Роль цифр в развитии ребенка
ЗАКАЗАТЬ ЗА 950 РУБЛЕЙ
Когда мы становимся родителями, хотим дать своему ребенку самое лучшее. А детская нумерология может нам в этом помочь. Нумерологический расчет – это не просто набор типовых фраз и цифр. Это индивидуальная карта вашего ребенка, в ней заложено то, что дано ему при рождении. И наша цель, как родителей – развить сильные стороны характера и ослабить то, что может навредить ребенку или будет тянуть его вниз, не давая развиваться.
Многим из нас знакомо чувство, когда душа просит одного, а родители настаивают на выборе совершенно другого. Это хорошо, если просто настаивают, а не заставляют чуть ли не силой оставить все «глупости» и подумать, наконец, о серьезной профессии, например. И получаются из творческих мальчиков и девочек бездушные экономисты, юристы и бухгалтера.
Я сейчас ни в коей мере не принижаю тех, кто выбрал для себя вышеназванные профессии. Ведь я сама бухгалтер. И это прекрасно, когда желание ребенка совпало с ожиданиями родителей. Но ведь есть и другие примеры. И тогда, спустя 5-10-15 лет неудовлетворенность своей жизнью приносит много неприятностей, в том числе и проблемы со здоровьем.
А всего этого можно с легкостью избежать. Мы живем в уникальное время, время осознанных родителей и мудрых детей. Чуть-чуть помощи от нумерологии, и жизнь засияет ещё ярче.
Детская нумерология: личная история
Уже много лет я увлекаюсь психологией, прохожу различные курсы, читаю книги, слушаю вебинары. И даже планировала пройти серьезное обучение с получением диплома психолога. Но что-то меня постоянно останавливало, какое-то внутренне сопротивление. Знаете это ощущение, когда «и хочется, и колется». Я думала, что меня смущает цена обучения и длительный срок. Но недавно всё встало на свои места.
В мою жизнь вошла нумерология. А вот ей-то как раз я сопротивлялась и почти не проявляла интереса. Смотреть и слушать нумерологов было интересно, но я никогда не примеряла на себя эту роль. И даже, когда на очередном вебинаре я выиграла 50% скидки на 1 ступень обучения западной нумерологии (а это более 10 000 рублей экономии), мое сердце не дрогнуло. И я с легкостью отказалась от участия.
Но интуиция всё же дала мне еще один шанс, направив на более короткий курс. И это была детская нумерология. Я решила, что эти знания прекрасно дополнит мои консультации для мам. Это будет давать более полную и объемную картину при возникновении трудностей в воспитании. Поэтому с радостью и воодушевлением окунулась в изучение.
Интуиция меня не подвела. Кстати, сделав себе нумерологический расчет, я узнала, что развитие интуиции и творчества является моим предназначением. Вот откуда у меня тяга к написанию книг и почему всё то, что я делаю на основании своего внутреннего голоса и подсознания, всегда приводит к наилучшему результату. А еще для меня важно принимать решения и не останавливаться после первой неудачной попытки. Сколько бы всего прекрасного у меня могло получиться, знай я об этом чуть раньше.
Но лучше поздно, чем никогда. Теперь я могу скорректировать методы воспитания своих младших детей, что-то поменять со старшим, хоть ему уже и 24 года. А еще я начала помогать родителям увидеть в их детях всё самое важное, посмотреть на них другими глазами, подарить им больше поддержки. И наконец-то стать более спокойными и понимающими мамами и папами. Ведь нумерология – это не просто цифры, это ещё и философия, и психология.
Вот какого пазла мне не хватало в психологии, цифр. Психология – это для меня что-то на уровне интуиции, то, чему не всегда можно научиться, а можно лишь почувствовать. А нумерология добавляет системности и фундаментальности.
Все те нумерологические расчеты, что я уже успела сделать, попали в самое яблочко. И я очень рада, что счастливых детей и спокойных родителей стало чуть больше.
