Роль дополнительного образования в творческом развитии ребенка

Роль дополнительного образования в творческом развитии ребенка thumbnail

Ольга Александровна Давляева
Роль дополнительного образования в развитии творческих способностей детей

Современное образование ставит задачу развития творческой личности, способной определить своё место в обществе и ориентироваться в разных жизненных ситуациях. Развитие таких способностей актуально в условиях дополнительного образования. Ведь самой целью дополнительного образования: является развитие у детей мотивации к познанию и творчеству, содействие самоопределению их как личности, привлечение к здоровому образу жизни. А для достижения этой цели необходимо развитие творческих способностей, которые определяют успешность творческой деятельности личности. Именно в детском возрасте человек имеет большие возможности для их развития. Наиболее эффективно можно использовать этот потенциал в младшем школьном возрасте.

При создании условий для развития способностей к творчеству изменяется восприятие ребёнком окружающего мира, у него появляется больше возможностей для осуществления идей. Он учится видеть проблему, применять свои знания и умения в различных ситуациях, найти что-то новое в уже известном.

Дополнительное образование расширяет пространство, где дети имеют возможность развивать творческую активность, реализуют невостребованные основным образованием качества, могут выбирать содержание и форму занятий.

В учреждениях дополнительного образования детям предоставляется возможность заниматься творчествомв различных направленностях: художественной, технической, туристско-краеведческой, эколого-биологической. В соответствии с интересами и возможностями, они могут заниматься исследовательской работой, спортом. Здесь созданы условия, благоприятные для развития творческих способностейкаждого обучающегося: комфортная психологическая обстановка, свобода в выборе деятельности, доброжелательная помощь взрослых, возможность самостоятельного решения задач.

Ребёнок, который смог раскрыть свои способности и реализовать их, более приспособлен к жизни в обществе. Используя цивилизованные средства, он стремится достичь поставленных целей.

Публикации по теме:

«Деятельностный подход в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
Мир вокруг нас изменился – изменились и дети. Каким же видится человек грядущего столетия? Это, прежде всего жизнеспособная, духовно-нравственная.

Музыкально-дидактические игры и их роль в развитии музыкально-творческих способностей детей
Одним из наиболее доступных средств познания музыки как вида искусства, отвечающих возможностям, особенностям, интересам и потребностям.

Значение метода проектов в развитии познавательных и творческих способностей детей
Мы живём в стремительно развивающемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные.

Конструирование как средство развития творческих способностей дошкольников с отклонениями в развитии
Из опыта работы. Конструирование – один из видов продуктивной деятельности дошкольника, предполагающий построение предмета. Его успешность.

Мастер-класс для педагогов  «Использование бросового материала в развитии творческих способностей детей»Мастер-класс для педагогов  «Использование бросового материала в развитии творческих способностей детей»
Воспитание творческого отношения к делу (умение видеть красоту в обыденных вещах, испытывать чувство радости от процесса труда, желание.

Предметно-пространственная развивающая среда в домашних условиях и её роль в развитии музыкальных способностей дошкольниковПредметно-пространственная развивающая среда в домашних условиях и её роль в развитии музыкальных способностей дошкольников
«Таланты создавать нельзя, но можно создавать почву, на которой они успешно произрастают» Г. Нейгауз. Всем известно и доказано учёными,.

Презентация «Пластилиновая живопись в развитии творческих способностей дошкольников»
«Пластилиновая живопись в развитии творческих способностей дошкольников»Побирей Е. Н воспитатель МДОАУ ДС №14 г. БлаговещенскСЛАЙД 1 Тема.

Роль развивающей среды образовательного учреждения в формировании творческих способностей
Направление деятельности и развитие ребенка во многом зави-сит от взрослых — от того, как устроена предметно-пространственная организация.

Роль занятий по декоративно-прикладному искусству в развитии умственных способностей ребёнка.
Система дополнительного образования играет серьезную роль в воспитании активной и всесторонне развитой личности. Широкие возможности дополнительного.

Технология тестопластики в развитии художественно — творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
Тема проекта «Технология тестопластики в развитии художественно – творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» Кильчицкая.

Источник

МБУ ДО «Детская школа искусств»

МО «Сенгилеевский район»

Роль дополнительного образования

в развитии творческих способностей детей

Москалева Елена Викторовна

Преподаватель

художественного отделения

Роль дополнительного образования

в развитии творческих способностей детей

В настоящее время многие психологи и педагоги все чаще говорят о необходимости развития творческого мышления у детей. Обращая внимание на творческий подход при решении тех или иных задач, мы тем самым развиваем интеллект, расширяем спектр интеллектуальных возможностей у детей в целом.

