Роль детской литературы в развитии ребенка

Тема: «Роль детской литературы в развитии личности ребенка»

Работу выполнила: Бикбова В. М.

Часто мы говорим: “Книга – это открытие мира”. Действительно, читая, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения. Формированию нравственных представлений и нравственного опыта способствует сообщение детям знаний о моральных качествах человека.

Дети, прежде всего, должны усвоить понятия о доброте, доброжелательности, отзывчивости, справедливости, научиться их различать. Качества эти взаимосвязаны. Так, добрый человек всегда будет чутким, отзывчивым, справедливым, а справедливый человек, как правило, отзывчив и чуток. Важно научить ребенка видеть проявление нравственных качеств в жизни, различать добро и зло, чуткость и равнодушие, справедливость и несправедливость, действительную и ложную помощь товарищу.

Детские произведения направлены на то, чтобы дети могли уяснить и понять, почему люди должны быть внимательны друг к другу, близким, товарищам, с уважением и доброжелательностью относиться к окружающим, почему надо прийти на помощь человеку, когда он в ней нуждается. Важно, чтобы дети поняли, что добрые дела надо делать, не ожидая похвалы.

Воспитывая в детях добрые чувства, необходимо одновременно вызывать у них нетерпимое отношение к полярным качествам: грубости, жестокости, жадности, вызывать эмоции осуждения, негодования.

Большой раздел детской литературы посвящен воспитанию в детях любви ко всему живому. При подборе рассказов данного раздела ставится задача привлечь внимание детей к природе, вызвать у них желание оберегать растительный и животный мир. Ребенок, который с детства привык с пренебрежением относиться к живым существам, не умеющим говорить, но способным чувствовать боль и обиду, переносит такое отношение и на людей.

Можно поставить перед ребенком вопрос: наблюдал ли он в жизни что-либо похожее на данный случай? Беседу следует вести так, чтобы вызвать у детей эмоции не только одобрения, но и осуждения. Это будет способствовать воспитанию в детях нетерпимости к проявлениям жестокости, эгоизма, равнодушия и поможет лучше увидеть положительные и отрицательные черты героя, дать им правильную оценку. Там, где это целесообразно и вытекает из хода обсуждения рассказа, следует поговорить с детьми об организации практических дел, помочь их реализовать. В практической работе нравственные представления и понятия у детей будут уточняться и закрепляться.

Часы чтения должны проходить в задушевной, дружеской обстановке, располагающей к откровенности, размышлениям. Такое чтение вслух, сопровождающееся коллективными переживаниями, сплачивает ребят, укрепляет дух товарищества, взаимопонимания.

Огромное значение имеет характер бесед. Они не должны быть назидательными, сугубо нравоучительными, подводить детей к готовым выводам. Нужно, чтобы дети больше размышляли сами.

Важную роль играет эмоциональный настрой самого педагога. Голосом, интонацией, мимикой педагог должен показать ребятам свое отношение к положительным и отрицательным персонажам, донести до них лирические, комические и драматические ситуации произведения. Эмоциональные реакции педагога передаются детям, способствуют формированию у них определенного отношения к прочитанному.

Направленность вопросов, подведение итогов обсуждения прочитанного произведения должны будить мысль ребенка, быть “проблемными”.

Нередко дети оценивают поступок на основе лишь внешних фактов. Они ограничиваются чаще всего словами “поступил хорошо” или “поступил плохо”. Помочь детям выразить мысль более точно и определенно – значит помочь им осознать нравственную сторону поступков и чувств литературного героя.

Главной целью литературного чтения, является развитие личности ребенка, его интеллекта, эмоциональной сферы, нравственных представлений.

Итак, воспитание должно быть направлено на формирование у детей системы правильных нравственных понятий, представлений и убеждений, правильных мотивов поведения и правильных форм и способов поведения – в неразрывном единстве всех этих проявлений.

Прежде всего, надо знать, что любой метод воспитания нельзя рассматривать и оценивать абстрактно. Применяя различные методы, необходимо учитывать, во-первых, возрастные и индивидуальные особенности воспитуемого, во-вторых, особенности детского коллектива, членом которого он является, и, наконец, данные конкретные условия, в которых происходит воспитательное воздействие.

Для того чтобы формировалась положительная направленность личности, чтобы ребенок хотел правильно поступать и поступал правильно, во всех ситуациях и обстоятельствах, необходимо, чтобы он знал, как надо поступать, видел, что так поступают уважаемые им люди, и сам упражнялся (это самое главное!) в правильном поведении.