Детская нумерология по дате рождения
Нумерология – это своеобразный путеводитель по вашей жизни. Вот почему важно сделать расчет уже в детстве, чем раньше, тем лучше. Простой расчет вы можете сделать самостоятельно. Например, для определения числа характера, которое влияет на сильные и слабые стороны личности ребенка, нужно знать только число его рождения.
Число рождения соответствует числу характера. Если ребенок родился с 11 по 31 число, эту цифру надо привести к 1 разряду, т.е. сложить. 11 число – это число характера 2 (1+1), 31 число – число характера 4 (3+1) и так далее.
А теперь прочитайте краткое описание ниже и сравните с тем, что транслирует ваш ребенок. Но учитывайте, что это всего лишь одна цифра и очень краткое описание.
Число характера 1
Ребенок – лидер. Не любит критику и советы, часто сомневается в своих силах. Развивайте его лидерские качества и уверенность в себе. Очень деятельные, всегда чем-то заняты. Хвастливы, критиканы, часто становятся тиранами. Поэтому убирайте любые проявление тирании в его окружении. Такие дети обладают хорошей памятью, но не всегда внимательны.
Число характера 2
Общительный, легкий, любит сотрудничать и взаимодействовать. С таким ребенком родителям очень легко. Очень чувствительны, прекрасно чувствуют других людей, хорошие психологи, с ними легко договариваться и легко дружить, умеют играть и редко кого могут обидеть. Могут быть нерешительными, не доводить начатое дело до конца. И их сложно заставить это сделать. Зависят от мнения других людей, поэтому задача родителей повышать самооценку с раннего детства.
Число характера 3
Жизнерадостные энтузиасты и оптимисты, привлекают к себе внимание. Имеют большой творческий потенциал. Такие дети редко капризничают, очень коммуникабельны и разговорчивы. Любят учиться и учить других, к ним нужно прислушиваться. Не хватает терпения доходить до результата. Родителям важно научить его сосредотачиваться на чем-то одном, но при этом уметь переключаться на разные виды деятельности. Т.к. их мозг постоянно находится в ментальном напряжении, работает, размышляет.
Число характера 4
Самый организованный ребенок, методичный. Зачастую медленно принимает решение. Очень самостоятельный, чем радует своих родителей. Не любит, когда вторгаются в его личное пространство. Творчески одаренный, очень многое видят (вещие сны). Очень недоверчивые, могут быть проблемы с социализацией. Хорошие интересные собеседники, но имеют склонность критиканству и колкостям. Нужно научить взаимодействию с окружающими и объяснить, что словом можно ранить.
Число характера 5
Очень любопытны, много изучают, но не глубоко. Такого ребенка не стоит заставлять заниматься чем-то одним. Его цель – многогранность. Самый беспокойный знак, нужен глаз да глаз, прячьте всё ценное под замок. Очень активные детки, свободолюбивые, любят поговорить, хорошие ораторы. Из них получаются хорошие управленцы. Часто стрессуют, легко раздражаются, любят спорить. Родителям надо уметь приспособиться к такому ребенку и его ритму жизни.
Число характера 6
Ребенку с таким числом характера необходимо общество, он всеобщий любимчики. Очень ответственные, если пообещали что-то сделать, сделают обязательно. Любят всё красивое, дружелюбны, отзывчивы, могут обидеть, но тут же помирятся. Такие дети очень чувствительны и ранимы, обижаются на критику. Могут быть не уравновешенными, необходимо следить за эмоциональным состоянием, поддерживать их уверенность в собственных силах.
Число характера 7
Единственное число, для которого нет четких рекомендаций по воспитанию. Нужно действовать интуитивно. Эти дети зачастую очень спокойны, и кажутся покладистыми. Но могут проявлять характер, т.к. имеют свои ценности и принципы, которые он не нарушит ни при каких обстоятельствах. Очень чувствительны к окружающим, могут утешить и пожалеть. Духовно развитые, умные, с хорошей интуицией, но могут быть рассеянными и витать в облаках.