Безусловно, развитием творческого мышления нельзя заниматься время от времени. Как и в любом деле, здесь важна система, причем наилучшее решение этой проблемы – записаться в Детскую школу искусств.

Читайте также:  Направления личностного развития ребенка

Дополнительное образование детей увеличивает пространство, в котором учащиеся могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. В дополнительном образовании детей ребёнок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач. Дополнительное образование детей — необходимое звено воспитания многогранной личности, её образования, её ранней профессиональной ориентации. Оно создает юному человеку условия для полноценной жизни в пору детства. Ведь если ребёнок живет полной жизнью, у него будет больше успехов и достижений в зрелом возрасте.

Дополнительное образование детей носит исключительно творческий характер. Важным элементом в системе дополнительного образования, привлекательный для родителей и детей выступает художественно-творческие виды деятельности.

Цель моей работы:

• вовлечение ребят в художественно-творческую деятельность;

• формирование духовных качеств и эстетического вкуса у детей;

• развитие у детей художественно-творческих способностей, привычки вносить в жизнь элементы прекрасного;

• пробуждение фантазии детей с целью создания ими новых, необычных композиций росписи;

• развитие мелкой моторики рук детей;

• обогащение словарного запаса учащихся.

Занятия художественно-прикладной деятельностью способствуют эстетическому развитию детей, учат видеть красоту в реальной действительности, создавать интересные и красивые вещи своими руками. На уроках декоративного прикладного искусства, «рисунок» и «живопись», развивается фантазия и воображение, композиционное мышление и чувство цветовой гармонии, расширяется кругозор и формируется представление детей о роли искусства в жизни общества.

Всю свою работу я старалась строить так, чтобы развитие ребёнка было действительно гармоничным. Выбирала разные формы проведения занятий: экскурсии в музеи, «путешествие» в сказку, превращение в мастеров-художников. Детям очень запомнилась поездка в музей имени Аркадия Александровича Пластова, г.Ульяновск и участие в массовом пленере «Пластовская осень». На данных мероприятиях мои воспитанники познакомились с биографией художника, поняли и прочувствовали его творчество, увидели те красочные образы деревенской жизни и родной природы, которые Пластов запечатлел в своих акварелях, узнали, как простой акварелью можно столько выразить и показать, сохранить «воздушность и прозрачность» природы. Итогом этих мероприятий была выставка акварельных работ по теме «Осень – очей – очарованье», которая прошла в нашей школе.

Также мы тесно сотрудничаем с музеем истории Сенгилеевского педагогического училища. Основателем и директором музея до 2014 года являлся художник Николай Михайлович Уваров. В Сенгилеевском педагогическом училище Николай Михайлович проработал преподавателем изобразительно искусства 48 лет, является Почётным Гражданином г. Сенгилея, Отличник Народного Просвещения. 18 января 2016 года Николаю Михайловичу исполнилось 80 лет, и к юбилею Сенгилеевский краеведческий музей имени А.И.Солуянова оформил выставку работ, которую мы посетили с детьми.

Наши воспитанники принимают активное участие в районных, региональных, межрегиональных, областных конкурсах, а также в социокультурной жизни своего района: День поселка, Масленица, Сабантуй, День Матери, День пожилого человека, 9 Мая, что помогает стимулировать их учебу. На праздники мы организовываем выставки художественных и декоративно — прикладных работ, тем самым привлекая к своему творчеству внимание и вызывая интерес и желание других детей. Летом, на базе нашей школы открывается творческий лагерь «Жар-птица». С целью развития наблюдательности, любознательности, знакомства с природой родного края и внимательного к ней отношения проводятся экскурсии на природу, пленэрные занятия. В парке, лесу, огороде можно найти материал, чтобы создать неповторимую картину, но не всякий может увидеть эти сокровища. Важно научить детей вглядываться в окружающий нас мир, подмечать красоту природы, подмечать особенности различных материалов.

Важным моментом в творческой деятельности является её итог. При выполнении работы развиваются организационные способности, которые дают возможность учащемуся уметь предвидеть результат своего труда, а для достижения поставленной цели – уметь планировать выполнение задуманного и довести работу до конца. Ведь так приятно наблюдать какой огромный интерес вызывают у них те вещи, которые мы можем сделать своими руками и использовать дома в украшении интерьера: это декоративные часы, светильники, рамки, картины на ткани, росписи деревянных изделий, рисунки на камнях, декоративная лепка с последующей росписью и многое другое.

