Родительское собрание речевое развитие ребенка 5 года жизни

Родительское собрание речевое развитие ребенка 5 года жизни thumbnail

МБДОУ детский сад «Теремок»

Родительское собрание
«Развитие речи детей пятого года жизни »

Подготовила: Учитель-логопед: Коптелова К.А

2015 г

Предварительная работа. Съёмка видеофильма с участием детей (часть занятия или развивающая игра). Подбор пословиц и поговорок по теме для оформления зала. Подготовка выставки игр и дидактических пособий, способствующих обогащению и активизации словаря дошкольников; оборудования и материала для проведения развлечения «Путешествие по Стране слов».

Сообщение логопеда

Тема нашей встречи «Развитие речи детей пятого года жизни» важна и актуальна. Дети этого возраста любознательны, самостоятельны и активны в освоении социальной и природной действительности. В связи с этим значительно увеличиваются их речевые возможности, расширяется словарный запас, речь становится грамматически оформленной и содержательной.

Чтобы ребёнок своевременно и качественно овладел устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ей как можно чаще, вступая в контакт со взрослыми и сверстниками. Чтобы научиться говорить, надо говорить. Развитие речи ребёнка в детском саду ведётся по следующим направлениям:

  • формирование звуковой культуры речи;

  • обогащение активного и пассивного словаря;

  • формирование грамматического строя речи;

  • развитие связной речи.

Невозможно на одной встрече осветить все эти направления. Поэтому сегодня остановимся только на словарной работе, то есть на планомерном обогащении словаря дошкольников.

Расширение словаря происходит одновременно с ознакомлением детей с окружающей действительностью, с формированием отношения к окружающему. Различают активный и пассивный словарь. Пассивный словарь — это слова, которые ребёнок понимает, знает, но не использует. Активный словарь — это слова, которые ребёнок не только понимает, но и употребляет в своей речи. Активный словарь пятилетнего ребёнка к концу года должен насчитывать 3000 слов. Пассивный словарь обычно больше активного. Вы можете дома протестировать своего ребёнка. Предложите ему пересказать сказку или коротенький текст, рассказать о каком-либо событии, составить рассказ по картинке, а затем проанализируйте: как близко к тексту он передал содержание, использовал ли прилагательные, часто ли затруднялся в подборе слов.

D:садикDSCN2634.JPG

Еженедельно мы помещаем в родительском уголке темы и задачи проводимых занятий, а детям всегда говорим: «Обязательно расскажите дома эту сказку (рассказ) папе, маме, бабушке». Нам важно, чтобы вы были в курсе того, что ваш ребёнок узнал на занятии, чтобы вы, беседуя с ним, поняли, усвоил ли он новый материал. Но дети будут делиться с вами своими мыслями и знаниями только тогда, когда поймут, что это для вас действительно важно и интересно.

Существует множество методов и приёмов, которые мы используем как на занятиях, так и в свободной деятельности для обогащения словаря детей:

  • дидактические, развивающие, настольные игры;

  • подвижные игры с текстом;

  • сюжетно-ролевые игры;

  • драматизация сказок;

  • игровые упражнения;

  • чтение художественной литературы;

рассказывание сказок с участием детей;

  • заучивание стихотворений;

  • беседы после рассматривания картин, иллюстраций.

Чтобы вы поняли, как работают на практике эти методы и приёмы, предлагаем посмотреть фильм.

Просмотр фильма и беседа по его содержанию.

Сообщение воспитателя. Что же могут сделать родители для развития словаря своего ребёнка? Ещё раз повторюсь: необходимо как можно больше и чаще беседовать с ним на самые разнообразные темы. И если вы заметили, что у вашего ребёнка есть проблемы с речью, как можно скорее обратитесь за помощью к специалистам. Чем больше времени вы будете уделять ребёнку в дошкольном возрасте, тем меньше вам придётся помогать ему в школе. Но нужно помнить, что обучение дошкольника — это, прежде всего, игра, интересная и увлекательная. Вы можете проводить речевые игры, которые не требуют дополнительного времени, необходимо только ваше желание.

