Роль дополнительного образования в личностном развитии ребенка

Роль дополнительного образования в личностном развитии ребенка thumbnail

Частное общеобразовательное учреждение

«Школа – интернат №33 среднего общего образования

открытого акционерного общества

«Российские железные дороги»

ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ:

«РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА»

Воспитатель: Сусликова О.А.

с.Толбага

2015 г.

РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА

 Становление информационного общества, часто именуемого «обществом знаний», неразрывно связано с возрастанием потребности каждого гражданина в постоянном обновлении знаний, повышении квалификации, освоении новых видов деятельности. Эта тенденция обусловила постановку вопроса об изменении парадигмы образования.

Качественно новыми чертами, характеризующими инновационную парадигму образования, являются ориентация на развивающуюся личность, переход от репродуктивной модели образования к продуктивной, многоукладность и вариативность, деятельностный характер образования. Эти критерии формируют понятие непрерывного образования.

Неотъемлемой частью непрерывного вариативного образования является система дополнительного образования.

Универсальными системообразующими компонентами системы дополнительного образования являются: цели дополнительного образования; субъекты процесса дополнительного образования; содержание дополнительного образования; система учреждений дополнительного образования.

Взаимодействие выделенных компонентов обеспечивает становление дополнительного образования как системы динамической и целостной.

Дополнительное образование – особая сфера образования, официально обозначенная в Законе РФ «Об образовании». Дополнительное образование осуществляется вне рамок основных образовательных программ.

К дополнительным образовательным программам относятся те программы различной направленности, которые реализуются:

  • в общеобразовательных учреждениях и учреждениях профессионального образования, находящихся за пределами основных образовательных программ;

  • в учреждениях дополнительного образования, имеющих соответствующие лицензии;

  • посредством индивидуальной педагогической деятельности.

В зависимости от цели дополнительное образование может быть общеобразовательным и профессиональным. Общее дополнительное образование направлено на развитие личности, способствует повышению культурного и интеллектуального уровня человека, его профессиональной ориентации в соответствии с дополнительными общеобразовательными программами. Профессиональное дополнительное образование в соответствии с дополнительными  профессиональными образовательными программами направленно на непрерывное повышение  квалификации и профессиональную переподготовку лиц, которые уже имеют  профессиональное образование, и способствует развитию их деловых и творческих способностей.

Дополнительное образование детей – «неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов и реализуется посредством дополнительных образовательных программ и услуг как в учреждениях дополнительного образования детей, так и в общеобразовательных учреждениях».

При этом дополнительное образование нельзя рассматривать лишь как механическую надстройку базового образования, призванную усилить его компенсаторные и адаптационные функции с учетом социально-экономических и учебно-технологических потребностей. Система дополнительного образования является важным условием для развития личности с учетом ее индивидуальных способностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций.

Дополнительное образование детей как педагогическое явление обладает целым рядом преимуществ по сравнению с основным.

1. Быстрое реагирование на изменение спроса в образовательных услугах, удовлетворение потребностей общества, родителей и детей.

2. Гибкий (творческий) подход к формированию содержания образования. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» дополнительное образование детей не является действующим в рамках стандартов, оно разнонаправлено и определятся лишь интересами ребенка, его потребностями.

3. Глубокая реализация уровневой и профильной дифференциации содержания образования.

4. Глубокая реализация индивидуального похода в обучении. В группах 10 – 12 учащихся – это позволяет персонифицировать темпы и объемы усвоения программ дополнительного образования.

5. Глубокая реализация деятельностного подхода в обучении.

Основное содержание дополнительного образования детей – практико-ориентированное: ребенок действует в ситуации поиска, получает знания из взаимодействия с объектами труда, природы, с культурными памятниками и т. д. Целью обучения при таком подходе является не вооружение детей конкретными знаниями, не их накопление, а формирование умения использовать эти знания.

6. Возможность организации психологического сопровождения в развитии личности ребенка. Психологическая помощь ребенку в процессе социализации обеспечивает гармонизацию отношений ребенка и общества.

