Роль дидактической игры в интеллектуальном развитии ребенка
«Роль дидактических игр
в интеллектуальном развитии дошкольников»
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»
В.А. Сухомлинский
Каждый человек талантлив по-своему, у каждого есть значительный творческий потенциал. Интеллектуальные способности это не талант, а умение, которое можно выработать.
Так что же такое — интеллектуальное развитие ребенка? Некая сумма знаний и умений или способность эти знания и умения усваивать и анализировать? Психологи говорят, что интеллектуальное развитие — это уровень и скорость мыслительных процессов: умение сравнивать, узнавать, обобщать, делать выводы. Также к интеллектуальному развитию относятся речевое развитие и способность к самообучению. Все это не предопределено и заранее не заложено в ребенка, и только от взрослых зависит, как быстро он научиться самостоятельно мыслить. Эти процессы, например, можно ускорить, замедлить или даже остановить на каком-то этапе.
Интеллектуальные способности – это те психологические качества, которые определяют лёгкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможности их использования для решения разнообразных задач. Развитие интеллектуальных способностей имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребёнок ко времени поступления в школу, а готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы сочинений, рисунков, конструкций.
Интеллектуальные способности ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра. Н.К.Крупская писала: «Игра для дошкольников — способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения…. изучает растения, животных».
Дети познают мир через игру. Они проигрывают сложные жизненные ситуации, выстраивая свой маленький опыт жизни. Чем больше ребёнок играет в детстве, тем быстрее интеллектуально и духовно взрослеет, тем способнее и увереннее он будет. Важно не навязывают детям игры по своему разумению, вместо того, чтобы наблюдать, куда устремляется внимание ребёнка , а присматриваться к детям и бережно направлять их стремления.
Почему игра столь благоприятно воздействует на развитие психических процессов ребёнка, усвоения им знаний, умений? В психологии установлено, что внутренние, умственные действия формируются на основе внешних, материальных действий путём их поэтапного изменения и «вращения» в психику. Эти закономерности проявляются не только в школьном обучении, но и в игровой деятельности.
У дошкольника ведущую роль в его интеллектуальной жизни играет роль практического взаимодействия с предметами. Этот опыт дополняется зрительными представлениями. Тем не менее, развитие интеллекта осуществляется по мере овладения всеми тремя формами представления информации: в виде действий, наглядных образов и языковых знаков. То есть подача информации должна осуществляться разными способами (визуально-пространственными, чувственно-сенсорными, словесно-символическими). Предпочтение одного из способов подачи информации ведет к формированию поверхностного представления о мире. Развитие интеллекта предполагает развитие способности осуществлять переводы с одного «языка» представления информации на другой и обратно. Для формирования объектной картины мира, для развития интеллекта ребенка с учетом его индивидуальных особенностей восприятия необходимо познакомить дошкольника с различными способами отражения действительности. Ребенок знает значение вещей, жестов, слов, событий и т. п. Но эти значения не разрознены, а объединены в определённые структуры.
Мышление ребёнка связано с его знаниями. И к 6 годам его умственный кругозор уже достаточно велик. В исследованиях выявлены интересные данные относительно знаний, которые формируются у детей в дошкольном возрасте. Здесь обнаруживаются две противоречивые тенденции. Первая — в процессе мыслительной деятельности происходит расширение объёма и углубление чётких, ясных знаний об окружающем мире. Эти стабильные знания составляют ядро познавательной сферы ребёнка. Вторая — в процессе мыслительной деятельности возникает и растёт круг неопределённых, не совсем ясных знаний, выступающих в форме догадок, предположений, вопросов. Эти развивающиеся знания являются мощным стимулятором умственной активности детей. В ходе взаимодействия этих тенденций неопределённость знаний уменьшается — они уточняются, проясняются и переходят в определённые знания. На протяжении дошкольного возраста получают развитие и формы мыслительной деятельности: понятие, суждение, умозаключение. Развитию мышления шестилетнего ребёнка могут способствовать все доступные ему виды деятельности. При этом необходимо организовать условия, способствующие углубленному познанию того или иного объекта.