Число характера 8
Рождаются мудрыми, это такие маленькие «старички», очень обаятельны. Предпочитают общение с более старшими людьми, сверстник и не интересуют. Любят спорить и очень обидчивы. Этот момент нужно контролировать, иначе все обиды будут вам потом предъявлены в довольно жесткой форме. С такими детьми нужно общаться, как с взрослыми. Из них вырастают собственники и ревнивцы, их нужно буквально убеждать в том, что они любимы.
Число характера 9
Во внешней среде могут быть агрессивными. Но такие детки очень самоотверженны и сострадательны, имеют сильный стержень. Стремятся к достижению цели, падают, поднимаются и снова идут вперед. Очень переменчивы, разносторонние. С детства нужно позволять им вникать в то, что им нравится. Имеют внутреннюю харизму и энергетику, могут вести за собой. Им нельзя гневаться, это отрицательно отражается на работе внутренних органов. Контролируйте их вспыльчивость и высокомерие.
Автор тренингов и книг для родителей, многодетная мама, бабушка, опыт материнства 24 года
Почему у детей с одинаковым числом рождения разные черты характера?
При рождении нам даются одинаковые возможности. Но мы растем в разных семьях, по-разному используем то, что заложено природой. И выбираем разные пути своего развития. Плюс к этому, число характера – это всего лишь маленькая частичка, которая раскрывает лишь небольшую часть особенностей нашей личности. Для полной картины необходимо учитывать все нюансы и данные.
Из чего состоит нумерологический расчет
Каждый раз я наслаждаюсь, составляя детский гороскоп. И удивляюсь, насколько простой файл PDF на 3-4 страницы дает объемную картинку по каждому ребенку. Детская нумерология — это реальная помощь каждой маме и папе.
Вы получите информацию:
- о сильных и слабых чертах характера
- о потенциале энергии и ресурсе тела ребенка
- о том, какая профессиональная деятельность будет наиболее благоприятна
- о талантах и предназначении
- рекомендации, как воспитывать ребенка, учитывая особенности его личности
Стоимость нумерологического расчета для ребенка – 950 рублей/13 $
Дополнительным бонусом будет 30% скидка на мои курсы и книги
Детская нумерология онлайн доступна каждому. Всё что необходимо сделать, это нажать на кнопку в форме. Я свяжусь с Вами, и уже на следующий день вы будете знать о своем ребенку чуть больше, чем знаете сейчас. Вы сможете подарить ему по-настоящему счастливое детство и яркую насыщенную жизнь, которой он будет наслаждаться на все 100. А жизнь вашей семьи изменится к лучшему и станет более гармоничной.
Заказать расчет
Вы можете заказать нумерологический расчет в подарок, оплатив подарочный сертификат.
Его можно подарить в электронном виде или распечатать.
Источник
Ци́фры – система знаков для записи конкретных значений чисел. Цифрами называют только такие знаки, которые сами в отдельности описывают определённые числа (так, например, знаки «−», «,» хоть и используются для записи чисел, но цифрами не являются). Слово «цифра» без уточнения обычно означает один из следующих десяти знаков: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9.
При знакомстве с цифрами целесообразно помнить, что дошкольник не должен уметь писать цифры и тем более «вписываться» в клетки (это школьная задача). Умение узнать цифру и соотнести ее с количеством предметов – это вполне достаточный уровень подготовки к школе по любой программе. В связи с этим можно обозначить основные цели работы педагога при знакомстве детей с цифрами:
– научить детей узнавать образ цифры в различных изображениях (печатная цифра, письменная цифра, стилизованная цифра типа цифры на почтовом индексе и т. п.);
– научить детей соотносить слово – числительное и цифру. Полезно учить детей запоминать контур цифры не только визуально (глазами), но и двигательно-осязательно (кинестезически). Для этого используют изображения цифр, вырезанные из мелкой наждачной бумаги, которые дети обводят пальцем по ходу письма цифры (последнее наиболее важно, поскольку не только готовит руку к письму цифр, но и формирует правильный мыслеобраз ее контура, помогающий освоить ее написание).
