Родительское собрание в детском саду речевое развитие ребенка
МОБУ детский сад присмотра и оздоровления «Колобок»
г. Данилов Ярославская область
Конспект
родительского собрания
«Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»
Воспитатели: Ю. А. Луговая
Е. С. Кудрявцева
Ноябрь 2014 г.
Цель:
формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста
Задачи:
- познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей дошкольного возраста;
- привлечь родителей к обмену опытом речевого развития детей в семье.
Форма проведения: встреча с элементами практикума.
План проведения:
- Вступительная часть.
- Педагогический всеобуч «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»
- Практикум
- Заключительная часть.
Вступительная часть.
Добрый вечер, уважаемые родители! Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание.
Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи.
Значение речи в жизни людей огромно. Речь — это орудие мышления, показатель общего культурного уровня развития человека. Таким образом, речь это визитная карточка человека. Есть люди, которых можно полюбить с первого взгляда и разлюбить после первого услышанного от него слова. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе развития ребенка с рождения и до конца жизни и служит показателем его общего развития.
Педагогический всеобуч «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»
На наш взгляд, самая сложная и большая проблема в развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста – научить связно и выразительно говорить. Очень важно помочь ребенку овладеть этим прекрасным даром.
Что же такое умение говорить? Ребенок в повседневной жизни, общаясь со сверстниками и взрослыми, говорит очень много. Однако, когда ему предлагают: «Расскажи, что интересного ты увидел в зоопарке, цирке? Перескажи сказку, рассказ…?», сразу возникают трудности. Ребенок не умеет видеть и понимать основной сюжет, определять главных героев, основное действие, место действия, время и место происходящего события, не может четко сформулировать вопрос и ответить на него. Его речь становится эпизодической, неполной.
К 5 — 6 годам современный ребенок должен овладеть всей системой родного языка: уметь полно и последовательно излагать свои мысли, легко строя сложные развернутые предложения, логически обосновывая свои высказывания, свободно пересказывать рассказы и сказки, описывать произошедшие события, правильно произносить все звуки и многосложные слова.
Известно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к речи: создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Но при стихийном речевом развитии лишь не многие дети достигают определённого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи.
Речь – процесс многосторонний. Он включает в себя звуковую функцию. Это умение воспринимать и воспроизводить правильно звуки, умение чувствовать ритм, интонацию.
Следующий компонент – это лексика, т.е. словарный запас, которым будет пользоваться ребёнок. Он может быть активным, если включает слова, используемые ребенком в своей речи, и пассивным – слова, которые ребенок знает и понимает, но не использует в речи. Усваивая слова, ребенок узнает их лексическое значение, учится обобщать.
В структуру речи входит и грамматика. Этот компонент речи очень важен, так как дает понимание словосочетаний, предложений. Например: “ребенок сидит”, “сидел”, “ребенка посадили” – смысл разный, хотя используются два слова — “ребенок”, “сидеть”.
Дошкольник усваивает диалогическую и монологическую речь, знакомиться с приемами выразительности, образности речи.
В формировании речи ребёнка большую роль играет его окружение, а именно, родители и педагоги. И от того, как мы говорим, сколько внимания уделяем речевому общению с ребёнком, во многом зависит его успех в усвоении языка.
В детском саду работа по развитию речи ребёнка осуществляется в разных видах деятельности: на организованных занятиях по развитию речи при рассматривании картин, заучивании стихов, составлении описательных рассказов и рассказов из личного опыта, чтении и пересказе; на музыкальных, физкультурных занятиях, на занятиях по рисованию, лепке, аппликации; на прогулке: в наблюдениях за объектами живой и неживой природы, во время проведения подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр. Словарный запас ребенка расширяется при посещении экскурсий, выставок. В детском саду мы играем в пальчиковые игры, проводим логоритмические упражнения и т. д. У нас создана богатая речевая среда: мы проводим беседы различной тематики выходящую за пределы привычного им ближайшего окружения, из личного опыта. Стараемся показать образцы обращения к взрослым, сверстникам. Предлагаем для рассматривания изделия народного промысла, мини-коллекции (открытки, монеты, игрушки, ткани), иллюстрированные книги, фотографии, открытки с достопримечательностями родного края , репродукции картин и т. д. Учим детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять.
