Родительское отношение к ребенку от рождения до 1 года

Родительское отношение к ребенку от рождения до 1 года thumbnail

Боундинг – ранний естественный контакт сразу же после рождения.
На начальном этапе развития решающее условие выживания реб — взрослый человек удовлетворяющий все его потребности.

На отношения к нему родителей, на их характер и скорость их реагирования влияют

-темперамент ребенком-тональность плача

-множество других поведенческих признаков

Недоношенные дети нуждаются в специальных условиях , что приводит к длительной послеродовой разлуки матери и реб.

Непосредственно — эмоцобщение со взрослым составляет основу психического развития в младенчестве.

При неблагоприятных условиях у реб возможно нарушение поведения, отставания в развитии, синдрома госпитализма.

Сам взрослый выступает как наиболее привлекательный и удобный объект восприятия, отвечающий на важнейшие потребности в новых впечатлениях.

Вопрос 25 Родительское отношение к ребенку в раннем дошкольном возрасте

Родитель поддерживает и одобряет новые способности самостоятельного передвижения.

Расширение доступного пространства , стремление исследовать предметы по новому ставят вопросы надежной физической и эмоциональной безопасности ребенка.

Самые главные достижения в психическом развитии в раннем детстве связаны с освоением функций и способов действий с предметами. Взрослый вступает как субъект ситуативно-делового общения , сотрудничества , как образец для подражания , руководитель , контролер, а так же источник эмоциональной поддержки.

На 2-3 году жизни возникают новые виды деятельности ребенка – игровая, продуктивная. Родитель может помочь зарождению игры – подобрать игрушки, подходящие предметы, показать игровые ( замещающие , символические) действия; проявить живой интерес , соучастие, как усложнить, разнообразить игру. 2-3 год жизни является сенситивным периодом для речевого развития.

Необходимо поощрять активность , самостоятельность ребенка как субъекта общения и познания, его тенденцию к волевой форме поведения ( « Я – сам).

Амплификация детского развития – широкое развертывание и обогащение содержания специфических детских форм игровой , практической, изобразительной деятельности. При овладении сенсорным опытом нужно научить ребенка осуществлять действия, которые приводят к выделению качеств и свойств.

Складывание первой обобщенной картины мира невозможно вне особых типов общения со взрослым – вне ситуативно-познавательного и вне ситуативно-личностного

Вопрос 26. Индивидуальные формы общения с семьей.

Индивидуальные формы работы предназначены для диффер. Работы с родителями , преимущество такой формы заключается в том, что имеют проводить работу с учетом индивидуальных особенностях детей и специфики семей.

Формы:

1 Педагогическая беседа ( Может быть использована как самостоятельная форма работы , так и в сочетании с другими формами.

Цель : обмен мнениями по какому либо вопросу. Она может быть запланирована инсценирована педагогами или родителями, если беседа запланирована, воспитатель продумывает , какие вопросы будут задавать родители, и на какие вопросы хотели бы получить ответы родителей.

Беседа должна быть конкретна и содержательна:

— пробуждать интересы

— повышать чувства ответственности за состоянием детей.

Надо четко продумать начало беседы и начинать ее нужно с положительной характеристики ребенка . Можно спросить у родителей , как им дается добиться положительных результатов , далее тактично остановится на проблемах и дать конкретные советы . рекомендации должны быть подобраны с учетом особенностей конкретной семьи.

В ходе беседы необходимо создать доброжелательную и доверительную обстановку.

2. Посещение семей.

Цель: познакомится с ребёнком и его близкими в привычной обстановке.

В ходе посещения родители получают представления о том , как воспитатель общается с ребенком , а воспитатель имеет возможность познакомится с условиями жизни ребенка, с атмосферой в доме, традициями и правилами семьи.

Организация посещений семьи, необходимо помнить :

— надо быть тактичными,

— не начинать разговор в семье о недостатках ребенка,

— не делать записи

— записи делать в специальном журнале

— заранее предупреждается о времени и цели визита

— составить график ( сентябрь- октябрь)

— посещение может быть первичным и вторичным.

3 Индивидуальные консультации

Цель: педагогическое просвещение родителей и обмен мнениями по вопросам в воспитании.

