Родительское собрание общие проблемы физиологического развития ребенка
Родительское собрание
«Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных и личностных качеств ребенка»
Семья – это место приземления для старших, стартовая площадка для младших, и маячок взаимоотношений для каждого.
Цель: ознакомить родителей с проблемами физиологического взросления детей;
наметить пути воздействия на личностные качества ребенка.
Повестка дня.
- Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных и личностных качеств ребенка.
- Устав школы, Правила поведения для учащихся.
- Педагогические ситуации.
3.Пути воздействия на личностные качества ребенка.
- Орг. момент.
- Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных и личностных качеств ребенка.
- Целеполагание.
Вот и подросли наши дети. Изменились они не только внешне, но и изменилось их поведение.
Что мы знаем о физиологических особенностях ребенка 10-11 лет?
Ребенок отличается от взрослого не только ростом, весом, но и особенностями строения организма.
Костно-мышечный аппарат.
Процесс окостенения еще не завершен, отличается гибкостью и податливостью. В костях ребенка имеется большое количество хрящевой ткани. В возрасте 10-11 лет у детей заканчивается окостенение костей запястья, пястья, фаланг пальцев. В силу этих особенностей при неправильной посадке может возникнуть искривление позвоночника.
5 человек сидят, поджав голову.
Для правильного протекания процесса окостенения ребенку необходимо полноценное питание и привлечение его к посильному труду.
В этом возрасте происходит и нарастание мышечной массы.
Большое внимание заслуживает нервная система. В коре головного мозга непрерывно происходит процесс торможения и возбуждения нервных клеток. Если в 7-8 лет преобладает возбуждение, то в 9-10 лет деятельность кгм становится более совершенной.
Условные рефлексы образуются быстрее и закрепляются точнее. Меньшую роль начинает играть эмоциональный фактор, а больше информационный. Начинает преобладать процесс торможения.
Внимание становится более устойчивым и его объем начинает возрастать. Память наглядно-образная. Нужно развивать логическое мышление, способность критически относиться к своей работе.
Если в 1-2 классе дети оценивали свой учебный труд как затраченное время на познание, то в 3-4 классах наряду с этими критериями выдвигаются и другие: добросовестность, старательность, усидчивость и др.
Очень хорошо, что дети готовятся к урокам математики…
Мышление развивается вместе с речью, поэтому важно следить за чистотой и правильностью речи.
Тест-игра «Правильны ли ваши представления о девочках и мальчиках».
Один французский психолог составил тест, который раскрывает некоторые предрассудки взросления в подходе к воспитанию мальчиков и девочек. Каждый родитель может проверить с помощью этого теста, насколько верны его представления об психологических особенностях мальчиков и девочек. 20 утверждений. Отвечать «да» или «нет»
1.Девочки более послушны, чем мальчики.
2. Девочки лучше относятся к слабым и больным людям, животным, растениям.
3. Мальчики лучше могут оценить сложное положение и мыслят более логически.
4. Мальчики испытывают большое желание отличиться.
5. Мальчики больше одарены в математике.
6. Девочки более чувствительны к среде, обстановке, в которой живут, тяжелее переносят боль, страдание.
7. Девочки умеют лучше выразить свои мысли.
8. У мальчиков лучше развита зрительная память, а у девочек – слуховая.
9. Мальчики лучше ориентируются в пространстве.
10. Мальчики агрессивнее.
11. Девочки менее активны.
12. Девочки более общительны, отдают предпочтение большей компании, а не узкому кругу друзей.
13. Девочки более ласковы.
14. Девочки легче попадают под чужое влияние.
15. Мальчики более предприимчивы.
16. Девочки более трусливы.
17. Девочки чаще страдают от комплекса неполноценности.
18. Девочки реже соперничают между собой.
19. Мальчикам более важно заявить о себе, продемонстрировать свои способности.