Словесное воздействие. Важную роль в формировании личности детей играет живое слово педагога, с которым он обращается к воспитуемому. Роль второй сигнальной системы в организации поведения ребенка очень велика. Поэтому метод объяснения, разъяснения, словесного убеждения есть важное средство нравственного просвещения, формирования у детей правильных моральных (нравственных) представлений и понятий. Все это тем более необходимо, что у многих ребят, имеются незрелые, ошибочные идеи, предубеждения и заблуждения в области моральных понятий (например, ложное понимание дружбы и товарищества, упрямства, мужества и смелости и т.д.). Именно этим и объясняются многие случаи неправильного поведения детей.

Личный пример. Большое значение в формировании личности ребенка имеет личный пример воспитателей, учителей. Воспитательная сила личного примера основана на склонности детей к подражанию тому, кого они любят и уважают, кто пользуется у них авторитетом. Педагогу всегда надо помнить, что он является образцом, примером для воспитанников, поведение которых иногда просто отражает его собственное достоинство или недостатки. Учитель должен предъявлять к себе и своему поведению самые строгие требования. Справедливо говорится, что учитель – человек, специальностью которого является правильное поведение.

Упражнения в правильном поведении. Главное, основное в воспитании личности, как уже отмечалось, — это организация практического опыта в правильном поведении. Читая и беседуя по прочитанному, дети постепенно научаются выделять нравственную сторону поступков и действий людей, оценивать поведение с позиций нравственных норм.

Литературные герои могут служить в качестве примера. Эмоциональное подключение к полюбившемуся персонажу создает лично значимую ситуацию. Читая литературные произведения, дети учатся разбираться в поведении и поступках людей, в мотивах поступков, чувствовать красоту добра, осуждать безобразное, злое.

Читайте также:  Советы по раннему развитию ребенка

Роль одобрения и осуждения. Воспитывая личность ребенка, конечно, нельзя ожидать, что он сразу при всех условиях и обстоятельствах будет выбирать правильные формы поведения.

Действенные средства регулирования и коррекции поведения – одобрение и осуждение, поощрение и наказание. Одобрение, поощрение служат средством подкрепления и благодаря этому средством закрепления и стимулирования правильных мотивов и правильных форм поведения. Осуждение, порицание, наказание являются средством торможения и задержки отрицательных побуждений и неправильных форм поведения.

Главной целью литературного чтения, является развитие личности ребенка, его интеллекта, эмоциональной сферы, нравственных представлений.

Воспитание должно быть направлено на формирование у детей системы правильных нравственных понятий, представлений и убеждений. Для этого существуют различные средства и методы. Мы рассмотрели основные из них: методы словесного воздействия, роль личного примера воспитателя и организация упражнений в нравственном поведении, опыт общественного поведения. Существуют разные формы занятий по чтению. Но их объединяет одно, — они дают ребенку возможность поделиться с товарищами радостью пережитого. Узнать, что их интересует и волнует.

Литература:

  1. Азбука нравственного воспитания. / Под ред. И.А.Каирова. – М., 1979.
  2. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – Л., 1997.
  3. Диалоги о воспитании (Книга для родителей). / Под ред. В.Н.Столетова. – 1984.
  4. Доброта начинается с детства. // Начальная школа. – 2000. — №4.
  5. Зеньковский В.В. Психология детства. – М., 1995.
  6. Ковалев А.Г. Психология семейного воспитания. – Минск, 1980.
  7. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1996.
  8. Практикум по детской психологии. / Под ред. Г.А.Урунтаевой. – М., 1995.
  9. Толстых В.И. Эстетическое воспитание. – М., 1984.
  10. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. – М., 1996.

Источник

Марина Склярова
Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №100 г. Таганрога Ростовской области

Тема по самообразованию воспитателя:

Скляровой М. Г.

Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка

Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие.

Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Е. А. Флерина отмечала, что литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.

Н. С. Карпинская также считала, что художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность.

Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.

Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа. Чтобы полностью реализовать воспитательные возможности литературы, необходимо знать психологические особенности восприятия и понимания этого вида искусства дошкольниками.

Требования современной жизни, педагогической науки заставляют постоянно пересматривать круг детского чтения, дополняя его новыми произведениями.

