Роль детского сада в развитии языка ребенка
Шемсие Бекирова
Роль детского сада в развитии речи ребенка
Роль детского сада в развитии речи ребенка
Детский сад развивает все детские способности и наклонности, а также способность владеть речью. Поэтому систематическое обучение речи, методическое развитие речи и языка лежат в основе всей системы воспитания в детском саду.
Детской сад обязан создать такую конкретную обстановку, среди которой речь детей смогла бы развиваться правильно и беспрепятственно.
Развитиечеловека — физическое и психическое проходит следующие возрастные ступени: младенчество; ранний детский возраст; дошкольный (детство); младший школьный; подростковый (отрочество); юношеский возраст; зрелость. Интеллект появляется на ступени раннего детского возраста и интенсивно совершенствуется в дошкольном, младшем школьном и подростковом. Но он развивается у человека и совершенствуется только при непременном условии овладения речью.
Если взрослые начинают правильно учить говорить ребенка уже с младенчества, у него развивается способность представлять, а затем и мыслить, и воображать; с каждом годом эти способности совершенствуются. Параллельно с развитием интеллекта развивается и совершенствуется эмоционально-волевая сфера.
Наукой доказано, что без речевого общения, т. е. без социальной среды, человеческое существо не может стать полноценным человеком. В истории известны случаи, дети младенческого возраста попадали в логово животных и были ими вскормлены. Когда люди обнаруживали этих детей в возрасте после трех лет и возвращали в человеческое общество, то оказывалось, что они имели повадки вскормившего их животного и совершенно не обладали теми элементами психики,которые отличают человека от животного: у них не был сформирован мыслительный аппарат, не было высших эмоций, их невозможно было научить речи.
Известны многочисленные случаи,происшедшие по невежеству взрослых: дети оказывались психически недоразвитыми, плохо усваивали речь (с трудом учились в школе, потому что в семье не занимались их речевым развитием, когда они были в младенческом, раннем детском и в дошкольном возрасте. Так, В. А. Сухомлинский описывает случай из своей практики директора школы. Ученик этой школы, сын железнодорожника, жившего на железнодорожном разъезде, воспитывался в дошкольные годы бабушкой, совершенно глухой женщиной. Из-за своей болезни она не могла реагировать на речевые действия внука, и он оказался почти немым. Усилия учительницы начальных классов развить речь мальчика не дали результата, нельзя было обучить его и грамоте. Хотя этот мальчик и родился с предпосылками для нормального развития, отсутствие речевого общения оказалось причиной того, что интеллект его не развился.
Своевременное овладение речью является первым и важным условием становления (появления) у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного ее развития. Своевременное – значит начатое с первых же дней после рождения ребенка.
Внимание к развитию речи ребенка на первых возрастных ступенях особенно важно потому, что в это время интенсивно развивается мозг и формируются его функции. Согласно исследованиям физиологов, функции центральной нервной системы легко поддаются тренировке именно в период их естественного формирования. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановится навсегда.
Для функции речевого развития являются первые три года жизни ребенка: к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание областей мозга, ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливается большой запас слов. Если в первые три года речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем будет сложно наверстать упущенное.
Перед детским садом стоит задача — научить детей свободно пользоваться речью в общении с окружающими людьми, правильно и понятно для слушателей выражать свои мысли в устной форме.
Речь ребенка служит надежным средством общения в том случае, если ее понимают окружающие, а это зависит от последовательности, стройности и полноты выражения мысли в словах, от выбора точных слов, от чистоты и правильности произношения.
Эти качества при благоприятных условиях вырабатываются у ребенка и в семье в результате влияния родителей, чаще всего несистематического, иногда даже непреднамеренного. В детском саду связная речь вырабатывается у ребенка планомерным обучением, путем применения разнообразных методических приемов.
Воспитатель развивает мышление и все стороны речи детей на том содержании,которое дает им ознакомление с окружающей жизнью: бытом семьи и детского сада, трудом людей, общественными событиями и явлениями, живой природой, предметным миром. Познание ребенком окружающей действительности становится более четким, осознанным благодаря тому, что оно облекается в словесную форму, так как в языке регистрируется и закрепляется познавательная деятельность человека.
В детском саду не только учат детей свободно владеть речью в непосредственном общении,но и воспитывают умение вежливо разговаривать с товарищами и взрослыми в разных условиях: высказываться на занятиях, разговаривать друг с другом в повседневной жизни, отвечать на вопросы взрослых, выполнять словесные поручения, например спросить, который час, узнать, что будет на завтрак и т. п.