Примеры упражнений, цель которых – знакомство ребенка 3-4 лет с цифрами.
Упражнение 1
Цель: Познакомить детей с изображениями цифр 1 и 2.
Материалы: Кубики, фишки, геометрические фигурки из картона или пластика, карточки и т. п. На них написаны цифры 1 и 2, а также разные значки, буквы, символы (10-20 шт.). На карточках, фишках и плоских фигурках цифры и другие знаки пишем с двух сторон, на кубиках – со всех сторон.
Примечание: Используется прием знакомства сразу с двумя цифрами, поскольку удобно организовать сравнение двух непохожих контуров, чтобы ребенок запоминал их «на контрасте». Поскольку цифры – это условные обозначения, принятые по соглашению, при знакомстве с их изображениями используется метод показа.
Задание: Найти цифру, которую педагог показал ребенку среди различных изображений:
– Вот цифра 1. Ее пишут, когда хотят обозначить только один – один нос, один медведь… Найдите такую же цифру на кубиках и карточках, Сколько единиц Ваня нашел? Сколько Петя нашел? И т. п.
Вариант. Показывают детям сразу две цифры 1 и 2. Просят найти такие же.
Педагог просит детей показать среди предметов, используемых в упражнении, такие, которых только по одному. (Только один красный кубик. Только один зеленый треугольник.) Рядом с указанным детьми предметом педагог кладет карточку с цифрой 1. Можно предложить желающим детям сделать это.
– Найдите предметы, которых у нас по два. (Два больших синих треугольника. Два желтых кубика.) Рядом кладем карточку с цифрой 2.
Вариант. Если дети легко выделяют показанные им цифры, распознают их в любом положении (в том числе вверх ногами), можно показать им на этом же занятии цифру 3 и добавить упражнение на ее распознавание.
Упражнение 2
Цель: Закреплять представление о графическом образе цифры.
Материалы: Цифры, вырезанные из мелкой наждачной бумаги и приклеенные на картон.
Способ выполнения. Ребенку завязывают глаза и обводят его пальчиком цифру в той последовательности, как она пишется. Ребенок должен угадать цифру.
Сначала ребенок угадывает контур цифр 1 и 2, затем можно добавить цифру 3.
Упражнение 3
Цель: Закреплять навыки счета в пределах трех.
Материалы: Фигурки «Дидактического набора»: Фигурки окрашены в три цвета: квадраты – красные, треугольники – зеленые, кружки – желтые.
Задание: Куклам, сидящим за столом, надо раздать «печенье» (фигурки) на тарелки.
Педагог просит одного ребенка раздать куклам по 1 «печенью», затем другого – по 2, по 3. Каждый раз гости «съедают» печенье, т. е. раздавать надо на чистые тарелки, приговаривая: «Мишке – два, Кате – два, зайцу – два» и т. д.
Вариант. Усложняя упражнение, педагог просит раздать: по два одинаковых, по два разных и т. д. При этом каждый ребенок самостоятельно выбирает фигурки из коробочки. Можно помочь ребенку, подсказывая: правильно, это два кружка. А что это? Правильно, два треугольника.
Если ребенок при этом учитывает не только форму, но и цвет, это прекрасно, если нет, то это – третий этап усложненного задания (все это не следует делать на одном занятии).
Упражнение 4
Цель: Учить соотносить цифры и соответствующее количество предметов.
Материалы: Фигурки «Дидактического набора», карточки с цифрами.
Способ выполнения: Продолжая сюжет предыдущего упражнения, педагог «за гостя» заказывает нужное количество «печений», кладя возле куклы карточку с цифрой. Дети должны положить рядом нужное количество фигурок.
Упражнение 5
Цель: Развивать конструктивные умения, учить соотносить цифры с обозначаемым количеством предметов.
