровье.
Как часто мы, взрослые, раздражаемся, когда дети бессмысленно, как нам кажется, бегают по квартире, носятся по двору, и мы не можем увести их домой. Это представляется нам шаловливостью, нежеланием подчиняться нашим требованиям. Так ли это?
Не стоит путать шаловливость ребенка с удовлетворением его биологической потребности в движениях, а такая потребность имеется. Присмотритесь к поведению вашего ребенка. Если его движения ограничивать на протяжении 2-3 часов, то в дальнейшем он постарается «компенсировать» это повышенной подвижностью.
В течение дня ребенок совершает множество разнообразных движений. Сумма их называется двигательной активностью. Суточная величина двигательной активности должна полностью удовлетворять биологическую потребность организма в движениях. Задача родителей — создать необходимые условия для оптимальной двигательной активности детей. Почему это важно? Дело в том, что недостаток движений особенно отрицательно отражается на растущем организме ребенка, на состоянии его сердечно-сосудистой и дыхательной систем, на развитии и функциях многих органов. Малоподвижный образ жизни может даже вызвать болезнь, которую медики называют гипокинезией. При этом заболевании нарушается обмен веществ, деятельность опорно-двигательного аппарата и вегетативной нервной системы, резко снижается физическая работоспособность.
Вашему ребенку пять лет, через год он идет в школу. Занятия в школе, учебные нагрузки, необходимость продолжительной время сидеть за
артой могут привести к ограничению его двигательной активности. Закономерно встает вопрос — как избежать гипокинезии, как организовать физическое воспитание ребенка в семье?
Утренние — не часы — минуты должны быть отданы гимнастике. Недаром эти физические упражнения называют зарядкой бодрости на весь день. Упражнения простые и разнообразные. Примерно каждые две недели комплекс упражнений рекомендуется менять.
Не забудьте перед началом упражнений открыть форточку. Заниматься ребенок должен в майке и трусах. Чистый, свежий воздух, движения, а после этого умывание — и вялости, сонливости, как не бывало.
В выходные дни, во время отпуска, когда ребенок остается с вами, необходимо найти время для того, чтобы побегать с ним, покататься на коньках или лыжах, если это зима; летом поиграть в мяч, покататься на велосипеде, пойти в лес и т.д. Эти часы совместных занятий полезны не только для здоровья ребенка, но и для вашего. Не упускайте эту возможность!
Если ребенок не посещает детский сад, следует уделить больше внимания физическому воспитанию. Как можно больше времени ребенок ежедневно должен быть на воздухе, в движении. Все, что говорилось о ежедневной утренней гимнастике, подвижных играх, — обязательный элемент режима дня. Ребенок должен иметь возможность попрыгать и побегать. Такая самопроизвольная активность восполняет недостаток движения, «насыщает» двигательный голод. Не препятствуйте этому.
Не всегда есть возможность оборудовать домашний «стадион», но обруч, скакалка, мяч, гимнастическая палка — доступны всем, так же как санки, коньки, лыжи. Приобретайте их.
В последние годы некоторые родители стремятся рано привлекать своих детей к регулярным занятиям такими видами спорта, как фигурное катание, художественная гимнастика, плаванье. Полезно ли это? Однозначно ответить нельзя. Регулярные тренировки и связанные с ними физические нагрузки, если они ребенку дошкольного возраста не по силам, будут вредны. С семи лет только некоторые дети, прошедшие тщательное медицинское обследование, могут начинать такие занятия.
Ученые установили, что ребенок 5-7 лет должен делать 13-17 тысяч шагов, находиться в движении 2,5-3,5 часа. В это количество входит не только ходьба, но и бег, прыжки, другие виды движений.
Если ваш ребенок посещает детский сад, то там занятия физической культурой проводятся по определенной программе, составленной с учетом возраста детей. Программа включает постепенно увеличивающиеся по объему и сложности упражнения, подвижные игры и др. эти занятия являются составной частью режима дня в детском саду. Но их недостаточно.
Вечером, когда вы взяли ребенка из сада, найдите возможность пройти с ним пешком хотя бы часть дороги. Прогулка — это ваше время общения, а 20-30 минут, затраченные на нее, вернут и вам бодрость после трудового дня, «не пропадут даром» ни для здоровья, ни для настроения.
