Родительское собрание на тему социальное развитие ребенка
Родительское собрание «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста».
Цели:
— Знакомство родителей с особенностями общения детей старшего дошкольного возраста.
— познакомить родителей с психологическими механизмами социализации в семье.
— ознакомить с играми, способствующими формированию межличностных отношений .
— Ознакомить с деятельностью детей старшей группы.
Повестка дня.
1. Сообщение воспитателей на тему: «Социальное развитие детей дошкольного возраста».
2. Опрос — сравнение «Чем любит заниматься ваш ребенок дома?»
3. Проведение коммуникативных игр с родителями.
4. Разное.
Ход собрания.
1 вопрос.
Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы побеседовать на тему «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста».
Социальное развитие ребенка – это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества, где ему предстоит жить с другими людьми, учитывая их интересы, правила и нормы поведения в обществе. Стоит сказать, что развитие личности не может осуществляться самостоятельно. Нам необходимо целенаправленно воздействовать, создавая для этого определенные условия. И если создать для ребенка максимально благоприятные условия, он будет легко обучаться и быстро станет полноценным членом общества.
Основными средствами для социального воспитания дошкольника являются:
— игры, направленные на социальный контакт;
— непосредственное общение с ребенком;
— обсуждение происходящего вокруг;
— упражнения для развития речи;
— расширение кругозора;
— чтение книг.
И особо следует выделить такой вид деятельности как сюжетно-ролевые игры, когда ребенок перенимает некоторую модель поведения и учится у персонажа, которого изображает.
Важность роли семьи в процессе социализации переоценить очень сложно. Жизнь семьи, взаимоотношения внутри нее, отношение взрослых к детям, отношение к посторонним, демонстрируемое старшими – из всего этого складывается понятие ребенка о нормах поведения и правильных отношениях.
Чем больше ребенка привлекают к общению и деятельности в семье, тем больше навыков и понятий у него откладывается. Важно общаться с ребенком не только в педагогических целях и с целью заботы о нем, но и привлекать его к домашним делам и решению семейных вопросов.
И, конечно же, ребѐнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно, ведь чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем больше это укрепляет взаимоотношения между родителями и ребенком.
Хочу предложить вашему вниманию, так называемые, «Игры на кухне». Используя игру при организации повседневных домашних дел можно научить малыша многому полезному и интересному.
Например, при приготовлении обеда или во время мытья посуды можно на кухне поиграть с ребенком в следующие игры:
1. «Съедобное — несъедобное». Цель: развитие внимания, памяти, расширение словарного запаса. Правила игры: Взрослый называет разные предметы (например, картошка, нож, вилка, торт, кастрюля и т. п.) ребенок в свою очередь должен отвечать «съедобное» или «несъедобное». Потом можно поменяться ролями.
2. «Цвет, форма, размер» Цель: развитие памяти, мышления, внимательности, логики. Правила игры: Родитель предлагает ребенку назвать продукты (предметы на кухне) определенного цвета, формы, размера.
3. «Угадай» Цель: формирование умения думать и анализировать, обогащение речи, развития творческого мышления, воображения, памяти. Правила игры: Предложите ребенку угадать предмет, описываемый вами, на заданную тему. Потом пусть попробует описать предмет ребенок, а вы отгадываете!
4. «Кто больше» Цель: развитие внимания, памяти, расширение словарного запаса. Правила игры: Совместно с ребенком выберите тему игру (например: «Посуда») и по очереди называете посуду. Кто больше назвал, тот и выиграл!
5. Игры на развитие мелкой моторики: 1. рассортировать крупу 2. выложить из фасоли какую-нибудь фигуру, цифру, букву, слово…; 3. создание сенсорной коробки с крупой и мелкими игрушками.
2 вопрос.
Опрос — сравнение для родителей «Чем любит заниматься ваш ребенок дома?»
— А теперь, послушаем, как ваши дети ответили на этот вопрос.
(Просмотр видеороликов с ответами детей на заданный вопрос).
- вопрос — Проведение коммуникативных игр.