В работе дошкольных учреждений большое место занимают дидактические игры. Они используются в ходе НОД и в самостоятельной деятельности детей. Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра может служить составной частью НОД. Она помогает усваиванию, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование дидактической игры как метода обучения повышает интерес детей, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала.
Дидактическая игра — это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. Дидактическая игра — это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов.
Дидактическая игра является одним из важных методов активного обучения детей, при этом игровая ситуация, как правило, берется исходя из методической основы занятия. Роль каждого из участников в игре четко определена, имеются правила и определенная система оценок, а в игре предусмотрен строгий и поэтапный порядок действий.
В игре ребенок приучается преодолевать трудности. У него воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива, через игру дети могут познать жизнь, познать самих себя.
В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми, поэтому при организации игры следует особое внимание обращать на присутствие в занятиях элементов занимательности: поиска, сюрпризности, отгадывания и т.п. Дидактические игры, направленные на интеллектуальное развитие дошкольников (в процессе их дети овладевают определёнными умениями, приобретают новые знания, закрепляют их), в наибольшей степени могут быть приближены к учебным занятиям. Проводя дидактические игры, педагог целенаправленно воздействует на детей, продумывает методические приёмы проведения, добивается, чтобы дидактические задачи были приняты всеми детьми. Систематически усложняя материал, воспитатель через дидактические игры сообщает доступные знания, формирует необходимые умения, совершенствует психические процессы (восприятие, мышление, речь и др.).
В детском саду, в каждой возрастной группе, должны быть разнообразные дидактические игры. Необходимость подбора разнообразных игр отнюдь не означает, что надо иметь их в большом количестве. Обилие дидактических игр и игрушек рассеивает внимание детей, не позволяет им хорошо овладеть дидактическим содержанием и правилами. При подборе игр перед детьми ставятся иногда слишком лёгкие или, наоборот, чрезмерно трудные задачи. Если по своей сложности игры не соответствуют возрасту детей, то они не могут в них играть и наоборот — слишком лёгкие задачи не возбуждают у них умственной активности. Исследования отечественных психологов и педагогов показали, что организованное обучение на занятиях является наиболее продуктивным. Такое обучение способствует лучшему приобретению детьми знаний, умений, навыков, а также развитию у них речи, мышления, внимания, памяти.
Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребёнка в этих играх привлекает, прежде всего игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу.
В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр:
1. с игрушками и предметами;
2. настольно-печатные;
3. словесные.
Большую ценность в интеллектуальном развитии детей представляют словесные игры (народные загадки, молчанка, запретное слово). Эти игры возбуждают умственную активность. В играх ребёнок вынужден проявлять умственную активность и настойчивость в овладении окружающим, в осуществлении задуманного, умение ставить цель и добиваться её решения. Дети этого возраста лучше могут управлять своими психическими процессами, речью и мышлением.
Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия. Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Она тесно связана с программой занятий. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают её выполнение.
Систематически проводя с детьми дидактические игры, можно не только развить умственные способности детей, но и выработать у них нравственно-волевые черты характера, приучать детей к более быстрому темпу умственной деятельности.
Используемая литература:
1.А.К.Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»-М., 1991г.
2. А.И.Сорокина»Дидактические игры в детском саду»-М.,1982г,
3. А.И.Максаков, Г.А . Тумакова «Учите ,играя»-М.,1981г.
4. Д.В. Мендерицкая Воспитателю о детской игре М.,1982.
5. Р.И.Жуковская» Игра и её педагогическое значение»-М.,1975г
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ
1. «Запретное слово». Игра для развития произвольного внимания и находчивости. Для нее не требуется никакого материала, поскольку она словесная. Суть ее состоит в следующем: ведущий задает вопросы, а игрок отвечает. Ответы могут быть разными, только нельзя произносить одно запретное слово, о котором вы заранее договариваетесь, например, слово «нет «. Предупредите малыша, что нужно быть предельно внимательным, так как вы постараетесь его подловить. После этого можно начать задавать вопросы. Например, » Ты спишь в ванной? «, » Снег белый?», «Ты умеешь летать? » и т. п. Ребенок должен найти такую форму ответов, чтобы выполнить правила игры, Ошибкой считается, если названо запретное слово или на вопрос не дан ответ. Как только ребенок ошибается, вы меняетесь с ним ролями, он задает вопросы, вы — отвечаете. В этой игре выигрывает тот, кто правильно отвечает на большее количество вопросов.
