Роль деятельности в развитии современного ребенка

Роль деятельности в развитии современного ребенка thumbnail

Ребенок растет – меняются его возможности, отношение к себе и другим. Он постепенно становится частью общества. Важную роль в развитии его психики и личности играет деятельность. Ее можно разделить на предметно-манипулятивную и социальную. С одной стороны, чтобы быть частью общества, необходимороль деятельности знать и использовать социальные механизмы. С другой, нас окружает мир вещей, и учиться пользоваться ими — первейшая необходимость.

Нормальное развитие личности подразумевает переход от одного типа деятельности к другому. Это довольно жесткий ступенчатый процесс: переход между типами осуществляется только тогда, когда цель предыдущего этапа будет достигнута. Одним из важнейших типов будет игровая деятельность. Она актуальна с раннего детства и сохраняется практически до конца пубертатного периода. Это не только развлечение для ребенка, но и возможность учиться использовать предметы по назначению, моделировать жизненные ситуации.

Что такое деятельность?

Прежде чем говорить о том, какую роль играют разные виды деятельности человека в развитии его личности, нужно пояснить, что такое деятельность. Сюда относятся два больших блока понятий:

  • материальный мир;
  • социальная сфера.

Чтобы пользоваться всеми предметами обихода и орудиями труда, необходимы знания, опыт и тренировка. Когда-то мы все впервые сами держали вилку, умывались, пробовали чистить зубы. Сейчас для нас это простые, привычные действия, но так было не всегда. У ребенка перед глазами всегда есть пример — взрослые. От родителей и воспитателей, учителей мы узнаем, как роль деятельностипользоваться теми или иными предметами правильно, чтобы получить желаемый результат.

Деятельность в социальной сфере – это общение, контакты, усвоение моральных норм общества. Роль деятельности в данной сфере ничуть не меньшая. Мы точно так же учимся общаться, знакомиться, решать конфликтные ситуации, как чистить зубы или управляться с вилкой. Когда-то все бывает впервые, а чтобы достигнуть результатов, необходима тренировка.

Любая деятельность направлена на достижение определенной цели. Цель устанавливается ребенком. Самое важное здесь, чтобы в любом выбранномроль деятельности виде деятельности ребенку хотелось добиться успеха. Бесцельная деятельность не принесет каких-либо результатов. В развитии личности момент достижения цели имеет огромное значение.

Когда каким-то из видов деятельности удается овладеть, осуществляется переход к другому. Смена таких процессов способствует своевременному психическому развитию. Для ребенка это нормальное удовлетворение от достигнутого результата. Этот процесс связан с взрослением. С каждым разом увеличивается его база знаний о мире, предметах, связях между людьми.

Необходимость и потребность в деятельности

Роль деятельности очень велика для правильного развития малыша. Самостоятельная деятельность всегда будет позитивным фактором для личностного, физического и психического развития. Причем чем старше ребенок, тем разнообразнее должны быть виды деятельности. К ним можно отнести:

  • игровую деятельность;
  • направленную на обучение;
  • предметную (сюда же относится спорт);
  • общение и т.д.

Родители должны понимать, что их малыш растет. Это значит, что будут меняться его интересы, потребности. Потребность в роль деятельностидеятельности должна присутствовать, иначе не может быть и речи о правильном развитии. Ребенку интересно играть с игрушками, другими детьми. Он начинает исследовать мир, изучать его разными доступными способами. Затем начнется более осмысленная деятельность – учеба.

Важно помнить, что здоровая потребность в деятельности (любом ее виде) должна контролироваться родителями, но не ограничиваться полностью. Всем детям нужно играть: в 3 годика, 5 лет, 10 или даже в 15 лет. Желание учиться тоже совершенно нормальное в любом возрасте, с первых месяцев жизни. Уже к 2-3 годам начинает активно проявляться самостоятельность ребенка, а его действия становятся более осмысленными. Чтобы он нормально развивался, становился личностью, необходима предметная деятельность.

Ведущая деятельность

Ведущим называется обычно тот вид, который в данном возрасте, на данном этапе развития формирует более сложные психологические новообразования. Проще говоря, каждому возрастному периоду соответствуют некие типы деятельности. Они помогают ребенку лучше понять окружающий мир, отношения, себя самого. Шаг за шагом, с полученным опытом личность перестраивается, меняется. Чем ребенок старше, тем деятельность сложнее.