Если у родителей возникают проблемы по вопросам в воспитании, они могут обратится к воспитателю и он назначает консультацию. О дате и времени консультации сообщить заранее. Проводя консультацию педагог отвечает на вопросы и стремится дать совет.

4 индивидуальные блокноты

Цель: создание образа ребёнка для родителей.

Воспитатель заносит успехи детей по разным видам деятельности, родители могут отмечать, что их конкретно интересует в воспитании и развитии ребенка.

Вопрос 27.Коллективные формы взаимодействия с семьей.

1Общее родительское собрание

Цель: координация действий родителей и педагогического коллектива по вопросам воспитания и образования.

Для родителей , дети которых только начали посещение детского сада , желательно провести экскурсию по саду.

2 Педагогический совет с участием родителей

Цель: привлекать родителей к осмыслению проблемы воспитания.

3) Родительские конференции

Цель: повышение педагогической культуры родителей ( 2 раза в год) так как требует очень большой подготовки.

На конференции выступают педагоги , родители.

4) Тематические консультации

Цель: ответить родителям на интересующие их вопросы.

Консультации могут проводится по общим вопросам, могут проводится специалистами по разным вопросам.

В консультации педагоги стремиться чему то научить родителей, и дает советы.

Консультации проводятся по интересующим родителям проблемам.

С этой целью в группе может быть ящик или конверт для вопросов.

Время и дата сообщается заранее родителям.

5) педагогический консилиум

Цель: понять глубже состояние проблемы конкретной семье и оказать помощь. В состав консилиума могут входить воспитатель, заведующая, психолог, логопед, методист, мед. сестра.

На консилиуме обсуждаются:

— воспитание потенциальной семьи

— статус ребенка в семье

Итогом работы консилиума может быть помощь семьи , коррекции поведения родителей.

6) Круглый стол

Цель: совместно с родителями в непринужденной обстановке обсуждают актуальные проблемы воспитания.

7) групповое и родительское собрание. Основная форма работы с родителями.

Цель: повышение педагогической культуры родителей и их активности в жизнедеятельности коллектива ДОУ. Родительское собрание проводится 3-4 раза в год 1 час 30 минут.

При подготовке родительского собрания следует учитывать ряд правил:

— собрание должно быть целенаправленным

— должно отвечать запросам и интересам родителей

— иметь образовательный характер

28 вопрос Методика организации и проведения родительского собрания.

Форма работы с родителями:

1.Общее родительское собрание

Цель: Координация действий родителей и педагогического коллектива по вопросам воспитания и образования детей.

Читайте также:  Торт для ребенка на 1 год без яиц

Для родителей, которые только начинают посещать детский сад желательно провести экскурсию по саду, (проводиться 2-3 раза в год).

Родительское собрание.

Цель: Повышение педагогической культуры родителей и их активности в жизни деятельности детей.

Род собрание проводиться 3-4 раза в год (1.5 часа). Результативность собрания зависит от подготовки педагогов и родительского комитета. Родительский комитет выбирается на первом родительском собрании (в начале года), где обязательно составляется план работы родительского комитета. Родительский комитет призван быть посредником между ДОУ и родителями и отстаивать интересы семьи.

При подготовке к род. собранию следует учитывать ряд правил:

1. Собрание должно быть целенаправленным.

2. Должно отвечать запросам и интересам родителей.

3. Иметь образовательный характер.

4. Проводиться в форме диалога.

5. Не следует на собрании предавать гласности неудачи детей и родителей.

Элементы подготовки.

1. Выбор темы (определение закономерности развития личности ребенка и формировании педагогической культуры родителей (тематика определяется один раз в год)) желательно тематику согласовывать с членами род. комитета и обязательно учитывать мнение остальных родителей. При необходимости можно использовать анкетирование родителей целесообразно в конце учебного года.

2. Цель и род собрания очень тесно связано с темой обсуждения.

3. Изучение научных методик методической литературы, поэтому необходимо выделить ключевые моменты и подготовку к выступлению (докладу).

4. Проведения исследования, чтобы получить доп. Информацию о характеристики имеющихся проблем. Чаще всего экспресс методики и анкетирование можно использовать беседу с родителями и другое. Ответы детей можно записывать на камеру и показывать родителям.

5. Определение видов и этапов собрания.