Развитие речи в дошкольном возрасте — основа, фундамент для ребёнка. Уже не вызывает сомнений, что в период от рождения до 7 лет в малыше закладываются основы для дальнейшей жизни, которые он будет использовать постоянно. И если запас опыта мал, то у ребёнка накапливается дефицит, который будет мешать ему развиваться в современном мире. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающим его миром. Он может понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами.
Неясная речь ребёнка затрудняет его общение и накладывает на характер ребёнка много комплексов, которые будут нуждаться во внимании специалистов, таких как логопед, дефектолог, психолог и других. У ребёнка с не развитой речью падает любознательность, чем особенно характерен дошкольный возраст!
Скажите, пожалуйста, какие вопросы задают Вам дети?
(Высказывания родителей)
- Потребность задавать вопросы возникает у детей при встречи с чем-то неизвестным, при попытке понять это неизвестное, при осмыслении нового. Причём вопросы взрослого должны побуждать ребёнка к полным ответам.
А когда дошкольник не задаёт взрослому вопросов, это хорошо или плохо? В чём причина?
(Высказывания родителей)
- Отсутствие необходимых знаний.
- Нет устойчивого интереса к чему-либо.
- Раньше ребёнок обращался к взрослому с вопросами, но встретился с раздражением взрослого, получил отказ.
Если ребёнок рано научился говорить, у него хорошо развита речь, но он не рисует, не лепит. Хорошо ли это для его развития?
(Высказывания родителей)
- Занятия рисованием и лепкой способствуют развитию мелкой моторики руки, что создаёт предпосылки к успешному овладению письмом.
Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений ребёнка об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой.
Как часто Вы бываете на природе, чем занимаетесь с ребёнком?
(Высказывания родителей)
- Отправляясь с ребёнком на прогулку, мы можем поговорить о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, какой, в какую сторону он дует, как мы это определили, в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано? Какое сейчас время года? В холодное время подкормить птиц, понаблюдать за их поведением и повадками. Посмотреть вокруг себя и увидеть удивительный мир растений, который нас окружает. Загадать загадку и найти отгадку. Поискать приметы времени года, познакомить ребёнка с народными пословицами и приметами. Прочитать стихотворение, вспомнить песенку, поиграть с ними в игру, например: С какого дерева литок? Найди дерево по описанию. С какой ветки детки? И т. д.
Да, мы должны сами видеть окружающий нас мир и открывать на него глаза ребёнку. Учить его замечать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь и любить всё живое, а свои чувства уметь высказывать словами. Например, здороваясь утром с солнышком, сказать ему ласковые слова – признаки: золотистое, лучистое, доброе, весёлое, яркое, дорогое, великолепное, весеннее, тёплое.
Скажите, а какими ласковыми словами Вы называете своего малыша. Может ли ребёнок их повторить?
(Предложить родителям высказаться.)
А знает ли ребёнок, в каком городе он живёт? Свой домашний адрес? Свою фамилию и как зовут родителей? Знакомите ли Вы его со своими родителями, рассматриваете ли вместе семейные фотоальбомы?
(Предложить родителям высказаться.)
- Общаясь с ребёнком, учите его рассказывать о любимых игрушках, о членах семьи, об отдыхе в выходной день, об интересных событиях в жизни ребёнка и о его близких, об увлекательных прогулках в природу, за город и т.д. Чем больше мы разговариваем с ребёнком, чем больше мы ему показываем и рассказываем, тем лучше для его развития.
Практикум
А сейчас мы предлагаем вам закрыть глаза и представить, что мы с вами дети.
Игру-путешествие по стране «развитие речи»
Сказка нужна всем – и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого, улучшить самочувствие. Сказка поможет скоротать время, познакомиться с нравственными понятиями, сблизить ребёнка и родителей.
Рассказывайте, читайте детям сказки. А хорошо знакомые сказки можно и проиграть.
1 Остановка «Сказочная» показ сказки кукольного театра «Теремок»
Играя с куклами, у ребенка развивается память, мелкая моторика, работа в коллективе.