Тут главная особенность в том, что виды деятельности не просто меняются, а накапливаются по роль деятельностипринципу снежного кома. Чем дальше, тем больше видов деятельности могут объединяться в ведущее направление. В разном возрасте у ребенка будут меняться направления ведущей деятельности.
В развитии психики детей смена ведущих типов деятельности довольно жестко регламентирована.  Их формирование зависит от возраста, социального положения, возможностей. Переход от одного типа к другому происходит в четко определенном порядке, так как каждый тип подготавливает личность к переходу на следующий уровень.  Только это гарантирует личности ребенка нормальное, гармоничное развитие, и тут не может быть исключений.

Эмоциональное общение

От первых дней жизни до года ведущим направлением можно назвать общение. Его роль огромна: это инстинкт самосохранения — скорее научиться общаться с теми, кто рядом. В этот период малышу важно научиться устанавливать социальные контакты, получать эмоциональную отдачу. В это время он начинает распознавать людей, отличать родителей от чужих, знакомых. Мама вызывает у него больше всего эмоций: он ищет ее глазами, плачет, когда она уходит надолго. Постепенно ребенок привыкает к остальным родным и людям, которые часто появляются в поле зрения.

Читайте также:  Нормативы воз развитие ребенка

Предметная деятельности

Предметно-манипулятивное направление деятельности присуще малышам от 1 до 3 лет. Это первейшая предметная деятельность, направленная на роль деятельностиформирование общественного поведения. Сейчас важнее всего научиться общаться, взаимодействовать. Малыш учится не только общению, но и обращению с самыми разными предметами. Основная особенность данного периода – повторение за взрослыми.

В этот период как можно больше стимулируйте потребность ребенка учиться что-то делать самому. Некоторым детям даже стимуляция не нужна, они сами по себе очень самостоятельные. Других же нужно подталкивать.
Манипулятивная деятельность — это, проще говоря, желание понять, как функционирует тот или иной предмет или механизм (не только осязаемый, но и социальный). Малыш видит, как мама включает телевизор с помощью пульта. Он берет его в роль деятельностируки, пробует поднимать, опускать, нажимает кнопочки. Или же учится использовать карандаши, чтобы рисовать: пытается понять на опыте, как держать, какой стороной водить по бумаге и т.д.

Если ограничивать ребенка, не давать ему учиться, самостоятельно пользоваться предметами, то он быстро потеряет интерес к учебе и всему новому. Здесь велика роль родителей, которые не должны ограничивать проявления самостоятельности у малышей 2-3 лет. Таким образом они лишь мешают нормальному процессу развития, замедляя его.

Игра

Один из важнейших видов – это игровая деятельность. Она сохраняется не только у детей, но и у взрослых людей. Ее влияние на развитие личности ребенка бесспорно. Игра — это развлечение, отдых, но еще и важная часть обучения. Играя, малыши моделируют реальные жизненные ситуации. Во время игры дети используют воображение, логику, фантазию, создают и решают проблемы. роль деятельностиРоль игры огромна, ведь это безопасная «испытательная площадка», где кроха может лучше узнать себя и других.

Важность этого вида деятельности нельзя недооценивать. Иногда мамы первоклашек демонстративно забирают игрушки, говоря «теперь ты взрослый, нужно учиться, а не играть». Для ребенка это травмирующее заявление. Посредством игры ребенок будет еще долгое время учиться общаться, понимать мир, моделировать ситуации и поведение. Постепенно это занятие будет становиться все менее значимым, но родители не должны запрещать игры.

Учеба

От 6 до 11 лет основное место в жизни ребенка занимает учеба. Сейчас важно освоить теоретические формы мышления – проще говоря, детей учат учиться. Тут важную роль играет учитель, которому нужно понимать, как заинтересовать, увлечь малышей. Сейчас стоит учитывать особенности психического развития ребенка: ему интересно все яркое, интересное, необычное. Учеба в начальных классах дает ребенку очень многое:

  • усваиваются нормы общественного поведения;
  • появляются первые планы на будущее;
  • раскрывается общественная составляющая личности;
  • волевое развитие (дети учатся разделять «хочу» и «нужно»);
  • радость от достижения цели;
  • самокритика (хочется сделать лучше других, есть возможность самостоятельно оценить значимость и качество работы);
  • формируется ответственное отношение к предметной деятельности.