Круг детскогочтения составляют произведения разных жанров: рассказы, повести, сказки, поэмы, лирические и шуточные стихи, загадки и др.

Именно в возрасте 4-5 лет определяется, кто в дальнейшем будет читателем, а кто — нет. На этой возрастной ступени особенно важно приобщить ребенка к золотому фонду детской книги. Лучшими изданиями признаны сборники «Русские сказки», «Жили-были». Из изданий фольклора специалисты рекомендуют «Трыпцы-брынцы, бубенцы» — русские народные потешки, прибаутки, заклички, считалки, дразнилки, колыбельные.

Из поэтических произведений для детей 4-5 лет целесообразно знакомство прежде всего произведения классиков детской литературы. Среди них произведения А. Пушкина, Н. Некрасова, А. Блока, К. Чуковского, С. Маршака, В. Берестова, И. Токмаковой. Большим успехом у детей пользуются стихи и рассказы Э. Успенского, С. Козлова, А. Барто, Е. Благининой.

Среди рассказов и сказок русских писателей лидируют издания произведений К. Ушинского (рассказы и сказки «Для детей») и Л. Толстого («Для детей» и «Азбука»). Очень любимы детьми 4-5 лет рассказы Н. Носова, изданные в отдельных сборниках «Живая шляпа» (1986) «Бобик в гостях у Барбоса» (1991). Нельзя пройти мимо издания сборника «Аленушкины сказки» в который вошли сказки многих детских писателей. Нельзя представить книжного собрания для детей 4-5 лет и без произведений таких современных писателей, как С. Козлов («Львенок и черепаха», Г. Циферов («Сказки старинного города»).

Детям этого возраста по плечу сказки Г. Андерсена «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик», Бр. Гримм «Бременские музыканты».

Не одно поколение 4-5 летних детей выросло на книжке-картинке «Приключение Пифа», на сказке Киплинга «Слоненок». Интересен по содержанию сборник переводных сказок в картинках «Крошка Енот и другие», куда вошли сказки итальянских, английских, норвежских, французских, польских и иных писателей для детей преддошколыюго возраста.

Среди лучших книг о живой природе следует назвать «Большие и маленькие» Е. Чарушина, многие издания произведений В. Бианки и В. Сладкова.

Детям также будут интересны некоторые журналы, издаваемые для детей 4-5 лет.Детей порадует любой из следующих журналов: «Воробушек», «Колокольчик», «Веселые картинки». Очень по душе детям пришелся журнал «Дисней для малышей» со знакомыми героями и наполненный разного рода играми, головоломками, кроссвордами и т. п.

Источник

   Роль детской художественной литературы в речевом развитии детей.

Художественная литература  рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие.

Читайте также:  Центры развития ребенка в минске фрунзенский район

Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Е. А. Флерина отмечала, что литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.

Н. С. Карпинская также считала, что художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность..

Художественная    литература    открывает    и   объясняет   ребёнку   жизнь     общества и  природы,  мир  человеческих чувств  и  взаимоотношений. Она   развивает  мышление  и  воображение  ребёнка, обобщает его эмоции,  даёт   прекрасные  образцы   русского   литературного  языка,   развивает  умение  тонко   чувствовать форму и ритм родного языка.                                        

Художественная   литература   сопровождает   человека  с  первых  лет  его жизни.     Знакомство   с  художественной  литературой  осуществляется  с  помощью литературных  произведений  разных жанров. Необходимо не только учить детей   слушать  сказки,  рассказы,  стихи,  обращать   внимание   детей   не только  на  содержании  литературного  произведения, но  и на   некоторые   особенности  литературного   языка (образные слова и выражения,  некоторые эпитеты и сравнения).                                                                                                          При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.

   Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа. Чтобы полностью реализовать воспитательные возможности литературы, необходимо знать психологические особенности восприятия и понимания этого вида искусства дошкольниками.

   Требования современной жизни, педагогической науки заставляют постоянно пересматривать круг детского чтения, дополняя его новыми произведениями.

Круг детского чтения составляют произведения разных жанров: рассказы, повести, сказки, поэмы, лирические и шуточные стихи, загадки и др.

Именно в возрасте 4-5 лет определяется, кто в дальнейшем будет читателем, а кто — нет. На этой возрастной ступени особенно важно приобщить ребенка к золотому фонду детской книги. Лучшими изданиями признаны сборники «Русские сказки», «Жили-были». Из изданий фольклора специалисты рекомендуют «Трыпцы-брынцы, бубенцы» — русские народные потешки, прибаутки, заклички, считалки, дразнилки, колыбельные.