7. Возможность допрофессиональной и профессиональной подготовки детей. По данным специалистов, более 60 % детей не имеют ярко выраженных склонностей, интересов к профессиональной деятельности. Только раскрыв свои потенциальные способности и попробовав реализовать их еще в школьные годы, выпускник будет лучше подготовлен к реальной жизни в обществе, научится добиваться поставленной цели, выбирая цивилизованные, нравственные средства ее достижения.

8. Возможность обучения, допрофессиональной и профессиональной подготовки детей с ограниченными возможностями.

9. Возможность свободного выбора ребенком видов и сфер деятельности. Получение ребенком такой возможности означает его включение в занятия по интересам, создание условий для достижения успехов в соответствии с собственными способностями и безотносительно к уровню успеваемости по обязательным учебным дисциплинам.

10. Возможность развития дистанционной формы обучения.

11. Современная техническая база учреждения дополнительного образования детей.

Основные функции системы дополнительного образования:

  • образовательная (получение новых знаний);

  • воспитательная (приобщение к культуре, формирование нравственных ориентиров);

  • развивающая (развитие познавательной сферы);

  • функция психологического сопровождения (создание условий для личностного роста ребенка);

  • функция социализации (освоение социального опыта);

  • функция самореализации (самоопределение и саморазвитие);

  • креативная (раскрытие творческих способностей);

  • компенсационная (углубление и дополнение основного образования);

  • профориентационная (предпрофессиональное самоопределение);

  • рекреационная (организация досуга);

  • интегрирующая (объединение всех указанных характеристик с целью обеспечения комплексного становления личности).

Читайте также:  Развитие ребенка в течение первого года жизни

Дополнительное образование детей разнонаправлено и вариативно. К числу наиболее перспективных направлений дополнительного образования детей относятся следующие: научно-техническое, естественнонаучное, эколого-биологическое, социально-педагогическое, культурологическое,

художественно-эстетическое, военно-патриотическое, физкультурно-спортивное, туристско-краеведческое.

Дополнительное образование – это условие для личностного роста ребенка в условиях непрерывного образования, которое формирует систему знаний, конструирует более полную картину мира и помогает реализовать собственные способности и склонности ребенка, обеспечивает органичное сочетание досуга с различными формами образовательной деятельности, формирует  ключевые компетентности:

  • в сфере познавательной деятельности;

  • в сфере социально-трудовой деятельности;

  • в сфере гражданско-правовой деятельности;

  • в сфере культурно-досуговой деятельности.

В условиях становления информационного общества доминируют следующие компетентности:

  • компетентности познавательной деятельности (постановка и решение познавательных задач, принятие нестандартных решений в проблемных ситуациях);

  • компетентности практической деятельности (умение наблюдать, рефлексировать, навыки опытно-исследовательской деятельности, проектирование, моделирование);

  • компетентности владения информационными технологиями (преобразование информации, информационная культура).

Таким образом, дополнительное образование – это гибкая, динамичная, многоуровневая система, основанная на индивидуальном подходе к обучаемому. Система дополнительного образования детей, в силу своей личностной ориентированности на каждого ребенка, может успешно решать задачу подготовки поколений для жизни в информационном обществе.

Библиографический список

1. Закон  РФ «О дополнительном образовании» // https://www.ubo.ru/normative/1

2. Березина В. А. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования: учеб. пособие. – М.: Диалог культур, 2007. – 512 с.

3. Щетинская А. И. Совершенствование процесса дополнительного образования в современных условиях: науч.-метод. пособие. – Оренбург: ОЦДЮТ, 1997. – 100 с.

Источник

Доклад на совещание при директоре 26.09.2017г.

Тема: «Роль дополнительного образования в формировании личности ребенка»

Докладчик Шапкин В.А.