По дороге в детский сад предложите ребёнку поделиться наблюдениями, касающимися погоды, подобрать как можно больше слов, описывающих деревья, рассказать, что нового он заметил на улице, в парке и т.д.

Дома на кухне спросите у ребёнка, какие продукты нужны, чтобы сварить борщ, суп, сделать салат, окрошку, какие продукты необходимо купить в магазине, какие приборы-помощники есть у вас на кухне и т.д.

Вы сами можете придумать много таких игр. Главная цель — добиться, чтобы ребёнок отвечал полными предложениями, использовал в речи прилагательные.

Игры с родителями.

Все родители сидят вокруг четырёх столов. За каждым столом выбирается «взрослый», который объясняет цель и правила игры. Остальные родители выступают в роли детей. Взрослые по очереди проводят игру. В конце воспитатель делает обобщение.

Первый столигра «Я заметил». Взрослый предлагает каждому ребёнку назвать

предметы, мимо которых он проходит по дороге в детский сад, и подобрать к именам существительным как можно больше имён прилагательных.

Второй столигра «Вспомним «вкусные» слова и угостим друг друга». Взрослый и первый ребёнок поочерёдно называют «сладкие» слова, взрослый и второй ребёнок поочерёдно называют «солёные» слова и т.д.

Третий стол — игра «Доскажи словечко». Взрослый начинает фразу, ребёнок заканчивает. Например: «Ворона каркает, а воробей… Сова летает, а заяц…»

D:садикDSCN2639.JPG

Четвёртый столигра «Давай искать слова на кухне». Дети отвечают на вопросы взрослого. Например: «Какие слова можно вынуть из борща? Какие слова есть в винегрете? Какие слова можно найти в кухонном шкафу?»

Знакомство родителей с выставкой игр и дидактических пособий, способствующих обогащению и активизации словаря дошкольников.

Воспитатель рассказывает о представленных играх и пособиях. Подчёркивает, что родители должны не только знакомить ребёнка с правилами игры и усложнять их по мере усвоения, но и играть вместе с ним.

Представление творческой игры «Я дарю тебе словечко».

Воспитатель предлагает ввести в жизнь семьи традиционную игру «Я дарю тебе словечко». Цель игры — увеличить словарный запас ребёнка, объяснить лексическое значение слов. Один раз в неделю родители дарят ребёнку новое для него слово, называют это слово и обязательно объясняют его значение. В понедельник дети приносят в группу подаренные дома слова и знакомят с ними всех ребят. Воспитатель записывает каждое слово на карточке, а на обратной стороне — имя того, кто его принёс. Все карточки складывают в шкатулку, и периодически с ними проводят разнообразные игры. Например: карточки высыпаются в шляпу, дети поочерёдно достают по карточке, воспитатель зачитывает слово, ребёнок объясняет его значение. Если играющий справляется с заданием, то получает фишку. Выигрывает тот, кто собрал больше фишек. Вариант игры: воспитатель поочерёдно достаёт карточки со словами, объясняет лексическое значение этих слов, не называя их. Ребёнок, который угадывает слово, получает фишку. Выигрывает тот, кто собрал больше фишек.

Для родителей вывешивается экран с теми словами, которые дети принесли из дома.

Развлечение «Путешествие по Стране слов».

Звучит сказочная музыка. В зал входят дети, встают полукругом.

Воспитатель. Какое сейчас время суток? Правильно, вечер. Вы уже немного устали, соскучились по своим родителям. Но я предлагаю вам отправиться в путешествие по Стране слов. Согласны? (Да!) Тогда возьмитесь за руки, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь. Вот теперь у всех хорошее настроение. Скажите, на чём можно отправиться в путешествие? (Ответы детей.) Как можно назвать всё это одним словом? (Транспорт.) Верно. Сегодня будем путешествовать на поезде. Посмотрите, он ждёт нас. (Указывает на поезд, составленный из модулей.) Но к путешествию надо подготовиться.