- Известно, что дети всегда копируют модели поведения взрослых. Очень важно, чтобы ребенок видел ваш доброжелательный настрой в общении с другими людьми. Предлагаю вам сейчас потренироваться в этом и поиграть в игру «Комплименты». Условия игры очень просты – необходимо сказать комплимент соседу, сидящему справа от вас.
- Вторая игра называется «Кто я?». Я сейчас загадаю кого-то из вас, а вам с помощью наводящих вопросов нужно отгадать этого человека. На ваши вопросы я могу отвечать только «Да или нет». Попробуем?
Подведение итогов:
Дети — это наше будущее, а правильное их воспитание — это наше счастливое будущее. Только в ваших силах сделать так, чтобы ребенок вырос уважаемой, дружелюбной и уверенной в себе личностью. Проводите вместе как можно больше времени, беседуйте, общайтесь, делитесь своими чувствами, переживаниями, знаниями, опытом. Так вы поможете ребенку успешно пройти процесс социализации и влиться в общество.
— И, напоследок, хочу предложить вам игру в «Фанты». Сейчас каждый из вас вытянет листочек, на котором написано задание. Это задание вам необходимо выполнить с ребенком в предстоящие выходные дни. (задания направленные на совместное времяпрепровождение родителя и ребенка – вместе погулять, поиграть в подвижные игры, приготовить новое блюдо и т.д.)
Источник
Конспект родительского собрания в старшей группе
Тема: СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Цель: Расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей.
Задачи:
1.Познакомить родителей с особенностями развития детей 5-6 лет.
2. Познакомить родителей с задачами и особенностями образовательной работы, задачами дошкольного учреждения на новый учебный год; обновить анкетные данные семей воспитанников.
3. Научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, видеть успехи и неудачи, стараться помочь ему развиваться в его собственном темпе;
4.Раскрыть значение понятия «Готовность ребенка к школе»
Ход собрания
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады всех видеть Вас и хотим поздравить Вас и ваших детей с переходом в старшую группу.
Спасибо что вы нашли время прийти на собрание.
Повестка дня:
1 Социальное воспитание дошкольников.
2.Квест игра «Играем как дети»
3.Отчет родительского комитета за 2017-2018 год; Выбор нового родительского комитета.
4.Разное
У нас на собрании присутствует Наталья Анатольевна – старший воспитатель ДО, можете подготовить вопросы и в течения собрания ей задать.
Сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить о том, что ждёт вас в недалёком будущем — к подготовке к школе. Вы скажете, что заниматься подготовкой детей к школе ещё рано, но вы ошибаетесь. Подготовка к школе – процесс многоплановый и следует отметить, что начинать заниматься с детьми следует не только перед поступлением в школу, а далеко до этого.
Возраст от 5 до 6 лет – это новый и очень важный этап в развитии и воспитании ребёнка И приобретает характер учебной деятельности. Ребенок растет, скорость движений продолжает возрастать, улучшается координация, он любит бегать, соревноваться, его привлекают коньки , лыжи, ролики с легкостью осваивает плавание. Он учится выплескивать свои эмоции, а также учится сдерживать и скрывать свои чувства. Ребенок хорошо ориентируется в пространстве. Он творит, не уставая. Считается, что детские рисунки — ключ к внутреннему миру малыша. Чем больше у рисунка сходства с настоящим, тем более развит ваш ребенок и лучше подготовлен к школе. С пяти ребенок уже четко знает свою половую принадлежность. В этом возрасте в воспитании мальчика очень важное место отводиться отцу, а у девочек — маме. Папы учат сына быть мужественными, мамы дочек — женственными. Только заложенные в детстве эти качества гармонично приходят во взрослую жизнь. В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора. Развиваются все анализаторы – зрительные, логические, словесные. Дошкольник становится очень самостоятельным, становится более аккуратным, следит за своим внешним видом, с желанием помогает вам по хозяйству. Социальное развитие ребенка — это усвоение традиций общества, культуры, среды, в которой малыш растет, формирование его ценностей, навыков общения.
Социальное воспитание дошкольников — это умение жить в коллективе сверстников, уважение к взрослым, соблюдение норм поведения в общественных местах, на природе, в гостях.
Вот на этом мы хотим остановиться поподробнее!!!