Детей учат общепринятым вежливым формам речевого общения: знакомых взрослых называть по имени и отчеству, на «вы», друг друга называть по имени (Полина, Алим, Стасик и т. п.); использовать общепринятые вежливые формы обращения (спасибо, пожалуйста, до свидания, здравствуйте, с добрым утром и т. п.): во время разговора со взрослым не опускать голову, а смотреть им в лицо, отвечать, разговаривать без крика, но достаточно громко, так, чтобы собеседнику было слышно, не «мямлить»; совершенно недопустима развязность ребенка по отношению ко взрослым, поэтому воспитатель учит детей не вмешиваться в разговор взрослых, не прерывать их речи, быть общительным и приветливым.
Воспитание культуры речи тесно связано с воспитанием чувств, морального облика детей. Вежливость, культура речи должны выражать подлинное отношение к людям – дружеское расположение к товарищам, любовь к родным и близким, уважение к старшим.
Учитывая индивидуальные особенности поведения детей, воспитатель приучает их слушать и понимать речь взрослых, запоминать то, что говорится на занятиях, слушать речь своих товарищей в играх и на общих занятиях, сдерживать себя, говорить тихо, когда другие занимаются или отдыхают. Всеми этими качествами ребенок, приходящий в детский сад, еще не обладает, воспитание их требует кропотливого и настойчивого труда педагога в течении всего пребывания ребенка в детском саду.
Перед детскимсадом стоит еще одна важная задача: воспитать у детей интерес и любовь к художественному слову.
Художественная литература влияет на умственное, нравственное и эстетическое развитие детей, и вместе с тем она является одним из средств развития и обогащения их речи. В дошкольные годы жизни ребенка его нужно ввести в прекрасный мир народного творчества, познакомить с лучшими книгами детских писателей (русских, украинских, белорусских и др., с доступными этому возрасту произведениями классиков отечественной литературы, а также зарубежных детских писателей. Благодаря художественной литературе, детям становится ближе и понятнее внутренний мир человека, его чувства, поступки, его отношение к другим людям, природе.
Художественная литература обогащает эмоции детей. Слушая чтение, дети сочувствуют герою, переживают вместе с ним его приключения, невзгоды и победы.
Воображение ребенка следует за течением рассказа, сказки и одну за другой рисует картины. Способность человека воссоздавать образ по слову чрезвычайно ценна, и эту способность помогает развивать художественная книга.
Ребенок видит, слышит, осязает, обоняет, вкушает, взвешивает, сравнивает, и совокупность всех чувственных впечатлений образует в первые же годы его жизни тот фундамент, на котором мало-помалу будет расти здание его представлений и знаний, а стало быть и богатство языка. Степень ясности и определенности этих представлений,а в связи с этим устойчивости и точности языка находится в зависимости от двух условий: меры участия в образовании этих представлений возможно большего числа внешних чувств и мер активности, проявляемой самим ребенком в процессе наблюдения и постижения окружающей его действительности.
Воспитательница следит за тем, чтобы каждое чувственное завоевание связывалось со словом. Она стремится к тому, чтобы дети называли предметы, их признаки, действия, соотношения, чтобы они умели описать то, что видят, умели сравнивать.
Воспитательница в совершенстве владеет родным для детей языком, выдвигая в своем языке тот образец, которому дети могут следовать, владеет всеми методами развития языка ребенка, признанными педагогикой. Формы живого слова, которыми она пользуется, служат не только для осмысления наглядного материала, но и для воздействия на высшие чувства.
Обучение языку идет рука об руку с развитием любви к лучшим образцам родной литературы, потребности быть в общении с ними, черпать в них радость и вдохновение.
Живое слово, образная сказка, рассказ, в должное мгновение и с должной выразительностью прочитанное стихотворение, народная песня царят в детском саду, как и в семье, и готовят ребенка к дальнейшим, более глубоким художественным восприятием.
Ребенок живо, всем существом своим отзывается на эти эстетические впечатления; он подражает и матери, и воспитательнице и сам рассказывает, декламирует, поет, жестикулирует, импровизирует. Его литературные вкусы слагаются на лучших образцах.
Обучение ребенка начинается задолго до того времени, когда его засаживают за букварь и перо. Руководить именно этим обучением и есть основная задача детского сада. Расширяя методически, шаг за шагом, число представлений детей, неизменно памятуя, что отнюдь не глаза и не руки, а ухо является краеугольным камнем развития их языка, влияя путем обдуманно подобранного, ценного литературного материала на их чувства, на выработку художественных вкусов, детский сад совместно с семьей готовят школе именно тех учеников, за которых она всегда скажет им горячее спасибо.
Итак, какова же роль детского сада в развитии речи ребенка? Ее трудно переоценить. В детском саду учат детей правильно говорить на родном языке в непосредственном общении с окружающими людьми (элементарным формам диалогической и монологической устной речи, воспитывают навыки организованной речевой деятельности, обогащают словарь, воспитывают любовь к художественному слову. Все это осуществляется воспитателем в соответствии с программой каждой возрастной группы в течении всего пребывания в детском саду.