Виды собрания:

— организационные (на котором утверждают план работы, избирается род. комитет, распределяется общие предпочтения разнообразные мероприятия с участием родителей).

— тематическая (посвященное обсуждению вопросов воспитания).

— итоговое имеет целью показать результаты воспитания и образования работы и обратить внимание родителей на успехи и неудачи ребенка в жизнедеятельности коллектива группы.

6. Приглашение родителей. Целесообразнее пригласить родителей дважды. (1 за 2-3 нед. 2 за 3-4 дня). Можно приготовить открытки, пригласительные каждому родителю и повесить объявление в группе.

7. Разглашение решение собрания; рекомендации и памятки для родителей –

Решение – обязательный элемент родительского собрания.

Оборудование и оформление место проведения родительского собрания:

— чисто, красиво оформленное помещение

— может быть организована выставка детских работ, так же книг по теме собрания

— расставляем столы и стулья, место для раздевания.

Родительское собрание включает в себя 3 части:

— вступительная

— основная

— заключительная

Вступительная часть: Педагог встречает родителей предлагает познакомиться с выставкой.

Как правило, открывает род собраний воспитатель, показывает цели, представляет приглашенных.

Важно на этом этапе заинтересовать родителей и подчеркнуть актуальность обсуждения вопроса.

Основная часть: (наиболее важная информация) и проходит обсуждение.

Заключительная часть: Принятие решения, благодарность родителей за участие, благодарность родителей за участие ,подготовку и за успехи воспитания детей.

Нетрадиционные формы проведения род. собрания.

а)педагогическая мастерская(род. включаются в решение педагогических задач и имеют возможность проявлять свои творческие способности)

б)деловая игра (распределение роли исходя из этой роли ,род. включаются, какое либо действие отвечает на вопрос)

в)собрание-практикум родители знакомятся не только с теоретическими вопросами но и с практическими методами)

г) собрание конкурс (соревнование между родителями)

29 вопрос Наглядно-информативные формы взаимодействия с родителями

Данная форма работы решает следующие задачи:

— ознакомление с род. с условиями содержания методами воспитания детей.

Наглядно-информативные формы модно разделить на 2 группы:

-информационно ознакомительные.

-информационно просветительные .

К информационно ознакомительным относятся:

1-Уголок для родителей (по содержанию его можно разделить на 2 части это материал информационного характера , режим дня, сетка занятий. Материал освещающий вопросы воспитания детей в детском саду)

2-Выставка детских работ.

Цель: демонстрация родителям важных разделов программы и успехов детей по освоению программы.

— встреча вопросов и ответов

— заседания «круглого стола»

— устные журналы

— игры педагогического содержания (КВН)

— досуги и карнавалы

— выставки собрания работ родителей и детей

— дни открытых дверей

— школа для родителей, работающих по их желанию

— родительские конференции

— клубная работа

— родительские практикумы

Индивидуальный:

— беседы и консультации

— посещение на дому

— пака-передвижка

— приобщение родителей к жизни дет.сада (организация-хозяйственная помощь родителей и воспитателей)

3. Информационные листы – содержательная информация.

Информационно-просветительские

— памятки для родителей

— печатные описания грамотное выполнения каких либо действий

— папки-передвижки (формирование по тематическому принципу, дается на время родителям) после ознакомления можно провести беседу и ответить возникшие вопросы.

— родительская газета (формирование самими родителями отмечаются случаи из жизни семьи, делятся опытом)

— видеофильмы (по определенной тематике)

Форма сотрудничества ДОУ с семьей

Коллективные:

— род собрания на которых обсуждаются проблемы жизнедеятельности детей.

— встреча с родителями

Наглядно-информационные:

— выставки детских работ

— рекламы книг, статей из газеты, журналов по проблемам семейного воспитания

— педагогическая библиотека

— тематические выставки и информационные стенды

— выпуск собственной информации занятий

30 вопрос Досуговые формы взаимодействия с родителя.

Они позволяют устанавливать доверительные отношения между педагогом и родителем.

Различают:

1. Праздники, утренники, концерты.

Эти формы позволяют привлекать к участию родителей, для создания сценария, подготовка концертных номеров с детьми или отдельно.

2. Выставки работ родителей с детьми

Демонстрационные результаты совместной деятельности родителей и детей, что является важным моментом в построения взаимоотношения между ребенком и родителем.

