Роль декоративно прикладного творчества в развитии ребенка
Библиографическое описание:
Голубева, Е. С. Роль декоративно-прикладного искусства в развитии творческих способностей детей / Е. С. Голубева. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 27-29. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/67/3455/ (дата обращения: 07.11.2020).
Народное декоративно-прикладное искусство —
одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного
возраста. Раннее развитие способности к творчеству, уже
в дошкольном детстве — залог будущих успехов.
Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления
детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность
мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение
всматриваться и наблюдать. В нашем детском саду большое
внимание уделяется приобщению детей к истокам народной культуры.
Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный
технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов
быта и игрушек, нет музеев. Но надо подарить детям радость
творчества, познакомить с историей народного творчества,
показать примы лепки и работы с кистью, ознакомить
с образной стилизацией растительного и геометрического
орнамента. Чтобы каждый ребенок почувствовал гордость за то, что он
гражданин России.
Свою работу по приобщению дошкольников к истокам народной
культуры страны планирую в соответствии с Образовательной
программой ДОУ, разработанной на основе комплексной программы
«Детство» под редакцией Логиновой В. И.и
Бабаевой Т. И. рекомендуют уделять серьезное внимание
приобщению дошкольников к истокам народной культуры своей
страны.
Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность
в самоутверждении и признании их творческих возможностей,
я поставили основные задачи в работе по данной теме:
Формировать устойчивый интерес к искусству народа России
и народов других стран;Развивать художественно-творческие способности у детей;
Формировать эстетическое отношение к предметам и явлениям
окружающего мира;Воспитывать самостоятельность, активность и творчество
в применении ранее усвоенных способов изображения, используя
выразительные средства.
При создании предметно-развивающей среды группы учитываем принципы
ФГТ к условиям реализации образовательной программы ДОУ. Одной
из важных задач работы по данной теме вижу создание для каждого
ребенка разносторонней развивающей среды, чтобы дать ему возможность
проявить себя. В “центре искусства” подобрала
дидактические и развивающие игр; папки с силуэтным
моделированием, различный иллюстрированный материал по темам “Гжель”,
“Дымка”, “Хохлома”, “Филимоновские”,
“Жостово” и др, оформила таблицы с элементами
народных росписей, создала условия для самостоятельной деятельности,
различный иллюстрированный материал, были приобретены подлинные
изделия декоративно-прикладного искусства, модели-плакаты для
формирования умения планировать работу по реализации замысла. Во
время работы пробуждаю в ребенке веру в его творческие
способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что
очень важно творить добро и красоту, приносить людям радость.
Интеграция образовательных областей: «Художественное
творчество», «Познание», «Социализация»,
«Коммуникация», «Труд», «Чтение
Художественной литературы», «Музыка», дает
возможность интересно и доступно сформировать систему знаний
и умений детей по данной теме.
В своей работе придерживаюсь следующих дидактических принципов:
наглядности, активности и самостоятельности, поэтапности,
индивидуально-личностной ориентации воспитания дошкольников,
познавательной выразительности, успешности, коммуникативности.
Творческие способности детей при применении декоративно-прикладного
искусства развиваю в следующих направлениях: в предварительном
создании эскизов на бумаге, в продумывании элементов узора,
в расположении их на объемах,в создании предметов декоративного
характера, умения найти собственный способ изображения и оформления
предмета, в перенесении задуманного декоративного узора на
изделия.
Всю работу строю в определенной системе, использую традиционные
и нетрадиционные формы. Творчество — это деятельность
в процессе которой создается что-то новое, в результате
поиска, использования, использования личного опыта, а также
знаний и умений, которые ребенок получил в процессе
обучения. Основной формой обучения и воспитания всё-таки
являются тематические и интегрированные занятия, в которых
фрагментарное введение познавательного материала идет в логике
с темой занятия. Тематика таких занятий направлена на
формирование устойчивого интереса детей к искусству своего
народа, на воспитание чувства любви к родному краю, Родине
В педагогическом процессе я использую народное искусство по трем
направлениям:
оформление интерьера детского учреждения, на праздниках и досуге.