Что же является главным показателем готовности к школе?
Главным показателем готовности к школе является социальная готовность — умение жить в коллективе, соблюдение норм поведения, считаться с интересами окружающих людей.
Если ребёнок ссорится по пустякам, мешает своим сверстникам, не умеет правильно оценивать своё поведение, ему трудно общаться со своими сверстниками, и конечно ему будет тяжело в школе. Ребенок в этом возрасте УЖЕ имеет представления о том, что хорошо, а что плохо, Что можно, а что нельзя!
Ребенка надо поддержать: «У тебя сейчас не получилось, но, если ты попробуешь еще раз, то все получиться. Я в этом уверена». Детям необходима уверенность в том, что вы в него верите, что вы уверенны в его возможностях. Это дает сильный толчок для формирования самоуверенности, самоуважения. В дальнейшем ребенку это пригодится для самоутверждения в школе. При неудачах не ругайте его, не говорите, какой он бестолковый, он это и сам чувствует.
Мы в этом году будем ходить на экскурсии, в библиотеку, организовывать различные развлечения, детские праздники и конечно же привлекать Вас, уважаемые родители!
Только совместная работа нас и Вас, могут дать положительный результат.
Согласно ст.18 Закона РФ об образовании,
п.1:«Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте»
Итак, Вам, родители, необходимо к школе у детей сформировать следующие задачи:
— воспитывать самостоятельность в самообслуживании;
— воспитывать умение добиваться цели, следовать указаниям взрослого;
— считаться с интересами окружающих людей;
— развивать произвольное управление детей своим поведением.
Кто за…
2) Квест игра «Играем как дети!»
Квест (от английского «quest» – вызов, поиск, приключение) – это интеллектуальный вид игровых развлечений, во время которых участникам нужно преодолеть ряд препятствий, решить определенные задачи, разгадать логические загадки, справиться с трудностями, возникающими на их пути, для достижения общей цели.
Работаем сообща, дружно, на каждое задание дается 5 мин.
Сейчас мы поделимся на 2 подгруппы, 1ую группу будет сопровождать Самира Нофеловна, 2ую – я.
команда №1
1.Отгадайте загадку
Эта книга не простая,По ней буквы изучают (букварь)
(Команда ищет букварь и берёт в ней следующее задание в конверте)
задание: Собрать разрезную картинку и узнать, куда идти дальше (картинка ФИЗ. зала)
2. в ФИЗКУЛЬТУРНОМ ЗАЛЕ
1.Задание А сейчас посмотрим, знаете ли вы спортивный инвентарь.
— я кручу, его кручу, самой стройной быть хочу…обруч
— для спины, и для осанки,
мы на голову кладем дружно все ….мешочек с песком
— люблю на солнечной лужайке
прыгать с другом на….скакалке
— по дорожкам сада вскачь
побежал упругий ….мяч
Чтобы узнать, куда идти дальше внимательно посмотрите вокруг
2.Задание: Что лишнее в этом спортивном зале? (цветок) Значит, идем? (в Зимний сад)
3. в ЗИМНЕМ САДУ
1.Задание: Найдите зеленую коробочку, откройте, догадались, что надо сделать? (найдите цветы, соответствующие табличкам)
2.Задание: «Зашифрованные слова» ( у вас осталась одна табличка, на ней написаны слова, прочитайте слова наоборот (ИЗО студия)
4. в ИЗОстудии
1.Задание Вы видите вырезанные детали, их надо склеить, что получилось? (солнце)
2.Задание «Невидимое слово» раскрасить листок и увидите, куда нам идти дальше (Музей)
5. в музее
Задание Игра « Отгадай по описанию» — предмет быта, цилиндрической формы, сделанный руками человека из бересты и в нем хранили еду. (туес)
6. в группе
Задание: Решение педагогической ситуации
………………………………………………………………………………………………….
команда №2
1. В группе Отгадайте загадку
Если ты его отточишь,
Нарисуешь всё, что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж.