3. Совместные походы и экскурсии

Цель: Укрепление детско-родительских отношений. Из походов дети возвращаются с новыми впечатлениями о природе родного края.

Затем оформляются творческие работы и выставки.

4. Благотворительные акции.

Это форма совместной деятельности имеет огромное воспитательное значение. Дети участия не только принимают, но и делают поделки.

5. Клубы отцов, бабушек и дедушек.

31. Методы изучения особенностей семейного воспитания, отношения «родитель — ребенок» глазами ребенка.

Читайте также:  Санаторий ессентуки с ребенком 1 год

Методики исследования межличностных отношений в системе «родитель—ребенок» глазами ребенка. Наиболее популярен у психологов графический тест «Рисунок семьи», который широко используется в многочисленных исследованиях межличностных отношений и практических разработках благодаря простоте процедуры проведения и точности показателей, получаемых в результате работы.

Широко известна также проективная методика Р. Жиля, исследующая межличностные отношения ребенка и его восприятие внутрисемейных отношений.

Эффективна методика А.Г.Лидерса и И.В.Анисимовой «Диагностика эмоциональных отношений в семье»

Цель методики: изучение эмоциональных отношений ребенка с семьей.

Предлагаемая методика направлена на определение позиции ребенка в семье. Тест позволяет качественно и количественно оценить чувства, которые ребенок испытывает к членам своей семьи и как он воспринимает их отношение к себе. Выявляются также типы психологических защит, используемые ребенком.

Описание методики

Методика имеет две формы:

для детей 4 – 6-8 лет;

для детей 6-8 – 10 лет и подростков.

Вариант для маленьких детей содержит следующие отношения:

положительные чувства, которые исходят от ребенка и переживаются ребенком как исходящие от других;

отрицательные чувства, которые исходят от ребенка и переживаются им как исходящие от других;

зависимость от других.

Вариант для старших детей направлен на исследование следующих отношений:

1) двух видов положительного отношения: слабого и сильного. Слабые чувства связаны с дружеским одобрением и принятием, сильные — с «сексуализированными» переживаниями, относящимися к интимному психическому контакту и манипуляции;

2) двух видов отрицательного отношения: слабого и сильного. Слабые связаны с недружественностью и неодобрением, сильные выражают ненависть и враждебность;

3) родительского потакания, выражающегося высказываниями типа «этого члена семьи мама слишком балует»;

4) родительской сверхопеки, представленной в высказываниях типа «мама беспокоится, что этот человек может простудиться».

Все эти пункты, кроме пунктов, касающихся сверхопеки и потакания, представляют две направленности чувств: исходят ли чувства от ребенка и направляются другим людям, или ребенок ощущает себя объектом чувств других. Примером первой категории будет: «я люблю прижиматься к этому члену семьи». А примером второй: «этот человек любит крепко обнимать меня».

Процедура тестирования не вызывает у ребенка затруднений и занимает не более 25 минут. Методика очень проста в обработке.

Вопрос №32. Педагогический совет — коллегиальная форма управления.
Функции:
— определение направления образовательной деятельности
— обсуждение содержания форм и методов образовательного процесса
— рассмотрение вопросов повышения квалификации педагогов
— рассмотрение организации дополнительных услуг
Вывод: решение принятое на пед.совете является обязательным.

На пед.совете обсуждаются вопросы воспитательно-образовательной работы с детьми. Тематика определяется в годовом плане.

Пед.совет можно разделить
а) по формам организации:
— традиционные
— с использованием отдельных методов активизации педагогов
— не традиционные (деловая игра, пед. Мастерская и т.д.)
б) по видам: тематические и итоговые

Решение пед.совета фиксируется в протоколе к оформлению которого предъявляются требования (пронумерованы, кол-во присутствующих и отсутствующих, печать и подпись заведующей и т.д.)
Формы: деловая игра; конференция; круглый стол; ситуативный пед.совет; дискуссия; научно-практическая конференция.
Методы активизации педагогов при подготовке к проведению пед. Советов:
— обсуждение ситуаций
— обсуждение противоположных точек зрения
— обучение практическим умениям
— имитация рабочего дня воспитателя
— решение педагогических кроссвордов
— работа с инструктивно-директивными документами
— анализ детского поведения, творчества, высказываний…

Источник

Когда в доме появляется малыш, дом наполняется не только счастьем и радостью, но и некоторой тревогой — что делать с этим маленьким чудом, как не навредить, почему он плачет и что с этим делать. Данная статья как раз для того, чтобы снять это напряжение и тревогу и рассказать, что происходит с малышом, и как его воспитывать в первый год жизни.