20. У мальчиков больше склонности к творческой работе, в то время как девочки лучше справляются с монотонным трудом.
Мнение психолога:
- В раннем возрасте девочки действительно более послушны.
- Пока не установлено фактов, дающих повод утверждать, что девочки по своей природе больше склонны заботиться о больных и слабых.
- Это не так. Девочки могут решать сложные проблемы не хуже мальчиков.
- Девочки развиваются быстрее, стремятся выделиться, отличиться от своих сверстников. Но позже это теряется.
- Девочки и мальчики одарены одинаково.
- Напротив, мальчики легче поддаются влиянию среды, домашней обстановки. Они более чувствительны к боли, страданию Они делают вид, что им не больно, поскольку их учат, что мужчина не должен плакать.
- Девочки высказывают свои мысли более четко, чем мальчики.
- Способности одинаковы, если есть разница, то только индивидуальная.
- До наступления половой зрелости разницы нет, после – мальчики ориентируются в пространстве лучше, с годами разница усиливается.
- Мальчики становятся агрессивными в самом раннем возрасте 3-4 года.
- Не установлена разница в активности девочек и мальчиков.
- Напротив, девочки предпочитают одну или не более двух подруг, а не большую компанию Мальчики собираются в более крупные компании.
- Мальчики тоже требуют ласкового общения.
- Мальчики склонны принимать «на веру» мнение компании. Девочки придерживаются своего мнения.
- Нет особой разницы.
- Девочки не так трусливы на самом деле, они могут быть намного решительнее.
- Не больше мальчиков Д. умеют быстрее приспосабливаться, более самостоятельны.
- В этом ни у кого нет преимущества.
- Нет. Мальчики легче подчиняются сильным личностям и компании сверстников, девочки же стоят на своем.
- В этом нет разницы.
В этом возрасте личность не только формируется, но и утверждается: в хороших отметках, отношении с учителем, одноклассниками, в поведении. Т. к. детей этого возраста характеризует восприимчивость, внушительность, поэтому эти возрастные особенности могут провоцировать риск раннего приобщения к курению.
Решение педагогических ситуаций.
1.Что делать, если вы узнали, что ваш ребенок пробовал курить?
( выяснить причину. Здесь удастся выяснить взаимоотношения с сыном или дочерью. Только следует помнить – ребенок не всегда может дать сразу какое-то внятное объяснение, зачастую он сам себе не дает отчета, зачем он это сделал. Здесь очень важна доверительная обстановка
Причины: досуг, любопытство, неумение отказаться, влияние друга. Ребенок должен знать, что это явление его очень расстроило вас. Попросите его успокоить вас6 пообещать, что больше этого не произойдет).
2.Причины нарушений в поведении.
- Борьба за внимание.
- Борьба за самоутверждение. Объявляет войну бесконечным указания, замечаниям и опасения.
- желание мщения. За:
-сравнение его не в пользу братьев, сестер
— унижение друг друга членами семьи
— несправедливость и невыполнение обещания
чрезмерное проявление любви взрослых
3. Пути воздействия на личностные качества ребенка.
Законы, с помощью которых можно преодолеть трудности в поведении ребенка.
- Поздно предъявлять требования и налагать запреты в осознанном возрасте. Этому нужно учить терпеливо и постепенно.
- Запреты и требования должны быть гибкими, их не должно быть много.
- Запреты и требования должны быть едиными со стороны родителей и школы.
- Запреты и требования должны разъясняться.
- Отсутствие в речи взрослых ярлыков.
- Поддержка начинаний ребенка, проявления им собственной инициативы.
- Учет интересов ребенка, право выбора.
Многие учителя отмечают, что именно с третьего года обучения дети начинают действительно осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию. Это во многом связано с теми значительными изменениями, которые происходят в общем, интеллектуальном развитии детей в данный период. Психологические исследования показывают, что между вторым и третьим классами наблюдается скачок в умственном развитии учащихся. Именно на этом этапе обучения происходит активное усвоение и формирование мыслительных операций, более интенсивно развивается вербальное мышление, то есть мышление, оперирующее понятиями.