Что же это? (Карандаш) Команда ищет карандаши и берёт следующее задание в конверте
Задание: Собрать картинку и узнать, куда идти дальше ( картинка ИЗО студии) идут в ИЗОстудию
2. в ИЗОстудии (на столе готовые нарисованные детали рисунка)
1.Задание: Вырезать детали рисунка и собрать картинку. Что получилось? (солнце)
2.Задание «Невидимое слово» раскрасить листок и вы узнаете, куда идти дальше (Музей)
3. в музее
1.Задание: Игра « Отгадай по описанию»: Предмет быта, цилиндрической формы, сделанный руками человека из бересты и в нем хранили еду) (туес). Откройте и увидите задание.
2. Задание: «Зашифрованные слова» (на табличке написаны слова, прочитайте слова наоборот) (ФИЗ зал).
4. в ФИЗКУЛЬТУРНОМ ЗАЛЕ
1.Задание: А сейчас посмотрим, знаете ли вы спортивный инвентарь.
— я кручу, его кручу, самой стройной быть хочу…….обруч (покрутить)
— для спины, и для осанки мы на голову кладем, дружно все …….мешочек с песком (пройти по дорожке)
— люблю на солнечной лужайке
прыгать с подружкой на….скакалке (поскакать)
— по дорожкам сада вскачь
побежал упругий ….мяч (покидать парами)
2.Задание: – Что лишнее в этом спортивном зале? (цветок) Значит, мы идем? (в Зимний сад)
5. в ЗИМНЕМ САДУ
Задание: Найдите зеленую коробочку, откройте, догадались, что надо сделать? (найдите цветы, соответствующие табличкам)
6. в группе
Задание: Решение педагогической ситуации.
……………………………………………………………………………………………..
3)Дается слово родительскому комитету.
Предлагаем выбрать в комитет…
4) Переходим к вопросу Разное
Мы хотим поблагодарить наших помощников – активных родителей…
4.1) обновить анкетные данные семей воспитанников.
4.2) Просьба родителям – принимать участие в жизни группы и детского сада в оформлении участка, группы. Участвовать в конкурсах, мероприятиях, посвящённых праздникам.
Желаем Вам всем найти свой ключик к сердцу Вашему ребенку, чтоб он вас слышал и слушал, уважал, любил. А мы – воспитатели, в этом вам поможем. И именно совместная работа нас педагогов и, Вас, родителей, могут дать положительный результат.
Решение родительского собрания:
Утвердить родительский комитет в следующем составе:(Ф.И.О. членов родительского комитета, их телефоны).
Председателем родительского коллектива группы избрать, (Ф.И.О.).
Принять к сведению и выполнять все рекомендации данные педагогами.
Педагогам и родителям осуществлять взаимодействие друг с другом, стремясь к выполнению главной задачи — созданию благоприятных условий для образования детей в сложившемся коллективе.
Источник
Родительское собрание «Социализация ребенка в семье»
Форма проведения:
Беседа-диалог педагога с родителями учащихся 5 класса; тренинговые упражнения.
Цель:
дать родителям представление о социализации личности ребенка;
рассмотреть влияние семьи на особенности социализации школьника-подростка.
помочь родителям найти ключ к решению многих сложных вопросов воспитания детей.
Оборудование:
Листы бумаги, ручки, карандаши, варианты ситуаций;
Педагог:
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Сегодня побеседуем на тему, которая интересует нас всех: и вас, уважаемые родители и нас, педагогов и наших с вами детей — что такое семья, счастье, домашний очаг; рассмотрим влияние семьи на особенности социализации ребенка.
Семья как фактор социализации ребёнка
Социализация личности – это процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе.
В отечественной науке наибольший вклад в исследование проблемы социализации внес И.С. Кон. В его работах представлены философские, социологические, социально-психологические, этнографические и педагогические аспекты проблемы. С точки зрения И.С. Кона, «объем понятия «социализация» несколько шире, чем понятия «воспитание». Воспитание подразумевает прежде всего систему направленных воздействий, с помощью которых индивиду пытаются привить какие-то желаемые черты и свойства, тогда как социализация включает также ненамеренные, спонтанные влияния, посредством которых индивид приобщается к культуре и становится полноправным членом соответствующего общества».