Материалы: Фигурки из «Дидактического набора», фланелеграф, фигуры из картона для воспитателя.
Способ выполнения: Дети воспроизводят образцы конструкций, ориентируясь на фланелеграф. Педагог складывает на фланелеграфе «машину» (сопровождая процесс словами: квадратик, квадратик, кружок…).
Педагог ставит рядом с машиной карточку с цифрой 2 и предлагает детям найти, каких фигурок здесь две? (Два кружка.)
Упражнение 6
Цель: Развивать конструктивные умения, пространственное мышление. Познакомить с названиями порядковых числительных.
Способ выполнения: Сопровождая сюжет игрушками или рисунками «Ежик» и «Зайчик», педагог дополняет конструкцию сюжета на фланелеграфе, делая паузу после каждой фигуры, чтобы дети повторили его действия:
– Ежик поехал в магазин за продуктами, а в домике остался его ждать Зайчик. Кто покажет, в какую сторону едет машина? (Ребенок пальцем показывает направление движения. Это направление определяется из конструкции машины. Не следует подсказывать детям решение этих маленьких конструктивных задач, пусть подумают самостоятельно.)
– Едет Ежик по лесу мимо елок:
Покажите самую высокую елку, самую низкую
Приехал в магазин:
– Купил хлеб, молоко, морковку, капусту, яблоки и поехал обратно. Покажите, куда он теперь едет? В какую сторону? Кто запомнил, что Ежик купил?
– Покажите большой домик, маленький домик. Давайте сосчитаем елки: первая, вторая, третья.
Педагог берет ребенка за руку и, показывая его пальцем на елки, называет порядковые числительные, побуждая всех детей повторять их названия (считаем в направлении от большого домика, так как движение машины идет в ту сторону).
– Кто хочет теперь сам сосчитать елки по порядку? Кто запомнил, как надо считать?
– Кто помнит, что Ежик привез из магазина?
Упражнение 7
Цель: Учить соотносить цифру с обозначаемым количеством предметов.
Материалы: Карточки с цифрами и фигурки «Дидактического набора». Способ выполнения. Педагог показывает детям карточку с цифрой (1, или 2, или 3) и предлагает показать на фигурках, сколько яблок, (морковок) съел зайчик сразу, сколько положил в суп и т. п. И наоборот: выкладывая на фланелеграфе 2, 1, 3 фигурки (обозначающие морковки, яблоки и т. п.), предлагает детям найти и поставить рядом соответствующую цифру.
Как видно из приведенных упражнений, работа по формированию представлений о численных характеристиках предметов и множеств может удачно сочетаться с другими задачами предматематической подготовки ребенка: формированием пространственной ориентации, подготовкой к формированию представлений о величинах, об арифметических действиях и т. п. При этом математическое содержание выступает в данных текстах занятий не как материал для заучивания и запоминания ребенком словесных образов и определенных способов действий, а как средство развития познавательных процессов (внимания, восприятия, воображения, мышления), формирования активной познавательной деятельности малыша.
Становясь старше, ребенок уже может активно воспринимать содержательно более «нагруженные» познавательные блоки. В связи с этим перечень понятий расширяется, однако все они продолжают быть взаимосвязанными, позволяют при разработке занятия использовать вещественное моделирование как основу формирования математических представлений ребенка и являются преемственными с предыдущим содержанием обучения, а также с тем содержанием, которое предполагается к изучению на следующем возрастном этапе.
Средняя группа (4-5 лет)
Цель занятий: Уточнять представление о геометрических формах; формировать умение определять численные характеристики множеств и обозначать их цифрой. Формировать классификационные умения.
Упражнение 1
Цель: Развивать восприятие и внимание. Уточнять представление о форме геометрических фигур.
Материалы: Конверты с геометрическими фигурами по форме фигур из рамки на каждого ребенка. Фигуры вырезаны из тонкого цветного картона. Счетные палочки. Карточки с рисунками флажков у педагога.