ознакомление детей с народным искусством
развитие детского творчества сначала как прямое воспроизведение
образцов-эталонов, а затем — творческое осмысление
и применение
Формируя культура эстетического восприятия детей,
подготавливаю их к творчеству, потребности создавать узоры,
украшать предметы, вырабатываю желания рассматривать новые узоры
и высказывать свои оценочно-эстетические суждения. Практикую
игровые формы обучения, посещение нашего “музея” —
“Горницы” и выставок декоративно-прикладного
искусства, вечера развлечений “Русская ярмарка”,
“Масленичные гулянья”
Всю свою работу стараюсь строить так, чтобы каждый ребенок активно
фантазировал, воображал, чтобы уже начало занятия было сказочным,
увлекательным. Поэтому формы проведения НОД выбираю разные:
путешествия по старинным русским городам, знаменитым на весь мир
своими художественными промыслами, например, “Мастера из
Нижнего Новгорода”, экскурсии в сказку, превращение
в мастеров-художников.
Метод проектов считаю очень эффективным для развития творческих
способностей старших дошкольников. Помочь детям войти в мир
народной русской игрушки, познакомиться с её характерными
образами способствовал проект «Игрушка из Руси». В рамках
проектной деятельности познакомили детей с образами загорской,
полхов-майданской и семеновской матрешками. В целях
эмоционального воспитания рассматривание предметов сопровождала
художественным словом, потешками, прибаутками, образными словами,
которые используют народные мастера, звучанием народной музыки,
частушек, песен. Использование различных фольклорных речевых форм
позволяет привлекать к активному участию обычно пассивных,
застенчивых детей. Важную роль отвожу, предварительному обследованию
игрушки, предмета: рассматривание предмета, тактильно обводя рукой по
его контуру, т. е. использую «жест рукой».
Познавательно-игровой проект«Традиции и обычаи
русского народа» помог развить интерес у детей к устному
народному творчеству, народным играм. В проекте использую
элементы музейной педагогики. С помощью мультимедийного
оборудования для детей устраиваются видео-экскурсии в музеи
«Русского быта», «Русского костюма»,
«Московский кремль». В проект входят познавательный
блок: интерактивные занятия, дидактические игры, народные
и хороводные игры, танцы, чтение русских народных сказок и т. д.
и конечно, продуктивная творческая деятельность детей.
При создании декоративного орнамента, узора обращаю внимание детей на
обязательное выделение знакомых элементов и их украшения,
чередование элементов, ритмичность. Показываю, что сложный узор
состоит их простейших, знакомых геометрических частей —
точка, кружок, кольцо, прямая и волнистая линии. Если дети
затрудняются, обращаю их внимание на таблицы с элементами
и компоновку их в узоре. Стараюсь приободрить детей
пословицами и поговорками: «Терпение и труд —
все перетрут», «Умелец да рукоделец и себе и людям
славу приносит».
Очень значима организация творческих заданий с целью применения
детьми полученных знаний непосредственно в той или иной
деятельности, например “Мастеру поступил большой заказ и он
обратился за помощью к детям”. Это становится предпосылкой
к формированию устойчивого интереса к народному искусству,
его необходимости и ценности, уважение к труду и таланту
мастеров.
Немаловажный прием в развитии детского творчества —
проживание ситуации успеха. Провожу анализ всех детских работ в форме
разнообразных мини-выставок, дискуссии, круглого стола, где каждый
ребенок имеет возможность полюбоваться своей работой вместе со
сверстниками, а вечером — с родителями, услышать
добрые и такие важные для него слова: одобрения, поощрения,
восхищения.