Известный детский психолог Д. Б. Эльконин так писал об особенностях развития младших школьников: «Память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие — думающим».
Активно развивается и способность ребенка произвольно управлять своими психическими процессами, он учится владеть вниманием, памятью, мышлением.
И мы можем оказать существенную помощь в реализации потенциальных возможностей детей этого возраста.
Источник
Родительское собрание
«Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных и личностных качеств ребенка».
1. Четвертый год обучения в младших классах завершает первый этап школьной жизни. Заканчивается формирование основных новообразований младшего школьного возраста.
В этот период происходят существенные изменения в психике ребенка. Усвоение новых знаний, новых представлений об окружающем мире перестраивает сложившиеся ранее у детей житейские понятия, а школьное обучение способствует развитию мышления в доступных учащимся данного возраста формах.
К четвертому классу у большинства детей уже складывается индивидуальный стиль учебной работы. Общий подход ребенка к ее выполнению хорошо прослеживается при подготовке домашних учебных заданий. Так, например, одни приступают к урокам сразу после прихода из школы, другим требуется отдых (разной продолжительности). Кто-то быстро и легко включается в работу, у других много времени занимает подготовительный период. Одни дети начинают выполнять домашние задания с трудных учебных предметов, другие, наоборот, с легких. Одни лучше усваивают материал с опорой на графические изображения (рисунки, схемы и т.п.), другие предпочитают словесное объяснение и т.д.
Различия в общем подходе к выполнению учебной работы связаны с индивидуально-типологическими особенностями детей, их работоспособностью, спецификой познавательного развития, преобладающим типом восприятия и переработки информации, неодинаковым интересом к различным учебным предметам и т.д.
Индивидуальный стиль учебной работы проявляется не только в общем подходе к выполнению учебных заданий, но и в использовании школьниками различных учебных умений и навыков. Владение продуктивными приемами учебной работы означает, что школьник приобрел умение учиться: он способен качественно усваивать предлагаемые знания и, в случае необходимости, добывать их самостоятельно.
Однако следует иметь в виду, что развитие детей осуществляется неравномерно вследствие особенностей темперамента, типа нервной системы, здоровья, семейной ситуации и специфики семейного воспитания. Поэтому можно говорить о том, что у одного и того же ребенка какое-либо новообразование уже сформировалось, а какое-то находится в стадии формирования, и здесь ребенку необходимо помочь. Прежде всего нужно отметить формирование — произвольности познавательных процессов: внимания, памяти. Следующее важнейшее новообразование — познавательная рефлексия: способность осознать причины учебных неудач и успехов.
Дальнейшее развитие получает и личностная рефлексия. Ребенок постепенно начинает узнавать и дифференцировать свои личностные качества. В этом возрасте происходит первичное осознание потребности в саморазвитии, т.е младший школьник уже способен осознать противоречие между его реальным «Я» и идеальным, между способностями и возможностями, между «могу» и « хочу», соответственно понять некоторые аспекты внутреннего источника своей активности.
В рассматриваемый переходный период наибольшие изменения во внутренней позиции связаны со взаимоотношениями с другими людьми, прежде всего со сверстниками.
Если говорить об общении со взрослыми, то нужно иметь в виду, что в это время должна произойти дифференциация значимых фигур как обычных людей. Началом процесса дифференциации является стремление ребенка заметить и обсудить достоинства и недостатки взрослого, окончанием — умение сравнивать взрослых.
Общение со сверстниками начинает определять многие стороны личностного развития ребенка. Сверстники становятся более значимыми. Их мнение часто превалирует над мнением значимых взрослых. Развивается сотрудничество, и как предпосылка его социальный интерес, т.е. способность интересоваться другими людьми и принимать в них участие. Активизируется межполовое общение. Дети одного пола могут рассматриваться как соперники. Внимание детей противоположного пола может привлекаться различными способами: подарками, ссорами и т.п. Происходит первичное осознание ценностных ориентаций. Дети усваивают разницу в социальных статусах, вырабатывают к этому собственное отношение.