Читайте также:  Поэтапное развитие ребенка в

Дети под музыку выполняют массаж тела и движения по показу.

  • Вы готовы, глазки?

(Поглаживают закрытые глаза.)

-Да!

(Смотрят в «бинокль».)

  • Вы готовы, ушки?

(Поглаживают уши.)

-Да!

(Прикладывают ладони кушам.)

  • Вы готовы, ручки?

(Поглаживают руки.)

-Да!

(Хлопают в ладоши.)

  • Вы готовы, ножки?

(Поглаживают ноги.)

-Да!

(Топают.)

  • Вы готовы, дети?

(Разводят руки в стороны.)

-Да!

(Обнимают себя.)

Воспитатель. Теперь вы готовы к путешествию.

Воспитатели раздают билеты с номерами вагонов. Дети, сверяя цифры на билетах и цифры на вагонах, занимают свои места.

Воспитатель. Во время поездки можно поиграть. Посмотрите в окошки, мы едем через лес. (Задаёт вопросы. Добивается полных ответов.) Какие животные обитают в лесу? Как можно назвать животных, обитающих в лесу? Как называется дом лисы? Где зимует медведь? Как называется дом волка? Куда белочка прячется от дождя и снега? Что строят бобры? Как называется дом барсука? Есть ли дом у зайчика? (Достаёт из большого конверта фотографию.) Лисичка прислала нам свою фотографию. Хотите посмотреть? (Показывает.) Красавица! Она просит назвать много-много слов про неё.

Дети называют имена существительные и прилагательные, описывающие лису.

Воспитатель. Вот и первая станция «Лесная полянка».

D:садикDSCN2618.JPG

Выходят на полянку только пассажиры первого вагона, остальные остаются на местах.

Дети выходят из первого вагона и идут за воспитателем, изображая животных: медведя (идут на внешней стороне стоп, руки полусогнуты в локтях перед собой), лису (идут на носочках крадучись, выполняют плавные движения кистями рук перед собой), тигра (идут, кисти рук перед собой округлены, пальцы разомкнуты), волка (идут, руки перед грудью, одна ладонь над другой, размыкают и смыкают пальцы), филина (идут, выполняя руками, разведёнными в стороны, плавные движения вверх, вниз).

Затем к ним подходит второй воспитатель с набором игрушечных диких животных.

Второй воспитатель. Здравствуйте, дети! Как хорошо, что вы приехали в наш лес. Нужно помочь лесным жителям найти своих детей. Зверята ещё маленькие и заблудились. (Поочерёдно показывает игрушечных лису, медведицу, бельчиху, зайчиху. Задаёт вопросы, добивается полных ответов.) Это кто? Как зовут детёнышей лисы (медведицы, бельчихи, зайчихи)?

Дети идут искать детёнышей, находят их под искусственными деревьями, подходят ко второму воспитателю и, отдавая игрушки, говорят: «Лисица, вот твои лисята. Медведица, вот твои медвежата. Бель- чиха, вот твои бельчата. Зайчиха, вот твои зайчата».

Затем прощаются со зверями и садятся в свой вагон.

Воспитатель. Ехали мы, ехали и доехали до следующей станции под названием «Огородная». Здесь выходят только пассажиры второго вагона, остальные остаются на местах.

Читает стихотворение 0. Новиковской «Приглашаем в огород». Дети выходят из второго вагона и выполняют движения по показу.

Воспитатель.

Приглашаем народ:

(Делают приглашающий жест.)

  • Заходите в огород!

(Разводят руки в стороны.)

Проходите между гряд —

(«Шагают» указательными и средними пальцами обеих рук.)