К концу дошкольного возраста большинство детей полностью усваивает звуковую сторону родного языка, значительную часть словаря и грамматический строй устного разговорного языка; к семи годам речь детей стоит на уровне бытового разговорного языка окружающих их взрослых.
Источник
Детский сад развивает все детские способности и наклонности, а между последними нет более существенной и важной по значению, чем способность владеть речью. Поэтому систематическое обучение речи, методическое развитие речи и языка должны лежать в основе всей системы воспитания в детском саду.
Детскому саду должно быть вменено в обязанность создать такую конкретную обстановку, среди которой речь детей смогла бы развиваться правильно и беспрепятственно.
Ребенок видит, слышит, осязает, обоняет, вкушает, взвешивает, сравнивает, и совокупность всех чувственных впечатлений образует в первые же годы его жизни тот фундамент, на котором мало-помалу будет расти здание его представлений и знаний, а стало быть и богатство языка. Степень ясности и определенности этих представлений, а в связи с этим устойчивости и точности языка находится в непосредственной зависимости от двух условий: меры участия в образовании этих представлений возможно большего числа внешних чувств и меры активности, проявляемой самим ребенком в процессе наблюдения и постижения окружающей его действительности.
Воспитательница следит за тем, чтобы каждое чувственное завоевание связывалось со словом. Она стремится к тому, чтобы дети называли предметы, их признаки, действия, состояния, соотношения, чтобы они умели описать то, что видят, умели сравнивать.
Воспитательница должна в совершенстве владеть родным для детей языком, выдвигая в своем языке тот образец, которому дети могут и должны следовать, владеть всеми методами развития языка ребенка, признанными педагогикой. Формы живого слова, которыми она пользуется, должны служить не только для осмысления наглядного материала, но и для воздействия на высшие чувства, скрывающиеся у детей под наплывом внешних представлений, пробуждающихся у детей очень рано.
Обучение языку, в смысле привития навыка в беглой литературно правильной устной речи, должно идти рука об руку с развитием любви к лучшим образцам родной литературы, потребности быть в общении с ними, черпать в них радость и вдохновение. Руководительница детским садом, опираясь на знание языка, вынесенное ее питомцами из семьи, должна использовать все доступное в родной поэзии, искусстве для воспитания вкусов и языка детей путем живого слова и мелодии.
Живое слово, образная сказка, рассказ, в должное мгновение и с должной выразительностью прочитанное стихотворение, народная песня должны царить в детском саду, как и в семье, и готовить ребенка к дальнейшим, более глубоким художественным восприятиям.
Ребенок живо, всем существом своим отзывается на эти первые эстетические впечатления; он подражает и матери, и воспитательнице из детского сада и сам рассказывает, декламирует, поет, мимирует, жестикулирует, импровизирует. Его литературные вкусы слагаются на лучших образцах.
Обучение ребенка начинается задолго до того времени, когда его засаживают за букварь и перо. Руководить именно этим обучением и есть основная задача детского сада. Расширяя методически, шаг за шагом, число представлений детей, неизменно памятуя, что отнюдь не глаза и не руки, а ухо является краеугольным камнем развития их языка, влияя путем обдуманно подобранного, ценного литературного материала на их чувства, на выработку художественных вкусов, детский сад совместно с семьей готовят школе тех учеников, за которых она всегда скажет им горячее спасибо.
Обучение родному языку прежде всего заключается в том, чтобы, вызывая в душе ребенка чистые художественные впечатления, будя в нем восторг, симпатии, увлечение, опирающиеся на яркие художественные представления, живым примером склонять его к отражению всего этого в литературно-художественном слове.
Сила воображения и способность подражать развиты в детях в высшей степени. Если вы хотите заставить их усвоить что- либо, старайтесь заставить их действовать в определенном, желаемом направлении.
Самодеятельность лучше чего-либо свидетельствует, что то или другое знание или мысль ребенком усвоены. Он поет — и при этом учится петь; рисует, лепит — и развивает свой глаз, осязание, чувство меры. Он научается понимать то или другое лицо, героя, животное, переживая в воображении их жизнь, подражая им.
Это не значит, что он фактически воспроизводит слышанную им сказку; он воспроизводит ее, действуя в воображении. Когда он в темной комнате вспоминает сказку о Красной Шапочке, он весь во власти воспринятой им драмы, — в воображении действует за всех: он сам и страшный волк, и маленькая девочка, и больная бабушка. То, что дети видят и слышат, они переживают сами; переживают наиболее интенсивно то, что любят, что их интересует, чем восхищаются.