В этом возрасте появляются притязания детей на определенное положение в системе взаимоотношений класса, формируется достаточно устойчивый статус ученика в этой системе.
Существенно меняется характер самооценки школьников этого возраста. Самооценка ребенка становится устойчивой. Появляется возможность адекватно оценивать свои достоинства и недостатки.
Важно помнить, что в этот период образ «Я» включается чувство «умелости, компетентности», т.е. осознание собственной возможности делать порученное дело хорошо.
Обострение критического отношения к себе актуализирует у детей этого возраста потребность в общей положительной оценке своей личности другими людьми, прежде всего взрослыми.
Одна из главных особенностей четвероклассников – появление глубокого интереса к своему внутреннему миру. Они легко включаются в беседы о прошлом и будущем, пытаются анализировать происходящие в них изменения, размышляют о своих способностях и возможностях. Теперь для них важны не столько успехи в учебе, сколько признание окружающими их внутренней ценности и уникальности.
Важное свойство этого возраста – особая открытость души. Дети не только легко и доверчиво впускают взрослых в свой внутренний мир, но нередко и сами приглашают заглянуть туда. Однако взрослым необходимо помнить, что это последний возрастной период, когда ребенок настолько открыт. Именно сейчас, деликатно используя присущую этому возрасту особенность, можно эффективно помогать ребенку в решении его проблем, влиять на него. Поэтому важно в этот период вести беседы об идеалах, чести и достоинстве, об интеллигентности.
Четвертый класс – последний в начальной школе. Ребенок внутренне готовится к переходу в среднюю школу, к более самостоятельной жизни, к новому этапу взросления. Некоторые дети уже в этот период по своим психическим и физиологическим характеристикам приближаются к стадии предподросткового возраста. Их поведение заметно меняется: дети требуют подчеркнутого уважения к себе со стороны взрослых, настаивают на своих правах, нередко игнорируя обязанности. Поэтому желательно уделить внимание такой теме как «Права и обязанности», помогающей детям уяснить необходимость равновесия гармоничного сочетания прав и обязанностей в жизни человека. Права и обязанности ребенка становятся осознанными. При этом необходимо, чтобы он перестал делать акцент только на своих правах («Я так хочу»), что свидетельствует о некоторой социальной незрелости, а принял необходимость выполнения социальных обязанностей.
К окончанию 4 школьного года дети должны обогатить представления о собственных способностях и возможностях, составить определенный личностный идеал в качестве внутреннего ориентира поведения и поступков, приобрести способность делать осознанный выбор в сложных ситуациях. Ребенок ощущает свою долю ответственности за все, что с ним происходит, становится более самостоятельным в решении проблем общения и в школьных делах. Многие дети любят принимать участие в делах друзей, стараясь помочь им в трудовой ситуации, оказать психологическую поддержку. Поэтому следует уделять достаточно внимания детской инициативе, отводить детям активную роль в организации занятий, предоставлять свободный выбор форм и приемов работы.
В сложных ситуациях не стремитесь все сделать за ребенка, но и не бросайте его одного. Предложите справиться с проблемами вместе (не важно, что это – шнурки на ботинках или первая ссора с приятелем). Иногда достаточно просто побыть рядом с ребенком, пока он пытается сделать что-то.
Родительская любовь для ребенка вещь не очевидная; если родители никак не проявляют своих теплых чувств, то ребенок может решить, что его не любят. Это сформирует у него чувство беспомощности и незащищенности, а следовательно, и неуверенности в себе. Преодолеть это чувство помогает телесный контакт. Можно просто погладить ребенка по голове, обнять его.