Расширению кругозора детей в области русского
декоративно-прикладного искусства способствовал проект “Русский
перепляс”. С его помощью дети познакомились с основными
декоративными элементами в русском орнаменте. Создавая с детьми
элементы декоративного панно (силуэты девиц, парней, берез и цветов),
стремилась формировать навыки творческой изобразительной
деятельности, учила использовать цвета для русских росписей,
применять разнообразные приемы, материалы и инструменты,
стремиться к созданию выразительного образа.
Приобщая детей к народному творчеству, нельзя обойти вниманием
национально-региональный компонент. Кольская земля издревле богата
талантами. Мастера кустарных промыслов создавали поистине
неповторимые произведения, они и сегодня радуют и поражают
мастерством и вкусом.
Познакомив детей с условиями жизни, быта, культурой коренных
жителей Кольского полуострова — саамами, предлагаю детям
окунувшись в творчество — украсить поделки, силуэты
национальной одежды традиционными саамскими узорами. Дети учатся
умению составлять узоры на северные мотивы, понимать смысл узора,
отличать северный орнамент от орнаментов других народов.
Воспитание и развитие ребенка, в том числе и творческое,
невозможно без участия родителей. Чтобы родители стали
единомышленниками и создавали необходимые условия для
творческого развития своих детей, необходимо увлечь и оказать
необходимую методическую помощь.
Необходимую информацию родители получают на собраниях,
в индивидуальных беседах, консультациях, через информационные
стенды по темам: «Учить понимать прекрасное» и др.
Оформила папку-передвижку «Русский праздничный костюм».
Плодотворно проходят Дни открытых дверей: «Я —
взрослый, ты — ребенок» и «Неделя Красоты»,
где родители трудятся вместе с детьми. Результатом таких дней
становятся выставки совместного творчества, где все могут
полюбоваться на творение своих рук.
Результаты проделанной работы позволяют сделать вывод, что
использование изделий народных промыслов углубляет знания детей
о народном искусстве, развивает эстетический вкус, обогащает
изобразительное творчество. Большинство воспитанников умеют различать
изделия разных народных промыслов, рисовать узоры по изделиям
народного декоративно-прикладного искусства. Дошкольники умело
и свободно пользуются не только кистью, но нетрадиционными
способами создания узоров, самостоятельно намечают последовательность
изготовления изделий, контролируют собственные действия со словесным
объяснением. Дети нашей группы умеют выделять средства
выразительности, элементы узоров, сочетания цветов, колорит,
симметричный узор композиции характерный для той или иной росписи.
Наши маленькие художники активно применяют полученные знания, умения
в самостоятельной творческой деятельности.
Глубокий эмоциональный отклик вызывает в душе маленького ребенка
от встречи с красотой народных изделий, таких ярких, красочных,
радостных; способствует воспитанию доброты, трудолюбия, терпения,
любви к родной земле, уважения к мастерам, чьим усердием
талантом создаются такие прекрасные вещи.
Источник
ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления»
«Педагогика и психология дополнительного образования
(научно-техническое творчество)»
РЕФЕРАТ
«Роль декоративно-прикладного творчества в развитии детей»
Выполнила:
Педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД «Городская станция юных туристов»
г.Ногинск МО
Крушедольская Е.Н.
Преподаватель Беляев В.И.
Июнь 2015 г.
План:
1.Введение.
2.Основная часть
3.Заключение
Роль декоративно-прикладного творчества в развитии детей.
Мир ребенка – это сложный комплекс разнообразных зрительных, слуховых, осязательных ощущений. Чувственное восприятие мира захватывает ребенка, полностью владеет им, побуждая к созиданию, поисковой деятельности, раскрывая творческие способности, заложенные в каждом ребенке с рождения.
Как помочь ребенку раскрыть себя наиболее полно? Как создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребенка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? Что такое детское творчество? Как и почему оно возникает, развивается? В чем его смысл?