Ведущая деятельность подростков

У подростков 10-15 лет сейчас два ведущих вида деятельности: общение и учеба. В развитии личности особое значение имеет социальная среда: где учится, чему, кто учит, а также с кем и как общается ребенок. Это время раскрытия своих способностей. Тут уже сами дети начинают понимать, какие они, чего они хотят, как достичь желаемого. Сейчас для них очень важно чувствовать, что они не одни. Для этого необходимо общение.

Многие родители роль деятельностиругают подростков за постоянное желание общаться по телефону, гулять, ходить друг к другу в гости. Однако тут нет ничего удивительного или негативного. Подростку важно знать, что он не один, а часть группы, и группа его принимает и поддерживает.

Для молодых людей от 15 до 18 лет вектор деятельности снова смещается на учебу, но добавляется еще и предметно-трудовое направление. Тут важно понимать, что сейчас человеку понадобится весь его предыдущий опыт. Родителям поздно обвинять 18-летнего парня или девушку в отсутствии самостоятельности или нежелании учиться, ведь в развитии личности самыми важными были ранние годы. А 17-18 годам обычно уже есть желания, планы, мечты и, главное, есть понимание того, как добиться желаемого. Это результат нормального психического развития личности.

Источник

Роль деятельности в психическом развитии ребёнка

ЗНАЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ПСИХИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Деятельность является неотъемлемой составляющей жизни человека, положительно влияя на формирование психических процессов и личности в целом.

На каждой стадии развития человека выделяют ведущие виды деятельности. По мере взросления, они усложняются.

Успешное усвоение всех видов деятельности является гарантом становления человека в дальнейшей жизни, как самодостаточного профессионала.

Цель работы – определить роль деятельности в психическом развитии ребёнка.

Задачи работы:

1. проанализировать различные теории деятельности;

2. определить существующие проблемы деятельности в современных исследованиях;

3. обозначить критерии оценки сформированности личности ребёнка;

4. охарактеризовать значение деятельности для психического развития детей.

объект исследования — ребёнок

предмет исследования- деятельность

Наиболее важные характеристики деятельности (Рубинштейн «Принцип творческой самодеятельности»)

1) субъектность — деятельность всегда осуществляется субъектом или субъектами;

2) содержательность, реальность, предметность;

3) деятельность имеет неразрывную связь с творчеством;

4) существует связь между деятельностью с самостоятельностью..

Читайте также:  Развитие ребенка с помощью игр

Существенным достижением советской психологической науки была разработка общепсихологической теории деятельности А.Н. Леонтьева, на основании культурно-исторической концепции психики Л. С. Выготского.

  Работа основывалась на следующих базовых утверждениях:

1. Деятельность нужно рассматривать как процесс, который оказывает непосредственное влияние на жизнь субъекта, которая нацелена на удовлетворение основных потребностей человека.

2. Развитие деятельности обязательно приводит к формированию психического отражения реальности в процессе эволюции.

3. Деятельность — это процесс, который переводит внешнее во внутреннее.

4. Психическое отражение проявляется в продуктах деятельности. Деятельность изменяет образ в вещественную или идеальную объективно-предметную форму. Язык при этом рассматривается как форма отражения образа в индивидуальном сознании.

5. В каждом возрасте у человека существует ведущая деятельность.

6. Деятельность осуществляется субъектом, что способствует развитию личности.

В.В. Давыдов обозначил, что базовые проблемы деятельности не решены на современном этапе психологических исследований. Он обозначает основные проблемы как таковые:

— необходимо обозначить ключевое понятие теории деятельности — понятие «преобразования», которое объясняло внешние и внутренние изменения образа объекта;

— выявление соотношения коллективной и индивидуальной деятельности;

— классификация различных видов деятельности;

— выяснение соотношения психологической теории деятельности с другими подходами изучающими человека.

Даниил Борисович Эльконин выделял следующие периоды развития ребёнка и ведущие д-ти ( слайд)

В дошкольном возрасте (от 3 до 7 лет) ведущей становится развитая игровая деятельность. Именно в ролевой, сюжетно-развитой игре ребенок обнаруживает, что окружающие его люди обладают разнообразными профессиями, включены в сложнейшие отношения, и он сам, ориентируясь на нормы этих отношений, должен учитывать не только свою, но и чужую точку зрения.