Там огурчики лежат,

(Складывают большие и указательные пальцы обеих рук в форме овала.)

Помидоры висят,

Прямо в рот хотят.

(Складывают большие и указательные пальцы обеих рук в форме круга.)

Рядом зреет репка,

Ни густа, ни редка.

(Складывают большие и указательные пальцы обеих рук в форме сердечка.)

Наберём мы овощей

Для себя и для друзей.

(Округляют левую руку перед грудью, правой рукой «складывают» в лукошко овощи.)

К детям подходит Бабушка-огородница (второй воспитатель) с мешочком в руках.

Бабушка-огородница. Здравствуйте, дети! Добро пожаловать в мой огород. Вы знаете, что растёт в огороде? Какие овощи вы знаете? Что можно приготовить из овощей? (Ответ ы детей.) У меня есть чудесный мешочек, в который я собрала овощи со своего огорода. Опустите в мешочек руку, ощупайте один овощ и назовите его.D:садикDSCN2621.JPG

Во время ощупывания муляжей дети отвечают на вопросы воспитателя: «Какой овощ по величине? Какой он по форме?»

Бабушка-огородница. Я хочу сделать на ужин овощной салат, но не знаю, какие овощи мне пригодятся. Давайте выберем их вместе.

Дети вместе с воспитателем выбирают муляжи овощей, необходимых для салата. Отвечают на вопросы: «Морковка какая по вкусу? Огурец какого цвета? Помидор какой формы?»

Затем дети прощаются с Бабушкой-ого- родницей и садятся в свой вагон.

Воспитатель. Ехали мы, ехали и доехали до следующей станции под названием «Загадки». Здесь выходят только пассажиры третьего вагона, остальные остаются на местах.

Дети выходят из вагона и встают перед воспитателем.

Воспитатель. Загадки отгадывать очень трудно, нужно внимательно слушать, думать, а потом отвечать. Давайте разомнёмся перед таким сложным заданием.

Дети выполняют движения по показу.

Воспитатель.

  • Как живёшь?

  • Вот так!

(Сжимают пальцы обеих рук в кулаки, большие пальцы поднимают вверх.)

  • А плывёшь?

  • Вот так!

(Изображают пловцов.)

  • Как бежишь?

  • Вот так!

(Бегут на месте, руки согнуты в локтях.)

  • Вдаль глядишь?

  • Вот так!

(Подносят прямую ладонь правой руки ко лбу.)

  • Ждёшь обед?

  • Вот так!

(Правой рукой подпирают щёку.)

  • Машешь вслед?

  • Вот так!

(Машут одной рукой.)

  • Утром спишь?

  • Вот так!

(Складывают ладони вместе под правой щекой.)

  • А шалишь?

  • Вот так!

(Похлопывают ладонями по надутым щекам.)

Воспитатель. Сейчас я прочитаю стихи, которые написал Незнайка, а вы внимательно слушайте. Потом расскажете, что же он опять перепутал.

Это стул — на нём лежат.

Это стол — на нём сидят.

Вот кровать — на ней едят.

В шифоньере гости спят.

В холодильнике платья висят.

А на диване продукты лежат.

Хи-хи-хи да ха-ха-ха!

Муха съела паука!

Ну а бабочки-подружки

Паутину ткут для мушки.

Где здесь правда, а где нет?

Дайте мне скорей ответ.

Дети исправляют ошибки Незнайки.

Воспитатель. Сейчас поиграем с мячом. Я начну предложение, а вы его закончите. (Предложение заканчивает тот, кому воспитатель бросает мяч.)

Сахар сладкий, а перец…

Летом листья зелёные, а осенью…

Дорога широкая, а тропинка…

Пластилин мягкий, а камень…

Муравей лёгкий, а слон…

Доктор Айболит добрый, а Карабас-Ба- рабас…

По окончании дети садятся в свой вагон.