В социальной педагогике проблему социализации активно разрабатывает А. В. Мудрик. Содержание процесса социализации определяется тем, что любое общество заинтересовано в том, чтобы его члены успешно овладевали ролями мужчины или женщины, могли бы и хотели компетентно участвовать в производительной деятельности, создавали прочную семью, были законопослушными гражданами и т.д.
Важнейший институт социализации – это семья.
Она являет собой персональную среду жизни и развития человека от рождения до смерти. Ее качество определяется, как справедливо замечает А.В. Мудрик, рядом параметров. Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня членов семьи и их участия в жизни общества; социально-экономический определяется имущественными характеристиками и занятостью членов семьи на работе, в учебе; технико-гигиенический зависит от условий проживания, оборудованности жилища, гигиенических особенностей образа жизни; демографический определяется структурой семьи.
Семья – один из основных факторов социализации не только для детей, но и для взрослых. От семьи во многом зависит физическое, эмоциональное и социальное развитие человека на протяжении всей жизни. Семья дает ребенку первый жизненный опыт, именно в семье закладываются основы характера и морального облика, именно от семьи во многом зависит направление интересов и склонностей подрастающего поколения.
Роль семьи незаменима в процессе социального развития человека потому, что одобрение, поддержка, безразличие или осуждение семьи сказываются на его социальных притязаниях, помогают или мешают ему искать выход в сложных жизненных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам и новым социальным условиям.
Современная семья переживает сложный этап эволюции, характеризующийся снижением ее социального статуса, сокращением воспроизводства, ростом числа разводов, уменьшением продолжительности семейной жизни. В условиях наступившего кризиса социальные проблемы современной семьи усугубляются.
Сферы социализации ребёнка
На вопрос о том, какой социальный институт ответственен за воспитание молодого поколения, большинство уверенно отвечают – семья и школа. В ситуации масштабного кризиса доверия между семьей и школой только понимание ими своей взаимообусловленности, признание в лице другого не конкурента, не оппонента, а партнера, и практические действия в этом направлении могут дать положительный результат. Воспитание и социализация ребенка в школе происходят в трех сферах:
• в образовательном процессе школы: на уроках, факультативах, в кружках и секциях; в этой сфере позиция ребенка – ученик своих учителей;
• в общественной среде школы; общественная среда школы – это детско-взрослое управление школой, ученическое самоуправление, клубные объединения и т.п.; здесь ребенок занимает позицию члена детско-взрослой школьной общности, гражданина школы;
• во внешкольном социализирующем пространстве; здесь позиция ребенка – гражданин общества; осваивает он эту позицию, участвуя в социальных проектах школы , социальных акциях, детско-юношеских общественных объединениях и т.д.
Взаимодействие школы и семьи
Для запуска социального партнерства школы и семьи необходимы:
• создание «переговорной площадки», удобной для обеих сторон;
• выявление оснований партнерства, то есть взаимных интересов, потребностей, ресурсов сторон;
• инвентаризация организационно структурных форм социального партнерства школы и семьи и выбор из них наиболее приемлемых для конкретных участников;
• формирование нормативно правовой базы социального партнерства на уровне образовательного учреждения, фиксация в договорной форме целей, задач, принципов взаимодействия;
• формирование управляющей системы социального партнерства;
• разработка и реализация программ, планов, проектов партнерского взаимодействия.
Партнерское взаимодействие семьи и школы может принимать разные формы: предоставление услуг (образовательных, информационных, технических), разработка совместных социальных, культурных проектов, совместная управляющая деятельность (попечительские, управляющие советы школ), экспертиза. Так, например, во многих школах родители участвуют в аттестации образовательных учреждений, в приемке школ к новому учебному году, выдвигают свои критерии оценки работы учителей и школьной администрации, проводят экспертизу платных образовательных услуг – их уместности и качества. Если школа сможет сделать их своими партнерами, она не только продвинется сама, но и внесет серьезный вклад в модернизацию страны. И не когда то завтра, а уже сейчас.