2.Остановка «Творческая» игра с шарами
Вам надо проявить творчество и подобрать хотя бы по 5 слов – признаков к следующим словам:
(Предложить родителям объединиться в небольшие группы).
— снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т.д.)
— человек (вежливый, замечательный, открытый, сердечный и т. д.)
— ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т. д.)
— дождь (холодный, летний, моросящий, сильный и т. д.)
— луна (яркая, растущая и т.д.)
Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры, что активизирует речь.
3) Остановка «Наши руки не знают скуки»
1этап
Массаж. Массируя пальцы рук активизируется работа внутренних органов.
Большой — отвечает за голову
Указательный — желудок;
Средний — печень;
Безымянный – почки;
Мизинец – сердце.
1) Растираем подушечку пальца, затем медленно опускаемся к запястью.
2) Потереть ладони, похлопать.
2этап
Пальчиковые игры (без предметов) «Семья»
2) Пальчиковая игра «Медведь» (с предметом)
(медленно засовывайте платочек одним пальцем в кулак)
Лез медведь в свою берлогу,
Все бока свои помял,
Эй, скорее, на подмогу,
Мишка, кажется, застрял!
(с силой вытянуть платочек)
4) Остановка «Игровая»
(игры для формирования звукопроизношения)
Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот не правильное произношение – как на ладошке. Здесь на помощь придут игры.
Речевая игра «Вьюга» /на экране картинки/
(педагог показывает картинку, на которой нарисована вьюга)
«Вьюга начинается» — дети тихо говорят «У-У-У…»; по сигналу: «сильная вьюга» — говорят громче; по сигналу- «вьюга кончается говорят тише; по сигналу «вьюга кончилась» — замолкают.
Речевая игра «Насос»
Педагог предлагает взять насос и накачать велосипедные шины. Дети, подражая действию насоса произносят звук «С-С-С…».
Чистоговорки:
Уп, уп, уп – мама варит суп. (зв. П.)
БЫ, бы, бы – идёт дым из трубы. (зв. Б)
«Бублик, баранку, батон и буханку
Пекарь из теста испёк спозаранку». (зв. П-б)
«Жа- жа –жа, есть иголки у ежа».
«Жу-жу-жу молоко дадим ежу».
«Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки».
Словесная игра «Почемучка»
Определить, из каких слов состоят слова: самосвал, пылесос, самолёт, мясорубка, сороконожка, босоножка, соковыжималка, листопад, снегопад, мотокросс.
5 Остановка «Артикуляционная гимнастика»
У многих взрослых и детей наблюдается смазанная, неясная речь. Это следствие вялых, неэнергичных движений губ и языка, малой подвижности нижней челюсти. Скажите, пожалуйста, что мы делаем, когда хотим, чтобы окрепли мышцы наших рук и ног?
Родители: Выполняем зарядку, занимаемся физкультурой, ходим на массаж.
Да, вы правы. В наших щеках, губах, языке тоже есть мышцы. Вот эти мышцы речевого аппарата мы можем тренировать с помощью артикуляционной гимнастики. Артикуляционная гимнастика – это специальные упражнения, которые укрепляют мышцы речевого аппарата, развивают их силу и подвижность.
Все упражнения надо выполнять естественно, без напряжения. Можно проводить следующие упражнения, играя в сказку:
ТЕРЕМОК
В лесу стоит маленький домик,
Настоящий теремок.
Надуть щеки
Этот домик очень красивый, с
Черепичной красной крышей и
большой кирпичной трубой.
Хоботок – вытянуть губы
вперед и вращать ими.
В доме есть три маленьких
Круглых окошка со ставнями
Окошко – приоткрыть верхние и нижние зубы
И большая резная дверь. Однажды подул очень сильный ветер.
Оскал – показать зубы в улыбке, при этом зубы разжать
Стены у дома были красивые.
Покрасить стенки – кончиком языка
Погладить щеки
Стали они шататься вправо – влево, Вправо – влево…
Поочередно надувать щеки
Зашатался и пол в домике вперед — назад, вперед-назад,
Двигать челюстью вправо – влево
Дверь то закрывалась, то открывалась.