Воспитатель. Наш поезд приближается к последней станции. Она называется «Игро

вая». Выходите все из вагонов, приглашайте родителей, будем играть.

Проводится игра «Купим мы, бабушка, себе курочку».

При назывании персонажа дети и родители выполняют определённые действия: «курочка» — складывают пальцы в щепоть и показывают, как клюёт курица;

«уточка» — выполняют ладонью волнообразные движения, словно плывёт уточка; «индюшонок» — ставят руки на пояс, поворачиваются влево-вправо;

Читайте также:  Крылатые выражения о развитии ребенка

«кисонька» — умываются, как кошка; «собачка» — приставляют руки к голове, как уши, и машут ими;

«поросёнок» — сжимают руки в кулаки, приставляют к носу и слегка вращают; «коровёнка» — приставляют руки к голове, как рога, бодаются;

«лошадёнка» — имитируют езду на лошади.

Купим мы, бабушка, себе курочку. (2 раза.) Курочка по зёрнышку: кудах-тах-тах.

Купим мы, бабушка, себе уточку. (2 раза.) Уточка: та-та-та-та,

Курочка по зёрнышку: кудах-тах-тах.

Купим мы, бабушка, себе индюшонка. (2 раза.) Индюшонок: фолды-болды,

Уточка: та-та-та-та,

Курочка по зёрнышку: кудах-тах-тах.

Купим мы, бабушка, себе кисоньку. (2 раза.) А кисонька: мяу-мяу,

Индюшонок: фолды-болды,

Уточка: та-та-та-та,

Курочка по зёрнышку: кудах-тах-тах.

Купим мы, бабушка, себе собачонку. (2 раза.) Собачонка: гав-гав,

А кисонька: мяу-мяу,

Индюшонок: фолды-болды,

Уточка: та-та-та-та,

Курочка по зёрнышку: кудах-тах-тах.

Купим мы, бабушка, себе поросёнка. (2 раза.) Поросёнок: хрюки-хрюки,

Собачонка: гав-гав,

А кисонька: мяу-мяу,

Индюшонок: фолды-болды,

Уточка: та-та-та-та,

Курочка по зёрнышку: кудах-тах-тах.

Купим мы, бабушка, себе коровёнку. (2 раза.) Коровёнка: муки-муки,

Поросёнок: хрюки-хрюки,

Собачонка: гав-гав,

А кисонька: мяу-мяу,

Индюшонок: фолды-болды,

Уточка: та-та-та-та,

Курочка по зёрнышку: кудах-тах-тах.

Купим мы, бабушка, себе лошадёнку. (2 раза.) Лошадёнка: нуки-нуки,

Коровёнка: муки-муки,

Поросёнок: хрюки-хрюки,

Собачонка: гав-гав,

А кисонька: мяу-мяу,

Индюшонок: фолды-болды,

Уточка: та-та-та-та,

Курочка по зёрнышку: кудах-тах-тах.

Воспитатель. Дети, пора отправляться в обратную дорогу. Займите свои места в поезде.

Звучит волшебная музыка. Дети едут на поезде, родители садятся на свои места. Музыка затихает. Воспитатели награждают детей сладкими призами.

Затем воспитатель подводит итоги собрания. Родители обмениваются мнениями.

Литература

Агапова И.А., Давыдова М.А. Мир родного языка. М.: Аркти, 2008.

Козлова А.В.,Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьёй. М.: ТЦ «Сфера», 2005.

Сомкова 0. Развиваем речь детей. — Дошкольное воспитание. — 2006. — № 1.

Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1984.

Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников. М.: ТЦ «Сфера», 2005.

Источник

Любовь Горшкова
Родительское собрание на тему «Речевое развитие детей 4–5 лет»

Цель: создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей 4-5 лет.

Задачи: знакомство родителей с содержанием работы по развитию речи детей среднего дошкольного возраста; привлечение родителей к обмену опытом речевого развития детей в семье, содействие сплочению родительского коллектива, вовлечение родителей в жизнедеятельность группы и ДОУ, выработка единых требований к развитию речи в семье и в ДОУ.

