Родительское собрание влияние семьи на развитие личности ребенка
Общешкольное родительское собрание
Тема: «Влияние семейного воспитания на формирование личности ребёнка»
Цель: Обсуждение проблемы воспитания в семье.
Задачи:
- Дать возможность родителям оценить свои поступки.
- Помочь родителям правильно воспитывать ребёнка.
- Формировать культуру общения родителей и детей, умение видеть отрицательные моменты в воспитании собственных детей.
Ход собрания.
Прежде, чем начать беседу, предлагаю выполнить задание. У вас лежат листки бумаги. Возьмите их в руки, закройте глаза и выполняйте, то, что я вам буду говорить.
Задания:
- Сложите лист пополам.
- Сложенный лист еще раз пополам.
- Оторвите верхний правый угол
- Оторвите нижний правый угол.
- Откройте глаза.
Посмотрите на то, что у вас получилось. Все « бумажные творения» не похожи, хотя, вы все выполняли одинаковые задания.
Вывод: бумажные узоры отличаются друг от друга, так и мы с вами не похожи друг на друга. У нас разные характеры, взгляды на жизнь, однако, есть то, что нас объединяет – наши дети. Дети тоже не похожи друг на друга.
И сегодня на родительском собрании мы будем говорить о влиянии семейного воспитания (Слайд 1)
История вопроса о влиянии семьи на воспитание ребенка уходит своими корнями в глубокую древность.
Воспитание — это ежечасное и ежеминутное занятие, в котором принимают участие два человека: мать и отец. Вместе они несут ответственность за то, кем вырастет их ребенок. (Слайд 2)
Кто в детстве не получил воспитания,
Не будет счастья в жизни знать потом;
Сгибай сырую палочку как хочешь —
Сухую выпрямишь одним огнем.
Муслихиддин Саади.
Для семейного воспитания характерны непрерывность и продолжительность, и в этом с семьей не может сравниться ни один воспитательный институт. (Слайд 3)
Многие родители считают, что ребенка в основном должна воспитывать школа. Но социологи доказали, что именно семья стоит на первом месте по воспитанию детей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Семья является одной из важнейших ценностей человека. В семье человек растет и развивается, поэтому именно в семье происходит закладывание основ личности. Семейное воспитание формирует качества личности, которые в дальнейшем помогут с легкостью выйти из сложных ситуаций, трудностей, встречающихся на жизненном пути.
Любой ребенок сознательно или нет, копирует своих папу и маму, заимствует поведение других родственников. Соответственно ребенок несет в себе заряд той социальной среды, в которой существует его семья.
Считается, что формирование личности ребенка зависит от стилей родительского воспитания, от характера взаимоотношения родителей и детей.
При рассмотрении воспитательной деятельности родителей выделяют следующие стили воспитания:
- Авторитарный;
- Демократический;
- Попустительский;
- Хаотичный;
- Либеральный.
Авторитарный стиль
Все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всём должен подчиняться их воле, авторитету.
Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность.
При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение подростка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим.
Демократический стиль
Родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями.
Подростки включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение.
Либеральный стиль
Предполагает низкий уровень контроля и теплые отношения. Родители слабо или совсем не регламентируется поведение ребенка. Хотя родители открыты для общения с детьми, доминирующее направление коммуникаций – от ребенка к родителям, детям предоставлен избыток свободы, родители не устанавливают каких-либо ограничений. Дети склонны к непослушанию и агрессии, ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе. В некоторых случаях дети становятся активными, решительными и творческими людьми.
Хаотический стиль
Это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или разногласия в выборе воспитательных средств между родителями.
Непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка ощущения стабильности и провоцирует повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность, а в сложных ситуациях даже агрессивность и неуправляемость, социальную дезадаптацию.
Родители не устанавливают для детей никаких ограничений, безразличны к детям, закрыты для общения. Из-за обремененности собственными проблемами не остается сила воспитание детей. Если безразличие сочетается с враждебностью, ребенок проявляет разрушительные импульсы и склонность к отклоняющемуся поведению.
Попустительский стиль
Ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми.
Становясь более взрослыми, такие подростки конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность.
Неспособность семьи контролировать поведение подростка может привести к вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформировались.
