Роль детского фольклора в развитии личности ребенка
Министерство
Образования Республики Саха (Якутия)
ГОУ Якутский
педагогический колледж
Контрольная
работа
по дисциплине
«Детская литература»
на тему:
«Устное народное
творчество и его роль
в формировании личности
ребенка»
Выполнила: студентка 5 курса
Якутск
2010
План
1. Понятие
о фольклоре 3
2. Роль
фольклора в формировании личности ребенка
4
3. Классификация
жанров детского фольклора 5
4. Малые
формы фольклора
7
5. Анализ
«Программы воспитания и обучения в детском
саду»
10
Практическая
часть 12
Список
литературы 15
1. Понятие
о фольклоре
Фольклор
– это словесное устное творчество.
Ему присущи свойства искусства
слова. Этим он близок к литературе.
Вместе с тем он имеет свои специфические
особенности: синкретизм, традиционность,
анонимность, вариативность и импровизация.
В.
П. Аникин к детскому фольклору относит
«творчество взрослых для детей,
творчество взрослых, ставшее со временем
детским, и детское творчество в
собственном смысле слова» [17,88]. Это
мнение разделяют Э. В. Померанцева,
В. А. Василенко, М. Н. Мельников и др. Упомянутые
исследователи характеристику детского
фольклора, как правило, начинают с рассмотрения
произведений, созданных взрослыми и исполняемых
ими для детей (колыбельные песни, пестушки
и потешки).
Другие
ученые к детскому фольклору относят
только те произведения, которые созданы
и исполняются самими детьми. Так, известный
исследователь детского фольклора Г. С.
Виноградов, возражая против отнесения
к детскому фольклору «творчества взрослых
для детей», писал: «Обычно эту группу
словесных произведений относят к детскому
фольклору. К такому отнесению мало оснований.
Детский фольклор составляют произведения,
которые не включает репертуар взрослых;
это совокупность произведений, исполнителями
и слушателями которых являются сами дети.
Рассматриваемая же группа, как творчество
взрослых для детей и составляющая репертуар
главным образом взрослых, должна быть
обособлена: это создание матери и пестуньи,
это — материнская поэзия, или поэзия
пестования».
Детский
фольклор — это прежде всего произведения,
созданные и исполняемые самими детьми.
Он отличается от фольклора взрослых как
по своему содержанию, так и по художественной
норме.
Вместе
с тем следует отметить, что
в детский фольклор проникают
и произведения взрослых. Дети почти
всегда присутствуют при исполнении фольклора
взрослыми, нередко усваивают его отдельные
произведения. На определенной стадии
некоторые традиционные жанры угасают,
исчезают в фольклоре взрослых; переходят
к детям, живут как органическая составная
часть детского фольклорного репертуара.
Видоизменяясь, эти произведения приобретают
признаки детского фольклора и становятся
органической частью детского фольклорного
репертуара.
В
заключение следует сказать, что
к детскому фольклору относится
произведения, во-первых, созданные самими
детьми, во-вторых, заимствованные детьми
у взрослых, но переработанные в соответствии
с психологией и потребностями детского
возраста.
2. Роль
фольклора в формировании
личности ребенка
Целенаправленное
и систематическое использование
произведений фольклора в детском саду
позволит заложить фундамент психофизического
благополучия ребенка, определяющий успешность
его общего развития в дошкольный период
детства.
Первое
знакомство ребенка с народной поэзией
начинается с малых фольклорных
форм: пестушек, потешек, прибауток, считалок,
поговорок, скороговорок, песенок-небылиц.
И хотя они состоят из нескольких строк
незатейливых по содержанию и простых
по форме, однако, таят в себе немалые жанровые
богатства.
Детский
фольклор обширная область устного народного
поэтического творчества. Это целый мир
— яркий, радостный, наполненный жизненной
силой и красотой. Он соседствует с миром
взрослых, но не подвластен ему и живет
по своим законам в соответствии со своим
ведением природы и человеческих отношений.