Ход мероприятия:

Добрый вечер, уважаемые родители!

Речь – это средство человеческого общения, причем главное и основное. Благодаря слову человек общается с другими поколениями, передавая, накапливая, сохраняя опыт человечества. Информацию, которую нельзя передать с помощью органов чувств – понятия, определения, эмоции, обычаи, нравы — можно передать только с помощью речи. Но речь -не только средство общения, это главный инструмент мышления.

Рассмотрим, из чего складывается речь.

На магнитной доске выставляется пособие «Компоненты речи»:

1. Речь – процесс многосторонний. Он включает в себя звуковую функцию. Что это? (высказывания родителей).

Вывод: это умение воспринимать и воспроизводить правильно звуки, умение чувствовать ритм, интонацию.

2. Следующий компонент – это лексика, т. е. словарный запас, которым будет пользоваться ребёнок. Он может быть активным, если включает слова, используемые ребенком в своей речи, и пассивным – слова, которые ребенок знает и понимает, но не использует в речи.

3. В структуру речи входит и грамматика. Этот компонент речи очень важен, так как это образование и употребление слов, понимание словосочетаний, предложений.Например: “ребенок сидит”, “сидел”, “ребенка посадили” – смысл разный, хотя используются два слова — “ребенок”, “сидеть”.

4. Дошкольник усваивает диалогическую и монологическую речь, знакомится с приемами выразительности, образности речи.

В формировании речи ребёнка большую роль играет его окружение, а именно, родители и педагоги. И от того, как мы говорим, сколько внимания уделяем речевому общению с ребёнком, во многом зависит его успех в усвоении языка.

Поговорим о факторах успешного речевого развития ребенка.

Презентация.

1. Эмоциональное общение родителей с ребёнком с младенческого возраста.

Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых.

В общении со взрослым ребёнок овладевает речевыми нормами, узнает новые слова и, тем самым, расширяет свой словарный запас. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.

А сейчас проведём игру-эстафету,где каждый продолжит предложение: «Чтобы у моего ребенка была хорошо развита речь, я должен (должна…»

2. Общение ребёнка со сверстниками.

Чтобы новые слова не оставались в пассиве, необходимо общение детей друг с другом. Желание быть услышанным и получить ответ делает речь детей в общении со сверстниками связной, полной, логичной. Их взаимные связи более эмоциональны, что создает условия для разностороннего речевого развития.

3. Строение артикуляционного аппарата.

От того как работает сам аппарат, зависит и качество речи. Следует отметить, что к 4-5 годам ребёнок должен правильно произносить все звуки, т. к. более четко и дифференцированно работают речеслуховой и речедвигательный анализаторы. В это время следует уделять внимание движениям языка. Благодаря более точным движениям этого органа детям доступны многие звуки. Если это не так, то не теряйте времени, обращайтесь за помощью к логопеду.

Консультация логопеда.

4. Развитие мелкой моторики рук.

Развитие моторики на прямую связано с речью.

Предлагаю «Игры с бельевыми прищепками». Различные геометрические фигуры из разноцветного картона с помощью прищепок превращаются в предметы, силуэт животных, птиц и т. д. Все зависит от фантазии играющих. Например, овал можно превратить в рыбку, приделав ей плавники из прищепок, можно превратить в ежика, прищепки будут играть роль иголок. Можно устроить веселую игру-соревнование между членами семьи «Кто быстрее снимет со своей одежды прищепки».

Показ фотографий детей.

5. Чтение детям художественной литературы.

Художественная литература является необходимым условием для всестороннего развития речи ребёнка. Книги и сказки не только приобщают ребят к национальной культуре,но и формируют нравственные качества: доброту, честность, человеколюбие, развлекают и забавляют, вызывают желание высказаться, поговорить о героях. Можно играть в сказки.