Читайте также:  Папки передвижки для родителей о речевом развитии ребенка

Не каждый ребенок рождается художником, но определенные умения, определенный потенциал художественного развития, есть в каждом. Задача педагога – раскрыть и преумножить этот потенциал. Для этого главное суметь заинтересовать ребят, не навязывать собственное мнение и вкус, а «разбудить» ребенке веру в себя, свои творческие способности, индивидуальность, неповторимость.

Список литературы:

1. Дополнительное образование и воспитание: Научно-методический журнал. М.: ООО «Витязь-М», 2006 №3,9. 64с.

2. Искусство и среда в художественно-творческом развитии школьников// Из опыта работы школы-лаборатории №875 / Ред. И сост. Л.Г.Савенкова. – М.:2001, 97с.

3. Классный руководитель: Научно-методический журнал. М.: НОУ Центр «Педагогический поиск», 2007 №2, 3, 6; 2009 №1.144с.

4. Особенности художественного воспитания в условиях дополнительного образования: Серия «Библиотечка для педагогов, родителей и детей». М.: ГОУ ЦРСДОД, 2004, 197с.

Источник

О роли дополнительного  образования в развитии творческих способностей ребенка (ФГОС)

Интеграция общего и дополнительного образования

 Центр развития творчества детей и юношества является составной частью общего образования нашего района, позволяющей обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно.

Новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) – возможность перейти на более высокий уровень образования за счет обеспечения его непрерывности.

Главный механизм построения системы непрерывного образования в рамках сферы культуры, созданной обществом к данному моменту человеческого развития – соединение и развитие возможностей общего, дополнительного и профессионального образования, сохранение всего лучшего и развитие на его основе новых интегративных возможностей. При этом стандарты общего и профессионального образования должны быть не только преемственны, но и дополняться возможным и доступным спектром дополнительного образования, которое в идеале должно перекрыть все поле культурного наследия за пределами областей знаний, определенных стандартами.

Перспективы развития есть, и будет разумнее сохранить опыт работы учреждений дополнительного образования, не рушить его, а сохранять лучшее и развивать в рамках современных требований.

Достижение планируемых результатов основных образовательных программ общего образования в соответствии с ФГОС на ступенях начального, основного и среднего (полного) общего образования, становится возможным при обеспечении единства урочной и внеурочной деятельности, доступности содержания общеобразовательных дисциплин и произведений искусства, периодической литературы, публикаций, радио и телепередач, отражающих современную жизнь; духовной культуры и фольклора народов России; истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи; жизненного опыта родителей; общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик; других источников информации и научного знания. Следовательно, необходимо обеспечить интеграцию общего и дополнительного образования.

ЦРТД и Ю и другие учреждения   дополнительного  образования района могут много дать школе для реализации новых стандартов, а именно:

– возможности интеграции, как более мобильная часть системы образования, обеспечивающая дополнительность целей, содержания, форм организации образования в соответствии с требованиями ФГОС общего образования и социальным заказом;

– возможность построения индивидуального образовательного маршрута ребенка, ориентированного на личностные и метапредметные результаты;

– специалистов в узких направлениях дополнительного образования детей, сферах творческой деятельности (художественной, технической, спортивной, социальной и др.);

–материально-техническую базу для качественной реализации программ дополнительного образования и внеурочной деятельности;

– изучение и формирование социального заказа на образование, что в свою очередь позволит выстроить индивидуальный маршрут ребенка, реализовать личностные результаты образования;

– методическую поддержку процессов интеграции общего и дополнительного образования, реализации индивидуальных маршрутов;

– уникальные педагогические технологии развития творческих способностей, профильного образования и др.;

– возможности поддержки  одаренных детей и других особых категорий детей (трудных, с ограниченными возможностями здоровья);

– возможности работы в социуме, социального творчества детей;

– организацию каникулярного времени детей;

– возможности духовно-нравственного воспитания, формирования здорового образа жизни, детского самоуправления, коррекционной работы, профилактики негативных явлений среды и др.

За последние годы наблюдается очевидная дисгармония между интеллектуальным и духовно-нравственным развитием человека.

В Федеральном государственном стандарте общего образования духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающегося определены как задачи первостепенной важности. Исходя из этого, и была разработана Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Воспитать «человечного-человека». Немаловажная роль в реализации данной задачи принадлежит учреждениям дополнительного образования, специфика деятельности которых позволяет успешно содействовать формированию духовных потребностей школьников в образовательном процессе.  