2. «Запрещенное движение». Ребенок повторяет за воспитателем все упражнения зарядки, кроме одного «запрещенного» (прыжка или, например, хлопка).
3. «Разведчик». Начните игру из коридора. «Белочка спрятала в лесу орешек, а теперь не может его найти. Помоги белочке». Малыш ищет орешек (любой предмет, спрятанный в комнате) по следам, оставленным неосторожной белочкой (дорожка из ниточки, стрелка, нарисованная на бумаге, необычно поставленные предметы). Постепенно белочка становится все осторожней, а малыш все наблюдательней.
4. «Секретное письмо». Начертите в воздухе контуры геометрической фигуры, цифру, букву или даже слово. Пусть малыш попытается угадать, что написали вы «прозрачными красками на прозрачной бумаге». Следующее секретное послание писать малышу.
5. «Наблюдатель». Сядьте с ребенком перед окном. Отыщите какой-нибудь неподвижный предмет и предложите ребенку угадать, что такое («прозрачное, похожее на маленький домик») вы видите. Можно играть и так: «Быстро назови 5 круглых (красных, твердых и гладких) предметов в этой комнате».
6. «Архитектор». Вы — архитектор, ребенок — строитель. У обоих одинаковое число кубиков разных видов. Архитектор показывает с помощью своих кубиков, какое сооружение надо построить (лесенку, арку, домик), строитель повторяет задание.
7. «Волшебное слово». Сначала следует договориться, какие же слова считать `волшебными`. `Волшебными` можно считать слова на букву `М` или на любую другую букву (тогда игра будет одновременно развивать фонематический слух ребенка), а можно — обозначающие птиц, домашних животных и т.п. Вы рассказывает историю или произносите подряд любые слова. При произнесении `волшебных слов` ребенок должен подать сигнал: стукнуть ладонью по столу (поднять руку вверх или встать).
8. “Шерлок Холмс”. Игра на развитие наблюдательности. Игрок, который выполняет роль Шерлока Холмса, внимательно рассматривает внешний вид своего партнера и отворачивается или выходит из комнаты. Партнер меняет некоторые детали своего внешнего вида и предлагает «сыщику » угадать, что он изменил. Предметом игры может быть не только внешний вид партнера, но и расположение предметов в комнате, мелкие детали на рисунке и многое другое. Сложность игры зависит от количества изменяемых элементов. Лучше начать с 3-4 изменений и постепенно их увеличивать.
РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ
1. Незаменимым дидактическим материалом для всякого рода развивающих игр являются карточки всевозможных лото и других игр с изображением животных, предметов обихода, игрушек и т.п. (чем больше разных карточек, тем лучше). Игры на обучение классификации по общим признакам. Признак, по которому проводится классификация, задает взрослый. В дальнейшем задания на классификацию сможет придумывать и ребенок. Классифицировать можно по признакам: большое — маленькое, животные — растения, дикое — домашнее и т.д. Разложенные карточки можно расклассифицировать снова. Например, первое задание было: «отдели домашних животных от диких», а второе задание может быть: «выбери все карточки, изображающие хищников». Дальше можно предложить расклассифицировать и хищников, разложив их, например, по росту или по месту обитания (север-юг).
2. Другое задание с карточками: вы предлагаете ребенку разложить все имеющиеся карточки на 2 или 3 кучки, а потом объяснить по какому принципу разделение проводилось.
3. Еще одна полезная игра с карточками «4 лишний». 4 карточки отбираете Вы, а малыш находит лишнюю и объясняет, почему он так решил. Задания можно постепенно усложнять: Кто лишний в четверках: `Тигр, волк, рысь, леопард? Щука, окунь, камбала, сом? Аист, журавль, воробей, фламинго?`. Используйте в ваших `трудных четверках` и прилагательные (быстрый, энергичный, крепкий, вертлявый) и наречия (скоро, быстро, неожиданно, мгновенно). 4. Классифицировать можно: игральные карты (по мастям или ранжиру), ракушки, камешки, пуговицы, открытки, любые игрушки.