Способ выполнения: Педагог показывает карточки с флажками, дети должны сложить такие же. Для палочки можно использовать счетные палочки.
Карточки по одной выставляются на фланелеграф.
Упражнение 2
Цель: Учить определять количественную характеристику множества. Формировать счетные умения.
Способ выполнения: Педагог организует беседу:
Сколько флажков в верхнем ряду? (3) В нижнем ряду? (3) Попробуем сосчитать все флажки. (6)
Флажки в верхнем ряду считаем по порядку (хором). (Первый, второй….) Кто хочет посчитать сам?
Аналогично работаем со вторым рядом, предоставляя инициативу детям. Можно предложить желающим попробовать назвать порядковые номера в обратном порядке (это чисто мнемоническое действие хорошо удается детям с хорошей механической памятью).
Упражнение 3
Цель: Уточнять представление о треугольной и четырехугольной форме.
Способ выполнения: Педагог организует беседу:
Покажите флажки треугольной формы. Сколько их? (3) Кто может показать флажки четырехугольной формы? Сколько их? (4)
Один флажок нельзя назвать ни треугольным, ни четырехугольным – он имеет округлую форму. Кто видит этот флажок?
Упражнение 4
Цель: Уметь производить классификацию по заданному признаку, ределять количественную характеристику объекта.
Способ выполнения: Дети сначала выполняют задание на столе своими флажками, а затем на фланелеграфе.
– Переставьте флажки так, чтобы в верхнем ряду были все треугольные, а во втором ряду все четырехугольные флажки. Флажок с округлыми сторонами поставьте в третий ряд ниже. Кто сделает это на фланелеграфе?
Педагог показывает две карточки с числами 3 и 4 и предлагает де определить, к какой группе какая относится и почему.
Упражнение 5
Цель: Развивать восприятие, воображение, внимание и конструктивную деятельность.
Способ выполнения: Дети выполняют задание, ориентируясь на образец. Педагог показывает на карточке контурный рисунок лодочки, дети складывают ее из своих фигур.
Упражнение 6
Цель: Развивать зрительно-моторную координацию. Уточнять представление о форме геометрических фигур. Развивать воображение и пространственное мышление.
Материалы: Рамка с прорезями в форме геометрических фигур. Альбомные листы, цветные карандаши и восковые мелки.
Способ выполнения: На альбомном листе дети рисуют лодки с помощью рамки (карточки на фланелеграфе и на столах остаются в качестве образцов) и раскрашивают их. Затем восковыми мелками дополняют на рисунке фон: море, небо, облака, дорисовывают чаек.
Старшая группа (5-6 лет)
Тема занятий. Число и множество.
Цель занятий: Уметь производить классификационные действия, как основу соотношения числа и множества.
Упражнение 1
Цель: Учить самостоятельно выделять основание для классификации. Материалы. Фланелеграф, модели квадратов двух размеров одного цвета.
Способ выполнения:
– Разделите фигуры на две группы так, чтобы в каждой группе были похожие.
Примечание: Так как цвет фигур и форма одинаковы, то разделить можно только по размеру. Не следует подсказывать детям основание для классификации. Материал, организованный таким образом, сам является подсказкой, поскольку других вариантов нет.
Упражнение 2
Цель: Учить самостоятельно соотносить количественные характеристики множества и отдельной фигуры с их цифровыми обозначениями.
Материалы: Фланелеграф, фигуры, карточки с цифрами.
Способ выполнения: Из данных чисел выбрать число, которое подходит к каждой группе, и объяснить свой выбор: 2, 4, 3, 5, 7, 8.
Могут быть выбраны числа 3 и 5 (больших квадратов 3, маленьких – 5). Может быть выбрано число 8 (всего 8 фигур), число 4 (это все четырехугольники). Два последних числа подходят только ко всему множеству. Поэтому вопрос следует задать так:
–А теперь я снова все соединю в одну группу. Какое число подойдет ко всем квадратам (всему количеству)? (8) Мне кажется, что к ним еще подойдет число 4, как вы думаете?