Читайте также:  Развитие ребенка по месяцам в утробе матери по неделям

Интеграция общего и дополнительного образования через организацию внеурочной деятельности является одним из самых эффективных способов реализации новых требований.

ЦРТД и Ю на протяжении многих лет является одним из лидеров среди учреждений дополнительного образования республики и не только. Разнообразие направленностей программ дополнительного образования реализуемых в нашем Центре — это

 — спортивно-техническое;

— научно-техническое;

— туристско-краеведческое;

— художественно-эстетическое;

— социально-педагогическое;

— естественно-научное

 представляет широкие возможности для расширения и углубления знаний учащихся начальной и основной школы.

ЦРТД и Ю  уже имеет большой опыт организации внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС.  Это удовлетворение познавательных запросов, развитие способностей и склонностей детей младшего школьного возраста 1-4 классов, воспитательная работа и практико-ориентированная деятельность. Подписаны договора о сотрудничестве практически со всеми школами города. Учащиеся 1-4 классов МОУ «Гимназия №5»,  МОУ «Лицей №1», Школы-интернат №7 на протяжении уже нескольких лет посещают клуб «Фантазия», где обучаются по многопрофильным программам художественно-эстетической направленности. Учащиеся МОУ «Прогимназия №4» и МОУ «СОШ №3» закреплены за клубом «Орленок» в котором реализуются программы художественно-эстетической и краеведческой направленности. В МОУ «СОШ №6» реализуются программы технической, краеведческой и «художественно-эстетической направленности». В МОУ «СОШ № 2» реализуются программы естественно-научной, социально-педагогической направленности. Опыт организации научно-исследовательской деятельности  и профессиональной ориентации начиная  5 — 11 классы. Это организация элективных курсов, образовательные программы социальной адаптации и профессиональной ориентации. Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Наш педагог Хитиева Л.Х. по специально разработанной программе проводит творческие мастерские в РЦ «Особый ребенок». Неоценим опыт деятельности научно-исследовательского общества «Развитие». Практически все научно-исследовательские проекты наших ребят занимают призовые места на региональных и Всероссийских уровнях.  Опыт профессиональной подготовки воспитанников старшего звена  (8-9 классы) с привлечением учреждений профессионального образования. Это организация элективных курсов по дополнительныи образовательным программам «Повар», «Гостиничный сервис», «Парикмахерское дело», «Швейное дело», «Медицина и мы». Многие из наших воспитанников, ознакомившись с определенной профессией в нашем Центре продолжают обучение в средне специальных и высших образовательных учреждениях по этим профессиям.  Мы готовы к новым образовательным маршрутам при участии новых сетевых партнеров.

Нельзя недооценивать значение ЦРТД и других учреждений  дополнительного образования для обеспечения эмоционального благополучия ребенка, укрепления его психического и физического здоровья. Вся воспитательная часть учебно-воспитательного процесса нацелена на создание условий  для формирования творческой,  способной на сознательный выбор жизненной позиции, на самостоятельную выработку идей, готовой на сознательный выбор жизненной позиции, на самостоятельную выработку идей, готовой к созидательной трудовой деятельности и нравственному поведению.

ЦРТД и Ю не стоит на месте. Мы находимся в постоянном поиске новых форм и методов работы  развития личности ребенка. Наше образовательное учреждение и в дальнейшем будет  нацелено на создание условий для личностного развития ребенка, укрепления его здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда. Будет способствовать адаптации детей к жизни в обществе, формированию общей культуры, организации содержательного досуга. Получая дополнительное образование, ребенок приобщается к национальной и мировой культуре, формируется как гражданин, сотрудничая с другими детьми, он социализируется, реализуя свои способности и склонности – становится индивидуальностью.

Хочется поблагодарить руководителей всех сотрудничающих с нами образовательных учреждений, в особенности Моллаеву Фатиму Чибиловну, Моллаеву Зарету Мустафаевну, Хутуеву Любовь Шарафиевну,  Любовь Хизировну, Лихова Мухамеда  Аубекировича, Ханапи Османовича за понимание важности нашего  общего труда.  Только вместе мы сила, ведь у нас общая цель – получение всесторонне развитой гармоничной личности.

Базовое (основное) и дополнительное образование детей должны стать равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами.

Вставить фразу со стенда.

А в заключении, разрешите поздравить всех дорогих и уважаемых учителей и педагогов  с новым учебным годом. Пожелать вам дружных творческих коллективов;  ищущих и пытливых, стремящихся покорить весь мир учеников; понимающих родителей и руководителей; здоровья вам и терпения!!!

Спасибо за внимание.

Источник