Детское творчество мы понимаем как сознательное отображение ребенком окружающей действительности, то есть тех предметов и явлений, которые ребенка волнуют, удивляют, интересуют. Но ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом, отношением к тому, что он творит. Воспроизводя явления жизни, ребенок одновременно дает им оценку, объясняет их сущность и смысл, выражает свое понимание мира.
Познавая красоту декоративно-прикладного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают чувства: радости, восхищения, восторга. Создаются условия для развития образных представлений, мышления, воображения.
Все это вызывает у ребенка стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы, которые им понравились, у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируются эстетические чувства и художественный вкус.
Занятия по декоративно-прикладному творчеству развивает у ребенка наблюдательность, образное и пространственное мышление, развивает навыки рисования, лепки, шитья.
Поскольку большинство видов декоративно-прикладного творчества предполагает кропотливый труд- это способствует развитию мелкой моторики рук и когнитивных способностей детей.
Благодаря декоративно-прикладному творчеству, у ребенка улучшается память и мыслительная деятельность, развивается усидчивость, тренируется внимание. В результате занятия способствуют общему повышению успеваемости в школе и достижению успеха во взрослой жизни.
Осваивая декоративно-прикладное творчество, дети в первую очередь учатся самовыражению. Они ведут диалог с миром, рассказывая в творчестве о своих впечатлениях и переживаниях. В развитии личности это играет огромную роль, обучая человека правильному общению с окружающим миром.
Дети учатся видеть эстетические свойства предметов, разнообразие и красоту формы, сочетание цветов и оттенков, учатся понимать, чувствовать и любить окружающий мир.
На занятиях у детей пробуждается вера в свои творческие способности, в неповторимость своей индивидуальности, вера в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
В процессе деятельности аппликацией дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, так как в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета.
Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Дети знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т. д.) и величин (больше, меньше). Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания поделки.
В процессе деятельности у детей развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус. Им не надо самим составлять цвета или закрашивать формы, Предоставляя ребятам бумагу разных цветов и оттенков, у них воспитывается умение подбирать красивые сочетания.
С понятиями ритма и симметрии дети знакомятся уже в младшем возрасте при распределении элементов декоративного узора.
Аппликации приучают малышей к плановой организации работы. Так как в этом виде искусства большое значение для создания композиции имеет последовательность прикрепления частей (сначала наклеиваются крупные формы, затем детали; в сюжетных работах — сначала фон, потом предметы второго плана, заслоняемые другими, и в последнюю очередь предметы первого плана.
Художественное творчество способствуют развитию связной речи. Это происходит тогда, когда дети активно участвуют в рассматривании и анализе предметов, рассказывают о своем замысле и последовательности его выполнения, и затем, когда они рассматривают свои рисунки, лепку и аппликации , рассказывают о том, что они изобразили; какие рисунки, лепные изображения их товарищей им понравились и почему.
Развитие речи детей, безусловно, очень важно, так как положительно сказывается и на их общении друг с другом, с взрослыми; это очень важно и для последующего обучения детей в школе. Развитие речи тесно связано с развитием мышления. Вот почему важно так строить и проводить занятия по рисованию, лепке и аппликации.
Выполнение аппликаций способствует развитию мускулатуры руки, координации движений. Ребенок учится владеть ножницами, поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на равном расстоянии друг от друга.
Рисование, лепка, аппликация, имеют неоценимое значение для всесторонней подготовки детей к школе. Эта подготовка включает формирование полной психологической готовности ребенка к школе.
Очень часто у некоторых детей появляется неуверенность в себе, страх неудачи, сомнение в собственных способностях. Они проявляют нерешительность, скованность, отказываются от попыток решить задачу или сделать что-то: «Я это не смогу», «У меня не получится».
Радость от решения любой задачи станет для него мощным стимулом развития самостоятельности, уверенности в себе, активности. Хвалите его не только за конечный результат, но особенно за готовность не отступать в случае неудачи, за поиск новых решений.