Давайте придумаем сказку все вместе. Будем по кругу передавать мяч. Каждый, кто получил мяч, продолжает сказку.

6. Игра ребёнка со взрослыми и сверстниками.

Игра – критерий нормальности ребёнка, по тому как он играет, о нем можно многое узнать. Игра имеет важное значение и для эмоционального, и для речевого развития. Главное, что ребёнок получает в игре, — возможность взять на себя роль и прожить то, что для него недоступно в жизни взрослых. Учится договариваться, уступать, решать конфликты, выстраивать конструктивный диалог, приходить к общему решению.

7. Совместное пение с ребёнком.

Читайте также:  Развитие общения ребенка со взрослыми от 0 до 7 лет

Пение способствует развитию фонематического слуха. Правильное восприятие фонемы обеспечивает правильное воспроизведение, а в дальнейшем и написание её.

8. Дыхательные упражнения.

Одной из главных задач формирования речи является развитие речевого дыхания, которое включает в себя выработку длительного и достаточной силы ротового выдоха, умения беззвучно и своевременно добирать воздух в процессе высказывания. Комплексы дыхательной гимнастики вы можете посмотреть в нашей картотеке.

Итак, мы с вами обсудили основные факторы успешного речевого развития.

Чем же мы занимаемся на занятиях по развитию речи:

Общаемся, развиваем свою речь через беседы, речевые игры, рассматривание картин, описание картинок, описание игрушек, описание одежды и обуви, заучивание стихотворений, загадок, пересказ сказок, наблюдения, читаем сказки и стихи, звуковые игры и упражнения. На занятиях по развитию речи мы используем тетрадь «Развитие речи у малышей»и большое внимание обращаем на:

— обогащение словарного запаса детей;

развитие наблюдательности и любознательности;

-совершенствование навыков общения (вежливого и культурного) со сверстниками и взрослыми;

развитие эстетического восприятия, понимания содержания художественных произведений;

— обучение логично и последовательно строить описание, задавать вопросы;

— совершенствование звуковой культуры речи;

-умение отвечать краткими и развернутыми предложениями;

— обучение правильному согласованию слов в предложении.

А теперь предлагаю поделиться своим опытом и рассказать, как вы дома развиваете речь своего ребёнка? Что используете, для того чтобы речь ребёнка была красивой, эмоционально-выразительной.

Родители делятся своим опытом.

Джанни Родари утверждал, что именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Играя, ребёнок обогащает свой словарный запас, расширяет кругозор, развивает связную речь. Развитие речи дошкольников в игре — это ещё и дополнительная эмоциональная связь между вами и вашим ребенком, это радость от общения, формирование доверительных и дружеских отношений.

Сейчас мы с вами поиграем в эти игры:

«Цепочка слов»

Цель: обогащение словаря прилагательных.

Суть этой игры по развитию речи дошкольников заключается в подборе слов — существительных и прилагательных — объединённых каким-либо признаком. То есть ребенок с вашей помощью составляет своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью вопросов-переходов.

Например, исходное слово «кошка». Вы задаёте вопрос:

Воспитатель: Кошка, бывает какая?

Родитель: Пушистая, ласковая, разноцветная.

Воспитатель: Что еще бывает разноцветным?

Родитель: Радуга, платье, телевизор.

Воспитатель: Каким еще может быть платье?

Родитель: Шелковым, новым, прямым.

Воспитатель: Что еще может быть прямым?

Родитель: Линия, дорога, взгляд. и т. д.

«Найди по цвету»

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным в роде и числе.

Для этой игры нам понадобятся картинки с изображением предметов разного цвета.

Называем цвет, употребляя прилагательное в определенной форме (род, число, а ребёнок находит предметы данного цвета, которые подходят к этой форме прилагательного.Например:

Красное — яблоко, кресло, платье.

Желтая — репа, краска, сумка.