Дети с живым интересом вглядываются в
жизнь взрослых и охотно заимствуют их
опыт, но видоизменяют и выкраивают приобретенное.
Мысль детей связана с конкретными образами
— в этом ключ к тайнам детского художественного
творчества. Особенности детской психики,
мышления определили отбор произведений
детского фольклора.
3. Классификация
жанров детского фольклора
Произведения
детского фольклора исполняют взрослые
для детей (материнский фольклор)
и сами дети (собственно детский
фольклор).
Материнский
фольклор включает произведения, созданные
взрослыми для игры с совсем маленькими
детьми, (до 5-6 лет). Они побуждают ребенка
к бодрствованию и физическим действиям
(определенным движением), вызывают интерес
к слову. Фольклор, исполняемыми самими
детьми, отражает их собственную творческую
активность в слове, организует игровые
действия детского коллектива. В него
входят произведения взрослых, перешедших
к детям, и произведения, сочиненные самими
детьми.
Колыбельные
песни – одни из древних жанров
детского неигрового фольклора, исполняемый
женщинами над колыбелью ребенка с целью
его успокоить, усыпить; часто заключает
в себе магические (заклинательные) элементы.
Пестушки
– коротенькие приговоры взрослых,
имеющие назначение успокоить ребенка.
Прибаутки
– произведения шуточного характера,
представляющие собой шуточный диалог,
обращение, смешной эпизод, построенный
на алогизме.
Докучные
сказки – шутки, сочетающие сказочную
поэтику с насмешливым или
издевательским содержанием.
Потешки
– небольшие рифмованные приговоры,
имеющие цель не только позабавить
детей, но и вовлечь их в игру.
Скороговорки
– народнопоэтические произведения,
построенные на сочетании звуков,
затрудняющих быстрое и четкое произнесение
слов, иногда имеющее смысл поговорки.
Дразнилки
– своеобразный жанр детского фольклора,
шутливые, часто обидные стишки, высмеивающие
участника ссоры.
Поддевка
– разновидность дразнилки, содержащая
вопрос, таящий в себе лукавый подвох.
Небылица
– пришедшая в детский фольклор
из скоморошьего, ярмарочного фольклора
разновидность прибауточного жанра.
Отличительной чертой небылицы является
оксюморон – стилистический прием, состоящий
в соединении несоединимых, противоположных
по смыслу понятий, слов, фраз, в результате
которого возникает новое смысловое качество.
Перевертыш
– пришедшая в детский фольклор
из скоморошьего, ярмарочного фольклора
разновидность прибауточного жанра. Отличительной
чертой перевертыша является перверсия
– перестановка субъекта и объекта, а
также приписывание субъектам, явлениям,
предметам признаков и действий, заведомо
им не присущих.
Заклички
– короткие рифмованные приговоры,
обращения в стихотворной форме
к различным явлениям природы, имеющие
заклинательный смысл и уходящие
своими корнями в древний обрядовый
фольклор взрослых.
Приговорки
– стихотворные обращения к живым
существам, имеющие заклинательный смысл
и уходящие своими корнями в древний обрядовый
фольклор взрослых.
Считалки
– короткие, часто шутливые стихи,
которыми начинаются детские игры (прятки,
салки, лапта и т.д.).
Игровые
песни, припевки, приговоры – стишки,
сопровождающие детские игры, комментирующие
их этапы и распределение ролей участников.
Молчанки
– стишки, которые произносятся
для отдыха после шумных игр; после
стишка все должны замолкнуть, сдерживая
желание засмеяться или заговорить.
Страшилки
– устные рассказы-пугалки.
4. Малые
формы фольклора: колыбельные,
пестушки, потешки, прибаутки,
дразнилки, небылицы,
скороговорки, считалки,
загадки, заклички
Колыбельные
песни, выражая нежность и любовь
к ребенку, имели вполне определенную
цель усыпить его. Этому способствовали
спокойный, размеренный ритм и монотонный
напев. Корни колыбельных песен уходят
в древность.