Первые три месяца жизни — адаптация

Итак, счастливые родители держат в руках маленькое существо, которое не умеет ещё говорить, держать голову, есть, управлять своими конечностями и т. д. Что с ним делать?

Представьте, что вы попали в ситуацию, когда вы не можете управлять своим телом, находитесь в абсолютно незнакомом вам месте, яркий свет режет глаза, и если вы хотите есть, то это чувство переживается настолько ярко, что вам кажется, если этого не произойдёт, то вы умрёте. А самое главное — вы не можете об этом сказать, единственный способ донести это до окружающих — крик.

Примерно это испытывает малыш в первые дни после рождения. Его чувства полярны: либо это неописуемый ужас и страх, либо наслаждение и любовь. Что могло бы вас успокоить в подобной ситуации? Конечно, близость родного человека: стук сердца, который вы слышали 9 месяцев, дыхание и голос, который был для вас всем. В первую очередь малыш хочет снова ощутить безопасность в этом новом для него мире. Нужно помочь ему приспособиться, научиться жить здесь, не испытывая постоянный стресс. Первые три месяца жизни ещё именуют периодом донашивания, поэтому ребёнка часто успокаивает, когда он лежит на маме, только уже не в животе, а снаружи.

Почему малыш плачет

Самым сложным в первые дни является понять, почему малыш плачет. Ответ на этот вопрос приближает нас к пониманию, как ему помочь.

Итак, у плача малыша может быть ряд причин, назовём самые распространённые:

1. Он хочет есть;

2. У него болит живот;

3. Он испытывает дискомфорт (мокрые пелёнки, холодно, жарко и т. п);

4. Ему хочется внимания;

5. Примерно с четырёх месяцев появляется ещё одна причина — у него режутся зубы!

В целом все эти причины говорят о том, что ему нужно внимание и забота. В первый год жизни взрослые дают малышу ответы на вопросы: «Безопасен ли этот мир?», и, самое главное, «Рады ли мне здесь?». Согласно теории Эрика Эриксона, в первый год жизни у ребёнка развивается доверие или недоверие к миру. То, как будут о нём заботиться, и будет ответом на эти вопросы.

Если малыш плачет, значит, его что-то беспокоит, и ему обязательно нужно уделить внимание: взять его на ручки, походить с ним, постараться понять, чего он хочет. Важно не паниковать, если малыш не успокаивается, и ни в коем случае не бросать его одного в этом состоянии только от того, что вы чувствуете свою беспомощность.

Читайте также:  Компот курага 1 год ребенку

Не переживайте; первым делом попробуйте накормить, в первые месяцы ребёнок плачет из-за голода. Если не хочет, значит, у него болит животик, и здесь вы можете сделать ему массаж, поприжимать ножки коленями к животику; погладить животик по часовой стрелке. Может быть ему что-то доставляет неудобство: мокрые ползунки или неудобная одежда. Ничего не помогает? Берите на руки и ходите, пойте, качайте, главное — делайте это с любовью, а не с чувством «ну когда же ты замолчишь». Дети очень хорошо считывают эмоции, и часто причиной расстройства малыша является плохое состояние мамы.

До тех пор, пока ребенок находится на грудном вскармливании, его здоровье и состояние полностью зависит от питания мамы. Питание мамы — здоровье малыша! Соблюдая диету, особенно в первый месяц жизни чада, мама уменьшает вероятность расстройства его пищеварения. В любом случае нужно понимать, что «животики» длятся около месяца, зубы тоже режутся не вечность; через пару месяцев вы и не вспомните, как это было.

мама с ребенком, грудничок с мамой

Не манипулирует ли ребенок

Многих волнует вопрос: если удовлетворять потребности ребенка по первому требованию, не будет ли он всегда манипулировать взрослыми?