Все сказанное вовсе не означает, что ребенка не следует критиковать. Но, порицая его, следует дать понять, что вы критикуете конкретный поступок.
Создайте ребенку ситуацию успеха. Не сравнивайте его с другими детьми. Хвалите детей за их любые успехи!
2. Разное.
Источник
Родительское собрание: «Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных и личностных качеств ребенка»
Семья – это место приземления для старших,
стартовая площадка для младших,
и маячок взаимоотношений для каждого.
Цель:
— познакомить родителей с проблемами физиологического взросления детей;
— наметить пути воздействия на личностные качества ребенка.
Физиология представляет из себя комплекс естественно-научных дисциплин, изучающих как жизнедеятельности целостного организма (см. общая физиология), так и отдельных физиологических систем и процессов (напр. физиология локомоций), органов, клеток, клеточных структур (частная физиология). Как важнейшая синтетическая отрасль знаний физиология стремится раскрыть механизмы регуляции и закономерности жизнедеятельности организма, его взаимодействия с окружающей средой.
Физиология изучает основное качество живого его жизнедеятельность, составляющие её функции и свойства, как в отношении всего организма, так и в отношении его частей. В основе представлений о жизнедеятельности находятся знания о процессах обмена веществ, энергии и информации. Жизнедеятельность направлена на достижения полезного результата и приспособления к условиям среды. В медицине физиология вкупе с анатомией является базисной теоретической основой, благодаря которой врач объединяет разрозненные знания и факты о пациенте в единое целое, оценивает его состояние, уровень дееспособности. А по степени функциональных нарушений, т.е. по характеру и величине отклонения от нормы важнейших физиологических функций стремится устранить эти отклонения и вернуть организм к норме с учётом индивидуальных видовых , половых, возрастных особенностей организма, а также экологических и социальных условий среды обитания.
У ребенка 7-10 лет появляется ответственное и трудное занятие –– учеба, а самым большим авторитетом становится учитель. Кроме того, для детей этого возраста характерны:
— копирование своих родителей в интонациях, поведении, отношении к окружающим;
— буйный расцвет фантазии, жизнь в воображаемом, иллюзорном мире, зачастую созданном по образу и подобию прочитанного или увиденного по телевизору;
— стремление к присваиванию особо притягательных чужих вещей;
— формирование первоначальных представлений о собственных правах;
— повышенный интерес к исследованию своего тела, фиксация внимания на различиях между мальчиками и девочками.
Мальчики развиваются как физически, так и психологически несколько более медленными темпами, чем девочки.
И говорить они начинают на 2-4 месяца позже девочек, позже у них вырабатываются и многие понятия, связанные с взаимоотношениями между людьми. К началу обучения в школе они, как правило, подходят менее подготовленными, чем девочки. У мальчиков медленнее и труднее вырабатываются такие качества, как ответственность, добросовестность, исполнительность; даже при правильном воспитании выработать у представителей мужского пола эти качества в среднем труднее.
Девочек в школе легче заставить выполнять какие-либо поручения.
Особенно отчётливо меньшая зрелость мальчиков в сравнении с девочками проявляется в младших классах.
Они чаще отвлекаются от уроков, и мысли их чаще блуждают далеко от того, чем они должны заниматься. Если от девочек приходится требовать, чтобы они делали уроки, то мальчиков приходится заставлять их делать. Девочки аккуратнее в работе, прилежнее, добросовестнее, исполнительнее.
Непоседливость мальчиков, их меньшая способность переносить статическую нагрузку проявляется в более частом нарушении ими дисциплины на уроке, в более шумном поведении на переменах.
Психологические различия мальчиков и девочек находят отчётливое выражение в качестве причин неуспеваемости. У девочек причины неуспеваемости чаще всего заключаются в слабом здоровье. Тогда как у мальчиков неуспеваемость связана с пробелами в навыках учебного труда, с отрицательным отношением к учению, с низким уровнем воспитанности.