Из поэтических произведений для детей 4-5 лет целесообразно знакомство прежде всего произведения классиков детской литературы. Среди них произведения А. Пушкина, Н. Некрасова, А. Блока, К. Чуковского, С. Маршака, В. Берестова, И. Токмаковой. Большим успехом у детей пользуются стихи и рассказы Э. Успенского, С. Козлова, А. Барто, Е. Благининой.

Среди рассказов и сказок русских писателей лидируют издания произведений К. Ушинского (рассказы и сказки «Для детей») и Л. Толстого («Для детей» и «Азбука»). Очень любимы детьми 4-5 лет рассказы Н. Носова, изданные в отдельных сборниках «Живая шляпа» (1986) «Бобик в гостях у Барбоса» (1991). Нельзя пройти мимо издания сборника «Аленушкины сказки» в который вошли сказки многих детских писателей. Нельзя представить книжного собрания для детей 4-5 лет и без произведений таких современных писателей, как С. Козлов («Львенок и черепаха», Г. Циферов («Сказки старинного города»).

Детям этого возраста по плечу сказки Г. Андерсена «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик», Братья  Гримм «Бременские музыканты».

Не одно поколение 4-5 летних детей выросло на книжке-картинке «Приключение Пифа», на сказке Киплинга «Слоненок». Интересен по содержанию сборник переводных сказок в картинках «Крошка Енот и другие», куда вошли сказки итальянских, английских, норвежских, французских, польских и иных писателей для детей преддошколыюго возраста.

Среди лучших книг о живой природе следует назвать «Большие и маленькие» Е. Чарушина, многие издания произведений В. Бианки и В. Сладкова.

Детям также будут интересны некоторые журналы, издаваемые для детей 4-5 лет. Детей порадует любой из следующих журналов: «Воробушек», «Колокольчик», «Веселые картинки». Очень по душе детям пришелся журнал «Дисней для малышей» со знакомыми героями и наполненный разного рода играми, головоломками, кроссвордами и т. п.

       После   рассказывания    сказок,   необходимо   учить   детей   дошкольного возраста отвечать на вопросы, связанные с содержанием, а также на самые  простые  вопросы  по  художественной  форме  произведения.                                    Ежедневное  чтение  детской   литературы  в  детском  саду, специальные занятия   по  художественной  литературе  оказывают  большое  влияние на развитие словаря детей.  На литературном материале дети начинают усваивать   сложные   понятия  (жанр,  рифма,  писатель,  эпитет  и  др.).  Дети  не   только    упражняются   в   умении   выделять   сравнения в художественных   произведениях,   но   и  участвовать  в  построении              словосочетаний   и  предложений со сравнениями. При этом они учатся употреблять    характерные  для  сравнения  союзы  как,  словно,  будто.                                                                          С   помощью  художественной  литературы  у  детей  должна  развиваться способность  замечать  красоту  и  богатство  русского языка.                                      Наукой   и   практикой   установлено,  что,  если определённый   уровень овладения языком не достигнут в дошкольном возрасте, то этот путь, как правило,  не  может  быть  пройден  на  более  поздних этапах.                              

Читайте также:  Развитие ребенка по неделям беременности его размеры

 В  сложившихся   современных   условиях   книга    почти лишилась    прежнего   значения   у   родителей,   а   телевидение   активно вытесняет  её   из  детской  жизни.    

Преподаватели начальных классов  школы отмечают, что ученики не очень   любят стихи,  слабо  интересуются   художественной   литературой. Объяснения  этому,    они    считают,   надо искать   в  детском саду.         

Ознакомление  детей дошкольного возраста  с детской    художественной   литературой   будет  способствовать развитию разных  сторон  речи  детей  при  следующих  условиях:

•        правильного    подбора  художественной  литературы  в соответствии с возрастом и интересами ребёнка.

•        — целенаправленного  использования  художественной литературы  в разных видах деятельности.

•         при правильной организации совместной работы с родителями.

Принципы отбора литературных  произведений для чтения и рассказывания детям.