«Роль дополнительного образования  в формировании личности ребенка»

Система  дополнительного образования детей Российской Федерации в  ее  новом качественном состоянии развивается на протяжении более  10   лет.    Под    «дополнительным»   понимается   мотивированное образование, которое   получает   личность    сверх    основного образования,  позволяющее ей реализовать  устойчивую  потребность  в познании  и творчестве, максимально раскрыть себя, самоопределиться предметно,  социально,  профессионально, личностно.  Отличительными чертами педагогики дополнительного образования детей являются:

—  создание  условий  для  свободного  выбора  каждым  ребенком образовательной области (направления и вида деятельности),  профиля программы и времени ее освоения, педагога;

— многообразие видов деятельности, удовлетворяющей самые разные интересы, склонности и потребности ребенка;

-личностно-деятельностный характер образовательного процесса, способствующий   развитию   мотивации   личности   к   познанию   и творчеству, самореализации и самоопределению;

—   личностно-ориентированный  подход   к   ребенку,   создание «ситуации успеха» для каждого;

—    создание   условий   для   самореализации,   самопознания, самоопределения личности;

— признание за ребенком права на пробу и ошибку в выборе, права на пересмотр возможностей в самоопределении;

—   применение   таких  средств  определения   результативности продвижения   ребенка  в  границах  избранной   им   дополнительной образовательной  программы  (вида  деятельности,  области  знаний), которые  помогли  бы  ему увидеть ступени собственного  развития  и стимулировали  бы  это  развитие, не ущемляя  достоинства  личности ребенка.

Дополнительное  образование детей по праву рассматривается  как важнейшая  составляющая образовательного пространства, сложившегося в  современном  российском  обществе. Оно  социально  востребовано, требует  постоянного  внимания и поддержки со  стороны  общества  и государства   как   образование,  органично   сочетающее   в   себе воспитание,  обучение  и  развитие  личности  ребенка.

В нашей стране в последнее время всё больше ребят стремится уже с малых лет получать дополнительное образование.

К сожалению, в школе на уроках учитель не всегда может учитывать индивидуальные особенности учащихся: память, слух, логическое мышление и т.д., а ведь у каждого они находятся на разном уровне развития. Дополнительное образование в этом отношении имеет свои преимущества: педагог получает возможность установить более дружеский и тесный контакт с детьми, что снимает многие трудности в общении, помогает активизировать коммуникативную и  творческую деятельность учащихся. А такой подход обеспечивает успех,   который даёт ребёнку   возможность самоутвердиться. Успех, самоутверждение, поощрение достижений являются необходимыми условиями для дальнейшей мотивации  учащихся на дополнительных занятиях.

Однако, как и  любой вид деятельности, дополнительное образование  должно быть занимательным и увлекательным, вызывать интерес у детей, ведь интерес является главной движущей силой познавательной деятельности. Конечно,    на дополнительных занятиях ребятам не обойтись     без   приложения умственных и физических усилий. Педагог  должен объяснить, что без труда не бывает ни успеха, ни отдыха, ни веселья.

Читайте также:  Критерии раннего развития ребенка

Система образования в России в настоящее время претерпевает значительные изменения. В связи с этим  возникла и необходимость создания программ и учебно-методического обеспечения для дополнительного образования. Их  можно рассматривать как средство оптимизации и индивидуализации доп. образования, эффективности управления учебным процессом. Педагоги, учащиеся и их родители заинтересованы   в повышении уровня проф. подготовки, но  для соблюдения новых норм максимально допустимой нагрузки школьников в рамках здоровьесберегающих  факторов необходимо все дополнительные материалы перенести в систему  дополнительного образования.

Дополнительное образование даёт возможность в большей степени развивать социокультурную компетенцию, обучать школьников рассуждать, высказывать своё мнение и выражать своё отношение к изучаемому материалу.

 Условия работы требуют от педагогов не только эффективного владения предметом и методикой его преподавания, но и умения видеть и анализировать современные, реальные изменения в образовании, адаптировать теоретические знания к жизненным ситуациям, применять современные технологии обучения для достижения конкретных целей и задач обучения.