Если бы вы физически не могли встать и принести себе воды, испытывая жажду, вы бы попросили того, кто рядом? Дети не умеют манипулировать, они просто ищут любой способ удовлетворить свои потребности, которые в первый год жизни сведены к еде и безопасности и являются жизненно необходимыми. Странно полагать, что ребёнку просто нравится наблюдать, как вокруг него бегают взрослые. Если ребёнок не успокаивается, мы либо не угадываем его нужду, либо это за пределами наших возможностей, и нам нужно просто побыть рядом с ребёнком в этом состоянии, разделить его с ним.

Раньше бытовало мнение, что не нужно бежать к грудничку по первому зову, «поорёт и успокоится». На самом деле даже животные так не поступают со своими детёнышами, а в первые месяцы жизни человеческий детёныш ещё более уязвим и нуждается в ещё большей защите и заботе. Если из раза в раз не приходить к ребенку на его крик, у него сформируется недоверие к миру, к близким, и велика вероятность того, что и он будет транслировать к нуждам других безразличие. Помимо этого, стресс, который испытывает ребёнок, может уйти в психосоматику, тормозить умственное развитие, а недоверие перейти в агрессию к недружелюбному окружающему миру.

Развитие психики и интеллекта в первый год

В период от 0 до года основное, что развивает психику ребенка, — эмоционально-личностное, или интимно-личностное, общение со значимыми взрослыми. Точнее, тот, кто заботится в этот период о ребёнке, и становится его значимым взрослым, то есть тем, с кем он ощущает себя в безопасности и кого считает своим.

В первый год жизни ребёнку нужно давать обратную связь именно в эмоциях и тактильных ощущениях, так как слов он не понимает. Поэтому любые слова при разговоре с малышом мы интуитивно раскрашиваем более яркой интонацией и выражаем в прикосновениях к нему: поглаживаем, носим на руках, целуем, обнимаем. Также для малыша в этом возрасте важно видеть глаза взрослого.

Важно подчеркнуть, что эмоции и тактильные ощущения для малыша в этом возрасте — не прихоть, а необходимость! Без этого у ребёнка развивается умственная отсталость. Помимо многочисленных экспериментов, доказательство этому — дети из детских домов, у которых нет возможности в первые годы жизни постоянно общаться со взрослыми. Восполнить этот пробел практически невозможно.

Мама устала

Если мама находится в подавленном, измотанном, уставшем состоянии, то ей обязательно нужно отдохнуть и восстановиться. Малыш требует много внимания, но если научиться понимать его, то общение превращается в радость. Когда мама находится в хорошем настроении и состоянии, оно обязательно передаётся ребёнку, с ним становится очень просто и легко, ведь, если вдуматься, нужно его лишь кормить, целовать и держать на руках.

Часто стрессом для мамы является тот факт, что она больше не принадлежит себе, что не может заниматься своими делами в привычном режиме. Однако, с другой стороны, забота о маленьком — это колоссальный опыт, который раскрывает не только в маме, но и в обоих родителях новые важные альтруистичные качества. Кроме того, год — это очень короткий период по сравнению с целой жизнью, и уже к двум годам малыш будет более автономным, если уделить ему должное внимание в самом начале.

Итак, мы выяснили, что:

1. В первый год ребёнок ищет ответы на вопросы «Рады ли мне тут?» и «Заслуживает ли этот мир моего доверия?»

2. Первые три месяца жизни — период донашивания и адаптации к жизни вне мамы, но рядом с ней.

3. Питание мамы — здоровье малыша! Чем легче для переваривания пища у мамы, тем проще справляться ребенку.

4. От 0 до года приходим на помощь по первому зову.

5. Малыш не умеет манипулировать, он просто выживает.

6. Эмоции и близость — залог успешного развития психики и интеллекта ребенка.

7. Если мама устала, ей нужно отдохнуть.

От 0 до 3 лет ребенок стремительно развивается, и здесь важно отметить, что стратегия поведения родителей должна меняться в зависимости от его роста и развития. Что подходит для младенца, не подходит для годовалого и уж тем более для трёхлетнего. И это мы разберём в следующей статье. А пока, главное, что нам нужно для воспитания малыша в первый год жизни — это любовь, внимание и забота.

Родительское отношение к ребенку от рождения до 1 года

Источник