Сила подражания питается теми симпатиями и влечениями, которые поддерживает и развивает воображение ребенка, и сила эта играет огромную роль в развитии языка детей. Она является главным орудием, которым прежде всего должен пользоваться каждый учитель.
Благодаря этой творческой подражательной способности детей прежде всего развивается их устная и письменная речь, формируется стиль; загораются любовь, восторженное отношение к родным поэтам, потребность словом передать вызванные ими чувства и переживания.
Благодаря этой способности к подражанию в человеке вообще, а в детях по преимуществу, окружающий мир и играет такую огромную роль в жизни. Родной язык создает ту внутреннюю атмосферу, которую обусловливают те влияния, с которыми человек приходит в ежедневное словесное соприкосновение, а между последними влияние художественной литературы играет первенствующую роль.
Но мы не должны забывать, что в первые годы жизни и развития детей язык является только одним из многочисленных способов, которыми они выражают свое внутреннее содержание. Эти средства выражения очень разнообразны, и ребенок пользуется ими с искусством подчас поистине изумительным. Он не станет передавать языком того, что он может легче и лучше выразить другим способом. Слово является для него только одним из этих способов и далеко не самым легким. Для многих из своих мыслей и представлений он не находит подходящих слов, но он выражает их по-своему, другими, более доступными путями. Жесты, звукоподражания, краски, глина, карандаш, бумага, кусочки дерева, камешки — да всего не перечислить — являются языком его, заменяющим слово.
Представление должно предшествовать слову. Слово, не опирающееся на ясное представление, лишено ценности. Представления возникают в детской душе вначале смутные, неустойчивые. По мере того как они дифференцируются, приобретают яркость и определенность, ребенок стремится укрепить их доступной ему, наиболее легкой творческой работой. Наша мысль становится более определенной, понятной для нас самих, если мы ее запишем, «прикрепим» к бумаге. Ребенок в дошкольный период писать не может, а потому он зарисовывает свои мысли и представления.
Этой огромной наклонностью детей графически передавать свой внутренний мир, свои мысли и чувства в широчайшей степени должны пользоваться семья, детский сад, по мере возможности и школа для развития их речи. Ребенок способен проводить часы за рисованием. Целые листы бумаги покрываются изображениями людей, подобий животных, зданий, различных предметов, часто ему одному понятными каракулями. Это он закрепляет на бумаге все представления, в течение известного периода возникшие в его душе, их комбинации и сплетения.
Если взрослый человек запишет свои мысли, то с тем, чтобы к ним возвращаться, их перечитывать, обдумывать и отделывать словесную форму, в которую они вылились. Ребенок не способен на такую сознательную работу. Он нарисовал — и бросил; его мысль и воображение уже цепляются за другое.
Но дело матери и окружающих — не дать пропасть этой интересной и полезной работе его, использовать ее в целях обучения ребенка выражать свои мысли не только графически, но и словом. Если этим целям в высокой степени служит каждая картинка, о чем речь будет впереди, то во сколько раз ценнее картинка, являющаяся творчеством самого ребенка. Рисунки детей должны служить одним из первейших средств к развитию их речи. Их надо собирать. Отношением, полным интереса к ним, следует поощрять ребенка, пояснять их словом. Дети отзываются обыкновенно на это с полной готовностью.
Мать с интересом рассматривает совместно со своей дочкой или сынишкой изображенный ими рисунок: «Ах, какой хорошенький домик! А что это у него на крыше?» — «Труба, а это дым». — «А это что? Кошечка на крыше?» — «Да нет, мама, это голубок сидит, разве ты не видишь!» — «Ах, да, конечно, голубок; теперь я вижу. А сколько окон в твоем домике? Ну-ка, посчитай. А это что у домика?» — «Кустик, под ним лежит лопата». — «Чья же лопата?» — «Олина». — «Вот какая неаккуратная девочка, взяла и бросила свою лопату. А где же сама Оля?» — «А вой она, на качелях». — «С кем же она?» — «С Колей». И т. д.
В памяти ребенка еще раз возникают все те картины и представления, которые послужили исходной точкой для его рисунка; от повторения они приобретают еще большую яркость и при помощи наводящих вопросов мало-помалу начинают выливаться в точное, соответствующее слово. И это слово — наивысшей ценности: оно опирается на содержание, дорогое для ребенка, прочувствованное и усвоенное им, насильственно ему не навязанное, а, так сказать, вылившееся из его души.
Для этих же целей могут служить и другие виды творчества детей: их лепка, строительство всякого рода, игрушки, игры и т. п.
Только ребенок, понимающий, что он говорит, соединяющий с произносимым словом отчетливое представление, надежно овладевает родным ему языком.
Источник