При этом в начальных классах основной трудностью обучения мальчиков является именно их незрелое отношение к учению: они не чувствуют ответственности, мало переживают или не переживают из-за плохих отметок, забывают, что им задано. По сути дела, мальчики здесь проявляют себя как дети более младшего возраста.
Мальчики больше, чем девочки способны переоценивать любой свой успех. У мальчиков чаще наблюдаются перепады в настроении – от излишней уверенности в себе к потере этой уверенности. В случае неправильного воспитания это может сочетаться с чувством превосходства по отношению к девочкам. Основным видом деятельности подростка, как и младшего школьника, является учение, но содержание и характер учебной деятельности в этом возрасте существенно изменяется. Подросток приступает к систематическому овладению основами наук. Обучение становится многопредметным, место одного учителя занимает коллектив педагогов. К подростку предъявляются более высокие требования. Это приводит к изменению отношения к учению. Для школьника среднего возраста учебные занятия стали привычным делом. Учащиеся порой склонны не утруждать себя лишними упражнениями, выполняют уроки в пределах заданного или даже меньше. Нередко происходит снижение успеваемости. То, что побуждало младшего школьника активно учиться, не играет теперь такой роли, а новые побуждения к учению (установка на будущее, дальние перспективы) еще не появились.
Подросток не всегда осознает роль теоретических знаний, чаще всего он связывает их с личными, узко практическими целями. Например, зачастую семиклассник не знает и не хочет учить правила грамматики, так как «убежден», что и без этих знаний можно писать грамотно. Младший школьник все указания учителя принимает на веру — подросток же должен знать, зачем нужно выполнять то или другое задание. Нередко на уроках можно слышать: «Для чего это делать?», «Зачем?» В этих вопросах сквозит и недоумение, и некоторое недовольство, и порой даже недоверие к требованиям учителя.
В то же время подростки склонны к выполнению самостоятельных заданий и практических работ на уроках. Они с готовностью берутся за изготовление наглядного пособия, живо откликаются на предложение сделать простейший прибор. Даже учащиеся с низкой успеваемостью и дисциплиной активно проявляют себя в подобной ситуации.
Особенно ярко проявляет себя подросток во внеучебной деятельности. Кроме уроков, у него много других дел, которые занимают его время и силы, подчас отвлекая от учебных занятий.
Подросток всеми средствами пытается утвердить свою взрослость, и в то же время ощущения полноценной взрослости у него еще нет. Поэтому стремление быть взрослым и потребность в признании его взрослости окружающими остро переживается.
В связи с «чувством зрелости» у подростка появляется специфическая социальная активность, стремление приобщаться к разным сторонам жизни и деятельности взрослых, приобрести их качества, умения и привилегии. При этом в первую очередь усваиваются более доступные, чувственно-воспринимаемые стороны взрослости: внешний облик и манера поведения (способы отдыха, развлечений, специфический лексикон, мода в одежде и прическах, а подчас курение, употребление вина).
Стремление быть взрослым ярко проявляется и в сфере взаимоотношений со взрослыми. Подросток протестует, обижается, когда его, «как маленького», опекают, контролируют, наказывают, требуют беспрекословного послушания, не считаются с его желаниями и интересами. Подросток стремится расширить свои права. Он требует, чтобы взрослые считались с его взглядами, мнениями и интересами, т. е. претендует на равноправие со взрослыми. Важнейшим благоприятным условием нормальных взаимоотношений с подростком является такая ситуация, когда взрослые выступают по отношению к подростку в роли старшего друга и товарища, у которого можно многому научиться. Если же старшие продолжают относиться к подростку, как к ребенку, то может возникнуть конфликтная ситуация. Старайтесь в любой ситуации искать плюсы («нет худа без добра»): ошибки в контрольной — это важный опыт, ты понял, что нужно повторить, на что обратить внимание…
Источник