Привлекайте детей к посильной для них работе. Ребенок может помочь накрыть на стол, убрать со стола, вытереть пыль с низкой мебели, полить цветы и др. пусть сначала у него получается не очень хорошо, постепенно он научится выполнять все ваши поручения правильно. Это полезно и для воспитания трудовых навыков, и в то же время является одной из форм двигательной активности.
Подвижные игры, обучение катанию на коньках, лыжах не только совершенствуют двигательные умения ребенка, развивают у него ловкость, быстроту, силу и выносливость, но и способствуют воспитанию таких важных черт характера, как настойчивость в достижении цели, чувство товарищества. В жизни эти качества будут очень полезны.
Учеными установлена безусловная связь между двигательной активностью и развитием ребенка, способностью его организма оказывать сопротивление болезням. Вот почему активные дети болеют реже.
Помните: физические упражнения, подвижные игры на воздухе — мощное средство укрепления здоровья вашего ребенка;
Источник
Юлия
Консультация для родителей «Роль двигательной активности в физическом развитии и здоровье детей»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОД КРАСНОДАР
«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 20
Автор:
Инструктор физической культуры
Юлия Александровна Галий
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Роль двигательной активности в физическом развитии и здоровье детей»
Каждый родитель хочет видеть своего ребёнка здоровым, весёлым, физически развитым. Формирование важной для жизнедеятельности потребности в значительной степени зависит от особенностей жизни и воспитания, от того, насколько окружающие ребёнка взрослые создают необходимые условия, способствуют своевременному освоению доступных по возрасту движений. Движения всесторонне влияют на организм человека, и это влияние неизмеримо выше для растущего и развивающего детского организма.
Активные движения повышают устойчивость ребёнка к заболеваниям, вызывают мобилизацию защитных сил организма, углубляют дыхание, улучшают лёгочную вентиляцию. И напротив, недостаток движений (гиподинамия) вызывает изменения в центральной нервной и эндокринной системах, приводящих к эмоциональной напряженности и неустойчивости, нарушению обмена веществ в организме, и также к уменьшению функциональных возможностей сердечнососудистой, дыхательной систем и, следовательно, к снижению работоспособности.
Дети должны усваивать показанное взрослым движение и уметь действовать в соответствии с образом также ловко, быстро, технически правильно. Особенно важно поддерживать в детях желание и умение преодолевать препятствия (обежать, перепрыгнуть, перелезть, самостоятельно подбирая способ действия в зависимости от условий, сложившихся в данный момент.
Для разностороннего развития функций организма особую ценность приобретает сочетание разнообразных видов движений, использование их дошкольниками.
Прыжки, упражнения в ходьбе и беге способствуют при определенных условиях формированию важного для жизни качества – выносливости.
Важна роль постоянного примера окружающих его взрослых, родителей, воспитателей, старших сестер и братьев и сестер для поддержания стремления заниматься ежедневно физическими упражнениями, зарядкой.Старшие дошкольники интересуются результатами своих действий: научился отбивать мяч, прыгать через скакалку, забивать мяч в баскетбольное кольцо.
Особый интерес у детейвызывают действия со спортивным инвентарем: санки, лыжи, коньки, велосипед, самокат, роликовые коньки. Причем ребенок может заниматься долгое время, что способствует выработке выносливости, укреплению различных мышечных групп, координации движений, развитию равновесия.
Имеет большое значение отношение родителей к физическим упражнениям. Их положительный пример существенно влияет на стремление детей заниматься физкультурой и спортом в свободное время всей семьей.Формы здесь бывают разные: туристические походы пешком и на лыжах, игры, участие в коллективных соревнованиях.
За последние годы значительно возрос интерес к более широкому использованию движений в самостоятельной деятельности детей, особенно во время прогулок. Поэтому родителям надо знать определенные требования к развитиюдвижений ребенка в домашних условиях:
• изучать двигательные способности ребёнка, его желание овладеть движением, стремление действовать активно, самостоятельно;
• подбирать участников игр (из числа сверстников, детей старшего и младшего возраста);
• подготавливать комплексы зарядки с учетом индивидуальных особенностей ребёнка, состояния здоровья и в зависимости от уровня развития движений.
Воспитывая у детей потребность ежедневно двигаться, выполнять физические упражнения с ранних лет, можно заложить прочные основы хорошего здоровья и гармоничного развития.