Родители — главные воспитатели своих детей
Многие родители, приводя своего ребенка в 1-й класс, думают: “Мы его воспитали до школы, а теперь задача школы – воспитывать моего ребенка, научить его читать, писать, считать, уважать старших, заботиться о младших, быть хорошим товарищем для одноклассников”. Когда этого не происходит, то они начинают обвинять учителей, в том, что они не смогли привить любовь к учебе, к людям. Обвиняя всех в бедах своего ребенка, они забывают предъявить обвинение в первую очередь себе. Ведь каждый ребенок идет в школу из семьи, где были заложены свои принципы, жизненные устои, которая либо смогла, либо нет, привить ребенку начальные навыки общения со сверстниками, взрослыми людьми, сформировать желание учиться.
Родители должны вести своего ребенка с 1-го по 11 класс “за руку”. Это значит не водить ребенка за руку в школу в буквальном смысле, а направлять всю его деятельность, знать его успехи, неудачи в школе, поддерживать его во всех начинаниях, убеждать, что он не прав, и доказывать его неправоту. Нужно учить своих детей общению не только с членами своей семьи, но и одноклассниками, другими взрослыми. То, как умело могут делать это наши дети, напрямую зависит от умелого воспитания ребенка в семье.
Ни школа, ни учителя, ни инспектор по делам несовершеннолетних не заменят родителей. Мы должны знать все о своем ребенке: с кем он дружит, куда уходит, чем занимается вне дома. Если ребенок не идет на контакт с родителями, отмалчивается, замыкается в себе, то надо бить тревогу. Сначала нужно попытаться самим выяснить причину такого поведения ребенка, если нужно, подключить классного руководителя, выяснить, не является ли негативное поведение ребенка следствием школьных проблем; постараться выявить причину проблемы и разрешить ее так, чтобы не пострадало детского “Я”. Это не разбило бы веру ребенка в справедливость, не укрепило мысль, что взрослые – черствые, бездушные люди. Конечно, все это можно делать в, так называемых, “благополучных семьях”, где нет пьянства, наркотиков и других кошмаров. Гораздо сложнее что-то исправить в тех семьях, где нужно объяснять прописные истины об ответственности за воспитание детей самим родителям.
Каждый родитель сегодня очень обеспокоен тем, что его дети могут попасть под влияние наркотиков, алкоголя, чтобы не стали на путь совершения правонарушений. Я думаю, этого не случится в тех семьях, где детей учат быть личностью. Противостоять негативной среде, учат не стесняться сказать “нет” даже своим ровесникам, мнением которых подростки особенно дорожат.
На фоне относительного благополучия в семье мы часто забываем о том, что улица сильнее любого воспитателя, и, как это часто бывает, сильнее родителей. Беда часто не обходит многие семьи. И в первую очередь здесь страдают дети из неблагополучных семей, так называемые, “трудные” дети. Они есть в каждом классе, в каждой школе. Если в доме нет понимания между родителями, то дети идут на улицу. А там найдутся друзья, которые выслушают их, помогут “добрым советом”, и напоят, и накормят, и денег дадут. Но за это участие детям часто приходится расплачиваться здоровьем, а иногда и своей жизнью. Счастье не живет в таких семьях.
Самое страшное то, что в разряд “трудных” детей очень часто попадают дети из семей, в которых родители ведут здоровый образ жизни. Почему так получается? Ответить на этот вопрос очень трудно и не всегда возможно. У родителей свои критерии в воспитании детей, свое отношение к понятию “воспитание” вообще. Часто они думают: “Я его обуваю, одеваю, кормлю, даю деньги на карманные расходы. Что ему еще нужно?”. У других – финансовые проблемы, родители не могут дать ребенку даже минимума, не могут объяснить ему, что трудности нужно уметь преодолевать. Ребенок замыкается в себе, чувствует определенный комплекс неполноценности. Иногда он идет добывать эти недостающие деньги самостоятельно и не всегда честным путем. В таких семьях нарушено общение с детьми, бывает, что вообще сводится до минимума. Нарушаются эмоциональные связи между родителями и детьми. Все это способствует тому, что дети отдаляются от своих родителей. Проблем в нашей сегодняшней жизни много. Родителям нельзя опускать руки, пеняя на то, какие у них трудные и непонимающие дети. Нельзя перекладывать на наших детей ответственность за то, в чем они не виноваты. Нужно терпеливо учить их преодолевать трудности, а не пасовать перед ними.