Пестушки,
потешки, поскакушки побуждали ребенка
к бодрствованию, обучали его
двигать ручками, ножками, головкой,
пальчиками.
Как
и в колыбельных песнях важную роль
играл ритм, однако характер его иной –
бодрый, веселый.
Среди
прибауток особое место занимают
небылицы – перевертыши, известные
также в развлекательном фольклоре
взрослых. Их установка создать комические
ситуации путем нарочитого смешения,
реальных предметов и свойств. Если это
вызывает у ребенка смех, значить, он правильно
понимает соотношение вещей и явлений.
Персонажи небылиц ведут себя несообразно
действительности, на что может прямо
указываться.
Пестушки
связаны с поглаживанием ребенка,
с его первыми движениями; поскакушки
– с подскакиванием на коленях у взрослого;
потешки – с элементами сюжета, игры (“ладушки,
ладушки…”; “идет коза рогатая…”). В
них появляются перечисления, диалоги.
Прибаутки
– это песенки или стишки, увлекающие
ребенка своим содержанием. Содержание
прибауток яркое и динимическое. Прибаутки
содержат первые назидания: упрямый козел
съеден волками, кисонька — мурысонька
не оставила маслица, чтобы угостить другого…
Однако
главная роль прибауток – познавательная.
Ребенок узнает о людях, животных, явлениях,
предметах, об их типических свойствах.
Часто по этому служат кумулятивные сюжеты:
огонь выжигает лес, вода гасит огнь, быки
выпивают воду и т.д.
Жеребьевки
или (“сговоры”) определяют деление
играющих на две команды, устанавливают
порядок в игре. Это лаконичные произведения,
иногда рифмованные, содержащие обращение
к маткам (представителям от каждой группы)
и вопрос, в котором предлагается выбор.
Создавая жеребьевки, дети часто импровизировали
на основе сказок, песен, пословиц, поговорок,
загадок, небылиц (коня вороного или казака
удалого?; наливное яблочко или золотое
блюдечко?).
Считалки
применяются для распределения
ролей в игре, при этом решающее
значение имеет ритм. Ведущий произносит
считалку ритмично, монотонно, последовательно
прикасаясь рукой каждому участнику игры.
Считалки имеют короткий стих (от 1 до 4
слогов). Корни считалок уходят в древность.
Исследователи обнаруживают связь детских
считалок со старинными формами гаданий
(выбор водящего по средством случая),
с архаичной верой число и с условной речью,
возникшей на основании табупрования
чисел.
Заклички
и проговорки – генетически наиболее
древние формы детских словесных
игр. По происхождению они связаны
с календарными обрядами взрослых,
а также с древними заговорами
и заклинаниями.
Заклички
– это песенки, обращенные к природе
(солнцу, дождю, радуге) и выражающие
призыв или просьбу. Дети обращались
к силам природы как к мифологическим
существам, старались их умилостивить,
обещали жертву.
Заклички
выкрикивались хором, нараспев. В отличии
от них, приговорки произносились индивидуально
и негромко. Они содержали просьбу – заговор,
обращенный к улитке, божьей коровке, мышке.
Просьба состояла в том, чтобы показать
рожки, взлететь, обменять выпавший зуб
на новый.
Приговорки
произносить также перед нырянием
в реку; для того, чтобы избавиться
от воды, попавшей в ухо во время
купания;
Излюбленной
словесной игрой детей старшего
возраста были и остаются скороговорки
– быстрое повторение труднопроизносимых
слов. Ошибки в произношении вызывают
смех. Играя, дети одновременно развивают
органы артикуляции. Молчанка – это стихотворный
уговор молчать. Но часто содержание ее
настолько комическое, что уговор выдержать
дети долго не могут, и вскоре кто-то из
них обязательно, к немалому торжеству
остальных, засмеется.