Источник
Удальцова Елена Николаевна
Консультация для родителей. Роль двигательной активности в физическом развитии и здоровье детей
Каждый родитель хочет видеть своего ребёнка здоровым, весёлым, физически развитым. Формирование важной для жизнедеятельности потребности в значительной степени зависит от особенностей жизни и воспитания, от того, насколько окружающие ребёнка взрослые создают необходимые условия, способствуют своевременному освоению доступных по возрасту движений. Движения всесторонне влияют на организм человека, и это влияние неизмеримо выше для растущего и развивающего детского организма.
Активные движения повышают устойчивость ребёнка к заболеваниям, вызывают мобилизацию защитных сил организма, углубляют дыхание, улучшают лёгочную вентиляцию. И, напротив, недостаток движений (гиподинамия, вызывает изменения в центральной нервной и эндокринной системах, приводящих к эмоциональной напряженности и неустойчивости, нарушению обмена веществ в организме, и также к уменьшению функциональных возможностей сердечнососудистой, дыхательной систем и, следовательно, к снижению работоспособности.
Дети должны усваивать показанное взрослым движение и уметь действовать в соответствии с образом также ловко, быстро, технически правильно. Особенно важно поддерживать в детях желание и умение преодолевать препятствия (обежать, перепрыгнуть, перелезть, самостоятельно подбирая способ действия в зависимости от условий, сложившихся в данный момент.
Для разностороннего развития функций организма особую ценность приобретает сочетание разнообразных видов движений, использование их дошкольниками.
Прыжки, упражнения в ходьбе и беге способствуют при определенных условиях формированию важного для жизни качества – выносливости.
Важна роль постоянного примера окружающих его взрослых, родителей, воспитателей, старших сестер и братьев и сестер для поддержания стремления заниматься ежедневно физическими упражнениями, зарядкой.Старшие дошкольники интересуются результатами своих действий: научился отбивать мяч, прыгать через скакалку, забивать мяч в баскетбольное кольцо.
Особый интерес у детейвызывают действия со спортивным инвентарем: санки, лыжи, коньки, велосипед, самокат, роликовые коньки. Причем ребенок может заниматься долгое время, что способствует выработке выносливости, укреплению различных мышечных групп, координации движений, развитию равновесия.
Имеет большое значение отношение родителей к физическим упражнениям. Их положительный пример существенно влияет на стремление детей заниматься физкультурой и спортом в свободное время всей семьей.Формы здесь бывают разные: туристические походы пешком и на лыжах, игры, участие в коллективных соревнованиях.
За последние годы значительно возрос интерес к более широкому использованию движений в самостоятельной деятельности детей, особенно во время прогулок. Поэтому родителям надо знать определенные требования к развитиюдвижений ребенка в домашних условиях:
• изучать двигательные способности ребёнка, его желание овладеть движением, стремление действовать активно, самостоятельно;
• подбирать участников игр (из числа сверстников, детей старшего и младшего возраста);
• подготавливать комплексы зарядки с учетом индивидуальных особенностей ребёнка, состояния здоровья и в зависимости от уровня развития движений.
Воспитывая у детей потребность ежедневно двигаться, выполнять физические упражнения с ранних лет, можно заложить прочные основы хорошего здоровья и гармоничного развития.
Источник
Ирина Жеребцова
Консультация для родителей «Роль двигательной активности в развитии ребёнка»
Уже давно доказано, что интеллектуальное развитие детей во многом зависит от степени их двигательной активности. Подвижный ребёнок всегда более сообразительный, координированный, ловкий.
Но как часто, устав от бесконечной ребячьей беготни,мы сердито покрикиваем: «Не прыгай! Не лазай! Перестань бегать! Посиди спокойно!» И забываем, что вреден ребёнку не избыток движений, а их недостаток.
Многие взрослые даже не подозревают, что у ребят есть, как выяснили специалисты, по меньшей мере семь любимых движений, без которых они просто не могут нормально существовать.
Движение первое: ВИС. Даже трёхмесячный малыш жадно тянется к перекладине, установленной в кроватке, хватается за неё и пытается приподниматься. Малыш постарше любит повиснуть на двери, заборе, деревьях и тому подобном.
Движение второе: КАЧАНИЕ. У младенца это ласковое покачивание на руках матери. Потом качели – дома, во дворе, в парке, на детской площадке. Вспомните, как ребятишки, оттесняя друг друга, карабкаются на качели и не хотят слезать с них, хотя, на наш взгляд, уже «укачались» донельзя.