5. «Клад». Научите ребенка читать схемы и карты. «Клад» (подойдет конфета) спрятан в комнате. Есть карта комнаты (нарисованная вами), а маленький красный кружочек на карте и есть «клад».
6. Любую историю или сказку можно зашифровать, перевести в схематический вид. Это полезно для тренировки таких сложных мыслительных процессов как анализ и редукция. Сказку можно разыграть с помощью игрушек-заместителей. Это хорошо знакомый ребенку процесс. Сложнее будет разыграть ту же сказку с помощью геометрических фигур. Вырежьте из бумаги десяток всевозможных фигур разного размера, а затем предложите ребенку выбрать, какие фигуры будут замещать героев сказки. Например, вполне справедливо, если малыш для сказки «Три медведя» выберет 3 кружка: большой, средний, маленький и квадратик, размером равный маленькому кружку. После того как роли розданы, разыграйте сказку уже с помощью фигур-заместителей, а потом схематически зарисуйте её
. 7. Отличное задание, развивающее и творческое мышление, и сообразительность — придумывание вариантов необычного использования обычных вещей. Например, стакан. Из стакана можно пить, можно выдавливать из теста кружочки, можно мять картошку, ставить туда ручки и карандаши, устроить в нем маленький террариум, посадив внутрь жука или божью коровку. Каждый игрок предлагает свой вариант. Кто больше?
8. Учимся читать схемы. Нарисуйте схему-задание для малыша (изобразите фигурками несколько движений зарядки). Пусть ребенок прочтет `шифрованную записку` и выполнит задание.
9. «Угадай-ка». Ребенок — ведущий, он выбирает какую-нибудь карточку из лото и прячет ее. Взрослый должен узнать, кто нарисован на карточке, задавая вопросы. По правилам игры ведущий может отвечать на любой вопрос только «да» или «нет». Например, если спрятана карточка с изображением какого-то животного (из зоо-лото): — Это зверь? — Нет. -Птица? — Да. — Большая? -Нет. -Городская? -Да. -Воробей? -Да. Когда правила игры станут ясны, угадывать и задавать вопросы сможет и ребенок. Для начала картинка выбирается из небольшого количества карточек (например, десяти).
10. “Исследователь”. Это одна из самых простых игр на сравнение. Вы с ребенком — «исследователи». Выберите какой-нибудь предмет и начните его изучение. Каждый должен по очереди выделять в нем какое-нибудь свойство, признак, особенность в сравнении с другими предметами. Например, нужно: назвать этот предмет; сказать, зачем он нужен; каковы его основные признаки: цвет, форма, размер; каков он на ощупь, на запах, на вкус; из чего сделан; похож «на», отличается «от» (каких — нибудь других предметов); что случится, если его: бросить в воду, огонь, ударить по нему и т. д.
11. “Один лишний”. Приготовьте предметы или картинки, которые имеют отношение к таким группам, как игрушки, посуда, инструменты, рыбы, фрукты, овощи, ягоды, напитки, продукты, одежда, обувь, головные уборы, мебель, транспорт, деревья, звери, птицы, электроприборы. Выберите 4 картинки одной группы и одну картинку из любой другой группы. Расположите их в ряд на столе. Таким образом, получится, что основная часть картинок имеет один общий признак, который позволяет объединить их в одну группу. Одна картинка этого признака не имеет и потому отличается от остальных. Она является лишней. Ребенку необходимо внимательно рассмотреть все картинки, найти лишнюю и объяснить свое решение.
Источник
РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В УМСТВЕННОМ РАЗВИТИИ РЕБЁНКА.
АВТОР: САВИНА ВИКТОРИЯ ЛЬВОВНА.
Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в тоже время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
В дидактических играх основной задачей является умственное развитие ребёнка, обогащение его знаниями. С помощью дидактических игр у детей развивается мышление, речь, память, воображение, воля. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка.
Дидактическая игра, как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры – занятия и дидактические игры. В первом случае ведущая роль принадлежит воспитателю. Который, для повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые приёмы, создаёт игровую ситуацию, вносит элементы соревнования. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями и показом.