Суть работы педагога дополнительного образования– это непрерывное творчество, постоянные эксперименты, неотступный поиск путей самосовершенствования. Дополнительное образование открывает дорогу для этого «творчества», делает педагогический труд интересным, ярким и запоминающимся для его обучающихся, даёт возможность и  в ребёнке развить творческую личность, воспитать в нем все необходимые человеческие качества.

Но как расставить приоритеты в педагогической деятельности? Что важней: обучение или воспитание детей? Без воспитания нет и обучения. Очень трудно сказать, что из них первично. В учебно-воспитательном процессе они существуют в единстве, в постоянном взаимодействии.

Обучение дает ребенку знания о качествах личности, которые должны быть постепенно сформированы у него: о морали, ее нормах и правилах, о нормах общения с другими людьми, об эстетическом идеале, научные знания о природе, обществе, человеке, составляющие основу его будущего мировоззрения, и т. д. 

Воспитание же, с одной стороны, помогает ребенку качественнее и лучше усваивать эти знания в силу того, что у него сформировано соответствующее отношение к учебе и самим знаниям, с другой же, оно целенаправленно осуществляется в педагогическом процессе через различные методы и формы организации воспитания, применяемые педагогом. 

Итак, обучение, приобретаемые знания воспитывают, и этого нельзя недооценивать. Но для того чтобы знания воспитывали, нужно воспитывать отношение к самим знаниям, к учебе. В этом суть воспитывающего образования, суть концепции модернизации системы дополнительного образования. 

Основные задачи модернизации российского образования – повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает значительное обновление содержания образования. Школьники должны быть вовлечены в творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.

Важной задачей является усиление воспитательного потенциала ОУ, обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося. Особое внимание должно быть уделено созданию условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации и здоровых детей, и детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с отклонениями в поведении, детей, оставшихся без попечения родителей. Предыдущая система образования и обучения ставила задачу овладения знаниями, умениями и навыками. Новый стандарт образования — это на научной основе сделанный заход на формирование компетенций, которые более или менее характеризуют креативную личность.

Способность к творчеству, к самостоятельной деятельности развивается за счет формирования у ребенка умения учиться, познавать. Это процесс особых форм его деятельности с педагогом. Поэтому педагоги, задействованные в системе дополнительного образования,  владеют психолого-педагогическими знаниями и понимают особенности развития школьников, являются профессионалами в других областях деятельности, способны помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Как следствие, организованная образовательная действительность требует иной инфраструктуры: нужны оснащенные новым оборудованием учебные кабинеты и спортивные залы;  медиацентры и библиотеки; учебное оборудование, обеспечивающее выход в информационные сети; условия для качественного дополнительного образования, самореализации и творческого развития. 

В  основу модернизации образования на первое место надо поставить постепенное изменение образовательного мировоззрения. Необходимо перевести ученика из статуса «объект» в статус «субъект».

Отличие объекта от субъекта заключается в следующем:

Объект – это предмет или категория, на которую направлено действие субъекта. Например, студент-юрист (субъект) изучает международное право (объект), приобретая новые знания.

Читайте также:  Значение творческой деятельности для развития ребенка

Направленность действия. Субъект – это именно тот игрок, который преобразует исходную реальность, наполняя её новым содержанием. Действие направлено от него. Объект, напротив, принимает эти изменения либо сохраняет изначальную форму. Действие всегда направлено к нему.

Способность к действию. Субъект может принимать самостоятельное решение относительно дальнейшего развития событий. Объект подчиняется данным решениям и действиям, преобразуясь и изменяясь.

Проявление. Субъект проявляется через активное действие, вычленяя себя из реальности. Так, к примеру, ведут себя политические лидеры, управляя той или иной сферой отношений. Объект, напротив, проявляется через пассивное принятие действий субъекта.