Движение третье: КАТАНИЕ. Оно похоже на качание, с той лишь разницей, что, катаясь, надо ещё соблюдать равновесие. Издавна катание с горки на санках, лыжах, на коньках – любимые развлечения едва ли не всех детей, да и взрослых.
Движение четвёртое: ВРАЩЕНИЕ. Стоит взять маленького ребёнка на руки и быстро вальсировать, как он блаженно закрывает глаза и весело смеётся. Дети постарше просят покрутить их за вытянутые руки, а в парках они готовы отстоять огромную очередь, лишь бы попасть на карусель.
Движение пятое: РАВНОВЕСИЕ. Дети не могут спокойно пройти мимо рельсов, ни мимо дощечки через канаву – им обязательно надо на них взобраться и побалансировать. Предел мечты ребёнка – покататься на лошади, научиться сохранять на ней равновесие. Удивительная вещь, но именно катание, качание, вращение и равновесие – любимые движения ребят – связаны с развитием их вестибулярного аппарата.
Довольно часто мы замечаем, что ребёнок, выходя из транспорта, бледнеет, его подташнивает, кружится голова.Природа предостерегает: вестибулярный аппарат недотренирован! Пусть катаются, вращаются и балансируют – все эти движения естественны и жизненно необходимы растущему человеку.
Движение шестое: ПРЫЖКИ. Овладев ходьбой, ребёнок обязательно пытается прыгнуть, а залезая повыше, спрыгнуть. Вспомните, с чего начинается весна? Девочки на улице прыгают без устали со скакалками – они могут играть так часами. А летом на речке все отвесные берега усыпаны прыгающими в воду мальчишками. Ну, а зимой та горка хороша, с которой можно не только съехать, но и спрыгнуть.
Движение седьмое: ЛАЗАНИЕ. Наверное, это движение – самое главное. Малыш, едва научившись ходить, с упорством взбирается на снежную горку. А как здорово забраться в лесу на дерево! Карабкаются ребята с завидной лёгкостью и лихостью, наперегонки, всегда с удовольствием. Может быть, потому, что в лазании присутствуют почти все остальные движения,оно является их синтезом: чтобы влезть на что-то, надо на нём повиснуть, а для перехода с ветки на ветку приходится иногда и покачаться, и повращаться, и побалансировать. Слезая вниз, можно под конец и спрыгнуть. Вот когда физические движения – не скучная обязанность повторять раз за разом одни и те же физкультурные упражнения, а забавная и увлекательная игра! Так не надо удерживать детей от стремления к столь естественным и полезным для него играм – пусть движения несут им здоровье и радостное ощущение от умения владеть своим телом.
Помимо желания видеть своих детей здоровыми, ловкими, выносливыми, все мы хотим, чтобы они были смелыми и решительными. Эти качества закладываются уже в дошкольном возрасте, и естественно, что для их развития нужна разумная доля риска. Не безрассудства, а того риска, который основан на правильном расчёте своих сил, двигательных умений и опыта. Предоставьте детям, особенно мальчикам, право на этот риск. Любая, даже маленькая победа повышает их авторитет в глазах сверстников, помогает нравственно самоутвердиться. Залезая на дерево, перепрыгивая через ров, взбираясь по шаткой лестнице, спрыгивая с раскачивающихся качелей, маленький человек становится не только храбрее, но и более ловким и сильным. Конечно, нам, взрослым, придётся пережить несколько беспокойных минут – но что поделаешь, на то мы и взрослые! Запрещать же ребёнку двигаться, играть и в известных границах шалить – значит лишать их части радостей детства.
Итак, да здравствует движения!
Источник
Елена Штангеева
Консультация для родителей «Роль двигательной активности в развитии детей»
Цель: Рассказать родителям о формах двигательной активности и их влиянии на развитие ребёнка.
Потребность в двигательной активности у детей дошкольного возраста очень велика. Ограничение активности в этот период может привести к задержке психического и речевого развития ребёнка. Важно поощрять различные формы двигательной активности: подвижные и спортивные игры, упражнения на развитие жизненно важных движений (ходьба, бег, ползанье, лазанье, упражнения в равновесии).