От условий воспитания зависит поведение (Слайд 10)
Адекватное
- высокая самооценка,
- умение ставить цели и добиваться их,
- дисциплинированность,
- ответственность,
- самостоятельность
Неадекватное
- завышенная или заниженная самооценка,
- тревожность,
- страх
- неуверенность
- конфликтность
От чего зависит неадекватное поведение (Слайд 11)
- недостаточное внимание ребенку со стороны родителей
- вместо общения откупаются подарками
- низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда – при посторонних
- недостаточная требовательность
- большая свобода – бесконтрольность, равнодушие к жизни ребенка
- раздражительность взрослых, нежелание их решать проблемы детей
- назидательность, занудность в общении с ребенком
Советы родителям
- Не демонстрируйте своему ребенку показную вежливость и чуткость. Очень скоро он начнет вам подражать и поступать так в первую очередь по отношению к вам.
- Не грубите и не сквернословьте сами. Ваша привычка станет привычкой вашего ребенка.
- Не говорите о чужих людях плохо и неуважительно. Если вы покажете в этом пример своему ребенку, ждите, что очень скоро он скажет тоже самое о вас.
- Будьте тактичны по отношению к другим людям. Это хороший урок добра и человечности для вашего ребенка.
- Не бойтесь извиниться перед кем-то в присутствии своего ребенка. В этот момент вы ничего не теряете, лишь приобретаете его уважение.
- Проявляйте благородство даже тогда, когда вам очень не хочется его проявлять, учите благородству своего ребенка.
- Помните, что поведение — это зеркало, в котором отражается истинный облик каждого!
И если что-то в поведении вашего ребенка становится не таким, каким должно быть, то надо засучить рукава и исправлять. И если уж кого-то обвинять, то только самих себя.
(Слайд 13)
Ребёнок учится тому,
Что видит у себя в дому,
Родители — пример тому.
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них всё то, чему их учит.
Притча о Разумном воспитании
Однажды к мудрецу пришла молодая женщина и спросила:
— Учитель, как следует мне воспитывать сына, в ласке или в строгости? Что важнее?
— Посмотри, женщина, на виноградную лозу, — сказал мудрец, — если ты не будешь её обрезать, не станешь, из жалости, отрывать лишние побеги и листья, лоза одичает, а ты, потеряв власть над её ростом, не дождёшься хороших и сладких ягод. Ну а если ты укроешь лозу от ласки солнечных лучей и не станешь заботливо поливать её корни каждый день, она совсем зачахнет. И лишь при разумном сочетании и того, и другого, тебе удастся вкусить желанных плодов.
Уважаемые родители! Удачи вам в воспитании ваших детей! Спасибо за внимание.
Источник
Выступление на родительском собрании на тему:
«Влияние семьи на развитие личности ребенка»
Цель: укрепление детско-родительских отношений, создание безопасной и благоприятной обстановки в семье.
Известно, что «проблемные», «трудные», «непослушные», «невозможные» дети, так же как дети с «комплексами», «забитые», «несчастные» — всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье.
Как правило, трудности детей служат проекцией отношений в семье. Личность ребенка, степень ее гармоничности — дисгармоничности выступает своеобразным зеркалом, отражающим скрытое и явное влияние семьи. Иногда семья — благополучная, беспроблемная, а ребенок сложный, имеет массу психологических и психосоматических отклонений в поведении. Откуда все это?
«Внутренний мир ребенка»,— это всегда отражение мира внешнего. А что есть внешний мир для ребенка? Конечно, его семья. И, как отмечает священник Валентин Марков, «…ребенок вырос не сам по себе. Он, как веточка на дереве, которое корнями уходит в глубину прошлого. Семья — это целостный организм. И проблемы молодого росточка — это, в первую очередь, проблемы почвы, на которой он растет. Дерево семьи питается соками родительской любви. Те, кто хочет действительно справиться с проблемами детей, пусть посмотрит, прежде всего, на себя!»
В воспитании детей семья не может быть заменена никакими другими социальными институтами. Именно семья формирует систему ценностей, базовые структуры личности ребенка, его отношение к себе, к миру. Каким же образом происходит это влияние?
В лияние семьи на развитие личности ребенка происходит путем воздействия нескольких факторов:
1. Во-первых, срабатывает механизм импринтинга, или запечатления: бессознательное усвоение базовых родительских установок, стереотипов поведения, культурных норм и ценностей, эмоциональных паттернов, духовной атмосферы семьи. Ребенок, словно губка, впитывает внутрисемейную атмосферу, причем это происходит с самого раннего возраста.
Серафим Саровский говорил: «Нынче учить никого не надо. Все ученые. Надо показывать». И действительно, вся жизнь родителей является живым примером для их детей. Воспитание — в конечном итоге, это совместное проживание с ребенком его собственного пути.