В младшем школьном возрасте (от 7 до 10 лет) ведущей становится учебная деятельность, т.е. специальная деятельность по усвоению теоретических форм мышления.

Дети подросткового возраста (от 10-11 до 15-16 лет) включаются в качественно новую систему отношений, общения с товарищами и взрослыми в школе. Авторитет родителей падает чуть ли не до нуля, тогда как авторитет ближайшего друга-ровесника сильно повышается.

Важнейшая особенность старшего школьного возраста (16-17 лет) состоит в том, что здесь ведущей деятельностью вновь становится учебная деятельность, активно сочетаемая с разнообразным трудом, что имеет большое значение, как для выбора профессии, так и для выработки ценностных ориентаций.

Важным условием эффективности развития личности в вышеупомянутых видах деятельности является ее активность, способность к сознательной трудовой и социальной деятельности, степень целенаправленного, планомерного преобразования окружающей среды и самой себя. Активность проявляется в движениях, познании окружающей действительности, в общении, влиянии на окружающих и на самого себя. Последний вид активности называют самовоспитанием.

Главными видами деятельности являются игра, учение и труд. Игру считают ведущим видом деятельности для маленького ребенка, хотя важной она является и для школьников, нередко играют и взрослые.

Обучение характерно для школьника, но учатся также взрослые люди.

Труд — вид деятельности, которую осуществляют взрослые, но работать могут и школьники.

Поэтому разделение видов деятельности по принципу, что маленькие дети играют, школьники — учатся, а взрослые — работают в определенной степени относительно. Можно согласиться лишь с утверждением, что на каждом возрастном этапе превалирует определенный вид деятельности.

Познавательная активность способствует интеллектуальному развитию ребенка. Поэтому с детства следует поддерживать детское любопытство, отвечать на вопросы ребенка, развивать в ней интерес к знаниям.

Активность личности в трудовой деятельности способствует его физическому и интеллектуальному развитию, готовит к будущему профессиональному самоопределению.

Активность ребенка в общении дает ей возможность приобрести нравственного опыта поведения, определить свое место в коллективе, учит ее подчиняться и руководить другими.

Движущей силой любой деятельности, проявления в ней активности являются потребности. Задача педагога — открыть воспитанникам многообразие полезных для их развития видов деятельности и побудить к полезным делам, сдерживая от вредных.

Вывод: Деятельность оказывает значительное влияние на человека на всех этапах его становления, при этом влияет на все компоненты психики человека косвенно или непосредственно. По этому при исследовании личности человека используют комплексный подход и деятельность исследуется сквозь призму всех психических процессов, межличностного взаимодействия, самооценки и т.д.

Эффективно освоенные ведущие деятельности на разных этапах развития человека способствуют формирования взрослой и самодостаточной личности.

Источник

Процесс становления личности ребенка осуществляется в условиях воспитания и обучения путем присвоения общественно- исторического опыта человечества. Это происходит в разных видах деятельности. В итоге ребенок входит в систему социальных отношений того общества, в котором он живет.

Освоение общественно-исторического опыта происходит в процессе активной деятельности. Активность присуща ребенку. На основе активности в процессе воспитания формируются разные виды деятельности.

Основными являются деятельность общения, познавательная, предметная, игровая, элементарная трудовая и учебная деятельность.

 Сами виды деятельности являются частью общественно-исторического опыта. Осваивая ту или иную деятельность, проявляя активность, ребенок одновременно осваивает знания, умения, навыки, связанные с этой деятельностью. На этой основе у него формируются разнообразные способности и свойства личности.

Активная позиция ребенка в деятельности делает его не только объектом, но и субъектом воспитания. Это определяет ведущую роль деятельности в воспитании и развитии ребенка. В разные периоды развития и воспитания детей разные виды деятельности сосуществуют и взаимодействуют, но роль их в воспитании и развитии ребенка неодинакова: на каждом этапе выделяется ведущий вид деятельности, в котором проявляются основные достижения развития.

Читайте также:  Фомина сенсорное развитие ребенка

Различные виды деятельности, формируясь в условиях воспитания и обучения, осваиваются ребенком не сразу: лишь постепенно овладевают ими дети под руководством воспитателей.