Одушевлённость. Объект, как правило, является неодушевлённым (продукты питания, предмет труда, социальные блага). В то же время, если действие направлено именно к людям (помощь социального работника конкретному человеку), то можно говорить об обратном. Субъект всегда наделяется разумом и волей, что свидетельствует о наличии сознания, характерного для живых существ (ребёнок, политик, должностное лицо) либо порождений общества (унитарное предприятие, некоммерческая организация).

При этом существует финансовая сторона вопроса: дополнительное образование на данном этапе бесплатное, а значит – доступное для детей и подростков. Но занятия в определенных объединениях требуют какого-то финансового вливания, они столь незначительны, что не представляют особой проблемы для среднестатистической семьи.

Каким образом ребенок может получать дополнительное образование? Через освоение дополнительных общеразвивающих программ. Программы бывают разные по длительности, направленности, форме.

Думаю, что все присутствующие согласятся, что ребенку нужно посещать занятия дополнительного образования, так как на них

-выявляются его творческие способности;

-занятия дополнительного образования развивают его;

-кроме учебной деятельности, в которой учащийся может чувствовать себя не совсем успешным, появляется другой вид деятельности, позволяющий  в полной мере реализовать себя;

-в классе собраны дети, имеющие разные интересы, поэтому не всегда  они находят точки соприкосновения, то в кружке  с ребенком будут находиться единомышленники, люди, увлеченные таким же видом деятельности;

-детское творческое объединение служит для формирования коммуникативных компетенций, когда через общение, передачу информации ребенок учится правильно вести себя в той или иной ситуации, учится взаимодействию, учится принимать помощь;

-когда родители или патронатные воспитатели на работе, их ребенок будет не просто под присмотром педагога, но будет в это время еще и развиваться.

Программа объединения дает возможность ребятам освоить техники, позволяющие изготавливать декоративные изделия, которые могут быть использованы в качестве подарков родным, близким  и знакомым. А это в свою очередь позволит учащимся отойти от стереотипа человека общества потребления и осознать себя человеком – творцом. То есть ребенок не будет просить у родителей деньги для приобретения  подарка для них же, а сделает его своими руками. Это не только повысит его самооценку, но и сблизит родителей с ребенком. Через работы, выполненные своими руками, воспитывается рачительность.

Кроме этого занятия творчеством решают и проблему самоопределения в профессии, так как развитие творческих способностей, повышение самооценки ребят будут способствовать желанию учащихся приобрести профессию, так или иначе связанную с творчеством (тип профессии «человек — художественный образ») или  с детьми (тип профессии «человек – человек») через совместные занятия и взаимопомощь.

Занятия проводятся с учетом возраста ребят. Старшие ребята, которые посещают объединения не один год, чувствуют себя более уверенно, поэтому они оказывают помощь (советом или действием) младшим учащимся. То есть во время занятий происходит формирование ключевых компетенций учащихся: коммуникативных, информационных.

Ребята учатся жить в обществе. Повышается их самооценка, а значит, эта пока еще незрелая личность будет чувствовать себя более уверенно в жизни.

Занятия творчеством могут не просто занять ребят в свободное время, но научат их быть творцами. А творец всегда Созидатель, а не разрушитель. Поэтому занятия творчеством закладывают кирпичики в фундамент будущего ребенка: его карьеру, личную и семейную жизнь, активный отдых (хобби) и контактность в обществе. То есть делают человека успешным в жизни. А это –

главная задача родителей и педагогов, в том числе дополнительного образования.

Рекомендации руководителям объединений дополнительного образования:

На занятиях кружка создавать условия для самореализации личности, строить занятия так, чтобы они способствовали:

-увеличению объема памяти,

-расширению  общего кругозора,

-приятному времяпрепровождению,

-общению с единомышленниками,

-повышению самооценки,

-самоопределению школьников.

Также на занятиях Воспитывать

-нравственные качества детей,

-интерес к ДПИ, -аккуратность,

— усидчивость,

-терпение,

-чувство самоконтроля.

Источник