Загадки
также принадлежат в равной степени
фольклору взрослых и детей: взрослые
загадывали их детям для развития
сообразительности. Это один из древнейших
жанров русского фольклора, входящий в
земледельческий и свадебный обряды.
В старину люди верили в магическую силу
загадок, верили, что, отгадывая загадки,
они подчиняют себе природу, животных,
растения. Постепенно загадки теряли магическое
значение и становились одним из средств
воспитания, развития наблюдательности,
мышления, воображения.
Источник
Роль фольклора в развитии детей
Консультация.
Понятие «фольклор» в переводе с английского языка означает — народная мудрость. Фольклор представляет собой словесное, устное художественное творчество, которое возникло в процесс становления, формирования речи человека. Соответственно, переоценить влияние фольклора на развитие ребенка практически невозможно.
В процессе общественного развития возникали различные формы и виды устного словесного творчества — фольклора. При этом некоторые виды и жанры фольклора прожили очень длительную жизнь. Как и любое другое творчество, искусство, фольклор способен оказывать значительное влияние на развитие ребенка, при этом в фольклоре заложена мудрость многих поколений народов, а значит влияние народного творчества на развитие ребенка будет только позитивным.
В первую очередь, фольклор помогает развивать речь. Чем отличаются многие фольклорные произведения, будь то пословицы, притчи или сказки? Они характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационных нюансов — это не может не отразиться на речи ребенка. Чем раньше вы начнете знакомить малыша с фольклором, тем чаще вы станете это делать, тем больше шансов на то, что ваш ребенок раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои мысли, свои эмоции.
А между тем, правильно поставленная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Грамотная, эмоционально насыщенная речь позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив.
Это, в свою очередь, приводит к формированию адекватной самооценки, к ощущению того, что нашел свое место в этом мире, к уверенности в себе. Ведь каждый родитель стремится к тому, чтобы его малыш мог быть уверен в себе, в своих силах, а потому имеет смысл знакомить своего ребенка с фольклорными произведениями как можно раньше.
Одной из фольклорных форм являются поговорки и пословицы, представляющие собой особый вид поэзии, который веками впитывал в себя опыт и мудрость многих поколений. Используя в своей речи поговорки и пословицы, дети могут научиться лаконично, ярко и ясно выражать свои чувства и мысли, научиться окрашивать свою речь, развить умение творчески употреблять слово, образно описывать предметы, давая им яркие и сочные описания.
Еще одним интересным жанром фольклора являются загадки. Придумывание и отгадывание загадок оказывает весьма сильное позитивное влияние на развитие речи ребенка. Загадки обогащают детскую речь за счет многозначности некоторых понятий, помогая замечать вторичные значения слов, а также формируют представление о том, что такое переносное значение слова. Кроме того, правильно подобранные загадки помогут усвоить грамматический и звуковой строй русской речи. Разгадывание загадок позволяет развивать способность к обобщению, анализу, помогает сформировать умение делать самостоятельные выводы, развить умение лаконично и четко выделять наиболее выразительные, характерные признаки явления или предмета.
Наконец, особое внимание стоит обратить на народную лирику, которая занимает особое место в мире фольклора. Состав песенного лирического фольклора гораздо разнообразнее многих фольклорных жанров, будь то героический эпос или даже сказки. Так, первые фольклорные песенки малыш слышит сразу же после рождения — мамы убаюкивают малышей ласковыми, спокойными колыбельными песенками, а иногда мама убаюкивает и еще не родившегося малыша.
Кроме того, родители развлекают детей потешками, играя с их ручками и ножками, пальчиками, подбрасывая на руках или коленях. Кто из нас не слышал, не играл со своими ребенком в «сороку-ворону, которая кашку варила» или в «ладушки-ладушки». Многие пестушки сопровождают первые сознательные движения ребенка, помогая ему таким образом «закреплять пройденный материал», ассоциировать свои действия со звуковым его сопровождением, налаживая связь между действиями и речью.