С помощью игр-занятий воспитатель не только передаёт определённые знания, формирует представление, но и учит детей играть. Основой для игр детей служит сформированное представление о построении игрового сюжета, разнообразных игровых действий с предметами.
Важно чтобы затем были созданы условия для переноса этих знаний и представлений в самостоятельные, творческие игры.
Дидактическая игра используется при обучении детей математике, родному языку, ознакомлению с природой и окружающем миром, развитии сенсорной культуры.
Дидактическая как форма обучения детей содержит два начала: учебная «познавательная» и игровое «занимательная». Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Самостоятельно дети могут играть в дидактические игры как на занятиях так и вне них. На занятиях используются те дидактические игры, которые можно проводить фронтально со всеми детьми. Они закрепляют, систематизируют знания. Но более широкий простор для воспитания самостоятельности в дидактической игре предоставляется детям в отведенные часы игр. Здесь дети самостоятельны не только в выполнении правил и действий, но и выборе игры, партнёра, создании новых игровых вариантов и выборе водящего.
Дидактические игры особенно в младших возрастных группах, рассматриваются в дошкольной педагогике как метод обучения детей сюжетно-ролевым играм: умению взять на себя определенную роль, выполнить правила игры, развернуть её сюжет. Например, в дидактической игре «Уложим куклу спать» воспитатель учит детей младшей группы последовательности действий в процессе раздевания куклы – аккуратно складывать одежду на стоящий рядом стул. Заботливо относится к кукле, укладывая её спать, петь колыбельную песню. Согласно правилам игры дети должны отобрать из лежащих на столе предметов только те, которые нужны для сна. По просьбе воспитателя малыши поочерёдно берут нужные для сна предметы и кладут их в спальню, заранее приготовленную для куклы в игровом уголке. Так появляются кровать, стульчик, постельные принадлежности, ночная рубашка, пижама. За тем под руководством воспитателя дети выполняют последовательно действия раздевания куклы ко сну: надевают ей пижаму и укладывают спать в подготовленную для этой цели кроватку. Все поют тихонько колыбельную песенку: «Баю-баю-баю куколку качаю». Таких игр в младшей группе приводится несколько: «День рождения куклы Кати». «Оденем Катю на прогулку», Катя обедает», «Купание Кати». Игры с кук5лой являются эффективным методом обучения детей самостоятельным творческим сюжетно-роллевым играм. В игре происходит формирование восприятия мышления, памяти, речи-тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о воспитании гармонической личности.
Дидактические игры, чаще всего понимаемые как игры, направленные на умственное развитие дошкольников (в процессе их дети овладевают определенными умениями, приобретают новые знания, закрепляют их), в наибольшей степени могут быть приближены к учебным занятиям.
Важно, чтобы игры были не только поучительными, но и вызывали интерес детей, радовали их. Только в этом случае они оправдывают своё назначение как средство воспитания.
Дидактические игры используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра может служить составной частью занятия, она помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование дидактической игры как метода обучения повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. Особенно эффективны эти игры на занятиях по ознакомлению с окружающим, по обучению родному языку, формированию элементарных математических представлений.
В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми, поэтому при организации игры следует особое внимание обращать на присутствие в занятиях элементов занимательности: поиска, сюрпризности, отгадывания. При обучении детей, в основном старшего дошкольного возраста, наряду с дидактическими играми используются упражнения дидактическими материалами. При обучении детей раннего и младшего дошкольного возраста значительное место отводится занятиям с дидактическими игрушками: матрёшками, башенками, шарами, грибками и так далее. Действия малышей с дидактическими приобретают игровой характер: ребята составляют из нескольких частей целую матрёшку, подбирают детали по цвету, размеру, обыгрывают полученный образ. Наличие игрового содержания в занятиях с дидактическими игрушками, даёт право объединить их с дидактическими играми и назвать этот вид деятельности детей раннего возраста дидактическими играми – занятиями. В играх – занятиях педагог целенаправленно воздействует на малышей, продумывает содержание игры, методические приёмы их проведения, добивается, чтобы дидактические задачи были приняты всеми детьми. Си систематически усложняя материал с учётом требований программы, воспитатель через – игры занятия сообщает доступные знания, формирует необходимые умения, совершенствует психические процессы.