В состав каждой деятельности входят такие элементы: потребность, мотивы, цель, предмет деятельности, средства, действия, осуществляемые с предметом, и, наконец, результат деятельности. Научные данные свидетельствуют, что ребенок не сразу овладевает всеми этими элементами, а постепенно, и только с помощью и под руководством взрослого. Многообразие и богатство деятельности ребенка, успех в ее овладении зависят в большой мере от условий воспитания и обучения в семье, детском саду (А. Н. Леонтьев и др.)

С первых лет жизни элементарные виды деятельности являются основой формирования личностных способностей, свойств и отношения к окружающему. Так, уже в элементарных видах общения (эмоциональном и эмоционально-предметном) взрослых с ребенком раннего возраста у него развиваются первоначальные социальные потребности во впечатлениях, происходит формирование действий и представлений. По мере овладения новыми способами действий активность детей возрастает. Однако степень активности, ее динамика зависят и от органических, наследственно обусловленных предпосылок, от подражания.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

В первые годы жизни основными видами деятельности детей становятся общение со взрослыми и действия с предметами. В ходе общения воспитатели вводят детей в мир предметов. Именно таким путем дети овладевают специфической предметной деятельностью. При этом само общение становится для ребенка необходимой потребностью.

Организация предметной деятельности является одной из задач воспитания детей первых двух лет жизни и в семье, и в дошкольных учреждениях, так как в ней происходит развитие всех познавательных процессов, целей и мотивов поведения.

В этой деятельности под руководством воспитателей дети усваивают первоначальные знания об особенностях предметов, способы действий с ними, элементарные операции анализа, синтеза, абстракции, обобщения.

 Ко второму полугодию третьего года жизни ребенка предметная деятельность и общение достигают достаточно высокого уровня развития, создается основа для перехода к игровой и изобразительной деятельности.

Если активность и самостоятельность детей раннего возраста вызываются непосредственным присутствием и влиянием взрослых, то дети 4—6 лет все более самостоятельно, по собственному побуждению включаются в разнообразную деятельность. В ней возрастает роль сознания, она принимает репродуктивный, а подчас и творческий характер.

Научные исследования показали, как развивается социальная, познавательная активность дошкольников в игровой деятельности, которая в дошкольном возрасте становится ведущей. В играх под руководством воспитателей дети усваивают различные способы действий, знания о предметах, их свойствах и признаках. Дети осмысливают также пространственные, временные отношения, связи по сходству, тождеству, овладевают понятиями. Подвижные игры способствуют развитию движений, их качеств, пространственной ориентировке. В совместных играх дети осознают и усваивают отношения между людьми, значение согласования действий, расширяют представления об окружающем.

 У детей старшего дошкольного возраста содержание игровой деятельности становится многообразнее и возможности всестороннего развития детей расширяются. Игра способствует развитию воображения, углублению знаний об окружающей действительности, о труде людей, формированию коллективистических черт личности.

 Наряду с игрой в этом возрасте развиваются продуктивные виды деятельности: рисование, лепка, конструирование. Они являются источниками развития воображения, конструктивного мышления, художественных способностей, творчества.

 Регулярные трудовые задания воспитывают и развивают умения подчинять свою деятельность общественным интересам, руководствоваться общественной пользой, радоваться общим результатам труда.

 Элементарная учебная деятельность на занятиях способствует усвоению знаний об окружающей природе, общественной жизни, о людях, а также формированию умственных и практических умений.

Если в 3—4 года внимание детей в процессе обучения фиксируется на конкретных фактах и явлениях из жизни природы, людей, то обучение детей 5—6 лет направлено на усвоение существенных связей и отношений, на обобщение этих связей и формирование простейших понятий, что подводит к развитию у детей понятийного мышления. Усвоенные знания и развитые умственные способности используются детьми в разнообразных играх и труде. Все это влияет на развитие личности ребенка, формирует у него интерес к новому содержанию деятельности.

 Воспитание и развитие потребностей, чувств, мотивов, целей и других сторон личности в период дошкольного возраста достигает такого уровня, который позволяет ребенку перейти на ступень систематического обучения в школе.

Исходя из положения о ведущей роли деятельности в воспитании и развитии ребенка, необходимо организовать жизнь ребенка в учебно-воспитательных учреждениях и в семье таким образом, чтобы она была насыщена разнообразными видами деятельности. При этом должно быть обеспечено руководство ими, направленное на обогащение содержания, усвоение новых умений, развитие самостоятельности и т. п.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту

Узнать стоимость

Источник