В биологии известен эффект так называемого «приклеивания» только что вылупившегося из яйца гусенка: он привязывается к первому движущемуся предмету, который увидит. Причем, как оказалось, если матери-гусыни не окажется рядом, гусенок может «приклеиться» к любому движущемуся объекту: как к одушевленному, так и к неодушевленному. Эта особенность сохраняется всего несколько секунд после того, как птенец вылупится из яйца. Если упустить это мгновенье, эффект «приклеивания» утрачивается безвозвратно.
Так и в жизни ребенка существует определенный критический период времени, требующий заботы, внимания, воспитания со стороны родителя, когда он способен впитывать, подражать, следовать, принимать на веру, другими словами, — «приклеиться». Главное для родителей — не опоздать, не пропустить это время, иначе потом уже будет не воспитание, а перевоспитание. А, как известно, перевоспитывать всегда тяжело, если не бесполезно. Как подчеркивает игумен Евмений, если дерево выросло кривым, его уже ничем не выпрямишь.
У детей потребность в «приклеивании» является естественной — они нуждаются в том, чтобы кто-то оказывал им внимание, находился рядом с ними. И если у родителей не будет такой возможности, то душевный вакуум ребенка обязательно будет заполнен какой-либо другой привязанностью — ведь, как известно, свято место пусто не бывает! Хорошо, если рядом окажется порядочный человек, а если нет? И многие родители спохватываются, когда уже бывает слишком поздно: ребенок, не получивший дома любви и тепла, ищет их на стороне и становится легкой добычей злых сил.
Другой фактор — слово. «Вначале было слово…» Через общение ребенок формирует основные смыслы, которые впоследствии создают уникальную когнитивную карту. Эти свернутые смысловые сгустки во многом определяют основные жизненные стратегии человека, формируют индивидуальную духовную матрицу.
Очень важно родителям быть бережными в отношении слов, которые они произносят, ведь мы все помним, что слово не воробей, вылетит — не поймаешь. Бывает, что сгоряча сорвутся грубые слова, хочется вернуть их обратно, но дело-то сделано… и осадок остается надолго.
Внутренняя представленность образов матери и отца во многом определит будущие отношения с мужчинами и женщинами вообще. Чем более гармонична родительская семья: мужественный отец, женственная мать, разумная иерархичность и соподчиненность членов семьи — тем больше вероятность будущих гармоничных отношений у ребенка.
В семье очень важно наличие безусловной любви к ребенку. Именно этот момент является решающим в становлении личности ребенка и определяет состояние его духовного и физического здоровья в будущем. «Полюби ближнего как самого себя…» Только безусловная родительская любовь создает ту благодатную атмосферу, которой пропитывается ребенок и впоследствии несет в мир.
Таким образом, все эти факторы формируют духовно–душевно–телесную гармонию (или дисгармонию) личности ребенка. Семья служит той почвой, из которой «вырастают» практически все побеги детской психики. Что же формирует в ребенке семья?
Семья формирует базовое чувство безопасности по отношению к миру и к людям, если развитие и воспитание ребенка происходит благоприятно, или же, наоборот, — базовое чувство недоверия, которое служит основой для возникновения различных сложностей в более взрослом возрасте, — той призмой, через которую ребенок воспринимает окружающий мир как тревожный, враждебный, несущий угрозу.
Семья формирует основные модели поведения. Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенные стереотипы, а также применяя наказания или поддерживая ребенка.
Семья помогает ребенку приобрести необходимый жизненный опыт. Дети, чей жизненный опыт включал широкий набор различных ситуаций и которые научились справляться с проблемами общения, научились находить компромиссы, прощать, радоваться, будут лучше других детей адаптироваться к новой обстановке и положительно реагировать на происходящие вокруг перемены.
Семья формируету ребенка базовые смысловые понятия. В первую очередь:
- отношение к себе;
- стиль отношений с другими людьми;
- представления о себе как о мужчине или женщине;
- нравственные ценности, представление о том, «что такое хорошо и что такое плохо»;
- жизненные смыслы;
- стремления, идеалы;
- чувство связи поколений, ощущение сопричастности к своему народу, Родине.
Семья помогает ребенку учиться общаться. Общение в семье позволяет ребенку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи, а также коммуникативные навыки: стиль общения, способность к компромиссам. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье, а также от четкости и ясности общения.
Семья формирует эмоциональные качества личности ребенка. Эмоциональные стили семьи влияют на формирование эмоциональной сферы ребенка. Свободная экспрессия или эмоциональная сдержанность, запрет на выражение определенных эмоций формируют базовые эмоциональные стереотипы личности ребенка.
Таким образом, семья — основа жизни ребенка, и ничем ее заменить нельзя. Базовым моментом, формирующим личность ребенка, выступает безусловная родительская любовь. Только такой тип любви может обеспечить развитие всех потенциальных возможностей ребенка и раскрыть его духовное, уникальное Я. Безусловная любовь к ребенку — та «почва», на которой вырастает как прекрасный цветок целостная личность.