Открыть рот
Даже труба на крыше закачалась,
Хоботок
Вдруг дом рухнул и рассыпался…
Худышка — втянуть щеки
Прибежала мышка, которая жила в этом домике, увидела, что произошло и огорчилась.
Нижними зубами закусить верхнюю губу
Даже слова сказать не смогла от расстройства. Прискакала лягушка- Подружка и говорит:
Верхними зубами закусить нижнюю губу
«Ква-ква, пойдем мышка, в мой домик жить!»
Широко открыть рот
Обрадовалась мышка, улыбнулась и побежала за лягушкой.
Улыбка
Итог собрания
Мы сегодня с вами хорошо, плодотворно пообщались, поиграли, поучились.
А каким может быть решение нашего родительского собрания (высказывания родителей):
1. Дома уделять внимание развитию речи ребенка и больше общаться с ним. Читать ребенку сказки, стихи, потешки, загадки и разучивать их.
2. Поощрять в семье занятие ребенка лепкой, рисованием.
3. Больше бывать на природе, знакомить детей с красотами родной природы.
Мы в свою очередь хотим выразить вам благодарность за участие, за вашу активность. Нам было приятно с вами общаться. Очень хочется, чтобы все то, что вы сегодня узнали и вспомнили, осталось с вами. Всего вам доброго!
Источник
Родительское собрание в подготовительной группе
Тема: Развитие речи детей дошкольного возраста.
Цель: Раскрытия значения речи во всестороннем развитии личности ребенка.
Задачи:
- создавать условия для совместной деятельности детей и родителей;
- обогащать знания по игровой деятельности ребенка в семье и детском саду;
- познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста;
- создать благоприятную эмоциональную атмосферу между родителями и педагогами;
- повысить активность родителей при подготовке и проведении совместных мероприятий;
Форма проведения: Мастер-класс
Участники: Родители, дети, педагоги.
Предварительная работа:
Оформить группу пословицами и поговорками;
Приготовить материал для проведения литературного КВНа, призы для вознаграждения.
Провести анкетирование, которое поможет выявить уровень заинтересованности родителей данной темы.
Анкета для родителей:
- Как вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка (родители, дет сад)?
- Любит ли ребенок когда ему читают?
- Вы следите за тем, как говорит ваш ребенок?
- Вы исправляете ошибки в речи своего ребенка?
- Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? Какую?
Повестка дня:
- Организационный момент;
- Выступление воспитателя о развитии речи дошкольников.
- Литературный КВН;
- Памятка для родителей «Речевые игры дома»
- Рефлексия.
1. Организационный момент
Уважаемые родители!
Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание. Так как семье принадлежит ведущая роль в развитии ребёнка, семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, даёт ребёнку первые знания и умения. Только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка. Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи.
2. Выступление воспитателя с докладом о развитии речи дошкольников.
Основные задачи речевого развития детей – это:
1.Учить детей выражать свои мысли, чувства, впечатления – определенные для своего возраста.
2. Формировать у детей представления о доброте, взаимопомощи, развитие интереса, любознательности.
Предварительно вы заполняли анкеты и проанализировав их напрашивается вывод– что речь ваших детей удовлетворительна и многие считают , что форма педагогической помощи для вас является род. собрания, открытые занятия, наглядная агитация, индивидуальные беседы .Ребенок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми. Взрослые определяют, направляют поведение ребенка. Объясняют, как он должен себя вести.
Предлагаю Вам выбрать из предложенного перечня наиболее значимые факторы речевого развития ребенка и прокомментировать свой выбор (раздать каждому родителю).
ромашка
1. Эмоциональное общение родителей с ребенком с момента рождения.
2. Общение ребенка с другими детьми.
3. Речь взрослого – образец для подражания.
4. Развитие мелкой моторики рук.
5. Чтение детской художественной литературы.
6. Игры с ребенком взрослых и друзей.
Спасибо всем.
Таким образом , основные задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста. Это
1. Восприятие звуковой культуры речи.
2. Словарная работа.
3. Формирование грамматического строя речи.
4. Обучение рассказыванию – связной речи.
Напоминаю вам, что дети должны:
- Правильно произносить отдельные звуки. Уметь интонацией передать вопрос, просьбу, восклицание.