Особенность дидактических игр-занятий состоит в том, что усвоение детьми знаний и умений происходит в практической деятельности при наличии непроизвольного внимания и запоминания, что обеспечивает лучшее усвоение материала. Все игры-занятия осуществляются под непосредственным руководством взрослого.
По характеру используемого материала дидактические игры принято условно делить на игры с игрушками и предметами, настольно-печатные и словесные. Дидактические игры-занятия с предметами и игрушками больше всего соответствует задачам развития предметно-игровой деятельности детей раннего возраста. Малыши осваивают действия с предметами и тем самым познают разнообразные их свойства. Они начинают практически понимать различие между, например кубом и шаром, между объёмным предметом и плоским. Игры-занятия с дидактическими игрушками воспитывают сосредоточенность, умение спокойно, не отвлекаясь заниматься в течении некоторого времени каким-то одним делом, развивают способность подражать взрослому. Действия с подобными предметами всегда ставят перед ребёнком умственную задачу – он старается добиться результата. Программа рекомендует проводить дидактические игры-занятия, с детьми начиная с 9-10 месяцев. До одного года трёх месяцев решаются задачи обучения способом действия: катать, нанизывать, открывать, закрывать. При этом воспитатель ориентирует малыша на получение результата, например, вынуть и воткнуть все втулки в отверстие, надеть все кольца на стержень пирамидки. Постепенно включаются задачи сенсорного характера: научить различать величину, форму и цвет.
Настольно – печатные игры отвечают особенностям наглядно-действенного мышления детей раннего возраста. В процессе этих игр малыши усваивают и закрепляют знания в практических действиях не с предметами, а с их изображением на картинках. Маленькие дети играют в разные настольно – печатные игры: парные картинки, лото, домино, складные кубики. К этому виду занятий относится и рассматривание картинок изображённых на кубе, фланелеграффе. Разнообразны и умственные задачи, решаемые на занятиях: закрепление знаний о предметах, их назначение, классификация, обобщение предметов по существенным признакам, установление взаимосвязи между предметами, составление целого из частей. До того как дети начнут игра в настольно – печатные игры, их учат рассматривать картинки и находить изображения знакомых предметов на плоскости. Малыши с года – года и восьми месяцев рассматривают вместе с воспитателем хорошо знакомую игрушку (куклу, собаку, медведя), называют её. Затем игрушку педагог прячет и показывает её изображение на картинке. Ребёнок называет игрушку, нарисованную на картинке. Когда малыш научится узнавать какое-то одно изображение, воспитатель выкладывает новую картинку. Разнообразить этот вид занятий можно, предложив детям картинку на кубе, воспитатель прости ребёнка найти и показать собаку, кошку и так далее, изображённых на разных сторонах куба. Ребёнок поворачивает кубик, рассматривает, находит то, что нужно и показывает. Занятие с кубом очень полезно и для тренировки движения пальцев, что в свою очередь оказывает влияние на развитие активной речи. А игры – занятия с обрезными игрушками расширяют ориентировку детей в окружающем, обогащают их словарный запас, способствуют развитию самостоятельной игровой деятельности.
В математических пособиях даются разные варианты игр с куклой: «Покормим куклу, уложим куклу спать, постираем кукле платье и так далее». Некоторые их них проводятся даже с детьми конца первого года жизни, большинство игр на протяжении всего и даже третьего года жизни. С возрастом детей увеличивается число предметов используемых в показах, инсценировках, а, следовательно, и количество слов, которые малыши должны научится произносить. Большое значение в речевом развитии детей имеют словесные дидактические игры. Они формируют слуховое внимание, умение прислушиваться к звукам речи, повторять звукосочетания и слова. Дети учиться воспринимать воспроизведения народного творчества: потешки, прибаутки, сказки. Выразительность речи в ходе этих игр, переносится и в самостоятельную сюжетную игру. Игровые действия в словесных дидактических играх (имитация движений, поиск того кто позвал, действия по словесному сигналу, звукоподражание) побуждает к многократному повторению одного и тогоже звукосочетания, что упражняет в правильном произношении звуков и с лов. Детям необходимо тренировать пальцы рук в целях развития речевых зон мозга, следует проводить с детьми соответствующие игры, например народную игру (Пальчики). В речевом воспитании маленьких детей большую роль играют потешки и песенки. Они создают ту речевую среду, которая благоприятствует освоению родного языка. Дети чувствуют рифму, ритм. Систематически читая малышам потешки, сказки, мы закладываем основу для воспитания любви к художественному слову. В дидактических словесных играх дети приобретают очень ценный в педагогическом отношении опыт к драматизации, эмоционального сопереживания и переживания.