Педагог-психолог: Богданова О.Н.
Источник
Родительское собрание
«Влияние семейного воспитания на формирование личности ребенка»
Габитова Елена Валиулловна, учитель МОБУ СОШ № 1
Вначале выступления мне бы хотелось вспоминать легенду о путнике, который шел вдоль реки и услышал отчаянные крики детей. Подбежав к берегу, он увидел в реке тонущих детей и бросился их спасать. Заметив проходящего мимо человека, стал звать его на помощь. Тот стал помогать тем, кто еще держался на плаву. Увидев 3-го путника, они позвали и его на помощь… Но он, не обращая внимания на призывы, ускорил шаги…
«Разве тебе безразлична судьба детей? – спросили спасатели. 3-й путник им ответил: «Я вижу, что вы вдвоем пока справляетесь. Я добегу до поворота, узнаю, почему дети попадают в реку, и постараюсь это предотвратить».
Это притча иллюстрирует возможные подходы к решению проблемы вредных привычек и формирования здорового образа жизни. Можно «спасать» тонущих детей, строя лечебницы, реабилитационные центры и т.д. Заниматься этим должны профессионалы.
Задача педагогов и родителей – «добежать до поворота реки и не дать детям упасть в воду», то есть заниматься воспитанием и профилактикой.
Мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен. Тем не менее, в одних и тех же обстоятельствах люди ведут себя по-разному. На некоторых людей жизненные сложности действуют угнетающе, приводят к ухудшению физического состояния. У других те же проблемы способствуют пробуждению скрытых ранее ресурсов, духовному совершенствованию и успешной реализации своих целей – как бы вопреки экстремальным ситуациям. Что же дает человеку силы для сохранения здоровья, душевного комфорта, активной созидательной позиции в сложных ситуациях? Можно ли помогать человеку с детства находить опору в самом себе, наращивать ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и взаимодействия с благотворными сторонами той же реальности? На эти вопросы мы сегодня попытаемся найти ответ.
Ребенок беспомощен, но мудрость взрослых ему дает защиту, так как именно окружающие ребенка взрослые способны создать приемлемые условия для его полноценного развития. Основа такого развития – психологическое здоровье, от которого во многом и зависит здоровье человека в целом. В последнее время все большую тревогу вызывает ухудшение состояния здоровья детей. Хроническими болезнями страдают 75 % выпускников школ, 30 – 40% хронических заболеваний имеют психогенную основу. Традиционно, отдавая дань заботе о физическом здоровье, мы зачастую боремся со следствиями, не затрагивая причин – отсюда столь неэффективными оказываются наши усилия. Да, наши дети с момента рождения наблюдаются врачом, при любых тревожных симптомах родители могут обратиться к соответствующим специалистам – медикам. Душевное, т.е. эмоционально- психологическое здоровье труднее поддается оценке и нередко оно остается за гранью внимания и забот взрослых.
Поэтому, очевидно, что заботиться о психологическом здоровье человека нужно с детства. Большую роль в сохранении психологического здоровья детей играет семья, так как оттого как ребенок чувствует в семье, какие у него взаимоотношения с членами семьи зависит его эмоциональное состояние.
Принято выделять следующие группы семей по типу взаимоотношений:
В семьях первой группы взаимоотношения между родителями и детьми строятся на взаимном уважении, заботе друг о друге, доброжелательности. Возникающие противоречия не носят затяжного характера и решаются без конфликтов. Такие семьи поддерживают связь со школой, родители и педагоги действуют сообща. У детей, воспитывающих в таких семьях, можно выделить некоторые общие черты: общительность, коллективизм, доброжелательное отношение к окружающим их людям, уважение к старшим.
Вторая группа семей. Здесь также присутствует согласованность семейных отношений, но, в отличие от первой группы, отношение к воспитанию детей более пассивное. Взаимоотношения между родителями и детьми можно скорее назвать сосуществование. В таких семьях авторитет родителей невысок. У детей, воспитывающихся в данной семье, наряду, с определенными положительными качествами, можно отметить и отрицательные – это лень, упрямство, лицемерие.
Третья группа семей. Наиболее характерная их черта – конфликты. В педагогическом плане такие родители несостоятельны, а дети, воспитывающиеся в таких семьях, часто относятся к категории «трудных».