Синий — василек, баклажан, карандаш.

«Выбери правильное слово»

Цель: развитие мышления, речевого внимания.

Из предложенных слов, обозначающих признаки предмета, предлагаем ребёнку выбрать одно, наиболее подходящее по смыслу.

Подумай и скажи, какое слово подходит больше других?

Мама взяла в лес … (сумку, пакет, корзинку).

Дед Мороз приходит в гости (осенью, весной, зимой).

Собака живет… (в лесу, в конуре, в берлоге).

Поезд едет по (дороге, воде, рельсам).

«Скажи наоборот»

Цель: расширение словаря антонимов.

Для этой игры нам понадобится мяч.

Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению.

«Четвёртый лишний».

Ребёнок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему.

«Назови, какой…».

Образование прилагательных. Н-р, сок сделан из яблок, значит он яблочный, варенье из яблок — яблочное и т. д.

Ученые считают: чем активнее и точнее движения пальцев рук ребенка, тем быстрее развивается его речь. Дети лучше усваивают текст, если связывают его с жестами и мимикой. Этому их должны научить взрослые, но сначала они должны освоить такие приемы сами.

Воспитатель предлагает родителям объединиться в пары и определиться, кто будет взрослым, а кто ребенком.

«Рисуем стихи»

Каждая пара получает поднос (30х40см) с манкой. Надо нарисовать зайца под дождем по стихотворению А. Л. Барто «Зайка». Сначала стихи читает взрослый, а ребенок рисует, затем ребенок читает текст, а взрослый дорисовывает детали к изображению.

Существует множество игр, незамысловатых упражнений по развитию речи у детей, которые легко использовать по дороге в детский сад, на прогулке или перед сном ребенка.

«Кто самый внимательный».

Можно предложить ребенку посоревноваться на внимательность. Называется предмет, который встретился на пути, параллельно выделяется отличительный признак этого предмета. Например, «Я увидел горку, она высокая» или «Я увидел машину, она большая» и т. д.

«Весёлый счет».

Можно проводить на улице, во время прогулок с ребенком. При проведении этой игры не только закрепляется правильное употребление падежных форм существительных, но и умение вести счет.Необходимо только именовать каждое число при пересчете предметов: например, одно дерево, два дерева, три дерева и т. д., и следить за четким проговариванием падежных окончаний числительных и существительных.

«Что (кто) бывает зеленым (веселым, грустным, быстрым?»

На конкретный вопрос типа: «Что бывает зеленым?»необходимо получить как можно больше разнообразных ответов: трава, листья, крокодил, лента и т. д.

К чему мы будем стремиться, что должен уметь ребёнок к 5 годам?

-Употреблять в речи названия предметов, их частей,

материалов, из которых они изготовлены.

-Использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги, существительные, обозначающие профес-

сии; глаголы, характеризующие трудовые действия.

— Употреблять слова-антонимы, существительные с обобщающим значением (мебель, овощи, животные и т. п.).

-Правильно произносить гласные и согласные звуки.

— Отчетливо произносить слова и словосочетания.

-Различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук.

-Уметь согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных.

-Употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

— Уметь участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.

Дети дошкольного возраста очень общительны. В одиночестве чувствуют, как правило, несчастными. Так давайте же вместе подпитывать их положительными эмоциями, больше общаться с детьми, показывая, что мы их любим, что они нам дороги.

Подведение итогов собрания

1 .Уделять должное внимание развитию речи ребёнка, больше общаться с ним, читать сказки, стихи, потешки, загадки и разучивать их.

2. Поощрять в семье занятия ребёнка лепкой, рисованием, конструированием, играм с мозаикой. Приобрести для этого пластилин, цветные карандаши, фломастеры, краски, конструктор, мозаику и т. д.

3. Больше бывать на природе, знакомить детей с её красотой и многообразием.

4. Принимать активное участие в работе детского сада.

Источник