Чтобы этого не произошло, родители должны как можно больше времени находиться со своими детьми, бывать вместе на природе, приобщать к проблемам семьи, не делать из них лишь пассивных наблюдателей того, как их родители стоически “бьются” над жизненными проблемами. Нужно помогать решать им школьные и личные проблемы, уметь выслушать детей, дать совет. Мы должны воспринимать ребят такими, какие они есть, со всеми их достоинствами и недостатками.
Ну, а теперь, предлагаю вам немного поиграть.
Упражнение «Ладошка».Перед вами лежат листы бумаги и карандаши. Нарисуйте, пожалуйста, свою ладошку и представьте, что это ваша семья. Каждый палец на этой ладошке – член вашей семьи. Ваша задача – подписать каждый палец и поставить номер в том порядке, в котором вы рисовали членов вашей семьи (родители рисуют). Расскажите, как вы расположили членов вашей семьи и почему. Высказывания родителей (по желанию).
Интерпретация рисунков «Ладошка»
Данная методика позволяет выявить самого авторитарного члена семьи, выявить эмоционально тесные связи между членами семьи, выявить наиболее отдаленного члена в семье. Проанализировать свою самооценку.
Дискуссия «Правила родительской гармонии».
Вопросы:
1. В проявлении, каких родительских чувств нуждается ребенок?
2. Нужно ли устанавливать равенство позиций ребенка и взрослого?
3. На чем необходимо строить контакт с ребенком?
4. Всегда ли ребенок должен походить на родителей?
5. Как правильно создать эмоциональный фундамент взаимных отношений?
Поэтому сегодня поговорим о роли родителей в нравственном воспитании детей в семье.
Единство семьи укрепляется привлечением ребенка к общедоступным для него делам семьи: участие в труде по домашнему хозяйству, в решении некоторых экономических вопросов, в организации семейного досуга. Дети убеждаются, что совместная работа спорится, что веселее и лучше действовать сообща. Подумайте:
1) Какими принципами вы руководствуетесь при распределении обязанностей в семье?
2) Как учитываются возрастные особенности ребенка?
3) Какие постоянные, временные поручения имеет ваш ребенок?
Поговорка гласит: посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу.
Подумайте, какие привычки вырабатываете вы у своих детей (как наши дети здороваются)
Ответы родителей.
Доброжелательность в отношении друг к другу, спокойная ласковая речь, спокойный тон в общении — хороший и обязательный фон для формирования в ребёнке нравственных потребностей, и, наоборот, крик, грубые интонации — такая семейная атмосфера приведет к противоположным результатам.
Нравственные потребности начинаются
1. С отзывчивости, которую мы понимаем, как способность человека понять
затруднительное положение или состояние другого.
Воспитывать отзывчивость в ребёнке нужно ещё до того, как у него сложатся представления о добре, зле, долге и других понятиях.
2. Другой важнейший элемент нравственных потребностей — нравственная установка, которую можно сформулировать так: «Не вредить никому, а приносить максимум пользы». Её нужно формировать в сознании ребёнка с того времени, когда он начинает говорить. Благодаря этой установке ребёнок всегда будет стремиться к добру.
3. Еще одним важным структурным элементом нравственных потребностей
является способность к деятельной доброте и непримиримость ко всем проявлениям зла.
Вашему вниманию предлагаются ситуации, в которых мы, как родители, могли бы оказаться. Как поступить достойно?
Рассмотрим некоторые законы семейной жизни:
СИТУАЦИЯ№1:
Мальчик был наказан. Отец серьёзно с ним поговорил и в наказание не разрешил выходить ему из дома. Пришли друзья и позвали его сходить в кино. Мама пожалела сына и стала уговаривать отца отпустить его с друзьями. Между родителями произошёл конфликт.
Как правильно поступить, чтобы избежать конфликта?
Ответы родителей.
ЗАКОН: Родители должны предъявлять единые требования к ребёнку.
СИТУАЦИЯ №2:
Родители решили поехать за город, поработать на даче. Все нашли себе работу, кроме Пети. Ему предлагали пополоть грядки, принести воды из родника, но он отказался от всех предложений. Бегал по саду за бабочками, кричал, мешал работать. Почему сложилась такая ситуация?