Растущему человеку важен опыт переживания успеха в разных делах – в рисовании, пении, спорте, общении с другими, в работе по дому. Он начинает ощущать себя хорошим, нужным, интересным окружающим его людям. Эта растущая уверенность в себе позволяет ребёнку успешнее справляться с трудностями.
Если у ребёнка никак не получается что-то, он может заплакать, бросить своё занятие или обратиться за помощью к взрослым. Как быть? Важно показать ему способы как справиться с обидой и раздражением. Можно рассказать о собственном опыте неудачи, и как вы преодолели эту трудность. Важно чтобы ребёнок осознал, что с неудачами сталкиваются все, и есть способы успокоить свои эмоции. Главная же радость – это справиться с делом и стать сильнее.
Если ребёнок просит помочь, не спешите делать за него или подсказывать правильный ответ. Лучшая помощь – показать направление поиска и позволить ему самому найти решение.
Советы родителям для улучшения художественно-эстетического развития детей:
— Знакомьте детей с разными видами искусства путем просмотра картин в музеях, просмотра репродукций в журналах, книгах, поездках;
— Предоставляйте возможность самостоятельно изображать предметы, животных, деревья, транспорт, людей и т.п.;
— Поддерживайте желание рисовать, лепить, заниматься аппликацией, конструировать, передавать свои впечатления в изображениях;
— Поощряйте творчество ребенка, поддерживайте его инициативу;
— Поддерживайте желание слушать музыку, эмоционально откликаться на нее, передавать свои впечатления;
— Используйте музыку в аудио — и видеозаписях;
— Научите ребенка различать «музыку природы» — пение птиц, звуки различных насекомых, шелест листьев и волн воды и т.д
— Развивайте вокальные данные ребенка, его музыкальные и актерские способности,
— Вызывайте у ребенка возвышенное, радостное самочувствие от пения;
— Привлекайте ребенка к совместному пению;
— Привлекайте к театрально-игровой деятельности;
— Создайте театр дома: разыгрывайте элементарные жизненные ситуации с игрушками, инсценируйте знакомые литературные произведения, сказки, рассказы, стихи;
— Поощряйте творчество ребенка, поддерживайте его инициативу, одобряйте удачное исполнение роли;
— Посещайте вместе с детьми театры (кукольный, драматический, юного зрителя и др.).
Родителям необходимо вспомнить собственные детские поделки и начать творить самостоятельно. Родительский азарт способен заразить самого пассивного ребенка.
Высказывания великих людей о детях:
Лучший способ сделать ребенка хорошим – это сделать его счастливым.
Оскар Уайльд
У детей нет ни прошлого, ни будущего, зато в отличие от нас, взрослых, они умеют пользоваться настоящим
Лабрюйер
У детей свое особое умение видеть, думать и чувствовать, и нет ничего глупее, чем пытаться подменить у них это умение нашим.
Жан-Жак Руссо
Каждый ребенок — художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста.
Пабло Пикассо
Вырастая, дети становятся взрослыми или поэтами.
Сергей Федин
Каждое дитя до некоторой степени гений и каждый гений до некоторой степени дитя.
Шопенгауэр
Способность снизойти до увлечений ребенка и руководить ими присуща лишь душе возвышенной и сильной.
Мишель Монтень
Воспитание детей всецело зависит от отношения к ним взрослых, а не от отношения взрослых к проблемам воспитания.
Гилберт Честертон
Если мать видит, что ребенок поступил хорошо, она непременно должна его похвалить, выразить ему свое одобрение и тем порадовать его сердце.
Абдул-Баха
Ребенок нуждается в вашей любви больше всего именно тогда, когда он меньше всего ее заслуживает.
Э. Бомбек
Ребенок, который переносит меньше оскорблений, вырастает человеком, более сознающим свое достоинство.
Фридрих Энгельс
Список литературы:
Источник