Основными средствами развития двигательных навыков в ДОУ являются физкультурные занятия. Целесообразно организовывать традиционные физкультурные занятия смешанного характера, сочетающие двигательные упражнения и подвижные игры. Физкультурное занятие, как правило,разделено на следующие части:
*вводно-подготовительная: упражнения, направленные на формирование правильной осанки, профилактику плоскостопия; упражнения на построение и перестроение, ходьба и бег с различными заданиями; упражнения в перестроении; общеразвивающие упражнения и т. п.
*основная: выполнение сложнокоординированных движений, проведение подвижных игр;
*заключительная: малоподвижная игра или ходьба с постепенным замедлением темпа.
Кроме традиционных, в детском саду используются игровые, оздоровительные, тренирующие и поло-ролевые виды физкультурных занятий. В неделю обычно проводится 2 физкультурных занятия, но для ребёнка среднего или старшего дошкольного возраста, то повышаются требования к качеству исполнения движений, к знанию и соблюдению правил в подвижных и спортивных играх.
Помимо физкультурных занятий в ДОУ двигательную активность детей необходимо развивать за счёт увеличения динамического компонента различных видов деятельности: введение физкультурных пауз во время занятий, сопровождение бытовых моментов различными потешками и движениями, двигательных разрядок во время игр, динамических пауз между занятиями и т. д.
Во время прогулок (утром и /или вечером) необходимо проводить с детьми подвижные игры различной интенсивности продолжительностью по 10-20 минут. При выборе упражнений и игр необходимо учитывать их сложность, а также соотносить их с возможностями (возрастными, физиологическими) детей; важно учитывать время года, погоду. Занятия на воздухе должны проводиться в любое время года, но при температуре не ниже -12 °C.
Родителям рекомендуется вместе с детьми выполнять упражнения утренней гимнастики. Уже со второго года жизни утренняя гимнастика должна стать ежедневной процедурой (продолжительностью 10 минут для младшего, 15 минут для среднего, 20 минут для старшего дошкольного возраста).В зарядку необходимо включать разные виды движений: ходьбу, бег, прыжки на месте и с продвижением, танцевальные движения, упражнения на внимание и на произвольность, упражнения на развитие чувства равновесия, гибкости, общей выносливости и силы. Не стоит забывать об упражнениях для укрепления свода стопы и формирования осанки. Комплекс утренней гимнастики должен состоять из 5–6 упражнений. Повторять их надо 5-6 раз. Родителям лучше делать упражнения вместе с ребёнком,показывая ему последовательность и способ выполнения движений: как нужно ходить и бегать на носках, на пятках, высоко поднимая колени, вперёд спиной и т. п. Вы можете чередовать ходьбу с бегом, прыжками с изменением ритма, направления и темпа движения.
Очень полезны игры с детьми на развитие восприятия ритмов окружающей жизни и ощущений собственного тела. В процессе их нормализуется эмоциональная сфера, укрепляются семейные взаимоотношения и реализуются задачи, связанные с общим развитием движений.
Кроме того, современные психологи говорят о важности для формирования здоровой психики ребёнка и для общего укрепления семьи использования семейных «ритуалов». В качестве таковых могут выступать «Игры в кругу» или «ласкательные игры»(Рельсы, рельсы», «Ласковая цепочка»). Часть из них может проводиться в выходные дни, когда вы только встаёте с постели.
Очень полезно устраивать детские праздники дома. Здесь вам также помогут игры («Черепаха», «Лохматый пёс», «Ладушки», «Хомячок», «Каравай»). Формировать круг общения для своего ребёнка, помогать ему выстраивать отношения и развивать умение общаться со сверстниками — всё это задачи, которые вы сможете решать во время домашних детских праздников.
Также особенно интересной для родителей может стать подборка пальчиковых игр. Развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте – это основная задача развивающей работы с детьми, и в этом вам помогут пальчиковые игры. Они очень эмоциональны, увлекательны и способствуют развитию речи и творческой активности. Пальчиковые игры как бы отображают реалии окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети совершают движения руками, совершенствуя моторику. Тем самым развивается умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт детям возможность развивать межполушарное взаимодействие, а так же пространственные представления (ориентироваться в понятиях «ближе- дальше», «вверх- вниз», «вправо- влево», «между», «над- под» и т. п.). Очень важны эти игры для развития творческих способностей детей: если ребёнок осваивает какую-нибудь пальчиковую игру — инсценировку, он обязательно будет стараться придумывать новую для других стишков и песенок.
Источник