Резюмируя, можно сказать о том, что фольклор в развитии детей играет важнейшую роль. Фольклор не только развивает устную речь малыша, но также позволяет обучить его нравственным нормам. Фольклорные произведения представляют собой уникальное средство для передачи мудрости, накопленной многими поколениями.
Источник
Роль фольклора в формировании личности ребенка
Кузнецова Наталья Юрьевна,
музыкальный руководитель ГБДОУ №41
адмиралтейского района Санкт-Петербурга
Фольклор — это устное словесное и музыкальное народное творчество,
искусство, создаваемое народом и бытующее в широких народных массах.
Фольклорные произведения существуют сотни и тысячи лет в устной форме.
В более широком смысле кроме словесных жанров, сюда включают всё народное творчество, проявления духовной (а иногда и материальной) культуры народа — язык, верования, обряды, ремёсла.
Народная мудрость научила людей правильно подходить к формированию личности. С рождения ребенок слышал колыбельные, успокаивающие ребенка, пестушки, потешки, попевки. Для каждого режимного момента существуют свои приговорки, потешки.
При расчесывании волос:
Расти коса до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят,
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся,
Маму, дочка, слушайся.
При умывании или купании:
Гуси-лебеди летели,
В чисто поле залетели,
В поле баньку отыскали,
Лебеденка искупали.
При обучении шитью:
Иголка, иголка,
Ты остра и колка,
Не коли мне пальчик,
Шей сарафанчик!
При пробуждении:
Потягунюшки-порастунюшки,
Поперек — толстунюшки,
В ручки — хватунюшки,
В ножки — ходунюшки,
В роток — говорок,
А в головку — разумок.
А как полезны потешки при поглаживании младенца, ведь это не просто массаж, это установка на будущее, формирование человека, его нравственных норм:
Сорока-ворона
Кашку варила,
Кашку варила,
Деток кормила.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
И этому дала,
А этому не дала,
Ты дров не носил,
Ты каши не варил,
Нету тебе ничего!
Фольклор способствует также эмоциональному общению. Непосредственные касания, поглаживания, массаж благоприятно влияют на физическое здоровье детей. А поэтический текст настраивает слух ребенка для восприятия акустических волн, способствует развитию ритмического, тембрового, звуковысотного слуха.
Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии. Благодаря этому, еще задолго до ознакомления со сказками, былинами и другим крупными жанрами русского фольклора на материале детского фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию наших истоков — русской народной культуры.
Фольклор вызывает у детей положительные эмоции, укрепляет жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо и что плохо, что красиво и что некрасиво, учит добру.
Фольклор дает детям самые главные и простые понятия о жизни, обществе, взаимодействии друг с другом. Он отражает его взаимоотношения с природой, жизнь в коллективе, познании себя, в обществе, своего места в нем.
Фольклор воспитывает у детей эстетическое отношение к природе, к труду, ко всей окружающей действительности, учит видеть прекрасное в человеческих отношениях.
Произведения фольклора дают богатейшие возможности для умственного развития, и в особенности для эстетического воспитания детей.
Фольклор составляют также загадки, пословицы, песни, игры. Благодаря знакомству с различными видами русского народно-песенного творчества дети более глубоко проникают в образный мир произведений русских композиторов. Нравственный смысл, мотивы и идеи, заложенные в русской народной песне, обладают огромной воспитательной силой.
Дети, подрастая, участвуют в коллективных играх, а потом и сами придумывают новые считалки, загадки, игры.
Фольклорные произведения дают богатейшую основу для закладки личности ребенка, обогащают его эмоциональную, психическую, нравственную сферу, делая его внутренний мир интересным для него самого и для других людей.
Источник