Ответы родителей.
ЗАКОН: Основы трудолюбия должны закладываться с детства.
СИТУАЦИЯ№3:
Девочке очень хотелось сделать сюрприз для мамы. Она помыла посуду. Пришла с работы мама. Девочка бросилась к ней и поцеловала её. Мама была не в настроении и никак не отреагировала на поцелуй. Затем дочь пригласила её к столу ужинать. После ужина мама сказала спасибо и ушла в свою комнату. Как бы вы поступили на ее месте?
Ответы родителей.
ЗАКОН: Ребёнок нуждается в ласке, похвале.
Дом для ребёнка – школа подготовки к жизни. В доме должны царить любовь, справедливость, терпимость не только к детям, но и ко всем остальным членам семьи. Воспитание чувств ребёнка включает в себя воспитание сочувствия. Развитие этого требует поддержки со стороны родителей – и не только словом, но и примером. Ребёнок должен видеть, как мы на практике проявляем свою любовь к ближнему.
СИТУАЦИЯ№4:
Мама пришла с работы, сын встретил. Дома предлагает ей тапочки и накрывает на стол. После ужина мальчик сел вместе с мамой выполнять задание, так как не мог справиться сам. Мама объяснила ему задание, похвалила за аккуратную работу и нежно обняла его. Как вы думаете, какие взаимоотношения сложились между членами этой семьи?
Ответы родителей.
ЗАКОН: Уважительного отношения членов семьи друг к другу.
СИТУАЦИЯ №5:
В семье двое детей: брат и сестра. Брат ходит в 4 класс, сестра — в детский сад. Сестре уделяют больше внимания, так как она ещё маленькая. Ей чаще покупают игрушки, чем брату, опираясь на то, что он вышел из этого возраста. Мальчик очень обижается, но родители не реагируют на это. О чем мы не должны забывать при воспитании детей разного возраста?
Ответы родителей.
ЗАКОН: В семье должно быть правильное и равномерное распределение материальных и моральных средств для детей.
ВЫВОД: Если эти законы в семье выполняются, значит, ребёнок состоится как личность.
Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации, как нужно вести себя, даем им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. Может быть, наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим? Дети—свидетели, они учатся жить у жизни.
Если:
1. Ребенка постоянно критикуют, он учится (ненавидеть)
2. Ребенок живет во вражде, он учится (быть агрессивным)
3. Ребенок живет в упреках, он учится (жить с чувством вины)
4. Ребенок растет в терпимости, он учится (понимать других)
5. Ребенка хвалят, он учится (быть благородным).
6. Ребенок растет в честности, он учится (быть справедливым)
7. Ребенок растет в безопасности, он учится (верить в людей).
8. Ребенка поддерживают, он учится (ценить себя).
9. Ребенка высмеивают, он учится (быть замкнутым).
10. Живет в понимании и дружбе, он учится. (находить любовь в мире).
Таким образом, мы с вами должны объединять усилия именно в воспитании доброго, убежденного, честного человека. И пусть в этой жизни у ребят всегда будет рядом добрый и надежный друг, родитель, наставник, именно от вас зависит, каким вырастет, ваш ребенок.
Практическое задание родителям
«Загибаем лист»:
Взять листик бумаги. Когда-нибудь вы ругали своих детей злобно, не выдержанно. При каждом сгибе листка вспомнить негативное, сказанное в адрес ребенка.
А сейчас начинайте разгибать лист и с каждым отгибанием вспоминайте, то хорошее, что вы говорили детям. Вывод: Вы расправили листок, но на нем так и остались линии сгиба. Так же и в душе ребенка на всю жизнь остаются травмы от непонимания и несправедливости к ним.
«Конверт откровений»
с признаниями в любви к своим детям (которые в дальнейшем родители могут вручить детям)
Благодарю всех за работу! И в заключении небольшое четверостишие:
Хотите ли вы, не хотите ли,
Но дело, товарищи, в том,
Что, прежде всего мы – родители,
А все остальное – потом!
Удачи вам, дорогие родители!
Источник