        Проблема отбора литературных произведений для детского чтения ─ одна из самых важных и сложных проблем педагогики. Издавна,   велись и до сих пор не прекращаются споры о том,  что,  предпочтительнее читать детям.  И  как   определять  круг  детского   чтения    какие темы  и  жанры  должны  занимать  главенствующее  положение, какова  специфика  влияния  детской книги на личность  ребёнка;  допустим  ли  психологизм   в  детской  книге;  какое  количество  литературных  произведений  должен  узнать  ребёнок на протяжении   дошкольного   возраста;  что  представляет    собой  детская        « начитанность»,  что  должно войти  в  круг обязательного чтения ребёнка ─  дошкольника и др.

        Продуманный отбор книг для детского чтения  определяется тем,─  что неизбежно влияет  на литературное  развитие ребёнка, формирование литературного  опыта  на  этапе дошкольного детства,  на  воспитание  отношения  к книге.  Интерес к  книге, возникший  в  ранние годы, помогает  ребёнку в дальнейшем,  когда   он   осваивает  самостоятельное  чтение,  преодолевает  все  трудности  ради того,  чтобы испытать  радость открытия нового.                                  

 Хорошо известна побудительная сила детской книги. Ребёнок  стремится  подражать героям,  которые  ему  симпатичны.  Сюжеты литературных произведений   переводятся   в   детские  игры. Проживая в игре жизнь любимых   героев, дети приобщаются к их духовному и нравственному опыту. Это лишний  раз  подтверждает,  что  путём  правильного   отбора   книг можно оказывать  благотворное  влияние  на  нравственное  становление личности ребёнка,  на формирование  его  духовных  ценностей.    

        Хорошая детская книга вводит малыша в мир художественных образов, даёт  первые и  потому наиболее сильные впечатления и потому наиболее сильные  впечатления о  прекрасном.  Специфика  литературы  состоит  в  том, что   средством  выражения  художественного содержания  является неповторимый     языковой  образ,  к   которому  малыш  тянется   бессознательно,  привлечённый  его красотой , необычайностью.   Это  побуждает ребёнка к многократному повторению яркого живого слова, к игре словом, в результате чего последнее становиться  достоянием.  Книга  совершенствует содержание  речи  ребёнка, обогащает и шлифует её форму.        

        Детская литература  сегодня богата  по составу и содержанию. В нашей   стране  для детей издаются произведения устного творчества народов разных стран; произведения  русской и  зарубежной  классики;  детские книги  современных отечественных и  иностранных авторов. Полностью охватить всё это   богатство невозможно. Путеводными  нитями  являются разработанные в

педагогической науке принципы, которые помогают  избежать субъективности,  позволяют дать объективную оценку книгам  с точки зрения их содержания  и  художественных  достоинств.

        Каковы  эти принципы?

        Условно их можно разделить на две группы. К первой группе относятся  принципы,  дающие возможность  правильно  оценить  достоинства  детских книг, ввести  в  круг чтения дошкольников произведения разных видов,

 жанров, тематики. Вторую  группу составляют педагогические принципы, позволяющие   устанавливать   соответствие  между конкретными литературными      произведениями   и    возрастными   возможностями  детей  и  отбирать книги таким  образом,  чтобы  ребёнок,  читая их,  как  бы поднимался  по ступеням  литературного развития.  

        Детская литература ─ это искусство. Как искусству ей свойственно выражение   обобщенных   идей  в   яркой,  художественной   форме  ─  в конкретных образах. Поэтому важнейшее значение имеет художественный  уровень литературного произведения.

        К. Д. Ушинский  подчеркивал, что литература,   с которой  впервые       встречается ребёнок, должна вводить его « в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа ». Такой  литературой, приобщающей ребёнка  духовной жизни своего народа, прежде всего являются  произведения  устного народного творчества во  всем  его  многообразии:  потешки,  пестушки, загадки, cчиталки, перевёртыши, пословицы, поговорки,  скороговорки,  сказки  и  др.  Произведения фольклора своим содержанием и  формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития  ребёнка,  приспособлены  к  детским  потребностям.  Они вводят малыша  в  стихию  народного  слова,  раскрывают его  богатство и красоту.          

        Таким образом, в своём литературном развитии ребёнок должен идти          от литературы своего народа к классике мировой детской литературы. При этом в круг детского чтения следует включать книги,  разнообразные по темам  и  жанрам. Это позволит, с одной стороны, формировать у дошкольников широту читательских интересов,  а с другой ─ избирательность, индивидуальность литературных пристрастий.

Источник