- Накапливать определенный запас слов, который содержит все части речи.
- У детей активно формируется обобщающая функция слов. Через слово ребенок овладевает основными грамматическими формами речи.
- В речи появляются сложные формы предложений.
- Осваивать навыки разговорной речи, выражать свои мысли простыми и сложными предложениями.
- Произносить шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ) сонорные (Р, РЬ, Л, ЛЬ) звуки, а некоторые пропускают.
- Называть части предмета, части тела.
. Давайте с Вами поговорим о том, какая сторона речи Вас беспокоит? (высказывания родителей по теме родительского собрания).
Работа по развитию речи ребёнка в д/с осуществляется в разных видах деятельности ; на специальных занятиях по развитию речи, а также и на других занятиях ; вне занятий – в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни.
3. Литературный КВН
Родители и дети делаться на две команды. Воспитатель предлагает придумать названия команд. Объявляет членов жюри.
Конкурс № 1 «Портреты писателей и их произведения»
На столе лежат портреты писателей лицом вниз. Капитаны, выбирают портрет, называют фамилию,
имя, отчество писателя. Затем командам дается задание назвать как можно больше литературных
произведений выбранного автора.
За правильный ответ присуждается 1балл – фамилия, 1 балл – если дети назвали имя, отчества
писателя, и за каждое произведение – 1 балл.
Портреты: Пушкина Александра Сергеевича,
Чуковского Корнея Ивановича,
Михалкова Сергея Владимировича,
Маршака Самуила Яковлевича,
Носов Николай Николаевич
Барто Агнии Львовна
Конкурс № 2 «Волшебные слова и песенки из сказок»
Детям предлагается досказать волшебные слова из сказок и назвать из какого произведения слова. За
правильные ответы присуждается – 2 балла, за часть – 1 балл.
1. «Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток, ……
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли —
Быть по-моему вели…»
(Женя, сказка «Цветик – Семицветик» Катаев В. П. )
2. «По щучьему…. веленью, по моему хотенью.»
( Емеля, Русская народная сказка » По щучьему веленью».)
3. «Сивка-бурка, вещий каурка!…… Стань передо мной, как лист перед травой!»
( Иванушка – дурачок, Русская народная сказка «Сивка — бурка»)
4. «Свет мой, зеркальце! Скажи, …..
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
(Царица, «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Пушкин А. С.)
5. «Я — Колобок, Колобок! …
Я по коробу метен,
По сусекам скребен.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел…»
(Колобок, Сказка «Колобок» русская народная )
6. «Нам не страшен серый волк,
Серый волк, серый волк!
Где ты ходишь, глупый волк,
Старый волк, страшный волк?»
(Братья поросята Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Сказка «Три паросенка» Михалков С. В.)
Конкурс №3 «Загадки»
1. Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Это доктор… (Айболит)
2. Перед волком не дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Все ж попался… (Колобок)
3. «Нам не страшен серый волк,
Серый волк — зубами щелк»
Эту песню пели звонко
Три веселых … (поросенка)
4. Кто великий умывальник,
Умывальников начальник?
Кто мочалок командир?
Это добрый… (Мойдодыр)
5. Что за странный
Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос суёт он длинный
Кто же это? (Буратино)
6. Сказки вы помните из книг любимых
И, конечно, мне ответите сейчас:
Кто охотился за Буратино?
Ну, конечно, злой разбойник… (Карабас)
Конкурс № 4 «Ребусы»
Командам предлагаются ребусы. Чья команда больше прочтет за минуту ребусов.
Конкурс № 5 «Волшебные предметы»
Команды отвечают на вопросы по очереди.
— Ваша задача: угадать из каких произведений волшебные предметы, песенки, кому они принадлежат.
Максимальное кол-во баллов 3.
1. Из какой сказки этот волшебный предмет? Чья это волшебная палочка?
Ответ: Сказка «Золушка» Волшебная палочка Феи.
2. Из какой сказки этот волшебный предмет? Чей это золотой ключик?
Ответ: Золотой ключик или приключение Буратино.
3. Из какой сказки этот волшебный предмет? Чей это Цветик — семицветик?
Ответ: Сказка В. Катаева «Цветик – семицветик» Цветок у девочки Жени.