Так же дидактическая игра рассматривается как одно из средств закрепления, уточнение, расширение знаний дошкольников. В дидактической игре обязательно наличие и единство всех её компонентов: дидактических и игровых задач, игрового действия и правил.
Содержание игры должно расширяться и обогащаться от младших групп к старшим. В первой младшей группе воспитатель развивает у детей интерес к играм с разными видами дидактических игрушек. Во торой младшей группе воспитатель в совместных дидактических играх учит выполнять определённые действия и правила: по сигналу одновременно или поочередно начинать и прекращать действия (так, в игре «Чей домик!» малыши по очереди подают голоса обитателей домиков). В средней группе дети знакомятся с новыми дидактическими играми и учатся выполнять роль ведущего. В ходе игр у них формируются внимание, наблюдательность, настойчивость. В старшей группе дошкольники учатся самостоятельно организовывать дидактические игры, объединяясь в небольшие подгруппы. Повышаются требования к точности выполнения правил. В подготовительной группе воспитатель продолжает знакомить детей с дидактическими играми разного типа (лото, домино, мозаика и другие), закрепляет умение организовывать их самостоятельно, исполнять роль ведущего, учит детей согласовывать свои действия с действиями товарищей.
В играх развивается сообразительность, умение самостоятельно и творчески решать поставленную задачу. Это теснейшим образом связано с содержанием тез знаний и умений которые формируются у детей того или иного возраста в процессе воспитания и обучения.
В первой младшей группе воспитание интересы к дидактической игре основано на практическом осуществление действия. Дети учатся сравнивать и подбирать предметы по цвету, форме и величине, соотносить их друг с другом, прокатывать цветные шарики, мячи через ворота соответствующего цвета: большой через большой, маленький через маленький и так далее. Закрепляются умения действовать с предметами-орудиями, простейшими мозаиками.
Дети учатся соотносить форму предмета с формой на карточке, подбирать и складывать разрезанные (из двух частей) парные картинки. Во второй младшей группе в играх закрепляется умение подбирать предметы по цвету, величине (большие и маленькие шарики двух, трёх цветов); Собирать башенку из уменьшающихся по размеру элементов, чередуя их в определённой последовательности по цвету. Малыши учиться складывать картинку из 4-х затем из 6-ти частей: (наша посуда, игрушки и другие).
В средней группе повышаются требования к умению выделять и обобщать те или иные признаки предметов, сравнивать их между собой, группировать по внешним признакам (посуда: чайная, столовая, кухонная).
В старшей группе способ сравнения предметов усложняется: дети должны уметь замечать незначительные различия между предметами и объединять по общим существенным признакам, ориентироваться в изменении расположения предметов, устанавливать причинно-следственные связи.
В подготовительной дети в играх осваивают логические связи и отношения между предметами и явлениями, учаться составлять рассказы про игрушки, придумывать игры-загадки.
Дидактическая игрушка учит ребёнка мыслить, воспитывает целеустремлённость, настойчивость, организованность.
Если в процессе обучения систематически используются разнообразные дидактические игры, то дети, особенно в старшем дошкольном возрасте, начинают самостоятельно организовывать этот вид игр. Выбирают игру, контролируют внимание правил и действий, оценивают поведение играющих.
Дидактическую игру с этими игрушками следует культивировать на всём протяжении дошкольного детства. Она занимает важнейшее место в системе педагогических средств всестороннего воспитания детей.
Источник