Если дети замечают, что у всех квадратов 4 угла, то делаем обобщение:
–Какое же можно дать им всем название, кроме названия «квадрат»? (Четырехугольник.)
Если дети этого не замечают, наталкивать их на обобщение не следует.
Тема: Число и цифра О. Десяток
Наиболее сложными понятиями в данной теме являются число и цифра 0.
Знакомство ребенка с нулем представляет отдельную методическую проблему, поскольку нуль не является натуральным числом. При знакомстве с нулем нельзя ссылаться на счет предметов, невозможно выстроить предметную модель нуля. В тематике нуль определяют как символ пустого множества.
Для знакомства с нулем можно использовать следую ситуацию.
Педагог выставляет на фланелеграф несколько изображений любых предметов или фигур и просит детей обозначит количество цифрой. Затем ситуация изменяется: предметы убираются или добавляются, при этом конечный результат же обозначается цифрой. В один из моментов педагог снимает с фланелеграфа все фигуры и просит детей обозначить цифрой конечный результат. Поскольку на фланелеграфе не осталось, ни одной фигуры, для обозначения пустого множества цифра 0. В данной ситуации педагогу легко объяснить ее появление необходимостью обозначить отсутствие предметов, подлежащих счету.
Вопрос о месте нуля среди других чисел является важным для правильного формирования представления о натуральном ряде. В школе данный вопрос рассматривают после знакомства со всеми числами первого десятка и после того, как ребенок освоился с тем, что числа в ряду располагаются в определенном порядке, у каждого из них есть свое, четко определенное место, которое не может меняться ни при каких обстоятельствах. Имеет смысл следовать той же методической последовательности и при изучении чисел с дошкольниками.
При этом не стоит располагать последовательность цифр 0123456789 на стене группы для того, чтобы она часто попадалась на глаза ребенку. Ребенок фиксирует (запоминает) ряд в таком виде, будучи убежден, что нуль – первое число в ряду, т. е. что нуль – натуральное число. В дальнейшем этот стереотип бывает трудно преодолеть.
Вопрос о месте нуля в ряду чисел связывается с процессом построения количественной модели натурального ряда чисел. Построение этой модели возможно после того, как дети освоятся с процессом установления взаимно однозначного соответствия между множеством предметов, его численной характеристикой и цифровым обозначением этой количественной характеристики. Количественной моделью натурального ряда может служить, например, лесенка из кубиков, где каждая следующая ступенька содержит на один кубик больше, или любой счетный материал – палочки, кружки и т. п. В этой модели важна наглядность «с первого взгляда», т. е. здесь полезнее выстраивать такие модели, которые сразу позволяют увидеть, что разница между соседними группами составляет один предмет. Такие модели называют количественными моделями натурального ряда. Например:
При построении такой модели важно, чтобы ребенок понимал ее смысл и умел строить ее самостоятельно. Технология ее построения отражает принцип построения натурального ряда чисел: каждая следующая группа – это «столько же и еще один». Понимание этого принципа избавляет от постоянного утомительного пересчета элементов модели. Таким образом, понимание общего принципа построения натурального ряда делает сложные и громоздкие на первый взгляд моделирующие действия совсем простыми.
Опираясь на смысл этой модели, устанавливают место нуля в ряду чисел: поскольку его модель – это пустое множество, т. е. в нем нет ни одной фигурки, то это число можно поставить только перед числом один. В школе подтверждение этого дедуктивного (теоретического) вывода о месте числа нуль в ряду чисел ищут в операции сравнения чисел, для подтверждения чего сравнивают нуль с другими числами. Реально это можно сделать только после знакомства со знаком сравнения и всеми цифровыми обозначениями однозначных чисел, поскольку процесс сравнения чисел нужно записывать (ведь нуль никак не обозначишь соответствующим количеством предметов) [Белошистая 2003].
Источник