4. Из какой сказки этот волшебный предмет? Чьё это волшебное зеркало?
Ответ: «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Пушкина А. С. Волшебное- зеркало
Царицы.
5. Из какой сказки этот волшебный предмет? Кто пользовался «яблоком на тарелочке»?
Ответ: Сказка «Аленький цветочек» Аксаков С. Т. «Яблочко на тарелочке» Младшая дочка
купца Аленушка.
6. Из какой сказки этот волшебный предмет? Чей это ковер – самолет?
Ответ: Восточная сказка « Алладин и волшебная лампа»
Конкурс 6 «Собери сказку»
Каждой команде дается набор из сюжетных картинок. Детям предлагается разложить картинки в
правильной последовательности, согласно развитию сюжета. Назвать сказку и автора.
(Максимальное количество 3 балла дается команде, если серия разложена правильно, и названы
сказка и автор)
Сказки: Выпускные группы «Кот в сапогах» Шарль Перро, «Дюймовочка» Ханс Кристиан Андерсен;
Старшие группы: «Золушка» Шарль Перро, Русские народные сказки «Колобок», «Теремок», «Репка»
(есть альтернативные сказки в обработке Толстого А. Н., Афанасьева А. Н.)
Итоги подводит жюри.
Вот и закончились наши конкурсы. Вы молодцы! Все старались, внимательно слушали, правильно
отвечали. А сейчас мы попросим жюри назвать итоги игры и победителей нашей игры КВН
«Литературная гостиная»
Жюри объявляет итог игры и победителей занявших призовые места. Вручает сладкие призы.
4. Памятка для родителей «Речевые игры дома»
Предлагаем Вашему вниманию игры, которые помогут Вашему ребёнку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, активизировать речь. Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи, они не требуют много времени, в них можно играть в выходные дни, в будние дни по вечерам, по дороге домой из школы, на прогулках.
Игра «Кто или что может это делать?»
Взрослый называет действие, а ребенок подбирает предметы. Например, слово идет, ребенок подбирает девочка идет, мальчик идет, кошка идет, снег идет и т. д. Подберите слова к глаголам стоит, сидит, лежит, бежит, плавает, спит, ползает, качается, летает, плавает,…
«Отгадай, что это»
Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом. Например:
Растут на грядке в огороде, используются в пищу (овощи).
Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие.
Движется по дорогам, по воде, по воздуху.
Игра «Что для чего»
Взрослый предлагает вспомнить, где хранятся эти предметы.
хлеб – в хлебнице,
сахар – в сахарнице,
конфеты – в конфетнице,
мыло – в мыльнице,
перец — в перечнице,
салат – в салатнице, суп – в супнице,
соус — в соуснице и т. д.
Игра «Как можно…»
Взрослый спрашивает: «Как можно играть?» Ребенок отвечает: «Весело, интересно, громко, дружно…» Другие вопросы: — Как можно плакать? (Громко, тихо, жалобно, горько…) — Как можно мыть посуду? (Хорошо, плохо, чисто, быстро…) — Как можно пахнуть? (Приятно, вкусно, аппетитно, нежно…) — Как можно быть одетым? (Аккуратно, небрежно, модно…) — Как можно смотреть? (Ласково, зло, внимательно…)
«Угощаю»
Предлагаете вспомнить вкусные слова: — Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок называет «вкусное слово» и «кладет» вам на ладонь, затем вы ему и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «кислые», «соленые», «горькие» слова.
«Ищем слова»
Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? И пр.
«Опиши предмет»
Ребенок берет любой предмет и подбирает как можно больше слов, подходящих к этому предмету. Например: яблоко (какое?) красное, кислое, круглое, твердое и т.д.
6. Рефлексия
На этом наша встреча подошла к концу. Спасибо, что Вы пришли сегодня к нам. Надеюсь, друзья, что Вы поняли, как важно развивать речь детей дошкольного возраста. Мы надеемся, что сегодняшняя встреча послужит началом совместной работы по развитию речи дошкольников. Пожалуйста, оставьте отзывы, напишите несколько слов, впечатлений о сегодняшней встрече. Всего доброго, друзья!
Источник