Четвертая группа семей. Это семьи, в которых никого не интересует внутренний мир ребенка. Их главное правило: « чтоб учился отлично и вел себя прилично». Отношения между родителями и детьми лишены близости и взаимопонимания. А результат такого воспитания – полное неприятие ребенком моральных норм своей семьи. Родителям необходимо помнить, что ребенок – это зеркало, в котором его родители могут увидеть себя.
В заключение предлагаю рекомендации, способствующие укреплению ваших отношений с детьми:
1) общайтесь со своими детьми, разговаривайте с ними;
2) умейте слушать и понимать ребенка. Он должен знать, что вам интересны его переживания, тревоги;
3) поддерживайте в ребенке самоуважение;
4) Объясняйте, что именно вы ждете от своих детей, ваши объяснения должны быть понятны ему;
5) будьте честны в отношении своих чувств, потребностей и ограничений;
6) оказывайте посильную помощь детям, если они обратились вам за помощью;
7) помните ребенок – это зеркало в котором его родители могут увидеть себя.
В заключении я хотела бы вас ознакомить с законами воспитания ребенка в семье.
1 закон – единство требований отца и матери, предъявляемых ребёнку. Для воспитания ребенка очень вредны противоречия в требованиях родителей. Согласуйте их между собой.
2 закон – закон значимости похвалы для ребёнка;
3 закон — закон трудового участия каждого члена семьи. Каждый член семьи в мере своих возможностей заботиться о своей семье.
4 закон – закон разделения в равной мере материальных и моральных благ между взрослыми и детьми.
Если эти законы в семье исполняются, если отец и мать оптимисты и друзья своего ребенка, значит, ребенок состоится как человек, как психологически устойчивая личность. Нам необходимо принимать ребенка таким, каков он есть, не обращая внимания на его промахи, не преувеличивая значения его неудач, если этого нет в семье – ребенок уходит на улицу, к таким же неустроенным, как и он сам.
Типичная ошибка воспитания, во-первых, дефицит внимания к ребенку в семье. Когда ухоженный, вовремя накормленный, заботливо одетый ребенок может быть внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его интересов, переживаний, настроения никому нет дела.
Психологическая безнадзорность особенна вредна, когда она сочетается с гиперопекой. Мы так боимся, чтобы наши дети не наделали ошибок в жизни, что не замечаем, что по сути не даем им жить. Мы нарушаем их права, данные им от рождения, а потом удивляемся их несамостоятельности, тому, что страх жизни у них преобладает над страхом смерти…
Чем опасна гиперопека? У ребенка не формируются и не закрепляются навыки самоконтроля. При ослаблении контроля старших он оказывается дезориентированным в своем поведении. Этим можно объяснить, когда отличник, послушный сын заботливых родителей вдруг оказывается вовлеченным в противоправные действия, включая употребление наркотических веществ. Важно понять: ограничиваемый в своей активности ребенок не приобретает собственного жизненного опыта; не убеждается в том лично, какие действия разумны, а какие нет; что можно делать, а что следует избегать.
2-я ошибка воспитания — когда ребенок не находится под должным контролем родителей, которые руководили бы его действиями, ставили перед ним определенные цели, задачи и следили за их достижением, приучали бы преодолевать трудности. Это порождает безответственность в поведении, то есть неспособность предвидеть последствия своих действий. Ребенок выбирает путь наименьшего сопротивления, тот, который не требует от него особых усилий и сулит немедленное удовольствие.
3- вариант ошибки семейного воспитания — когда родители делают из ребенка кумира: его постоянно и безосновательно хвалят, восхищаются мнимыми талантами, преувеличивают его способности, совершенно не замечая недостатков и не реагируя на его неправильные действия. Это ведет к завышенной самооценке, нетерпимости к любым отказам. Он не способен критически взглянуть на свои поступки. Оторванность от реальности, неспособность найти место среди других людей может привести к тому, что для ребенка наркотическое средство оказывается вполне приемлемым способом достижения душевного равновесия.
Эти черты характера начинают реально сказываться в поведении в подростковом возрасте.
Задача родителей – это контроль за состоянием ребенка. Это не значит пристально следить за каждым его шагом и подозревать его во всем плохом. Это значит – любить и поддерживать его.
Известная актриса Марлен Дитрих так сказала о своей маме: «Тверже пола под ногами, когда я была маленькой. Тверже скалы, когда нужна поддержка, и много тверже скалы в тот момент, когда стоишь без помощи и готов бежать сломя голову».
Поэтому хочется пожелать родителям быть мудрыми, терпимыми по отношению к своим детям, а главное любить их, быть прежде всего им другом, помощником.
Литература:
1. Лупоядова Л.Ю., Мельникова Н.А., Якимович И.Г. Родительские собрания 8-9 кл., Волгоград, 2005.
Источник